Куперс

Бухучет и анализ

Предварительное планирование аудита

«Этапы выполнения творческого проекта»

Этапы выполнения творческого проекта. Технология. 5 класс (ФГОС)

Подготовила: Кабанова С.Н., учитель технологии

2016 г.

Что такое творческий проект?

  • Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы.
  • Проектированием называется подготовка комплекта проектной документации, а также сам процесс создания проекта.

При проектировании выполняют пояснительную записку, содержащую анализ ситуации, эскизы, чертежи, экономические расчеты, описание технологии, выбор материалов и инструментов.

  • Проектная деятельность – это деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги.

Этапы выполнения проекта

Поисковый

этап

1. Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия.

2. Формулирование требований к проектируемому изделию.

3. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

Технологический

этап

1. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.

2. Подбор материалов и инструментов.

3. Организация рабочего места.

4. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.

5. Подсчет затрат на изготовление.

Заключительный (аналитический)

этап

1. Окончательный контроль готового изделия.

2. Испытание изделия.

3. Анализ того, что получилось, а что нет.

4. Защита проекта.

Поисковый этап включает в себя:

  • определить проблему;
  • выбрать тему проекта, обосновать необходимость изготовления проектного изделия;
  • определить требования к проектируемому изделию;
  • придумать несколько вариантов изделия и выбрать лучший

Технологический этап включает в себя:

  • придумать конструкцию изделия;
  • разработать последовательность изготовления;
  • подобрать и приобрести необходимые материалы и инструменты;
  • организовать свое рабочее место;
  • изготовить изделие, соблюдая правила безопасной работы;
  • провести подсчет затрат на изготовления изделия

Заключительный этап включает в себя :

  • Провести окончательный контроль готового изделия;
  • провести испытание изделия;
  • проанализировать, что получилось, а что нет;
  • подготовиться к защите проекта

К защите проекта должны быть представлены сам проект и готовое изделие.

План выполнения проекта

I. Подготовительный этап

1. Актуальность проблемы

2. Цель проекта 3. Обоснование выбора темы проекта 4. Задачи 5. Требования к изделию 6. Разработка идеи 7. Поиск лучшей идеи 8. Исследование 9. Мой выбор

II. Технологический этап

10. Используемые материалы 11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник 12. Организация рабочего места, правила безопасной работы 13. Технология изготовления грелки на чайник. 14. Снятие мерок 15. Построение чертежа 16. Технологическая карта 17. Экономический расчет 18. Экологичность. 19. Оценка выполненной работы

III. Заключительный этап

20. Выводы 21. Реклама 22. Список литературы

Используемая литература:

Планирование аудита

Цель и задачи планирования

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма о проведении аудита и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, так как планирование — процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.

Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации .

Таким образом, планирование аудита — это разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Характеристика планирования и основные требования к нему определены в правилах (стандартах) аудиторской деятельности. В Российской Федерации действует Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности первой очереди № 3 «Планирование аудита», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 г., в международной практике применяется Международный стандарт — МСА № 300 «Планирование» .

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Целью планирования является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта .

Задачи планирования аудита заключаются в том, чтобы:

  • · установить этапы и сроки работы с клиентом;
  • · определить затраты;
  • · рационально использовать рабочее время специалиста;
  • · подготовить адекватную рабочую группу специалистов для работы с клиентом;
  • · определить разделы аудита, имеющие наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
  • · распределить между специалистами разделы аудита, обязанности и ответственность;
  • · создать условия для осуществления последовательного контроля за аудитом;
  • · обеспечить взаимодействие с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования .

Для осуществления цели и основных задач планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

  • · комплексности планирования;
  • · непрерывности планирования;
  • · оптимальности планирования .

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией .

Федеральное правило аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» устанавливает также, что и аудиторская организация и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется следующим :

  • · планирование способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • · планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • · планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

Вопрос 1. Стадии аудита.

Лекция 1. Стадии аудита. Предварительное планирование

Тема 13. Подготовка и планирование аудита.

Вопросы:

1. Стадии аудита.

2. Предварительное планирование.

3. Отбор заказчиков аудиторских услуг аудиторами и аудиторскими организациями.

4. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

5. Договор оказания аудиторских услуг.

6. Оценка стоимости аудиторских услуг.

В соответствии с международной практикой деятельность аудиторов принято подразделять на несколько стадий.

Процесс аудита начинается с работы с клиентом, а затем продвигается к стадиям, которые применяются ко всем клиентам. Эти стадии следующие:

1. Деятельность до начала работы:

— принять клиента;

— установить условия работы;

— набор штата.

2. Деятельность по планированию.

— получение сведений о бизнесе: предварительная аналитическая проверка и оценка риска;

— предварительная оценка значимости;

— проверка внутреннего контроля: предварительная фаза и фаза завершения;

— разработка общего плана аудита;

— определение оптимального доверия внутреннему контролю;

— разработка соответствующих процедур тестирования;

— разработка независимых процедур;

— написание программы аудита.

3. Соответствующие процедуры аудита:

— проведение тестов;

— корректировка плана аудита.

4. Независимые процедуры тестирования:

— проведение независимых тестов операций;

— проведение аналитических проверочных процедур;

— проведение тестов оборотов по счетам;

— оценка результатов независимых процедур;

— обобщение полученных данных и их оценка;

— корректировка плана аудита.

5. Формулировка мнения и деятельность по составлению отчета:

— проверка финансовой отчетности;

— проверка результатов аудита;

— формулировка мнения;

— составление проекта и написание отчета.

6. Непрерывная деятельность:

— наблюдение за проведением проверки;

— проверка работы помощников;

— проведение проверок;

— консультирование и документирование проведенной работы.

В экономической литературе выделяют несколько этапов аудита. Основными из которых являются: подготовка к проведению аудита; оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита; планирование аудита; проведение собственно проверки; составление аудиторского заключения.

Подготовка к проведению аудита включает в себя: определение объема аудита, его стоимости и заключение договора на проведение аудита, для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. Для этого аудитор должен изучать годовые отчеты; информацию о собраниях акционеров, заседаниях совета директоров; внутренние финансовые отчеты предприятия (фирмы); аудиторский отчет за предыдущий период; материалы внутреннего аудита; периодические печатные коммерческие издания.

Чтобы определить объем, характер и виды деятельности, которыми занимается предприятие, аудитору следует изучить учредительные документы. На этапе подготовительной работы аудитор обязан:

— определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность;

— выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита;

— выяснить условия, требующие особого внимания (возможность материальных ошибок, обмана или вовлечения других предприятий, организаций в сферу злоупотреблений и т.д.);

— определить степень доверия к учетной системе и внутреннему аудиту контролируемого предприятия (организации, фирмы);

— установить сущность и объем аудиторских доказательств;

— проанализировать работу внутренних аудиторов и возможность их привлечения к аудиту;

— изучить целесообразность привлечения других аудиторов для проведения аудита в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;

— выявить необходимость привлечения экспертов.

В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита, которая согласовывается с клиентом. Согласованная сумма указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.

Следующим этапом аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование включает в себя составление плана и программы ожидаемых работ.

Затем аудитор внимательно анализирует за весь отчетный период записи в Главной книге. В случае сомнительной корреспонденции счетов или обнаружения неправильных сумм он должен запросить соответствующие учетные регистры и первичные документы, на основании которых сделаны записи.

При аудите основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости продукции (работ и услуг) и прибыли. При этом проверяют все калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции (работ и услуг). По материальным и трудовым затратам нужно проверить документальную обоснованность записей в учетных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отраженных в них хозяйственно-финансовых операций. Большую роль играет проверка правильности списания затрат на конкретные объекты их учета, обоснованности распределения косвенных расходов и точности исчисления себестоимости отдельных видов продукции. Сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда можно проанализировать выборочно.

При проверке прибыли следует изучить, соблюдается ли действующий порядок формирования и распределения балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных доходов и расходов, проверить правильность и своевременность платежей в бюджет из прибыли и отчислений от прибыли в различные фонды и резервы. Проверяется также обоснованность распределения суммы прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, между учредителями и акционерами.

При проверке достоверности показателей финансовой отчетности нужно сопоставить данные финансовых отчетов, бухгалтерского баланса, регистров синтетического и аналитического учета. Для окончательных выводов о достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса анализируются выявленные отклонения в учете, факты не отражения или отражения в учете в искаженном виде отдельных хозяйственных операций.

Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству предприятия предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

На основании собранной в процессе аудиторской проверки информации, дающей основания аудитору сделать заключение о достоверности (или недостоверности) финансовой отчетности, законности (или незаконности) хозяйственно-финансовых операций, о ведении бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и положениями, составляется аудиторское заключение.

Схема 30. Этапы аудиторской проверки

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. N 2369р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «АУДИТЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОАО «РЖД». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

В целях совершенствования и развития процесса проведения аудитов системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2014 г. СТО «РЖД» 05.514.1-2014 «Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД». Основные положения» (далее — Стандарт).
2. Начальникам Департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»:
— организовать работу по подготовке и проведению аудитов системы менеджмента безопасности движения в соответствии с положениями Стандарта;
— довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.
3. Признать утратившим силу с 1 декабря 2014 г. действие следующих документов:
— СТО РЖД 1.05.514.1-2009 «Технические аудиты в системе управления безопасностью движения. Основные положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 2 июня 2009 г. N 1150р;
— Методики проведения технического аудита безопасности движения в структурных подразделениях, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2011 г. N 2068р.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович

СТАНДАРТ ОАО «РЖД»

СТО РЖД 05.514.1-2014

Аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения — 1 декабря 2014 г.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Институт экономики, права и управления»
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности движения ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.09.2014 г. N 2369р
4 ВЗАМЕН СТО «РЖД» 1.05.514.1-2009

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на текущий момент времени на территории государства в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по единой информационной базе ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок выполнения деятельности по подготовке и проведению аудитов в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД», документированного оформления результатов, оценки результативности и контроля выполнения, предупреждающих и корректирующих действий по результатам аудита.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта ДЗО обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии между ОАО «РЖД» и ДЗО.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
При применении настоящего стандарта необходимо пользоваться международными и национальными нормативными документами, которые регламентируют аудиты систем менеджмента.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2009 г. N 2608р

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аудит системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД» (аудит СМБД) — независимая экспертиза, осуществляемая путем проведения плановых, внеплановых, комплексных и тематических проверок систем менеджмента безопасности движения, проводимая внутренними аудиторами с целью оценки технического состояния объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры, направленная на повышение результативности и эффективности ее функционирования.
3.1.2 аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

3.1.3 группа по аудиту (аудиторская группа): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемых техническими экспертами.

3.1.4 заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшие аудит.

3.1.5 критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований, которые применяют в виде ссылок.

3.1.6 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.1.9 несоответствие: Невыполнение требования.

3.1.10 план аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

3.1.11 предупреждающее действие: действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.1.12 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

3.1.13 сопровождающий: лицо, назначаемое проверяемой организацией для оказания помощи и содействия группе по аудиту.

3.1.14 проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

3.1.15 технический эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом, необходимыми группе по аудиту.

ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;
ДЗО — дочернее и зависимое общество ОАО «РЖД»;
СМБД — система менеджмента безопасности движения;
КИ СМК — корпоративная интегрированная система менеджмента качества;
КД — корректирующие действия;
ПД — предупреждающие действия;
РЦКУ — железная дорога, выполняющая функции регионального центра корпоративного управления;

4 Общие положения

4.1 Приоритетными направлениями при проведении аудита СМБД являются:
а) анализ и оценка системы обеспечения безопасности движения в организации, подвергаемой аудиту;
б) анализ и оценка эффективности действующей системы управления рисками;
в) ранжирование процессов в соответствии с рисками безопасности, выделение процессов и услуг с высокими рисками нарушения безопасности;
г) оценка результативности применяемых ПД по снижению рисков;
д) оценка результативности КД, принимаемых руководителем процесса;
е) предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов.
4.2 Основные функции аудита СМБД:
а) осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и рекомендаций по повышению эффективности управления;
б) осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.
4.3 При аудите системы менеджмента безопасности движения проверяют:
соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов МПС России, ОАО «РЖД» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения поездов;
4.4 По цели осуществляемых проверок аудит СМБД подразделяют на следующие виды:
а) аудит видов деятельности (обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности с целью выявления возможностей их улучшения);
б) аудит процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов.
4.5 Аудиты СМБД подразделяются на плановые, внеплановые или повторные.
4.5.1 Плановые аудиты СМБД проводятся в соответствии с утвержденным графиком (приложение А).
4.5.2 Внеплановые аудиты СМБД назначают в следующих случаях:
— при снижении качества услуг, предоставляемых структурными подразделениями холдинга РЖД;
— при получении многочисленных претензий от потребителей услуг ОАО «РЖД»;
— по необходимости, с целью совершенствования документов СМБД и КИ СМК, вызванной «внутренними» причинами (изменение целей в области обеспечения безопасности и качества, структуры управления и т.п.) или «внешними» причинами (изменение требований потребителей и рынка, требования органов государственного надзора и т.п.);
— при получении отрицательных результатов внутренних и внешних аудитов систем менеджмента;
— при получении оперативных данных по опасным отказам технических средств и опасных отступлений от норм содержания;
— на основании результатов проведенного расследования допущенных нарушений безопасности движения;
— по распоряжению руководителя ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД», руководителя структурного подразделения филиала «РЖД»;
— по заявкам руководителей подразделений ОАО «РЖД» и организаций холдинга «РЖД».
Решение о необходимости проведения внепланового аудита СМБД или изменения срока проведения планового аудита СМБД принимается руководителем ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД», руководителем структурного подразделения филиала «РЖД», утверждавшим график проведения плановых технических аудитов соответствующего уровня. В этом случае в утвержденные графики (планы) аудитов СМБД вносятся соответствующие изменения.
4.6 Повторный аудит СМБД может быть назначен с целью проверки устранения причин несоответствий, выявленных по результатам предыдущих аудитов, а также выполнения требуемых корректирующих и предупреждающих мероприятий (их мониторинга с указанием статуса выполнения). Повторные аудиты СМБД могут быть проведены в рамках проведения плановых или внеплановых аудитов СМБД.

5 Планирование аудита СМБД

5.1 В январе месяце года, следующего за отчетным, на основании данных факторного анализа, результатов проведенных ревизорских проверок (аудитов СМБД), фактических показателей состояния безопасности движения поездов формируется и утверждается годовой график проведения аудитов СМБД (приложение А), с указанием направлений, периодов и подразделений, в которых аудит СМБД должен быть проведен.
5.2 При росте количества нарушений безопасности движения в соответствующем филиале (подразделении) частота аудитов СМБД может быть увеличена.

6 Организация аудита СМБД

6.1 Формирование группы аудита СМБД
6.1.1 Отделом аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» формируется группа аудита для проведения аудита СМБД в подразделении холдинга «РЖД».
6.1.2 В РЦКУ группа аудита СМБД формируется аппаратом главных ревизоров по безопасности движения железных дорог из числа работников ревизорского аппарата.
6.1.3 В остальных случаях группа аудита СМБД формируется в порядке, установленном в соответствующем филиале (структурном подразделении филиала) «РЖД».
6.1.4 В зависимости от целей аудита в состав группы аудита могут включаться технические эксперты.
6.2 Порядок назначения аудита
6.2.1 Аудит СМБД назначается в соответствии с утвержденным графиком распоряжением (приказом) по филиалу (структурному подразделению филиала) ОАО «РЖД». Допускается назначение аудита СМБД телеграфным указанием руководителя функционального филиала или его структурного подразделения.
6.2.2 Распоряжение, телеграфное указание (приказ) о назначении аудита издается и направляется руководителю проверяемой стороны не позднее 10 рабочих дней до начала аудита СМБД. Предложения по составу группы аудита, указанной в распоряжении, дает руководитель аудиторской группы.
6.2.3 После издания распоряжения, приказа, телеграфного указания разрабатывается программа проведения аудита СМБД (Приложение Б), с указанием конкретных объектов аудита на месте, времени их проведения, причастных членов группы аудита и основных проверяемых вопросов.
6.2.4 Разработанная программа аудита СМБД согласовывается с руководителем проверяемого подразделения и утверждается уполномоченным представителем подразделения проводящего аудит СМБД. Процедура согласования и утверждения программы аудита СМБД должна быть завершена не позднее 5 рабочих дней до начала проведения аудита СМБД на месте.
6.2.5 В зависимости от целей и в соответствии с критериями аудита СМБД, по решению руководителя группы аудита, аудиторами (техническими экспертами) могут быть составлены чек-листы.
При этом осуществление оценки объектов аудита СМБД, определенных в чек-листах, допускается в формате ДА/НЕТ или по шкале от 0 до 10.
6.3 Аудит проводится компетентными специалистами, независимыми от той части организации или деятельности, которая подвергается аудиту СМБД.
6.4 Аудиторы должны соответствовать следующим требованиям:
— беспристрастность;
— компетентность по оцениваемым вопросам;
— наблюдательность;
— разносторонность;
— наличие документа из аккредитованной организации о прохождении обучения методологии проведения аудита;
— опыт работы в технической сфере;
— способность работать в группе аудиторов (команде);
— объективность;
— умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях;
— честность;
— умение работать с людьми;
— наличие аналитических способностей;
— способность к убеждению;
— настойчивость, т.е. стойкость и ориентированность на достижение цели.
6.5 Аудитор при проведении аудита СМБД наряду с умением получать и объективно оценивать свидетельства аудита должен быть способен выявлять причинно-следственные связи возникновения нарушений требований безопасности движения, предпосылки и факторы, влияющие на возникновение транспортных происшествий.
6.6 Аудитор должен понимать не только, как проводить аудиты СМБД, но и каким образом достигать наилучших результатов при разработке КД и ПД, не только разбирать произошедшие чрезвычайные происшествия, но и прогнозировать их возможность и предлагать ПД.
6.7 В рамках организации аудитов руководитель подразделения, проводящего аудиты СМБД несет ответственность за:
— формирование годового графика проведения аудитов СМБД;
— информирование руководства о результатах аудитов СМБД;
— мониторинг выполнение программ аудитов СМБД;
— мониторинг и анализ результатов аудитов СМБД;
— контроль выполнения КД и ПД.
6.8 Руководитель группы аудита несет ответственность за:
— разработку плана конкретного аудита СМБД;
— формирование группы аудита;
— распределение обязанностей между аудиторами;
— обеспечение аудиторов необходимой документацией;
— внесение изменений, если это необходимо, в распределение обязанностей между аудиторами;
— проведение аудита СМБД;
— доведение информации обо всех выявленных несоответствиях до сведения руководителя проверяемого подразделения;
— утверждение отчетов по результатам аудита СМБД;
— точность, полноту, достоверность и своевременность составления итогового отчета, и его рассылку;
— анализ потенциала по улучшению.
6.9 Аудиторы при проведении аудита СМБД несут ответственность за:
— объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД;
— сбор и анализ доказательств, необходимых для оценки соответствия проверяемой деятельности (системы) критериям аудита СМБД;
— ведение и сохранение записей в ходе аудита СМБД;
— сохранение конфиденциальности.
6.10 Руководитель проверяемого подразделения несет ответственность за:
— назначение сопровождающих и ответственных лиц для участия в аудите СМБД;
— информирование своих работников о предстоящем аудите СМБД и его результатах;
— предоставление аудиторам необходимой документации;
— предоставление аудиторам достоверной информации;
— содействие аудиту СМБД;
— разработку, согласование, утверждение и реализацию КД и ПД.
6.11 Сопровождающие лица должны оказывать помощь группе аудита и содействовать предложениям руководителя группы аудита.
В их обязанности входит:
— обеспечение контактов и назначение времени для бесед с работниками проверяемой организации;
— обеспечение посещений определенных участков организации;
— обеспечение соблюдения правил техники безопасности и ознакомление группы по аудиту с такими правилами.

7 Объекты аудита СМБД

7.1 Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.
7.2 Аудит процессов проводят для определения степени выполнения требований, установленных в технологической документации, инструкциях,
руководствах, документации СМБД для обеспечения выполнения целей и задач процессов в области обеспечения безопасности движения.
7.3 При аудите процесса должны быть проверены действия владельца процесса (руководителя подразделения) по определению несоответствий по факторам, влияющим на возникновение транспортных происшествий, компетентность владельца процесса (руководителя подразделения) проводить анализ рисков и анализ причин несоответствий для разработки результативных КД и ПД и их реализацию.
7.4 Аудит процесса проводится в соответствии с планом аудитов СМБД и включает проверку элементов:
— цель процесса;
— идентификация процесса;
— документированность процесса;
— взаимосвязь и взаимодействия процесса;
— элементы на входе и выходе;
— критерии результативности процесса;
— измерение и мониторинг процесса;
— поставщики и потребители процесса;
— последовательность действий;
— ресурсы для обеспечения процесса;
— наличие элементов управления (процедуры, инструкции, нормативная документация, регламенты и т.п.);
— ответственность и полномочия;
— оценивание результативности процесса;
— сохранение достигнутых значений;
— мероприятия по улучшению процессов;
— оценку степени удовлетворенности потребителей;
— соответствие квалификации персонала установленным требованиям;
— установленный порядок внесения изменений в процессы и доведение их до заинтересованных лиц;
— состояние технологического, контрольного и измерительного оборудования;
— записи.
7.5 При проведении аудита СМБД необходимо дать оценку:
— уровня обеспечения безопасности движения в проверяемом подразделении;
— действующей системы управления рисками;
— результативности КД, предпринятых руководителем процесса.

8 Проведение аудита СМБД

8.1 Принципы проведения аудита
Процесс проведения аудитов СМБД основывается на следующих принципах:
а) целостность — основа профессионализма;
б) беспристрастность — обязательство предоставлять правдивые и точные отчеты;
в) профессиональная осмотрительность — прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита СМБД;
г) конфиденциальность — сохранность информации. (В случае имеющегося требования сторон аудита);
д) независимость — основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита СМБД;
е) подход, основанный на свидетельстве — разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.
8.2 Проведение аудита СМБД на месте
8.2.1 Руководитель группы аудита проводит вводное совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса).
8.2.2 Руководитель группы аудита на вводном совещании представляет членов группы аудита, уточняет план аудита СМБД, а также рассматривает и решает другие вопросы, связанные с процессом проведения аудита СМБД на месте.
8.2.3 В соответствии с планом аудита группа аудиторов проводит исследование проверяемого подразделения (владельца процесса) (опросы, наблюдения, экспертизу и анализ документации, выполнение деятельности на проверяемых объектах, выполнение КД и ПД).
8.2.4 В ходе аудита члены аудиторской групп ведут рабочие записи, в которых отражают наблюдения аудита СМБД.
8.2.5 Несоответствия и замечания, установленные в процессе проведения аудита включаются в перечень (приложение В) и подписываются уполномоченными представителями проверяемого подразделения.
8.2.6 Несоответствия ранжируются следующим образом:
а) критическое — несоответствие, оказывающее прямое влияние на безопасность движения поездов, которое подлежит немедленному устранению;

Примечание редакции.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с оригиналом.

а) значительное — несоответствие, в результате которого повышается уровень риска возникновения нарушения безопасности движения поездов, подлежащее первоочередному устранению;
б) незначительное — несоответствие, которое в дальнейшем может привести к значительному и подлежащее устранению в плановом порядке.
8.2.7 На основании изучения полученных в ходе аудита СМБД данных проводится предварительный анализ полученных результатов аудита СМБД.
По итогам анализа руководитель группы аудита принимает решение о включении полученных результатов в проект отчета по результатам аудита СМБД.
8.2.8 В соответствии с планом аудита СМБД руководитель группы аудита проводит итоговое совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса), на котором доводит до участников совещания основные результаты аудита и совместно с владельцем процесса определяет конкретные даты подписания и вручения отчета по результатам аудита СМБД.
8.2.9 Результаты итогового совещания оформляются протоколом, в порядке, установленном в ОАО «РЖД».
8.2.10 На итоговом совещании руководитель группы аудита представляет основные результаты аудита СМБД, выявленные несоответствия, предложения аудиторов по реализации КД и ПД.

9 Подготовка отчета по аудиту СМБД

9.1 Руководитель группы аудита готовит проект отчета по результатам проведенного аудита СМБД.
9.2 Аудиторский отчет должен содержать полную, точную, четкую и ясную информацию (записи) об аудите СМБД и должен включать или ссылаться на следующее:
а) цели аудита;
б) масштаб аудита, в частности определение структурных и функциональных единиц и процессов, подлежащих аудиту, и требуемый период времени;
в) определение заказчика аудита;
г) определение руководителя и членов группы по аудиту;
д) дату и место проведения аудита;
е) критерии аудита;
ж) наблюдения аудита;
з) заключение по результатам аудита.
9.3 Руководитель группы аудита представляет проект отчет по аудиту СМБД руководителю проверяемой организации (владельцу процесса) проверяемой организации в рамках согласованного периода времени.
9.4 Руководитель проверяемого подразделения (владельца процесса) проводит анализ проекта отчета и согласовывает его.
9.5 Руководитель группы аудита после официального подписания отчета сторонами аудита СМБД рассылает отчет заинтересованным лицам. При необходимости готовит проект докладной записки заказчику аудита СМБД.
9.6 Руководитель группы аудита регистрирует результаты аудита СМБД в ведущемся в подразделении реестре аудитов (приложение Г).
9.7 Руководитель проверенного подразделения (владелец процесса) доводит результаты аудита СМБД до причастных работников и своего непосредственного руководства.

10 Подведение итогов аудита СМБД

Итогом аудита СМБД в зависимости от поставленных целей аудита СМБД могут являться заключения об уровне обеспечения безопасности движения, оценка функционирования СМБД в проверенном подразделении, оценка работы руководителя подразделения по анализу несоответствий, выявленных при всех видах ранее проведенных ревизий, проверок (аудитов СМБД), а также по выполнению ранее запланированных мероприятий КД и ПД, использованию в работе процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению рисками, а также рекомендации по возможным улучшениям.

11 Анализ результатов аудита СМБД

11.1 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в течение 10 рабочих дней с момента получения отчета о результатах аудита анализируют его, разрабатывает в соответствии с план мероприятий по КД и ПД, и направляют его на согласование руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения.
11.2 Руководитель аудиторской группы Департамента безопасности движения в течение 5 рабочих дней рассматривает содержащиеся в плане мероприятия по КД и ПД, и принимает решение о возможности их согласования.
11.3 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса), после согласования плана мероприятий по КД и ПД руководителем аудиторской группы Департамента безопасности движения, незамедлительно направляет его на утверждение в порядке, установленном в ОАО «РЖД».
11.4 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) после утверждения плана мероприятий по КД и ПД контролируют его выполнение в подведомственных структурных подразделениях.
11.5 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) выполняет план мероприятий по КД и ПД, при этом информирует установленным порядком ответственных руководителей подразделений ОАО «РЖД» о ходе его реализации.
11.6 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в случае невозможности или необходимости изменения сроков выполнения КД и ПД направляет руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения соответствующее обоснование, согласованное с причастными руководителями филиалов ОАО «РЖД»;
11.7 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в течение 10 рабочих дней с момента завершения всех КД и ПД предоставляет руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения отчет о выполнении плана мероприятий по КД и ПД. К отчету прикладываются документально оформленные подтверждения реализации мероприятий по КД и ПД (документы, мероприятия, процедуры и т.д.);
11.8 Руководитель аудиторской группы Департамента безопасности движения рассматривает предоставленные отчеты и принимает решение о необходимости выезда непосредственно на место проведения аудита СМБД с целью проверки фактического выполнения мероприятий;
11.9 КД и ПД считаются завершенными, при условии полного выполнения запланированных мероприятий и согласования Департаментом безопасности движения отчета об их выполнении.

12 Завершение аудита

Аудит считается завершенным, когда вся деятельность, предусмотренная программой аудита выполнена, и отчет по аудиту СМБД представлен согласованным сторонам аудита.

Приложение А
(Рекомендуемое)

График проведения аудитов системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»

N
п/п

Проверяемое
подразделение
или процесс

Месяц

Количество
участников
группы
аудита

Количество
дней

Примечание

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Руководитель подразделения,
ответственного за составление графика
________________
подпись ФИО

Приложение Б
(Рекомендуемое)

Таблица 1

6. План проведения аудита Таблица 2

Таблица 2

N п/п

Время*

Процессы и процедуры,
организационные
мероприятия

Аудиторы

Критерии

Владельцы
процессов

* — В программе все мероприятия указаны по местному времени. Время проведения мероприятий, определенных на вводном совещании, может корректироваться в ходе аудита.

Приложение В
(Рекомендуемое)

Приложение к отчету от
«__»____________20__г. N __

Наименование
процесса:

Наименование подразделения (допускается
использовать телеграфный код)

Дата проведения (допускается
указывать период проведения)

Перечень несоответствий

Порядковый
номер
несоответствия

Описание
несоответствия

Наименование
документа, в
отношении
которого
допущено
несоответствие

Ранг
несоответствия
(критич. — К,
значит. — 3,
незначит. — Н,
замечание —
ЗАМ)

Подпись
аудитора

Подпись
представителя
подразделения

Причина
выявленного
несоответствия

Рекомендуемые
корректирующие
и
предупреждающие
действия по
выявленным
несоответствиям
(по усмотрению
аудитора)

Аудитор
Ответственный представитель
проверяемого подразделения

____________________
фамилия, И.О.
____________________
фамилия, И.О.

Приложение Г
(Рекомендуемое)

РЕЕСТР
выполнения аудитов СМБД в подразделениях ОАО «РЖД» в 201_ году

N
п/п

Дата
проведения
аудита
план факт

Объект
аудита

Вид
аудита

Заказчик
аудита

Чем
назначен

Состав
аудиторской
группы

Количество листов несоответствия

Отчет
об
аудите

Дополнительные
документы

Планируемая
дата
проведения
следующего
аудита

Согласование
КД, ПД

Выполнение
КД, ПД

Всего

Критические

Значительные

Незначительные

Замечание

Библиография

СТО РЖД 1.05.515-7-2009 Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод «5W+1H+1S»
Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2009 г. N 2608р

Этапы и принципы планирования аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

  • — комплексность планирования;
  • — непрерывность планирования;
  • — оптимальность планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период (в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года) аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита аудиторской организации состоит из следующих основных этапов:

  • — предварительное планирование аудита;
  • — подготовка и составление общего плана аудита;
  • — подготовка и составление программы аудита.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

  • — о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • — о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

  • — организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  • — видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • — структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  • — технологическими особенностями производства продукции;
  • — уровнем рентабельности;
  • — основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  • — порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • — существованием дочерних и зависимых организаций;
  • — организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  • — принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации для аудитора могут быть: устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента; положение клиента в экономической среде; отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но предварительно аудитор должен согласовать возможность такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или предыдущий аудитор отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества.

При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор должен собрать больший объем материала с подтверждением достоверности отчетности.

Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению учета, способствуют получению информации «из первых рук».

Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют воочию убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.

Важно использовать внешние и внутренние отчеты и публикации. Внешние отчеты — это деловая печать и газеты, аналитические отчеты по отрасли, сравнения с основными конкурентами и среднеотраслевыми показателями, государственное и налоговое законодательство и регулирование, официальные заявления; внутренние отчеты — это финансовые отчеты, ежемесячная финансовая информация, протоколы заседаний совета директоров, правления, дирекции, акционеров, отчеты управляющих, в том числе бюджеты, прогнозы, проекты, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, инструкции по процедурам, политике внутри фирмы.

Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности и учетной политикой, существовавшей в предшествующие годы, изучить специальную литературу, встретиться с аудиторами клиента.

Очень важно получить информацию о политике предприятия в различных областях; степени ответственности и правах руководителей разных уровней; круге лиц, имеющих право менять политику предприятия.

Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить на этом этапе работы, — определение связанных и ассоциированных с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия и любые другие стороны, которые могут влиять на управление и оперативную политику друг друга). Информация о них должна быть раскрыта, если она является материальной: должны быть описаны природа и объем операций между сторонами (операции купли-продажи между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.

На основе полученной информации аудитор должен решить, необходимо ли привлечение для консультаций по отдельным вопросам специалистов (юристов, специалистов по налогам, технологии и т.д.).

Обзор деятельности предприятия должен включать в себя:

  • 1) глубокое понимание предпринимательской деятельности клиента, мотивы поведения старшего управленческого персонала для оценки риска представления ложной информации;
  • 2) предварительные аналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия, чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо;
  • 3) понимание особенностей учетной политики;
  • 4) оценку уровня и существенности.

Аудитор должен выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность клиента.

К внешним факторам относятся макроэкономические и отраслевые факторы.

Макроэкономические факторы — это основная деятельность (снижение, рост); международная торговля, тарифные барьеры; изменения в налогообложении; зависимость от иностранных рынков; колебания курсов валют; система внешнего контроля; изменения государственной политики; влияние процентных ставок на стабильность компании; экономические факторы, влияющие на ликвидность потребителя; изменения индексов ценных бумаг или развитие рынка собственности.

Отраслевые факторы — это среда регулирования (новые или ожидаемые законодательные акты, например, контроль за ценами и загрязнением окружающей среды); экономические условия (сокращение и расширение отрасли, возникновение отраслей с высоким риском, серьезная ценовая конкуренция, насыщенность рынка, цикл деятельности и сезонность); труд (трудовые проблемы, необычная трудовая практика, отраслевая безработица, уровень отраслевой зарплаты, нехватка работников определенной профессии, квалификации).

Внутренние факторы, влияющие на деятельность клиента, можно классифицировать следующим образом:

  • — общие факторы: история клиента; структура бизнеса; виды производственной деятельности и важнейшие производственные единицы; быстрое расширение бизнеса; существующие и возможные разногласия; мнение руководства по поводу своего предприятия в отрасли; мнение руководства по поводу результатов и тенденций развития; главные заботы руководства; ожидания от проведения аудита;
  • — собственность: особенности собственности клиента; курс акций клиента; необычные торговые операции с акциями клиента;
  • — основная стратегия деятельности: планируемые или предполагаемые приобретения; ожидаемые изменения в производстве; капитальные вложения; планируемое расширение рынка; планирование налогов;
  • — совет директоров и старший управленческий персонал: степень независимости от исполнительской управленческой службы; частота заседаний совета; принуждение исполнителей совершать неправомерные действия (ложная информация, действия, противоречащие интересам акционеров, и т.п.); факторы, влияющие на оплату труда управленцев;
  • — операции: сущность и основные пользователи продукции или услуг клиента; стадии и методы производства продукции и связанный с ними риск; характер и местоположение производственных мощностей; уровень контроля центрального аппарата децентрализованных операций; факторы себестоимости производства; приемлемость получения кредита от поставщиков; зависимость от поставщиков и приемлемость сырья, услуг; производственные мощности; технические проблемы производства; продолжительность и гибкость производственного цикла и др.;
  • — финансы: характеристика потоков денежных средств; политика и процедуры инвестирования; уровень прибыли; основные банковские операции; использование лизинга; гарантии и другие выплаты; другие обязательства;
  • — маркетинг: основные покупатели и рынки; опора на отдельных покупателей проектов или операций; финансовое состояние покупателей; важнейшие конкуренты и положение клиента на рынке; стабильность рынка и сезонные тенденции; порча продукции; зависимость от привилегий, лицензий или схем; новые виды продукции с сомнительными потенциальными возможностями; предпочтения в отношении покупателей; политика в области финансирования основной продукции, ценообразование и скидки; реклама и ее эффективность; тенденции ухудшения; уровень результатов маркетинга; дополнительный риск для увеличения продаж;
  • — персонал: квалификация, опыт и комплектность основного персонала; политика набора и продвижения служащих; зарплата и премии служащих, распределение прибыли; управленческие планы в отношении персонала; текучесть кадров.

С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собраний акционеров, — в них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантий, круге лиц, имеющих право подписи.

Кроме того, для выяснения обязательств клиента важно просмотреть контракты, договоры и соглашения.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.

С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля (СВК), которой располагает экономический субъект, и оценивает ее риск (контрольный риск). СВК может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность СВК, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на СВК и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторская организация должна учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Подготовка и составление общего плана аудита. Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • — реальные трудозатраты;
  • — расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • — уровень существенности;
  • — проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • — формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • — распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • — инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • — контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • — разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • — документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Подготовка и составление программы аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх