Куперс

Бухучет и анализ

Пример социальной роли

Человеческий социум устроен так, что между всеми его участниками распределены статусы и роли. Это организует деятельность людей и вносит упорядоченность в жизнь общества. Но чем отличается статус от роли, и что вообще подразумевается под данными понятиями? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

Определение

Социальный статус – объективная позиция человека (группы, организации) в обществе. С одной стороны, статус указывает на то, кем является участник социума сам по себе (школьник, писатель, иностранец). С другой – обозначает, на какой ступени находится человек в иерархической структуре общества.

Социальная роль – выражение социальной позиции в действии. Роль возлагается на конкретного человека другими, окружающими его, людьми. Она закрепляется нормами и обычаями, существующими в обществе.

Сравнение

Два социальных термина взаимосвязаны, но суть у каждого из них своя. Отличие статуса от роли заключается в том, что под первым понятием подразумевается определенное состояние или некий уровень, а под вторым – действия, поведение. Иными словами, роль можно считать динамичной стороной статуса.

Реклама

Следует отметить, что человек с точки зрения того, кем он является, обычно обладает сразу несколькими статусами. Например, один и тот же мужчина может быть водителем, мужем, отцом, заядлым рыболовом. Образуется целый набор социальных позиций. В то же время статус как ранг в иерархии общества рассматривается несколько в другом свете. Его характеристикой будет авторитет человека, его престиж в обществе.

Для поддержания своего статуса человек должен выполнять соответствующую подобному положению социальную роль, которая зачастую многогранна. Так, женщина в статусе матери является для своих детей и кормилицей, и наставницей, и в некотором смысле врачом.

Люди в процессе общения непрерывно оценивают друг друга на предмет соответствия роли статусу. Если чьи-либо действия совпадают с ожиданиями общества, то статус такого человека сохраняется. В случае невыполнения человеком своей роли его статус может быть утрачен.

Например, статус главы семьи, обычно приписываемый мужчине, предусматривает выполнение очень ответственной роли. Она предполагает необходимость принимать, когда требуется, своевременные решения и обеспечивать подобающий уровень жизни своих родных. Если мужчина не в состоянии с этим справляться, главой семьи может быть признана его жена.

Понять, в чем разница между статусом и ролью, помогает и такой пример: президент страны – это социальный статус, выраженный в высшей должности, занимаемой человеком; а выполняемая при этом роль – руководить государством и представлять его интересы в международных отношениях.

Примеры социального статуса человека

Определение 1

В современном мире социальный статус представляет собой позицию человека, которую он занимает в конкретной группе и в целом в рамках социума. Эта позиция способна наделять его определенными правами, обязательствами, за исполнение или не исполнение которых он в любом случае будет нести ответственность.

Один человек может обладать несколькими социальными статусами. В одно и то же время он может быть сыном, школьником, внуком, братом, членом спортивного или досугового кружка, а также гражданином своего государства. Все зависит исключительно от того, в рамках какой социальной группы находится индивид, и какие социальные ожидания предъявляют ему члены этой группы.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стоит отметить, что в ожиданиях отражается социальная роль личности. Когда человек владеет статусом, то окружающие идентифицируют его соответствующим образом: если предложения человека совпадают с ожиданиями со стороны социума, то это говорит о гармонирующей личности. Если же ожидания превышают возможности статуса индивида, то это говорит о так называемом ролевом конфликте личности. С ним достаточно сложно справиться самостоятельно, поэтому индивид нуждается в помощи со стороны специалистов.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что диапазон социальных статусов довольно обширен. Есть статусы, которые человек получает при своем рождении, а есть те, которые он приобретает на протяжении всей своей жизни, пробуя себя в различных видах жизнедеятельности. Также статусы бывают теми, что человеку приписывает общество, и теми, которых он добивается исключительно благодаря своим собственным усилиями и целеустремленности.

Выделяют основной социальный статус человека и проходящий. Например, главный и всеобщий – статус человека, а второй статус – это статус гражданина определенного государства, в котором проживает индивид. К списку основных статусов также могут относиться такие, как:

  1. Кровнородственный статус индивида;
  2. Экономический статус индивида;
  3. Политический статус индивида;
  4. Религиозный статус индивида.

Статусы могут быть также эпизодическими, которые возникают у человека в конкретной жизненной ситуации. Они сменяются очень резко, и индивид сам может не замечать, что имел этот статус в конкретный промежуток времени. Это может быть статус прохожего или пациента, пассажира или покупателя, участника забастовки или посетителя какого-либо мероприятия.

Сущность социальной роли и ее примеры

Понятие социальной роли прямо связано с той функцией, которую индивид должен выполнять в обществе. Также социальная роль зависит от прав и обязанностей индивида перед окружающими его людьми.

Определение 2

По сути, социальная роль – это модель поведения, которая ориентирована на социальный статус, который поддерживается индивидом в конкретном сообществе и в конкретной социальной ситуации.

Социальные роли могут быть представлены в нескольких отраслях жизни человека:

  1. Семейно-бытовые социальные роли;
  2. Профессиональные социальные роли;
  3. Общественно-политические роли;
  4. Ситуационные роли.

Рассмотрим примеры социальных ролей на примере школы. В ней находятся учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен быть хорошо осведомлен в своем предмете, а также уметь объяснять его, доносить эти знания до учащихся. При этом, он также готовится к каждому учебному занятию, бывает требовательным или лояльным к учащимся с учетом их особенностей и потребностей. У учителя есть определенные задачи, он выполняет предписанные ему функции, которые определяют специфику его деятельности и профессиональные навыки в целом. И от того, насколько хорошо у него получается выполнять свои обязанности и функции, зависит его социальный статус и общая социальная роль личности.

Учащийся – это индивид, который отправляется в школу для получения определенных знаний и первичных навыков ведения деятельности. учащийся должен понимать, что, находясь в школе, он должен носить школьную форму, проявлять определенные формы поведения в отношении других учеников и учителей. Цель учащегося – получить знания, уметь отразить их на практике, воспринимать некоторые формы жизнедеятельности и воспроизводить их в повседневной жизни.

Особое разнообразие социальных ролей мы можем проследить в подростковом возрасте, ведь именно в это время человек пытается понять, что ему действительно нужно, что близко ему, что может овладеть его интересом и удовлетворить его потребности. Человек может достаточно долго разбираться в том, как они связаны друг с другом, с его социальным статусом, с престижем и реакцией общества на некоторые формы и манеры поведения.

В одном и том же человеке всегда могут сочетаться самые различные роли, которые либо делают его гармонично развитой личностью, либо вызывают ролевой конфликт. В семье человек принимает на себя роли отца и мужа, в дружеской компании он же – рубаха-парень, «душа компании», на работе он может быть начальником отдела или ответственным сотрудником, работающим в компании. Все эти роли всегда складывают более полный образ, личностные характеристики человека. В целом, от социальных ролей и от социального статуса зависят многие факторы жизни человека: его образовательный и профессиональный статус, определенность в семейном положении, стремление к саморазвитию и актуализации своей личности в соответствии с интересами и потребностями.

Сегодня социальные роли и социальные статусы становятся важнейшими объектами социологической науки. Исследователи уделяют им повышенный интерес, поскольку в трансформирующемся обществе роли и статусы могут как взаимодополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В любом случае, социальные роли и социальные статусы вызывают повышенную исследовательскую активность, авторы предлагают множество разнообразных формулировок для определения данных понятий и для выявления взаимосвязей между этими социологическими категориями.

Матери и дети Санкт-Петербурга в зеркале антропометрии

Над темой номера работал Борис МИРОНОВ

Рост и вес рожениц и их детей в разрезе социально-демографических признаков

Биологический статус рожениц находится в зависимости от многих социально-демографических факторов. Но в нашем распоряжении имеются сведения лишь о семейном положении, образовании, профессии, социальном статусе и этнической принадлежности (табл. 3).

Таблица 3. Зависимость биологического статуса женщин от их социально-демографических характеристик, Санкт-Петербург, 1980-2004 годы

Прежде чем анализировать данные табл. 1, напомним, что конечный рост, которого женщины во второй половине ХХ века достигают, примерно, в 18 лет (рис. 3), определялся условиями жизни в течение всех 18 лет, как правило, предшествующих вступлению в брак, получению профессии и завершению образования. Следовательно, общий биологический статус матери складывается в годы, проведенные в семье родителей, и зависит от их статуса. Условия жизни после достижения полной физической зрелости на рост не влияют. Социально-профессиональный статус роженицы можно было бы и не учитывать, если бы он не отражал условия жизни в период ее детства и юности и не был связан с ее социальным происхождением. Образование, профессия и социальный статус человека, особенно в первые годы самостоятельной жизни (а роженицы были, как правило, молодыми женщинами), также в значительной степени определяются социальным статусом родителей, а не только личными достижениями. Тем более что социальная мобильность в послевоенной России была умеренной и имела тенденцию со временем уменьшаться11.

Сведения о социальном статусе роженицы являются замещающими признаками для отсутствующих сведений о ее происхождении. Этническая принадлежность, влияющая на рост, также передается от родителей.

В отличие от роста, вес женщины, в особенности после достижения полной физической зрелости, постоянно изменяется и находится в зависимости от текущих, сиюминутных условий существования. Именно он свидетельствует о состоянии биологического статуса женщины на тот момент, когда он оценивается (рис. 4).

Рисунок 3. Рост матерей в зависимости от их социального статуса, см

Рисунок 4. Вес матерей в зависимости от их социального статуса, кг

Как следует из табл. 3 и рис. 3, состоящие в браке лишь на 0,15 см выше одиноких. В то же время при практически одинаковом росте рожениц, состоящих в браке, вес на 2,2-2,6 кг больше, чем у одиноких, а у состоящих в зарегистрированном браке вес на 0,4 кг больше, чем у состоящих в неузаконенном браке (рис. 4). Индекс массы тела среди рожениц самый низкий у одиноких, а самый высокий — у состоящих в зарегистрированном браке. Отсюда следует, что семейное положение до некоторой степени сказывается только на весе, а не на росте.

Обнаруживается слабая связь между семейным статусом и ростом новорожденных и существенная связь между семейным статусом и весом новорожденных (рис. 5 и 6). Дети у одиноких лишь на 0,15 см выше, чем у состоящих в браке, но на 67 г меньше весом, чем у состоящих в зарегистрированном браке, и на 8 г ниже, чем у состоящих в неузаконенном браке. Индекс массы тела новорожденных самый низкий у одиноких женщин и самый высокий — у состоящих в зарегистрированном браке.

Рисунок 5. Рост новорожденных в зависимости от социального статуса матери

Рисунок 6. Вес новорожденных в зависимости от социального статуса матери

Приведенные данные позволяют предположить, что биологический статус у женщин, состоящих в браке, немного выше, чем у одиноких, а у состоящих в зарегистрированном браке — выше, чем состоящих в неузаконенном браке. Таким образом, одинокие пусть и незначительно, но все-таки уступают по биологическому статусу состоящим в браке. Это может свидетельствовать о том, что, во-первых, вступающие в брак имеют немного более высокий биологический статус, чем в брак не вступающие, во-вторых, нахождение в браке еще более повышает биологический статус. Вероятно, биологический статус — это своеобразный капитал, и тот, у кого он больше, имеет больше шансов вступить в брак. Женщина, находящаяся, в браке, при прочих равных условиях, имеет немного более комфортные условия жизни, чем одинокая, хотя бы потому, что имеет поддержку со стороны мужа.

Небольшие различия в биологическом статусе женщин разного семейного состояния позволяют предположить, что в российском обществе второй половины ХХ века (в отличие от XIX — первой половины ХХ века) ни женщины, рожающие вне официального брака, ни их дети, не были париями и не чувствовали себя таковыми. Именно этим можно объяснить увеличение числа рождений вне узаконенного брака, начиная с 1960-х годов. В 2002 году 29,5% детей рождались у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, а 35% были зачаты вне официального брака. За 1988-2002 годы доля родившихся в результате внебрачных зачатий выросла в России в 2,2 раза. Эта тенденция отмечается повсеместно на Западе; в некоторых скандинавских странах доля родившихся вне зарегистрированного брака превышает 50%12.

Образование рожениц находилось в связи с их ростом и весом. Рост женщин увеличивался параллельно с повышением образования: у лиц с основным образованием — 162,2 см, с профессиональным — 163,2, со средним — 163,5, со средним специальным — 163,6, с высшим — 164,5 см. Амплитуда составила довольно значительную величину — 2,3 см. Вес же с увеличением образования, наоборот, уменьшался: от 69,8 кг у рожениц с основным образованием до 68 кг у рожениц с высшим образованием. Соответственно и индекс массы тела с ростом образования понемногу понижался. Но поскольку у рожениц с высшим образованием индекс массы (25,15) соответствовал норме, то в данном случае их вес свидетельствует о более качественном и сбалансированном питании сравнительно с женщинами с невысоким образованием.

Образование рожениц не сказывалось на росте младенцев, но немного влияло на их вес: у рожениц с основным образованием и с аттестатом ПТУ вес новорожденных был на 35-45 г. больше, чем у лиц со средним и высшим и образованием. Но, как мы видели ранее, у лиц с невысоким образованием вес был большим. Поэтому был большим и вес их детей — здесь явно прослеживается связь между весом матерей и их детей, которая довольно высокая (r = 0,7).

Аналогичные связи прослеживаются между социально-профессиональным и биологическом статусом рожениц. Это совершенно естественно: социальный статус в советское время в решающей степени определялся образованием. С повышением социального статуса рост рожениц увеличивался, а вес имел тенденцию уменьшаться. То же наблюдалось у новорожденных — их рост немного увеличивался, а вес уменьшался, правда не так строго (женщины с высшим образованием не слишком хорошо вписались в эту тенденцию).

Зависимость между социально-профессиональным и биологическом статусом рожениц намного четче просматривается на отдельных профессиональных группах (табл. 4).

Таблица 4. Рост и вес рожениц и их детей в зависимости от профессии, Санкт-Петербург 1980-2005 годы

*Без фармацевтов и зубных врачей

Если ранжировать представителей массовых профессий по их среднему росту (рис. 7), то профессии располагаются соответственно их престижу и заработку, который обеспечивает каждая профессия. Амплитуда колебаний роста между минимальным значением у санитарки (161,3 см) и максимальным у врача (164,3 см) составила 3 см. У медсестер средний рост (163,3 см) на 2 см выше, чем у санитарок, но на 1 см ниже, чем у врачей. У учителя начальных классов со средним специальным образованием рост (162,7 см) на 1,2 см ниже, чем у учителя с высшим образованием (163,9 см). Высокий рост у домохозяек и студенток вузов говорит о том, что они в большинстве из обеспеченных семей с высоким социальным статусом.

Рисунок 7. Рост матерей в зависимости от их профессии, см

Положительной зависимости между статусом и весом рожениц не наблюдается (рис. 8), что нарушают русскую традицию, разделявшуюся народом до середины ХХ века, — чем выше статус, тем больше вес.

Рисунок 8. Вес матерей в зависимости от их профессии, кг

Между ростом новорожденного и профессиональным статусом его матери наблюдается слабая корреляция (r=0,34), объясняемая тем, что рост ребенка зависит от роста матери, а ее рост от ее статуса (рис. 9). А между весом ребенка и статусом его матери связи нет. Зато тесная корреляция (r=0,69) существует между весом матери и младенца (рис. 10).

Рисунок 9. Рост новорожденных в зависимости от профессии матери, см

Рисунок 10. Вес новорожденных в зависимости от профессии матери, г

Таким образом, социально-профессиональный статус рожениц влиял на антропометрические показатели их самих и их детей, но по-разному. С повышением статуса рост рожениц имел тенденцию увеличиваться, а вес — уменьшаться. То же у детей. Но рост и рожениц, и их детей в большей степени, чем вес, определялся их статусом. Вмешательство моды и требования гигиены внесли свои коррективы и ослабили связь между статусом и весом. Уменьшение веса с повышением статуса не понижало биологический статус женщин, поскольку индекс массы тела не только не выходил, но даже больше приближался к норме. Между индексом массы тела матерей, ранжированных по профессиям, и новорожденных существует заметная корреляция (r=0,52).
Как уже упоминалось, масса тела новорожденных зависит от очередности рождения, которая хотя и варьирует между представителями разных профессии (высшая — у уборщицы и дворника, низшая — у воспитателей и учителей), но не существенно. Поэтому с помощью простой группировки влияние этого фактора трудно учесть.
Этническая принадлежность также сказывается на антропометрических показателях рожениц и их детей (табл. 5, рис. 11, 12, 13 и 14). В среднем, русские женщины на 1,3 см выше нерусских (163,8 против 162,5 см), их вес на 1 кг больше (68,2 против 67,2 кг), их дети на 1 мм выше (51,2 против 51,1 см) и весят на 25 г больше (3438 г против 3413 г). Но пропорциональность у всех одинакова, как показывает индекс массы тела — 25,4 у матерей и 13,1 у детей.

Таблица 5. Рост и вес рожениц и их детей в зависимости от национальной принадлежности, Санкт-Петербург, 1980-2005 годы

Рисунок 11. Рост матерей в зависимости от национальной принадлежности, см.

Рисунок 12. Вес матерей в зависимости от национальной принадлежности, кг

Как показывает сравнение 9 этносов (в группу «другие» включены все, кроме восьми перечисленных этносов), о которых имеются сколько-нибудь массовые сведения, наибольший рост и вес среди рожениц имели грузинки, наименьший — еврейки, среди детей — наибольший рост и вес у украинцев, наименьший — у евреек. Грузинки выше евреек на 3,8 см, их вес на 5,2 кг больше. Украинские младенцы выше еврейских на 1,7 см и весят на 331 г. больше. Очередность родов варьирует между представителями разных этносов довольно слабо. Если суммировать места, которые занимают разные этносы по четырем показателям — росту и весу рожениц и детей, то из девяти этносов самый высокий биологический статус у украинок и грузинок, на 3-м месте белоруски, на 4-м — русские, на 5-м — татарки, на 6-7-м — армянки и другие, на 8-м азербайджанки, на 9-м, последнем, месте еврейки. Русские находятся примерно посередине. Интересно отметить, что грузинские младенцы, рожденных в Грузии, где жизненный уровень населения ниже, чем в России, были мельче рожденных в Петербурге: в 2003 году рожденные в Тбилиси весили 3302 г., имели рост — 49,8 см, а рожденные в Петербурге — 3426 г. и 51,3 см13.

Рисунок 13. Рост новорожденных в зависимости от национальной принадлежности матери, см

Рисунок 14. Вес новорожденных в зависимости от национальной принадлежности матери, г

Итак, на основе анализа первичных данных можно констатировать наличие двух закономерностей:

  • существование заметной связи между ростом и весом детей и рожениц, с одной стороны, и их социально-демографическими признаками, которые в исследуемое время изменялись, — с другой;
  • антропометрические показатели улучшались в послевоенные годы, ухудшались в перестроечные и снова улучшались в 2000-2005 годах.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус — это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности — одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления — строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации — строго установленные или произвольные;
  • мотивацией — на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права — это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций — наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всего ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания — ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Характеристики социальной роли

Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения. В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация. Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация. Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх