Куперс

Бухучет и анализ

Постановление об отстранении от должности

Статья 114. Временное отстранение от должности

СТ 114 УПК РФ

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 114 Уголовно-процессуального кодекса

1. В соответствии с предписаниями комментируемой статьи временное отстранение от должности, как мера процессуального принуждения, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

2. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может:

1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении);

2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств;

3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора военного суда.

Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного расследования. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в течение 48 часов с момента поступления ходатайства. Суд вправе отказать в удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным. В случае если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.

Временное отстранение обвиняемого (подозреваемого) от должности

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности, предусмотренное ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения.

Данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность.

Отстранение от должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов и т.п.).

Данное ограничение может быть применено наряду с избранием меры пресечения.

Временное отстранение от должности осуществляется на основании постановления судьи в случае удовлетворения ходатайства следователя или дознавателя, согласованного прокурором.

Ходатайство рассматривается единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления с участием обвиняемого (подозреваемого), его защитника, прокурора, а также иных участников процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в таком судебном заседании обвиняемого (подозреваемого) является его правом, а не обязанностью.

Постановление судьи о временном отстранении от должности может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем и прокурором в апелляционном порядке.

Дальнейшее обжалование осуществляется по правилам, предусмотренным гл. 47.1, 48.1 УПК РФ.

Копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению.

На период отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

В период отстранения от должности (работы) в связи с уголовным преследованием трудовые отношения с работником не прекращаются, работник лишь освобождается от обязанности выполнять работу в соответствии с трудовым договором и заработная плата ему не начисляется. Тем самым обе стороны трудового договора освобождаются от выполнения возложенных на них обязанностей, формально сохраняя статус работника и работодателя и не прекращая трудовых отношений, что в данной ситуации может выступать препятствием для трудоустройства отстраненного работника к другому работодателю и получения соответствующего дохода, однако не лишает его возможности заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству.

Обвиняемый (подозреваемый), к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, размер которого определяется Правительством Российской Федерации.

Пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу.

Копия решения суда, заверенная в установленном порядке в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого по его ходатайству.

Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.

Выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу в силу п. 1 ст. 131 УПК РФ возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. Следовательно, суд (дознаватель, следователь) может позволить выплачивать пособие и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Таким образом, если казенное учреждение, в котором сотрудник временно отстранен от должности, получило постановление районного суда, согласно которому обязанность по выплате данного пособия возлагается на него, поскольку оно получает финансирование из федерального бюджета, учреждение обязано будет его исполнить.

Данное пособие налогом на доходы физических лиц не облагается. Страховыми взносами в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования пособие также не облагается.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения.

Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость.

Постановление дознавателя, следователя об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене данной меры процессуального принуждения, может быть обжаловано в судебном порядке,

Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или суд выносит оправдательный приговор, у лица, в отношении которого была принята данная мера, возникает право на возмещение причиненного ему вреда.

Это означает, что лицо восстанавливается в прежней должности и имеет право на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При вынесении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность.

В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно решается в приговоре суда.

Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).

Судебные решения при применении меры уголовно-процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. Статьи по предмету Уголовный процесс

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВИДЕ ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ
    Ф. МУСИН, Р. БИКМИЕВ
    Фанис Мусин, председатель Вахитовского районного суда г. Казани, заслуженный юрист Республики Татарстан, кандидат юридических наук.
    Рамиль Бикмиев, помощник судьи Вахитовского районного суда г. Казани, аспирант юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.
    Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности занимает особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения, поскольку оно ограничивает закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию, а если речь идет об отстранении от должности государственного служащего, то и право на равный доступ к государственной службе, предусмотренное ч. 4 ст. 32 Конституции РФ.
    Только суд, в том числе и в досудебном производстве, правомочен принимать решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В уголовном судопроизводстве «отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении подозреваемого или обвиняемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по уголовному делу или исполнению приговора» <1>. В п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. N 429-О разъяснено, что временное отстранение от должности подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на занимаемой им должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу <2>. Указанные основания должны вытекать из конкретных фактов, установленных органами дознания или предварительного следствия путем доказывания.
    ———————————
    <1> Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.В. Смирнова. М.: Проспект, 2009. С. 484.
    <2> Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. N 429-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Щербинина Алексея Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями части третьей статьи 50, части шестой статьи 114, пункта 8 части второй статьи 131 и части второй статьи 248 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
    Поводом к рассмотрению в суде вопроса, связанного с отстранением от должности, является соответствующее ходатайство дознавателя, возбужденное с согласия прокурора либо следователя с согласия руководителя следственного органа или его заместителя (ч. 1 ст. 114 УПК РФ). Указанное ходатайство подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента его поступления районным или того же уровня военным судом по месту производства предварительного расследования (ч. 2 ст. 114 УПК РФ). Судебное заседание по рассмотрению ходатайства о временном отстранении от должности является открытым и рассматривается судьей единолично с обязательным ведением протокола секретарем судебного заседания. По результатам его рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК РФ).
    Постановлением судьи Актанышского районного суда Республики Татарстан от 7 апреля 2010 г. удовлетворено ходатайство следователя о временном отстранении от должности инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД республики К., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ. Решение судьи обосновано тем, что К., будучи инспектором дорожно-патрульной службы и, следовательно, имея властные полномочия, может оказать давление на свидетелей и иным путем воспрепятствовать осуществлению предварительного следствия <3>.
    ———————————
    <3> Справка о практике рассмотрения судами Республики Татарстан материалов о применении иных мер процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности) за период 2010 год и 1-е полугодие 2011 г. // http://vs.tat.sudrf.ru.
    В другом случае Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани от 30 сентября 2011 г. отказано в удовлетворении ходатайства следователя о временном отстранении от должностей заместителя главного врача городской поликлиники N 10 по организационно-методической работе и врача-статиста этой же поликлиники М., подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ. Данное решение принято в связи с тем, что следователем в постановлении, а также в судебном заседании не приведены достаточные мотивы, обосновывающие необходимость отстранения названных лиц от занимаемых должностей <4>.
    ———————————
    <4> Архив Вахитовского районного суда г. Казани. Материал N 3/8-3/2011.
    Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 г. названное постановление в отношении М. оставлено без изменения, а кассационное определение прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан без удовлетворения <5>.
    ———————————
    <5> См.: Там же.
    Кроме установленных в ч. 2 ст. 114 УПК РФ иных способов разрешения ходатайства уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено. Вместе с тем на практике встречаются ситуации, когда на момент рассмотрения судом ходатайства об отстранении от должности основания в его применении уже отпадают (в частности, увольнение подозреваемого или обвиняемого по собственному желанию или отказ дознавателя или следователя от заявленного ходатайства, отзыв руководителем следственного органа ходатайства следователя и другое). В таких случаях на практике зачастую выносятся решения о прекращении производства по ходатайству. В подобных ситуациях, разрешая ходатайство о применении рассматриваемой меры принуждения, суды, как представляется, вполне обоснованно прекращают производство по ходатайству в связи с отсутствием оснований в ее применении. Так, постановлением Вахитовского районного суда г. Казани производство по ходатайству следователя о временном отстранении от должности гражданина З. прекращено в связи с тем, что на момент рассмотрения судом ходатайства подозреваемым З. был расторгнут трудовой договор и он был уволен с места работы <6>. Ленинским районным судом г. Владимира производство по рассмотрению ходатайства следователя о временном отстранении от должности обвиняемого М. прекращено ввиду того, что отпали основания применения названной меры процессуального принуждения, поскольку в ходе судебного разбирательства обвиняемый представил суду копию приказа о его увольнении по собственному желанию, а участвующий в деле прокурор просил суд производство по ходатайству прекратить <7>.
    ———————————
    <6> Архив Вахитовского районного суда г. Казани. Материал N 3/5-2/2010.
    <7> www.moscowcourt.org.
    Верховный суд Республики Татарстан отменил постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани о временном отстранении С., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в связи с тем, что судом ходатайство следователя рассмотрено без участия обвиняемого и его защитника. Материалы ходатайства были направлены в тот же суд на новое рассмотрение. При новом рассмотрении в судебном заседании следователь отказался от заявленного ходатайства, сообщив, что необходимость в применении указанной меры процессуального принуждения отпала в связи с окончанием следствия по делу. На этом основании судья прекратил производство по данному ходатайству <8>.
    ———————————
    <8> Архив Вахитовского районного суда г. Казани. Материал N 3/5-5/2005.
    Постановлением судьи этого же суда производство по ходатайству следователя о временном отстранении от должности директора МУП «Спецавтобаза» Б. прекращено в связи с тем, что на момент рассмотрения ходатайства следователя уголовное дело в отношении Б. было направлено в суд для рассмотрения по существу <9>.
    ———————————
    <9> Архив Вахитовского районного суда г. Казани. Материал N 3/5-1/2006.
    Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани производство по ходатайству следователя о временном отстранении от должности главного врача Казанского детского терапевтического санатория N 1 М. прекращено в связи с тем, что от руководителя следственного отдела поступило ходатайство об отзыве ходатайства следователя по причине нахождения отстраняемого лица на стационарном лечении и невозможностью его участия в рассмотрении ходатайства судом <10>.
    ———————————
    <10> Архив Вахитовского районного суда г. Казани. Материал N 3/5-4/2008.
    В отсутствие детальной законодательной регламентации того или иного правового института разъяснения относительно путей разрешения подобных вопросов дает Пленум Верховного Суда РФ (далее — Пленум). В качестве примера можно привести порядок применения ст. 125 УПК РФ, которой предусмотрена возможность принятия судьей при рассмотрении жалобы в порядке названной статьи решений: а) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.
    Однако в п. 8 Постановления Пленума от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ» разъясняется, что в случае, если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению <11>.
    ———————————
    <11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 18 февраля.
    Вместе с тем, как представляется, пробел в регулировании института отстранения от должности целесообразно было бы устранить путем внесения в ст. 114 УПК РФ ч. 2.1 следующего содержания:
    «По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит одно из следующих постановлений:
    1) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
    2) об отказе в удовлетворении ходатайства;
    3) о прекращении производства по ходатайству».
    Предложенное дополнение, по нашему мнению, позволит судам единообразно применять указанную нами меру принуждения, а также прекращать производство по ходатайствам следователя или дознавателя о временном отстранении от должности за отсутствием оснований в его рассмотрении при установлении указанных обстоятельств в судебном заседании.
    Постановление о временном отстранении от должности подлежит обжалованию в течение десяти суток с момента его вынесения участниками процесса, а также администрацией по месту работы отстраненного лица <12>. Обжалование решения об отстранении от должности не приостанавливает данную меру принуждения. На основании ч. 3 ст. 114 УПК РФ постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и обращается к исполнению немедленно. Дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело, обязан осуществлять контроль за исполнением постановления суда об отстранении от должности. В ходе предварительного следствия временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя, когда в принятии этой меры отпадает необходимость. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется.
    ———————————
    <12> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П // СПС «КонсультантПлюс».
    Пристатейный библиографический список
    Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.В. Смирнова. М.: Проспект, 2009.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Комментарий к статье 114 УПК РФ:

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями <1>;

———————————
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх