Куперс

Бухучет и анализ

Правозащитная деятельность в России

Правозащитные организации (ПО) — это особый вид негосударственных неприбыльных организаций, деятельность которых направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека, эффективный контроль за их соблюдением государством, его органами и должностными лицами. ПО содействуют уменьшению организованного насилия, осуществляемого государством.
Для этого они работают одновременно в трех направлениях:
1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.
2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.
3. Анализ положения с правами человека.
Предметом контроля ПО является текущая государственная политика в области прав человека, решения, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, в результате которых нарушаются права и свободы человека, либо создаются препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод, либо человек незаконно принуждается к выполнению каких-либо обязанностей или незаконно привлекается к ответственности. Эти нарушения, препятствия и принуждение могут быть системными, т.е. касаться не одного человека, а группы людей, поэтому ПО рассматривают заявления и жалобы как физических, так и юридических лиц, включая обращения группы людей, или проводят расследования по собственной инициативе.
ПО призваны решать следующие задачи:
1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, согласие на обязательность которых дано парламентом).
2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.
3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.
Для решения этих задач ПО необходимо выполнять следующие функции:
1.1. Рассмотрение заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, международном праве и национальном законодательстве.
1.2. Информирование подателя заявления о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействие ему в доступе к этим средствам.
1.3. Осуществление посреднических функций для восстановления нарушенных прав и свобод с помощью согласительной процедуры (mediation).
1.4. Проведение общественных расследований фактов нарушений прав человека (как по заявлениям физических и юридических лиц, так и по собственной инициативе).
1.5. Направление заявлений (от имени заявителя либо от своего имени) компетентным органам для решения по сути вопроса.
1.6. Обращение от имени заявителя или от своего имени в суд и международные организации.
1.7. Участие в судебном процессе с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
1.8. Принятие заключений по результатам проведенного общественного расследования.
1.9. Вынесение общественного порицания и общественного предупреждения органам и (или) лицам, чьи действия (бездействие) привели к нарушению прав и свобод человека.
1.10. Публикация своих заключений в СМИ.
2.1. Сбор, подготовка и распространение информационных материалов, включающих:
— внутреннее законодательство (в том числе имплементированное международное право), касающееся прав человека, комментарии к нему, соответствующие административные и судебные решения и их толкования высшими судебными органами;
— внутренние механизмы защиты прав человека;
— международно-правовые документы по правам человека и комментарии к ним;
— международные механизмы защиты прав человека;
— информацию о деятельности самой правозащитной организации и ее собственные публикации.
2.2. Создание просветительских печатных, аудио-, фото- и киноматериалов по правам человека для массового потребителя и специального назначения.
2.3. Разработка учебных планов, методик и программ преподавания прав человека для различных социальных и профессиональных групп.
2.4. Проведение специализированных семинаров по правам человека для представителей т.н. «профессий риска» (сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности, служащих пенитенциарных учреждений, адвокатов, судей, прокуроров, военнослужащих, врачей, журналистов, профсоюзных деятелей, социальных работников), представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, связанных с созданием и исполнением законодательства, касающегося прав человека.
2.5. Организация различных публичных кампаний и акций с целью утверждения прав человека в общественном сознании: конкурсов на лучшее сочинение о правах человека и конкурсов рисунков и фотографий для школьников, олимпиад для студентов, специальных мероприятий, приуроченных к Дню прав человека, Дню политзаключенного и т.д.
2.6. Сбор и распространение материалов по истории развития идеи прав человека и истории правозащитного движения.
3.1. Подготовка заключений о законах, законопроектах и иных нормативно-правовых актах и программах, направленных на утверждение и защиту прав человека, подготовка и предоставление парламенту через официальных субъектов права законодательной инициативы собственных законопроектов и программ.
3.2. Мониторинг законодательства, судебной и административной практики в области прав человека.
3.3. Содействие ратификации международных договоров в области прав человека и слежение за соответствием национального законодательства и правоприменительной практики международным обязательствам в области прав человека.
3.4. Подготовка независимых докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и комментариев к официальным докладам, представляемым тем или иным государством в соответствии с международными договорами.
3.5. Подготовка и представление парламенту, правительству и другим органам государственной власти и управления аналитических записок, рекомендаций и предложений, касающихся любых вопросов, связанных с правами человека, в частности, по вопросам:
а) национальной политики;
б) административных процедур и практики;
в) процессуальных действий правоохранительных органов — суда, полиции (милиции), прокуратуры, службы безопасности, налоговой полиции и др.;
г) международных аспектов прав человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх