Куперс

Бухучет и анализ

Постановление 1376 МФЦ

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

В Минусинске второй день подряд гостят члены краевого Заксобрания. Накануне в администрации города состоялось выездное заседание комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению.

Депутаты обсудили качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров в муниципальных образованиях.

Мероприятие проходило совместно с членами секции по вопросам местного самоуправления Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края. Перед началом рабочей встречи народные избранники побывали в Минусинском МФЦ, пообщались с его сотрудниками и посетителями, передает пресс-служба парламента.

«В каждой территории мы должны воспользоваться возможностью ознакомиться с работой многофункционального центра, проверить, как оказываются государственные и муниципальные услуги, — рассказал первый вице-спикер, председатель комитета Сергей Попов. — Мы такое же мероприятие планируем организовать в ряде других территорий, а в конце провести большое совещание на эту тему — насколько удобно, правильно и быстро оказываются услуги. Сегодня мы в докладе услышали о ситуации не только в Минусинске, но и в целом по южным территориям. Разговор был откровенный: мы узнали о проблемах, о том, что получается.

Отметил бы несколько моментов. Минусинский центр за год сократил время ожидания посетителей с 19 до 10 минут и теперь укладывается в норматив. Это связано с увеличением числа окон и специалистов, которые работают с заявителями. Сотрудники центра произвели впечатление компетентных и грамотных специалистов. Мы услышали позитивные отзывы посетителей. Понятно, что мы не попали в час-пик, тем не менее представление о работе центра получили. Отрицательных впечатлений нет, но мы прогнозируем рост числа услуг, которые будет предоставлять МФЦ в ближайшем будущем. В этой части хотелось бы отметить, что поток посетителей не сокращается, несмотря на то, что люди регистрируются на портале госуслуг и многое получают там. И есть основания говорить об увеличении этого потока. Об этих рисках мы поговорим с представителями минэкономразвития».

Словосочетание «Одно окно» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, ассоциируется с единой точкой для получения информации об осуществлении административных процедур. Как и любая другая развивающаяся система, система работы по обращениям граждан нуждается в модернизации и должна претерпевать изменения, которые диктуют реалии сегодняшнего дня

Особенно актуальным в этой связи является упрощение, оптимизация процессов информационного взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями, ведь это и есть квинтэссенция «электронного правительства» — создание простых и удобных механизмов общения граждан и государства.

На законодательном уровне принят ряд мер по переходу на безбумажный документооборот на республиканском уровне, информационное взаимодействие граждан и государства в электронном виде. Это позволит в том числе повысить мобильность, сэкономить время на получение административных решений для рядовых граждан.

С целью дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан служба «Одно окно» переводится в электронный вид. Еще в 2010 году был разработан и презентован программный комплекс «Одно окно», внедрен в 79 районах республики. Общее количество пользователей системы составило 2341 оператор. Эксплуатация комплекса выявила ряд изъянов и недоработок, у пользователей на местах возникли конструктивные замечания и предложения по совершенствованию работы системы.

Согласно поручению Совета Министров Республики Беларусь с 1 ноября 2017 года осуществляется планомерный переход на использование ПК «Одно окно» — вторая очередь.

18 ноября 2016 г. в Национальном центре электронных услуг, который определен оператором комплекса, состоялась презентация работы второй очереди ПК «Одно окно» на республиканском уровне

Доработки коснулись как программно-технической архитектуры системы, так и процессов информационного взаимодействия ее участников.

Базовой точкой доступа при дистанционной подаче заявлений об осуществлении административных процедур в электронном виде (заявок на их осуществление) и получении, соответственно, результатов административных решений в виде электронного документа законодательно определен Единый портал электронных услуг, размещенный в сети интернет по адресу portal.gov.by. На портале реализован механизм выполнения полного цикла действий по получению административной процедуры онлайн для граждан:

  • подача заявки на выполнение административной процедуры;
  • прикрепление необходимых запрашиваемых документов (скан документа либо его изображение, полученное с телефона);
  • оплата через ЕРИП;
  • отслеживание хода выполнения заявки в личном кабинете.

Концептуальной доработкой программного комплекса для операторов ПК «Одно окно» стала реализация трех способов получения информации, необходимой для осуществления административной процедуры:

  1. Взаимодействие с государственными информационными ресурсами.

Реализована возможность получения данных из крупнейших республиканских информационных ресурсов: автоматизированных систем «Паспорт» и «Административно-территориальные и территориальные единицы», что позволит сократить время на заполнение заявлений, предоставление административных решений.

  1. Взаимодействие «оператор-оператор».

Реализована возможность запросить необходимые данные у другого, территориально удаленного, оператора ПК «Одно окно».

  1. Взаимодействие с СМДО.

Использование глобальной системы межведомственного электронного документооборота позволит получить данные удаленно из любого ведомства, подключенного к системе (в настоящее время к СМДО подключены все высшие органы власти, министерства, городские, районные, областные исполнительные комитеты, более 3000 государственных организаций по всей республике).

Кроме того, разработан новый блок аналитики и отчетности, предусмотрена возможность сканирования пакета документов, предоставленного заявителем, его хранения в базе данных ПК «Одно окно» для дальнейшего его использования при рассмотрении заявления.

В целом модернизация комплекса позволит упростить работу специалистов по электронной регистрации обращений граждан, направлению запросов, повысить скорость работы комплекса

На сегодняшний день пользователям Единого портала электронных услуг доступны административные процедуры МАРТ, ГПК и Государственного таможенного комитета, в частности, онлайн можно получить пропуск на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне или пропуск на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В будущем к переводу в электронный вид планируются административные процедуры других ведомств, к примеру, МВД и МНС (выдача выписки из данных учёта налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней).

Таким образом, можно констатировать, что удобный полнофункциональный инструмент для осуществления административных процедур онлайн создан. Единственным сдерживающим фактором масштабного внедрения второй очереди ПК «Одно окно» на местах является отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей выполнять административные процедуры в электронном виде, активная работа по формированию которой ведется в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх