Куперс

Бухучет и анализ

Праздники в Татарстане 2019

Содержание

После десятидневных новогодних выходных в среду жители Татарстана вышли на работу. Сразу включиться в рабочий режим удается не всем. Людей волнует вопрос – когда появится возможность так хорошо отдохнуть еще раз. Отвечаем: не скоро, только в марте. Всего в этом году со всеми праздниками, субботами и воскресеньями нас ждет 121 выходной и 244 рабочих дня, в том числе 9 сокращенных на один час рабочих дней (22 февраля, 7 марта, 30 апреля, 8 мая, 3 и 11 июня, 29 августа, 5 ноября, 31 декабря).

Кстати, в прошлом году мы отдыхали на один день больше. Согласно производственному календарю на 2018 год, выходных и праздничных дней в прошлом году в Татарстане было 122, а рабочих дней – 243. Производственный календарь Татарстана на 2019 год составлен с учетом федеральных и республиканских праздников.

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России;

30 августа – День Республики Татарстан;

4 ноября – День народного единства;

6 ноября – День Конституции Республики Татарстан;

4 июня — Ураза-байрам;

11 августа — Курбан-байрам.

Дни, на которые в соответствии с лунным календарем и сложившимися традициями приходится начало проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, определяются Указом Президента РТ. По информации Духовного управления мусульман РТ предварительной датой празднования религиозных мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в 2019 году являются соответственно 4 июня и 11 августа», – сказано в сообщении Минтруда РТ.

11 августа – Курбан-байрам совпадает с воскресеньем, однако на понедельник этот праздник не переносится. 12 августа будет обычным рабочим днем.

«29 сентября 2016 года были внесены изменения в закон о «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан». Если праздничный день совпадает с выходным днем, то он на ближайший рабочий день не переносится», – пояснили в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ.

Совпадение праздничных и выходных дней

Статьей 112 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключение составят выходные дни, совпадающих с нерабочими праздничными днями января. При этом Правительство РФ может переносить выходные дни, в том числе два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями в январе, на другие дни в очередном календарном году.

Так, постановлением Правительства РФ в 2019 году перенесены следующие выходные дни:

с субботы 5 января на четверг 2 мая;

с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;

с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.

Когда отдыхаем несколько дней подряд

Производственный календарь Республики Татарстан на 2018 год

Как работаем и отдыхаем в Татарстане в 2019?
Узнайте сейчас. На сайте уже есть производственный календарь для Республики Татарстан на 2019 год.

Производственный календарь — документ, диктующий Республике Татарстан и всей Федерации официальный ритм работы. Именно он определяет, сколько дней в году станут рабочими, сколько — выходными, каким будет норматив рабочего времени в каждый из кварталов и месяцев.

Этот календарь — необходимый в работе бухгалтеров, табельщиков, кадровиков и расчетчиков инструмент. По нему предприятия готовят официальную отчетность в госорганы, планируют отпуска и рассчитывают часовые тарифные ставки.

Одним словом, хронограф заслуживает самого серьезного внимания и точности при составлении. Ежегодно над его проектом работает группа специалистов из ведомств и объединений, регулирующих трудовые отношения. Их основной задачей является оптимизация рабочего графика страны с учетом требований трудового законодательства. Например, чередование дней работы и отдыха при выпадении праздников на обычные выходные должно быть спланировано таким образом, чтобы работник имел возможность получить предусмотренный Трудовым Кодексом еженедельный непрерывный отдых как минимум на 42 часа.

Все перемещения выходных документально закрепляются на уровне федерального и республиканского Правительств.

Производственный календарь на 2018 год для Татарстана при 5-дневной рабочей неделе

31 – общероссийский праздничный/выходной день 31 – национальный праздничный день 31* – предпраздничный день 31 – рабочий день

Январь
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22* 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Март
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7* 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28* 29
30 1 2 3 4 5 6
Май
пн вт ср чт пт сб вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8* 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9* 10
11 12 13 14* 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Август
пн вт ср чт пт сб вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20* 21 22 23 24 25 26
27 28 29* 30 31 1 2
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29* 30
31 1 2 3 4 5 6

Календарь Татарстана на 2018 год для распечатки на принтере

СКАЧАТЬ ФАЙЛЫ КАЛЕНДАРЯ
Скачать производственный календарь для Татарстана на 2018 год в PDFСкачать производственный календарь для Татарстана на 2018 год в картинке PNG

Сохрани, пригодится:

Структура календаря

Для удобства и единообразного прочтения принята особая форма календаря. Помимо стандартной сетки с визуальным обозначением «красных» дат, он содержит данные о принятых нормативах отработки по часам и дням для трех видов графиков: 40,36 и 24 –часовых рабочих недель. Объем времени, который должен быть посвящен работе, приводится суммарно помесячно, поквартально и по итогу года.

Такая подача информации существенно облегчает учет и исключает расхождения при проведении различных расчетов.
Календарь всегда сопровождается комментариями, где приводятся разъяснения принятых решений со ссылкой на законодательные основания.

Свой режим в Татарстане

Производственный календарь Республики Татарстан разрабатывается на основе общефедерального. Его основное отличие — дополнительные нерабочие дни в Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, а также на республиканские события — Дни Республики и Конституции.

Так как даты религиозных праздников имеют «скользящий график», они ежегодно устанавливаются специальным Указом Президента РТ на основании информации от Духовного управления мусульман.

Как будем работать и отдыхать

Общефедеральный производственный хронометр предусматривает 247 рабочих и 118 выходных и праздничных дней. В Татарстане нерабочей является ровно треть года — 122 дня из 365.

В первые восемь дней января все россияне отдохнут на рождественских каникулах. 23 февраля и 8 марта — гендерные праздники. Далее отдыхаем в мае 1,2 и 9 числа. В июне отмечаем День России и в ноябре — День народного единства.

Работающие жители Татарстана дополнительно к перечисленным праздникам получат дни отдыха 15 июня в Ураза-байрам, 21 августа в Курбан-байрам, а также в 30 августа в День Республики и 6 ноября в День Конституции.

В 2018 году в республиканском календаре установлены предпраздничные рабочие дни 22 февраля, 7 марта, 8 мая, 14 июня, 21 и 29 августа. Они предшествуют праздникам непосредственно и являются официально сокращенными на час.

Кроме того, согласно действующей законодательной норме, по причине перемещения выходных рабочее место также можно будет покинуть пораньше 28 апреля, 9 июня и 29 декабря будущего года. Для сравнения: в общероссийском календаре в предстоящем году на три укороченных дня меньше.

Когда работать?!

Итогом оптимизации графика труда и отдыха стало появление так называемых длинных выходных. Эти периоды — своеобразная передышка в череде производственных будней, небольшие каникулы для взрослых, когда можно отвлечься от работы и набраться сил для нового рывка. В Татарстане длинные выходные ожидаются в большей половине месяцев. Особенно щедрым на отдых станет первое полугодие:

Следующие мини-каникулы на 4 дня наступят только в ноябре — с 3 по 6 число. А длительность новогодних праздников составит целую декаду с учетом выходных, выпадающих на последние два дня года.

Как и всегда, самым коротким рабочим месяцем будет январь — всего 17 трудовых дней. Кстати, именно эти дни будут самыми «дорогими» в году, ведь весь объем месячной зарплаты при расчете среднедневного заработка будет делиться только на 17 дней. Поэтому каждый пропущенный январский рабочий день заметно отразится на зарплате. Конечно, это актуально только для работников на фиксированном окладе.

Люди, умеющие считать деньги, рекомендуют ходить в отпуск в те месяца, на которые выпадает наименьшее количество «красных» дат: так отпускных получается больше. В предстоящем году лучшими для отдыха станут июль и октябрь.

Отдыхаем дольше

Для Татарстана в 2018 году увеличивается количество нерабочих дней.

Соответственно, несколько снизится количество рабочих часов и при стандартном 8-часовом рабочем дне составит 1935 против 1955 в уходящем году. Для тех, кто работает по 36 часов в неделю предусмотренный норматив отработки составит 1740,6 часа. А если длительность трудового дня составляет 4 часа, то годовая норма будет равна 1157,4 часа.

Итоговая таблица праздников и сокращенных дней в Татарстане в 2018 году

Праздничные дни Праздник Сокращенные дни
1-8 января Новогодние каникулы
7 января Рождество Христово
23-25 февраля День защитника Отечества 22 февраля
8-11 марта Международный женский день 7 марта
29 апреля — 2 мая Праздник Весны и Труда 28 апреля
9 мая День Победы 8 мая
10-12 июня День России 9 июня
15-17 июня Ураза-байрам 14 июня
21 августа Курбан-байрам 20 августа
30 августа День Республики Татарстан 29 августа
3-5 ноября День народного единства
6 ноября День Конституции Татарстана

Общероссийский производственный календарь на 2018 год .

Нормы рабочего времени в 2018 году для Татарстана

Период Количество дней Рабочих часов при неделе
Календарных Рабочих Выходных 40 часов 36 часов 24 часа
Январь 31 17 14 136 122,4 81,6
Февраль 28 19 9 151 135,8 90,2
Март 31 20 11 159 143 95
1 квартал 90 56 34 446 401,2 266,8
Апрель 30 21 9 167 150,2 99,8
Май 31 20 11 159 143 95
Июнь 30 19 11 150 134,8 89,2
2 квартал 91 60 31 476 428 284
1 полугодие 181 116 65 922 829,2 550,8
Июль 31 22 9 176 158,4 105,6
Август 31 21 10 166 149,2 98,8
Сентябрь 30 20 10 160 144 96
3 квартал 92 63 29 502 451,6 300,4
Октябрь 31 23 8 184 165,6 110,4
Ноябрь 30 20 10 160 144 96
Декабрь 31 21 10 167 150,2 99,8
4 квартал 92 64 28 511 459,8 306,2
2 полугодие 184 127 57 1013 911,4 606,6
2018 год 365 243 122 1935 1740,6 1157,4

Следите за обновлением страницы! Т.к. в календаре еще могут быть изменения.

Производственный календарь Республики Татарстан – официально утверждённый документ, в котором обозначено чередование рабочих, выходных и праздничных дней. На его основании определяется количество нормочасов для каждого отдельного календарного периода.

В первую очередь производственный календарь используется табельщиками, бухгалтерами и работниками отделов кадров, так как он позволяет легко составлять план-график отпусков на 2018 год и делать перерасчёт тарифных почасовых ставок. Кроме того, его используют как инструмент для определённой формы отчётности, предоставляемой в госслужбы и налоговые органы.

Утверждённые формы

Окончательный вариант производственного календаря Татарстана разрабатывается на основе общего для Российской Федерации, но обязательно согласовывается с нормами рабочего времени, утверждёнными Минтруда Республики. В нём обязательно соблюдается право человека на нормированный отдых, длящийся как минимум 42 часа без перерыва.

Для Татарстана, как и для остальных республик РФ, к использованию допускаются две основные формы производственного календаря:

  • Бумажный. Стандартный вариант, который соответствует всем общим требованиям.
  • Цифровой (электронный). Удобен для применения на современных предприятиях, так как имеет сервис предварительного уведомления. Также упрощает работу благодаря специальным калькуляторам учёта отработанного времени, применяемым бухгалтерами при обязательных вычислениях.

Оба варианта являются равноценными и могут применяться на предприятиях любой формы собственности.

Какие данные отражает

Использование производственного календаря законодательно не регламентируется. Однако, он представляет собой графическое отражение требований отдельных статей закона о труде на обычном Григорианском календаре.

Помимо привычных данных производственный календарь предоставляет такую информацию:

  • таблицы с нормами рабочего или нерабочего времени, выраженными в часах за выбранный промежуток времени;
  • информацию в количественном выражении о числе рабочих и выходных дней за указанный период;
  • данные об официальном перемещении выходных в Татарстане в 2017-2018 году и о сокращениях в предпраздничные дни.

Эти данные позволяют рассчитывать размеры отпускных, больничных и зарплат. Установленная сумма начисляется за полную норму выработанных часов, соответствующей текущему месяцу. Если же норма не выработана в полном объёме, ведётся пропорциональное вычисление суммы.

Нормы рабочего времени

Норма предусматривает определённое количество часов, которые работник должен отработать на протяжении указанного календарного периода. Этот параметр непосредственно влияет на производственный график. Нормы представлены для трёх основных типов рабочей недели.

Количество рабочих часов за 2018 год:

  • 40-часовая неделя —1935;
  • 36-часовая неделя — 1740,6;
  • 24-часовая неделя — 1157,4.

В 2018 году будет 243 официальных рабочих дня и 122 выходных. Это соотношение распространяется на тех, кто работает по так называемому общепринятому графику (40-часовая неделя).

Выходные и праздничные дни

Производственный календарь Татарстана на 2018 год насчитывает 122 выходных. К ним причисляют не только субботние и воскресные, но также и праздничные дни.

Полный перечень праздников:

Видно, что наиболее длинными выходными будут новогодние каникулы, которые продолжаются целую декаду – с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. В марте и на стыке апреля-мая будут выходные по 4 дня, а в феврале, июне и ноябре люди смогут законно не посещать работу по 3 дня подряд.

Региональные праздники определяются Законом Республики Татарстан от 19.02.1992 года, и их даты утверждаются ежегодным Указом Президента Татарстана.

Из-за продолжительности новогодних каникул в январе по требованию производственного календаря будет всего 17 официальных выходов на работу, поэтому их средняя оплата станет самой высокой.

Перенесённые выходные 2018 года

Перемещения выходных утверждаются федеральным и республиканским правительством. К перемещённым выходным относятся:

Оплата труда и периодов временной нетрудоспособности в такие дни начисляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Предпраздничные сокращённые дни

Производственный календарь Татарстана на 2018 год предписывает официальное сокращение длительности предпраздничного рабочего дня на 1 час.

В 2018 году укороченными будут такие дни:

  • в феврале – 22.02.;
  • в марте – 7.03.;
  • в апреле – 28.04.;
  • в мае – 8.05.;
  • в июне – 9.06. и 14.06.;
  • в августе – 21.08. и 29.08.;
  • в декабре – 29.12.

Такое укорачивание в случае перемещённых дней связано с тем, что за основу берут количество рабочих часов, которое изначально присутствовало в графике до переноса.

Особые обозначения

На производственном календаре присутствуют следующие обозначения:

  • даты чёрного цвета – обычные рабочие дни;
  • даты чёрного цвета со звёздочкой – предпраздничные сокращённые на 1 час дни;
  • даты красного цвета – праздники или выходные;
  • даты зелёного цвета – региональные праздники.

Отдельные и исключительные случаи

Рабочее нормирование изменяется в таких случаях:

  • работники до 16 лет – до 24 часов в неделю;
  • сотрудники 16-18 лет и инвалиды I и II степени – до 35 часов в неделю.

Особые нормы предусмотрены и для тех, кто одновременно учится и работает.

Кроме того, в Татарстане на предприятии позволяется изменять производственный календарь на 2018 год и длину рабочего времени, что заверяется коллективным договором (согласно приказу Минздравсоцразвития №588н). Однако, в таком случае его продолжительность не может быть выше максимума, предусмотренного нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Вся необходимая информация о количестве рабочих, выходных дней и дней праздников, о нормах рабочего времени на год и поквартально, необходимая бухгалтерам, специалистам кадровой службы и самим работникам, содержится в производственном календаре.

Трудовой кодекс содержит перечень праздничных дней, которые являются нерабочими. Помимо утвержденных праздников, в некоторых субъектах РФ могут быть установлены дополнительные праздничные дни, которые являются выходными (соответственно, производственный календарь республики будет иметь отличия от общероссийского). Обычно дополнительные выходные дни устанавливаются в дни религиозных или традиционных праздников — например, Ураза-байрам, День конституции республики Татарстан или праздник, учрежденный в честь воссоединения с Россией в республике Крым.

Производственный календарь 2018 (Татарстан)

Жители республики Татарстан, как и другие жители России, отдыхают в праздничные выходные дни, установленные Трудовым кодексом. Так, нерабочими праздничными днями в России являются:

  • 1-6, 8 января – Новогодние праздники;
  • 7 января – Светлый праздник Рождества Христова;
  • 23 февраля отмечается День защитников Отечества;
  • 8 марта – Международный женский день;
  • 1 мая – праздник Весны и Труда;
  • 9 мая празднуется День Победы;
  • 12 июня отмечают День России;
  • 4 ноября – День народного единства.

Если праздничный день выпадает на выходной день (субботу или воскресенье), то выходной переносится на день, который идет после праздничного. Однако в данном случае предусмотрены исключения: если с выходными совпадают праздничные новогодние выходные с 1 по 8 января, то два дня из числа совпавших переносятся на другие дни в календарном году (это могут быть дни предшествующие праздникам или дни после праздников). Например, эти дни могут быть перенесены на дни, непосредственно идущие за Международным женским днем или Первомайским праздником.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году» установлен следующий порядок переноса:

  • с 6 января на 9 марта (таким образом, «длинные» выходные продлились с 8 по 11 марта включительно);
  • с 7 января (в 2018 году Рождество выпадает на воскресенье) на 2 мая;
  • с 28 апреля (суббота – рабочий день) на понедельник, 30 апреля (таким образом, выходные на праздник 1 мая составили четыре дня);
  • с 9 июня (суббота) на понедельник, 11 июня;
  • с 29 декабря (суббота) на понедельник, 31 декабря.

Длительность рабочего дня, который идет перед праздничным выходным днем, сокращается на час.

Всего в 2018 году при «пятидневке» (рабочей неделе из пяти рабочих и двух выходных дней) – 247 рабочих дней, в том числе 6 укороченных рабочих дней и 118 дней выходных с учетом 14 нерабочих дней праздников. Норма рабочего времени при рабочей неделе длительностью в сорок часов составляет 1970 часов.

Региональным законодательством могут быть определены дополнительные нерабочие праздничные дни, поэтому производственный календарь-2018 Татарстана с праздниками будет несколько отличаться от производственного календаря России. Законом республики Татарстан установлены дни праздников, которые являются выходными. Производственный календарь-2018 Татарстана с праздниками (утвержденный Правительством Республики) включает:

  • День Республики Татарстан – празднуется 30 августа;
  • День Конституции Республики – празднуется 6 ноября;
  • Ураза-байрам – в 2018 году отмечается 15 июня (длинные выходные продлятся с 15 по 17 июня включительно);
  • Курбан-байрам – в 2018 году этот праздник отмечают 21 августа.

Дни, на которые согласно календарю и устоявшимся традициям приходится празднование религиозных праздников, определяются указом Президента Республики. Если выходные и дни республиканских праздников совпадают, то день отдыха дополнительно к таким дням не предоставляется (Закон Республики Татарстан от 29.09.2016 № 67-ЗРТ).

Итого в 2018 году производственный календарь Татарстана включает следующие нормы:

  • В первом квартале – 90 календарных, 56 рабочих (446 рабочих часов при пятидневной неделе в сорок часов) и 34 дня выходных.
  • Во втором квартале – 91 календарный, 60 рабочих (476 часов при неделе длительностью сорок часов) и 31 день выходных.
  • В третьем квартале 92 дня, где 63 дня рабочие (502 часа при неделе длительностью сорок часов) и 29 выходных дней.
  • В четвертом квартале 92 календарных, 64 рабочих (511 рабочих часов при сорокачасовой неделе) и 28 дней выходных.

Всего в 2018 году 243 рабочих дня и 122 дня выходных при норме 1935,0 рабочих часов.

Производственный календарь 2018 (Татарстан) с праздниками для «шестидневки» будет отличаться по количеству рабочих дней и дней выходных при той же норме рабочего времени:

  • первый квартал – 69 рабочих дней, 21 выходной;
  • второй квартал – 73 рабочих и 18 выходных дней;
  • третий – 76 рабочих дней, 16 выходных;
  • четвертый квартал – 77 рабочих и 15 выходных дней.

В целом в 2018 году в Татарстане при шестидневной рабочей неделе 295 рабочих и 70 выходных дней.

Производственный календарь на 2018 год с праздниками для Татарстана

«Производственный календарь 2018 Татарстан с праздниками» – такой поисковый запрос весьма популярен среди бухгалтеров и кадровиков предприятий, располагающихся в данном регионе, ведь не секрет, что региональные календари могут иметь особенности. Разберем в статье, чем отличается производственный календарь на 2018 год для Татарстана от общероссийского, какие дополнительные дни отдыха он предоставляет жителям республики и сколько дней следует отработать по нормативу.

Что собой представляет производственный календарь — 2018 на общероссийском уровне

Какие праздничные дни в 2018 году в Татарстане предусмотрены

Какие мусульманские праздники в 2018 году в Татарстане являются выходными днями

Итоги

Что собой представляет производственный календарь — 2018 на общероссийском уровне

Производственный календарь должен быть на столе каждого бухгалтера и кадрового работника. В нем определено, сколько по норме должно быть отработано дней за неделю, месяц, квартал, год; какие праздничные и выходные дни предусмотрены; как осуществляются переносы при попадании праздников на субботу и воскресенье и пр. Кадровик воспользуется производственным календарем при составлении табеля. Бухгалтер, в свою очередь, возьмет его в руки при начислении зарплаты, расчете отпуска или больничного.

О том, в течение какого времени требуется хранить табель работодателю, можно узнать из этой статьи.

До начала очередного года российские власти должны решить, как будет работать и отдыхать население нашей страны. Так, на основании постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году» от 14.10.2017 № 1250 был опубликован производственный календарь на 2018 год.

Постановление закрепило перенос праздников:

С общероссийским производственным календарем можно познакомиться, пройдя по .

В свою очередь, законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни помимо общероссийских. Такое право регионам дают нормы ч. 1 ст. 6 ТК РФ и постановления Президиума Верховного суда от 21.12.2011 № 20-ПВ11.

Какие праздничные дни в 2018 в Татарстане предусмотрены

Как мы отметили выше, кроме установленных на общероссийском уровне выходных и праздничных дней каждый субъект Федерации вправе вводить свои дополнительные дни отдыха, которые могут не иметь никакого отношения к федеральным. Основанием для определения праздничных дней в Татарстане являются:

  • ст. 112 ТК РФ;
  • ст. 1 закона Республики Татарстан «О праздничных днях и памятных датах Республики Татарстан» от 19.02.1992 № 1448-XII (в ред. закона Республики Татарстан от 29.09.2016 № 67-ЗРТ).

Разберем вначале праздники, установленные федеральным законодательством РФ.

В том, что относится ко времени отдыха и чем праздничные дни отличаются от выходных, поможет разобраться эта статья.

В 2018 году в республике в дни общероссийских праздников отдыхают:

  • 1–8 января,
  • 23 февраля,
  • 8 марта,
  • 1, 2 мая,
  • 9 мая,
  • 12 июня,
  • 4 ноября.

Предпраздничными, укороченными на 1 час рабочими днями стали:

  • 22 февраля;
  • 7 марта;
  • 8 мая.

Также сократились на целый час в связи с переносами из-за выходных дней:

  • 28 апреля;
  • 9 июня;
  • 29 декабря.

В следующем разделе рассмотрим праздничные даты, которые являются таковыми в республике в соответствии с региональным законодательством.

Какие мусульманские праздники в 2018 году в Татарстане являются выходными днями

Региональными праздниками в республике являются:

  • 15 июня — Ураза-байрам,
  • 21 августа — Курбан-байрам,
  • 30 августа — День Республики,
  • 6 ноября — День Конституции.

Предпраздничными и, соответственно, сокращенными на 1 час стали в 2018 году:

  • 14 июня;
  • 20 августа;
  • 29 августа.

В Республике большая часть населения мусульмане. Неудивительно, что и выходными праздниками здесь становятся именно мусульманские Ураза-байрам и Курбан-байрам. По сложившейся традиции дни их празднования определяет лунный календарь, поэтому ежегодно даты этих праздников смещаются. Однако между ними существует прямая зависимость — Курбан-байрам наступает на 70-й день после Ураза-байрам. Даты устанавливаются указом Президента РТ на основании информации от Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! Не только в Татарстане мусульманские праздники являются выходными. Башкортостан, республики Северного Кавказа, где также основное население составляют мусульмане, принимают решение на региональном уровне об установлении выходных в дни празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В конце 2017 года Минтруда, занятости и соцзащиты республики закрепило календарь-2018 для Татарстана с праздниками, которым надлежит пользоваться всем республиканским работодателям. Так сколько же положено работать и отдыхать работникам из данной республики? Разберем этот вопрос.

О графике рабочего времени, составляемом работодателем, и требованиях, предъявляемых к нему, читайте этой статье.

Работники из Татарстана на пятидневке (с двумя выходными — в субботу и воскресенье) должны отработать за 2018 год 243 дня, в том числе 9 укороченных на один час. Отдохнут они (без учета отпуска, который считается для каждого человека индивидуально) 122 дня, в том числе 18 нерабочих праздничных дней и 2 дополнительных дня отдыха.

Таким образом, норма рабочего времени в 2018 году составит:

Посмотреть производственный календарь 2018 года для Татарстана с праздниками можно здесь.

Итоги

Как видим, производственный календарь для Татарстана несколько отличается от того, что установлен на федеральном уровне. Причиной тому является законодательство данного субъекта РФ, которое позволяет отдохнуть его жителям в дополнительные праздничные дни. В регионе дней для отдыха на четыре больше, чем установленных в Трудовом кодексе. Кроме этого, на час сокращено время и в предпраздничные дни, которых также оказывается больше, чем общероссийских. Республика является мусульманской, поэтому ее жители отдыхают и в соответствующие религиозные праздники.

РАДИЦИОННЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ТАТАР ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 394.2 (470.41) Р. Р. Ракаева

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена культурно-историческому аспекту традиционных календарных праздников татар. Раскрывая их культурно-исторические корни, автор обращается к мировоззренческим установкам народа в различные периоды. Тем самым выявляется историческая сущность праздников, их культуросозидающая роль в жизни народа. Анализ отличительных особенностей праздников, их функций даёт возможность раскрыть суть используемых при этом обрядов, их значение в жизни народа на современном этапе. Особая роль отводится Сабантую, который имеет статус государственного и организуется в Республике Татарстан повсеместно.

Ключебые слова: традиции, календарный праздник, татарский народ, Нардуган, Науруз, Сабантуй, Джиен, Сюмбель, культура, культурно-исторический аспект.

РЛКЛЕВА РЕГИНА РАМИЛЕВНА — аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института

e-mail: rakaeva.link@mail.ru © PaKaeBa P. P., 2018

TRADITIONAL CALENDAR HOLIDAYS OF THE TATAR OF THE POST-SOVIET PERIOD: CULTURAL AND HISTORICAL ASPECT

культуры

Для цитирования: Ракаева Р. Р. Традиционные календарные праздники татар постсоветского периода: культурно-исторический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 158-166.

Традиционные календарные праздники татарского народа бытовали с глубокой древности. К моменту возникновения государственности в конце IX — начале Х века предки татар имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на зиму, раннюю весну и позднюю осень. Изучение их было начато ещё в XVIII веке. Революция 1906-1907-х годов вызвала подъём национального сознания. Стали публиковаться труды татарских писателей и поэтов об обычаях и традиционных праздниках. После революции 1917 года деятельность в данном направлении ещё больше оживилась. Возрос интерес к изучению традиционной культуры татар, в том числе и праздничной. Но в конце 1920-х — начале 1930-х годов ситуация изменилась, что было связано с антирелигиозной пропагандой. По сути же, все календарные праздники татар носили языческий характер, что наглядно отражается в ритуалах.

Земледельческие обряды и обычаи у татар, связанные с весенне-полевыми работами, зародились ещё до принятия ислама. Бессильные в борьбе с природой, люди создавали себе духов, старались их задобрить различными заклинаниями и жертвоприношениями. На помощь приходила магия, которая обеспечивала человеку удачу в трудовой деятельности. Но во всём этом власти усмотрели религиозную направленность и стали запрещать их проведение.

Среди народных праздников наиболее известен Сабантуй, который отмечался татарским народом как до революции 1917 года, так и в советское время, потеряв при этом некоторые традиции. Он сохранился как земледельческий праздник, необходимый для воодушевления сельчан на получение высоких урожаев. Но изменилось время его проведения: с весны оно было перенесено на начало лето. А праздник календарного осеннего равноденствия Сюнбель (дева) — в переводе с татарского «гиацинт» — был преобразован в праздник урожая. Цветок растёт лицом к солнцу, возможно, поэтому наши предки рассматривали этот цветок как его земное отражение.

В 1920-1950-х годах на смену пришли новые общественно-политические праздники, труды по праздничной культуре тоже были политизированы. Но с начала 1960-х годов проблема праздника стала актуальной, менее политизированной.

Этому способствовали изменения в социальной сфере, смена типа культуры. «Ощущение нестабильности, кризисно-сти, переходности объективно обусловлено актуальностью динамики современного общества и, соответственно, значительным изменением содержания всех составляющих культуры — её символов, форм коммуникации и трансляции информации, методов социального взаимодействия и гармонизации общественных отношений, способов создания идентичности «. Это был период подго-

товки к нынешним изменениям в сфере культуры.

С конца 1990-х годов ситуация в корне изменилась. Календарные праздники стали нести особую познавательную нагрузку, отражая сущность культуры народа, его обряды, обычаи и традиции, глубоко проникая в сознание человека и закрепляясь на уровне культурно-исторического явления, что особенно важно для современной жизни. С годами они наполняются новыми представлениями, глубоко проникая в быт человека. Их форма и содержание позволяют рассматривать их как культурно-историческое явление. Этим объясняется актуальность рассмотрения культурно-исторического аспекта календарных праздников.

Проблема заключается в доказательстве того, что календарные праздники татарского народа постсоветского времени являются культурно-историческим явлением.

Научная новизна состоит в выявлении культурно-исторических особенностей календарных праздников татарского народа, функций, которые они выполняют в обществе.

С давних времён праздники являются частью жизни человека. Будучи одной из форм сохранения культуры народа посредством трансляции его традиций, они выполняют в обществе различные функции. С 1990-х годов идёт процесс возрождения культуры татарского народа. Он начался именно с активизации практической деятельности в сфере праздников, теоретического переосмысления особенностей развития этой составной части культуры. Это была осознанная необходимость того периода. Ведь праздник, как ничто другое, может регулировать соци-

альную жизнь народа, выполняя идеологическую функцию, формируя чувство патриотизма. Хотя в Татарстане ещё и не было единого взгляда на праздничную культуру нового времени, за основу был взят праздничный календарь. Ведь в нём отражается духовная атмосфера общества определённого исторического отрезка времени, проявляется единение духовных, социальных и творческих сил.

Возрождение культуры началось с обращения к исторически сложившимся традициям. Но возврат к прежним традициям — это и своеобразная черта праздничной культуры Татарстана, в которой достойное место занимают календарные праздники народа. Отражая духовную и материальную культуру народа, календарные праздники «несут на себе печать этнической специфики. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей «. Эти праздники тесно связаны с системой времяисчисления — календарем, который является ритмической памятью «человечества, хранителем основ его культуры. Он развивался параллельно с человеческим обществом, проходя соответствующие стадии: от примитивных до весьма развитых форм … Календарь может служить основой типологиза-ции культур, поскольку каждый тип культуры подразумевает вполне определённое понимание времени «.

Существуя во всех обществах с глубокой древности, праздники являются необходимым условием социального бытия, считаются важной первичной формой культуры. Их сложность и многогранность нашли своё выражение и в социальной многофункциональности. Мож-

но отметить следующие «функции праздника: коммуникативную и регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную, функцию торжественного обновления жизни «.

Коммуникативная функция праздника выявляется во время общения людей в праздничные дни. Как самоценное явление культуры, праздник обладает признаками, к числу которых относятся праздничное общение, праздничное реально-идеальное или условное поведение, праздничная ситуация. В условиях неравновесия социальной системы повышается роль тех культурных форм и общественных институтов, которые обладают способностью к стабилизации этой системы и снятию социокультурной напряжённости . Подобной культурной формой является праздник Сабантуй. В постсоветское время его стали праздновать с ещё большим размахом, понимая как некий идейный стержень возрождения национальной культуры, объединяющий граждан всей республики. Праздник этот органически вошёл в повседневную жизнь людей и имеет для них в первую очередь культурное значение. Только Сабантуй стал государственным праздником в Татарстане. Это говорит о том, что Сабантуй может служить своего рода эталоном праздничной культуры.

Вторым по значимости праздником, связанным с семейно-бытовыми обрядами и укладом жизни, был Джиен (сход), который сейчас уже не бытует в своём историческом виде. Сейчас на начало июня, когда он праздновался, перенесено время проведения Сабантуя. Таким образом, произошёл некий синтез двух праздников. В старину во время этого празд-

ника проходили встречи родственников. Джиен как раз и был сезонным родовым праздником. Отделившиеся семьи стремились поддерживать связь, поэтому летом устраивались их съезды. В некоторых районах Татарстана Джиен проводится и в наши дни, но носит иной характер. Это, как правило, сходы-концерты артистов эстрады республики в то же календарное время в определённом городе на открытой площадке, сходы на исторических местах фольклорных коллективов, знаменитостей, популярных в том или ином крае. Например, в Азнакаевском районе ежегодно устроители Джиена выигрывают грант Правительства Республики Татарстан для его проведения на овеянной легендами исторической горе Чатыр-Тау.

Проведение подобных праздников способствует духовному единению и татар, и русских, а также представителей других национальностей. «Важнейшую роль в понимании своей индивидуальной сущности играет конкретная культурно-историческая … ориентированность социума «. Общество невозможно без духовного единства, системы духовных ценностей. Для нормального общения людям следует воспринимать друг друга во всём многообразии их общих и индивидуальных свойств, а не только в качестве носителей закреплённых за ними функций. Система коммуникативного обмена действует лишь до тех пор, пока у них есть духовные резервы, а «функциональные системы держатся, пока не истрачены ресурсы духовной связи «. Этим подтверждается мысль о том, что в основе бытования праздников лежит духовность. Общаясь друг с другом, люди получают духовную пищу. А духовные резервы народ черпает в куль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

туре, «сохраняющей историческую память и являющейся частью этнического космоса, охватывающего не только ныне живущих представителей того или иного народа, но и соединяющего ушедшие поколения с поколениями настоящего и будущего «.

Регулятивная, или нормативная, функция, выполняемая календарными праздниками, связана с регулированием различных сторон деятельности людей с помощью морали, права, правил поведения, его образа жизни. Хотя образ жизни народа есть системная и нормированная «совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования «, она тоже может регулироваться посредством календарных праздников. Ведь праздники в наше время органически вплелись в жизнь народа, сами стали его образом жизни. Представляя наиболее постоянную характеристику культуры, они служат показателем этничности, регулируются обычаями народа, этико-нравственными нормами, принятыми в том или ином обществе, мировоззренческими установками .

Календарные праздники особого внимания заслуживают в данном случае благодаря серии обрядов, обеспечивающих ритм жизни коллектива. Ведь «это вехи, отмечающие годичные ритмы, смену времён года и важнейшие этапы человеческой жизни «. В системе обрядов любой конкретной традиции главный ритуал — это основной календарный обряд . Действительно, при рассмотрении праздничной культуры особого внимания заслуживают календарные обряды. Народный календарь составляет ядро всей традиционной культуры, по-

зволяет глубже понимать разносторонние грани народного мировосприятия. Формирование его базировалось на ритмизированной основе жизни народа, чередовании времён года, погодных условий. Целью многих обрядов было стремление собрать и сохранить урожай. Являясь элементом праздничной культуры, Сабантуй, приуроченный к началу лета, ассоциируется у населения с наступлением тепла, с обилием солнечных дней и открытием огородно-дачного сезона. Праздник прекрасно вписывается в действительность. Ведь жизнь человека, человеческого сообщества в календарных обычаях и обрядах неотделима от природы. Ритм природы и жизни человека всегда шли параллельно, влияя на его быт и посредством проведения праздников.

Но не все элементы традиционных праздников глубоко внедрены в современную жизнь. Сейчас только во внутреннем ритме Сабантуя присутствуют два важных, исторически сложившихся вида обряда, обеспечивающих ритм жизни коллектива (календарные) и ритм индивидуальной жизни человека (обряды жизненного цикла). Сегодня, как никогда, народ Татарстана воспринимает этот праздник, форму его проведения как важную составную часть своего быта, жизни в целом. Сабантуй — один из элементов культурной традиции, связанный с хозяйственной, трудовой деятельностью, он оказывает большое влияние на жизнь населения. Поэтому огромны его возможности в качестве регулятора современного быта татар, и в этом его непреходящее историческое значение.

Календарные обряды годичного цикла — это сложное общественное явление, своеобразное отражение социально-

политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни народа на различных этапах развития. Они выражают духовную и материальную культуру народа, передают этническую специфику. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей .

Компенсаторная, или рекреативная, функция календарных праздников связана с досуговой деятельностью. Ведь в каждой культуре сложились свои формы отдыха и психологической разрядки. Так, во время показа традиций и обычаев снимается накопившееся напряжение, особенно — во время проведения праздников, когда проходят концерты, коллективные танцы, песенно-плясовые игры.

И в этом случае важное место занимает Сабантуй. Он важен для татар так же, как для русских Масленица. С самого утра создаётся радостное настроение. Народ становится раскованнее, ведь участие в шуточных играх, национальных спортивных состязаниях, танцах допускает некоторую свободу поведения. Такая форма поведения раньше была призвана магическими (символическими) актами воздействовать на силы природы, окружающего мира (его материальные, духовные составляющие), с тем чтобы обеспечить процветание людей, то есть получить богатый урожай.

Начинается праздник с чествования передовиков труда. В республике эта процедура проводится по-разному. Часто начинают с объявления батыра (героя) весеннего сева и предоставления ему права поднять флаг Сабантуя. Но главное здесь — дать оценку труду. Бег, конные скачки, борьба — главные виды состязаний, серд-

цевина мероприятия. В программу включают музыкальные номера, пение, танцы. «По характеру Сабантуй напоминал собой древнегреческие олимпиады. Может быть, многим это покажется парадоксом, но если внимательно рассмотреть содержание праздника, то сходство будет более близким «.

Итак, компенсаторная функция календарных праздников связана с воздаянием людям за их самоотверженный труд: поздравления, материальные поощрения поднимают людям настроение. Воодушевившись, человек станет работать ещё лучше, получит заряд бодрости.

Календарные праздники выполняют и функцию торжественного обновления жизни. Ведь они были неразрывны с ритмом природы, с человеческой деятельностью, с биоритмами отдельной личности, а также семьи. Связанные с временами года, сезонами, трудовой жизнью общества, они как бы являются «перерывами» в бесконечном течении времени. Каждый из них становится символом новой жизни, её обновления, омоложения, временем, в котором соединяется прошлое, настоящее и будущее. Как раз об этом свидетельствовал праздник Джиен. На съездах молодёжь знакомилась, одаривала друг друга, развлекалась, помолвленная молодушка навсегда оставалась в той деревне, где проходил праздник. Тем самым Джиен способствовал обновлению, продолжению рода.

Как известно, традиция — это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, унаследованный от предшествующих поколений. Но «философское рассмотрение этого феномена отличается научным масштабным подходом, акцентирующим внимание на живой модели куль-

туры, на её национальном и историческом своеобразии, на самобытности и уникальности «. Здесь традиция предстаёт опорой, своего рода «несущей конструкцией» того, что сохраняет жизнь культуры, её облик и качество. Сохраняя верность традициям, надо учитывать то, что жизнь постоянно меняется, обновляется, что наглядно подтверждается во время календарных праздников.

Календарные праздники осуществляют и эмоционально-психологическую функцию. Их чувственное восприятие — это верное средство в деле воспитания общества. Присутствие на празднике, непосредственное участие в нём действуют на органы чувств, что вызывает у человека ощущения. Такое явление трактуется как «психофизический аргумент» . По этой версии информация, полученная через ощущения, является первой ступенью познания, эмпирическим познанием, выступающим одной из его первостепенных форм .

Особая атмосфера праздника с элементами магии, ритуалами, идущими из глубины веков, погружает человека в мир острых ощущений, и он оказывается под впечатлением от ярких эмоций.

Например, в данном случае примечателен праздник Нардуган с его обрядом, связанным с зимним солнцестоянием. О его древности свидетельствует и название: «нар» в переводе с древнетюркского языка означает «огонь», «дуган» — рождённый. Значит, это время начала пробуждения Солнца (огня). О связи праздника с солнечным культом свидетельствуют и его обряды: поливание нардуган-ной водой, разведение костров на холмах. Этот обычай у татар уходит в глубокую древность. Со временем он был забыт, но

некоторые его обряды перешли в новогодние праздники.

Можно отметить объективность эмпирических знаний, полученных во время календарных праздников. Через чувственное восприятие праздника человек приходит к пониманию исторического прошлого, убеждаясь в том, что оно существовало, оставило свои следы в ходе развития культурных процессов. Воздействие праздника всей совокупностью обрядов, действий на эмоциональный мир людей, их чувства — это фундаментальное его свойство, которое потом постепенно влияет на остальное. Выработка эстетических представлений воспитывает в человеке чувство красоты и гармонии мира .

Для эмоционального воздействия на человека праздник должен стать источником духовных переживаний, носителем социально-культурных ценностей. Если новые впечатления заставляют человека проникнуть в новый мир, он приходит к эмоциональному возбуждению, которое впоследствии может изменить его мировоззрение. Очень впечатляющим было зрелище во время Джиена. Игры проводились в строго определённом месте: в лесу, на лугу. Они начинались своеобразным обрядом: молодёжь двух соседних сел шла навстречу друг другу с песней. После рукопожатий каждая группа отходила на своё место игры. Но главное заключалось в показе каждым своих дарований. Молодёжь пела и плясала. Девушки привозили на праздник вышитые платочки и полотенца в подарок тому, кто понравится. Особый колорит создавали их одежда и украшения. Ведь и подолы своих платьев, передники девушки вышивали сами. А на ярмарке шла бойкая

торговля изделиями народных умельцев. Свойство такого праздника как источника эмоционального воздействия и историко-культурной информации даёт возможность выделить его как эстетическое явление.

Под нравственно-воспитательной

функцией понимается использование в интересах общества способности календарных праздников влиять на мировоззрение человека, определять его поведение. Праздники удовлетворяют интерес народа к историческому и этнокультурному наследию, важны в этнокультурном образовании подрастающего поколения. Поэтому, будучи хорошим средством эмоционального воздействия на людей и познания исторического прошлого народа, праздники формируют социальное сознание человека, его историческое мышление. Ведь социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, представляет собой основу для нравственного воспитания любого народа. Все осуществляемые посредством проведения календарных праздников функции в конечном счёте несут и нравственно-воспитательную нагрузку.

Таким образом, раскрытие функций календарных праздников татарского народа как одного из элементов культуры, связанного с хозяйственной, трудовой деятельностью и досугом человека, позволяет рассмотреть календарные праздники в качестве культурно-исторического явления на современном этапе.

По итогам анализа культурно-исторического аспекта традиционных календарных праздников татар можно сделать следующие выводы.

Первый — они раскрывают мировоззрение народа, образ жизни, этические и эстетические предпочтения.

Второй — им присущи свойства источника социально значимой информации, что проявляется в процессе их проведения, а также свойства сенсорного и эмоционального воздействия.

Третий — исходя из своих вышеназванных свойств, праздники используются в обществе для осуществления следующих функций: коммуникативной, регулятивной, компенсаторной, функции торжественного обновления жизни, эмоционально-психологической и нравственно-воспитательной.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арнольдов А. И. Культурное наследие: открытие миру : лекция / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2003. 25 с.

2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре : Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / Российская АН, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Санкт-Петербург : Наука, 1993. 240 с.

3. Баязитова Ф. С. Народные обряды. Казань : Татарское книжное издательство, 1995. 158 с.

4. Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект : пособие для преподавателей. Москва : Логос, 1994. 214 с.

6. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день / авт.-сост. Н. В. Белов. Минск : Харвест, 2011.

lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 1 (81) январь — февраль ^

7. Семёнов Н. А. Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение. Казань : Татгосиздат, 1945. 55 с.

8. Флиер А. Я. Культурогенез : монография. Москва, 1995. 128 с.

9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.

10. Шарафутдинов Д. Р. Традиционная культура татарского народа. XIX — начало XXI века : монография. Казань : Гасыр, 2004. 640 с.

11. Черных А. В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX — середине XX вв. : региональный аспект праздничной культуры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора исторических наук : 07.00.07 / Черных Александр Васильевич ; Институт археологии и этнографии РАН. Екатеринбург, 2008. 66 с.

3. Bayazitova F. S. Narodnye obryady . Kazan, Tatar Book Publishers, 1995. 158 p.

8. Flier A. Ya. Kul’turogenez . Moscow, 1995. 128 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх