Куперс

Бухучет и анализ

Правила перевозки смерзающихся грузов железнодорожным транспортом

В Минсельхоз России на согласование поступил разработанный Министерством транспорта Российской Федерации проект приказа «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов».

Департамент регулирования рынков АПК обратился в профильные ассоциации с просьбой рассмотреть проект приказа Минтранса России и представить предложения и замечания.

От Ассоциации Производителей Посадочного Материала было отправлено письмо в Департамент регулирования рынков АПК с просьбой включить в проект приказа правки, уточнения и предложения.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

П Р И К А З

Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов

1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.
2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 33 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4760).

Министр Е.И. Дитрих

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от ______________№ ______

ПРАВИЛА
перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов

1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов (далее – Правила) определяют порядок перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.
2. Правила распространяются на перевозку железнодорожным транспортом грузов, включенных в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза таможенной территории Евразийского экономического союза1.
При предъявлении грузов к перевозке грузоотправитель должен предъявить перевозчику накладную, составленную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован
Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4819), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25 декабря 2007 г. № 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный № 10971), от 3 октября 2011 г. № 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный № 22019).
3. Подкарантинная продукция в зависимости от вида железнодорожной перевозки должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, реэкспортным фитосанитарным сертификатом, карантинным сертификатом, выданным в соответствии с Порядком выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденным приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» (зарегистрирован Минюстом России 12 августа 2016 г., регистрационный № 43221), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2018 г. № 64 «О внесении изменений в порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденный приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. № 293, и о признании утратившими силу некоторых приказов Минсельхоза России» (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г. № 50240).
После выгрузки подкарантинных грузов грузополучатель производит очистку вагонов, контейнеров, а остатки груза и мусор уничтожает в специально отведенных для этого местах по предписанию уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Не допускается очистка вагонов, контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» в случае, если транспортные средства прибыли из иностранного государства или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, и использовались для перевозок подкарантинной продукции, указанные транспортные средства подлежат карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
По результатам проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания составляется акт карантинного фитосанитарного обеззараживания, который грузополучатель предъявляет представителю перевозчика.
4. Прием к перевозке из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» (Собрание законодательства Российской Федерации 2014, № 30, ст. 4207; 2015, № 29, ст. 4339, ст. 4359; 2018, № 1, ст. 13, № 18, ст. 2571).
Перевозка подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны допускается при условии указания грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) уникального идентификационного номера карантинного сертификата, с указанием его номера и даты выдачи.
В случае, если период с момента оформления карантинного сертификата до начала перевозки превышает период, установленный карантинными фитосанитарными требованиями, оформленный карантинный сертификат аннулируется. Срок действия карантинного сертификата на груз, погруженный в вагон, контейнер, не ограничивается.
Карантинный сертификат предъявляется на груз в каждом вагоне, контейнере или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) груза.
Подкарантинный груз по карантинному сертификату без печати и подписи, с исправлениями и помарками, по копии карантинного сертификата, а также карантинному сертификату, в котором наименование груза не соответствует фактически предъявленному, к перевозке не принимается.
5. Подкарантинные грузы предъявляются грузоотправителем к перевозке только на те железнодорожные станции и в адрес тех грузополучателей, которые указаны в карантинном сертификате. Переадресовка подкарантинных грузов допускается при предоставлении заявителем переадресовки нового карантинного сертификата.

6. Выгрузка грузополучателем из вагонов, контейнеров подкарантинных грузов, поступивших из карантинных фитосанитарных зон, производится только с разрешения уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
7. Ввоз железнодорожным транспортом на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции допускается только при наличии фитосанитарного сертификата (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется), выданного компетентным государственным органом, обеспечивающим карантин растений в государстве-экспортере, на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) груза, за исключением случаев ввоза древесных упаковочных и крепежных материалов (при наличии специального маркировочного знака международного образца), а также случаев, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями.
8. В пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза на фитосанитарном сертификате и в накладной проставляется штамп «Ввоз разрешен, подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору) по месту доставки», разрешающий ввоз подкарантинного груза, а при его транзитном проследование штамп «Транзит разрешен», если по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) принято решение о разрешении ввоза партии подкарантинной продукции или ее перемещения.
9. О каждом случае прибытия на пограничную (передаточную) железнодорожную станцию импортных подкарантинных грузов перевозчик извещает уполномоченное лицо федерального органа исполнительной власти, предъявляет документы на ввозимые подкарантинные грузы и предоставляет возможность произвести их досмотр в вагонах.
Операции по карантинному фитосанитарному контролю не должны приводить к простым вагонам сверх норм, предусмотренных технологическим процессом работы железнодорожной станции.
10. Карантинный фитосанитарный контроль осуществляет уполномоченное лицо федерального органа исполнительной власти в присутствии представителя перевозчика и таможенного органа на пограничной передаточной станции. Отбор образцов подкарантинных грузов госинспектором по карантину растений для досмотра и проведения лабораторного анализа или экспертизы производится с составлением акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), один экземпляр которого прилагается к перевозочным документам, в соответствии с приказом Минсельхоза России от 23 января 2017 г. № 20
«Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2017 г., регистрационный № 46113).
11. Подкарантинные грузы, зараженные карантинными объектами или завезенные с нарушением карантинных фитосанитарных условий и требований, по предписанию уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти по карантину растений подлежат обеззараживанию или в случае невозможности его
проведения — возврату отправителю или уничтожению за счет грузополучателя (грузоотправителя).
Об изъятии, уничтожении, проведенном обеззараживании, возвращении импортного подкарантинного груза уполномоченное лицо федерального органа исполнительной власти по карантину растений составляет акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), который вручается перевозчику и таможенному органу.
12. Прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без перегрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, разрешается при условии предъявления грузоотправителем фитосанитарного сертификата в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза, при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) грузов, если не истек срок действия фитосанитарного сертификата, за исключением в случая, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция не должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом. Прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой грузов из вагонов на пограничных (передаточных) станциях, в морских, речных портах, допускается при наличии карантинного сертификата.
13. При перевозках подкарантинных грузов на экспорт фитосанитарный (карантинный) сертификат прикладывается грузоотправителем к накладной с указанием в графе «Документы, приложенные отправителем» его номера и даты выдачи.
14. О всех случаях обнаружения повреждений вагонов и контейнеров с подкарантинными грузами, следов утраты этих грузов перевозчик обязан немедленно извещать уполномоченное лицо федерального органа исполнительной власти по карантину растений.

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК СМЕРЗАЮЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

I. Общие положения

1.1. К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, указанные в приложении 1 к настоящим Правилам, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 град.С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона.

1.2. Внесение в перечень смерзающихся грузов (приложение 1 настоящих Правил) иных видов насыпных грузов, подверженных смерзанию, может осуществляться МПС России после представления заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, организацией — грузоотправителем документа о разработанных ими мероприятиях по предохранению предлагаемых грузов от смерзания при перевозке, согласованных с организациями — грузополучателями этих грузов.

1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

1.4. За неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги (статья 113 Транспортного устава).

1.5. Железнодорожная станция (далее — станция) имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.

1.6. При повреждении или утрате предоставленных железной дорогой вагонов, контейнеров грузоотправители, грузополучатели, другие организации обязаны их отремонтировать либо уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты. При этом грузоотправители, грузополучатели, другие организации возмещают железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров, в части, не покрытой штрафом (статья 122 Транспортного устава).

II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке

2.1. До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленными ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

2.2. В случаях отсутствия возможности уменьшения влажности насыпного груза до безопасных пределов грузоотправитель при погрузке в вагоны в холодный период года такого груза должен принять меры по предотвращению его смерзания и примерзания к стенам и полу вагона путем применения соответствующих профилактических средств.

Меры и средства профилактики против смерзания должны применяться также портами (пристанями), если они являются грузоотправителями. В этом случае портом (пристанью) делается отметка в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Правил.

2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых насыпью грузов проводятся в сроки, указанные в приложении 2 к настоящим Правилам. Календарные сроки могут изменяться МПС России по предложению железных дорог назначения или грузополучателей смерзающихся грузов в зависимости от складывающихся климатических условий в конкретных регионах и объявляться остальным железным дорогам.

2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.

III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов

3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее — профилактические меры) относятся:

предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;

промораживание увлажненных грузов до их погрузки;

равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли;

пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками.

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью, приведены в приложении 3 к настоящим Правилам.

3.2. В условиях устойчивых морозов эффективной мерой предохранения насыпных грузов от смерзания в вагонах в пути следования является предварительное (до погрузки) промораживание груза путем многократного пересыпания (перелопачивания) его массы экскаватором, скрепером, грейферным краном или другим механизмом. При этом необходимо, чтобы частицы груза возможно лучше обветривались наружным воздухом. Промораживание может считаться законченным после достижения в середине слоя пересыпаемого груза температуры минус 3 град. С и ниже.

3.3. Негашеная известь, применяемая в качестве профилактического средства против смерзания грузов, должна иметь размеры частиц не более 40 мм и содержать не менее 50% активной окиси кальция (СаО) и не более 9% кремнезема (SiO2) (ГОСТ-9179-77).

Количество негашеной извести, необходимое для предохранения насыпного груза от смерзания, определяется местными органами службы контроля качества продукции и отделами технического контроля организаций в зависимости от содержания влаги в грузе и с учетом практики перевозок такого груза. Перед загрузкой вагона смерзающимся грузом необходимо 1/3 количества негашеной извести насыпать ровным слоем на пол вагона, а оставшиеся 2/3 извести использовать для послойной пересыпки по высоте массы груза (в один или два слоя).

3.4. Пересыпка груза поваренной солью и хлористым кальцием производится аналогично пересыпке негашеной известью. При температуре наружного воздуха ниже минус 20 град. С поваренная соль не применяется.

3.5. При пересыпке и перекладке груза древесными опилками необходимо, чтобы они были сухими.

Древесные опилки насыпаются на пол вагона слоем не менее 30 мм. Кроме того, по высоте погрузки груз пересыпается двумя равномерными сплошными слоями опилок такой же величины. При этом нельзя допускать соприкосновения смежных слоев груза.

Не допускается применение древесных опилок в качестве профилактического средства против смерзания руды, отгружаемой в адрес организаций, которые имеют тепляки (гаражи для размораживания грузов).

3.6. Выбор различных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТами или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем.

3.7. Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку (прокладку), тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.

В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответственных за осуществление профилактических мер против смерзания грузов.

3.8. При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условиях (особенно в переходные периоды года), грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести таких грузов.

Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.

Разогрев смерзшихся грузов, восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением или другими способами, обеспечивающими выгрузку, должны производиться в порядке, предусмотренном инструкцией, утверждаемой организацией — грузополучателем. В инструкции должны быть указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава от повреждений.

IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов

4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе «Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: «Груз проморожен», «Пересыпано известью в колич. …%», «Обмаслено в колич. …%», «Переложено послойно древесными опилками». Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.

4.2. Станция может принять к перевозке смерзающиеся грузы без примененных профилактических средств при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки.

В этом случае в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель делает отметку: «С согласия получателя — без профилактики».

4.3. Не допускается прием смерзающегося груза к перевозке, если в накладной не будет указано о принятых грузоотправителем при погрузке мерах против смерзания или о согласии грузополучателя на перевозку груза без применения профилактических средств.

4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшем в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя станции акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза, согласно правилам обслуживания железнодорожных подъездных путей.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Сборник Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Правила перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте (утв. приказом Минтранса РФ от 22 октября 2007 г. № 150)

Правила хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 47)

Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 46)

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 45)

Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 44)

Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 43)

Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 42)

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 41)

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 40)

Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 39)

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 38)

Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 37)

отменен/утратил силу Редакция от 27.05.1999 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МПС РФ от 27.05.99 N 8ЦЗ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Вид документа приказ, порядок, правила
Принявший орган мпс рф
Номер документа 8ЦЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.05.1999
Номер регистрации в Минюсте 1975
Дата регистрации в Минюсте 11.11.1999
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 48, 29.11.1999,
  • «Российская газета», N 95, 18.05.2000 (Приказ)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МПС РФ от 27.05.99 N 8ЦЗ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия перевозок грузов в универсальных контейнерах (далее — контейнеры) и особенность заполнения перевозочных документов при таких перевозках.

2. В настоящих Правилах используются следующие термины:

Универсальный контейнер — унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по массе брутто, габаритным размерам, снабженную кодовыми обозначениями, стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения, надписями и табличками конструкцию, с расположенными на ней приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно — разгрузочных работ.

Контейнер среднетоннажный — универсальный контейнер с массой брутто более 2,5 тонн, но менее 10 тонн.

Контейнер крупнотоннажный — универсальный контейнер с массой брутто, равной 10 тонн и более.

Табличка КБК — табличка, установленная Международной конвенцией по безопасным контейнерам (КБК), прикрепляемая в обязательном порядке на дверь универсального контейнера при изготовлении или капитальном ремонте и удостоверяющая безопасность его эксплуатации.

Таможенная табличка — прямоугольная металлическая пластина определенного размера и содержания, прикрепленная к контейнеру и подтверждающая его пригодность для перевозки грузов под таможенным контролем.

3. Настоящие Правила применяются при перевозке грузов в контейнерах независимо от их принадлежности.

Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги и иные организации не вправе использовать не принадлежащие им контейнеры для собственных перевозок, хранения грузов и не вправе использовать их под погрузку без разрешения владельцев, если это не предусмотрено соответствующими договорами.

4. Контейнеры должны иметь маркировку установленного образца по схемам, приведенным в приложении 1 к настоящим Правилам. На всех крупнотоннажных контейнерах должен быть нанесен трафарет срока очередного освидетельствования или ремонта.

Масса брутто контейнера должна быть нанесена на его дверях и закодирована во второй строке маркировочного кода у крупнотоннажного контейнера, либо содержаться в первой строке маркировочного кода среднетоннажного контейнера. При отсутствии требуемой маркировки и трафаретов контейнеры к перевозке не принимаются.

5. В контейнерах наряду с перевозками грузов в прямом железнодорожном сообщении осуществляются перевозки экспортных, импортных и транзитных грузов.

Перевозка грузов в контейнерах для личных (бытовых) нужд физических лиц осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 277 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1311).

В контейнерах допускаются к перевозке скоропортящиеся грузы при соблюдении настоящих Правил, а также правил перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте.

Не допускается перевозка в контейнерах, принадлежащих МПС России, зловонных, загрязняющих внутренние поверхности контейнера грузов, после перевозки и выгрузки которых в соответствии с правилами очистки и промывки вагонов требуется их дезинфекция.

Перевозка опасных грузов в контейнерах осуществляется в соответствии с правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке.

6. Жидкие грузы допускаются к перевозке в контейнерах только в первичной небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях), а также расфасованные в мелкую тару, упакованную в картонные коробки, обрешетку и другую облегченную упаковку. При этом мелкая тара должна быть предназначена под перевозку предъявленного жидкого груза.

7. Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, а загружаемого в среднетоннажный контейнер — не более 1000 кг. При этом сосредоточенная нагрузка на пол контейнера от загружаемых мест груза, в т.ч. с учетом сформированного штабеля, не должна превышать 1 кгс на один квадратный сантиметр в крупнотоннажном контейнере и 0,5 кгс — в среднетоннажном контейнере.

При превышении указанной удельной нагрузки на пол контейнера грузовое место должно быть установлено либо на стандартный поддон, либо на подкладки (сечением не менее 100 х 20 мм) с соответствующей опорной поверхностью. Такие грузовые места размещаются в контейнере только в один ярус.

8. Железная дорога обязана подавать под погрузку контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора. Предъявляемые к перевозке в первичной упаковке без тары или в облегченной таре грузы, а также предназначенный для их перевозки контейнер предварительно подготавливаются грузоотправителями таким образом, чтобы исключить при погрузке, перевозке, выгрузке различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза отрицательное воздействие груза на контейнер (например, обкладка стен контейнера бумагой, пленкой, установка защитных планок и резиновых прокладок, упаковка груза в мягкий изоляционный материал).

Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например, запасные части, метизы) допускаются к перевозке в принадлежащих МПС России контейнерах только в плотной бумаге, а также при условии обеспечения застилки предохраняющим материалом пола контейнера и пространства между стенами контейнера и грузом, других мер предохранения внутренней поверхности контейнера от загрязнения и механического повреждения.

9. Грузы в контейнерах должны размещаться грузоотправителем таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения их внутри контейнера при воздействии естественных в процессе перевозки усилий. Давление груза на двери контейнера исключается. Поэтому при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство от 3 до 5 см между грузом и дверью контейнера. Прибивать грузы или приспособления для их крепления (стойки, клинья, прокладки и др.) гвоздями или скобами к полу контейнера запрещается. Крепление грузов в контейнере достигается установкой упорных брусков, цепей, ограничительных щитов (в дверном проеме контейнера), распорных рамок из досок сечением не менее 20 х 100 мм.

Общая сумма зазоров между штабелями груза, а также между грузами и стенками контейнера не должна превышать 200 мм. Смещение от середины контейнера общего центра массы размещенных в контейнере грузов не должно превышать: 600 мм — по длине от середины крупнотоннажного контейнера; 200 мм — по длине среднетоннажного контейнера и 100 мм по ширине.

10. Масса груза в контейнере не должна превышать грузоподъемности массы нетто, определяемой как разность между указанными на трафарете массой брутто контейнера и массой тары контейнера.

11. После загрузки контейнера грузом производится закрытие, запирание дверей контейнера и его опломбирование в порядке, установленном правилами пломбирования вагонов и контейнеров.

12. Погрузка контейнеров в вагоны и автомобили и выгрузка их из вагонов и автомобилей в местах общего пользования железнодорожных станций (далее — станция) осуществляется железной дорогой. В местах необщего пользования эти операции выполняются грузоотправителями и грузополучателями.

Для перевозки груженые контейнеры размещают в вагоне дверями вовнутрь.

13. Перевозка грузов в контейнерах производится между станциями, открытыми для операций с контейнерами, установленной массы брутто. Перевозка грузов в контейнерах между станциями, не открытыми для операций с контейнерами, может производиться установленным МПС России порядком.

Прием контейнеров через порты, не включенные в прямое смешанное железнодорожно — водное сообщение, и направление контейнеров через порты и станции, не открытые для перевалки, запрещается.

14. На каждый груженый или порожний контейнер, предъявляемый к перевозке по железной дороге, оформляется транспортная железнодорожная накладная (далее — накладная) в порядке, изложенном в приложении 2 к настоящим Правилам.

15. При отправлении грузов в контейнерах со станций, следующих через морские порты, в том числе не в прямом международном железнодорожном сообщении, к накладной прикладывается подписанное грузоотправителем свидетельство об укладке и креплении груза (приложение 3 к настоящим Правилам). Заполнение свидетельства производится в полном соответствии с данными, внесенными в накладную.

16. Перевозка грузов в контейнерах между станциями и портами, открытыми для работы с контейнерами, осуществляется в соответствии со статьей 73 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 218) (далее — Транспортный устав) на основании узловых соглашений или договоров между припортовыми железными дорогами и портами (пароходствами). Порядок совместного использования контейнеров определяется соглашениями между собственниками контейнеров.

На перевозку грузов в контейнере в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении оформление перевозочных документов осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Перевозочные документы на перевозку экспортно — импортных грузов в контейнерах, следующих через российские морские порты не в прямом международном железнодорожном сообщении, оформляются до или от припортовой станции. В этом случае грузоотправитель указывает в накладной в качестве станции назначения соответствующую припортовую станцию, порт назначения, а в качестве грузополучателя — определенного экспедитора на этой станции, который должен получить контейнер от железной дороги и отправить его дальше водным транспортом.

При отправлении груза от припортовой станции экспедитор указывает в графе 3 «Особые заявления и отметки отправителя»: «Ввезен водным транспортом из ________» (указывается страна первоначального отправления).

При этом МПС России с данным экспедитором заключает договор на возврат контейнера. Контроль за возвратом контейнера осуществляется начальником припортовой станции.

17. Грузоотправители в соответствии со статьей 33 Транспортного устава несут имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной.

18. Перевозка экспортных грузов в контейнерах назначением или транзитом (в том числе через порты других государств) за пределы железных дорог Российской Федерации (кроме Финляндии) производится в соответствии с приложением 8, а оформление накладных — в соответствии с приложениями 12.1 — 12.4 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Оформление накладной на грузы в контейнерах, следующих транзитом в страны, железные дороги которых являются участниками СМГС, производится от станции отправления до станции назначения в адрес конечного грузополучателя. В графе 20 «Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги» накладной СМГС делается отметка, что платежи за транзитные железные дороги произведены через экспедиторскую организацию (указывается ее наименование и расчетный код). Без отметки в накладной о расчетах за транзитные железные дороги контейнер к перевозке не принимается.

При следовании контейнеров через порты государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики оформление накладной СМГС производится до припортовой станции, где в качестве получателя контейнера также указывается экспедитор, который (на основании имеющихся договоров) получает контейнер от соответствующей железной дороги и отправляет его дальше водным транспортом. В накладной СМГС в графе «Особые заявления отправителя» делается отметка: «Для вывоза водным транспортом в…» (указывается страна назначения). А в графе 20 накладной СМГС также делается отметка грузоотправителя о расчетах, произведенных за водную часть пути через экспедитора припортовой станции.

Грузы в контейнерах, следующие в страны (кроме Финляндии), железные дороги которых не являются участниками СМГС, оформляются накладными СМГС до установленных входных пограничных станций транзитных железных дорог, являющихся участниками СМГС (указывается в графе 8), в адрес начальников станций, либо объявленных экспедиторских организаций для дальнейшей переотправки на соответствующую станцию в адрес конечного грузополучателя, о чем указывается в графе 5: «Получатель, почтовый адрес». При этом к накладной прикладывается дополнительное количество дорожных ведомостей в количестве двух экземпляров для железнодорожной станции отправления и по одному экземпляру для каждой участвующей в перевозке иностранной транзитной железной дороги.

Перевозка грузов в контейнерах в Финляндию оформляется накладной соответствующего международного соглашения от станций железных дорог Российской Федерации до станций Финляндии (включенных в согласованный перечень) в адрес конечного получателя.

19. При предъявлении к перевозке груженых контейнеров комплектами (группы контейнеров), как с мест общего, так и необщего пользования назначением на одну станцию без сортировки контейнеров в пути следования, оформление накладной производится на каждый погруженный контейнер.

20. Грузы, принятые к перевозке мелкими отправками в контейнерах в местах общего и необщего пользования, допускается перевозить в одном контейнере назначением на одну станцию выгрузки без промежуточной сортировки груза (далее — прямой сборный контейнер). На каждый прямой сборный контейнер, загружаемый мелкими отправками средствами экспедиторской организацией, экспедитором заполняется накладная формы ГУ-29к, приведенная в приложении 2 к настоящим Правилам. При этом в верхней части лицевой стороны накладной в графе «Тип отправки» проставляется большими буквами: «ПСК» — что сокращенно означает: «Прямой сборный контейнер». В этом случае документы на грузы, погруженные в прямой сборный контейнер, помещаются экспедитором внутрь контейнера, о чем делается отметка в графе 3 накладной.

При формировании прямого сборного контейнера железной дорогой работником станции заполняется сопроводительный контейнерный лист, к которому прикладываются накладные, заполненные грузоотправителями на все грузы, принятые к перевозке мелкими отправками, размещенными в контейнере.

21. Очистка контейнеров после выгрузки во всех случаях производится грузополучателем. При невыполнении грузополучателем требований по очистке контейнера железная дорога в соответствии со статьей 48 Транспортного устава имеет право после выгрузки не принимать от грузоотправителя контейнер до выполнения им указанных требований и начислять плату за пользование контейнером за все время его задержки.

В соответствии со статьей 27 Транспортного устава пригодность в коммерческом отношении контейнеров для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителями. Грузоотправители вправе отказаться от контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов контейнеры.

22. Груженые контейнеры принимаются к перевозке после наружного осмотра с проверкой наличия и правильности внесения в накладную сведений о запорно — пломбировочных устройствах (далее — ЗПУ), наложенных грузоотправителем, за исключением случаев предъявления к перевозке контейнеров с грузами для личных (бытовых) нужд, когда пломбирование контейнеров производится станцией отправления за счет грузоотправителя.

23. При перевозке грузов в контейнерах грузоотправитель может, а в случаях, предусмотренных статьей 23 Транспортного устава, обязан объявить ценность отправляемого груза и составить опись грузов в соответствии с правилами перевозок грузов с объявленной ценностью на железнодорожном транспорте.

24. Контейнеры, подлежащие выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Хранение грузов в местах общего пользования осуществляется в соответствии с правилами хранения грузов в местах общего пользования железнодорожных станций.

При задержке грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторами приема контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций железнодорожного транспорта, железные дороги взимают плату за время нахождения таких контейнеров в местах общего пользования в размере, определенном тарифным руководством.

За время нахождения контейнеров, принадлежащих МПС России либо другим собственникам, с которыми у МПС России имеются договоры (соглашения) о совместном использовании их контейнеров, грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы вносят железным дорогам плату за пользование контейнерами в зависимости от типа контейнера.

За каждый час задержки контейнеров сверх установленного времени на пограничных передаточных станциях и в местах перевалки на морской или речной транспорт по вине грузоотправителя, а также в связи с самовольным использованием контейнеров (статьи 50, 84 и 114 Транспортного устава) грузоотправители, грузополучатели уплачивают железной дороге штраф в соответствии со статьей 117 Транспортного устава.

25. Размещение и крепление крупнотоннажных контейнеров на контейнерных специализированных или переоборудованных железнодорожных платформах осуществляется в соответствии со схемами размещения, установленными техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Перевозка среднетоннажных контейнеров в полувагонах и на универсальных (бортовых) платформах осуществляется полными комплектами (группой контейнеров), занимающими всю площадь полувагона, платформы с расстановкой их согласно схемам размещения и крепления грузов.

Допускается перевозка крупнотоннажных контейнеров на специализированных платформах неполными комплектами с размещением их на фитинговых упорах посредине платформ при условии обеспечения равномерной нагрузки на тележки платформы.

Перевозка среднетоннажных контейнеров по местным техническим условиям разрешается только в пределах одной железной дороги.

26. Выдача контейнеров на станции назначения производится в порядке, аналогичном порядку приема их к перевозке.

Груженые контейнеры, в том числе с импортными грузами, принимаются от порта и сдаются порту после наружного осмотра состояния контейнеров и его опломбирования.

В случае необходимости проверка груза в контейнере или перегрузка его в исправный контейнер осуществляются в порту своими средствами в присутствии представителя сдающей стороны и за ее счет. После проверки контейнер пломбируется ЗПУ сдающей стороной.

Наличие на контейнере с импортным грузом ЗПУ, наложенного таможенным органом (с приложенным к накладной актом вскрытия и соответствующей отметки в накладной), не является основанием для проверки железной дорогой при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 45 Транспортного устава.

27. Завоз и вывоз контейнеров со станции силами экспедиторов, имеющих договоры со станцией на вывоз контейнеров, производится по наряду формы КЭУ-16 (приложение 4 к настоящим Правилам), который выписывается станцией в трех экземплярах. Под номером наряда указывается порядковый номер по книге приема грузов к отправлению или книге выгрузки грузов. По нарядам КЭУ-16 также производится учет времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей и экспедиторов. С этой целью в нарядах КЭУ-16 в обязательном порядке проставляются номера контейнеров. При этом при подаче вагонов с контейнерами на железнодорожные подъездные пути наряд формы КЭУ-16 оформляется вместе с ведомостью подачи и уборки вагонов с контейнерами.

При поступлении импортных грузов наряд формы КЭУ-16 вместе с накладной передается в таможенный орган, обслуживающий станцию назначения. При выпуске груза таможенный орган ставит штамп установленной формы на накладной и на наряде формы КЭУ-16.

При выдаче груженого или порожнего контейнера, а также при возврате порожнего или груженого контейнера на станцию работник станции проставляет в соответствующих графах наряда дату и время выдачи и возврата контейнера. Указанные отметки заверяются подписями работника железной дороги и экспедитора.

Два экземпляра наряда выдаются вместе с контейнером экспедитору, один экземпляр наряда остается на станции или на контейнерной площадке.

28. Обязанности железной дороги по возврату контейнеров, не принадлежащих железной дороге, в порожнем состоянии или порядку дальнейшего их использования регулируются договорами о совместном использовании контейнеров, заключаемыми между владельцами контейнеров и железной дорогой.

5.1 Условия перевозок смерзающихся грузов

Смерзающиеся грузы– это перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания отдельных частиц груза между собой и примерзания к днищу и стенкам кузова вагона.

Выгрузка таких грузов затрудняется, повышается стоимость разгрузочных работ, увеличивается простой подвижного состава.

Перечень и правила перевозок смерзающихся грузов приведены в Сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, книга 1, 2001.

Перечень смерзающихся грузов

Агломерат (влажный)

Балласт

Барит (кусковой)

Бокситы

Глина:

– каолиновая

– огнеупорная

– простая

Гравий

Жом свекловичный (сырой)

Земля (всякая)

Известняк (мытый)

Камень:

– гипсовый

– известняковый

– строительный (бутовый, ракушечник, туфовый)

Кварциты (мытые)

Кокс

Кокс (орешек)

Коксик всякий

Клинкер:

– цинковый

– цементный

Колчедан

– железный

– медный

– серный

Концентрат вермикулитовый

Концентраты и штейны:

– апатитовый

– баритовый

– вольфрамовые

– железные

– кобальтовые

– медные

– молибденовые

– пиритные (хвосты флотационные)

– свинцовые

– цинковые

Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм)

Мергели

Мука (доломитовая) известняковая

Огарки пиритные

Песок

– кварцевый

– строительный

– формовочный

Раймовка

Руда

– железная

– драгоценных металлов

– марганцевая

– медная

– никелевая

– свинцовая

– хромитовая

– цинковая

Сланцы горючие

Соль

– каменная

– техническая

Уголь (в том числе мытый и гидродобычи)

– бурый

– каменный

Флюсы

Шлаки гранулированные

Шлам угольный

Шпат плавиковый

Щебень мытый

Влажность груза, при которой не происходит смерзания даже при низких температурах, называется безопасной влажностью. Она различна для разных грузов: для песка – 1,25%, глины – 6%, бурого угля – 33–45%, для фрезерного торфа – до 51%.

До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, ремонт установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающихся грузов в пунктах выгрузки.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию.

Если нет возможности уменьшить влажность насыпного груза до безопасных пределов, грузоотправитель при погрузке такого груза в вагоны в холодный период года должен принять меры по предотвращению его смерзания и примерзания к стенам и полу вагона путем применения соответствующих профилактических средств.

Профилактические меры против смерзания перевозимых насыпью грузов проводятся в сроки, указанные в Правилах перевозок смерзающихся грузов.

К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания, относятся:

1) предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;

2) промораживание грузов до их погрузки;

3) равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;

4) пересыпка груза сухими древесными опилками;

5) покрытие пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, приведены в Правилах перевозок смерзающихся грузов.

При устойчивых морозах эффективно до погрузки промораживать груз, многократно перемешивая его с помощью экскаватора, скрепера, грейферного крана или других средств механизации. При этом необходимо, чтобы частицы груза возможно лучше обветривались наружным воздухом. Промораживание считается законченным, когда температура в середине пересыпаемого груза достигает – 3 С и ниже. Наиболее успешно применяют этот способ для угля при температуре воздуха – 20С и ниже.

Негашеная известь, применяемая в качестве профилактического средства против смерзания грузов, должна иметь размеры частиц не более 40 мм и содержать не менее 50 % активной окиси кальция и не более 9 % кремнезема. Негашеная известь поглощает свободную влагу груза. Перед загрузкой вагона смерзающимся грузом необходимо 1/3 количества негашеной извести насыпать ровным слоем на пол вагона, а оставшиеся 2/3 извести использовать для послойной пересыпки по высоте массы груза (в один или два слоя). В процессе гашения известь увеличивается в объеме в 3 – 3,5 раза, выделяет до 1100 кДж/кг теплоты и разрыхляет смерзшийся груз. Также производится и пересыпка груза поваренной солью и хлористым кальцием. Хлористый кальций, поваренная соль образуют плохо замерзающие растворы. При температуре наружного воздуха ниже – 20 С поваренная соль не применяется.

При пересыпке и перекладке груза древесными опилками необходимо, чтобы они были сухими. Древесные опилки насыпаются на пол вагона слоем не менее 30 мм. Кроме того, по высоте погрузки груз пересыпается двумя равномерными сплошными слоями опилок такой же величины. При этом нельзя допускать соприкосновения смежных слоев груза.

Выбор профилактических мер против смерзания груза производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза.

Выбранные профилактические меры грузоотправитель согласовывает с грузополучателем.

При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условиях (особенно в переходные периоды года) грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести таких грузов.

Выбор того или иного способа зависит от степени смерзания груза, необходимой производительности разгрузки, типа приемного устройства и других условий.

Для разогрева смерзшихся грузов используются различные обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Также применяется пар, излучаемая теплота, горячий газ в тепляках, токи промышленной и высокой частоты. Наиболее распространенным средством являются тепляки конвективного типа или с комбинированным подводом теплоты.

Для механического рыхления таких грузов применяют бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа. В ряде случаев применяется рыхление смерзшегося груза вручную (ломом, кувалдой).

Интенсивность смерзания сыпучих увлажненных грузов, перевозимых в холодный период года, зависит от уровня отрицательных температур наружного воздуха, тепловых свойств груза и подвижного состава, гранулометрического состава груза, влажности и продолжительности перевозки.

Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.

Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки.

Если груз прибыл в смерзшемся состоянии из–за того, что грузоотправитель не принял профилактические меры или нарушил условия отгрузки смерзающихся грузов, согласованные с грузополучателем в договоре поставки, перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.

При предъявлении к перевозке смерзающихся грузов грузоотправитель обязан в верхней части накладной наложить штемпель «Смерзающийся», а в графе «Особые заявления и отметки грузоотправителя» указать процент влажности груза и меры, принятые для предохранения от смерзания, например «Груз проморожен», «Обработано хлористым кальцием в количестве … %», «Обмаслено в количестве … %», «Переложено послойно негашеной известью» и т. п. При приеме к перевозке смерзающегося груза без применения профилактических мер в этой же графе делается отметка: «С согласия получателя – без профилактики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх