Куперс

Бухучет и анализ

Презентация о доходах и расходах руководителей

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений Великого Новгорода за период с 01 января 2018 по 31 декабря 2018 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, их супругов и несовершеннолетних детей за период с 01 января 2018 по 31 декабря 2018 года​

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Мэра Великого Новгорода и членов его семьи за отчетный период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, и членов их семей за отчетный период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, и членов их семей за отчетный период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Мэра Великого Новгорода и членов его семьи за отчетный период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений Великого Новгорода за период с 01 января по 31 декабря 2017 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, их супругов и несовершеннолетних детей за период с 01 января по 31 декабря 2017 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений Великого Новгорода за период с 01 января по 31 декабря 2016 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления Великого Новгорода, лица, замещающего должность муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за период с 01 января по 31 декабря 2016 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений Великого Новгорода за период с 01 января по 31 декабря 2015 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления Великого Новгорода, лица, замещающего должность муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за период с 01 января по 31 декабря 2015 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений Великого Новгорода за период с 01 января по 31 декабря 2014 года

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления Великого Новгорода, лица, замещающего должность муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за период с 01 января по 31 декабря 2014 года

Сведения об источниках получения средств, представленных лицами, замещающими должности муниципальной службы в Администрации Великого Новгорода, за счет которых совершена сделка на сумму, превышающую общий доход лица, его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки за период с 01 января по 31 декабря 2013 года

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год

В течение 2019-2020 гг. на треть запланировано увеличение зарплат налоговикам, которые не повышались, начиная с 2016-го, когда их средняя величина достигла 42 тыс. руб., что составляет 626 долларов в американской валюте.

Зарплата налоговиков в 2020

При этом младший инспектор этой службы имеет оклад в размере 15 тыс., глава федеральной службы – 2,5 млн. целковых, а его заместители – 500 тыс. рублей.

Разброс доходов специалистов федеральных налоговых офисов по сравнению с чиновниками региональных структур довольно значительный и достигает от двух до шести раз. Первые получают в среднем по 70 тыс., а в регионах – по 30 тыс. целковых.

Повысят ли зарплату в ближайшее время – это актуальный для них вопрос, хотя во втором полугодии (в октябре 2019-го) доходы будут проиндексированы на 4 мизерных процента, что для специалистов сферы контроля и сбора налогов чрезвычайно мало. Это приводит к текучести кадров, особенно низшего и среднего звена, и по России уже сейчас объявлено более 900 вакансий на должности младших инспекторов.

Это и не удивительно, так как инспектор имеет от 12 до 15 тыс., старший его коллега – 22 тыс., а референт или эксперт – 25 тыс. руб. Поэтому, чтобы привлечь внимание молодежи к налоговой службе требуется осуществить повышение зарплат сотрудникам особенно региональных налоговых офисов, что, и запланировано в 2020-м году.

Повышение зарплаты налоговикам в 2020 году

Сотрудники налоговых офисов – это не что иное, как бюджетники и, если просмотреть информацию о вакансиях, то, например, даже в Москве районные отделения ФНС предлагают уровень заработка новобранцев этой службы в пределах 12-18 тыс. российских целковых.

Однако, это отнюдь не отражение реальных доходов, так как это голые оклады, а реальные уровни доходов могут быть выше за счет различных, как доплат, так и премий.

Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.

Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.

И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2016-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2019-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.

При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.

Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.

Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2020-го или следующего бюджетного периода.

Индексация зарплат налоговиков в 2020: последние новости

Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2020 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.

При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.

Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.

Иван Иванов

Трудовая деятельность в ФНС является государственной службой, которая подразумевает большой перечень требований, предъявляемых к работникам, высокий уровень ответственности и стрессовые условия.

Несмотря на это, неудобства компенсируются относительно высоким уровнем заработной платы, получаемых налоговиками, а также внушительным списком льгот, послаблений, привилегий. Каковы их точные размеры, и стоит ли ожидать повышения в ближайшее время?

Последние новости по повышению зарплаты

Глава Министерства финансов сообщил, что в ближайшее время планируется повышение уровня заработных плат специалистов налоговых служб. В 2018 году прошел Московский финансовый форум, в рамках которого он наряду с мэром столицы рассказал о прогнозах роста заработных плат налоговиков в 2019-2020 годы и в последующие периоды.

Глава сообщил, что в Москве, где сосредоточены все ведомства и министерства федерального уровня, предлагается максимально высокий уровень доходов в сравнении с прочими регионами.

В настоящее время столичные федеральные служащие зарабатывают порядка 80 000 — 100 000 руб., в то время как региональные специалисты получают 40 000 руб. в среднем. Таким региональным подразделениям, как налоговые структуры, предстоит получить повышение зарплаты в 2020 году.

Более того, средства на эти цели и нужды уже выделены, а также прописаны в бюджетной документации. Сам глава Минфина подчеркнул, что в условиях одинаковой загруженности и интенсивности работы предоставлять столичным специалистам больший доход, чем региональным профессионалам, как минимум, несправедливо. Это приводит к снижению мотивации и усугублению экономической ситуации в стране.

Индексация зарплаты

В настоящее время о том, когда в ближайшие годы будет проводиться индексация заработных плат специалистов, ничего не известно. Однако в правительстве появились новости, что в 2020 году количество пересчетов увеличится. Их будет два. Первый пройдет в соответствии с результатами 1-2 квартала, второй – 4 квартала. Общий размер, на который выплаты будут проиндексированы, составит 8%.

При всем этом в качестве основного стимулирующего фактора будет выступать повышение уровня заработных плат сотрудникам налоговых служб в форме преференций за следующие заслуги:

  • трудовой стаж;
  • имеющийся чин;
  • занимаемая должность;
  • особые трудовые заслуги.

Наряду с этим, вероятнее всего, произойдет увеличение окладов молодых специалистов, что позволит сделать службу престижной и высокооплачиваемой, а работу в ней – востребованной. На решение всех этих задач в правительственных кругах выделено 380 миллиардов рублей в рамках 2019 года.

В Министерстве экономического развития была получена информация о том, что по итогам индексирования окладов средняя сумма доходов в столице будет достигать 130 000 руб., включая не только фиксированную величину выплат, но и всевозможные премии, надбавки.

Обязанности налогового инспектора

В процессе осуществления трудовой деятельности налоговый инспектор исполняет следующие непосредственные обязанности:

  • контроль соответствия финансовой работы организаций нормативам налогового законодательства;
  • выявление нарушителей и привлечение их к ответственности по статьям НК РФ;
  • знание нормативно-правовых документов федерального и регионального типа;
  • освоение тонкостей ведения финансовой отчетной документации по нарушениям налоговых законов;
  • организация камеральных и выездных проверок (плановых и внеплановых мероприятие);
  • анализ результатов, полученных вследствие проведенных ревизий;
  • начисление штрафных санкций в адрес нарушителей налогового законодательства;
  • организация ведения собственных отчетных документов;
  • обеспечение консультационной поддержки для физических лиц и предприятий.

Профессия налогового инспектора предполагает сочетание определенного набора качеств и навыков (профессиональных и личностных):

  • аналитический склад ума;
  • способность концентрации внимания на конкретных задачах;
  • учет всех деталей и нюансов;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • ответственность и пунктуальность;
  • честность;
  • умение отстоять собственную точку зрения.

Основная задача налогового инспектора заключается в умении работы с бумагами и предоставлении ответов на все вопросы посетителей. Основные преимущества этой профессии заключаются в следующих аспектах:

  • престижность и возможность заработать хорошую репутацию;
  • стабильность и гарантированный социальный пакет;
  • защищенность с социальной точки зрения;
  • владение полезными теоретическими знаниями и практическими навыками;
  • возможность карьерного роста и повышения уровня зарплаты.

Как и в любой другой профессии, здесь имеются определенные «подводные камни»:

  • необходимость работы с большим количеством информации, требующей анализа и обработки;
  • много кропотливого труда с бумагами;
  • отсутствие разнообразия и динамичности в работе;
  • высокая степень ответственности, в т. ч. материальной;
  • внесение в законодательство изменений на регулярной основе, что требует периодического обновления знаний;
  • необходимость поездок в служебные командировки.

Основной недостаток работы в ФНС сопряжен с серьезным психологическим напряжением.

Полномочия налогового инспектора представлены ниже на видео.

Структура ФНС и размер дохода сотрудников на разных уровнях

В вопросе, связанной с оплатой труда представителей налоговых служб, важную роль играет регион ведения деятельности. Согласно последним статистическим данным ЗП налогового инспектора в Москве и в периферии неодинаково и соответственно составляет 70 000 — 100 000 и 30 000 — 40 000 руб.

Ощутимой может быть разница и между зарплатами сотрудников, работающих в рамках одного подразделения. Она может разниться быть не только вдвое, но и втрое, вчетверо, впятеро.

Молодой специалист, устроившийся на должность в течение последних шести месяцев, получает 10 000 — 12 000 руб. Данная профессия может заинтересовать выпускника вуза исключительно с точки зрения получения опыта. Оклад во многом зависит и от занимаемой должности. Средняя его величина может быть следующей:

  • государственный налоговый инспектор – 3600 руб.;
  • старший инспектор на государственном уровне – 4000 руб.;
  • главный инспектор ФНС – 4500 руб.

Чтобы занять последнюю должность, необходимо иметь определенный стаж. Он составляет 4 года специальной работы и 2 года службы в налоговых структурах.

Уровень заработной платы в Москве и регионах РФ

Государственные служащие, осуществляющие деятельность в налоговых структурах, могут рассчитывать на высокий уровень стабильного дохода. В 2019 году средняя зарплата составляла от 42 000 руб. В 2020 году ее уровень остался прежним. В Москве усредненное значение повышается до 80 000 руб. В других регионах наблюдаются следующие размеры заработной платы:

  • Чукотский автономный округ – 26 320 руб.;
  • Якутия (республика Саха) – 27 180 руб.;
  • Камчатка – 28 600 руб.;
  • ЯНАО – 28 650 руб.;
  • Ярославская область – 27 500 руб.;
  • Хабаровск и область – 18 000 руб.;
  • Санкт-Петербург – 14 000 руб.;
  • Люберцы – 11 000 руб.;
  • Владивосток (от 20 000 руб. для новичка до 70 000 руб. для государственного инспектора);
  • Пермь (от 10 000 руб.), требуется опыт работы в расчетных операциях.

В настоящее время на территории Российской Федерации имеется свыше 900 открытых вакансий. Более 75% работодателей платят новичкам от 9000 до 18 000 руб. в месяц. Трудоустройство в регионах является более сложным, т. к. количество вакансий в них невелико.

Из чего состоит оклад

В большинстве случаев зарплата специалиста включает в себя фиксированный оклад, а также определенные премиальные выплаты, надбавки. Опытные специалисты имеют возможность рассчитывать на систему льгот на государственном уровне. Важную роль играет не только фиксированная часть заработной платы, но и всевозможные премии/надбавки. Они выдаются при следующих обстоятельствах:

  • исправное исполнение должностных обязанностей на регулярной основе;
  • работа в особых условиях;
  • прием большого количества посетителей (отклонение от плана в большую сторону);
  • выявление нарушителей налогового законодательства;
  • прочие особые заслуги.

Именно эти выплаты и составляют большую часть заработной платы специалиста, поэтому налоговики заинтересованы в том, чтобы исправно выполнять свои должностные обязанности.

Льготы и надбавки

Государственные служащие, в частности, представители налоговых служб, могут рассчитывать на получение следующих льгот и надбавок:

  • при наличии звания полковника можно получить плюс 15 квадратных метров к суммарной площади жилья;
  • бесплатное обслуживание в учреждениях медицинского характера;
  • возможность отправления на отдых в санатории/пансионаты с компенсированием расходов;
  • предоставление субсидий в процессе организации операций с недвижимым имуществом;
  • обеспечение скидки в 50% на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • обеспечение беспроцентных займов в государственных банковских учреждениях.

Наряду с этим некоторые представители налоговых служб могут рассчитывать на получение пособий, продолжая работать. Для этого необходимо соблюсти определенный перечень условий:

  • 15 лет опыта работы в налоговых службах;
  • достижение пенсионного возраста или выслуги лет;
  • сокращение подразделения, в котором трудился специалист;
  • наличие определенного состояния здоровья;
  • присутствие собственного желания.

Выход на пенсию

Налоговые работники, являясь государственными служащими, могут рассчитывать на выход на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет. Условия для этого следующие (они являются такими же, что и для получения специального пособия):

  • стаж от 15 лет;
  • реорганизация структурного подразделения;
  • наличие возраста, с которого осуществляется выход на пенсию;
  • особое состояние здоровья, подтвержденное медицинскими справками;
  • личное волеизъявление.

Соблюдая эти условия, налоговый специалист может выйти на пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет. Расчет пенсии представителей налоговых структур осуществляется в соответствии с заработной платой. Она составляет 70% от ЗП, которую получает специалист. Пенсия определяется следующими факторами:

  • подразделение, в котором специалист нес службу;
  • заработная плата, которую он получал во время работы;
  • регион, на территории которого производилось ведение деятельности.

Таким образом, к налоговикам предъявляется внушительный перечень требований, что компенсируется полной социальной защищенностью и стабильностью заработных плат. Кроме того, специалисты имеют возможность рассчитывать на получение ряда вспомогательных льгот, привилегий, субсидий, послаблений.

О том, как стать налоговым инспектором, можно узнать ниже на видео.

Управление неналоговыми доходами муниципального образования Managing of non-fiscal income of municipality

Георгий Николаевич Куцури -доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы» Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва.

e-mail:nimageo@mail.ru

Статья посвящена совершенствованию управления неналоговыми доходами муниципального образования. В ней обобщен управленческий инструментарий формирования неналоговых доходов местных бюджетов, выявлены основные резервы роста доходной базы местных бюджетов за счет неналоговых доходов, рассмотрены наиболее актуальные направления совершенствования инвестиционной и долговой политики органов местного самоуправления.

Ключевые слова: финансы муниципальных образований, местные бюджеты,

неналоговые доходы местных бюджетов, доходы от использования имущества, рентные платежи, инвестиционная и долговая политика муниципального образования, муниципально- частное партнерство

Если по управлению налоговыми доходами орган местного самоуправления имеет ограниченные возможности, то неналоговые доходы реально поддаются их воздействию, и в определенной степени являются своеобразным «резервом устойчивости» доходной базы местного бюджета, могут гарантированно снижать дефицитность местного бюджета. Объем неналоговых доходов полностью зависит от активности и предприимчивости местных органов власти, эффективности использования механизмов земельных и имущественных отношений. При этом особенностями неналоговых платежей, как источника формирования доходов бюджета, являются отсутствие единой законодательной базы, множество разнообразных администраторов федерального, регионального и местного уровня. Вместе с тем, практически все структурные подразделения местных администраций задействованы в процессе формирования неналоговых доходов местного бюджета. Ключевыми субъектами управления формированием неналоговых доходов местных бюджетов являются финансовые органы, а также уполномоченные органы управления экономикой и социальноэкономическим развитием, имущественными и земельными отношениями на территории муниципального образования.

В качестве управленческого инструментария при формировании финансовых ресурсов, в части неналоговых источников, следует рассматривать рентные платежи от использования земель и объектов муниципальной собственности, стоимость объектов муниципальной собственности и условия организации торгов, введение новых видов платежей в соответствии с действующим законодательством, санкции и меры претензионной работы, экономическое регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений (см. табл. 1.).

Таблица 1

Основные виды неналоговых доходов бюджета городского округа и управленческий инструментарий их формирования

№ п/п Виды неналоговых доходов Управленческий инструментарий формирования

1. Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земельные участки до разграничения государственной собственности Размеры арендной платы, условия заключения договора

2. Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды муниципальных земельных участков Размеры арендной платы, условия заключения договора

3. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества Размеры арендной платы, условия заключения договора

4. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий Размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет

5. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов Стоимость объектов, условия организации торгов

6. Административные платежи и сборы Введение платежей в соответствии с действующим законодательством

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба Применение санкций и мер претензионной работы

Часто управление землей и имуществом органами местного самоуправления рассматриваются как две различные задачи, решение которых возлагается на разные органы. А в отношении земельных участков, расположенных в границах административных центров регионов, государственная собственность на которые не разграничена (к таким относится большинство земель), исполнительно-распорядительные функции осуществляют структурные подразделения исполнительной власти региона.

Существенными недостатками раздельного управления землей и имуществом является отсутствие единой системы оценки объектов, учета арендаторов и взимания рентных платежей, контроля над рациональным использованием объектов недвижимости и адекватных мер воздействия на неплательщиков. Осложняется администрирование и контроль денежных потоков в сфере недвижимости, снижается точность прогнозирования тенденций и ожидаемых поступлений в местный бюджет. Отсутствие системного подхода к приватизационному процессу тормозит создание цивилизованного местного рынка недвижимости, неблагоприятно сказывается на инвестиционном климате. Все это вкупе уменьшает значимость недвижимости для муниципального образования и приводит к занижению стоимости объектов и, соответственно, сокращению поступлений в бюджет.

Переход к единому режиму управления недвижимостью в муниципальных образованиях потребует системной реорганизации управленческого механизма с использованием единых методических подходов к формированию рентных платежей. В основу методики определения размера арендной платы, на наш взгляд, следует закладывать базовый показатель стоимости объекта. Для различных видов недвижимости за базовый показатель следует принимать стоимость объекта, определенную в соответствии с федеральным стандартом1 и законом об оценочной деятельности2 (см. табл. 2.).

Для определения размера арендной платы конкретного объекта недвижимости базовый показатель стоимости корректируется с помощью понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от доходности, места расположения, технических характеристик, градостроительных особенностей и других критериев ценности. Например, для социально-значимых объектов размер понижающего коэффициента может быть максимальным, а для арендаторов, осуществляющих высокодоходные виды деятельности, следует применять повышающие коэффициенты.

Таблица 2

Базовые показатели стоимости недвижимости для расчета рентных

платежей

1 См.: Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2): Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации . . // КонсультантПлюс: Версия Проф, 1992-2010.

№ п/п Вид недвижимости Базовый показатель стоимости

1 Земельный участок Кадастровая стоимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Нежилые помещения и жилищный фонд Рыночная стоимость

3 Имущественные комплексы муниципальных унитарных предприятий Инвестиционная стоимость

При установлении арендной платы за нежилые помещения целесообразно применять коэффициенты, учитывающие удобство входа в здание, размещение помещения внутри здания и расположение здания в городе относительно центра, окраин и «среднего кольца», транспортных развязок и других факторов ведения предпринимательской деятельности в арендуемом помещении. Размер арендной платы за земельные участки должен учитывать рельеф местности, характер почв и другие характеристики, а также особенности инвестиционной политики органа местного самоуправления. Например, привлечение инвесторов на неосвоенные территории разумно с помощью низкой цены земли, повышение цены земли реально для получения максимума доходов от использования наиболее престижных земельных участков.

Несмотря на то, что уполномоченные органы управления (государственные и муниципальные), администрирующие арендные платежи, производят регулярное начисление пени и штрафов за несвоевременное внесение в бюджет арендной платы, проблемным остается вопрос обеспечения полноты и своевременности их взыскания. Недоимка по рентным платежам возрастает, а органы местного самоуправления не имеют права контролировать использование земель до разграничения государственной собственности и проводить мероприятия по ужесточению условий арендных платежей. Ускорение процесса разграничения государственной собственности на землю будет способствовать росту земельных платежей и концентрации их в распоряжение органов местного самоуправления. Это позволит приумножить объем муниципальной собственности и как следствие увеличить доходы местного бюджета.

Усиление контроля, применение всесторонних мер административной ответственности и активизация претензионной работы в соответствии с гражданским законодательством является одним из направлений развития управленческого инструментария формирования неналоговых доходов местного бюджета.

Установление единого режима управления недвижимостью, определение обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциация не представляется возможной без информационного обеспечения процесса управления землепользованием на территории городского округа. В связи с этим целесообразно принять долгосрочную целевую

программу, предусматривающую проведение полной инвентаризации земельных участков. Создание местной системы кадастра земель муниципального образования будет стимулировать привлечение инвесторов, способствовать наведению порядка в землепользовании, что обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджет городского округа.

В целях формирования оптимальной структуры муниципальной собственности следует установить перечень критериев, учитывающий бюджетную и социальную эффективность использования, целесообразность сохранения в собственности отдельных объектов недвижимости. Критерии могут быть ориентированы на экспансию муниципального сектора, что сомнительно с точки зрения бюджетной и социальной эффективности. Сохранение же муниципального сектора в минимально необходимых масштабах сопряжено с возрастанием социальных и политических рисков. Критерии должны оставлять свободу и обеспечивать прозрачность системы принятия решений органами местного самоуправления о приватизации (продаже) муниципального имущества.

В отношении муниципальных предприятий рекомендуется применять компромиссный вариант управления, предусматривающий сохранение наилучшей структуры муниципальной собственности в рамках установленных предметов ведения и вопросов местного значения, основанный на соображениях бюджетной и социальной эффективности. Приватизация (продажа) стабильно работающих прибыльных предприятий, естественно, обеспечит максимальный единовременный бюджетный эффект. Альтернативная позиция заключается в первоочередном избавлении от неэффективно работающих предприятий при сохранении прибыльных активов в собственности муниципалитета.

В последние годы сложилась тенденция постепенного сокращения числа муниципальных унитарных предприятий в результате приватизации, ликвидации и укрупнения в форме присоединения убыточных муниципальных предприятий к эффективно работающим. Совершенствованию данной модели управления муниципальными предприятиями, на наш взгляд, способствует распределение между подразделениями отраслевого управления исполнительно-распорядительного органа функций по контролю над их производственной деятельностью, введение системы среднесрочного планирования деятельности и стратегического управления на основе трехлетних планов (программ), а также введение обязательного регулярного аудита наиболее крупных предприятий.

В качестве дополнительных источников неналоговых доходов бюджетов органов местного самоуправления от использования имущества следует рассматривать, например, продажу права аренды нежилых помещений и земельных участков, которое должно реализовываться на торгах, а также доходы от сдачи помещений и земельных участков в субаренду. Причем необходимо ввести обязательную регистрацию таких договоров и установить запрет на самовольную сдачу их в субаренду, не согласованную с муниципальными органами.

Относительно новой формой доходов от использования имущества муниципального образования является плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В крупных городах рекламная деятельность является высокодоходным бизнесом, в связи, с чем органам местного самоуправления городских округов целесообразно взять под полный контроль установку и эксплуатацию средств наружной рекламы.

На наш взгляд, органам местного самоуправления можно рекомендовать принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок взимания платы и компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям муниципального образования в зависимости от вида и типа транспорта, веса и габаритов перевозимого груза, маршрута движения, состояния дорог и искусственных сооружений, а также регламентирующие стоимость и объем услуг в рамках договора о присоединении объектов дорожного сервиса к автодорогам муниципального значения.

Для обеспечения устойчивого притока вложений в муниципальную экономику требуется создание благоприятного инвестиционного климата, охватывающего объективные и субъективные условия. К объективным условиям привлечения инвестиций на территорию муниципального образования относятся, например, географическое положение и транспортная доступность, состояние окружающей среды и присутствие достаточных природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров и «цена» рабочей силы, уровень качества жизни населения и ёмкость потребительского рынка. В качестве субъективных условий следует рассматривать регулирующую деятельность местной власти по раскрытию инвестиционного потенциала муниципального образования.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов является выбор методов и механизмов управления муниципалитетами инвестиционных процессов, а также сами параметры, цели и задачи развития общественного сектора экономики. В отношении механизмов и форм поддержки инвестиционный процесс в муниципальных образованиях не ограничен рамками федерального законодательства, имеется реальная возможность внедрения органами местного самоуправления новых прогрессивных методов инвестирования, самостоятельного применения всего комплекса политических и практических решений в этой области.

Бюджетные инвестиции, целевые программы использования заемных средств на долгосрочные проекты, активное использование гарантий, модернизации муниципальных унитарных производственных предприятий и другие мероприятия, направленные на формирование и эффективное использование ограниченных инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления составляют инвестиционную и долговую политики муниципального образования. Косвенные формы поддержки инвестиционного процесса в интересах местного сообщества позволяют существенным образом стимулировать инвестиционную деятельность, обеспечивая больший финансовоэкономический эффект. При этом затраты бюджетных средств минимальны и могут выделяться на условиях возвратности.

По нашему мнению, чтобы достичь значимых результатов в управлении социальноэкономического развития муниципального образования и, как следствие, улучшения качества жизни населения управленческие решения должны быть согласованы со стратегическим планированием развития территории и обусловлены другими направлениями муниципальной экономической политики, в частности, бюджетно-налоговой и долговой политикой.

Конечно, наиболее предпочтительна ситуация, когда на уровне субъекта федерации существует четкая стратегия привлечения инвестиций, которая затем конкретизируется на уровне муниципальных образований. Однако органы местного самоуправления вполне реально могут самостоятельно добиться значительных успехов в привлечении инвестиций, расширении налоговой базы и доведении ее до уровня, позволяющего реализовать намеченные рубежи социально-экономического развития муниципального образования.

На наш взгляд, управление инвестиционной и долговой политикой органов местного самоуправления возможно в нескольких направлениях каждое из которых располагает своим инструментарием (см. рис. 3).

Создание благоприятных условий развития инвестиционной деятельности

Участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности

Вовлечение в инвестиционный процесс финансовых ресурсов частного сектора

£

£

Бюджетный кредит

Муниципальные гарантии

Налоговые льготы

Бюджетные инвестиции Муниципальные заимствования

Муниципально-частное партнерство___________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск муниципальных ценных бумаг

Самообложение граждан

Рисунок 1

Направления и инструменты управление инвестиционной и долговой политикой органов местного самоуправления

С точки зрения управления расходами использования бюджета для инвестирования долгосрочных проектов, более гибкой и эффективной является схема преимущественного использования кредитных ресурсов, включая открытие кредитных линий на определенный период на основе проведения конкурса среди кредитных организаций. При этом до момента их фактического привлечения кредитные линии не влекут прямых затрат бюджета.

Практика большинства зарубежных стран показывает, что органы власти не всегда эффективно могут управлять коммерческими проектами, т.к. должны учитывать социальные и политические факторы, поэтому коммерческая составляющая инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования, должна быть сведена к минимуму. Вовлечение в инвестиционный процесс муниципального образования финансовых ресурсов частного сектора может осуществляться по следующим направлениям: организация муниципально-частных партнерств, выпуск муниципальных займов и использование средств самообложения граждан.

Муниципально-частное партнерство является формой соглашения между муниципалитетом и бизнесом по совместной реализации частично окупаемых проектов в области развития инфраструктуры, предоставления социальных услуг и других областях, характеризуемой постоянным взаимодействием, совместным финансированием, разделением рисков, ответственности и доходов от реализации проекта. Для внедрения механизма муниципально-частного партнерства возможно создание автономных некоммерческих организаций, которые будут управлять программами муниципалитета, непосредственно осуществлять разработку соглашений, подготовку бизнес-планов местных инвестиционных проектов, поиск инвесторов.

Концессионные соглашения, заключаемые с целью привлечения инвестиций в муниципальную экономику, обеспечения эффективного использования имущества,

находящегося в муниципальной собственности, представляют собой разновидность муниципально-частного партнерства.

Выпуск муниципальных долговых ценных бумаг — одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов крупных городских округов, в частности административных центров регионов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций региональных органов государственной власти. С помощью выпуска муниципальных ценных бумаг финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный. При принятии решения о выпуске муниципальных ценных бумаг определяющее значение имеет его «стоимость», т.е. сумма средств, которую орган местного самоуправления должен будет заплатить за привлечение данных ресурсов.

Как показывает практика, выпуск и размещение муниципальных облигаций имеет существенные преимущества по сравнению с привлечением кредитных ресурсов, т.к. расходы по организации, размещению, обращению и погашению облигаций — «стоимость» муниципального облигационного займа ниже, чем по кредитам в банковских учреждениях. Кроме того, местная администрация получает возможность выбора генерального агента и наиболее приемлемых и выгодных условий с наименьшими затратами и риском на основе открытого конкурса. Долгосрочный облигационный заем позволяет равномерно распределить долговую нагрузку на местный бюджет.

Однако российский рынок муниципальных заимствований сегодня находится в зачаточном состоянии, в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, на каждый отдельный заем разрабатывается специальная нормативная база. Наиболее существенные вопросы, касающиеся возможности привлечения муниципальных займов, должны регулироваться законодательно на федеральном уровне.

Возможность муниципальных заимствований в настоящее время законодательно ограничена только внутренними источниками. Представляется возможным разрешить доступ на международный рынок заимствований хотя бы крупных городов, являющихся административными центрами субъектов федерации, что позволит значительно расширить горизонты заимствований и даст возможность привлечения серьезных инвестиций в муниципальную экономику региональных столиц.

При проведении соответствующей разъяснительной работы с населением, грамотном подходе муниципалитета к организации сбора и использования средств самообложения граждан, они могут выступать в качестве дополнительного источника финансирования локальных инвестиционных проектов на территории муниципального образования.

Таковы, на наш взгляд, некоторые направления совершенствования управления финансами муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх