Куперс

Бухучет и анализ

Постоянные представительства

Постпредство

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСТОЯННОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1316

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, обеспечение участия Российской Федерации в которых возложено в установленном порядке на Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее именуется МИД России).
2. Постоянное представительство Российской Федерации при международной организации (далее именуется Постоянное представительство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в соответствующей международной организации.
Постоянное представительство учреждается, если это допускается правилами соответствующей международной организации, в месте нахождения штаб — квартиры международной организации или ее отделения по решению Правительства Российской Федерации.
Постоянное представительство входит в систему МИДа России.
3. Постоянное представительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Постоянном представителе Российской Федерации при международной организации, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также международными договорами Российской Федерации, другими применимыми нормами международного права, правилами международной организации, ее соглашениями с государством пребывания и с учетом законодательства государства пребывания.
4. Постоянное представительство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в соответствующей международной организации и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию участия в деятельности органов международной организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов. Указанные делегации и группы специалистов оказывают Постоянному представительству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке согласовывают с Постоянным представительством свою деятельность.
5. На здании Постоянного представительства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью «Постоянное представительство Российской Федерации при (наименование международной организации)» на русском языке и одном из официальных языков международной организации, а также на государственном языке государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики соответствующей международной организации и государства пребывания.
6. Постоянное представительство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.
Сотрудники Постоянного представительства и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Постоянного представительства

7. Основными задачами и функциями Постоянного представительства являются:
представительство Российской Федерации в соответствующей международной организации; защита национальных интересов в рамках международной организации, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в международной организации;
обеспечение участия Российской Федерации в деятельности международной организации;
выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Постоянному представительству только через МИД России;
выяснение и анализ деятельности международной организации, состояния и основных тенденций развития сотрудничества в рамках международной организации государств — членов международной организации и наблюдателей при международной организации; информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам деятельности международной организации, внесение в установленном порядке предложений по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности международной организации;
получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Постоянного представительства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;
содействие осуществлению целей и принципов международной организации, членом которой является Российская Федерация, реализации ее решений и выполнению принятых в ее рамках международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
ведение переговоров с международной организацией и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров и других документов по вопросам, относящимся к деятельности международной организации;
поддержание контактов с секретариатом международной организации, постоянными представителями (постоянными представительствами) государств — членов международной организации и миссиями постоянных наблюдателей при международной организации, а также с органами государственной власти, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами государства пребывания, средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Постоянного представительства;
участие в подготовке и осуществлении визитов должностных лиц и официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации, связанных с проведением мероприятий в рамках международной организации;
выполнение иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами соответствующей международной организации, нормами международного права и с учетом законодательства государства пребывания.

III. Структура и организация деятельности Постоянного представительства

8. Постоянное представительство возглавляется Постоянным представителем Российской Федерации при международной организации (далее именуется Постоянный представитель), являющимся полномочным представителем Российской Федерации при международной организации.
9. Постоянный представитель назначается и отзывается по предложению Министра иностранных дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
10. Постоянный представитель непосредственно руководит работой Постоянного представительства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Постоянное представительство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Постоянного представительства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.
Основные права и обязанности Постоянного представителя регламентируются Положением о Постоянном представителе Российской Федерации при международной организации.
В случае отсутствия в государстве пребывания Постоянного представителя его функции выполняет исполняющий обязанности Постоянного представителя, назначаемый в установленном порядке из числа его заместителей или старших дипломатических сотрудников Постоянного представительства.
Если Постоянным представителем является по совместительству Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в государстве пребывания, в его отсутствие исполняющим обязанности Постоянного представителя является Временный поверенный в делах Российской Федерации или один из старших дипломатических сотрудников, назначаемые в установленном порядке.
11. Обеспечение безопасности Постоянного представительства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Постоянного представительства осуществляются Постоянным представителем непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.
Меры по обеспечению безопасности Постоянного представительства, включая действия в условиях чрезвычайных ситуаций в государстве пребывания, сотрудников Постоянного представительства и членов их семей, по соблюдению в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания их привилегий и иммунитетов, по организации защиты государственной и иной охраняемой законом тайны осуществляются Постоянным представительством во взаимодействии и по согласованию с Посольством Российской Федерации в государстве пребывания.
12. Штатное расписание Постоянного представительства утверждается в установленном порядке МИДом России.
Права и обязанности сотрудников Постоянного представительства определяются законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России и должностными инструкциями. Сотрудники Постоянного представительства обязаны выполнять приказы и указания Постоянного представителя, а в его отсутствие — исполняющего обязанности Постоянного представителя.
13. В Постоянном представительстве могут создаваться отделы или группы по направлениям его деятельности.
14. Работа Постоянного представительства строится на основе квартальных планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.
15. Назначение в штат Постоянного представительства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности (советник и выше) учитывается мнение Постоянного представителя.
16. В состав Постоянного представительства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.
Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.
17. При Постоянном представительстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа.
18. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Постоянном представительстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

19. Постоянное представительство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, счета в банках.
20. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Постоянного представительства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постоянное представительство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения им с учетом законодательства государства пребывания.
21. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Постоянного представительства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России, других соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
22. Учреждение и деятельность миссий постоянных наблюдателей Российской Федерации при международных организациях, обеспечение представительства Российской Федерации в которых возложено на МИД России, осуществляются применительно к порядку, установленному настоящим Положением, с учетом правил соответствующей международной организации.

Новая редакция НК не предусматривает существенных изменений норм, регулирующих налогообложение деятельности иностранных организаций. Вместе с тем 24 мая 2019 г. Министерство по налогам и сборам опубликовало рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство (письмо от 24.05.2019 № 4-2-15/00761).

Рассмотрим некоторые из них.

Когда возникают налоговые обязательства?

Основными критериями, которые влекут признание деятельности иностранной организации деятельностью постоянного представительства (далее — иностранные организации) в Беларуси для целей налогообложения, являются следующие:

1) наличие у иностранной организации на территории Беларуси постоянного места деятельности, через которое эта организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность;

2) организация или физическое лицо Беларуси осуществляют деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках осуществления своей обычной деятельности (п. 1 ст. 180 НК);

Справочно.
Обычной признается деятельность, не подвергаемая указаниям или контролю со стороны иностранной организации, при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют (п. 1 ст. 180 НК).

3) иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Беларуси. Место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации с начала его существования признается постоянным представительством иностранной организации при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 180 НК).

Традиционно постоянным представительством не признается:

— деятельность иностранной организации по хранению, демонстрации или поставке товаров. При этом поставкой считается доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Беларуси через постоянное представительство иностранной организации;

— закупка товаров (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации;

— сбор или распространение информации для иностранной организации;

— осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер (п. 5 ст. 180 НК).

Справочно.
Иностранная организация самостоятельно осуществляет постановку на налоговый учет в Беларуси. Стать на учет необходимо до начала осуществления деятельности (ст. 70 НК).

Если иностранная организация осуществляет деятельность на территории Беларуси, приводящую к налогообложению, то она обязана стать на учет в налоговых органах Беларуси в порядке, установленном ст. 70 НК (подп. 1.1 п. 1 ст. 22 НК).

Доверенность на представление интересов: есть сложности?

Как показывает практика, плательщики нередко сталкиваются с трудностями при постановке на налоговый учет.

Так, при постановке на налоговый учет в порядке, установленном ст. 70 НК, среди прочих документов предоставляются оригинал и копия доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя иностранной организации.

НК не устанавливает специальных требований к содержанию доверенности. Однако на практике налоговые инспекции не принимают доверенности, составленные в соответствии с законодательством иностранного государства, которые не содержат полный перечень прав и обязанностей налогоплательщика, предусмотренных НК.

Отметим, что законных оснований требовать наличия в доверенности предусмотренных НК полномочий налоговые инспекции не имеют. Следовательно, если доверенность на представителя иностранной организации содержит положения: «уполномочен представлять интересы, действовать от имени иностранной организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, подавать и подписывать документы, в том числе при постановке на налоговый учет», то полномочия такого представителя доверенностью подтверждаются и доверенность соответствует требованиям ст. 70 НК.

На налоговый учет стали. Что дальше?

После постановки на налоговый учет у иностранной организации возникают следующие обязанности:

— вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена налоговым или таможенным законодательством;

— уплачивать установленные законодательством налоги, сборы (пошлины);

— представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и (или) информацию, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

— не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Беларуси о бухгалтерском учете и отчетности;

— обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (ст. 22 НК).

Справочно.
За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа (ст. 13.1 КоАП). Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе также влечет штраф (ст. 13.2 КоАП).

Иностранные организации обязаны обеспечить ведение налогового учета в Беларуси и соблюдать требования законодательства Беларуси о бухгалтерском учете и отчетности (п. 3 ст. 22 НК).

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Перевод документов с иностранного языка — право или обязанность?

Еще одной важной обязанностью для иностранных организаций является необходимость предоставить в налоговые органы перевод документов, составленных на иностранном языке (п. 4 ст. 22 НК).

Так, иностранная организация обязана предоставить в налоговый орган документы, переведенные на русский/белорусский языки. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой.

Справочно.
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством (ст. 39 НК).

Свидетельствование (заверение) не требуется в отношении переводов:

— документов, подтверждающих для целей применения положений международных договоров Беларуси по вопросам налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, физическое лицо является резидентом иностранного государства;

— заключений аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, договоров, первичных учетных документов и иных документов, составленных иностранными организациями, относящихся к затратам (внереализационным расходам), понесенным за пределами Беларуси для целей деятельности иностранной организации на территории Беларуси через постоянное представительство.

С аудиторским заключением не все так просто?

В соответствии с положениями п. 1 ст. 169 и п. 9 ст. 180 НК при исчислении и уплате налога на прибыль иностранная организация учитывает затраты. При этом в затраты по производству и реализации (внереализационные расходы) иностранной организации включаются:

— затраты (внереализационные расходы), понесенные в Беларуси;

— затраты (внереализационные расходы), понесенные за пределами Беларуси, которые в соответствии с законодательством иностранного государства учитываются в целях налогообложения прибыли и непосредственно связаны с осуществлением иностранной организацией деятельности на территории Беларуси через постоянное представительство, включая управленческие и общеадминистративные затраты. Исключение составляют затраты (внереализационные расходы), которые не учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с законодательством Беларуси.

Рекомендация.
Планируя осуществление деятельности в Беларуси, иностранным организациям следует сразу учитывать требования налогового законодательства в части подтверждения затрат, как понесенных на территории Беларуси (соблюдение требований бухгалтерского и налогового учета в Беларуси), так и зарубежных затрат (наличие первичных учетных документов, переведенных и удостоверенных).

Как подтвердить зарубежные затраты?

Зарубежные затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации/аудитора иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация. Такое заключение представляется налоговому органу не позднее срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за налоговый период, к которому относятся данные затраты.

При проведении камерального контроля деклараций с учетом аудиторского заключения налоговый орган может затребовать в соответствии с п. 8 ст. 73 НК первичные учетные документы, относящиеся к затратам, понесенным за рубежом, которые указаны в аудиторском заключении. Иностранная организация обязана представить запрашиваемые документы, составленные на иностранном языке, переведенными на русский/белорусский язык, а перевод должен быть удостоверен.

Справочно.
Налоговое законодательство Беларуси содержит требования к содержанию самого аудиторского заключения, без соблюдения которых такое заключение не будет принято налоговым органом уже на стадии камерального контроля декларации по налогу на прибыль (п. 10 ст. 180 НК).

Следовательно, вышеуказанное аудиторское заключение является формальным документом, который должен быть представлен в налоговый орган, но не является доказательством законности и обоснованности отнесения на затраты при исчислении и уплате налога на прибыль.

Резюме.

Иностранным организациям, осуществляющим деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, достаточно сложно разобраться во всех требованиях белорусского налогового законодательства. В этом им могут помочь Рекомендации МНС № 4-2-15/00761, из которых плательщики — иностранные организации смогут получить полное представление о своих правах и обязанностях и порядке их реализации при осуществлении деятельности через постоянное представительство в Беларуси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх