- от автора admin
Содержание
- Этап 1. Подготовка к конкурсу
- Этап 2. Подготовка извещения и конкурсной документации
- Этап 3. Публикация извещения и конкурсной документации
- Этап 4. Предоставление конкурсной документации. Разъяснение ее положений. Прием заявок
- Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками
- Этап 6. Публикация протокола вскрытия конвертов
- Этап 7. Предквалификационный отбор
- Этап 8. Публикация протокола предквалификационного отбора
- Этап 9. Рассмотрение и оценка заявок
- Этап 10. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок
- Этап 11. Заключение контракта
- Постоянно изучайте предложения
- Заранее зарегистрируйтесь на нужных ЭТП
- Пройдите предквалификацию у интересных заказчиков
- Внимательно читайте документацию
Конкурс с ограниченным участием отличается от обычного открытого конкурса тем, что его участники проходят предварительный предквалификационный отбор. Победитель – тот, кто соответствует дополнительным требованиям и направил заявку с лучшими условиями контракта (ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ).
Когда заказчик может провести конкурс с ограниченным участием?
Конкурс с ограниченным участием можно провести, если:
1) нужен особый уровень квалификации поставщика из-за технической или технологической сложности (инновационного, высокотехнологического или специализированного характера);
2) работы связаны с сохранением и реставрацией:
- объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- музейных предметов и коллекций;
- особо ценных и редких документов;
3) для выполнения работ требуется допуск участника закупки к учетным базам и системам безопасности музеев (в т. ч. хранилищ), архивов, библиотек.
Об этом сказано в части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.
При этом Правительство РФ должно установить:
- дополнительные требования к участникам и
- перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям.
Если такие требования и документы не установлены, то закупку нужно провести любым другим способом, кроме открытого конкурса. При этом применять дополнительные требования к участникам нельзя. Об этом сказано в части 2.1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 10 апреля 2015 г. № Д28и-992, от 26 февраля 2015 г. № Д28и-394, от 19 февраля 2015 г. № Д28и-420, совместном письме от 21 февраля 2014 г. Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/6139/14.
Проводить конкурс с ограниченным участием могут, например, образовательные и медицинские учреждения, когда приобретают услуги общественного питания или пищевые продукты. Полный перечень случаев, когда предмет закупки технически и технологически сложный (инновационный и специализированный), утвержден постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.
В процессе закупки путем конкурса с ограниченным участием можно выделить несколько стадий:
- подготовку к конкурсу;
- подготовку извещения и конкурсной документации;
- их публикацию;
- прием заявок (одновременно с предоставлением конкурсной документации и разъяснением ее положений);
- вскрытие конвертов с заявками;
- публикацию протокола вскрытия конвертов;
- предквалификационный отбор;
- публикацию протокола предквалификационного отбора;
- рассмотрение и оценку заявок;
- публикацию протокола рассмотрения и оценки заявок;
- заключение контракта.
Этап 1. Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу с ограниченным участием ничем не отличается от подготовки к открытому конкурсу.
Так, перед тем как приступить к подготовке извещения, заказчик должен:
- обосновать выбор конкурса с ограниченным участием;
- создать комиссию по проведению закупок.
Подробнее см.:
- Как составить план-график закупок;
- Как создать комиссию по проведению закупок.
Этап 2. Подготовка извещения и конкурсной документации
Содержание извещения о закупке и конкурсной документации при проведении конкурса с ограниченным участием отличается от содержания аналогичных документов при открытом конкурсе (ч. 3, 4 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).
Так, в извещении о закупке и конкурсной документации нужно указать как единые, так и дополнительные требования к участникам. Последние устанавливает только Правительство РФ. Они относятся к наличию:
- финансовых ресурсов;
- оборудования и других материальных ресурсов;
- опыта работы и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов требуемой квалификации.
Такой порядок определен в части 2 статьи 31, части 4 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.
Например, дополнительные требования к участникам закупки технически и технологически сложных товаров (работ, услуг) установлены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Они предусматривают:
- опыт исполнения аналогичного контракта в течение трех лет до даты подачи заявки на участие. При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20 процентов стоимости контракта, по которому проходит конкурс;
- собственное или арендованное на срок исполнения контракта оборудование и другие необходимые материальные ресурсы.
Дополнительные требования применяют только для предквалификационного отбора. Для оценки заявок их использовать нельзя.
Этап 3. Публикация извещения и конкурсной документации
Заказчик (или при централизованных закупках уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) должен разместить в Единой информационной системе (далее – ЕИС):
- извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и
- конкурсную документацию.
Это нужно сделать в том же порядке, что и при открытом конкурсе.
Этап 4. Предоставление конкурсной документации. Разъяснение ее положений. Прием заявок
После того как заказчик опубликует извещение и конкурсную документацию, наступает следующий этап. Он длится до вскрытия конвертов с заявками. В течение него заказчик:
- предоставляет участникам конкурсную документацию;
- дает разъяснения по ней;
- принимает заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Чтобы принять участие в конкурсе, претенденты на заключение контракта подают заявки в сроки и по форме, установленные в извещении о закупке и конкурсной документацией (ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).
Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками
На этом этапе нужно соблюсти ряд требований:
- процедуру вскрытия конвертов нужно проводить в то время, которое указано в конкурсной документации;
- проводить процедуру нужно публично;
- при вскрытии конвертов нужно вести аудиозапись процедуры;
- всю процедуру нужно отразить в протоколе вскрытия конвертов.
Также на этапе вскрытия конвертов необходимо совершить определенные действия.
Этап 6. Публикация протокола вскрытия конвертов
Протокол вскрытия конвертов необходимо разместить в ЕИС. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня после его подписания.
См. также Этап 6. Публикация протокола вскрытия конвертов при проведении открытого конкурса.
Этап 7. Предквалификационный отбор
В отличие от обычного (открытого) конкурса заказчик в конкурсе с ограниченным участием должен сначала провести предквалификационный отбор.
В ходе него нужно отобрать для оценки заявки тех претендентов, которые соответствуют дополнительным требованиям извещения о закупке и конкурсной документации.
Так, в заявке на конкурс с ограниченным участием наряду с обычной информацией должны быть документы или их копии, которые подтверждают, что участник соответствует дополнительным требованиям заказчика (ч. 2 ст. 51, ч. 6 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Например, чтобы подтвердить необходимую квалификацию, участники закупки технически и технологически сложных товаров (работ, услуг) должны представить документы по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.
Предквалификационный отбор нужно провести в течение не более 10 дней с даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам в электронной форме (ч. 7 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).
Перечень участников, которые прошли предквалификационный отбор, нужно зафиксировать в протоколе. Наряду с результатами отбора необходимо отразить также и обоснование принятых решений.
Однако может случиться так, что в предквалификационном отборе конкурсная комиссия:
- отклонит все заявки или
- найдет только одну, которая отвечает дополнительным требованиям.
В таком случае конкурс нужно признать несостоявшимся (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).
Этап 8. Публикация протокола предквалификационного отбора
Протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты окончания предквалификационного отбора.
С момента размещения начинается отсчет 10 дней, когда участники могут обжаловать результаты.
Такой порядок установлен частью 8 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.
Этап 9. Рассмотрение и оценка заявок
Конкурсная комиссия должна оценить оставшиеся заявки в том же порядке, как и на открытом конкурсе.
Результаты оформляют в протоколе рассмотрения и оценки заявок.
Может случиться так, что:
- комиссия отклонит все заявки участников;
- только один участник подаст заявку, которая отвечает единым и дополнительным требованиям;
- после рассмотрения всех заявок останется только одна, которая отвечает единым и дополнительным требованиям.
В таком случае комиссия признает конкурс несостоявшимся.
Этап 10. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок
Протокол рассмотрения и оценки заявок необходимо разместить в ЕИС (ч. 10 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). Это нужно сделать в течение 10 дней после того, как подвели итоги предквалификационного отбора.
Этап 11. Заключение контракта
По итогам конкурса с ограниченным участием заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через 10 и не позднее 20 дней со дня, когда протокол рассмотрения и оценки заявок будет размещен в ЕИС (ст. 54 Закона № 44-ФЗ).
Если конкурс признан несостоявшимся, то дальнейший порядок действий зависит от причин этого.
Ситуация 1. Конкурс не состоялся из-за того, что:
- только один участник подал одну заявку, которая соответствует единым и дополнительным требованиям;
- по итогам предквалификационного отбора выявлена только одна заявка, которая соответствует требованиям;
- по итогам рассмотрения и оценки заявок осталась только одна заявка, которая соответствует единым и дополнительным требованиям.
В таком случае нужно заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Об этом сказано в части 1 статьи 55, части 9 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.
Ситуация 2. Конкурс не состоялся из-за того, что не было подано ни одной заявки или конкурсная комиссия их все отклонила.
В таком случае нужно провести повторный конкурс или новую закупку (ч. 2 ст. 55, ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).
При повторном конкурсе заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение):
- вправе увеличить начальную (максимальную) стоимость контракта не более чем на 10 процентов;
- обязан продлить срок исполнения контракта на время, необходимое для проведения повторного конкурса;
- не имеет права изменять объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования к участникам закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, которые были указаны в первоначальной конкурсной документации.
При повторном конкурсе с ограниченным участием предквалификационный отбор нужно провести в том же порядке, что и при первоначальном конкурсе.
Такой порядок установлен частью 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.
Если повторный конкурс тоже не состоялся, то нужно провести закупку через запрос предложений. На это указано в части 4 статьи 55, пункте 2 части 3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
- Закупки при строительстве за счет бюджетных средств
В случае проведения закупки за счет бюджетных средств предварительный квалификационный отбор обязателен. При этом процедура предквалификационного отбора участников является:
- обязательной — при размещении заказов на подрядных торгах (торгах);
- не обязательной – при проведении переговоров.
Процедура предквалификационного отбора проводится конкурсной комиссией за исключением случая, когда закупка осуществляется путем переговоров, где организатором может быть назначено ответственное лицо за проведение переговоров.
Согласно п.18 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88), процедура предквалификационного отбора участников содержит:
- подготовку и утверждение организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников;
- приглашение участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах (торгах), на предварительный квалификационный отбор для установления возможности последующего их участия в этих торгах, регистрацию участников;
- предоставление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора участников;
- рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников запрашиваемых данных, их анализ и обобщение, вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах).
При открытии предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по примерной форме согласно приложению 1 к Положению № 88.
Одновременно с предквалификационными документами участник направляет в конкурсную комиссию и конкурсную документацию, которая может быть представлена как на бумажном носителе, так и (или) в форме электронного документа.
Предельный срок, в течение которого конкурсная комиссия может рассматривать предквалификационные документы:
- не более 5 рабочих дней со дня открытия, а в отдельных случаях с согласия организатора возможно продление срока, но не более чем на 5 рабочих дней.
Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом показателей, установленных в пп.19-22 Положения № 88, и критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки. Таким образом, перечень показателей для отбора участников является закрытым.
Отметим, что с 3 мая 2017 г. при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь в документацию для предварительного квалификационного отбора, конкурсную документацию, а также документацию для переговоров допускается включение требований, показателей и критериев, не установленных в Положении № 88.
По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Данный протокол подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору подрядных торгов (торгов) для утверждения. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе.
Организатор подрядных торгов (торгов):
- Утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.
- Извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников.
- Дает мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах) и возвращает конкурсное предложение нераспечатанным участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор.
Подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников:
- ни один из участников не признан прошедшим данный отбор,
- только один участник прошел предварительный квалификационный отбор.
Далее среди участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, в соответствии с требованиями Положения № 88 проводятся подрядные торги (торги).
- Закупки при строительстве за счет собственных средств
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и ИП, должны осуществляться на основании локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА), утверждаемых руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-01/3918).
Процедура проведения предквалификационного отбора регламентируется ЛНПА. При этом отметим, что предквалификационный отбор при любом виде процедуры закупки проводить не обязательно.
Перечень показателей для отбора участников также регламентируется ЛНПА и может быть расширен по отношению к пп. 19-22 Положения № 88 и (или) адаптирован под предмет заказа.
В ЛНПА организатор вправе установить иной приемлемый носитель информации для представления квалификационных данных.
Постоянно изучайте предложения
Чаще всего заказчики закупают:
- продукты питания,
- медицинское оборудование и лекарства,
- компьютеры и программное обеспечение,
- строительные работы и материалы,
- автомобили, их ремонт и обслуживание,
- станки и оборудование, услуги по их обслуживанию,
- нефтепродукты, газ, уголь,
- полиграфию, бумагу и канцелярию.
Если вы будете мониторить новые тендеры, то найдете интересные закупки из других сфер деятельности. Специфичных или сезонных закупок меньше, но в них меньше участников и больше шансов победить.
Заранее зарегистрируйтесь на нужных ЭТП
Сроки проведения процедур и подачи заявок (за исключением, конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений) заказчик устанавливает сам, поэтому они могут быть короче, чем по 44-ФЗ. Лучшее заранее аккредитоваться на площадках, где проводит закупки интересный вам заказчик.
Закупки среди малого и среднего бизнеса заказчики по 223-ФЗ проводят только на восьми федеральных ЭТП госзакупок. Аккредитация на них бесплатна. и проходит по тому же алгоритму, что и для участия в закупках по 44-ФЗ. А вот закупки среди крупного бизнеса заказчики могут проводить по своему усмотрению на любых ЭТП. На разных ЭТП действуют свои условия:
- абонентская плата. Цена зависит от срока, на который получаете доступ (3, 6, 12 месяцев) или от средней цены договоров, в которых принимаете участие (ниже или выше 500 тыс. руб, 1 млн и т.д);
- платит только победитель процедуры. Стоимость зависит от цены выигранных договоров. Например, 1% от начальной цены;
- плата за участие у конкретного заказчика.
Например, на площадках B2B-Center первые полгода поставщик может бесплатно работать с новыми заказчиками из списка. Есть тариф «Малая закупка», по которому за 1000 рублей в месяц можно участвовать в процедурах с объявленной начальной ценой до 600 тысяч рублей. На ЭТП «Фабрикант» планка для малой закупки — 500 000 рублей, а стоимость участия для поставщика — 850 рублей в месяц. На ОТС — 1% от начальной цены договора (до 590 000 рублей).
Плата за участие в закупках — это дополнительные расходы, но зато далеко не все госкомпании требуют обеспечение заявок и договоров. На этом можно сэкономить.
Пройдите предквалификацию у интересных заказчиков
Заказчики имеют право проводить предквалификационный отбор. Не нужно рассматривать это как дополнительные преграды поставщикам. Предквалификация — это способ отсеять участников без опыта, предостеречься от закупки некачественных работ или услуг, снизить затраты на обработку заявок, упростить работу закупочной комиссии.
Порядок подготовки и проведения квалификационного отбора должен быть определен положением о закупке. Заказчик не имеет права устанавливать требования, ограничивающие конкуренцию: например, наличие уникального опыта.
Пройти аккредитацию можно в рамках конкретной закупочной процедуры, но лучше побеспокоиться заранее. Например, часть тендеров «Роснефти» закрыта для поставщиков, не прошедших предквалификацию. Процедура бесплатна и позволит в будущем участвовать в закупочных процедурах «Роснефти» по упрощенной схеме (без представления минимального пакета документов).
Внимательно читайте документацию
Изучайте положения о закупках заказчиков, в чьих конкурсах участвуете
Это ваш главный ориентир при участии в закупке, расчете рисков, возможных спорах. Полезно хорошо понимать, какие требования установил заказчик к поставщикам. На что обратить внимание в положении о закупке?
На требования к участникам
- нужно ли для участия пройти квалификационный отбор,
- в каких закупках нужно обеспечение заявки или договора, в каких нет,
- можно ли корректировать отдельные положения договора.
На условия проведения закупки
- какими способами заказчик проводит отбор поставщика (конкурентные/неконкурентные, в электронном виде/ на бумаге и т д.),
- какие нюансы есть в описании этих способов,
- в каких случаях заказчик проводит закупки у единственного поставщика.
На факторы риска
- слишком длинный список закупок у единственного поставщика,
- неоправданно длинные сроки проведения процедур,
- не описана процедура электронной закупки,
- положение повторяет 44-ФЗ,
- нет раздела «Заключение и исполнение договора» или написано, что можно отказаться заключать договор с победителем процедуры,
- есть возможность отказаться от проведения процедуры на любом этапе,
- не отражены особенности планирования (нет оснований для изменения плана закупки).
Анализируйте документацию перед подачей заявки
По таким параметрам:
- соответствуете ли вы всем требованиям по квалификации, опыту, разрешительным и квалификационным документам (лицензии, допуски, сертификаты и т д.);
- нет ли необоснованных требований к продукции. Заказчики могут использовать точные характеристики, уникальные технические решения, требования по ГОСТам, нереальные сроки поставки, платежа или приемки как способы провести закупку под конкретного поставщика.
- не противоречат ли требования к поставщику положению о закупке заказчика или 223-ФЗ. Например, закон запрещает требовать от участников иметь сотрудников определенных специализаций исключительно в штате организации.
- должен быть закрытый перечень документации, которую поставщик прикладывает к заявке (если его нет, отправляйте запрос на разъяснение).
Изучайте проект договора
Он входит в пакет закупочной документации. Прежде чем участвовать в закупке, убедитесь в том, что:
- договор содержит все условия документации,
- в нем нет расплывчатых формулировок («предполагается выплата аванса», «оплата по мере поступления средств» и т д.) и других белых пятен,
- нет высоких штрафных санкций (например, 1% от цены договора за день просрочки). Госкомпании сами решают, устанавливать ли штрафы и какого размера. Можно попробовать договориться об их снижении.
Все спорные моменты лучше выяснить у заказчика заранее в установленные сроки. Потому что если вы откажетесь подписывать договор после победы, вас признают уклонившимся и включат в Реестр недобросовестных поставщиков.
Посмотрите критерии определения победителя на примере состоявшейся закупки по 223-ФЗ.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Интересные материалы:
- Новосибирский электровозоремонтный завод закупки
Новосибирский электровозоремонтный завод Новосибирский электровозоремонтный завод - ведущее предприятие Западной Сибири по ремонту электровозов. История…
- Госзакупки ФЗ
РусТендер Статьи Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ) Инструкция участия в…
- Закрытые закупки 2018
Бесплатный вебинар Закупки по 44‑ФЗ. Изменения‑2020 Посмотреть видео Если до 1 июля 2018 года электронные…
- Постановление о проведении проверочной закупки
Постановление о проведении проверочной закупкиСогласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД проверочная закупка предметов…
- Размещение протокола по 223 ФЗ
Организация заключила договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры (не подано ни одной…