Куперс

Бухучет и анализ

Права и обязанности медицинских работников

Реферат

Тема: Права и обязанности медицинских организаций и граждан при оказании медицинской помощи»

Выполнил:

Проверил:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Медицинская помощь………………………………………………………………………….4

Права и обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи……………………………………………………………………………………………7

Права и обязанности граждан при оказании им медицинской помощи……………….10

Заключение…………………………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………………………..19

Введение

Охрана здоровья граждан РФ гарантирована Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ее вторая статья объявляет высшей ценностью государства – человека, его права и свободы, а обязанностью государства – признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Российской Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7.1). В РФ признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности (ст. 82). В РФ гарантируется социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39.1) и поощряется добровольное социальное страхование (ст. 39.3).

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41.2). В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (ст. 41.2). При этом сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство РФ (ст. 114.1), которое, совместно с субъектами РФ, координирует вопросы здравоохранения (ст. 72ж) на подведомственной им территории.

Медицинская помощь

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, а также врачами, занимающимися частной медицинской практикой.

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная, медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (в месте вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;

3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

По форме оказания медицинская помощь может быть:

1) плановая медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью;

2) неотложная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

3) экстренная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни состояний пациента.

Медицинская помощь в Российской Федерации оказывается гражданам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

Порядком оказания медицинской помощи является совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.

Порядки оказания медицинской помощи утверждаются по отдельным ее видам и профилям.

Порядок оказания медицинской помощи может включать:

-этапы оказания медицинской помощи;

-положение об организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи;

-стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;

-рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;

-иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандартом медицинской помощи является унифицированная совокупность медицинских процедур, лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи гражданину при определенном заболевании (состоянии).

Стандарт медицинской помощи может включать:

-перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

-перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

-перечень используемых лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с указанием суточных и курсовых доз;

-перечень медицинских изделий;

-перечень компонентов крови и препаратов крови с указанием количества и частоты их предоставления;

-перечень видов диетического и лечебного питания с указанием количества и частоты их предоставления.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается с учетом номенклатуры медицинских услуг, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Права и обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи

Медицинская организация — самостоятельно хозяйствующий субъект любой формы собственности (в том числе учреждение), оказывающий медицинскую помощь, имеющий на это соответствующую лицензию, аккредитованный в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 73 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации имеют право:

1) участвовать в разработке и утверждении своей организационной структуры, штатов, устанавливать систему оплаты труда работников соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вносить учредителю предложения с целью оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;

3) участвовать в оказании бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;

4) выдавать рецепты на лекарственные препараты, а также справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность, включая фундаментальные и прикладные научные исследования.

В соответствии со статьей 20 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации имеют право:

1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

С 2019 по 2024 год должен быть реализован нацпроект «Здравоохранение», на который правительством выделены громадные деньги — 1,367 трлн рублей на 6 лет. Таких сумм никогда не было. Поездки по стране меня сто раз убеждали: если у руководителя региона медицина в приоритете, то она, как правило, в достойном состоянии.

Вероника Скворцова: Вы правы абсолютно. Так оно и есть. Нужно отдать должное многим действующим губернаторам. Медицина, здравоохранение стали для них если не номером один, то входящими в тройку самых приоритетных тем. Уровень накопленных проблем в каждом регионе разный. Но тем не менее каждый губернатор занимается всем спектром проблем трехуровневой системы оказания медицинской помощи, в том числе кадровой политикой и территориальным планированием, добиваясь, чтобы все виды помощи, включая первичную, были доступны.

Три обязательных года

Функции громадные. Но вот беда: желающих трудиться в таких местах все меньше. И не только среди фельдшеров. По итогам нынешнего приема в вузы в числе первых по количеству абитуриентов — традиционно медицинские. Конкурс в вузы минздрава по программам специалитета составил в 2019 году более 10 человек на место. А дефицит врачей пока не уменьшается. Особенно он ощутим в том же первичном звене. Может, стоит вернуться к системе обязательного распределения выпускников. Окончивший медвуз или медучилище специалист обязан хотя бы три года отработать в глубинке. Иначе не решить проблему.

Вероника Cкворцова: Дефицит врачей, к счастью, несколько уменьшился. За 4 года только в первичном звене число врачей увеличилось на 4 тысячи. Но пока дефицит действительно сохраняется. На сегодняшний день главным механизмом его устранения является целевая подготовка в университетах и колледжах, позволяющая готовить специалистов для конкретных рабочих мест, в том числе для первичного звена в удалённых районах страны. Сейчас уже более 50% студенческих бюджетных мест — целевые, а в ординатуре — более 60%. Кроме того, существенно снизила кадровый дефицит и программа «Земский доктор/Земский фельдшер», которая уже привлекла в сельскую местность и малые города более 34 тысяч специалистов первичного звена. Но мы внесли на обсуждение ещё одно предложение. Во всем мире молодой специалист, который только окончил обучение в медицинском университете, в течение нескольких лет не может самостоятельно работать без кураторства со стороны опытного наставника.

Конкурс в медвузы — более 10 человек на место. За четыре года в первичном звене врачей стало больше на 4 тысячи

Если речь о работе по профилю общей терапии, то это обычно два-три года. В США — три года, в Европе — два года. Если речь об общей хирургии, то до 7 лет. У нас такой системы никогда не было. И это неправильно. Одно из наших предложений: законодательно закрепить статус «молодого специалиста» и «наставника» и ввести обязательную работу молодых специалистов под контролем опытных наставников в государственной системе здравоохранения. Не менее трех лет.

Это будет принято?

Вероника Скворцова: Очень надеемся. Медицинская общественность горячо поддерживает это предложение. Поддерживают медики из всех регионов. Это решит еще одну проблему — ежегодно дополнительно приведет в первичное звено до 11 тысяч молодых специалистов. Мы с вами говорили о частных организациях. Их сейчас в стране 69 тысяч. Существенно больше, чем государственных. Они неравномерно распределяются по стране. Регионы сами лицензируют частные организации. Есть регионы, не буду их называть, где на одну государственную организацию приходится 10-15 частных. При этом преобладающее большинство частных центров не имеют самостоятельного штата, а используют тех же сотрудников, которые работают в государственных организациях. Иногда провоцируя сотрудников на вытеснение пациентов на платные услуги со своего государственного приема на свой частный прием. Это недопустимо. Сейчас все устроено так, что территориальному планированию размещения медицинских объектов подлежат только государственные организации, а частные — нет. Между тем передовой международный опыт показывает, что страны с развитой частной медициной разрешают создание частных клиник там, где в них есть реальная потребность населения, с учетом конкретных медицинских профилей. При этом клиники работают по длительным контрактам с государством, имея стабильные и увеличивающиеся объемы медицинской помощи от государства. Бесплатно для населения. И нам необходима возможность полноценно управлять процессами территориального планирования медицинской помощи.

Не дело минздрава

Вероника Игоревна! Теперь о том, что, считаю, не должно исходить от минздрава. Вот утром включаю радиоточку. А там обсуждение «животрепещущей» темы: можно ли, как предложил минздрав, проводить безалкогольные корпоративы? Это что, ностальгия? Давно не вырубали виноградники? Забыли о безалкогольных комсомольских свадьбах? Причем здесь минздрав?

Вероника Скворцова: Рискованное потребление крепкого спиртного ученые называют одним из главных факторов риска смерти российских мужчин в трудоспособном возрасте. Конечно, снижение потребления алкоголя в стране совершенно не обязательно связано с такими трагикомичными событиями, о которых вы напомнили. За последние 10 лет были приняты очень серьезные обдуманные меры по снижению потребления спиртного: и правовые, и экономические, и медицинские. Они привели почти к двукратному снижению потребления за десять лет. Сегодня во всех основных международных руководствах ВОЗ по теме алкоголя наша страна из плохого примера перешла в хороший. И ничего: спиртное не стало по талонам, нет огромных очередей, никто не рубит виноградники. Что же касается корпоративов, то работники и работодатели сами вправе решать, как им проводить праздники. Но важно помнить: алкоголь совершенно не обязательно является неотъемлемой частью торжества.

Российская система родовспоможения не просто считается одной из лучших в мире, но принята ВОЗ эталонной

Минздрав два года назад подписал с РСПП Хартию по здоровому образу жизни. Там идет речь о том, как создать здоровье-сберегающую среду на рабочем месте, уменьшить вредные привычки, закрепить навыки правильного питания, правильной организации двигательной активности, т.е. в целом привить культуру заботы о своем здоровье. Материалы, которые собрали сами работодатели и представили в минздрав, — это примеры лучших практик, уже действующих на производствах, которые показали действительно замечательные результаты в плане снижения заболеваемости и укрепления здоровья работающих.

Кстати, о здоровом образе жизни. Звучат призывы о необходимости пройти очередную диспансеризацию. У подъездов появляются даже расписания: когда, жителям какого года рождения, в какой день прийти в поликлинику, чтобы пройти осмотр. Зазывают. А идут не все. Вы лично, министр здравоохранения страны, отзываетесь?

Вероника Скворцова: Каждый год в обязательном порядке прохожу диспансеризацию. И как врач, и как министр, и как гражданин очень, очень советую всем обязательно раз в год проверять свое здоровье. Тут даже никаких доводов не надо приводить. Это просто должно стать правилом жизни каждого. Можно даже сказать, законом жизни.

В прошлом году 62 миллиона россиян прошли профилактический осмотр. Причем примерно у трети из них были выявлены отклонения в здоровье, и они прошли углубленное обследование второго этапа диспансеризации, включающее компьютерную и магнитно-резонансную томографию, эндоскопические, ультразвуковые и сложные лабораторные методы диагностики. Мы возобновили по обновленным регламентам диспансерное наблюдение за теми, у кого выявлены хронические заболевания или серьезные факторы риска их развития. Для того чтобы можно было обеспечить оптимальное медицинское сопровождение.

Иной становится и работа скорой помощи. Неэффективные вызовы почти ушли. Помощь оказывается на всей территории страны, от Дальнего Востока до Калининграда, существенно быстрее, чем за всю историю страны. В 90% случаев бригады скорой приезжают в течение 20 минут. А пациентов привозят туда, где им действительно могут оказать эффективную помощь. Регионы завершают создание централизованных диспетчерских служб скорой помощи, на которые будут выведены не только наземные бригады, но и санитарно-авиационные. Эффективно работает наша сосудистая программа. Уже 40% пациентов с острым коронарным синдромом в течение первых 6 часов заболевания получают эндоваскулярное лечение: стентирование сосудов, ангиопластику. Остальные получают современную медикаментозную терапию, а стентирование и ангиопластика проводятся в так называемом «холодном периоде». Разумеется, все это абсолютно бесплатно. Так же современно и оперативно работает противоинсультная служба.

С квотами и без них

На ваш взгляд, система квот на получение высокотехнологичной помощи себя оправдывает?

Вероника Скворцова: В 2013 году высокотехнологичную помощь получили 505 тысяч человек в год. В 2018 году — более 1 млн 100 тысяч. Кроме того, то, что квотировалось в 2013 году, сейчас оказывается в рамках базовой программы ОМС без квот, по реальной потребности. Это касается и стентирования сосудов, и эндопротезирования тазобедренных суставов. Перечень высоких технологий постоянно актуализируется. В нем сейчас присутствуют методы, о которых вообще речи не было в 2013 году. Так, в 2020 году дополнительно включаются протонная терапия, новые технологии сердечно-сосудистой хирургии, вертебрологии и др. Увеличивается количество медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не входящую в базовую программу ОМС. Если в 2013 году их было 384, то в этом году — уже около 600. В 2020 году к этой программе подключаются частные медицинские организации. Их около 70. Все это обеспечивает повышение доступности бесплатной для людей высокотехнологичной медицинской помощи.

Не замечаем, как меняется медицина. Привычно ее ругаем. А сейчас, когда президент страны поставил задачу существенного повышения доступности и качества первичной медицинской помощи …

Вероника Скворцова: Мы подходим к тому, что требует безусловного дальнейшего развития. Конечно, это первичная медико-санитарная помощь. Всю жизнь, и в советские времена, и в постсоветские, «первичка» финансировалась по остаточному принципу. Потому что основной финансовый объем шел на стационарную специализированную помощь. С 2000 по 2010 год у нас на 15 тысяч сократилось число объектов в первичном звене. Это очень много. Фактически было полуразрушено сельское здравоохранение. Усугубился дефицит кадров в первичном звене. Именно поэтому в 2005-2006 годах, во время первого нацпроекта «Здоровье», были выделены специальные дополнительные выплаты врачам и среднему персоналу первичного звена и скорой помощи.

А в последние годы?

Вероника Скворцова: С 2014 по 2018 год на 2 тысячи увеличилось число объектов в первичном звене. Они теперь формируются на основе четкого представления о территориальном планировании с использованием электронной геоинформационной системы. За последние годы обновлены все требования к размещению инфраструктуры первичного звена. Это позволило нам увидеть и сделать для каждого региона некий срез несовершенств. Фактически перечень конкретных населенных пунктов, а иногда и целых районов, которые имеют ограничения в доступности первичной медицинской помощи. С 2013 года поэтапно внедрены предельные сроки ожидания разных видов медицинской помощи. И с 2015 года в программу государственных гарантий заложено, что максимальное время ожидания скорой помощи — 29 минут, неотложной помощи — 2 часа, участкового врача — 24 часа, узкого специалиста — 14 дней. Различных инструментальных и лабораторных исследований — 14 дней, сложных методов диагностики (компьютерная и магнитно-резонансная томография, ангиография и др.) — до 30 дней, за исключением онкологических заболеваний — при подозрении на онкологию — не более 2 недель. И т.д.

А предписанные минздравом минуты приема пациентов, отведенные врачам разных специальностей? Бабуля за такое время не успеет кофточку расстегнуть, а врач найти на экране компьютера фамилию и имя пациентки…

Вероника Скворцова: Врач должен принимать пациента столько времени, сколько нужно. И здесь нет ограничений. А расчетные рекомендации необходимы для главных врачей и администраторов для планирования штатного расписания и организации лечебного процесса. Кстати говоря, впервые с советского времени мы провели в 2014 году специальные хронометрические расчеты для работающих в первичном звене врачей, как участковых, так и узких специалистов, и для средних медицинских работников. Было показано, что время первичного осмотра пациента не может быть менее 20 минут (в советское и постсоветское время показатель составлял 12 минут), время повторного осмотра — от 10 до 15 минут. Так что современные штатные расписания пересмотрены с учетом расширения временных возможностей. При этом было выявлено, что до 50 процентов времени осмотра уходит на так называемую «косвенную работу». Прежде всего это оформление документов. А вот при внедрении новых технологий, в том числе информационных систем, связывающих врача с его рабочего места с электронными документами, банком лабораторных данных, архивом цифровых изображений, системами распределения лекарств по аптекам и т.д., те же 20 минут осмотра разложились внутри совершенно по-другому: 70 процентов вместо 50 процентов стала занимать непосредственная работа с пациентом. То есть «медицинское время» выросло в 1,5 раза. А все остальное: человек оделся, разделся, ему распечатали электронные бланки, впечатав только то, что нужно, — занимает всего 30 процентов. На основе в том числе этого опыта мы разработали и реализовали в 2018 году приоритетный проект «Новая модель поликлиники». А с 2019 года он стал частью национального проекта «Здравоохранение». Сейчас в проект вошло уже более 2,5 тысячи поликлиник в 82 регионах страны. У всех организаций первичного звена есть широкие возможности для дальнейшего совершенствования.

И они могут назвать себя «поликлиниками, доброжелательными к пациенту»? Тем более что есть «родильные дома, доброжелательные к ребенку». Что сие значит? Неужели может быть роддом к ребенку недоброжелательным?

Вероника Скворцова: Есть потребность в новой логистике и организации всех процессов в медицинских организациях для обеспечения современного качества помощи и комфортных условий ее получения. Это очень значимо и важно. Что касается подобных названий? Это действительно смешно.

От любви до ненависти

Так сложилось не только в нашей стране, медиков или сильно любят или ругают почем зря. Даже в странах, которые лидируют по всем параметрам оказания медицинской помощи, ею мало кто доволен. Простой пример. Считается, что в Израиле медицинская помощь соответствует лучшим мировым стандартам… Достаточно какое-то время посидеть на берегу моря, и вы почти наверняка наслушаетесь всяческих историй из серии как плохо тут лечат. Недавно ко мне обратилась бывшая россиянка, живущая в Лондоне: нужна помощь российского невролога. Примеры можно множить. Вы лично, министр здравоохранения, довольны нашей медициной или нет?

Вероника Скворцова: Знаете, никогда нельзя быть довольным. Потому что все на свете находится в развитии. Более того, планка качества каждый раз смещается вверх, а горизонт отодвигается. Самое активно развивающееся направление в современной науке — это медицина. И реально за один год информационная база в нашей отрасли удваивается. Появляются новые биомедицинские и цифровые технологии, а следовательно, необходимость обновить логистические и организационные процессы. Тем не менее на ваш вопрос можно определенно ответить, что за последние годы существенные позитивные изменения произошли и на уровне высокотехнологичной помощи, и экстренной специализированной и скорой помощи, и системы родовспоможения, материнства и детства, и санитарной авиации. Косвенным признаком нашего развития является кратное увеличение иностранных пациентов, выбравших для лечения российские клиники. Если в 2016 году их было всего 35 тысяч, то в 2017 году — 120 тысяч, в 2018 году — 300 тысяч, а за первое полугодие этого года — уже более 530 тысяч. За 2,5 года поток увеличился более чем в 15 раз. Но, конечно, это не значит, что все наши проблемы решены… Нам предстоит очень многое сделать и поправить. Особенно это касается самого сложного для организации и управления уровня — первичного звена здравоохранения.

Насчет центров. Конкретно перинатальных. Была во многих. В разных регионах. Центры роскошные, упакованные всем необходимым. Денег в них вложено… А вот количество пациентов…

Вероника Скворцова: Перинатальные центры — это всего лишь верхушка системы родовспоможения, они принимают на себя 70 процентов рожениц и беременных с высоким риском преждевременных и осложненных родов. При этом в каждом регионе должны быть созданы базовые уровни системы родовспоможения для женщин с физиологичной беременностью. В настоящее время наша система родовспоможения не просто считается одной из лучших в мире, но принята ВОЗ эталонной. Опыт России изучается, потому что мы в разы снизили материнскую и младенческую смертность за очень короткий период, только с 2012 года — вдвое. В советское время младенческая смертность доходила до 30 промилле, при том что всех детей, родившихся с массой до 1 килограмма, относили к мертворожденным. Сейчас — 4,7 промилле, с учетом вынашивания 500-граммовых. Это в среднем по стране. А есть регионы, где 2-2,5 промилле. Ниже просто не бывает. И материнская смертность во многих регионах страны уже нулевая.

Вероника Скворцова: Врач должен принимать больного столько времени, сколько нужно. Фото: РИА Новости

Вероника Игоревна, раз мы говорим о детях. Частые обращения. Маленький ребенок, онкологическое заболевание. Нужна пересадка стволовых клеток, костного мозга. Мама и папа подробно осведомлены о возможностях Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева. Но направление на лечение в этот центр им не дают. Только в детскую больницу по месту жительства. Знаю ту детскую больницу. Она котируется. Но родители верят лишь в возможности Рогачевского центра. Речь о единственном ребенке. Есть согласие Рогачевского центра малыша принять. Направления нет. Категорически отказано. Понимаю, город хочет, чтобы лечились только в его городских учреждениях. Но у пациентов есть право выбора места лечения? Тем более когда речь о ребенке. Или это фикция? Родители имеют право добиваться квоты в Центр Димы Рогачева или нет?

Вероника Скворцова: Есть четкие критерии, по которым ведущие региональные медицинские организации обязаны давать направления в федеральные центры. Это касается всех 85 регионов, включая Москву. В том случае если есть неясный диагноз, атипичное редкое заболевание, нет достаточного результата от лечения, который исходно ожидался… При любых сложностях в диагностике или лечении заболевания, если региональный уровень, по сути дела, исчерпал свои возможности, обязаны направить и ребенка, и взрослого в федеральный центр на бесплатной основе. Или если необходимые уникальные технологии есть только в федеральном центре, например, в Центре имени Димы Рогачева. Сейчас связь с ведущими федеральными центрами максимально упрощена: в рамках национального проекта мы создали круглосуточную телемедицинскую связь между федеральными центрами и региональными медицинскими организациями, по сути, сформировав вертикально-интегрированные профильные медицинские системы. Федеральные центры курируют профильные подразделения на местах. Ведущие специалисты страны из федеральных центров круглосуточно оказывают консультации и проводят даже многопрофильные консилиумы по телемедицинской связи. Причем с видео-конференц-связью, с возможностью посмотреть пациента, проанализировать все цифровые изображения с приборов: томограммы, эндоскопические снимки, морфологические срезы и т.д. Все это бесплатно для пациента. Поэтому в том случае, если региональная система здравоохранения исчерпала свои возможности, больного обязаны направить в федеральный центр.

В том же случае, если родитель хочет самостоятельно определиться с местом лечения ребенка, ему ничто не мешает обратиться в этот центр. Понятно, что все родители хотят консультировать своих детей в лучшем центре, и такая возможность есть. Но только такой центр имеет ограниченные возможности. Поэтому иногда приоритет отдается тем, кто не может нигде больше получить необходимую помощь.

Я с этим не могу согласиться. Я хочу лечиться тут, почему не могу?

Вероника Скворцова: По закону, у вас есть право лечиться там, где вы считаете нужным.

Почему же не разрешают?

Вероника Скворцова: А кто вам может не разрешить? Вам нужно получить туда направление. Вы по закону имеете право. И если не дают, то это нарушение. Нужно обратиться либо в Росздравнадзор, либо в Департамент здравоохранения региона.

Загадка свыше нам дана

А вы укладываетесь в 24 часа? Во сколько начинается ваш день? При своей огромной загрузке как вы умудряетесь находить время для себя…

Вероника Скворцова: Встаю я обычно рано. Возвращаюсь домой чаще в 12, в первом часу. Как правило, и дома, и в машине у меня много документов для работы. Но у меня есть воскресенье. Бывают и дни отдыха. Помогает спорт. Я стараюсь регулярно заниматься, плавать.

Этот министр может взять в руки не только скальпель, но и кисть, если речь о сельском ФАПе. Фото: vk.com / Олег Салагай

Загадочная вы женщина, Вероника Игоревна. Кстати, женщина должна быть загадочной?

Вероника Скворцова: Загадочной? Я могу сказать, и это не только женщин касается… Ощущение «загадочности» человека обычно возникает при предположении о неком скрытом внутреннем содержании. Для меня более важно и притягательно ощущение не «загадочности», а некой одухотворенности, освещения человека изнутри. Если чувствуешь в человеке этот внутренний свет, или дух, то значит, ему есть ради чего жить и работать. У него есть вера в то, что он может действительно что-то хорошее сделать. Это внутреннее ощущение и придает силы.

И можно быть счастливой?

Вероника Скворцова: Это и есть счастье.

Вы счастливый человек?

Вероника Скворцова: Безусловно.

Навигация по тексту:

Глава 18

Глава 19

Глава 20

Глава 21

Глава 22

Глава 23

Глава 24

Глава 25

Глава 26

Глава 27

Глава 28

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи); 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается: 1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии счастью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития

заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане,

поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатно

медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-

исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.

6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх