Куперс

Бухучет и анализ

Позы рук

Руки, поднесенные к лицу, что это значит?

Обман, сомнение, ложь

Как определить, что кто-то говорит неправду? Распознавание невербальных сигналов обмана может быть вам очень полезно. Итак, какие же сигналы посылают обманщики?
Одним из наиболее распространенных символов обмана стало изображение трех мудрых обезьянок, которые не видят, не слышат и не говорят. Руки, поднесенные к лицу, — это основной жест, связанный с обманом. Другими словами, когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы часто пытаемся прикрыть рот, глаза или уши руками. Мы с вами уже говорили, что дети используют эти жесты бессознательно и открыто. Если маленький ребенок говорит неправду, он часто прикрывает рот ладонями в попытке остановить поток лживых слов. Если он не хочет слушать нравоучения родителей, он просто затыкает уши пальцами. Если ребенок видит что-то, что ему видеть не хочет^ ся, он прикрывает глаза ладонями или локтем. По мере того как он взрослеет, прикосновения рук к лицу становятся более изощренными, не настолько очевидными, но они все же возникают, когда человек говорит неправду, слышит неправду или становится свидетелем обмана. Под обманом я понимаю также сомнение, неуверенность, ложь или преувеличение.

Если кто-то поднес руку к лицу, это не обязательно означает, что человек лжет. Однако такую возможность исключать нельзя, и наблюдения за другими жестами могут подтвердить ваши опасения. Очень важно рассматривать движение рук, поднесенных к лицу, в совокупности с другими сигналами.

Доктор Дэсмонд Моррис заметил, что американские исследователи изучали поведение медсестер, которым было приказано солгать пациенту о его состоянии, во время ролевой игры. Те, кто лгал, постоянно подносили руки к лицу, те же, кто говорил правду, почти никогда этого не делали. В этой главе мы с вами рассмотрим различные варианты такого жеста и обсудим, как и когда он применятся.

Рука прикрывает рот

Рука, поднесенная ко рту, — это наиболее очевидный жест, практически неотличимый от движения ребенка. Рука прикрывает рот, большой палец упирается в щеку, словно мозг отдал бессознательный приказ не позволить лживым словам вырваться на свободу. Иногда человек может прикрыть рот несколькими пальцами или сжатым кулаком, но значение жеста от этого не меняется.

Не следует путать прикрывание рта рукой с жестами оценивания, которые мы с вами рассмотрим несколько позже.
В попытке замаскировать этот жест некоторые начинают притворно покашливать. Таким приемом часто пользовался Хэмфри Богарт, играя гангстеров или преступников. В процессе обсуждения преступных планов и в сценах допросов в полиции он таким образом невербально показывал, что он говорит неправду.

Если этот жест человек использует в процессе речи, значит, он заведомо говорит неправду. Если же он прикрывает рот рукой, слушая вас, значит, он почувствовал, что неправду говорите вы! Во время публичного выступления для выступающего не может быть ничего более неприятного, чем заметить, что его слушатели прикрывают рот руками. Если аудитория небольшая или беседа идет приватно, разумно было бы остановиться и спросить: «Не хочет ли кто-нибудь прокомментировать мои слова?» Это позволит аудитории высказать свое несогласие открыто, а вы сможете разъяснить свою позицию и ответить на вопросы

Рука касается носа.

В сущности, этот жест является усложненным вариантов прикрывания рта. Человек может слегка потирать верхнюю губу или быстро, почти неуловимо коснуться кончика носа. Некоторые женщины слегка поколачивают по кончику носа, стараясь не испортить макияж.

Как же объяснить происхождение этого жеста? Судя по всему, когда в вашем сознании возникают негативные мысли, мозг автоматически отдает приказ руке прикрыть рот, но в последний момент, в попытке сделать жест менее очевидным, рука движется мимо рта и мимолетно касается кончика носа. Возможно и другое объяснение. Ложь вызывает раздражение нервных окончаний, расположенных в носу, а потирание кончика носа призвано снять неприятное ощущение. «А если у человека простой насморк?» — спросите вы. В этом случае человек просто почешет нос или высморкается, не прибегая к легким, почти неуловимым движениям. Как и в предыдущем случае, нос потирать может говорящий, чтобы скрыть собственную ложь, и слушающий, который сомневается в ваших словах.

Потирание века

«Ничего не вижу!» — провозгласила мудрая обезьянка. Потирание века — это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду. Мужчины обычно начинают энергично тереть глаза. Если же ложь серьезная, то они не смотрят в глаза собеседнику, предпочитая уставиться в пол. Женщинам свойственно легкое потирание нижнего века. Они никогда не совершают энергичных растирающих движений, поскольку не любят растягивать кожу и заботятся о нанесенном макияже. Если женщина не хочет смотреть в глаза собеседнику, она скорее станет смотреть на потолок.

«Ложь сквозь зубы» — широко распространенное выражение. Под ним понимается совокупность жестов: стиснутые зубы, фальшивая улыбка, потирание века и отведенный в сторону взгляд. Такой прием часто используют актеры, чтобы показать неискренность своих персонажей, но в реальной жизни мне сталкиваться с таким не приходилось.

Потирание уха

Этот жест говорит о попытке слушателя не слышать явной лжи. Человек может прикрыть ухо рукой, почесывать его или теребить мочку. Это более изощренная версия бесхитростного детского зажимания ушей ладонями, чтобы не слышать упреков родителей. Еще один вариант этого жеста — это потирание обратной стороны уха, вращение в ушной раковине кончиком указательного пальца, потягивание мочки или заворачивание уха так, чтобы слуховое отверстие оказалось закрытым. Последний жест свидетельствует о том, что человек уже услышал достаточно или хочет что-то сказать сам.

Почесывание шеи

В этом случае указательный палец доминирующей руки (той, которой человек пишет) начинает почесывать шею непосредственно под ухом или всю боковую сторону шеи. Наши наблюдения показали интересную особенность: обычно человек почесывает шею не более пяти раз. Число почесываний очень редко бывает меньше пяти и еще реже превышает пять раз. Этот жест говорит о сомнениях и неуверенности. Он характерен для человека, который мог бы вам сказать: «Не уверен, что могу с вами согласиться». Почесывание шеи становится особенно заметно, когда произносимые вслух
слова противоречат такой позиции, то есть если человек говорит вам: «Понимаю ваши чувства».

Оттягивание воротника

Дэсмонд Моррис заметил в процессе исследования жестов, сопровождающих ложь, что неправда приводит к раздражению нежных лицевых и шейных тканей, а почесывание и потирание призвано устранить неприятные ощущения. Это объяснение кажется вполне разумным, когда мы начинаем анализировать такой жест, как оттягивание воротника. К нему прибегают как те, кто говорит ложь, так и те, кто чувствует, что их обманывают. Ложь вызывает повышенное потоотделение, если обманщик почувствовал, что его раскусили. Если человек сердит или подавлен, он пытается оттянуть воротник, чтобы воздух свободно циркулировал вокруг шеи. Когда вы замечаете, что человек оттягивает воротник, спросите его: «Не могли бы вы повторить?» или попросите: «Разъясните мне этот момент подробнее». Тогда потенциальный лжец может отказаться от своей игры.

Пальцы во рту

Моррис считает, что человек берет пальцы в рот, когда находится под давлением. Это бессознательная попытка вернуться к детскому ощущению безопасности, когда ребенок сосал материнскую грудь. Маленький ребенок ассоциирует большой палец с грудью, став же взрослым, он заменяет привычку сосать палец на привычку курить сигареты или трубку, грызть ручку или карандаш и т. п. Если все остальные жесты, связанные с поднесением руки ко рту, говорят об обмане или сомнении, то палец, положенный в рот, свидетельствует о внутренней потребности в поддержке и одобрении. Если вы заметили у собеседника такой жест, поддержите его, дайте ему гарантии и убедите в своих добрых намерениях.

Толкование и распространенные ошибки

Умение точно истолковать жест рукой, поднесенной к лицу, в определенных обстоятельствах требует времени и длительных наблюдений. Мы совершенно определенно можем сказать, что если человек поднес руку к лицу, то в его сознание закралась негативная мысль. Но каков характер этой мысли? Речь может идти о сомнении, обмане, неуверенности, преувели-
чении, опасении или о заведомой лжи. Истинное искусство толкования жестов заключается в точном понимании, какое именно негативное значение имеет замеченный жест. Это можно сделать лишь тщательно проанализировав все предшествующие жесты и точно понимая контекст.

Приведу пример. Мой друг, с которым я всегда играю в шахматы, часто во время игры потирает ухо и касается носа, но это происходит лишь тогда, когда он не уверен, какой ход ему следует сделать. Как только я замечаю его жесты, то понимаю, что чаша весов склоняется в мою сторону, и стараюсь использовать полученное преимущество. Я заметил, что стоит мне обозначить свое намерение, коснувшись фигуры, мой приятель тут же выдает серию движений, говорящих о том, что он начал обдумывать мой ход. Если в этот момент он сидит, откинувшись в кресле, сложив кончики пальцев (знак уверенности), то я могу предположить, что мой ход ему знаком и он знает, как на него ответить. Если же после того, как я коснулся фигуры, он прикрывает рот или начинает потирать ухо, значит, он не уверен в моем ходе, в правильности своей реакции на него или сразу и в том и в другом. Чем больше ходов я успею сделать, пока он находится в таком состоянии, тем выше мои шансы на победу.

Как-то раз мне довелось беседовать с молодым человеком, приехавшим из-за границы и пытавшимся поступить на работу в крупную компанию. Во время собеседования мужчина сидел, скрестив руки и ноги, использовал совокупность критических жестов, редко раскрывал ладони и старался не встречаться со мной взглядом. Его явно что-то беспокоило, но на данном этапе собеседования я не обладал достаточной информацией, чтобы понять, что именно. Я задавал ему вопросы относительно его прежних мест работы на родине. Его ответы сопровождались серией потираний век и касаний носа. При этом молодой человек явно избегал смотреть мне в глаза. Это продолжалось все время, пока шло собеседование. Я уже окончательно решил не принимать его на работу, основываясь на собственной интуиции. Поскольку его жесты явно свидетельствовали об обмане, я решил обратиться в фирмы, где он прежде работал, и обнаружил, что он дал мне ложную информацию о своем прошлом. Скорее всего он предполагал, что работодатель в другой стране не станет копаться в его послужном списке. Если бы я не сумел правильно истолковать невербальные сигналы, то мог бы совершить ошибку и принять его на работу.

Во время просмотра видеозаписи ролевой игры на семинаре для менеджеров, человек, проходящий собеседование, внезапно прикрыл рот рукой и быстро потер нос, услышав заданный ему вопрос. До этого момента человек сидел в расстегнутом пиджаке, его ладони были на виду, он наклонялся вперед, отвечая на вопросы. То, что мы заметили, показалось просто случайным жестом. Ответив на вопрос, человек снова занял открытую позу. В конце ролевой игры мы спросили его о том мимолетном жесте, который нам удалось заметить. Он сказал, что на заданный вопрос мог ответить двояко — и негативно, и позитивно. Он подумал о негативном ответе и о том, как на него отреагирует собеседник. Рука непроизвольно потянулась к лицу. Затем он обдумал позитивный ответ, и рука отодвинулась ото рта, он расслабился и занял открытую позу. Неуверенность в реакции собеседника на негативный ответ привела к возникновению жеста, связанного с подобными эмоциями.

Эти примеры показывают, насколько просто совершить ошибку, делая выводы о характере того или иного жеста, связанного с поднесением руки к лицу. Только постоянное изучение и наблюдение подобных жестов с учетом конкретной ситуации, в которой они появляются, позволят вам делать правильные заключения о намерениях собеседника.
Жесты, связанные со щеками и подбородком
Хороший оратор инстинктивно чувствует, удалось ли ему заинтересовать аудиторию или пора заканчивать выступление. Хороший торговый агент всегда чувствует, удалось ли ему найти подход к покупателю или он не сумел его заинтересовать. Каждому продавцу знакомо удручающее чувство провала, когда он долго и настойчиво объясняет покупателю преимущества продаваемого им товара, а тот почти ничего не говорит, а просто молча наблюдает за его попытками. К счастью, понять настроение покупателя можно по его жестам, в числе которых и подпирание щеки или подбородка рукой.

Скука

Когда слушатель начинает поддерживать ' голову рукой, значит, он заскучал. Человек вынужден подпирать щеку, чтобы окончательно не заснуть. Степень скуки можно определить по тому давлению, которое голова слушателя оказывает на подпирающую руку. Если голова полностью легла на ладонь, значит, скука достигла своего апогея. Еще более явным сигналом становится явственное похрапывание и голова, уютно расположившаяся на столе! Постукивание пальцами по столу или носком ноги по полу часто ошибочно истолковывается как сигнал скуки, но на самом деле эти движения говорят о нетерпении. Если вы в процессе выступления заметили такие сигналы, то следует каким-либо образом вовлечь человека, постукивающего пальцами, в процесс, иначе он может негативно повлиять на остальную аудиторию. Если же слушатели разделились на тех, кто подпирает голову руками, и на тех, кто нетерпеливо постукивает пальцами, значит, выступающему пора заканчивать. Помните, что скорость постукивания свидетельствует о степени нетерпения слушателя. Чем быстрее он . стучит, тем более нетерпелив и раздражен.

Жесты оценки

Если человек подпирает шеку закрытой ладонью, значит, он вас оценивает. При этом указательный палец часто бывает направлен вверх. Если же человек потерял интерес к вашим словам, но хочет казаться вежливым, его поза начнет трансформироваться. Я присутствовал на многих заседаниях и замечал, как вновь пришедшие менеджеры старались продемонстрировать свою заинтересованность и уважение к словам президента компании, который обычно выступал очень скучно. К несчастью для них, как только они начинали подпирать щеку рукой, так президент тут же ощущал их неискренность и стремление угодить.

Искренний интерес чувствуется лишь тогда, когда голова слушателя не опирается на руку, поднесенную к щеке. Проверить степень заинтересованности слушателей президент мог очень просто. Достаточно было лишь сказать: «Я рад, что мое выступление вас заинтересовало, потому что сейчас я хотел бы задать несколько вопросов!» Это тут же подстегнуло бы нерадивых слушателей, потому что они бы испугались не суметь ответить на вопрос начальника. Когда указательный палец расположен вертикально, а большой упирается в подбородок, значит, слушатель настроен критически либо к самому выступающему, либо к его словам. В такой позе слушатель может потирать или оттягивать указательным пальцем нижнее веко, что говорит об усилении негативного отношения. Так как принятая поза влияет на отношение человека, то чем дольше он находится в такой позе, тем более критически станет относиться к собеседнику. Этот жест — сигнал оратору о том, что надо немедленно предпринять какие-то действия, попытаться вовлечь слушателя в разговор или вообще закончить выступление. Простое движение может существенно изменить настроение слушателя. Передайте ему что-нибудь, чтобы он был вынужден сменить позу. Жест часто ошибочно принимают за проявление внимания и заинтересованности, но поддерживающий подбородок большой палец явно свидетельствует о критической оценке.

Поглаживание подбородка

В следующий раз, когда вам представится возможность высказать свою идею группе людей, обратите внимание на их поведение. Вы заметите нечто удивительное. Большинство, если не все, членов группы поднесут руку к лицу и станут использовать жесты оценивания. Когда вы завершите свое выступление и попросите высказать мнение о вашей идее, жесты оценивания мгновенно исчезнут. Руки ваших слушателей начнут поглаживать подбородки.

Этот жест свидетельствует о том, что слушатель принимает решение. Когда вы просите человека высказать свое мнение, то жесты оценивания сменяются жестами принятия решения. По этим движениям вы можете понять, являются ли принимаемые решения негативными или позитивными. Торговый агент совершит непростительную глупость, если начнет говорить, когда потенциальный покупатель начинает поглаживать подбородок, после того как его спросили, намерен ли он совершить покупку. Лучше всего будет спокойно ждать ответа и наблюдать за последующими жестами. Если покупатель, погладив подбородок, скрестит руки или ноги, а при этом он сидит в кресле, то агент получает невербальный з. Разумно было бы еще раз упомянуть о таинствах продаваемого товара, прежде чем гокупатель облечет свой отказ в словесную форму.
Если за поглаживанием подбородка последует жест готовности, то агент может спрашивать у покупателя, как он предпочитает платить, и сделка завершена.

Варианты жестов принятия решения

Те, кто носит очки, после совокупности оценочных жестов часто их снимают и берут одну дужку в рот. Этот жест замещает у них поглаживание подбородка в процессе принятия решения. Человек, который курит трубку, может воспользоваться ею. Если человек берет в рот ручку или карандаш, после того как его попросили высказать свое мнение, значит, он не уверен и ему требуется поддержка. Предмет, который он держит во рту, позволяет ему не высказывать свое мнение немедленно. Поскольку говорить, когда твой рот занят, это плохая манера, покупатель чувствует себя вправе повременить с ответом.

Сочетание различных жестов, связанных с поднесением руки к лицу

Очень часто жесты скуки, оценивания и принятия решения употребляются в совокупности, причем каждый элемент показывает отношение человека.

На рисунке мы видим оценочный жест — рука, поднесенная к подбородку, которая может его поглаживать. Человек оценивает полученное предложение и одновременно принимает решение. Если слушатель начал терять интерес к разговору, то его голова начинает опираться на руку. На рисунке мы видим оценочный жест, но, поскольку большой палец подпирает начавшую опускаться голову, можно сделать вывод о том, что слушатель не заинтересован в предмете разговора.

Потирание и похлопывание по голове

Усиленной версией оттягивания воротника может служить жест, при котором человек потирает ладонью затылок и шею. Это движение Калеро назвал «Как мне все это надоело!». Если человек использует такой жест, говоря неправду, он избегает вашего взгляда и смотрит вниз. Этот жест может также служить сигналом раздражения и гнева, особенно если человек сначала с размаха хлопает себя по шее, а затем начинает ее энергично растирать. Предположим, вы просили подчиненного выполнить для вас какое-то задание, а подчиненный забыл сделать его в положенный срок. Когда вы спрашиваете его о результатах, он невербально демонстрирует свою забывчивость — хлопает себя по затылку или по лбу, словно символически наказывая себя. Хотя это движение означает забывчивость, тем самым человек демонстрирует и свое отношение к вам, ударяя себя либо по затылку, либо по лбу. Если он ударяет себя по лбу, то тем самым он показывает, что ваше напоминание его не испугало. Если же он начинает потирать затылок, то тем самым невербально дает вам понять, что ваши указания ему смертельно надоели. Люди, часто потирающие затылок и шею, обычно бывают настроены критически и негативно, те же, кто хлопает себя по лбу, более открыты и общительны.

Основную часть науки о бессловесном языке составляет изучение жестикуляции — выразительных движений головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки и — получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.

Жестикуляция рук

В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.

Если выпрямленная ладонь ребром вниз решительно опускается один или несколько раз, то становится как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом разрушении (разрешении) проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

Когда мы сжимаем пальцы в кулак, то сгибаем их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки складывается до своих минимальных размеров. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.

Разжатые кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, Вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе).

Если руки (или одна рука) спрятаны в карманы, то это компенсационная нагрузка при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест. Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.

Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.

Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.

Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ.

Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы уловить побольше акустических сигналов. И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».

Прикосновение к носу в большинстве случаев знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т. е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.

Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то скрыть, обычно то или иное выражение лица. Наряду с этим прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.

Прикасание кисти руки ко лбу сбоку отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест концентрации.

Жестикуляция тела

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

  • Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).

  • Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал наступившего чувства уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

  • Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления.

  • Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; нередко переоценка себя.

  • Провисающие вперед плечи говорят о том, что человек проваливается сам в себя в отчаянии и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения.

Поза, когда руки упираются в бедра, демонстрирует твердость, уверенность, стабильность, превосходство. Во время спора острые локти торчат в стороны, как оружие (притязания на большое пространство). У детей и начальства руки, упирающиеся в бедра, выражают вызов, браваду. Такая поза может быть сверхкомпенсацией скрываемого чувства слабости или смущения (особенно при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове).

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т. д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности.

Голова имеет особое значение в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.

Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь.

Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознании своей вины. Таким же образом осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у другого. Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, проявляется состояние, когда человек «напал на какой-то след».

«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку, выражает смущение, стеснение, стыд, плохие знания, неуверенность в себе. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. Твердое ведении взгляда говорит о скрытности, незаметном подглядывании снизу.

Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).

Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).

Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».

Поворот головы. Полный поворот головы и обращение лица к партнеру (со взглядом прямо на него и легком напряжении) свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, свободном выражении своих чувств, о готовности к соответствующим действиям.

При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.

Отворачивание головы от партнера свидетельствует о том, что заинтересованность в чем-либо отпала, интерес угас. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.

Олег Ермолаев
По материалам Elitarium.ru

Как определить психологию человека по поведению и жестам

Время чтения 6 минут

Тело и душа человека находятся в неразрывной связи. Поэтому невозможно отделить характер от его внешних проявлений. Что снаружи, то и внутри. Психология человека по поведению и жестам дает возможность с легкостью определить характер. Давайте и мы с вами этому научимся.

<<Оглавление>>

Внешний вид человека может сказать о многом

Если одежда человека отличается своей необычностью и вычурностью, броскостью, то это говорит о художественном типе личности, об артистической натуре. Есть люди, которые пренебрегают внешним видом. Пообщавшись с ними, вы легко поймете, это его творческое отношение к жизни или банальная неряшливость.

Если человек одет с иголочки, будто только сошел с подиума, это зачастую говорит о том, что он хочет утвердиться с помощью одежды. Это знак внутренней неуверенности и беспомощности.

Внешность человека должна гармонировать с одеждой, дополнять образ. Шизоидные типы личности этого принципа не придерживаются.

Яркие цвета в одежде любят эмоциональные и любвеобильные люди, а полутона – люди спокойные и уравновешенные. Часто люди, которые тяжело привыкают и адаптируются к новым обстоятельствам, носят одежду не по сезону.

Рукопожатие

Рукопожатие – общепринятая форма знакомства мужчин. Если человек издалека идет к вам с протянутой рукой, то можно сказать, что он жизнерадостный и общительный, ничего не скрывает за душой. Если он еще активно трясет вашу руку и быстро говорит – это личность активная, энергичная.

Скрытные люди обычно пожимают руку ладонью вниз и с большим сгибом руки в локтевом суставе. Такое движение будто говорит «ничего не отдам». Часто такие люди оказываются двуличными, безжалостными. Если вашу ладонь будто прижимают вниз, то перед вами личность властная, подавляющая и черствая.

Вялое рукопожатие говорит о лени и безынициативности. Застенчивые и скромные люди пожимают руку неуклюже.

Зона общения

Психология человека по поведению помогает распознать людей неприятных и назойливых.

Агрессивные и бесцеремонные люди неприятны в общении. Они часто нарушают допустимую дистанцию. Это вы чувствуете подсознательно. Они могут хлопать вас по плечу. Долго держать руку или заглядывать в глаза. Если малознакомый человек приближается к вам очень близко, менее 50 см, то это вызывает желание отодвинуться, а также гнев и негодование.

Стеснительные, неуверенные в себе люди держатся на большом расстоянии.

Чем дольше люди общаются и становятся ближе друг другу, тем расстояние между ними сокращается.

Поза, походка, жесты и мимика

Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».

Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.

Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.

Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.

Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.

Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.

Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:

  • Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами;
  • Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона;
  • Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
  • Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке;
  • Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры;
  • Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности;
  • Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.

Глаза и взгляд

Глаза отражают внутренний мир человека. Они первыми реагируют на внутренне состояние. Когда мы грустим, то и в глазах появляется грусть. Если веселимся, то и глаза сияют счастьем.

Любое общение сопровождается взглядом. Если происходит нормальное, спокойное общение, то и взгляд будет таким же. Если взгляд уходит вдаль, значит человек отвлекся или задумался. Взгляд искоса выражает недоверие, скрытность. Прищуренные глаза выражают недоверие, злость и мстительность натуры.

У политиков часто наблюдается такая картина, когда одна бровь приподнята. Но складки на лбу остаются горизонтальными. Это говорит о сильной воле, пренебрежении и враждебности к окружающему миру.

Взгляд сверху вниз говорит о высокомерии и презрении. И наоборот, взгляд снизу вверх о подчиненности и услужливости.

Продолжительный, прямой и твердый взгляд говорит о том, что человек хочет подчинить вас своей воли. Так смотрят следователи и работники прокуратуры при допросах.

«Бегающий» взгляд характеризует людей, которые испытывают страх или угрозу. Такие глаза часто бывают у уголовников, которые долгое время провели в тюрьме, а также мошенников.

Психология человека по поведению и жестам иногда помогает определить, какую профессию имеет человек, какую должность занимает и к какому социальному классу относится.

Лицо

При общении, лицо – это первое, на что вы обращаете внимание. Здесь важно рассмотреть нос, губы и складки возле них. Они вам расскажут многое.

Есть так называемая «страдальческая складка», которая придает человеку страдальческое выражение лица. Это люди со слабым характером. Слабой волей, беспомощные и терпеливые. Всегда отступающие перед трудностями.

О силе характера судят по крыльям носа. Если они сильно раздуваются при дыхании, то перед вами человек темпераментный и энергичный.

Уголки рта показывают общее состояние человека. Опущенные уголки выдают пессимиста, вечно недовольного жизнью.

Степень напряжения человека показывает замкнутый рот. Это говорит о решимости и твердости характера. Приоткрытый рот говорит о расслабленности, пассивности.

Улыбка и смех

Все люди улыбаются и смеются по-разному. Смех бывает заразительный, тихий, насмешливый, злой, искренний, лающий, наглый, искусственный и т.д.

Чистый беззаботный смех показывает легкую, свободную, непринужденную натуру.

Если же в человеке есть агрессивность, зависть, злость или презрение, то эти чувства мешают смеяться легко и свободно. Получается что-то типа «хе-хе-хе». Молодые люди, которые хотят обратить на себя внимание, обычно «хихикают». Смех типа «хо-хо-хо» как бы говорит: «Ну скажите тоже…». Он отражает высокомерие, хвастовство, желание унизить, усомниться в сказанном.

Об истинности улыбки каждый человек может судить, полагаясь на свою интуицию. Она подскажет, приятен человек или нет, нравится-не нравится, » скользкий тип» или «как-то он не так улыбается». Интуиция обманывает редко. Психология человека по мимике дает возможность определить, в первую очередь, искренность человека.

Осанка

  • Опущенные или поднятые плечи вместе со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком говорят о покорности, слабости, чувстве неполноценности человека;
  • Слишком высоко поднятая голова и выпяченная грудь признак гордости, тщеславия и высокомерия;
  • Напряженная и неподвижная осанка отгораживает чувствительных и стеснительных людей от внешнего мира;
  • Иногда чувствительные люди пытаются это скрыть, внешне показывая жесткость, холодность, как бы ощетиниваясь на окружающих. Тогда появляется некая угловатость осанки;
  • Человек, обладающий чувством собственного достоинства, имеет свободную непринужденную осанку с гордо посаженной головой. Это демонстрирует доверие, открытость и уважение к людям.

Психология человека по поведению и жестам изучается на протяжении многих лет. Эта наука называется язык тела. Достижения современной психологии в этой области дали толчок этому направлению, а спрос на эти знания с практической точки зрения подтолкнул психологов на дальнейшее исследования связи души и тела. Так как любое наше внутреннее переживание, движение души вызывают ответную реакцию в теле, мимике, жестах, движениях.

Зачастую мы видим все эти внешние проявления и наш мозг обрабатывает их мгновенно на уровне «приятно — неприятно», «вызывает доверие – не вызывает доверие» и т.д. Ведь часто бывают в жизни такие ситуации, когда мы говорим «что-то мне не нравится в этом человеке» или «какой он скользкий тип». То есть, мы не знаем, чем вызвана такая наша реакция, но подсознательно чувствуем это. Доверяя своей интуиции и подучив немного язык тела, в повседневной жизни вы сможете определять характер человека с первого взгляда.

Психология тела : что может говорить поза рук и ног собеседника?

Иногда вы смотрите на человека и совершенно не можете понять по его поведению, как он настроен. Раскусить поведение такого «крепкого орешка» поможет знание языка тела. Что означает то или иное положение ног, рук, тела и положение головы?

1. Подсказка для женщины: если мужчина поворачивает носок ноги к вам, это означает, что он заинтересован в общении с вами.

Жест можно считать актуальным, когда ему на самом деле было бы удобнее сидеть по-другому!

2. Второй совет: мужчина, который смотрит на вас, как на сексуального объекта, жесты показывает руками в более низком положении, на уровне органов, на которые стоит обратить внимание.

Это бессознательные жесты. Обратите внимание, обычно мужчины в жестах поднимают руки выше. Это особенно заметно, когда мужчина сидит.

3. Ноги вытянуты вперед, не маловажно как и жестикуляция, это демонстрация мужских достоинств.

В то же время такой жест может быть использовано не только в обществе женщин, но и мужчин: таким образом человек подсознательно стремится показать свое превосходство среди остальных.

4. Сильно сжатые колени, скрещенные лодыжки, «скрученные» ноги, разговоры о близости собеседника, его изолированности, некоторой мере отсутствия готовности к контакту

Если мы говорим о женщине, для мужчины может быть намек на то, что он так легко не сдастся, и чтобы заполучить ее сердце, вам придется попотеть.

5. Когда женщина скрещивает ноги

В то же время, это делает ее заметно смешным и медленным, это даже не какой-то намек, это «вызов» для человека. На это и сделан расчет!

6. Тот же подтекст имеет отношение, когда у женщины одна нога согнута под другую.

В какую сторону смотрит колено, там и мужчина, который нравится.

7. Если женщина сидит, держа руки между ног, это означает, что она стесняется.

8. Если колени открыты и скрещены только лодыжки, это означает, что партнеру нравится общение, хотя он все еще думает, что ему следует держаться на расстоянии.

9. Скрещенные руки это не закрытость, это поза показывает, что человек серьезный, который склонен думать и анализировать ситуацию.

10. Люди, которые ставят руки на колени, спокойны, им легко, им не нравятся конфликты и ссоры.

11. Подергивание ноги — признак стресса, нервозности.

12. Сцепленные руки — выдают эмоциональных людей.

Как правило, это люди, которые всегда фантанируют эмоции, а жест — это попытка оставаться в рамках.

🔴 Почему так важно поставить лайк ? — Ваш лайк даст статье дольше «жить» и её увидят больше людей!

Советую, прочитать интересную статью Почему телефон партнёра — святая святых и читать сообщения нельзя?

Закладывание Рук за Спину

Было замечено, что многие мужчины — члены Британской королевской семьи — имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Но не только члены английского королевского семейства используют этот жест, он характерен для королевских династий многих стран. В обыденной жизни этот жест используется полицей-ским на дежурстве, директором местной школы, проходящим через школьный двор, старшими военными чинами и людьми на ответст-венных должностях. Поэтому это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Наши эксперименты показали, что если в особо-стрессовых ситуациях (таких как состояние интервьюируемого человека, ожидание приема у дантиста) принять такую позу, то вы почувствуете себя менее напряженным, более уверенным и даже властным.

Наши наблюдения показывают, что полицейские, вооруженные огнестрельным оружием, редко закладывают руки за спину, но зато часто используют агрессивный жест «руки на бедра» (рис. 95). Создается впечатление, что оружие само по себе придает человеку весомость, поэтому необходимость в подтверждении важности своей персоны дополнительным жестом отпадет.

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «заклады-вание рук за спину с захватом запястья» (рис. 43), который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать ее от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Человек на рис. 44, например, проявляет большее усилие для самоконтроля, чем человек на рис. 43, потому что рука на рис. 44 захватывает уже предплечье, а не просто кисть руки. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки!» Этот жест часто используется агентами по продаже, когда во время визита к потенциальному покупателю их приняли не сразу, а попросили подождать в приемной. Это плохой прием, используемый агентом для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный покупатель наверняка почувст-вует это. Если этот жест заменить на «руки в замок за спиной», то появится чувство успокоения и уверенности в себе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх