Куперс

Бухучет и анализ

Приказ о положении о наставничестве

Процедура обучения и проверки уровня подготовки новопринятых работников при помощи наставничества должна быть подробно раскрыта в локальных документах предприятиях. Одним из основных регламентирующих актов является положение о наставничестве. В нем раскрываются ключевые этапы и критерии оценивания специалистов, приводится шаблон итогового отчета и порядок его составления.

В соответствии с законом

Законодательных норм, прямо регулирующих наставничество, нет. Работодатели самостоятельно принимают решение о необходимости введения системы предварительного обучения и аттестации персонала. Одной из форм оценивания уровня квалификации и соответствия должности является наставничество.

Наставник выбирается из числа действующих сотрудников, который обладают достаточными знаниями и опытом для оказания помощи в освоении специфики отдельных работ новопринятыми специалистами.

Разработку положения о наставничестве в организации можно поручить:

  • кадровикам;
  • юристам;
  • бухгалтерии;
  • начальникам структурных подразделений или их заместителям.

Локальный акт не должен противоречить нормам трудового законодательства. Ответственность за содержание положения возлагается на руководителя предприятия, который собственноручной подписью утверждает документ.

В локальном документе рекомендуется обозначить следующие информационные блоки:

  • цели внедрения практики наставничества. Это может быть адаптация к работе в коллективе, ускорение процесса обучения и знакомство со спецификой деятельности компании;
  • задачи, которые ставятся перед наставниками;
  • минимальные и максимальные сроки наставничества;
  • перечень специалистов, которые должны проходить комплекс мероприятий в рамках сотрудничества с наставником. Положение о наставничестве на производственном предприятии и других видах учреждений может распространяться на стажеров, практикантов;
  • порядок организации процесса оценивания специалистов. В этом разделе необходимо указать, по каким критериям выбирается работник на роль наставника, как будет осуществляться проверка его объективности, как оценивать качество его работы с подопечными. Назначение наставника осуществляется путем издания руководством фирмы приказа. Эффективность труда наставника может быть определена по динамике прогресса стажера по промежуточным и итоговым контрольным мероприятиям;
  • если руководство предприятия решит, что имеется необходимость в дополнительном поощрении наставников, можно зафиксировать систему вознаграждений – моральных и материальных;
  • раздел, посвященный описанию прав всех участников процедуры наставничества. К примеру, наставник вправе требовать от стажера предоставления регулярных отчетов о проделанной работе (в устной или письменной форме), ему могут предоставляться полномочия по вовлечению в процесс обучения третьих лиц;
  • обязанности каждой стороны. Например, наставник должен на своем примере показать стажеру, какой уровень теоретической и практической профессиональной подготовки необходим для выполнения трудовых функций. В перечень обязанностей наставника может входить оказание помощи на этапе освоения подопечным работником специфичных навыков;
  • меры ответственности – система внутренних санкций (дисциплинарные, административные, материальные) за несоблюдение правил взаимодействия в процессе наставничества, за нарушение правил корпоративной этики, трудовой дисциплины, неудовлетворительные результаты профессионального оценивания.

С текстом положения до издания приказа о наставничестве необходимо ознакомить предполагаемого наставника и стажера. В локальном акте не могут содержаться требования, которыми ущемляются права любой из сторон.

Добавим, что документ не заменяет собой трудовой контракт или договор о материальной ответственности, их надо заключать отдельно. Наши специалисты подготовили образец положения о наставничестве. Его можно бесплатно скачать на сайте.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1 июля 2015 года N 140

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в целях определения единого подхода к организации института наставничества на государственной гражданской службе Оренбургской области и в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 17 октября 2014 года N 665-ук «Об утверждении Типового положения о наставничестве на Государственной гражданской службе Оренбургской области в органах исполнительной власти Оренбургской области»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Оренбургской области в министерстве здравоохранения Оренбургской области согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр здравоохранения
Оренбургской области
Т.Н.СЕМИВЕЛИЧЕНКО

Приложение. Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Оренбургской области в министерстве здравоохранения Оренбургской области

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Оренбургской области
от 1 июля 2015 года N 140

I. Общие положения

1. Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Оренбургской области в министерстве здравоохранения Оренбургской области (далее — Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок наставничества на государственной гражданской службе Оренбургской области в министерстве здравоохранения Оренбургской области (далее — наставничество).
2. Наставничество на государственной гражданской службе Оренбургской области (далее — гражданская служба), в министерстве здравоохранения Оренбургской области (далее — министерство) представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений министерства (наставник) по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, а также граждан, проходящих стажировку или практику в министерстве.
3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, содействие в обеспечении их профессионального становления и развития.
4. Нормативной правовой основой организации наставничества являются:
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
Указ Губернатора Оренбургской области от 17 октября 2014 года N 665-ук «Об утверждении Типового положения о наставничестве на государственной гражданской службе Оренбургской области в органах исполнительной власти Оренбургской области».
5. Участниками наставничества являются:
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество — гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу; гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва в ее прохождении (один год и более); гражданский служащий, назначенный на иную должность гражданской службы; гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных (служебных) обязанностей которого требует назначения наставника (далее — гражданский служащий);
наставник, руководитель структурного подразделения министерства (далее — руководитель структурного подразделения);
министр или заместитель министра;
представитель кадровой службы министерства, осуществляющий организационное и документационное сопровождение наставничества.

II. Цели и задачи наставничества

6. Целями наставничества являются:
подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных (служебных) обязанностей;
минимизация периода адаптации гражданских служащих к замещаемой должности;
помощь в профессиональном становлении гражданских служащих, приобретении ими профессиональных знаний и навыков выполнения должностных (служебных) обязанностей.
7. Задачами наставничества являются:
оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации гражданских служащих к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных (служебных) обязанностей;
обеспечение формирования и развития профессиональных знаний и навыков гражданских служащих;
ускорение процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействие в выработке навыков служебного поведения гражданских служащих, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
ознакомление гражданских служащих с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленной на развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные (служебные) обязанности, повышение своего профессионального уровня.

III. Организация наставничества

8. Наставничество устанавливается в отношении гражданских служащих, исполнение должностных (служебных) обязанностей которых требует обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных (служебных) обязанностей гражданских служащих, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.
9. Наставничество устанавливается с момента назначения государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы в министерство сроком на 3 месяца. В указанный срок не включаются период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам гражданского служащего.

IV. Руководство наставничеством

10. Контроль за организацией наставничества осуществляет представитель кадровой службы министерства.
11. Руководитель структурного подразделения министерства (далее — структурное подразделение):
определяет число гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество;
создает необходимые условия для совместной работы;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с гражданским служащим, обеспечивает своевременное представление оформленных надлежащим образом документов по итогам наставничества.
12. Кадровая служба министерства осуществляет организационное и документационное сопровождение и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества представляет собой:
анализ, обобщение опыта работы наставников;
поддержание контакта с гражданским служащим для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение наставничества представляет собой:
подготовку проектов нормативных актов, сопровождающих наставничество;
оказание консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
осуществление контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
проведении анкетирования гражданского служащего с целью выявления эффективности работы с ним;
ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации гражданских служащих;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.

V. Права и обязанности наставника

13. Наставник обязан:
содействовать ознакомлению гражданского служащего с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы министерства, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
обеспечить изучение гражданским служащим требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных (служебных) обязанностей;
оказывать индивидуальную помощь в изучении законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов министерства, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности гражданского служащего;
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать деловые и моральные качества гражданского служащего, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
быть требовательным, проявлять внимательность, помогать в преодолении имеющихся недостатков, в корректной форме давать оценку результатам работы гражданского служащего;
личным примером развивать положительные качества гражданского служащего, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение гражданского служащего на службе;
осуществлять контроль деятельности гражданского служащего в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов.
14. Наставник имеет право:
требовать выполнения гражданским служащим порядка прохождения службы в период наставничества, предусмотренного Положением.

VI. Права и обязанности гражданского служащего

15. Гражданский служащий обязан:
изучать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов министерства, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
изучать свои должностные (служебные) обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в министерстве;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных, (служебных) обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
устранять с наставником допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
16. Гражданский служащий имеет право:
пользоваться имеющейся в структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
обращается в индивидуальном порядке к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.

VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника

17. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом министерства срока наставничества наставник готовит формализованный отчет наставника о результатах работы гражданского служащего (далее — отчет) по форме согласно приложению к Положению. При необходимости гражданскому служащему даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
18. Подписанный руководителем структурного подразделения отчет передается в кадровую службу министерства.
19. Кадровая служба министерства готовит сводный доклад министру об организации и результатах наставничества.
20. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.

Приложение. Анкета наставника о результатах работы гражданского служащего

Приложение
к Положению
о наставничестве
в министерстве здравоохранения
Оренбургской области

N п/п

Вопрос

Оценка

Достаточно ли было времени для получения им необходимых знаний и навыков?

Насколько точно следовал гражданский служащий рекомендациям?

Какая часть времени была посвящена проработке теоретических знаний?

Какая часть времени была посвящена проработке практических навыков?

Насколько гражданский служащий готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря наставничеству?

Каков уровень профессионализма у гражданского служащего?

Какой из аспектов адаптации является наиболее важным для гражданского служащего при прохождении наставничества (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из параметров):

помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами и нормами служебного поведения

освоение практических навыков работы, связанных с исполнением служебных обязанностей

изучение теоретических знаний, нормативной правовой базы, регламентирующих служебную деятельность, выявление пробелов в знаниях гражданских служащих

освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства

Какой из используемых методов обучения наиболее эффективный (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов):

в основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы с использованием электронной почты

в основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы с использованием телефона

личные консультации в заранее определенное время

личные консультации по мере необходимости

поэтапный совместный разбор практических заданий

Оцените, в какой мере гражданский служащий следует общепринятым правилам и нормам служебного поведения и работы?

Общий личностный потенциал

очень высокий

высокий

достаточный

средний

ниже среднего

низкий

5. Оцените степень выраженности личностных и деловых качеств гражданского служащего (напротив выбранной графы поставьте знак «+»).

N п/п

Наименования личностных и деловых качеств

Степень выраженности

очень высокая

высокая

средняя

ниже среднего

низкая

Опрятный внешний вид

Ответственность, дисциплинированность

Стремление самостоятельно повышать свою квалификацию

Способность к обучению (обучаемость)

Умение слушать и располагать к общению

Уровень конфликтности (конструктивное восприятие критических замечаний, тактичность, сдержанность в напряженных ситуациях)

Умение легко и быстро налаживать контакты с людьми

Активность в общении

Умение правильно строить отношения с вышестоящими сотрудниками

Умение правильно строить отношения с коллегами

Самокритичность, способность признавать свои ошибки

Способность организовать свою работу

Работоспособность

Самостоятельность в работе

Готовность брать на себя дополнительные нагрузки

Способность заменить другого гражданского служащего на его рабочем месте

Наличие умений, знаний, необходимых в работе

Лидерские качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх