Куперс

Бухучет и анализ

Сети газопотребления – один из самых распространенных типов опасных производственных объектов.
По разным оценкам он составляет порядка 76-80% от общего числа ОПО, зарегистрированных на территории РФ.
Согласно нашим исследованиям, каждая третья организация, сведения о которой содержатся в реестре Ростехнадзора, имеет в числе прочих объектов сети газопотребления.
Согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.):
«сеть газопотребления» – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».

Идентификация сетей газопотребления при регистрации в качестве ОПО

С 1 сентября 2016 года изменился порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.
Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).
Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».
Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В актуальной редакции ФЗ №116 такая путаница исключена.
А именно – в п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:
«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности – для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;
2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно.
Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие ОПО.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.

C 1 сентярбря 2016 года сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170). Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).
Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа остаются поднадзорными и подлежат регистрации в качестве ОПО. При этом в составе этих объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.
Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. о промышленной безопасности, регистрация в Ростехнадзоре сетей газопотребления, принадлежащих к категории ОПО, является обязательной. Однако Свидетельство о регистрации ОПО – это лишь первый шаг на пути законной эксплуатации опасных объектов этого типа. Каждый владелец ОПО должен иметь комплект обязательных нормативно-технических и разрешительных документов, перечень которых мы приводим ниже.

Какие документы нужны для законной эксплуатации сетей газопотребления

Каждая организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна обязательно разработать и/или получить следующие нормативные, технические и разрешительные документы:
1. Свидетельство о регистрации ОПО – документ, подтверждающий внесение сведений о сети газопотребления в государственный реестр ОПО. К нему прилагаются «Сведения, характеризующие ОПО».
Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. о промышленной безопасности, а также созданными на его основе нормативно-правовыми актами.
2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности – основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать сеть газопотребления на законных основаниях.
Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (сетей газопотребления) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

3. Положение о производственном контроле (ППК) – нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов, включая сети газопотребления. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности ОПО».
При разработке Положения о производственном контроле для сетей газопотребления нужно учитывать требования таких нормативных актов, как:

  • Приказ Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 870 от 29.10.2010г. «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».

4. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО (ПРИ) – обязательный нормативный документ, цель которого – закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116).
Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией (больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором).
5. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛА) – обязательный нормативно-технический документ, который разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов. Именно к этой категории относится сеть газопотребления.

Необходимость и порядок разработки ПМЛА определяются:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».

Срок действия Плана мероприятий для сетей газопотребления – 5 лет. Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО. Как следствие, владельцам сетей газопотребления нужен:
5.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирают по местонахождению объекта. Это делают для того, чтобы спасатели могли оперативно прибыть на место аварии и своевременно ликвидировать ее последствия.

6. Паспорт безопасности опасного объекта – документ, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение риска возникновения ЧС техногенного характера на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих взрывопожароопасные и химически опасные вещества. В сетях газопотребления используется и транспортируется взрывопожароопасное вещество (газ), поэтому владельцам таких объектов нужно разрабатывать Паспорт безопасности. Документ тесно связан с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
Документ разрабатывается 1 раз в 5 лет, при условии отсутствия изменений в составе ОПО и его характеристиках. После разработки Паспорт безопасности согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а после согласования – утверждается владельцем объекта.
7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Необходимость оформления договора на страхование ОПО, в частности, сети газопотребления, регламентирована:

  • Федеральным законом № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…».
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности, заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 3-х сотрудников организации.
Для предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, нужно аттестовать по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б7.1. «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления» как минимум:

  • руководителя (заместителя руководителя) – можно только по А.1;
  • лицо, ответственное за осуществление производственного контроля;
  • лицо, ответственное за газовое хозяйство (безопасную эксплуатацию и исправное состояние сети газопотребления).

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановления Правительства РФ от 25.10.2019г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности…».

9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на газопровод, газоиспользующее оборудование (например, котлы), дымовую трубу (если речь идет о котельной), здания или сооружения, в которых располагается сеть газопотребления. Экспертиза промышленной безопасности проводится планово (1 раз в 5 лет), по истечении срока безопасной эксплуатации, указанного в проектной документации (технического устройства, здания), после аварии на ОПО и т.д.
Необходимость проведения Экспертизы регламентирована:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами.

10. Положение о внутренней газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления (Раздел II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Надзор за сетями газопотребления

Надзор за сетями газопотребления осуществляет территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта. Сети газопотребления принадлежат к 3 классу опасности (Приложение 2 к ФЗ №116), следовательно, плановые проверки в отношении данных ОПО проводятся не чаще чем 1 раз в течение 3 лет (п. 5.1. ст. 16 ФЗ №116).
В ходе надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора проверят наличие в организации указанных выше документов, техническую документацию на оборудование, проведут визуальный осмотр технических устройств и зданий (сооружений) на предмет их исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проведен анализ соблюдения требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.) и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).
Так, согласно разделу II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и разделу VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО и т.д.

Приказ МЧС РФ от 07.04.2011 N 168 (ред. от 03.08.2011) Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников федеральной противопожарной службы

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5618).

Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крапчинского Альберта Андреевича на нарушение его конституционных прав частями первой и третьей статьи 92, частями первой и третьей статьи 147, частью второй статьи 219, статьями 251, 252 и частью первой статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации»

Как следует из представленных материалов, А.А. Крапчинский в связи с осуществлением трудовой деятельности в должности фельдшера муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Станция скорой медицинской помощи», по которой в ходе аттестации рабочих мест по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса класс условий труда был определен значением 3.3 (вредные условия труда), обратился в суд общей юрисдикции с требованиями об установлении ему компенсаций в виде 36-часовой рабочей недели и повышении размера оплаты труда на 4 процента тарифной ставки, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В удовлетворении данных требований ему было отказано со ссылкой на оспариваемые нормы.

«Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009 — 2011 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России», Профсоюзом работников лесных отраслей РФ)

До утверждения Минздравсоцразвития России минимальных размеров и условий повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в зависимости от класса условий труда указанное повышение оплаты труда производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.

«Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2011 — 2013 годы» (утв. Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, Профсоюзом машиностроителей РФ, Общественным Объединением «Всероссийский Электропрофсоюз», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» 01.03.2011)

4.7. Продолжительность ежегодных дополнительных отпусков работников, занятых на работах с вредными условиями труда, непосредственно определяется Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 устанавливаются с учетом разъяснений Минтруда России от 1 октября 2012 г. размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления.

«Федеральное отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2010 — 2012 годы» (утв. Профсоюзом работников лесных отраслей РФ, Рослесхоза 31.03.2010 N АС-06/3с)

На основании Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870, пункта 5.2.79.1 могут устанавливаться размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия их предоставления.

«Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы» (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012)

Для работников, занятых во вредных и/или опасных условиях труда, конкретная продолжительность сокращенной рабочей недели устанавливается в зависимости от классов условий труда, определенных по результатам аттестации рабочих мест, но не ниже норм, утвержденных в установленном порядке на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870).

«Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства специального строительства на 2017 год» (утв. Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, Спецстроем России 19.11.2013) (ред. от 28.11.2016)

4.10. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» и Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (с изм. от 04.06.2013)).

«Отраслевое соглашение по подведомственным Росморречфлоту федеральным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям в сфере морского транспорта Российской Федерации на 2012 — 2014 годы» (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 12.12.2011) (ред. от 09.12.2014)

Для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, конкретная продолжительность сокращенной рабочей недели устанавливается в зависимости от классов условий труда, определенных по результатам аттестации рабочих мест, но не ниже норм, утвержденных в установленном порядке на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870).

«Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013 — 2016 годы» (утв. Минздравом России, Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации 06.09.2013)

постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх