Куперс

Бухучет и анализ

Преференций

Содержание

Преференция — это предпочтение. Виды преференций

Количество слов-варваризмов (заимствованных у других народов) в русском языке постоянно увеличивается. Давайте сегодня поговорим о том, что такое преференция.

Происхождение слова

Слово «преференция», в английском preference, начало широко применяться с конца XIX века, времени расцвета колониальной политики крупнейших стран-метрополий. В основе этих заимствований лежит латинское praefero (предпочитать). Стало быть, преференция – это предпочтение. Что ж, звучит красиво. Только не всегда уместно.

Поэтому в той или иной сфере деятельности рассматриваемое понятие имеет свои смысловые оттенки. Исследуемое слово чаще всего используется в международных торговых, финансовых и таможенных отношениях. Как почти у всех заимствованных слов, у «преференции» много «близнецов».

Благоприятствование, льгота, привилегия, приоритет, преемство и иммунитет – все это синонимы, или слова, имеющие похожее лексическое значение.

Обратите Внимание!

При таком количестве толкований совсем не удивительна масштабность применения упомянутого слова. Оно широко используется в политической, экономической, юридической, социальной, финансовой, но особенно — в таможенной терминологии. Существуют преференциальные акции, долги, тарифы, режимы, пошлины, разницы.

Есть преференциальное ание, лицензирование и преференциальные торговые договоры. То есть преференция — это акцент, она подчеркивает первоочередность чего-либо, или большую значимость чего-то. Так, долги, отнесенные к преференциальным задолженностям, нуждаются в немедленном погашении.

То есть это прилагательное подчеркивает первоочередность следующего за ним существительного.

Чаще всего преференцию рассматривают как необходимую составляющую таможенно-тарифной политики. До Первой мировой войны эта политика применялась странами-метрополиями в отношении своих колоний с целью ограбления последних.

Для недопущения на внутренний рынок третьих стран, что могло позволять державам-сателлитам или колониям продавать свои сырье и товары по более выгодным ценам. Другими словами, преференция — это не только льготы и предпочтения, но и сдерживающая узда, обеспечивающая диктат со стороны крупных мировых держав.

На тот момент это были Англия, Франция, Германия и Бельгия, страны, имеющие большое количество колоний.

В наше время, при существовании большого количества экономических содружеств, представить себе перемещение товаров без системы льгот или таможенных скидок просто невозможно.

Самое Важное!

Все эти действия по созданию выгодных условий с целью дальнейшего развития государств носят название «предоставление преференций».

Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, очень хорошо демонстрирует выгоду от применения льготных пошлин и тарифов.

Международные льготы и предпочтения

На международном уровне можно отметить Всеобщую систему преференций, созданную в 1971 году с целью создания льготных условий для товаров, производимых в развивающихся странах и продаваемых в экономически развитых государствах.

Что, в конечном итоге, должно способствовать развитию производства и росту экономики стран, которым оказывается помощь. Это в идеале. Так, льготные условия были созданы для Болгарии, Венгрии, Чехословакии, стран, вышедших из Варшавского договора.

И тут преференции экономические начинают приобретать политический оттенок. На международном уровне это случается очень часто. Поэтому иногда преференция – это система льгот, выдаваемых на жестких условиях и предоставление которых строго оговорено.

Можно к более лояльно настроенным странам применить режим наибольшего благоприятствования, а можно и наименьшего. Разрыв между этими ставками называется преференциальной разницей.

Но термин «преференция», как уже отмечалось, применятся во множестве отраслей, в том числе и в строительстве. Кто может утверждать, что возведение олимпийских объектов не носило преференциальный характер во всех отношениях? Или перевооружение армии, или развитие Дальнего востока, или совершенствование системы образования?..

Структурная составляющая преференциальной политики

Преференциальная политика может быть государственной, региональной, муниципальной. Но она всегда адресная. В качестве примера рассмотрим преференции в 2013 году: Минэнергоразвития предложил установить 15 % скидку для производителей фармакологической продукции.

В этом же году два министерства — Минтруда и Минобразования – предложили программу «Преференции молодым мамам». Женщинам возрастом до 23 лет, которые имеют одного или нескольких детей, давалась возможность (и создавались условия учебы или переквалификации на специальных курсах). На кону демографическая программа государства.

Полезный Совет!

Женщинам надо дать уверенность в адаптации к новым условиям, в которые они окунутся после выхода из декретного отпуска. Средний показатель о возрасте женщин, решивших родить первого ребенка, отодвинулся до 25 лет. А это говорит о том, что представительницы слабого пола рассчитывают только на свои силы.

Специалисты утверждают — нужно учитывать все тонкости вопроса, и кроме материнского капитала и других выплат, которые предоставляет государство, необходимо создать все условия для того, чтобы женщины поверили в свою защищенность.

Смысл и назначение Общей системы тарифных преференций

Из международных преференций в 2013 году еще действовали льготные режимы для российских товаров, ввозимых в страны Европейского содружества. В 2014-м эта преференция будет отменена. На территории Европейского союза, созданного в 1993 году, действует Общая система тарифных преференций (ОСП), разработанная в 1964 г.

и одобренная на 2-й Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1968 году. Эта система предполагает обязательное предоставление всеми промышленно развитыми государствами тарифных преференций развивающимся странам в виде односторонней уступки.

На протяжении всех этих лет основные постулаты ОСП существенно не изменялись. Постоянно менялись только страны, которым предоставлялись преференции, или страны-бенефициары, менялся также объем предоставляемых льгот, упрощался режим.

Сами развивающиеся государства подверглись дифференциации, с целью выявления наиболее слаборазвитых стран. Учитываются и экологические угрозы.

Что такое преференции в экономике и финансовой сфере — Деньги и финансы простым языком

Термин «преференция» пришел к нам из латинского языка. Praeferentia обозначает «предпочтение». Преференция – это определенная льгота, предоставляемая государством компаниям и организациям для осуществления ими коммерческой деятельности.

Преференции могут иметь разный вид:

  • выгодных кредитов;
  • освобождения от платежей;
  • скидок с таможенных пошлин;
  • снижения налогов.

Преференции предназначаются для определенной компании (группы компаний), а значит, имеют адресный характер.

Государства могут как обмениваться преференциями, так и предоставлять их другим государствам в одностороннем порядке. Основными видами таких льгот являются визовые режимы и различные режимы валютного регулирования.

Преференции могут предоставляться, как целевая налоговая льгота, инвестиционный налоговый кредит. Цель предоставления преференции – финансирование затрат (инновационных, инвестиционных). Налоговые кредиты оформляются специальным договором между организацией и налоговым органом.

Обратите Внимание!

Одна из целей преференций – развитие малого предпринимательства. Небольшие и средние частные предприятия являются «двигателем» экономики всех развитых стран.

Преференции могут использоваться и для защиты национального рынка от засилья иностранных товаров.

Государство предоставляет налоговые и прочие льготы отечественному производителю, и он автоматически оказывается в более выгодном положении, чем зарубежные коллеги. В этом смысле преференции являются частью государственного регулирования экономики.

Преференции: определение в юридической энциклопедии и словаре Ушакова

В Российской юридической энциклопедии дается несколько другое определение.

Преференциями называются льготы, которые предоставляются при обложении таможенными пошлинами товаров одной из стран.

В России такие льготы предоставляются компаниям, которые ввозят товары из развивающихся стран. Толковый словарь Ушакова предлагает нам более общее определение. Преференция – это предпочтение, при котором кому-нибудь предоставляются специальные условия использования чего-нибудь. Так что третье определение включает в себя первые два.

Преференции функционируют на всех уровнях общества, влияют на социально-экономические отношения и финансируются государством. Льготы – это часть экономической и социальной практики, действенный инструмент решения злободневных проблем.

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо.

В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом.

Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы.

К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера.

Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества.

Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.

Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития.

Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Самое Важное!

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

Что такое преференция

В целом, слово преференция имеет узкоспециальное значение и редко употребляется в повседневной жизни. Однако его можно встретить в новостях, инструкциях, статьях в серьезных политических и экономических изданиях, а также в зарубежной прессе.

Поскольку этот термин пришел нам из английского языка, то у себя на родине он означает примерно то же самое, что и в России. Зная, что такое преференция по-русски, вы приблизитесь к пониманию английской речи, даже если в школе у вас по этому языку была слабая троечка.

Значение слова преференция

Чтобы понять, что означает «преференция», надо обратиться к его корням и истории возникновения. Сам этот термин — производное от латинского слова praeferentia, которое означало «предпочтение».

Когда Древний Рим стал настолько велик, что в нем можно угадать прообраз современной глобализации, в высших кругах, приближенных к власти, появилось стремление законодательно закрепить за собой ряд преимуществ.

Однако такие «преференции» привели бы к установлению монархии, тогда как Рим претендовал на звание республики. В те времена это слово не использовалось в современном политико-экономическом ключе, а было одним из вполне рядовых речевых оборотов.

В современном мире преференция означает льготу, преимущество, которое государство предоставляет предприятиям или организациям для поддержания их деятельности в той или иной отрасли, а также иным государствам, получающим некоторые бонусы по сравнению со всеми остальными.

Преференция может иметь вид уменьшения или полного освобождения от уплаты налогов, предоставления скидок с таможенных платежей или предоставления кредитов по минимальным процентам.

В настоящий момент все преференции — область деятельности государства. Они отличаются от других льгот своим строго адресным характером. Между государствами преференции выделяются как на взаимовыгодных условиях, так и в односторонней форме. Это могут быть визовые послабления, валютное регулирование или иные финансовые операции.

Внутри государства преференции могут принимать вид инвестиционных кредитов, налоговых каникул, целевых налоговых льгот и других акций. Даже если кредит выдается в рамках преференции, возвращать его все же необходимо. В Европе широко распространен дифференцированный налог на прибыль, который может снижаться в той отрасли экономики, нуждающейся в поддержке государства.

Где прочитать, что такое преференция

Узнать, что такое преференция, можно из статей или телевизионных программ, но тогда значение этого слова придется угадывать на ассоциациях. Проще и быстрее воспользоваться специальной литературой и прочитать, как с научной точки зрения объясняется термин «преференция». Ищите это слово в словарях:

  • Толковый словарь Ушакова;
  • Политология. Словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Исторический словарь англицизмов русского языка;
  • Экономико-математический словарь;
  • Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Особенно понятно написано про преференции в толковом словаре. Там поясняется, что это слово означает более высокую оценку одной вещи или объекта по отношению к другим. Далее становится менее просто, зато увлекательно. Слово преференции активно используется в позитивистской социальной науке в более краткой форме — позитивизм.

По отношению к экономике позитивизм — это алгоритм поведения или проявление предпочтения человека, определяющее его выбор. Используют аналогичные термины также в политологии, социологии и как определение одного из художественных течений в литературе и живописи.

Отрицательное значение слово преференция приобретает в политическом ключе, когда употребляется для обозначения получения неких выгод, не регламентированных, но обеспеченных государством для чиновников или отдельных организаций, компаний, предприятий на основах личной склонности, а не объективного выбора.

Так, «по знакомству» выигрывают тендеры, получают субсидии, выделяют беспроцентные кредиты «семейным фирмам». В данном случае все это — проявления коррупции.

Примеры использования слова преференция

Слово преференция в форме прилагательного используется в банковской сфере. В частности, преференциальная (что означает привилегированная) акция. Владелец такой акции обладает некоторыми правами, например, получать дивиденды независимо от результатов работы компании, но не имеет права голоса на собрании акционеров.

В таможенном праве преференция — название пошлин для ограниченного списка товаров из определенных стран, сотрудничество с которыми государство хочет поощрить. Всеобщая система преференций — это особые торговые льготы для развивающихся стран.

Что такое преференция?

Существуют такие термины, которые мы иногда слышим, например, в новостях, но точное значение которых объяснить затрудняемся. Слово «преференция», скорее всего, относится именно к таким понятиям. Итак, что такое преференция?

Термин «преференция» происходит от латинского слова praeferentia, что в переводе на русский язык означает «предпочтение».

Преференции — это преимущества и льготы, которые выдаются государством предприятиям, организациям или другим странам с целью поддержки и развития значимых видов деятельности (например, производства отдельных видов товаров, поддержки определенных категорий производителей, улучшения отношений между двумя странами).

Преференции в международной торговле

Во внешнеторговой деятельности преференции заключаются в снижении таможенных пошлин (или в полном освобождении от их уплаты) на ввоз товаров из какой-либо страны. О таможенных преференциях договариваются между собой главы стран и правительств. После этого предпринимателям из одной страны становится выгодно импортировать товары из дружественного государства, а не из какого-либо иного.

Налоговые преференции

Другой вид предоставляемых льгот — понижение налоговой ставки или полное освобождение от уплаты налогов кампаний, производящих определенную продукцию или работающих в определенной сфере. Это — инструмент для привлечения капитала в значимые для развития экономики и государства сферы.

Посмотреть значение многих других терминов вы можете в специальном разделе Определения.

Единое Евразийское пространство устанавливает свободу внутренней торговли и максимально предоставляет тарифные льготы (преференции) для регулирования внешнеторговой деятельности. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как правопреемник Комиссии Таможенного союза (КТС) продолжит исполнение решений КТС в рамках тарифных льгот.
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, в виде:

  • освобождения от уплаты пошлины;
  • снижения ставки пошлины;
  • возврата ранее уплаченной пошлины;
  • установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство – член ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, то вносит в ЕЭК предложение по механизму контроля использования ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств – членов ТС. Льгота применяется государством – членом ТС в случае согласия ЕЭК с предложенным механизмом контроля использования ввозимых товаров.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ТС. Тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров (в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз).
Россия предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, международными договорами РФ.
Тарифная льгота влияет на величину (размер) таможенной пошлины.
Во-первых,
при ввозе из третьих стран на таможенную территорию ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, в случаях установленных Решением Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ»;
при вывозе с территории РФ от уплаты вывозной пошлины освобождаются товары, установленные Законом РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г «О таможенном тарифе». ССЫЛКА
Во-вторых,
величина пошлины дифференцируется в зависимости от страны происхождения товаров.
В этих случаях применяется тарифная льгота, которая представляет собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины при ввозе товаров на таможенную территорию ТС в отношении товаров:

  • происходящих из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Если страна происхождения товара не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Россия не предусматривает РНБ, действуют базовые ставки пошлины, установленные в Единым таможенным тарифом ТС (ЕТТ ТС);
  • в происхождении которых таможенными органами обнаружены признаки того, что данные товары происходят из страны, в торгово-политических отношениях с которой Россия РНБ не предусматривает, действуют ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия предусматривает РНБ, увеличенные вдвое. Иначе их называют максимальными ставками;
  • ввозимых на таможенную территорию ТС и происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций ТС, действуют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия предусматривает РНБ;
  • ввозимых на таможенную территорию ТС и происходящих из наименее развитых стран — пользователей схемой преференций ТС, ставки ввозных таможенных пошлин не применяются;
  • происходящих с территорий государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (государства участники СНГ, Грузия, Республика Сербия) и ввозимых на таможенную территорию ТС с таможенной территории какого-либо из этих государств, — беспошлинно, т. е. не применяются ввозные таможенные пошлины.

При осуществлении торгово-политических отношений между государствами допускается установление преференций (льгот) по таможенному тарифу в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз). Определение страны происхождения товаров обеспечивает таможенным органам ведение таможенной статистики и возможность осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза тех или иных товаров на таможенной территории ТС. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями. Под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в установленных случаях таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется таможенному органу декларантом при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны должно быть документально подтверждено. Обязанность заявления, подтверждения и доказывания страны происхождения товара лежит на декларанте. При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за принятием предварительного решения.
Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательствами государств членов ТС. На территории РФ ФТС России по запросу заявителя принимает предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров установлен приказом ФТС России № 1978 от 30 сентября 2011 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара». Принятие предварительного решения таможенным органом производится, в том числе заблаговременно, до представления в таможенный орган товара для совершения таможенных операций и таможенного контроля в целях сокращения времени проведения таможенных процедур, осуществления мер тарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, единообразного применения единой ТН ВЭД ТС.
Условия предоставления тарифных преференций.
1. Приложением № 4 Решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 г. на таможенной территории ТС утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В Приложении №4 товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД ТС, а наименование товара приведено только для удобства пользования.
2. Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ТС, предоставляются, если товар соответствует критериям происхождения, и только при одновременном условии:

  1. в отношении товара соблюдаются правила непосредственной закупки и прямой поставки, что подтверждено документами;
  2. таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара;
  3. странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит товар и на которую распространяется тарифные преференции.
Прямой поставкой считается поставка товаров транспортируемых из стран — пользователей единой системы тарифных преференций ТС на таможенной территории ТС без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении условий:

  • товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяются тарифные преференции, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
  • товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
  • товары ввозятся на таможенную территорию ТС в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Правилу прямой поставки отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут рассматриваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения из экспортирующей страны через страны транзита, или документ, выданный таможенными органами страны транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки/перегрузки товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в стране транзита.
Административное сотрудничество. Комиссия ТС получает от стран информацию о наименованиях и адресах уполномоченных органов стран, которые удостоверяют и верифицируют сертификаты, декларации о происхождении товаров, вместе с образцами оттисков печатей, используемых этими органами. Образцы оттисков печатей должны быть представлены в оригинале и быть четкими для целей проведения их однозначной идентификации на предмет подлинности. При обнаружении таможенным органом государства члена ТС признаков, указывающих на то, что сертификат не выдавался или сертификат (декларация) о происхождении товара содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства члена ТС вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу страны с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации) о происхождении товара и достоверность содержащихся в нем сведений или предоставить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, или копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат. В запросе указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации) о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения верификации на основе выборочности.
При направлении таможенным органом государства члена ТС запроса в уполномоченные органы стран до получения результатов верификации тарифные преференции в отношении ввозимых товаров не предоставляются. Полученные результаты должны однозначно свидетельствовать о том, что документы, подтверждающие страну происхождения товаров, являются подлинными и (или) товары, указанные в запросе, являются товарами, происходящими из страны, на которую распространяется преференции.
Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении них не могут быть предоставлены тарифные преференции, ввозятся в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного регулирования государств членов ТС. В отношении таких товаров могут предоставляться (восстанавливаться) тарифные преференции, при условии представления таможенному органу страны ввоза надлежащего удостоверения их происхождения (предоставление сертификата и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев установления фальсификации сертификата) и соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
3. Россия предоставляет тарифные преференции, в том числе на основании международных договоров, заключенных в двухстороннем порядке. В Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет РНБ, входят 140 государств (Приложение к приказу ФТС России № 2601 от 22 декабря 2011 г. «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации»).
Развивающиеся или наименее развитые страны, из которых происходят товары, которым предоставляются преференции, должны быть одновременно странами, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предусматривает РНБ (при одновременном выполнении условий непосредственной закупки и прямой поставки).
Применение ставок ввозных таможенных пошлин:
1. В отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ предусматривает РНБ, а также, если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Россия РНБ не предусматривает применяются ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС.
2. Применяются ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств членов ТС в рамках ЕврАзЭС, международных договоров РФ, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, а также, если при осуществлении контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружены признаки того, что данные товары происходят из страны, торгово-политические отношения с которой не предусматривают РНБ.
4. В таможенном деле применяются формы:

  • сертификат о происхождении товара по форме «А» (установлен Соглашением между Правительствами РФ, Республики Беларусь и РеспубликиКазахстанот 12 декабря 2008 г.»О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»);
  • сертификат о происхождении товара по форме «СТ-1» (установлен Соглашением от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ»);
  • сертификат о происхождении товара по форме «СТ-2» (установлен Протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Сербии от 22 июля 2011 г.)

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяются тарифные преференции, лицо, перемещающее товары, представляет оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» или декларации о происхождении товара.
Для стран-участниц СНГ и Грузии требуется представление сертификата по форме СТ-1.
Для Республики Сербии требуется представление сертификата по форме СТ-2.
Сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.
В качестве декларации о происхождении товара используются коммерческие счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
В-третьих,
при ввозе товаров на таможенную территорию ТС может применяться тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, в отношении товаров:

  1. ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур (специальных порядков для отдельных категорий товаров). Таможенный кодекс ТС устанавливает «льготные» таможенные процедуры: свободной таможенной зоны, свободный склад, порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями стран ТС, остальные таможенные процедуры могут иметь тарифные льготы;
  2. ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда);
  3. ввозимых в рамках международного сотрудничества государств — членов ТС в области исследования и использования космического пространства, соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ТС.

Согласно Закону РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» по решению Правительства РФ может предоставляться тарифная льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении вывозимых из России товаров:
1) в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом;
2) в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных нужд, определяемых в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В-четвертых,
возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными процедурами:

  • при реимпорте товаров;
  • при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если подтвержден фактический вывоз товаров с таможенной территории ТС.

В-пятых,
тарифные квоты на ввоз или вывоз товаров, которые устанавливаются Правительством РФ.
В отношении товаров, ввозимых в Россию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов с/х товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ ТС. К товарам, ввозимым в РФ свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ТС.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется ЕЭК либо по ее решению Правительством РФ. В порядке, определяемом Правительством РФ, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию России в течение периода, определяемого Правительством РФ.
В отношении товаров, вывозимых из России, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из РФ товаров, происходящих из нее, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством РФ. К товарам, вывозимым из России свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством РФ. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством РФ. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством РФ.
Итоги, которые мы почувствуем в ближайший год.

  • При вступлении в Таможенный союз остальных государств – участниц ЕврАзЭС (Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) или стран наблюдателей в рамках ЕврАзЭС (Армении, Молдавии, Украины) какова будет позиция ТС (и в целом ЕврАзЭС) в отношении третьих стран в части освобождения от уплаты пошлины, снижения ее ставки, установления преференциального режима?
  • Вступление России в ВТО. Сохранятся ли тарифные льготы (преференции) на нынешнем уровне? Как на это посмотрит ВТО? Россия после вступления должна неукоснительно исполнять ее требования.
  • Сегодня Россией в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС ведутся переговоры о заключении соглашений о свободной торговле (по аналогии соглашения со странами-участницами СНГ) с государствами членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Кроме того, проводятся переговоры с Новой Зеландией.

Преференция — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Преференции осуществляются в форме снижения налогов , скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов .

Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и одностороннем порядке. Основными формами преференции есть особые бюджетные режимы валютного регулирования и визовые режимы.

Преференции устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и любой другой кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и налоговым органом. Во многих странах широко практикуется дифференциация ставок налога на прибыль корпораций в зависимости от отрасли экономики.

Тарифные льготы — освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Тарифные льготы применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства.

При ввозе на таможенную территорию от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки;

2) продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ТС;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства;

4) валюта государств ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

Тарифные преференции: понятие, виды, случаи предоставления.

Тарифные преференции — устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

В ТС используется дифференцированный таможенный тариф, со ставками в зависимости от стран.

Существует Единая система тарифных преференций ТС, которая применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

  • В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — применяются ставки в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

  • В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

  • Для стран, которым предоставлен РНБ — 100%

  • Остальные — 200%

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены:

Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх