Куперс

Бухучет и анализ

Принцип финансового права

Конституция рф как источник финансового права

Конституция как основной источник финансового права и финансовой политики в Российской Федерации и Республике Польша (Руськовски Е., Николаева Т.А.)
Вопросы финансов и бюджета в Конституции Российской Федерации
Вы точно человек?

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др. Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти федеральных и субъектов РФ и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными субъектов РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления. Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права. Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права. Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе — законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса. Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права. Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права. Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ Минфина России , Федеральной службы по финансовым рынкам ФСФР России , Центрального банка РФ и др. Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой ФТС России , Федеральной службой по тарифам и др. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних для данных органов отношений. Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности. В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ. В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование. Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения. Финансовое право являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права. Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Система курса финансового права- это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части. В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права. В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов. Основным назначением финансово-правовой нормы является регулирование отношений в области финансов. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при наличии которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства. О значении нормы финансового права Поль Мари Годме сказал: Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерой государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансово-правовая норма — предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу средств, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения. Финансово-правовые нормы имеют как общие для любых правовых норм признаки, так и специфические, характерные для норм финансового права. Специфические признаки финансово-правовой нормы, которые обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования:. Она может быть обусловлена: Следовательно, сущность юридической природы финансово-правовой нормы состоит в том, что это писано, установленное государством в строго определенном порядке и форме, обеспечено мерами принуждения, правило поведения субъектов финансовых правоотношений. Финансово-правовые нормы как и все другие имеют структуру — упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Если эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, в случае изменения сроков налогов исполнения обязанностей по уплате налогов, обязанность по уплате может быть обеспечен поручительством. Содержит требования нормы, устанавливает права, обязанности субъектов финансовых отношений, всегда выражена в безусловно определенной форме. Например, статья налогового закона определяет гипотеза — условия при которых уплачивается налог наличие источника доходов ; диспозиция — приписывает субъектам платить налог. К нарушителям финансовой дисциплины применяются финансовые санкции правовосстановительные — пеня и карательные — штраф. Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяется одновременно два вида санкций. Правовосстановительные направлены на устранение материального ущерба, нанесенного государству. Карательные направлены на наказание правонарушителя и не может быть заменен другим взысканиям. На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше Процессуальный документ как акт применения норм права. Процессуальный документ как акт непосредственной формы реализации норм права. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права?

Турция и игил на карте
Тест какаяты стихияпо знаку зодиака
Как попасть на выпускной в кремле 2017
Очистка кэша на маке
Ударный стенд st 800 характеристики
Оператор чпу спб
Новости елец администрация
Какие шансы забеременеть двойней
Виферон 1 млн инструкция
Как становятся космонавтами
Комплексная работа у кого сколько детенышей
Футбол чемпионат мира 2016 турнирная таблица
Заявление на шенгенскую визу образец на ребенка
Обои с узором бежевые
Новости елец чп

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

2.7. Принципы финансового права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: законность, гласность, федерализм, плановость.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации — центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

Предыдущая

Предпосылки возникновения финансового права

В 18 в. в Германии появилась наука камералистика в связи с необходимостью эффективного ведения дворцового хозяйства, в предмет ее исследование были отнесены особенности государственного управления, государственных финансов, экономики, аграрное дела, горного дела, торговли и др. Следует отметить таких ученых, как И. Зонненфельд, Г. Берг и др. Данная наука была распространена и в России, на юридических факультетах она преподавалась до 1863 г.

В 19 в. из камералистики в разных странах выделилась наука о финансах. Существенное влияние на ее становление оказали работы шотландского экономиста и философа А. Смита. Наибольшее влияние его оказало на страны, в которых промышленное развитие в кон. 18 – нач. 19 в. было наиболее интенсивным (Англия, Франция).

В науку о финансах как составная часть входили финансово-правовые вопросы. Необходимо отметить работы таких немецких ученых, как Л. Штейн, Г. Еллинек, которые уделяли им повышенное внимание. Но, фундаментальные исследования в данном периоде отсутствовали.

В нач. 19 в. в России были свои представители финансовой науки, к которым можно отнести М.М. Сперанского, Н.И. Тургенева, М.Ф. Орлова. В России, начиная со второй половины 19 в. финансово-правовая наука начинает выделяться из финансовой науки. Следует отметить таких ученых, как И.И. Янжул, И.Х. Озеров.

Выделение финансового права в самостоятельную науку

В качестве самостоятельной юридической науки, финансовое право появилась в России в конце 19 в., выделившись из других наук (камералистика, финансовая наука). Отмечается появление самостоятельных исследований по финансовому праву. В данный период следует выделить работы следующих ученых:

  • Ф.Б. Мильгаузен,
  • В.А. Лебедев,
  • И.Т. Тарасов,
  • Д.М. Львов,
  • С.И. Илловайский.

Следует отметить, что издание данных работ связано с включением предмета финансового права в учебные планы вузов. Были созданы кафедры финансового права в ряде университетов (Московский, Казанский, Новороссийский). В этой связи наука «финансовое право» претерпевала активное развитие до Октябрьской революции 1917 г.

После революции и до 1939 г. финансовое право развивалось очень слабо, в связи с малой ролью финансов в централизованной системе управления. В 1939 г. финансовое право снова включается в программы юридических факультетов. В 1940-нач. 1950-х гг. появляются новые учебники по финансовому праву, исследуются теоретические проблемы. Основоположники науки после «застоя» стали М.А. Гурвич, Р.О. Халфина, Е.А. Ровинский.

Дальнейшее развитие науки «финансовое право»

В конце 1980-х гг. в науке финансового права появились работы С.В. Запольского, которые были посвящены финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий. С 1990-х гг. начинается новый этап в истории финансового права. Начинается активное развитие науки, в связи с переходом к рыночным отношениям, актуальными становятся проблемы налогообложения, банковской деятельности. В данном периоде следует отметить вклад таких ученых, как А.Н. Козырин, Г.А. Тосунян. Появляются работы, связанные с исследованием истории финансового права (К.С. Бельский, А.А. Ялбулганов). Ценный вклад в финансово-правовую науку внесли Н.И. Химичева, А.В. Брызгалин, С.О. Шохин, Е.Ю. Грачева и др.

Замечание 1

На сегодняшний день, интерес к науке финансового права только возрастает. Свидетельствуют об этом показатели количества написания кандидатских диссертаций и монографий, затрагивающие проблемные вопросы, связанные с различными разделами финансового права – налогообложение, теории финансового права, банковской деятельности и пр.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательства при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Особое место нормативных договоров в системе источников финансового права обусловлено тем, что в Конституции РФ установлен приоритет норм, содержащихся в международных соглашениях, над национальным законодательством. Международные договоры, обеспечивающие регулирование финансовых отношений, могут быть связаны с участием Российской Федерации в международных финансовых организациях, с необходимостью урегулирования межгосударственных кредитных отношений, обеспечения интересов в сфере налогообложения. К примеру, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

В литературе выделяют три группы международных соглашений по вопросам налогообложения, а именно:

  • 1) налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов;
  • 2) специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения;
  • 3) соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Существование нормативных договоров как источников финансового права обусловлено не только международными договорами и соглашениями, но и внутринациональным законодательством. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Судебные прецеденты

В настоящее время, хотя и не бесспорно, в качестве источника финансового права рассматривается судебный прецедент. Обусловлено это многими обстоятельствами, но прежде всего той ролью, которую в современном мире играет судебная власть. В классическом понимании, к судебному прецеденту относится судебный акт, обладающий следующими признаками: индивидуальностью, нормативной новизной и обязательностью. Такими признаками обладают только акты, принимаемые Конституционным Судом РФ. Его решения, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как и решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как и нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким образом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя или иного нормотворческого органа, так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции РФ, в сфере которого, по смыслу ее ст. 125 (ч. 5 и 6), только Конституционный Суд РФ выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики, которые в силу ст. 126 и 127 Конституции РФ дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, не могут рассматриваться как судебный прецедент, а являются одной из форм истолкования действующих норм для нижестоящих судебных инстанций. Ни постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ, ни постановления Президиумов ВС РФ и ВАС РФ не являются судебными прецедентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх