- от автора admin
В силу принципа самостоятельности бюджетов за каждым бюджетом закрепляются собственные доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета как основные бюджетные категории. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета является отправным принципом, в соответствии с которым осуществляются составление проектов бюджетов и их дальнейшее исполнение.
Разграничение доходов между бюджетами происходит следующим образом.
- 1. БК РФ четко разграничивает доходы бюджетов публичноправовых образований и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- 2. В БК РФ закреплен общий перечень доходов бюджетов публично-правовых образований и закрытые перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований отдельных типов.
3. Помимо перечня потенциальных доходов бюджетов, закрепленных в БК РФ, в Российской Федерации на подзаконном уровне формируется общий перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы, а также реестры источников доходов бюджетов отдельных публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов. Единый перечень источников доходов для всей бюджетной системы ведется Минфином России в соответствии с постановлением Правительства РФ, а отдельные реестры источников доходов конкретных бюджетов ведутся уже финансовыми органами публично-правовых образований и органами управления государственных внебюджетных фондов.
Внимание!
В целях понимания положений БК РФ: налог является источником дохода бюджета!
4. В соответствии с реестрами источников доходов бюджетов составляются проекты бюджетов и осуществляется их дальнейшее исполнение.
Схематично разграничение доходов бюджетов можно представить следующим образом (рис. 5.1).
Общий перечень доходов бюджетов бюджетной системы (ст. 41 БК РФ)
Перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы (гл. 7, 8, 9 и 17 БК РФ)
Единый перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы (ведет Минфин России)
Реестры источников доходов отдельных бюджетов бюджетной системы
(ведут финансовые органы публично-правовых образований и органы управления государственных внебюджетных фондов)
В соответствии с реестрами осуществляются составление проектов бюджетов бюджетной системы и администрирование доходов
Рис. 5.1. Схема разграничения доходов бюджетов
Разграничение расходов осуществляется в соответствии с теми предметами ведения, которые закреплены за тем или иным уровнем публичного управления (табл. 5.1).
Первоначально разграничение предметов ведения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами:
— предметы ведения Российской Федерации определяются в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ. Статья 71 устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (реализуются исключительно федеральными органами государственной власти и только за счет федерального бюджета), ст. 72 устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, при этом разграничение полномочий органов управления в рамках ст. 72 осуществляется в соответствии с принципом федерального приоритета и имеет правовое обеспечение положениями Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее в данном параграфе — Федеральный закон № 184-ФЗ), договорами и соглашениями о разграничении полномочий;
Юридическая тонкость
Верно говорить о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ и разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Публично-правовые образования полномочиями не обладают, они обладают правами в рамках их предметов ведения, полномочиями обладают только органы государственной власти, реализующие права публично-правовых образований.
В силу этого, на наш взгляд, в БК РФ неверно сформулированы положения гл. 2 «Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
— предметы ведения субъектов РФ определяются в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ, при этом ст. 73 закрепляет принцип остаточной компетенции субъектов РФ.
Правовое обеспечение закрепления и реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ осуществляется, помимо Конституции РФ и федеральных законов, соглашениями и договорами о разграничении полномочий, а также законами субъектов РФ;
— в Конституции РФ вопросы местного значения лишь обозначены как категория, раскрытие вопросов местного значения осуществляется положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в данном параграфе — Федеральный закон № 131-ФЗ). В целом, правовое обеспечение закрепления и реализации вопросов местного значения осуществляется положениями Конституции РФ, обозначенного выше федерального закона, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В рамках существующего разграничения предметов ведения и вопросов местного значения органы государственной власти и местного самоуправления принимают нормативные правовые акты и заключают соглашения и договоры, на основании которых возникают расходные обязательства, т. е. обязательства публично-правовых образований осуществить расход за счет средств соответствующего бюджета. Расходные обязательства, в свою очередь, являются основанием осуществления расхода бюджета. Публично-правовые образования в лице своих финансовых органов ведут реестры расходных обязательств.
Бюджетный кодекс РФ не содержит перечня потенциальных расходов в отличие от доходов, он содержит лишь перечень направлений бюджетных ассигнований (их всего восемь), а также функциональную классификацию расходов бюджетов в целях их бюджетного учета. Таким образом, финансовое право обеспечивает механизм формирования расходов бюджетов, не устанавливая в БК РФ потенциального перечня расходов бюджетов. Конкретные объемы бюджетных ассигнований установлены в законах (решениях) о бюджетах.
Юридический словарь
Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете в конкретном финансовом году, именуются бюджетными обязательствами.
Денежные средства, направляемые на исполнение бюджетных обязательств, именуются бюджетными ассигнованиями.
Схема разграничения расходов между бюджетами бюджетной системы
Публичноправовое образование |
Конституционная основа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также выделения вопросов местного значения |
Нормативная основа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также выделения вопросов местного значения |
Правовые основы возникновения расходных обязательств |
«Принадлежность» расходных обязательств |
«Принадлежность» расходов |
Российская Федерация |
Статьи 71 и 72 Конституции РФ |
Федеральный закон № 184-ФЗ |
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, договоры и соглашения, заключенные от имени России |
Расходные обязательства Российской Федерации |
Расходы федерального бюджета |
Субъекты РФ |
Статьи 72 и 73 Конституции РФ |
Федеральный закон № 184-ФЗ |
Законы субъектов РФ и иные нормативные правовые акты, договоры и соглашения, заключенные от имени субъектов РФ |
Расходные обязательства субъектов РФ |
Расходы региональных бюджетов |
Публичноправовое образование |
Конституционная основа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также выделения вопросов местного значения |
Нормативная основа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также выделения вопросов местного значения |
Правовые основы возникновения расходных обязательств |
«Принадлежность» расходных обязательств |
«Принадлежность» расходов |
Муниципальные образования |
Статья 130 Конституции РФ |
Федеральный закон № 131-ФЗ |
Решения представительных органов местного самоуправления и местных администраций, договоры и соглашения, заключенные от имени муниципальных образований |
Расходные обязательства муниципальных образований |
Расходы местных бюджетов |
Разграничение источников финансирования дефицита бюджета осуществляется следующим образом:
- 1) в БК РФ содержится перечень потенциальных источников финансирования дефицита бюджета в разрезе бюджетов отдельных типов публично-правовых образований;
- 2) конкретные источники финансирования дефицита бюджета формируются при составления проектов бюджетов, исходя из объема прогнозируемого дефицита отдельного бюджета и перечня долговых обязательств публично-правовых образований (долговые книги публично-правовых образований).
Юридический словарь
Источники финансирования дефицита бюджета — это не только поступления в бюджет (заимствования и прочие поступления), но и выплаты из бюджета.
К выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета относятся:
- 1) выплаты, осуществляемые в счет погашения долговых обязательств, т. е. возврата суммы долга (публично-правовое образование — должник);
- 2) выплаты, осуществляемые в рамках бюджетного кредитования (публично-правовое образование — кредитор).
Интересные материалы:
- Программа для ведения расходов и доходов
Для эффективного использования приложение должно быть многопользовательским и подходить под разные операционные системы, чтобы каждый…
- Мобилизация доходов
Работа над формированием бюджета должна включать в себя как мобилизацию доходов, так и оптимизацию расходов,…
- Смета расходов для ТСЖ
Собственники обязаны и одновременно заинтересованы содержать свой дом - свое имущество – в надлежащем состоянии,…
- Смета расходов и доходов
Что такое смета доходов и расходов?Общее содержание сметного документаВ категорию некоммерческих организаций водят те официально…
- Образец приказа на материальную помощь
Приказ об оказании материальной помощиВыплата единовременной помощи работнику в сложных или радостных жизненных ситуациях, требующих…