Куперс

Бухучет и анализ

Принудительная ликвидация

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

———————————
Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

———————————
Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

———————————
Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

———————————
Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» ), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

ФНС может закрыть ООО по своей инициативе или через суд. Причины могут быть такими: постоянные нарушения закона, ошибочная информация в записи ЕГРЮЛ и др. Налоговики заранее формируют список юрлиц, не сдающих отчетность последний год. Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Решение чиновников можно обжаловать.

Принудительная ликвидация ООО – это процедура, результатом которой становится прекращение деятельности предприятия. В отличие от добровольного закрытия по решению учредителей, принудительное в большинстве случаев производится по инициативе ФНС.

Завершить деятельность юридического лица могут во внесудебном или судебном порядке:

  1. По решению руководителя налоговой, если ООО долго не ведет работу, представлены недостоверные сведения или допущены ошибки при регистрации.
  2. Через суд, если организация неоднократно нарушала законодательство.

Некоторые собственники сами добиваются принудительной ликвидации, чтобы не пришлось тратить много времени и сил, оформлять огромное количество документов для добровольного закрытия.

У ликвидации по решению ФНС есть свои преимущества и недостатки.

Таблица 1. Положительные и отрицательные моменты процедуры.

Плюсы

Минусы

Если нарушены сроки предоставления отчетности, размер штрафов уменьшается в два раза

В некоторых случаях период принудительного закрытия может затянуться по сравнению с добровольным

Не приходится представлять отчетность за последние периоды

Кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности. Учредителям придется выплачивать долги из своих кошельков

Все бухгалтерские документы оформляет ликвидационная комиссия

Если собственники против закрытия, придется долго доказывать свою правоту в суде: предоставлять отчеты, финансовые и налоговые документы

Требования законодательства

С юридической точки зрения, ликвидация общества с ограниченной ответственностью регламентируется несколькими законами:

  1. ст. 61 ГК РФ описывает основания для закрытия.
  2. ст. 21. 1 ФЗ от 28.08.2001 № 129-ФЗ об исключении компаний из ЕГРЮЛ по решению ИФНС.
  3. ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота, если в ЕГРЮЛ не предоставлены или несвоевременно предоставлены данные об ООО. Убытки могут взыскать и в процессе принудительной ликвидации.
  4. ст. 25 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ о праве ФНС обратиться в суд для принудительного закрытия, если в процессе регистрации допущены грубые ошибки, и устранить их не удается.
  5. Общие нормы АПК РФ при рассмотрении дел.

Примечание. Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, неоднократность нарушения компанией законодательных норм не может быть главным основанием для принятия судом решения о ликвидации. Такая меры допускается, если она соразмерна допущенным нарушениям или их последствиям.

Основания для ликвидации

Основания перечислены в ст. 61 ГК РФ. В досудебном порядке компания ликвидируется по решению ИФНС, если более года не предоставлялась отчетность, а движение на счетах отсутствует. Инспекция может закрыть компанию и в других случаях через суд:

  1. Использование массовых адресов, предоставление недостоверных данных при регистрации, если проблему нельзя устранить в досудебном порядке: учредители не реагируют на уведомления, намеренно уклоняются от выполнения требований инспекции.
  2. Неоднократное нарушение правовых норм.
  3. Несоблюдение закона о конкуренции.
  4. Непредставление отчетности в установленные сроки.
  5. Деятельность без лицензии, если по закону она обязательна.

Рассмотрим все основания подробно.

Многократное нарушение законодательства

Под термином подразумевается деяние, совершенное в период применения санкций за предыдущее нарушение:

  • грубое неисполнение требований к бухгалтерской отчетности;
  • несоблюдение требований к применению ККМ;
  • длительная неуплата налогов.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 приведен любопытный пример, когда компанию не закрыли даже при наличии систематических нарушений законодательства:

ИФНС подала в арбитражный суд заявление о закрытии предприятия, аргументировав это неоднократным нарушением ФЗ «О ККТ». Оценив характер допущенных ошибок, суд не признал их достаточным основанием для ликвидации. Свое решение он аргументировал тем, что ответчик – это единственный объект торговли в населенном пункте, и его закрытие повлекло бы несоразмерные последствия для проживающих там граждан.

Отсутствие лицензии

Если нет лицензии – это еще не основание для исключения ООО из ЕГРЮЛ. Для начала ФНС может применить нормы ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой компанию, работающую без разрешительных документов или допуска СРО, могут оштрафовать на 40 000 – 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции или без таковой.

В Информационном Письме Президиума ВАС РФ сказано, что предприятие могут закрыть после аннулирования лицензии.

Пример 1.

Компания работала в фармацевтической отрасли, лицензирование по закону обязательно. По решению департамента здравоохранения области лицензия ООО была аннулирована. Несмотря на это, в аптеке продолжали продавать лекарства.

Руководствуясь ст. 15 Закона об охране здоровья граждан, суд признал торговлю препаратами без лицензии веским основанием для ликвидации компании.

Кстати. Если ООО занимается несколькими видами деятельности, лишение лицензии на один вид не может стать основанием для ликвидации при условии, что после аннулирования разрешительного документа деятельность, для которого он был оформлен, не ведется.

Нарушение закона о конкуренции

ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливается несколько запретов, за нарушения которых компанию могут ликвидировать:

  • на злоупотребление доминирующим положением;
  • на сговор между организациями, ограничивающих конкуренцию;
  • на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, использования результатов интеллектуальной деятельности; незаконного получения сведений, представляющих коммерческую или охраняемую законом тайну.

Примечание. Согласно ст. 34 ФЗ № 135, юридическое лицо могут ликвидировать или реорганизовать через суд по инициативе ФАС, если оно было создано без предварительного согласия ведомства в случаях, когда это требуется, при этом создание ООО привело к ограничению конкуренции или усилению доминирующего положения.

Нет отчетности и движения финансов на счетах

Если на протяжении последних 12 месяцев в ИФНС не предоставлялись отчеты, а по результатам запроса в банк выявлено, что движения средств за последний год нет, предприятие закроют в досудебном порядке.

У компании нет денег на оплату ликвидации

Если у ООО нет доступных финансов, есть два варианта:

  1. Дождаться, когда ФНС самостоятельно закроет фирму. Придется не предоставлять отчеты минимум 1 год и не проводить операции по расчетным счетам.
  2. Подать заявление о признании юридического лица банкротом. Актуально, если сумма долгов перед кредиторами превышает 300 000 руб., а их требования не получается исполнять более трех месяцев с момента, когда они должны быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Важно учитывать, что затраты в ходе банкротства возлагаются на должника (ст. 20.7 ФЗ № 127-ФЗ).

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Если ФНС при проверке обнаруживает вымышленные сведения в ЕГРЮЛ об участниках, адресе, руководителе, компании сообщают об этом и просят предоставить верные данные. На исправление отводится 30 дней. Если представители ООО утверждает, что информация достоверна, но не может это подтвердить, либо реакция вообще отсутствует, сведения о недостоверности вносятся в ЕГРЮЛ.

У компании с момента внесения информации о недостоверности есть еще полгода, чтобы решить проблему. Если никакие действия не предпринимаются, по истечении 6 месяцев она исключается из реестра по решению ФНС.

Как ФНС ищет «жертв»

Чтобы выявить недействующие компании, чиновники делают следующее:

  1. Формируют реестр организаций, не представляющих отчетность последние 12 месяцев.
  2. Направляют запросы в банки, где у ООО открыты расчетные счета.
  3. Если движения денежных средств нет, принимается решение о ликвидации.
  4. В течение трех дней после принятия решения публикуются сведения о предстоящем закрытии фирмы в «Вестнике государственной регистрации».
  5. Если в течение трех месяцев учредители не исправляют проблему и не подают возражение, в ЕГРЮЛ вносится пометка.
  6. Через полгода при отсутствии жалоб предприятие ликвидируется.

Если учредители подают «протест» в ИФНС, процедура исключения из реестра прекращается.

Пример 2.

Компания занимается торговлей. Последний раз отчетность предоставлялась в 2017 г. В ходе проверки в 2019 г. инспекторы включили ее в реестр претендентов на исключение из ЕГРЮЛ. Информация была направлена в «Вестник госрегистрации», а также по юридическому адресу.

По прошествии трех месяцев от учредителей возражения не поступали. Через полгода руководитель территориального подразделения ФНС принял решение об исключении ООО из ЕГРЮЛ, что фактически означает ликвидацию.

Кстати. ФНС может обратиться в суд. Для начала принимается решение о необходимости закрытия ООО, затем собираются подтверждающие документы и передаются в арбитраж. В процессе оформляются промежуточный и окончательный балансы, а по результатам учредителю выдается свидетельство о прекращении регистрации.

Когда процедура невозможна

Ликвидировать ООО в принудительном порядке нельзя в нескольких ситуациях:

  1. Компания участвует в процедуре банкротства, будучи должником.
  2. У фирмы есть долги по налогам и страховым взносам, а срок давности для взыскания не истек.

Если же ИФНС выступает кредитором, компанию можно закрыть через банкротство.

Пример 3.

ООО зарегистрировано в 2016 г., отчетность предоставлялась только один раз. До 2019 г. за компанией накопились большие долги по налогам и страховым взносам. В ходе проверки инспекторы установили, что фирма не ведет деятельность более 1 г., движения денег по банковским счетам нет.

По результатам проверки в арбитражный суд подано заявление о признании ООО банкротом и принудительной ликвидации. Через несколько месяцев после вступления решения в силу сведения из ЕГРЮЛ были исключены.

Взыскивают ли долги компании с учредителей

Многие люди ошибочно считают, что с учредителей ликвидированной компании нельзя взыскать долги. Об этом говорится в ст. 56 ГК РФ, согласно которой основатели отвечают по обязательствам в пределах своих долей в капитале.

Сейчас на основании ст. 61.11 ФЗ № 127-ФЗ дольщики могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если кредиторы докажут, что исключение компании из ЕГРЮЛ произошло по их вине или инициативе контролирующего лица в процессе банкротства.

Срок исковой давности для предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности составляет три года с момента ликвидации.

Примечание. Инициировать взыскание долгов на основании субсидиарной ответственности могут как контрагенты, так и бывшие сотрудники фирмы, если обнаружат, что она должна денег. Течение срока давности в этом случае начинается с момента, когда стало известно о задолженности.

Продемонстрируем ситуацию наглядно.

Пример 4.

У организации перед ИФНС и другими учреждениями накопились огромные долги (более 10 млн руб.). Налоговая служба подала заявление о признании ООО банкротом и взыскании всех сумм в рамках конкурсного производства. Когда решение было принято, в суд поступило заявление от бывших работников фирмы. Оказалось, что перед ними имеется долг по зарплате, в общей сложности 1 млн руб.

Имущество предприятия уже было продано, платить нечем. Суд принял решение о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности и обязал выплачивать задолженность, возникшую по его вине.

Обжалование решения ФНС

На основании п. 8 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ учредители могут оспорить исключение ООО из ЕГРЮЛ в течение 1 года с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав. Если же исключение только предстоит, подается возражение по форме № Р38001 в трехмесячный срок с момента начала процедуры.

Скачать образец возражения

Основания и способы оспаривания

Основанием для обжалования исключения из реестра может стать отсутствие причин для прекращения деятельности, несоблюдение порядка процедуры налоговой службой, а также принудительные действия, выполненные несмотря на предъявленные возражения в трехмесячный срок.

Если компанию исключили из ЕГРЮЛ, это решение можно обжаловать двумя способами:

  1. Через вышестоящий регистрирующий орган.
  2. В арбитражном суде по месту нахождения ИФНС. Досудебный порядок необязателен.

При рассмотрении жалобы регистратором госпошлина не уплачивается. Для суда придется заплатить пошлину в размере 3 000 руб. Если по результатам заявление будет удовлетворено, фирму снова включат в ЕГРЮЛ.

Как показывает практика, шансы добиться успеха через арбитражный суд значительно выше, т.к. он выступает незаинтересованным лицом. Но это может занять гораздо больше времени, чем решение проблемы в досудебном порядке. В некоторых случаях на судебное обжалование может уходить до двух месяцев.

Попробуем проанализировать способы изменений состава участников ТОО более подробно, опираясь исключительно на нормы действующего законодательства о ТОО.

Продажа / иной способ уступки доли ТОО (дарение, мена и др.)

Право на свободный выход участников из ТОО не предусмотрено, однако закон предоставляет участникам ТОО право прекратить участие в ТОО путем отчуждения их долей (п.п. 5 п. 1 ст. 11 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»), т.е. передачи прав на долю их обладателем другому лицу. Для простоты и наглядности рассмотрим данные способы изменения состава участников в зависимости от того, какому лицу осуществляется уступка доли: участнику ТОО либо третьему лицу (лицо (физическое или юридическое), не являющееся стороной в обязательстве, но в силу закона или договора способное приобретать по нему гражданские права и обязанности).

  • Уступка доли одним из участников ТОО другому участнику ТОО

Участники ТОО пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (части доли) участника при ее продаже кем-либо из участников. Таким правом может воспользоваться каждый участник ТОО (п. 1 ст. 31 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

Предпринимаемые действия сторон:

  • участник ТОО, продающий долю (часть доли) письменно извещает о своем намерении исполнительный орган ТОО (единоличный или коллегиальный) с указанием предполагаемой цены продажи;
  • участник ТОО, покупающий долю (часть доли) после получения извещения исполнительного органа о предложении участника ТОО своей доли к продаже, в течение 7-ми дней извещает исполнительный орган ТОО о своем намерении приобрести предлагаемую к продаже долю (часть доли).

Если общая величина поступивших предложений участников не превышает размера продаваемой доли, каждый из них приобретает ту ее часть, которую он указал в уведомлении. Оставшаяся часть доли может быть отчуждена третьему лицу, если до такого отчуждения не поступит дополнительных предложений от участников ТОО.

При приобретении отчуждаемой доли (ее части) участником (участниками) ТОО его (их) доля в уставном капитале ТОО соответственно увеличивается.

Правила продажи доли участнику ТОО также применяются при отчуждении доли по договору мены.

Участник ТОО вправе продать или иным способом уступить свою долю в имуществе ТОО или ее часть одному или нескольким участникам данного ТОО по своему выбору. Согласия ТОО или других участников на это не требуется. Кроме того, учредительными документами ТОО может быть предусмотрено ограничение максимального размера доли, принадлежащей одному участнику ТОО, либо предусмотрено ограничение изменения соотношения долей участников ТОО, — поэтому, при уступке доли, данные условия подлежат обязательному соблюдению (п. 2 ст. 29 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

  • Уступка доли одним из участников ТОО третьему лицу

Предпринимаемые действия сторон:

  • Участник ТОО, продающий долю (часть доли):
    • письменно извещает о своем намерении исполнительный орган ТОО (единоличный или коллегиальный) с указанием предполагаемой цены продажи;
    • ожидает выкупа доли (ее части) участниками ТОО в течение одного месяца со дня направления исполнительному органу ТОО извещения о предложении доли к продаже;
    • продает долю (невыкупленную ее часть) третьему лицу по цене не ниже той, какая была указана в извещении (при отчуждении по более низкой цене — договор о купле-продаже доли может быть признан недействительным, а участники вправе повторить процедуру реализации преимущественного права покупки доли с учетом фактической продажной цены доли (ее части)).
  • Исполнительный орган ТОО в течение 7-ми дней с момента получения от участника ТОО извещения о предложении доли к продаже, извещает об этом всех участников ТОО.

При продаже доли (ее части) третьему лицу с нарушением преимущественного права покупки (право участника ТОО претендовать в первоочередном порядке, в случае продажи другим участником того же ТОО своей доли, на покупку продаваемой доли участника в уставном капитале ТОО) любой участник ТОО вправе в течение 3-х месяцев потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (т.е. купить продаваемую долю).

При нежелании участников воспользоваться преимущественным правом покупки доли (ее части) при ее продаже третьему лицу, преимущественным правом покупки, может воспользоваться само ТОО (цена определяется соглашением сторон, а при недостижении соглашения – судом), но обязанность по приобретению доли участника на ТОО возложить нельзя.

Учредительными документами ТОО может быть предусмотрено, что продажа участником своей доли третьему лицу допустима лишь с соблюдением определенных условий в них оговоренных (за исключением продажи доли, принадлежащей государству(п. 3 ст. 30 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»)). Не соблюдение данных условий может привести к признанию недействительности договора купли-продажи доли.

В случае, когда, по не зависящим от продавца обстоятельствам, продажа доли, не может быть произведена с соблюдением указанных запрещений или ограничений, — продающий долю участник вправе обратиться к ТОО с требованием выкупить эту долю или разрешить ее продажу третьему лицу.

Правила продажи доли третьему лицу также применяются при отчуждении доли по договору мены.

По общему установленному законом правилу, отчуждение участником ТОО своей доли (ее части) третьим лицам допускается. Однако, учредительными документами ТОО, его участниками, могут быть предусмотрены и ограничения, в этом случае будут действовать условия учредительных документов ТОО (за исключением продажи доли, принадлежащей государству13).

Лицо, ставшее участником ТОО вследствие покупки доли выбывшего участника или по иным основаниям перехода доли, считается присоединившимся к учредительному договору и уставу ТОО с момента перехода права на долю(п. 2 ст. 22 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной»).

Важно отметить то обстоятельство, что доля участника в имуществе ТОО может быть отчуждена лишь в той части вклада участника, в какой этот вклад им оплачен (п. 1 ст. 29 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). Это означает, что если, например, учредительным договором установлено внесение участником ТОО, решившим произвести отчуждение доли, 50 000 тенге (50% доли), а он к моменту принятия решения об уступке внес лишь 25 000 тенге (25% доли), то всю свою номинальную долю в размере 50 000 тенге (50% доли) уступать он не вправе, а только лишь оплаченную ее часть, т.е. любой размер доли до 25%. При невозможности продажи невнесенной части вклада в срок, установленный решением общего собрания участников ТОО (не более 1 года со дня регистрации ТОО), на эту сумму уменьшается уставный капитал ТОО и соразмерно изменяются доли участников в уставном капитале ТОО (ч. 2 п. 4 ст. 24 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

Важно помнить, что учредительными документами ТОО может быть (п. 3 ст. 28 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»):

  • ограничен максимальный размер доли, которая может принадлежать одному участнику ТОО;

  • ограничена возможность изменения соотношения долей участников ТОО.

Способ, когда участник ТОО продающий, или иным образом уступающий свою долю в ТОО участникам данного ТОО, либо третьим лицам, для самого ТОО является наиболее простым по следующим основаниям:

  • размер уставного капитала ТОО не меняется (его не нужно уменьшать, как, например, при выкупе);

  • ТОО не принимает участия в расчетах между выбывающим участником и приобретающими лицами.

Принятие новых участников с увеличением уставного капитала ТОО

При принятии в состав ТОО новых участников происходит увеличение уставного капитала ТОО, при этом, по общему согласию участников ТОО, происходит перерасчет долей всех участников в уставном капитале ТОО. При этом, в случае, если увеличение уставного капитала не состоялось (например, в следствии не извещения регистрирующего органа – территориального органа Министерства юстиции РК – об увеличении уставного капитала), третье лицо, намеревавшееся вступить в ТОО и внесшее свой вклад, вправе требовать от ТОО возврата вклада и уплаты неустойки за неправомерное пользование чужими деньгами (ст. 353 Гражданского кодекса РК).

Полное погашение товариществом доли участника (выкуп доли)

В результате полного погашения товариществом доли участника ТОО происходит уменьшение уставного капитала ТОО, при этом доли остальных участников ТОО соразмерно изменяются (ст. 27 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»). При выкупе доли ТОО цена доли определяется соглашением сторон, а при недостижении соглашения – судом.

ТОО, по решению общего собрания участников ТОО, вправе, вместо погашения доли, при нежелании участников приобрести долю, выкупленную ТОО у выбывшего участника, — продать эту долю от имени товарищества третьему лицу.

Выкуп доли участника ТОО может также наступить при:

  • принятии общим собранием участников ТОО решения о внесении участниками дополнительных взносов в имущество ТОО и при отказе участников от принятия участия в голосовании по этому вопросу, либо в воздержании по рассматриваемому вопросу, – в этом случае такие участники вправе потребовать выкупа их долей участниками, голосовавшими за внесение дополнительных взносов. Участники, голосовавшие за дополнительные взносы, выкупают доли пропорционально своим долям в уставном капитале ТОО, при этом дополнительные взносы вносятся только по окончании расчетов с участниками, заявившими требование о выкупе их долей (п. 1 ст. 39 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»);
  • не присутствии участников на общем собрании участников ТОО при решении данным собранием вопроса о реорганизации ТОО, либо голосовавшие против такого решения, — в этом случае такие участники вправе требовать выкупа своих долей участниками, голосовавшими за реорганизацию ТОО (ст. 66 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

Принудительный выкуп доли

При причинении участником ТОО существенного вреда (вред, устранение последствий которого для ТОО или его участников становится затруднительным или невозможным) товариществу, ТОО, помимо требования о возмещении вреда и постановки вопроса о принудительном выкупе товариществом доли виновного участника, причинившего вред, вправе также требовать выбытия его из числа участников. Принудительный выкуп доли производится в судебном порядке по рыночной цене, определенной независимым оценщиком.

Переход долей участников-физических лиц по наследству и правопреемство долей участников-юридических лиц

По общему установленному законом правилу, доля (ее часть) умершего участника ТОО переходит к его наследникам. Однако, учредительными документами ТОО, его участниками, могут быть предусмотрены и ограничения в этом правиле, в этом случае будут действовать условия учредительных документов ТОО. Переход доли наследникам и ее раздел между несколькими наследниками производится в соответствии с нормами наследственного права (подробнее читайте в статье «Переход доли участника ТОО его наследникам в порядке наследования»). При отказе наследников от вступления в число участников ТОО, либо отказе ТОО в таком принятии, наследникам выплачивается стоимость принадлежащей на основе правопреемства доли в имуществе, определяемом на день смерти участника ТОО (ч. 2. п. 30 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании»).

При реорганизации юридического лица в формах:

  • слияния, присоединения или преобразования — доля в уставном капитале ТОО переходит к правопреемнику реорганизованного юридического лица (т.е. к юридическому лицу, принимающему на себя все имущественные права, обязанности, долги от реорганизованного юридического лица);
  • разделения юридического лица, выделении из его состава нового юридического лица (новых юридических лиц) — доля переходит к правопреемникам юридического лица в соответствии с разделительным балансом (ст. 47 Гражданского кодекса РК).

При несогласии общего собрания участников ТОО на переход доли к правопреемникам юридического лица, ТОО обязано выкупить данную долю.

Прием в ТОО нового участника производится с соблюдением требований закона, устава и учредительного договора ТОО и оформляется договором о присоединении к учредительному договору (подробнее читайте в статье «Договор о присоединении к учредительному договору ТОО»), который подписывается уполномоченным руководителем органа товарищества и вступившим участником. Новый участник считается присоединившимся к учредительному договору ТОО и к его уставу с учетом изменений в этих документах, которые вытекают из условий договора о присоединении.

В заключении отметим, что смена состава участников ТОО влечет за собой обязательную перерегистрацию ТОО (п.п. 6 п. 2 ст. 14 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью), в следствии чего необходимо вносить соответствующие изменения в учредительные документы ТОО, а обязательное наличие в учредительном договоре ТОО порядка перехода долей участников ТОО, прямо предусмотрено законом, являясь императивной нормой, а не диспозитивной, т.е. обязательным, подлежащим выполнению требованием, а не рекомендованным. В этой связи, правовой разбор положений законодательства в отношении способов изменения состава участников ТОО, осуществленный нами в данной статье, как мы считаем, представляет собою определенную практическую ценность.

Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК). В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация

юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно

было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом

удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ПС Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх