Куперс

Бухучет и анализ

Правовой статус писем минфина России и ФНС

Содержание

Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон?

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.


Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности1. Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.
ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива. Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/102, благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства. Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.
До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение. В решении3, которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности. Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано. Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «АБ».

Разъяснять или информировать?

Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности4. Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.
И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)? В Минфине России считают, что нет. Эти письма носят инфор­мационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налого­обложения5. Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность6. Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся. А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят. Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков. Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом7. Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письмен­ными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России8.

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

Из документа Постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № 4350/10

<…> Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах <…> дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обосно­вание своей позиции.<…>

По сравнению с Минфином России у налогового ведомства полномочий меньше — ему не дано право разъяснять нормы налогового законодательства, если речь не идет о порядке заполнения отчетности. Но имеется судебная практика, которая подтверждает, что в некоторых случаях разъяснения налоговиков могут освободить фирму от лишних доначислений в виде пеней и штрафов. Например, если фирма допустила ошибку, потому что руководствовалась письменными разъяснениями налоговиков о порядке применения льготы по НДС, которые были выданы фирме в ответ на ее запрос9. Или предприниматель неправомерно применял налоговый спецрежим ЕНВД на основании сообщения из инспекции о том, что он является плательщиком ЕНВД10. Обратите внимание: в этих положительных судебных решениях речь идет об индивидуальных письменных консультациях. Что касается писем ФНС России, которые размещены в справочно-правовых системах, Интернете и т. д., то здесь велик риск, что решение суда будет не в пользу фирмы. В качестве примера можно привести судебное решение11. При исчислении транспортно­го налога фирма руководствовалась письмом ФНС России, находящимся в открытом доступе. Суд пришел к выводу, что оно не является разъяснением, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того, поскольку транспортный налог — региональный, то разъяснения по поводу его исчисления должен давать только территориальный налоговый орган, в котором фирма состоит на учете. Также имейте в виду: недавно Минфин России высказал мнение, что разъяснения должностных лиц налоговых органов, опубликованные по результатам семинаров, конференций и т. д., не всегда относятся к официальным. Например, если сотрудники ФНС России участвуют в семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, то лекторы на таких мероприятиях выступают как независимые эксперты, а не представляют налоговую службу. Их разъяснения на подобном семинаре не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции12. То есть следовать им компания может только на свой страх и риск.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться?
Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них. Например, в одном таком решении13 судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.
Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу. Правда, в судебном деле14, которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.


Наталия Агешкина,
юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения
Выполнение компанией письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны ей или неопределенному кругу лиц органом государственной власти в пределах его компетенции, — это одно из обстоятельств, исключающих вину компании в совершении налогового правонарушения.Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Это положение подтверждено позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 35 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5), который определил, что компания вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа или его заместителем, как разъяснение компетентного должностного лица. К таким разъяснениям также относятся письменные разъяснения руководителей федеральных министерств, ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц (например, Минфина России, его структурных подразделений — департаментов по основным направлениям деятельности Минфина России, министра финансов РФ, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей). Особо следует обратить внимание, что в данном случае не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно компании — участнику спора или неопределенному кругу лиц. Разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, будут считаться таковыми, если в них нет указаний о некоем лице или лицах, которым эти разъяснения адресованы. В случае руководства разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства компаниям необходимо учитывать, что эти разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации с учетом текущих изменений в законодательстве. И если по одному и тому же вопросу имеются разъяснения с противоположными точками зрения, лучше воспользоваться наиболее поздними из них.

Экспертиза статьи:
Артем Барсегян,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

____________________________________________

Источник: журнал «Актуальная бухгалтерия»

Экспертиза статьи: Артем Барсегян, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.

ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения

Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива. Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/10 (пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)), благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства. Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.

📌 Реклама Отключить Из документа:

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № 4350/10
<…> Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах <…> дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обоснование своей позиции.<…>

До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение. В решении (определение ВАС РФ от 15.06.2009 № 7202/09), которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности. Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано.
Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «Актуальной бухгалтерии». 📌 Реклама Отключить

Разъяснять или информировать?
Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности (п. 1 ст. 34.2, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.

И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)?

В Минфине России считают, что нет. Эти письма носят информационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налогообложения (письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/9-218). Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность (письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176).

📌 Реклама Отключить

Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся. А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят.
Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков.

Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письменными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России (письма Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176, от 13.04.2010 № 03-02-08/22).

📌 Реклама Отключить

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

По сравнению с Минфином России у налогового ведомства полномочий меньше — ему не дано право разъяснять нормы налогового законодательства, если речь не идет о порядке заполнения отчетности. Но имеется судебная практика, которая подтверждает, что в некоторых случаях разъяснения налоговиков могут освободить фирму от лишних доначислений в виде пеней и штрафов.

Например, если фирма допустила ошибку, потому что руководствовалась письменными разъяснениями налоговиков о порядке применения льготы по НДС, которые были выданы фирме в ответ на ее запрос (пост. ФАС ДВО от 11.03.2010 № Ф03-763/2010). Или предприниматель неправомерно применял налоговый спецрежим ЕНВД на основании сообщения из инспекции о том, что он является плательщиком ЕНВД (пост. ФАС СКО от 28.07.2009 по делу № А53-5840/2008-С5-47). Обратите внимание: в этих положительных судебных решениях речь идет об индивидуальных письменных консультациях. Что касается писем ФНС России, которые размещены в справочно-правовых системах, Интернете и т. д., то здесь велик риск, что решение суда будет не в пользу фирмы.

📌 Реклама Отключить

В качестве примера можно привести судебное решение (пост. ФАС СЗО от 01.09.2008 № А44-86/2008). При исчислении транспортного налога фирма руководствовалась письмом ФНС России, находящимся в открытом доступе. Суд пришел к выводу, что оно не является разъяснением, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того, поскольку транспортный налог — региональный, то разъяснения по поводу его исчисления должен давать только территориальный налоговый орган, в котором фирма состоит на учете.

Также имейте в виду: недавно Минфин России высказал мнение, что разъяснения должностных лиц налоговых органов, опубликованные по результатам семинаров, конференций и т. д., не всегда относятся к официальным. Например, если сотрудники ФНС России участвуют в семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, то лекторы на таких мероприятиях выступают как независимые эксперты, а не представляют налоговую службу. Их разъяснения на подобном семинаре не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции (письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/28). То есть следовать им компания может только на свой страх и риск.

📌 Реклама Отключить

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться? Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них.

Например, в одном таком решении (пост. ФАС ПО от 24.05.2007 № А49-4493/2006-260а/17Ак) судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.

Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу.

📌 Реклама Отключить

Правда, в судебном деле (пост. ФАС ПО от 09.12.2008 № А06-2176/2008), которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.

Мнение

Наталия Агешкина, юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения

Выполнение компанией письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны ей или неопределенному кругу лиц органом государственной власти в пределах его компетенции, — это одно из обстоятельств, исключающих вину компании в совершении налогового правонарушения.
Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа.

Это положение подтверждено позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 35 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5), который определил, что компания вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа или его заместителем, как разъяснение компетентного должностного лица. К таким разъяснениям также относятся письменные разъяснения руководителей федеральных министерств, ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц (например, Минфина России, его структурных подразделений — департаментов по основным направлениям деятельности Минфина России, министра финансов РФ, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей).

Особо следует обратить внимание, что в данном случае не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно компании — участнику спора или неопределенному кругу лиц. Разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, будут считаться таковыми, если в них нет указаний о некоем лице или лицах, которым эти разъяснения адресованы.

В случае руководства разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства компаниям необходимо учитывать, что эти разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации с учетом текущих изменений в законодательстве. И если по одному и тому же вопросу имеются разъяснения с противоположными точками зрения, лучше воспользоваться наиболее поздними из них.

Органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения законодательства

Общие сведения о порядке обращения граждан в органы исполнительной власти

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, — статья 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий, однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

пп.96 п.2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

пп.46 п.6 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865.
Приказ МИД России от 30.03.2012 N 4236 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам международного права в связи с запросами физических и юридических лиц».

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

(Россотрудничество)

В целях определения порядка наполнения структурными подразделениями ФНС России раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» приказываю:

1. Утвердить Регламент формирования и использования раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» официального сайта Федеральной налоговой службы (далее — Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить выполнение Регламента.

3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести Регламент до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его выполнение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Приложение
к приказу Федеральной налоговой службы
от 14 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/845@

Регламент
формирования и использования раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» официального сайта Федеральной налоговой службы

1.1. Настоящий Регламент определяет правила организации работы в структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России (далее — структурные подразделения) по информационному наполнению официального сайта Федеральной налоговой службы разъяснениями, подготовленными в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

1.2. Размещение разъяснений по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами» (далее — Раздел сайта) на сайте является:

инструментом реализации административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков при исполнении ФНС России государственной функции по бесплатному информированию, регламентируемой Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н;

базой документов, носящих разъяснительный характер, по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочий налоговых органов и их должностных лиц, а также представления налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения в целях формирования единой правоприменительной практики исчисления и уплаты налогов и сборов.

1.3. Раздел наполняется документами, являющимися разъяснениями, содержащими правовую позицию Федеральной налоговой службы, согласованную с Минфином России (далее — разъяснения).

В случае, если документ согласован с Минфином России частично, согласованная часть документа оформляется как самостоятельное разъяснение. Несогласованная Минфином России часть документа дорабатывается структурным подразделением с учетом замечаний Минфина России и повторно направляется на согласование в Минфин России.

1.4. Порядок и сроки направления структурными подразделениями в Управление по работе с налогоплательщиками разъяснений для размещения в Разделе сайта определяются настоящим Регламентом.

2. Порядок и сроки размещения разъяснений в Разделе сайта

2.1. Решение о размещении разъяснений принимается структурными подразделениями ФНС России с учетом существующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС России), отраженной в постановлениях Президиума (Пленума) ВАС России.

2.2. Структурные подразделения направляют для размещения в Разделе сайта следующие категории документов:

1) Разъяснения ФНС России, направленные территориальным налоговым органам в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ и согласованные с Минфином России;

2) Разъяснения Минфина России по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные территориальным налоговым органам.

3) Копии ответов Минфина России на запросы налогоплательщиков, поступившие в ФНС России для сведения.

Из копий ответов Минфина России на запросы налогоплательщиков:

— в течение пяти дней с момента получения производится отбор писем для размещения в Разделе сайта и направление их в Минфин России для получения разрешения на опубликование их в Разделе сайта;

— после получения согласования Минфина России и направления соответствующего письма территориальным налоговым органам, указанное письмо направляется в Управление по работе с налогоплательщиками для размещения на сайте в соответствии с Регламентом информационного наполнения официального сайта Федеральной налоговой службы в сети Интернет, утвержденным приказом ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-12/146@ и с соблюдением требований ст. 102 НК РФ.

2.3. Блок-схема размещения в Разделе сайта разъяснений, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Регламента, приведена в Приложении 2 к настоящему Регламенту.

2.4. Разъяснения, упомянутые в пункте 2.2 настоящего Регламента, направляются в Управление по работе с налогоплательщиками для размещения в Разделе сайта в течение следующего рабочего дня с момента направления разъяснений территориальным налоговым органам по форме согласно Приложению 1 к настоящему Регламенту.

2.5. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения разъяснений от структурных подразделений ЦА ФНС России, Управление по работе с налогоплательщиками направляет их для размещения ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

2.6. В случае изменения методологической позиции и отмены (изменения) соответствующего разъяснения, данная информация размещается в Разделе сайта в порядке, предусмотренном пунктами 2.4, 2.5 настоящего Регламента.

3. Порядок работы ФГУП ГНИВЦ ФНС России с Разделом сайта

ФГУП ГНИВЦ ФНС России:

3.1. Не позднее дня, следующего за днем получения материалов для размещения от Управления по работе с налогоплательщиками, размещает материалы на сайте.

3.2. Не позднее дня, следующего за днем поступления от налогоплательщиков информационных сообщений (обращений), автоматически направляет их в адрес ФНС России по предоставленным структурными подразделениями адресам электронной почты.

3.3. Представляет в адрес Управления налогообложения еженедельно (в пятницу) информацию о статистике посещаемости Раздела сайта пользователями.

4. Порядок работы структурных подразделений с информационными сообщениями (обращениями) налогоплательщиков, направленными через Раздел сайта

4.1. Структурные подразделения ЦА ФНС России:

— направляют в ФГУП ГНИВЦ ФНС России адрес для получения информационных сообщений (обращений), поступивших от налогоплательщиков в Раздел сайта и входящих в их компетенцию;

— осуществляют ежедневный мониторинг электронной почты, направленной ФГУП ГНИВЦ ФНС России;

— рассматривают поступившие информационные сообщения (обращения) о несоблюдении налоговыми органами официальных разъяснений ФНС России в порядке, установленном настоящим Регламентом.

4.2. При рассмотрении информационных сообщений (обращений) необходимо:

1) осуществить предварительный анализ обращений на предмет наличия конфликтной ситуации и рассмотреть обращение по существу заданных вопросов;

2) при необходимости запросить заключение от соответствующего территориального налогового органа;

3) при подтверждении фактов несоблюдения разъяснений принять меры по приведению позиции территориального налогового органа в соответствие с разъяснениями:

— обратить внимание нижестоящего налогового органа на необходимость соблюдения разъяснений ФНС России;

— при необходимости, по согласованию с заинтересованными структурными подразделениями, рассмотреть вопрос об отмене акта ненормативного характера территориального налогового органа в порядке применения пункта 3 статьи 31 НК РФ;

4) подготовить ответ заявителю (при необходимости).

4.3. Срок рассмотрения информационных сообщений (обращений) — 30 дней:

4.4. Структурными подразделениями, к компетенции которых относятся содержащиеся в сообщении (обращении) вопросы, информация о результатах работы с поступившими информационными сообщениями (обращениями) и о принятых мерах направляется в адрес Управления налогообложения ФНС России не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.5. Управление налогообложения ФНС России по результатам анализа полученной от структурных подразделений информации, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает материал для доклада руководителю ФНС России (курирующему заместителю руководителя ФНС России).

5. Порядок использования Раздела сайта структурными подразделениями ФНС России и территориальными налоговыми органами

5.1. Структурные подразделения ФНС России и территориальные налоговые органы при осуществлении возложенных на них функций, в том числе при проведении налоговых проверок, рассмотрении жалоб и иных обращений (запросов) налогоплательщиков (налоговых агентов), руководствуются положениями разъяснений, размещенных в Разделе сайта.

5.2. В случае возникновения необходимости получения правовой помощи ФНС России по вопросам, указанным в разъяснениях, при рассмотрении арбитражными судами и федеральными судами общей юрисдикции дел, связанных с признанием недействительными решений, актов территориальных налоговых органов, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) направляет соответствующий запрос в Правовое управление ФНС России и структурное подразделение, к компетенции которого относятся вопросы в разъяснениях. Указанный запрос также направляется в обязательном порядке в случае отмены (признания недействительным) арбитражным судом решения, акта налогового органа, в основу которого положена правовая позиция, указанная в размещенном разъяснении.

К запросу прилагаются материалы проверки (обжалуемые решения, акты налогового органа), материалы судебного разбирательства (решение, постановление суда, исковое заявление, отзыв (пояснение) на исковое заявление).

5.3. Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Контрольное управление, Правовое управление и Управление досудебного аудита ФНС России информируют структурное подразделение ФНС России, к компетенции которого относятся вопросы в разъяснениях, о сложившейся устойчивой отрицательной судебной практике (постановления Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также определения и информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты судов кассационной инстанции, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации), препятствующей применению положений конкретного разъяснения в ходе проведения налоговой проверки либо при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента). Указанная информация направляется до принятия решения по результатам налоговой проверки (рассмотрения жалобы).

5.4. Структурное подразделение ФНС России, к компетенции которого относятся вопросы в разъяснениях, при получении указанной в пункте 5.3 настоящего Регламента информации, инициирует до принятия решения по результатам налоговой проверки (рассмотрения жалобы) проведение совещания с участием курирующего данное подразделение заместителя руководителя ФНС России, Правового управления, Управления досудебного аудита, Контрольного управления.

По результатам совещания принимается решение о необходимости (отсутствии необходимости) изменения методологической позиции, в отношении которой сложилась отрицательная судебная практика. Указанное решение оформляется протоколом совещания, который направляется участникам совещания и в налоговый орган, проводящий налоговую проверку (рассматривающий жалобу). Решение по результатам налоговой проверки (рассмотрения жалобы) принимается с учетом данного протокола.

В случае, если по результатам совещания принято решение о необходимости изменения методологической позиции, в связи с наличием отрицательной арбитражной практики на уровне Президиума и (или) Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем оформления указанного решения протоколом, в соответствующем Разделе сайта размещается информационное сообщение о том, что с даты протокола применение методологического разъяснения должно осуществляться исходя из сложившейся арбитражной практики.

В случае, если по результатам совещания принято решение о необходимости изменения методологической позиции, в связи с наличием отрицательной арбитражной практики на уровне судебных актов судов кассационной инстанции (или иных уровней), структурное подразделение, разместившее соответствующее методологическое разъяснение в Разделе акта, согласовывает новую методологическую позицию с Минфином России и после такого согласования размещает соответствующую информацию в Разделе сайта.

По результатам совещания может быть принято решение о неприменении методологической позиции.

Приложение 1
к Регламенту, утвержденному
приказом Федеральной налоговой службы
от 14 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/845@

Заявка
на размещение информационных материалов в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» официального сайта ФНС России в сети Интернет

Наименование структурного подразделения
Дата и номер документа Дата и номер документа, размещаемого на сайте
Вид налога Вид налога, по которому дается разъяснение либо тематика из перечня, представленного в поисковике Раздела сайта
Статья НК РФ Статья: НК РФ; Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; Протоколов о порядке взимания косвенных налогов в Таможенном союзе
Краткое содержание разъяснения Краткое описание разъясняемого вопроса
Текст информационного материала Основной текст информационного материала. В случае если информационный материал содержит более одной страницы печатного текста, текст направляется отдельным файлом.
Приложения (при наличии) Файл с текстом приложения
Примечания Заполняется при необходимости

* В случае отсутствия необходимой тематики в перечне поисковика Раздела сайта структурное подразделение самостоятельно инициирует его дополнение необходимой темой в рабочем порядке.

Приложение 2
к Регламенту, утвержденному
приказом Федеральной налоговой службы
от 14 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/845@

Блок-схема размещения разъяснений в Разделе сайта

См. графический объект

«Блок-схема размещения разъяснений в Разделе сайта»

Сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами»

На официальном сайте ФНС России функционирует электронный сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Главной его целью является доведение в оперативном порядке, как до работников территориальных налоговых органов, так и до налогоплательщиков, согласованных с Министерством финансов России методологических позиций ФНС России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Сервис еженедельно пополняется актуальными разъяснениями методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, которые являются серьезной практической помощью налогоплательщикам в их деятельности.

Обращаем внимание, что в настоящее время для налогоплательщиков реализована возможность подписаться на рассылку новых разъяснений, размещенных в данном сервисе.

Кроме того, в сервисе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» предусмотрена обратная связь, то есть возможность оставить сообщение, в случае, если, по мнению налогоплательщика, действия налоговых органов противоречат положениям опубликованных в сервисе методологических разъяснений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх