Куперс

Бухучет и анализ

Правовое регулирование социальной политики

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Осокина Ю.Ю.

1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Осокина Юлия Юрьевна. Должность: доцент. Место работы: Вологодский государственный университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: julia_812.74@mail.ru

Аннотация: Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством. В статье предлагается анализ современного состояния и перспектив развития нормативно-правового регулирования социальной функции в современной России. Можно выделить несколько основных направлений реализации социального законодательства: пенсионное законодательство; правовое регулирование предоставления социальных пособий; предоставление адресной социальной помощи населению, и отдельным направлением правового регулирования является реализация национальных проектов. Социальное законодательство выступает правовой формой реализации социальной функции государства, поскольку развитое социальное законодательство способствует проведению эффективной социальной политики. Отмечается, что процесс развития нормативно-правового регулирования основных направлений социальной деятельности государства продолжается, о чем свидетельствует современное социальное законодательство. В своей статье автор предлагает возможные способы совершенствования социальной функции.

Ключевые слова: социальная функция; социальное законодательство; социальное государство; социальная политика.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE STATE IN MODERN RUSSIA

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация кото-

рых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Здесь абсолютно справедливо мнение К. Р. Галустовой о разнице между понятиями «жизнь» и «существование», но, к сожалению, в процессе реализации концепции социального государства первое зачастую подменяется вторым .

Неотъемлемым условием становления социального государства является эффективная социальная политика, то есть практическое выражение социальной функции государства, закрепленная в правовой форме и имеющая актуальное значение для благосостояния народа. Социальная политика является частью внутренней политики демократического правового социального государства, выражается в целенаправленной стратегии государства, ориентированной на создание благоприятных условий жизни и развития человека .

Одним из важнейших направлений российского социального законодательства является пенсионное законодательство. В свете пенсионной реформы был принят ряд законов, которые оказали и продолжают оказывать существенное влияние на пенсионную систему России, среди них можно отметить два основных: ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Приведенные законы обеспечили существование современной пенсионной системы. Вместе с тем, современная пенсионная система России требует дальнейшего реформирования.

В отношении досрочных пенсий Правительство РФ предусматривает введение корпоративной пенсионной системы, которая будет существовать в дополнение к государственной. Работодатели в рамках социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную пенсию (досрочную и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая выплаты компенсационного характера к заработной плате, дополнительное страхование на случай риска возможной утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами . Было бы целесообразно перевести институт досрочно назначаемых пенсий по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с применением дифференцированного тарифа страховых взносов в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

В целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации теневого рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования, введение трудовой и социальной документации граждан в электронном виде . Персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц, являющихся суммарным результатом их многолетней трудовой деятельности, позволит актуарным службам ПФР располагать уникальной по объему и структуре базой данных, использование которой даст возможность разрабатывать собственные прогнозы основных макроэкономических

Пробелы в российском законодательстве

параметров в области заработной платы, занятости, структуры трудовых ресурсов и т. д.

Как справедливо отмечает в своем исследовании А.Б. Золотарева, Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию МОТ № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения», однако, меры социальной защиты в связи с материнством, временной нетрудоспособностью, несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в значительной мере соответствуют, а иногда и превосходят требования данной Конвенции . Так, например, по положениям Конвенции необходимо, чтобы выплата по болезни составляла не менее 45% заработка, при нетрудоспособности при телесном повреждении на производстве — 50% заработка, при беременности и родах — 45% заработка. В России пособие по временной нетрудоспособности даже при страховом стаже до 5 лет составляет 60% среднего заработка, пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -100% среднего заработка, пособие по беременности и родам — 100% среднего заработка . Вместе с тем, установление верхних пределов страховых выплат нарушают социальные права той части населения, которая имеет высокий уровень заработной платы.

С 2006 года в Российской Федерации были запущены приоритетные национальные проекты, которые были объявлены программой по росту «человеческого капитала» в России: Национальный проект «Здоровье», Национальный проект «Образование», Национальный проект «Жилье» и Национальный проект «Развитие АПК».

Безусловно, на определенном этапе социального развития России приоритетные национальные проекты были актуальны и выполнили определенную функцию, но, при этом не сыграли мобилизующую роль, а стратегические цели, сформулированные в них, достигнуты лишь частично.

В.О. Казанцев в свою очередь отмечает, что приоритетные национальные проекты находятся в русле новой формирующейся государственной стратегии развития страны. Они являются ее естественной составной и не противоречащей ей частью, но при этом крайне неоднозначно воспринимаются обществом. Одной из основных причин этого является слабая информированность граждан относительно идеи приоритетных национальных проектов и ее практической реализации .

Необходимо отметить, что реализация приоритетных национальных проектов является важной составной частью формирования новой стратегии развития Российского государства как государства социального. Их основные положения обращены не только к федеральным органам власти, но также и к региональным, и к местным властям, а также ко всему обществу.

Анализ нормативного обеспечения и некоторых организационных форм реализации социальной политики в России позволяет сделать вывод, что Российская Федерация не только конституирует себя как социальное государство, но и ведет активную политику в данном направлении.

В современных реалиях трудно признать социальную политику России эффективной. Об этом свидетельствует не полная реализация национальных проектов, которые были приняты около десяти лет назад, хотя и рассчитаны на перспективу. В реализации некоторых на-

правлений национальных проектов имеются серьезные проблемы, которые на сегодняшний день остаются не разрешенными. Статистические данные также не показывают улучшения уровня жизни населения.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на активную позицию государства в вопросах социальной поддержки граждан, довольно низкая роль у негосударственных институтов и самих граждан. Если оценивать развитие социального государства в России в контексте европейских тенденций, где уже встает вопрос не о «государстве всеобщего благоденствия», в подобном типе общества, что предполагает повышенную активность граждан и их объединений в обеспечении социальной стабильности, можно говорить, о некотором отставании России. Реализация вышеупомянутых национальных проектов, и в целом, политика государства свидетельствует о его высокой роли в социальной сфере, что потенциально может приводить к негативным последствиям подобного, характерным для западных стран.

Таким образом, современная социальная система России находится в стадии реформирования. Проводимые в стране реформы основных социальных институтов не принесли желаемых результатов, поэтому в настоящее время необходим комплексный учет особенностей экономического, политического и социального развития современной России, с тем, чтобы вновь принимаемое социальное законодательство было адекватно современным социальным потребностям общества.

Список литературы

1. Галустова К. Р. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Казанцев В. О. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. Автореф. канд. полит. наук. Москва. 2008. 25 с.

Рецензия

на научную статью Ю. Ю. Осокиной «Нормативно-правовое регулирование социальной функции государства в современной России»

Рецензируемая статья подготовлена автором на основе результатов проведенного ею научного исследования и посвящена весьма актуальной проблеме определения особенностей нормативно-правового регулирования социальной функции государства в современной России. В статье раскрываются разнообразные направления реализации современного социального законодательства. Безусловной новизной является систематизация пенсионного обеспечения населения не по принципу дифференциации по виду пенсий, а путем выявления специфики пенсионного обеспечения в зависимости от профессиональной сферы деятельности гражданина и в связи с длительной занятостью работников в особых условиях труда. Впервые в научной литературе излагается мнение о неэффективности реализации исключительно государственной политики в социальной сфере. Приведенная в статье позиция о необходимости участия в вопросах социальной поддержки граждан негосударственных институтов и самих граждан является правильной, и им дан объективный научно-правовой анализ, который находит подтверждение в новейшем социальном законодательстве РФ. На основании вышеизложенного, рецензируемая статья Ю. Ю. Осокиной рекомендуется для опубликования.

Рецензент — кандидат юридических наук, доцент А.А.Макарьин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх