Куперс

Бухучет и анализ

Повышение налогов НДФЛ

Российское правительство вернулось к обсуждению увеличения налоговых сборов с богатых граждан. В качестве одного из вариантов рассматривается введение прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ, сейчас он составляет 13% вне зависимости от дохода). Об этом сообщают Forbes и РБК со ссылкой на источники в Госдуме и администрации президента.

Для администрации президента и правительства подготовили более 10 вариантов увеличения налогов для обеспеченных граждан. Один из них — повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% для россиян с годовым доходом от 2-3 миллионов рублей (то есть от 165-250 тысяч рублей в месяц). По словам источников Forbes, в числе вариантов есть и отмена НДФЛ для малоимущих — людей с доходом на уровне прожиточного минимума или даже выше.

По данным источников The Bell, идею повышения НДФЛ до 15% поддерживают помощник президента Владимира Путина по экономике Максим Орешкин (бывший глава Минэкономразвития), не против премьер-министр Михаил Мишустин и его первый зам Андрей Белоусов. Главный противник — Минфин: там опасаются, что это разрушит доверие к налоговой системе и заставит многих уйти в тень. Решения по этому вопросу пока нет, однако если оно будет принято, Владимир Путин может объявить о нём в ходе «Прямой линии», запланированной вскоре после голосования по поправкам в Конституцию 1 июля, пояснил The Bell собеседник в аппарате правительства.

Источники Forbes утверждают, что налог для богатых обсуждают не ради увеличения доходов бюджета, а ради «социальной справедливости». «Чтобы те, кто имеет очень низкий доход или временно низкий доход, имели меньшие обязательства перед государством в виде НДФЛ, а те, кто имеет более высокие доходы, имели чуть большие обязательства. Это было бы, наверное, социально справедливо», — пояснил один из собеседников издания. В Минфине же полагают, что если повышение ставки будет небольшим, то и дополнительные поступления окажутся небольшими, а администрирование будет усложнено.

Напомним, в конце декабря «Ведомости» со ссылкой на неназванных чиновников сообщили, что в администрации президента и правительстве обсуждают возможность отмены подоходного налога для бедных россиян. Однако в этом случае ставку НДФЛ для остальных категорий граждан, скорее всего, придётся повысить — например, до 16%.

Обновлено в 11:30

В правительстве не обсуждается повышение НДФЛ для россиян с высокими доходами. Об этом ТАСС заявили в пресс-службе кабмина.

Руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов сообщил, что его партия считает возможным введение прогрессивной шкалы подоходного налога. «Если заработная плата выше 2- 3 миллионов рублей, — подоходный налог будет чуть выше, чем с плоской шкалы — это вполне нормально», — цитирует его «Интерфакс».

Вслед за пенсионной реформой на Россию надвигается реформа Налогового кодекса.



Правительство и администрация президента рассматривают возможность повышения базовой ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 16% с одновременной отменой этого налога для малоимущих, сообщают «Ведомости» со ссылкой на чиновников, участвующих в обсуждении.

По их словам, инициатива снизить налоговую нагрузку на беднейшую прослойку, впервые высказанная главой ВТБ Андреем Костиным, а затем поддержанная спикером СовФеда Валентиной Матвиенко, обсуждается на уровне главы АП Антона Вайно и чиновников кабмина.

Отмена НДФЛ для бедных с целью продемонстрировать социальную справедливость людям, чьи доходы падали пять лет подряд, обойдется в 1-1,5 трлн рублей — столько недополучат бюджеты регионов, для которых налог на физлиц — основной источник дохода. Чтобы компенсировать выпадающие поступления, может быть повышена базовая ставка НДФЛ, которая держится на уровне 13% уже 18 лет.

Схема реформы может выглядеть так, рассказывает один федеральный чиновник: вводится налоговый вычет в 1,5 прожиточных минимума (16777 рублей, по данным на второй квартал). Доходы ниже этого порога не облагаются налогом. Для всего, что выше, вводится новая ставка НДФЛ — 16%.

Полностью покрыть выпадающие доходы такая мера тоже не сможет — для этого ставку нужно повышать минимум вдвое, говорит другой источник «Ведомостей». Но к таким радикальным мерам власти пока не готовы.

Окончательного решения по реформе не принято — обсуждаются разные варианты.

Минус реформы в таком виде заключается в том, что от нее выиграют в том числе те, кто получает зарплату в конверте, а проиграют те, кто платит налоги, критичен один из чиновников. Если уж и вводить вычет, то не для всех, а только для получающих определенный доход — так можно сделать меру более адресной, повысить ее эффективность для борьбы с бедностью и снизить потери бюджета, советует третий федеральный чиновник. Но тогда встает вопрос, как федеральный бюджет компенсирует потери регионов, беспокоится региональный чиновник.

Фактически речь идет о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, констатирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но бедные льготу не заметят, а кроме того, непонятно: если мы готовы так щедро освободить людей от НДФЛ, то зачем увеличиваем проблемы бедных, повышая НДС, недоумевает она.

Отмена НДФЛ для малоимущих может коснуться 12,7% всего населения — доход ниже прожиточного минимума во II квартале получали 18,6 млн россиян, свидетельствуют данные Росстата. А минимальную зарплату (МРОТ, чуть более 11 000 рублей) получают до 5 млн человек.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Повышение налогов для богатых становится реальностью Сергей Портер / Ведомости

Госдума одобрила два, пожалуй, самых нашумевших налоговых законопроекта этого года. В первом чтении принят законопроект о применении повышенной ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом Минфин уточнил, что ставка 15% должна применяться только в отношении регулярных доходов. «Основной принцип законопроекта – применение повышенной ставки НДФЛ к периодическим и активным доходам свыше 5 млн руб., связанным непосредственно с трудовой деятельностью людей (включая зарплату и дивиденды), и исключение из базы расчета нерегулярных доходов, – пояснили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства.

Предлагается не распространять повышенную ставку на доходы от продажи любого личного имущества граждан (за исключением ценных бумаг) и страховые выплаты». Фактически это означает, что для граждан с высокими трудовыми доходами будет действовать комбинированная ставка налога: 15% для доходов, которые будут перечислены в итоговом тексте законопроекта, и 13% в отношении остальных доходов.

«По повышенной комбинированной ставке НДФЛ будут облагаться практически все доходы налогоплательщиков-резидентов, в случае если такие доходы будут не менее 5 млн руб. за календарный год, – поясняет заместитель руководителя практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Антон Тарунтаев. – Комбинированная ставка не будет применяться только в редких случаях, например когда физическое лицо получает дивиденды от публичной международной холдинговой компании (в таком случае при соблюдении определенных условий применяется ставка НДФЛ в размере 5%). Также комбинированная ставка не будет применяться к доходам физических лиц – нерезидентов РФ».

По мнению Минфина, такой подход позволит не повышать налог для тех граждан, которые получили 5 млн разово, например от продажи недвижимости. «Считаем обоснованным применение такого подхода, когда НДФЛ повышается для периодических выплат, при этом мера не затрагивает большинство нерегулярных доходов и разовых выплат, – поясняют в ведомстве. – В противном случае повышенный налог пришлось бы в том числе платить людям с невысоким уровнем доходов, что в целом противоречит концепции введения новой ставки налогообложения и принципу социальной справедливости. Например, пришлось бы применять ставку НДФЛ 15% даже в тех случаях, когда годовой заработок человека по месту работы далек от порога в 5 млн, но при суммировании с разовым доходом от продажи имущества он его превысил».

В ведомстве также обращают внимание, что по ставке 15% будет облагаться только доход свыше 5 млн руб. «Расчетным путем можно прийти к выводу, что комбинированная ставка НДФЛ будет находиться в диапазоне от 13 до 15%, причем, чем ближе сумма полученного за год дохода к значению 5 млн руб., тем ближе эффективная ставка налогообложения будет к минимальной границе интервала ставки (13%)», – поясняет Тарунтаев. Налоговая служба самостоятельно рассчитает сумму, которая подлежит к уплате за налоговый период, подавать декларацию не потребуется. Повышенную налоговую ставку начнут применять в отношении доходов, полученных в 2021 г. За три года с 2021 по 2023 г. Минфин рассчитывает собрать около 190 млрд руб.

Второй законопроект по налогообложению состоятельных граждан, который сегодня Госдума приняла во втором чтении, на первый взгляд кажется поблажкой. По нему с 2021 г. у россиян появится право заплатить фиксированный платеж в 5 млн руб. за доходы от контролируемых иностранных компаний (КИК). «Это выгодно тем, у кого ежегодные налоги по КИК превышают 5 млн руб. в год (т. е. если прибыль от КИК превышает 38,4 млн руб. в год), – поясняет управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. – То есть прежде всего это подарок для крупного российского бизнеса. А также для тех, у кого налоги сопоставимы или даже немного меньше этой суммы, но кто хочет сэкономить на транзакционных издержках (тратах на бухгалтерию, юристов, т. е. на тех, кто помогает рассчитывать, исчислять и уплачивать налог, оформлять ­документы)».

Само по себе введение паушального налога на КИК было бы невыгодным для доходов менее 34 млн руб. В этом году, например, НДФЛ (ставка 13%) по ним составил бы 4,42 млн руб., а вот по итогам 2020 г. отказ от фиксированной ставки при одинаковом уровне дохода по КИК обойдется дороже на 769 000 руб., обращает внимание Тарунтаев. «Но есть нюанс, который необходимо учесть: ежегодный платеж в 5 млн руб. вводится сразу минимум на трехлетний период вне зависимости от того, будет ли в эти будущие годы доход или прибыль от КИК», – замечает партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов.

Бюджет вряд ли получит много от введения фиксированного платежа, поскольку физических лиц с доходами от КИК свыше 34 млн руб. очень мало. «В 2019 г. в налоговую поступила отчетность всего по 7000 КИК – это значительно меньше числа КИК, которыми россияне владеют, – обращает внимание Денисов. – Фиксированный платеж может привлечь тех налогоплательщиков, кто вовсе не раскрывал свое владение КИК. Они учтут размеры штрафов и риски и могут сделать выбор в пользу уплаты налога на КИК в фиксированном размере».

Инициативы последних дней по повышению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для людей с заработком более 5 миллионов рублей в год продиктованы необходимостью сформировать новые источники доходов для бюджета на ближайшие годы. Об этом заявила директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Она отметила, что нефтегазовые поступления в бюджет снизились вслед за падением цен на нефть, и повышение налогов для компаний металлургической и химической отраслей в этой ситуации способно частично восполнить потери. «Компании нефтегазового сектора, химическая промышленность получают доходы рентного характера», — подчеркнула эксперт.

По ее словам, налоговые инициативы также благотворно повлияют на положение малого и среднего бизнеса — налоговая нагрузка с него перераспределится на компании ресурсного сектора и на людей с высокими доходами. «Что касается повышения НДФЛ на доход больше 5 миллионов, президент сказал, что налоги пойдут на закупку лекарств для детей с редкими заболеваниями. Все остальные доходы поступят в федеральный бюджет и, таким образом, будут направлены на меры поддержки по восстановлению экономики», — пояснила Акиндинова.

Повышение НДФЛ для наиболее состоятельных людей — обычный этап развития налоговой системы. По мнению Акиндиновой, прогрессивная шкала налогообложения более справедлива. «Это позволяет сокращать неравенство и препятствовать слишком большой концентрации доходов узкой группы лиц. И эти средства отправляются на выравнивание условий для всех граждан — на образование, на социальную поддержку, на здравоохранение», — считает эксперт.

Что касается запланированного повышения акцизов на табак, то это регулярная практика, которая позволяет не только пополнять бюджет, но и поддерживать здоровый образ жизни. Повышение акцизов позволяет уменьшать число курильщиков. Но работает это только в комплексе, отметила Акиндинова, то есть вместе с пропагандой здорового образа жизни и ограничительными мерами как запрет на курение в определенных местах. По такому пути идет как Россия, так и другие страны.

Александр Казаков / Коммерсантъ

Владимир Путин 23 июня объявил, что в России может быть введен повышенный подоходный налог «для богатых». По его словам, сумма годового дохода налоговых резидентов России (постоянно проживающих граждан и иностранцев), превышающая 5 миллионов рублей, будет облагаться налогом не в 13%, а в 15%. Президент уточнил, что дополнительный налог будет целевым — вырученные средства (он назвал сумму в 60 миллиардов рублей в год) будут направлены на высокотехнологичную медицину. «Медуза» подсчитала, сколько будет плательщиков повышенного налога и что это может означать для здравоохранения.

Сколько этих «богатых» плательщиков повышенного налога?

По данным базы «Всемирного неравенства», которую ведет Мировой банк, налогооблагаемый доход в 5 миллионов рублей в год имеют 0,5% взрослых россиян. При численности взрослого населения около 114 миллионов человек, это около 570 тысяч потенциальных плательщиков повышенного налога. Они контролируют 14,6% всех доходов физических лиц страны.

В базе приводятся оценки распределения национального дохода среди разных групп граждан, подсчитанные по сложной методологии, учитывающей обширную страновую статистику; поэтому неизбежны задержки в публикации данных. Для России в базе приводятся данные о структуре распределения (между разными группами бедных, «середняков» и богатых) доходов за 2015 год.

За прошедшие пять лет в России многое произошло: бедные и средний класс стали беднее, а богатые сначала пострадали от кризиса, но затем снова стали быстро богатеть. Таким образом, вполне вероятно, что теперь 0,5% самых богатых контролируют большую часть национального дохода, чем это было в 2015 году, а, значит, порог для входа в категорию плательщиков немного ниже. Но вряд ли существенно: так, 5 лет назад в 0,6% самых богатых можно было попасть, имея налогооблагаемый доход в 4,2 миллиона рублей, так что сейчас, скорее всего, порог по-прежнему преодолевают только 0,5-0,6% богатейших россиян. А о том, что инфляция радикально поменяла высоту этого «порога», можно и вовсе не беспокоиться: оценка в базе дается в рублях 2018 года; так что стоимость рубля поменялась не сильно: за 2019 год инфляция составила всего 3%, а номинальные доходы населения выросли на 6,2%.

В итоге оценка Мирового банка не слишком отличается от реальностей 2020 года.

Что это за база?

А сколько эти «богатые» должны заплатить? Откуда Путин взял сумму в 60 миллиардов?

Согласно той же базе Мирового банка, в среднем годовой доход 0,5% самых богатых составлял чуть менее 16,5 миллионов рублей (2018 года) — понятно, что самые-самые богатые зарабатывают на порядки больше, чем 5 миллионов в год. Таким образом, дополнительные 2% налога в идеале можно было бы взять с суммы доходов в 6,55 триллионов рублей (средние 11,5 миллионов — налог будет взиматься не со всего дохода, а с превышения над 5 миллионами, — умноженные на 570 тысяч плательщиков). Тогда консолидированный бюджет государства получил бы не 60 миллиардов, а 131 миллиард рублей дополнительного дохода.

Но президент Путин не сказал, с какой именно базы будет взиматься налог: сейчас, например, доходы от дивидендов по долям в компаниях и от банковских счетов облагаются по отдельным правилам и не ясно, попадут ли они под повышенный налог. Поэтому можно лишь оценить порядок доходов, которые попадут под дополнительные 2%.

А 60 миллиардов на высокотехнологичную медицину — это много?

Много. Это больше половины того, что выделяет федеральный Фонд медицинского страхования на бесплатную высокотехнологичную помощь сверх базовой программы ОМС (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, нейрохирургия, ортопедия и другие отрасли медицины). В 2020 году на это планировали потратить 103,9 миллиарда рублей.

Другой вопрос, кому именно пойдут эти деньги: подоходный налог (НДФЛ) зачисляется не в федеральный бюджет, а в бюджеты регионов (85%) и муниципалитета (15%). Из почти 4 триллионов НДФЛ, уплаченного в 2019 году, 1,2 триллиона собрала Москва. В ней же, очевидно, платит налог и большая часть тех, кто превысит порог дохода в 5 миллиона рублей. При той же налоговой системе повышенный налог может помочь только высокотехнологичной медицине столицы и еще нескольких богатых регионов.

Речь Путина стала поводом для мемов

  • Путин велит плотить нологи! Но айтишники будут платить чуть меньше Только мемы о новом обращении президента к россиянам
  • Что говорил Владимир Путин о прогрессивной шкале подоходного налога. Две цитаты

Дмитрий Кузнец

  • Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх