Куперс

Бухучет и анализ

Портал паспортизации

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъясняет порядок паспортизации отходов

В связи с многочисленными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Росприроднадзором подготовлены разъяснения по актуальным вопросам. Вопрос 1. Что относится к виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов. Ответ. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее – ФККО). Документ опубликован в «Российской газете». В соответствии с пунктом 2 приказа данный документ вступает в силу с 01 августа 2014 года. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов». Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода – для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» – II класс опасности; «3» – III класс; «4» – IV класс; «5» – V класс опасности отхода. Вопрос 2. Необходимо ли хозяйствующим субъектам, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, оформлять паспорта на отходы I — IV классов опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. С 01 августа 2014, с даты вступления в силу Постановления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением. При составлении паспорта на отход I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждённых Постановлением (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отхода подтверждают его отнесение к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Таким образом, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Составление паспорта согласно Постановлению. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01 августа 2014 года, такие документы и обосновывающие материалы (*) могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода I–IV класса опасности согласно требованиям Постановления при совокупности следующих условий: 1. Наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности. К таким документам и материалам относятся (*): -свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выданное территориальным органом Росприроднадзора (ранее -территориальным органом Ростехнадзора), согласованный территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) паспорт на отход I-IV класса опасности; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав отхода, заверенные хозяйствующим субъектом: копии акта обора проб отхода, протокола результатов количественного химического анализа отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава отхода посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах); -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511), — в случае установления класса опасности отхода в соответствии с Критериями-511: расчет класса опасности отхода для окружающей среды; копии акта обора проб отхода для проведения биотестирования, протокола биотестирования отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511 по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует; -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме отхода, заверенные хозяйствующим субъектом. Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 с 01 августа 2014 подтверждением отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. Необходимо обратить внимание, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), но только при условии совпадения всех классификационных признаков отходов — происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. 2. Наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками вида отхода, включенного в ФККО и БДО (размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов»). При этом необходимо понимать, что вид отхода, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав отхода, агрегатное состояние и физическая форма отхода. На основании изложенного, в случае наличия у хозяйствующего субъекта на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды (*), то есть при условии, что ранее класс опасности вида отхода был подтвержден территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) и соответствует классу опасности вида отхода, включенного в ФККО и БДО, и при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, составляется паспорт на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, по форме, утвержденной Постановлением. При этом копия оформленного, согласно требованиям Постановления, паспорта отхода I–IV класса опасности, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности (*), подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и описью вложения или направляются почтой с сопроводительным письмом, описью вложения и с уведомлением о вручении. В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается. Вопрос 3. Какие документы необходимо оформлять на отходы V класса опасности. Ответ На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие: документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав вида отхода; информации, включающей сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отхода; при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511) – документов и материалов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Критериями-511. Вопрос 4. В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы. Ранее класс опасности отходов для окружающей среды в установленном законом порядке не подтвержден. Чем необходимо руководствоваться предприятию для выполнения требований законодательства в части паспортизации отходов. Ответ. При паспортизации отходов I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно Постановления, для отходов, включенных и не включенных в ФККО, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации. Минприроды России (письмо от 15.09.2014 № № 05-12-44/20925) указано на целесообразность при проведении с 01 августа 2014 года процедуры отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектам устанавливать класс опасности вида отхода: 1. На основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, либо, 2. При отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России. До вступления в силу указанных критериев необходимо руководствоваться Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511). В настоящее время разработанный Минприроды России проект приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой, будет в установленном порядке утвержден и направлен Минприроды России на государственную регистрацию в Минюст России. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в период отсутствия действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации, необходимо руководствоваться следующим. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды (как включенных, так и не включенных в ФККО) хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы: -заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта (в заявлении о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды указываются: фамилия, имя, и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя; полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;идентификационный номер налогоплательщика); -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта обора проб вида отхода, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений, копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода посредством соответствующих измерений, копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах; -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511) — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511; -копии акта обора проб вида отхода и документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511), по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. -предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; -предложение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования, — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511). Территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность представленных материалов заявителя (заявление с другими документами и обосновывающими материалами) и в течение 5 дней направляет их в ФБУ «ФЦАО», осуществляющее, в соответствии с п.3 приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности», проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации. В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае непредставления заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю заявление и прилагаемые к нему документы и обосновывающие материалы с мотивированным обоснованием причин возврата, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней. Проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации осуществляется ФБУ «ФЦАО», которым в территориальные органы Росприроднадзора направляется — либо заключение о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности; либо заключение о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; либо заключение о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; в Росприроднадзор направляется – заключение о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности с предложением о его включении в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования; Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения ФБУ «ФЦАО» уведомляет заявителя: о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отхода в ФККО и БДО уведомляют заявителя о включении данного вида отхода в ФККО. Территориальный орган Службы обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем. Установлено, что территориальные органы Росприроднадзора информируют заявителя о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок: при наличии в составе документов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней; при наличии в составе документов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 90 дней. Только при получении письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт, в порядке, установленном Постановлением. При этом, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и с описью вложения или направляются в его адрес почтовым отправлением с сопроводительным письмом и с описью вложения и с уведомлением о вручении. Вопрос 5. Необходимо ли переоформлять разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. В соответствие с разъяснительным письмом Минприроды России от 30.07.2014 № 05-12-44/16059, в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, сохранил преемственность с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786» (утратил силу с 01.08.2014), в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее – Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, с классом опасности этого вида отхода, установленного ФККО. Росприроднадзор обращает внимание, что вся отчетность, представляемая в Росприроднадзор и его территориальные органы, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, поступающие в Росприроднадзор и его территориальные органы с 01 августа 2014 года, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Постановления. Актуализированная информация по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после 1 августа 2014 г. размещается на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Определение класса опасности отходов. В каком случае необходимо?

В каких случаях требуется определение класса опасности отходов? Напомню этим летом произошло изменение статьи 8.2 КоАП РФ:

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ

Как видите, не определение класса опасности отходов может дорого обойтись предприятию, да и должностному лицу тоже.

Теперь обратимся к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Смотрим Приказ МПР РФ от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов 1-5 класса опасности к конкретному классу опасности»:

Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
— на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее — ФККО) и банке данных об отходах (далее — БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 ;
— при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
пункт 3 Приказа МПР РФ от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов 1-5 класса опасности к конкретному классу опасности»

Таким образом:

  • если образующийся у вас отход присутствует в ФККО и БДО, то вы устанавливаете класс опасности отхода в соответствии с кодом ФККО (последняя цифра кода ФККО). При этом:

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

пункт 5 Приказа МПР РФ от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов 1-5 класса опасности к конкретному классу опасности»

    null

  • если указанный отход отсутствует в ФККО и БДО, то вы должны пройти процедуру отнесения отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с приказом МПР РФ от 05.12.2014 № 541.

Понятно, что лучше и удобнее все же произвести определение класса опасности отходов на основании ФККО.

Какие варианты есть, если отход образуется, а в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует?

вариант 1: в течении 90 дней со дня образования отхода подтвердить отнесение отхода к конкретному классу опасности. Для этого необходимо направить в территориальное Управление Росприроднадзора 1 экземпляр документов на бумажном носителе с описью вложения (обязательно ставится штампик о получении РПН или отправляется пакет документов уведомлением о вручении):

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее — Заявление), в котором указываются:
фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя,

место его жительства,

адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы,

данные документа, удостоверяющего его личность,

основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения,

адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы,

государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:
копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977, 2014, N 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, — при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.
Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

пункт 6 Приказа МПР РФ от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов 1-5 класса опасности к конкретному классу опасности»

вариант 2: если отход образуется эпизодически, он не токсичный, в последствии вывозится на полигон, то можно его просто нигде не показывать. При проверке не предоставлять документы, подтверждающие его образования.

Если факт образования отхода доказан не будет, то и привлечь вас к ответственности по отсутствию паспорта на указанный отход, по не отнесению отхода к классу опасности ваше предприятие не смогут.

Итак, как обещала написать ощущения от Портала по паспортизации, созданного для упрощения работы по подтверждению класса опасности отходов. Задумка как всегда была отличная: создать простую форму с возможностью электронной отправки в Департамент и выгрузкой для распечатки для оформления бумажного экземпляра. По сути переход на электронный документооборот.

Но как и Модуль Природопользователя – 2 года назад – Портал паспортизации на текущий момент во многом недоработан. Об этом по порядку.

    1)Регистрация. В целом тут все достаточно просто – однако в случае, если при регистрации была допущена ошибка, то изменения внести уже нельзя. Но самое неприятное, что после окончания регистрации, данные об юридическом и почтовом адресах не сохраняются, и соответственно внести их вновь уже не представляется возможным.

    2)Форма паспорта. Справочник отходов подгружен полностью в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Поиск в поле Код ФККО работает как по числовому значения кода, так и по наименованию, что упрощает поиск необходимого кода. Однако далее идут такие поля:

    — Включен в ФККО;

    — Наименование вида отхода;

    — Агрегатное состояние.

    Все эти поля – могут быть заполнены на основании кода отхода. Однако разработчиками портала не предусмотрена данная возможность и все поля заполняются в ручную.

    Особое внимание заслуживает поле Агрегатное состояние. В Портале заложены агрегатные состояния не соответствующие действующему ФККО. Пожалуй, это самая грубая ошибка, сделанная в программе.

    Компонентный состав. Замечаний нет. Очень удобная форма для внесения данных и автоматическое суммирование процентного соотношения (что позволяет исключить возможность опечатки при внесении данных).

    Данные о расчете класса опасности. Явно не аналог программ по расчету класса опасности. Данные по параметру Wi вносятся вручную, Ki– пересчитывается по нажатии клавиши

    Класс опасности.Аналогично с полями наименования отхода – информация, которая содержится в коде, но которая не заполняется автоматически. Явная недоработка разработчиков.

    Размещение и использование отходов. К данным полям замечаний нет. Текстовое поле с достаточным количеством знаков.

    Документы. Замечательная возможность подгрузить сканированные документы для полного рассмотрения материалов в электронной форме.

    3)Распечатка документов. Удобная функция автоматическое формирование сопроводительного письма и формы исходных сведений об отходе. Формы выгружаются на отдельную веб страницу и готовы к распечатке, выгрузка в текстовый редактор не возможно. Учитывая замечания, описанные выше – это является очередной недоработкой. Адресные формы пришлось дописывать вручную.

    4)Электронная отправка материалов. Отправка в 1 нажатие клавиши. Номер заявки присваивается в течение нескольких минут. Быстро, удобно, оперативно. В связи с тем, что документы не подписаны электронной подписью, необходимо представление копии документов в бумажном варианте, но вероятно, что в связи с полным представлением материалов обоснования класса опасности в электронном виде – скорость рассмотрения документов будет ускорена.

Итак, резюме: В целом программа удобна и приятна в эксплуатации. Не вызывает такого отторжения, как было при первом знакомстве с Модулем природопользователя. Недоработки безусловно есть – но с точки зрения программирования быстро устранимые. Поэтому остается надеяться, на то что программа будет доработана по всем пунктам и будет практически использоваться всеми природопользователями страны.

С увеличением количества отходов появилась необходимость в их утилизации. Для этого были созданы специальные государственные программы — кадастры. Все предприятия периодически обязаны сдавать отчёты о переработке мусора, который появился в результате их деятельности. Предварительно юридические лица должны получить паспорт отходов, для чего необходимо обратиться на портал Модуля ГКО.

Паспорт отходов

В 1998 году вышел закон РФ «Об отходах потребления и производства». Согласно ему все предприятия, промышленные компании, юридические лица обязаны распределять мусор, образованный в результате их деятельности, по классам опасности. На всё вторичное сырьё необходимо оформить соответствующий паспорт. В этом документе указано, к какому классу отходов принадлежит мусор, какие у него свойства и способы утилизации.

Информация, которая указывается в паспорте, даёт юридическому лицу возможность осуществлять сразу несколько действий:

  • организовывать полигоны для хранения отходов;
  • правильно транспортировать их;
  • составлять инструкции для обращения с ними, которые понадобятся людям, работающим с мусором.

Только при наличии этого документа можно передавать вторичное сырьё, относящееся к 1−4 классу опасности, третьим лицам. Если не знать свойств и характеристик отходов, их физической формы и агрегатного состояния, то можно случайно спровоцировать чрезвычайные ситуации. При неправильно организованной транспортировке или хранении токсичные вещества навредят окружающей среде. Поэтому важно при заполнении данных на портале паспортизации отходов 9090 вписывать достоверную информацию.

Законные основания

Для оформления паспорта предпринимателям нужно воспользоваться порталом ГКО, где они заполнят заявки и укажут все данные о своих отходах. Документы выдаются на основании некоторых нормативных актов и законов:

  • 89-ФЗ, статья 14;
  • Постановление 712 РФ «О порядке паспортизации отходов 1−4 класса», датированное 2013 годом.

В веб-форме указаны все правила обращения с мусором. Но они касаются не всех видов вторичного сырья. Не соответствуют этим нормативным актам такие типы отходов:

  • радиоактивные;
  • биологические и медицинские;
  • с веществами, которые разрушают озоновый слой;
  • выбросы вредных элементов в атмосферу и водоёмы.

Никаких правовых оснований для паспортизации этого мусора нет. Частные предприниматели для составления документов должны предварительно отнести своё вторсырье к конкретному классу опасности, установленному в Модуле ГКО Росприроднадзора. Определение вида отходов зависит от нескольких параметров:

  • сведения, которые содержатся в государственном каталоге вторичного сырья;
  • Федеральные критерии распределения мусора согласно Приказу Министерства природы РФ (если вид отхода отсутствует, то пользуются утверждением Модуля ФККО от 2014 года).

Документ, который подтверждает класс опасности вторсырья, — это копия письма регионального органа Росприроднадзора. После предоставления справок юридическое лицо получает составленный и утверждённый паспорт по форме согласно 712 постановлению. Документ заверяется соответствующими органами и выдаётся предпринимателю под подпись. Паспорт действует бессрочно, вносить в него изменения нельзя.

Возможные проблемы

С портала можно скачать только общие Правила паспортизации, поэтому у предпринимателей возникает множество вопросов по выполнению требований. В связи с этим Министерство природы и Природнадзор выпустили несколько писем, которые помогают самостоятельно распределить отходы по соответствующим классам.

Разъяснительные документы не считаются нормативными актами, их необязательно выполнять. Достаточно только ознакомиться с ними и принять к сведению. Так как нет других справок, то в качестве методического пособия пригодятся и эти письма.

Во время проведения паспортизации юридические лица могут столкнуться с рядом проблем:

  • необходимость подтверждения состава вторичного сырья, а также товаров, которые утратили свои потребительские свойства;
  • обязательное определение физических и химических свойств отходов;
  • отсутствие правил по распределению мусора по классам опасности и инструкция заполнения веб-формы паспорта.

Компонентный состав

В Правилах паспортизации не числятся конкретные требования к определению компонентного состава отходов, к которым относят утратившие потребительские свойства товары, указанные в Модуле ГКО 9090 и ФККО-2014. Поэтому предпринимателям непонятно, есть ли необходимость проводить исследования в лабораторных условиях на территории компании.

К примеру, большинство отработанной компьютерной техники относится к четвёртому классу. Законодательство требует изучения каждой мыши, а стоимость этой процедуры составляет около 1 тыс. рублей. Так как во многих организациях такой вид отходов ежегодно образуется в огромном количестве, то на лабораторные исследования приходится тратить крупные суммы.

Перед тем как включить вторсырье в паспорт, необходимо определить его состав и класс опасности. После этого сотрудники Росприроднадзора рассматривают предоставленные материалы и принимают решение о включении конкретного вида отходов в ФККО, присваивают им подходящий тип опасности. Это позволяет юридическим лицам не проводить исследований самостоятельно, а доверить эту работу специалистам.

Свойства вторсырья

Класс степени опасности согласно третьему пункту Правил паспортизации устанавливается на основе свойств вторичного сырья, а также в зависимости от степени вредного влияния на окружающую среду. В госконтроле не используется понятие опасных функций, а данные о химическом составе мусора не вносятся в документацию. В 2002 году Министерство природы РФ установило 13-значный код типа отходов, в котором 11 и 12 цифра указывали на степень опасности:

  • 0 — нет данных;
  • 1 — токсичность;
  • 2 — взрывоопасность;
  • 3 — воспламеняемость;
  • 4 — высокая способность реакции;
  • 5 — содержание вирусов инфекционных болезней;
  • 99 — нет опасных свойств.

Остальные цифры заключают сочетание других показателей. В ФККО не предусмотрено такого обозначения. Специалисты утверждают, что законодательство зря устранило эти коды, так как именно класс опасности определяет способы транспортировки, хранения и утилизации отходов. Если вторсырье высокотоксично, то склад, где его содержат, должен хорошо проветриваться. Пожароопасный мусор хранят вдали от легковоспламеняющихся предметов и источников огня, а также располагают рядом с ним огнетушители.

Отсутствие образца

Часто при заполнении паспорта у юридических лиц возникают вопросы о необходимой информации, ведь чёткой инструкции нет. В ФККО есть конкретные типы вторсырья, их наименование, классификация и кодовая 11-значная система. Эту информацию нужно указывать в первой строке документа, который находится в государственном ПТК.

Затем следуют данные о свойствах и агрегатном состоянии отходов. В коде девятая и десятая цифры отвечают именно за эту информацию:

  • 00 — нет данных;
  • 01 — твёрдый мусор;
  • 02 — жидкое состояние;
  • 03 — пастообразное;
  • 04 — шлам;
  • 05 — коллоид или гель;
  • 06 — эмульсия;
  • 07 — суспензия;
  • 08 — сыпучий материал;
  • 09 — гранулированные отходы;
  • 10 — порошок;
  • 11 — пыль;
  • 12 — волокна;
  • 13 — готовый товар, утративший потребительские свойства;
  • 99 — прочая информация.

Другие цифры отвечают иным физическим формам. С ними можно ознакомиться на портале модуля, где данные представлены в виде таблицы.

Решение трудностей

Проблемы можно решить с помощью законов и нормативных актов. Сначала необходимо устранить требования подтверждения состава отходов. Описание, которое необходимо внести, может иметь разные формы:

  • ртутные, люминесцентные, кварцевые лампы, утратившие свои потребительские способности;
  • системный компьютерный блок, который потерял товарные свойства;
  • клавиатура и мышь вместе с соединительными проводами, потерявшие потребительские функции.

Желательно избавить процедуру оформления от ввода исчерпывающей информации о форме вторсырья в виде подобных товаров. И хотя уже есть среднестатистический список компонентного состава некоторых отходов, представленный в федеральном классифицированном каталоге, но эта информация не может быть исчерпывающей для разных предприятий, так как товары отличаются техническими свойствами.

Эта информация только упрощает работу местных органов Росприроднадзора, которые принимают решение о конкретном виде вторсырья, поэтому необходимо требовать подтверждения о классе опасности. От этого зависит от содержание вредных веществ в списанном товаре, утверждение одной формы соответствующей документации и разработка подробной инструкции оформления и работы с паспортами.

Согласно Федеральному Закону 89 отходы делят на пять классов:

  • первый — чрезвычайная степень опасности;
  • второй — высокая;
  • третий — умеренная;
  • четвёртый — малая;
  • пятый — практически неопасные.

Перед паспортизацией предприниматель собирает все сведения о накопившемся мусоре, составляет отчёты и отдаёт их в соответствующие инстанции. В БДО должна содержаться такая информация:

  • код отхода согласно ФККО 2014;
  • название вторсырья;
  • производство и происхождение, технологический процесс;
  • состав (полное наименование всех компонентов);
  • физическое и агрегатное состояние;
  • класс степени опасности.

Пока не будет проведена автоматическая проверка данных об отходах, юридическое лицо обязано самостоятельно изучить их с помощью функций Модуля ГКО. Информация, содержащаяся в заявке, должна совпадать по параметрам, которые требует государственный контроль.

ООО «Онлайн Экология»

УТВЕРЖДАЮ

(наименование должности и наименование организации)

(фамилия, инициалы)

(подпись)

» __»_________ __ г.

ИНСТРУКЦИЯ N ________

по обращению с отходами IV класса опасности

«Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ»

г. (название)

(год)

1. ЦЕЛЬ 3

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 3

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ 5

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА 5

7. ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ 6

8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ 8

9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ 8

10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ 8

11. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ 9

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 9

13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 10

14. ЛИСТ РАССЫЛКИ 10

15. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 10

1. ЦЕЛЬ

Инструкция определяет порядок обращения с отходами 4 класса опасности «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» на __ООО «Онлайн Экология»__.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Инструкция применяется самим предприятием __ООО «Онлайн Экология»__ и его подразделениями (филиалами).

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

6.Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

7. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 г. N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

8. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

9. Временные правила охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 15.07.1994 г.);

10. ГОСТ Р 57678-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов;

11. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Специализированные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

Класс опасности отходов — характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242, указанный вид отхода имеет код 8 90 000 01 72 4 и относится к IV классу опасности — малоопасным отходам.

Компонентный состав отхода:

— Остатки цемента;

— Песок;

— Бой керамической плитки;

— Бой штукатурки;

— Бой кирпичной кладки;

— Лом бетона;

— Древесные отходы;

— Железо;

— Стекло;

— Полимеры;

— Прочие.
#x200e Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться результатами химического анализа образующихся отходов.

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА

Опасные свойства мусора от ремонтных работ для окружающей среды заключается в возможном пылении, загрязнении почв, водных объектов от атмосферных осадков при его хранении открытым способом.

Материалы для их сохранности и повышения срока службы пропитывают химическими составами, что при попадании таких материалов в отходы и их накоплении может повлечь выделение опасных веществ в атмосферу почву, водные объекты и привести к их загрязнению.

Мелкие дисперсные взвеси (пыль), пары химических веществ (пропиток) от отходов, которые образуются в ходе проведения ремонтных работ и разрушении крупных кусков отходов бетона, цемента, в дыхательных путях человека могут нанести тяжелый вред. Они могут вызывать отравление и аллергические реакции.

7. ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ

В целях охраны окружающей среды образование и накопление отходов необходимо постоянно контролировать.

На предприятии администрацией назначены лица, ответственные за порядок накопления и ведение первичного учета и сдачи для дальнейшей утилизации данных отходов.

Ответственные лица ознакомлены с Инструкцией и обязаны следить за ее выполнением.

Для предотвращения вредного воздействия временно хранящихся отходов на здоровье человека, предприятие стремится к сокращению сроков накопления отходов.

Сбор и хранение строительных отходов необходимо осуществлять раздельно по видам, с соблюдением природоохранных, санитарно-эпидемиологических, требований законодательства.

При хранении строительных отходов непосредственно на объекте образования строительных отходов, должны предусматриваться специальные стационарные склады, площадки или оборудование (бункеры-накопители, контейнеры и т.п.).

При осуществлении хранения строительных отходов на специально организованных площадках на территории объекта образования строительных отходов путем складирования в открытом виде или в негерметизированной открытой таре необходимо предусматривать, чтобы содержание вредных веществ в воздухе на высоте до 2 м от поверхности земли не превышало 30% значений предельно допустимых концентраций (ПДК) для воздуха рабочей зоны, а содержание вредных веществ в подземных и поверхностных водах и почве на территории объекта образования строительных отходов не превышало установленных ПДК этих веществ и требований по охране поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Места временного хранения (складирования) строительных отходов отвечают следующим требованиям:

— места хранения располагаются непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке, арендованном хозяйствующим субъектом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы, под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;

— размер (площадь) места хранения, позволяет распределить весь объем временного хранения образующихся строительных отходов на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/м;

— места хранения должны имеют ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407;

— места хранения исключают загрязнение строительными отходами почвы и почвенного слоя;

— размещение отходов в местах хранения осуществляется с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования строительных отходов;

— для раздельного складирования габаритных строительных отходов (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 м в необходимом количестве;

— раздельное складирование негабаритных отходов, не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;

— к местам хранения исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом.

При временном хранении строительных отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре соблюдаются следующие условия:

— временные склады, открытые площадки и оборудование располагаются с подветренной стороны по отношению к жилой постройке, непосредственно на территории объекта образования строительных отходов или в непосредственной близости от него на участке;

— поверхность хранящихся насыпью строительных отходов защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыты брезентом, оборудованы навесом и т.д.);

— хранение строительных отходов и оборудования осуществляется на площадке с твердым, водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон и др.);

— при хранении строительных отходов в открытых емкостях, размеры площадки превышают по всему периметру размеры емкостей для хранения на 1 м;

— емкости для хранения строительных отходов имеют маркировку с указанием наименования (вида) собираемого отхода;

— размер (площадь) площадки для сбора и хранения строительных отходов распределяет весь объем хранения образующихся строительных отходов на площадке с нагрузкой не более 3 т/м;

— площадка для хранения имеет ограждение по всему периметру, не имеющее проемов, кроме ворот, а также площадка исключает загрязнение окружающей среды строительными отходами.

При накоплении отходов запрещается:

1. Накопление отходов в месте, не предназначенном для складирования таких отходов.

2. Накопление отходов более 11 месяцев.

3. Превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов.

4. Смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов.

5. Хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;

6. Выброс, отходов на:

— на почву;

— в системы канализации;

— в поверхностные и подземные водные объекты;

— разбрасывание по территории предприятия;

7. Любые действия (бросать, ударять, разбирать, переворачивать на бок или вверх дном и т. п.), могущие привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами.

8. Выброс в контейнер с твердыми коммунальными отходами, сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов, физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

9. Размещение отходов, на полигонах твердых коммунальных отходов;

10. Захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Накопление отходов осуществляется на производственной территории __ООО «Онлайн Экология»__. При организации мест временного хранения (накопления) отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности.

Оборудование мест временного хранения (накопления) проведено с учетом класса опасности, физико-химических свойств отходов, а также с учетом требований соответствующих ГОСТ-ов и СНиП-ов.

8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ

Учёт образования и движения отхода ведётся согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Данные учета в области обращения с отходом оформляются в письменном виде (приложения 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами).

9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Мусор от ремонтных работ передается на размещение в специализированные организации, эксплуатирующие полигон, на основании договора.

При сдаче отход взвешивается при представителе предприятия, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме. Также исполнитель должен отдать представителю предприятия Приемосдаточный акт и счет-фактуру.

На предприятии также может быть заключен договор о передаче отходов на использование другим предприятиям. Сведения о наименованиях предприятий и договорах, заключенных с ними, указываются в данном разделе.

10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ

Транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:

— наличие паспорта отхода;

— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

— соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

— наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Отходы транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта.

Транспортирование отходов мелкими отправками должно проводиться только в пакетированном виде.

Пакеты должны формировать из однородных грузов.

Для формирования пакетов должны применяться универсальные или специализированные многооборотные и одноразовые средства пакетирования.

Транспортирование отходов осуществляется специализированной организацией. Периодичность вывоза отхода определяется в договоре. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортированием и разгрузкой отходов механизированы.

Ответственность за безопасность загрузки, транспортирование и разгрузки отходов лежит на организации, в соответствии с договором.

В обязанности грузоотправителя входит механизированная погрузка грузов. При погрузке грузов водитель не должен находиться в кабине автомобиля. После выгрузки груза автомобили должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза.

В случае, когда по условиям договора автотранспортное предприятие или организация освобождается сдавать груз — очистка автомобиля проводится грузоотправителем.

При перевозке грузов навалом, насыпью маркировка не производится.

11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ (АВАРИЙНЫХ) СИТУАЦИЙ

Аварийной ситуацией может считаться разрушение контейнера с отходами и попадание мелких частиц в воздушную среду, что может вызвать сильное запыление складских помещений или территории предприятия.

При ликвидации просыпи отходов необходимо исключить попадание мелких частиц в дыхательные пути на кожу и слизистые оболочки человека.

Для этих целей на предприятии в обязательном порядке имеется спецодежда, респираторы и защитные очки.

Сотрудник(и) ответственный(е) за ликвидацию аварийно ситуации собирают в новый герметичный контейнер просыпанные отходы, после чего перемещают отходы из поврежденного контейнера в новый.

Новый контейнер помещается в специально отведенное место для накопления отходов.

Для исключения нахождения в воздухе частиц пыли помещение тщательно проветривается, после эвакуации из помещения сотрудников, не относящихся к устранению аварийно ситуации.

Запрещается привлекать для работ лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с указанными отходами.

В месте сбора отходов разрешается хранить отходы в количестве, не превышающем утвержденных норм.

Не разрешается загромождать места сбора отходов и подходы к ним.

В местах сбора отходов не разрешается хранить посторонние предметы, личную одежду, спецодежду, средства индивидуальной защиты, принимать пищу.

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ

Исполнитель:

Инженер по охране окружающей среды (эколог) Дата: ________________________

13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

№ п/п

Должность

Дата

Подпись

ФИО

Главный инженер

Нач.отдела ГО, ЧС и экологической безопасности

Нач.отдела охраны труда

Зам.генерального директора по правовым вопросам

14.ЛИСТ РАССЫЛКИ

№п/п

Подразделение

Должность

Дата

ФИО

Подпись

15. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ

(наименование обособленного подразделения (филиала) ООО «Онлайн Экология»)

(наименование структурного подразделения филиала)

№ п/п

Должность

Дата

ФИО

Подпись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх