Куперс

Бухучет и анализ

Правовое регулирование учета имущества индивидуального предпринимателя

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, Правовым департаментом письмо от 14.11.2019, а также письмо от 17.12.2019, сообщает.

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 407-ФЗ) установлено, что действие Федерального закона № 402-ФЗ распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее — Положение), установлены случаи обязательного проведения инвентаризации, в том числе при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

Согласно пункту 3 Положения Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона № 402-ФЗ разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией для целей Методических указаний понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

В то же время в силу пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ.

Таким образом, полагаем, что индивидуальные предприниматели не обязаны применять Методические указания.

При этом частью первой статьи 246 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Вместе с тем обращаем внимание, что Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел о причинении работодателю — индивидуальному предпринимателю материального ущерба его работником применяет положения Методических указаний (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 14-КГ18-50, от 20 августа 2018 г. № 18-КГ18-126).

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Вместе с тем участники, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Правовое положение ООО, права и обязанности его участников определяются нормами ГК РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Число участников ООО должно быть не более 50, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке.

ООО может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации. Оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредители ООО заключают между собой письменный договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные условия. Учредители ООО несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации. ООО несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения действий учредителей общества общим собранием участников общества.

Учредительным документом ООО является его устав. Документ должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, размере его уставного капитала, составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей участников. На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.

Для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества.

ООО может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Оно вправе преобразоваться в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Переход доли или части доли участника общества в уставном капитале ООО к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Участник ООО вправе выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества путем подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества, либо путем предъявления к обществу требования о приобретении обществом доли в случаях, предусмотренных законом. При этом по общему правилу доля переходит к обществу с момента получения обществом соответствующего заявления (требования). Такому участнику должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале или с его согласия должно быть выдано в натуре имущество такой же стоимости в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом общества.

Мохов Александр Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассматриваются взаимосвязи между правовыми режимами осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и регулированием такой деятельности (государственным и (или) саморегулированием).

Ключевые слова: правовые режимы осуществления экономической деятельности (общий, специальный, особый); государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности; влияние правового режима осуществления экономической деятельности на саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности.

Legal Regimes of Realization Economic Activity and the Autoregulation of Entrepreneurial or Professional Activity

A.A. Mokhov

Эффективная реализация государственной политики в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности во многом предопределяется установлением и поддержанием необходимых правовых режимов.

В настоящее время в юридической литературе, в научных трудах и публикациях можно встретить такие словосочетания, как: «правовой режим предпринимательства» <1>, «специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности» <2>, «специальный режим хозяйствования» <3>, «особый правовой режим» <4> и др.

<1> Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.
<2> См. например: Белицкая А.В. Правовое регулирование реализации инвестиционных проектов на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности // Бизнес. Менеджмент. Право. 2012. N 2. С. 34 — 38; Нилов К.Н. Вопросы совершенствования специального правового режима предпринимательства в Калининградской области // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2012. N 9. С. 62 — 68.
<3> Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес. Менеджмент. Право. 2009. N 1. С. 34.
<4> Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. М., 2004.

Анализ научных трудов и публикаций <5>, действующего законодательства позволяет под правовым режимом осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности считать установленный порядок осуществления деятельности в определенной сфере (отрасли, секторе) экономики, характеризующийся особым сочетанием способов (средств, мер) воздействия, направленный на достижение целей и задач социально-экономического развития, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

<5> См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 279; Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. 2012. N 11. С. 14 — 20.

Посредством установления определенного правового режима реализуется экономическая политика государства <6>, достигаются поставленные макроэкономические и социальные задачи.

<6> См. подробнее: Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014. С. 313 — 318.

Как следует из определения правового режима осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, установленный режим не является раз и навсегда заданным, он может меняться с учетом различных факторов (цикличности развития рыночной экономики, решаемых макроэкономических задач, появления новых форм отношений, геополитической обстановки, военного либо чрезвычайного положения в стране и др.).

Поэтому представляется возможным выделять, исходя из охвата (территории) и продолжительности действия определенной совокупности норм, формирующих тот или иной режим, общий, специальный и особый правовой режимы.

Выбору законодателем конкретного правового режима осуществления экономической деятельности предшествует разрешение непростого вопроса о роли государства в национальной экономике в целом и ее отдельных отраслях и секторах, форме государственного регулирования, возможности использования такой формы регулирования, как саморегулирование.

Общий правовой режим — это основной или базовый режим, который применяется к той или иной группе общественных отношений. В нем проявляют себя в полной мере основные начала, принципы отрасли права. Он действует бессрочно или, по крайней мере, довольно длительное время, обеспечивая стабильность значительной группы экономических отношений.

В границах действия общего правового режима устанавливаются единые принципы государственного воздействия на экономику, формы регулирования предпринимательской деятельности, общие требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности. Большинство хозяйствующих субъектов имеют общие права и обязанности, а также общие основания юридической ответственности.

При анализе правового режима осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности нельзя забывать о том, что границы такой деятельности изначально очень широки, она имеет разную социальную направленность, различный конечный результат (как экономический, так и социальный). Поэтому законодатель при определении общего правового режима осуществления конкретного вида деятельности должен учитывать ее специфику. Есть сферы деятельности, которые нуждаются в серьезном вмешательстве государства, есть те, где вмешательство государства может быть сведено к минимуму. Иными словами, в границах общего (базового) правового режима можно различать общий правовой режим в сфере торговли, финансов, строительства, сельского хозяйства, бытового обслуживания и др.

В последние годы в рамках проводимой административной реформы в регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности наметился процесс постепенного перехода от использования формы исключительно государственного регулирования к форме саморегулирования. При этом такой традиционный способ воздействия государства на бизнес, как лицензирование, заменяется постепенно на другие.

ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <7> урегулировал отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этим Законом закреплены основы общего правового режима саморегулирования <8>.

<7> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<8> См.: Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2144.

Нельзя также не упомянуть уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, закрепленный ст. 8 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <9>. Уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности пришел на смену лицензированию.

<9> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Сегодня лишь в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <10> осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности.

<10> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Следует заметить, что вопросам лицензирования и саморегулирования отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности в границах общего правового режима осуществления экономической деятельности в последние годы уделяется большое внимание <11>. При этом саморегулирование стало нередко рассматриваться как альтернатива лицензированию <12>.

<11> См.: Петров Д.А. Правовые и экономические предпосылки саморегулирования в сфере предпринимательства // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. N 3. С. 197 — 221.
<12> См.: Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 76 — 81.

Менее исследованными остаются проблемы саморегулирования, его соотношения с государственным регулированием экономической деятельности в границах иных правовых режимов — специального и особого.

Специальный правовой режим выступает своего ряда модификацией общего правового режима, характеризуется либо особыми льготами и преимуществами, дополнительными правами, либо особыми ограничениями, выражается в дополнительных запретах или позитивных обязываниях.

Специальные режимы позволяют в определенных границах (локальность) устанавливать отдельные особенности социальных связей, тех или иных объектов и субъектов <13>.

<13> См.: Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 6. С. 121 — 123.

Специальные режимы, в отличие от общего режима, распространяют свое действие на ограниченный круг субъектов (определенной отрасли, сферы деятельности либо даже индивидуально определенных), по-иному, в сравнении с общим правилом, определяя их правовое положение (права, обязанности, ответственность). Объединяет специальные режимы с общим временной фактор (они также рассчитаны на длительный период действия).

Укажем несколько примеров установления законодателем специальных правовых режимов осуществления экономической деятельности.

Специальным законодательством в настоящее время установлены особенности саморегулирования отдельных видов деятельности. Часть 3 ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» содержит положения, исключающие из-под действия настоящего Закона отдельные саморегулируемые организации в области определенных видов деятельности.

Кроме того, законодатель различает добровольное и обязательное членство хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях. В этой связи в литературе предлагается относить обязательное членство субъектов в саморегулируемых организациях к специальному (особому) режиму предпринимательства <14>.

<14> См.: Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2148.

Саморегулирование и его эффективность во многом определяются уровнем развития общественных отношений в целом, а также в отдельных секторах экономики, на отдельных территориях. Как известно, такое развитие неоднородно, что и обусловливает потребность развития саморегулирования в границах специального, а не общего правового режима.

Однако данная форма регулирования экономической деятельности уже в границах специальных правовых режимов не является единственно возможной, следовательно саморегулирование не всегда может рассматриваться в качестве альтернативы государственному регулированию.

Так, в силу ч. 5 ст. 3 ФЗ от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» <15>, в целях реализации проектов Внешэкономбанка, обеспечения собственной ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также доверительное управление денежными средствами и иным имуществом.

<15> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Пунктом 8 ч. 2 ст. 51.2, а также ч. ч. 1 и 2 ст. 39 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <16> Внешэкономбанк отнесен к квалифицированным инвесторам. При этом ему не требуется получение соответствующей лицензии, в отличие от иных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

<16> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

В соответствии со ст. 17 ФЗ от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» <17> медицинская и образовательная деятельность на территории центра осуществляется медицинскими и образовательными организациями без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности. Такая деятельность осуществляется на основании разрешений, выданных управляющей компанией, реализующей проект.

<17> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

Как можно убедиться, законодателем здесь избран иной подход. Вместо ранее известных и апробированных на практике лицензирования, уведомительного порядка осуществления отдельных видов деятельности, саморегулирования используется разрешение, выдаваемое управляющей компанией и предоставляющее право хозяйствующему субъекту осуществлять отдельный вид деятельности на ограниченной территории.

Определенный интерес для нас представляют нормы ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <18>. Данный Закон предусматривает: выдачу разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачу лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; обязательное членство организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в саморегулируемой организации.

<18> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

В отношении ряда территорий со специальным статусом, созданных с целью создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, стимулирования инвестиций и инноваций, форма саморегулирования (в первую очередь, обязательного) может, на наш взгляд, использоваться более активно. Необходимо поразмышлять о возможности внедрения саморегулирования в отношении резидентов особых экономических зон, зон территориального развития и др.

Специальные правовые режимы также могут обусловливать предъявление повышенных требований к членам саморегулируемых организаций.

Так, для проведения процедур банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов в силу ст. 20.2 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <19> арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне.

<19> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Пунктом 2.4 ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» <20> право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории закрытого административно-территориального образования имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании.

<20> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

В связи с изложенным деятельность членов саморегулируемых организаций на такой территории может быть запрещена или ограничена либо требовать соблюдения специальных процедур (например, допуска лица в установленном порядке к государственной тайне).

Анализ законодательства показывает, что преимущества и возможности саморегулирования, как новой формы организации и контроля за деятельностью субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, в границах специальных правовых режимов пока не реализованы в полной мере по ряду причин.

Во-первых, идет активный поиск оптимальных моделей взаимодействия государства и бизнеса, сочетания регуляторных механизмов для оптимального решения экономических и социальных задач.

Во-вторых, пока четко не определено место такой формы, как саморегулирование, в ряду иных форм, инструментов, способов, методов регулирующего воздействия. В основном в публикациях затрагиваются вопросы о соотношении саморегулирования с лицензированием, то время как иные формы и инструменты оказываются без должного внимания исследователя.

В-третьих, отсутствуют четкие, научно обоснованные критерии, позволяющие отказаться от одной формы регулирования и заменить ее на другую (например, отказаться от лицензирования и перейти к саморегулированию, а также от саморегулирования вернуться к лицензированию). Закрепленные в настоящее время в ч. 1 ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» цели лицензирования можно трактовать и ограничительно, и расширительно. Кроме того, положениями ч. ч. 2 — 4 ст. 1 этого ФЗ закреплен ряд изъятий из сферы его действия.

Особый (экстраординарный) правовой режим осуществления экономической деятельности вводится при реализации положений чрезвычайного законодательства (при введении в установленном порядке чрезвычайного либо военного положения).

Особенностью данного правового режима является экстраординарный, чрезвычайный, срочный, временный характер, существенное изменение регулирующего воздействия на субъекты правоотношений, наличие серьезных ограничений прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

В условиях кризиса (вызванного неблагоприятной экономической, политической, техногенной, природной обстановкой, агрессией и т.п.), как правило, происходит упрощение экономических и социальных связей, а роль государства существенно возрастает. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют нормы ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» <21> и ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» <22>.

<21> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
<22> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного или военного положения, довольно серьезно затрагивают имущественную сферу, а также сферу управления различными организациями, права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.

Так, ст. 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» позволяет осуществлять мобилизацию ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, вносить изменения в режим их работы, отстранять от работы руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими обязанностей, назначать иных лиц, временно исполняющих обязанности руководителей организаций.

Более широкий перечень мер предусмотрен ФКЗ «О военном положении».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного ФКЗ в период действия военного положения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Действующее в настоящее время законодательство не позволяет дать четкого ответа на вопрос о роли саморегулирования в период действия особых правовых режимов, его соотношении с государственным регулированием экономической деятельности. В любом случае усиление публично-правовых начал, существенное ограничение субъективных прав граждан и организаций (в том числе и на саморегулирование <23>) не могут не отразиться на деятельности саморегулируемых организаций.

<23> См.: Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 25 — 32.

В зависимости от сферы экономической деятельности, территориального признака может быть названо несколько моделей регулирования экономической деятельности в период действия особых правовых режимов (чрезвычайного или военного положения):

  • саморегулирование существующих видов предпринимательской или профессиональной деятельности сохраняется; могут вводиться незначительные изъятия (например, в отношении отдельных территорий);
  • сохраняется саморегулирование отдельных видов деятельности; в ряде видов предпринимательской или профессиональной деятельности происходит отказ от саморегулирования, активно внедряются различные механизмы государственного регулирования;
  • саморегулирование существующих видов предпринимательской или профессиональной деятельности сохраняется, но дополняется новыми механизмами государственного регулирования;
  • саморегулирование существующих видов предпринимательской или профессиональной деятельности прекращается; вводится государственное регулирование в этих сферах деятельности.

Определение роли и места саморегулирования в период действия особых правовых режимов позволяет по-новому взглянуть на институт саморегулирования в целом, его соотношение с иными возможными формами и механизмами регулирующего воздействия.

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.
  2. Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. 2012. N 11.
  3. Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. N 1.
  4. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10.
  5. Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. М., 2004.
  6. Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 6.
  7. Петров Д.А. Правовые и экономические предпосылки саморегулирования в сфере предпринимательства // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. N 3.
  8. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.
  9. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014.
  10. Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. N 8.
  11. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес. Менеджмент. Право. 2009. N 1.
  12. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: Монография / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; Инфра-М, 2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх