Куперс

Бухучет и анализ

Про ТТН

Накладные — транспортная и товарно-транспортная

Согласно положениям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и информации Минфина России № ПЗ-10/2012 не обязательно использовать унифицированные формы первичных учетных документов, кроме форм, установленных уполномоченными органами.

С 1 января 2013 года к ним относятся, например, кассовые документы.

Но многие из унифицированных форм продолжают применяться при оформлении документов, например, связанных с доставкой товара автомобильным транспортом.

Одна из них — товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (далее — ТТН), которая утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Форма ТТН состоит из товарного раздела, который заполняется грузоотправителем и определяет его взаимоотношения с грузополучателем, и транспортного раздела, заполняемого грузоотправителем и грузоперевозчиком.

Обращаем внимание, что в определенных случаях ТТН является обязательным сопроводительным документом. Например, для подтверждения легальности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Еще одним транспортным документом, действующим с 25 июля 2011 года, является транспортная накладная. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство утвердило Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

В них приведена форма транспортной накладной и порядок ее заполнения. Эта накладная оформляется для подтверждения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ), а также может служить первичным документом, подтверждающим расходы на такую перевозку. Подробнее о транспортной накладной читайте на сайте.

Основное отличие транспортной накладной от ТТН состоит в том, что в ней отсутствует товарный раздел.

Нет, налоговики не правы. Хотя, на практике действительно встречаются случаи, когда инспекторы требуют подтвердить расходы на доставку товаров при самовывозе товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Однако суды это мнение не разделяют (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Восточно-Сибирского округа от 13.01.2011 № А19-3787/2010, Центрального округа от 11.02.2011 № А68-4748/08-108/13 и Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 № А53-2634/2009). Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.05.2010 № А55-14780/2008 указал, что обязанность по оформлению товарно-транспортных накладных возникает у грузоотправителя только в случае осуществления перевозки товаров силами автотранспортной организации по договору перевозки груза. Если же доставка товаров осуществляется транспортом покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления товарно-транспортных накладных не требуется.

Минфин России также считает, что при самовывозе ни транспортная, ни товарно-транспортная накладная не нужна. Ведь услуги по перевозке покупателю не оказываются. Затраты на перевозку груза при самовывозе и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом (письма от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540 и от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500). Заметим, что отсутствие товарно-транспортной накладной в подобной ситуации не может служить основанием и для отказа в принятии к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (письмо Минфина России от 30.10.2012 № 03-07-11/461).

Мы полностью согласны с тем, что при самовывозе товарно-транспортную накладную оформлять не нужно. Ведь из указаний по заполнению формы № 1-Т следует, что товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя и определяет взаимоотношения грузоотправителей, пере-

возчиков и грузополучателей. В случае самовывоза товара покупатель перевозит свой собственный товар. То есть и грузоотправителем, и перевозчиком, и грузополучателем является он сам. Поэтому составление товарно-транспортной накладной не имеет никакого смысла. И даже если налоговики будут настаивать на обратном, есть все шансы отстоять свою позицию в суде.

МІНІСТЕРСТВО ІНФРАСТРУКТУРИ УКРАЇНИ

НАКАЗ

03.06.2019 № 413

Зареєстровано в Міністерстві
юстиції України
21 червня 2019 р.
за № 649/33620

Про затвердження Змін до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні

Відповідно до статті 47 Закону України «Про автомобільний транспорт», підпункту 37 пункту 4 Положення про Міністерство інфраструктури України, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 30 червня 2015 року № 460 (зі змінами), з метою вдосконалення нормативно-правової бази у галузі автомобільного транспорту та усунення надмірного державного регулювання у сфері автомобільних перевезень НАКАЗУЮ:

1. Затвердити Зміни до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні, затверджених наказом Міністерства транспорту України від 14 жовтня 1997 року № 363, зареєстрованим у Міністерстві юстиції України 20 лютого 1998 року за № 128/2568 (зі змінами), що додаються.

2. Департаменту стратегічного розвитку дорожнього ринку та автомобільних перевезень забезпечити:

оприлюднення цього наказу на офіційному веб-сайті Міністерства інфраструктури України;

подання цього наказу в установленому порядку на державну реєстрацію до Міністерства юстиції України.

3. Цей наказ набирає чинності з дня його офіційного опублікування.

4. Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою.

Міністр

В. Омелян

ПОГОДЖЕНО:
Голова Державного агентства з питань
електронного урядування України
Голова Державної регуляторної
служби України
Голова Національної поліції України
В.о. Міністра охорони здоров’я України
Голова Державної служби України
з безпеки на транспорті
Заступник Міністра аграрної політики
та продовольства України з питань
європейської інтеграції

О. Риженко
К. Ляпіна
С.М. Князєв
У. Супрун
М. Ноняк
О. Трофімцева

ЗАТВЕРДЖЕНО
Наказ Міністерства
інфраструктури України
03 червня 2019 року № 413

Зареєстровано в Міністерстві
юстиції України
21 червня 2019 р.
за № 649/33620

ЗМІНИ
до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні

1. Абзац двадцять сьомий глави 1 викласти в такій редакції:

«Товарно-транспортна накладна — єдиний для всіх учасників транспортного процесу документ, призначений для обліку товарно-матеріальних цінностей на шляху їх переміщення, розрахунків за перевезення вантажу та обліку виконаної роботи, та є одним із документів, що може використовуватися для списання товарно-матеріальних цінностей, оприбуткування, складського, оперативного та бухгалтерського обліку, що може бути складений у паперовій та/або електронній формі та має містити обов’язкові реквізити, передбачені цими Правилами.».

2. Пункт 8.26 глави 8 викласти в такій редакції:

«8.26. Вантаження і розвантаження вважаються закінченими після надання водієві належним чином оформлених товарно-транспортних накладних, оформлених у паперовій та/або електронній формі, на навантажений або вивантажений вантаж.».

3. Главу 11 викласти в такій редакції:

«11. Правила оформлення документів на перевезення

11.1. Основним документом на перевезення вантажів є товарно-транспортна накладна, форму якої наведено в додатку 7 до цих Правил.

Товарно-транспортну накладну суб’єкт господарювання може оформлювати без дотримання форми, наведеної в додатку 7 до цих Правил, за умови наявності в ній інформації про назву документа, дату і місце його складання, найменування (прізвище, ім’я, по батькові) Перевізника та/або експедитора, замовника, вантажовідправника, вантажоодержувача, найменування та кількість вантажу, його основні характеристики та ознаки, які дають можливість однозначно ідентифікувати цей вантаж, автомобіль (марка, модель, тип, реєстраційний номер), причіп/напівпричіп (марка, модель, тип, реєстраційний номер), пункти навантаження та розвантаження із зазначенням повної адреси, посади, прізвища та підписів відповідальних осіб вантажовідправника, вантажоодержувача, водія та/або експедитора.

Оформлення товарно-транспортної накладної в електронній формі (далі — е-ТТН) здійснюється відповідно до абзацу четвертого цього пункту.

Е-ТТН підписується за допомогою електронного підпису (далі — ЕП) водія та/або експедитора, відповідальних осіб вантажовідправника, вантажоодержувача.

Створення, відправлення, передавання, одержання, зберігання, оброблення, використання, знищення е-ТТН здійснюється відповідно до Законів України «Про електронні документи та електронний документообіг», «Про електронні довірчі послуги».

Сторони можуть внести до товарно-транспортної накладної будь-яку іншу інформацію, яку вони вважають необхідною.

Залежно від виду вантажу та його специфічних властивостей до основних документів додаються інші (сертифікати, свідоцтва тощо), що визначається правилами перевезень зазначених вантажів, у паперовому та/або електронному вигляді.

У разі оформлення е-ТТН супровідні документи також додаються в електронній формі. У разі оформлення товарно-транспортної накладної у паперовій формі супровідні документи додаються в паперовій формі за підписом відповідальних осіб.

11.2. Оформлення перевезень вантажів товарно-транспортними накладними здійснюється незалежно від умов оплати за роботу автомобіля.

11.3. Товарно-транспортну накладну на перевезення вантажів автомобільним транспортом виписує Замовник (вантажовідправник) у трьох примірниках.

Замовник (вантажовідправник) засвідчує всі примірники товарно-транспортної накладної підписом.

Засоби, що використовуються для реєстрації та обробки даних е-ТТН, мають відповідати вимогам Закону України «Про технічні регламенти та оцінку відповідності» та забезпечувати захист інформації відповідно до Законів України «Про захист персональних даних», «Про захист інформації в інформаційно-телекомунікаційних системах».

11.4. Після прийняття вантажу згідно з товарно-транспортною накладною водій (експедитор) підписує всі її примірники.

11.5. У разі використання товарно-транспортної накладної у паперовій формі перший примірник товарно-транспортної накладної залишається у Замовника (вантажовідправника), другий — водій (експедитор) передає вантажоодержувачу, третій примірник, засвідчений підписом вантажоодержувача, передається Перевізнику.

У разі використання е-ТТН Замовник (вантажовідправник) друкує, підписує і надає водію (експедитору Перевізника) в одному примірнику паперову копію е-ТТН, відповідно до вимог Закону України «Про електронні документи та електронний документообіг» для пред’явлення особам, уповноваженим здійснювати контроль на автомобільному транспорті та у сфері безпеки дорожнього руху.

Водій (експедитор Перевізника) ставить свій підпис на паперовій копії е-ТТН про прийняття ним вантажу для перевезення.

11.6. У тих випадках, коли в товарно-транспортній накладній немає можливості зазначити всі найменування вантажу, підготовленого для перевезення, до такої накладної Замовник додає документ довільної форми з обов’язковим зазначенням відомостей про вантаж (графи 1–10 товарно-транспортної накладної).

У таких випадках в товарно-транспортній накладній зазначається, що до неї додається як товарний розділ документ у паперовій або електронній формі, без якого товарно-транспортна накладна вважається недійсною і не може використовуватись для розрахунків із Замовником.

11.7. Час прибуття (вибуття) автомобіля для завантаження і розвантаження Замовник зобов’язаний зазначати відповідно до пунктів 8.25, 8.26 глави 8 цих Правил.

11.8. У разі перевантаження вантажу в процесі перевезення на інший автомобіль складається акт довільної форми в паперовій або електронній формі, в якому обов’язково зазначаються:

повне найменування, місцезнаходження (для юридичних осіб) або прізвище, ім’я, по батькові, місце проживання (для фізичних осіб — підприємців) власника транспортного засобу, який прийняв вантаж;

прізвище, ім’я, по батькові водія, який прийняв вантаж;

реєстраційний номер транспортного засобу Перевізника, який прийняв вантаж;

реєстраційний номер транспортного засобу Перевізника, який здав вантаж.

Акт складається у двох примірниках, які підписують представники (водії) обох Перевізників (по одному для кожного), проставляючи особисті підписи або ЕП.».

4. У главі 15:

1) пункт 15.1 після слів «оформлюються актом» доповнити словами «, що може бути складений у паперовій або електронній формі,»;

2) у пункті 15.6 слово «записується» замінити словом «зазначається».

5. У главі 16:

1) пункт 16.2 викласти в такій редакції:

«16.2. Під час перевезень вантажів автомобільним транспортом право на пред’явлення Перевізнику претензій мають:

а) вантажовідправник або вантажоодержувач — у разі втрати вантажу і за умови подання товарно-транспортної накладної з підписом водія (експедитора Перевізника) про прийняття ним вантажу для перевезення або е-ТТН;

б) вантажоодержувач — у разі недостачі, зіпсуття або ушкодження вантажу і за умови подання товарно-транспортної накладної із відповідними записами або відповідного акта, якщо такий акт складався, або у разі подання е-ТТН з відповідними записами та/або акта в електронній формі;»;

2) абзац другий пункту 16.10 після слів «належним чином засвідчених копіях» доповнити словами «, крім е-ТТН».

6. Пункт 17.25 глави 17 після слів «засвідчивши її своїм підписом» доповнити словами «(або ЕП у разі оформлення е-ТТН)».

7. У тексті глав 17, 19, 20, 24, 25 слово «виписувати» в усіх відмінках та числах замінити словом «надавати» у відповідних відмінках та числах.

8. У додатках до Правил:

1) у пункті 2.3.4 додатка 1 слово «відмічати» замінити словом «зазначати»;

2) додаток 7 до Правил викласти в новій редакції, що додається;

3) у тексті додатків:

літери «М.П.» виключити;

після слова «підпис» доповнити словами «/електронний підпис».

Директор Департаменту
стратегічного розвитку
дорожнього ринку
та автомобільних перевезень

В. Сасін

Додаток 7
до Правил перевезень вантажів
автомобільним транспортом в Україні
(пункт 11.1 глави 11)

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНА НАКЛАДНА

CMR — международная транспортная накладная. Документ, обязательный при международной перевозке грузов

Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — самый важный документ в международных перевозках. CMR — фактическое доказательство международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.

Как расшифровывается CMR

Наименование «CMR» — аббревиатура французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route».
В РФ принято название «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958 г. .
В разных странах CMR (международная товарно-транспортная накладная) CMR называют по-разному:

В 1978 году в КДПГ включен ряд изменений, касающихся страхования груза и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер суммы к возмещению не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR).

Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах (одна из которых входит в Конвенцию).
Ни одна международная автомобильная перевозка и/или грузоперевозка не обходится без международной транспортной накладной.
Многие рассматривают CMR как простую формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.

Упускают, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы, но, досконально определяет права и ответственность участников международной автомобильной перевозки.

Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на международную транспортную накладную поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».
В любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ.
В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.

Компании-участники международных перевозок обращаются к декларации КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки.

Сколько экземпляров СMR необходимо

Международную транспортную накладную составляют минимум в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если один экземпляр международной транспортной накладной захочет оставить у себя таможня (а это бывает часто).
В данном документе собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.

ТТН или обязательство оформления транспортных документов

В статье «Подводные камни самовывоза» мы выяснили, что в случае EXW продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), а в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.

Вот о транспортных документах и пойдет речь в этой статье, а точнее кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом. Какие документы подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен.

В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название — материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»).

Документом на перевозку грузов автотранспортом на территории РФ согласно действующему законодательству является Товарно — транспортная накладная (ТТН).

ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен оформлять перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов «F» по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов «C» или «D», то к обязанностям продавца добавляется еще заключение договора перевозки и его оплата.

————————-

Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и об этом речь пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, ибо в большинстве случаев можно провести аналогию, а в частности — нельзя объять необъятное.

Договор перевозки с перевозчиком.

Договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком. Группы терминов «F», «C» или «D» по Инкотермс. В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки продавец или покупатель – обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, т.е. на продавце (поставщике). При автоперевозках документом будет Товарно — транспортная накладная (ТТН) по утвержденной Форме 1-Т.

Юридическая справка.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.»

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденной сторонами — Минфин СССР N 156, Госбанк СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранс РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Примечание. Указанным Постановлением Госкомстата изменена и утверждена Форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой Инструкции осталось Приложение N 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно – транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».

В соответствии с вышеуказанной Инструкцией:

Товарно — транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:

— первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно- материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

— второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно- материальных ценностей у получателя груза;

— третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.

Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.

Кстати, при необходимости, в любую форму, утвержденную Госкомстатом можно вносить дополнения. Т.е. если не хватает каких-то строк или столбцов — вносите дополнительно.

Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.

В случае, когда Договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор перевозки (необязательно);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры (2-й и 3-й экземпляры, если договор перевозки заключался покупателем, например при FCA);

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)

— Счет на оплату;

— Акт выполненных работ*;

— Счет-фактура.

——————————————

Наличие товарно-транспортной накладной является обязательным, а вот наличие акта об оказании услуг обязательным не является, поскольку ПЕРЕВОЗКА и ЭКСПЕДИРОВАНИЕ по нормам (п.2 Главы 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке, как документ, не предусмотрен.

Налоговые органы своим письмом от 30.04.2004 г. № 04-02-05/1/33 так же признали, что: акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

Договор перевозки через посредника

Если базис поставки EXW, а Договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будет поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. (См. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни)

В сопроводительных документах отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и Счет-фактуре) в графе «грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.

Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп «F», «C» или «D», то кто будет выписывать транспортный документ, зависит от вида договора с посредником.

Договор перевозки через агента

Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае — ТТН) целиком и полностью ложиться на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы продавца.

Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет клиент, ибо ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае заключается в том, как подтвердить целесообразность оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут то и пригодиться возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, внести в ТТН строку «основание», в которую вписывать агента и реквизиты договора с ним.

В случае, когда Договор перевозки заключен с перевозчиком через агента для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор агентирования;

— Договор перевозки (необязательно*);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры;

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)

— Счет(а) на оплату;

— Отчет агента;

— Акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно*);

— Акт выполненных работ с агентом;

— Счет-фактура – 2 шт.

——————————————

* См. примечание к Договору перевозки с перевозчиком.

Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре, т.к. для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ. А это уже другой вид договора — экспедиторский.

Договор перевозки с экспедитором.

Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.

Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:

— деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.

— экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за груз и перевозку в целом.

Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.

Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.

Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от своего имени.

Полная цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).

Нужно отметить, что по «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» товарно-транспортная накладная (ТТН) заполняется грузоотправителем груза. В данном случае грузоотправителем будет не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно, за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору».

ТМЦ передаются экспедитору, по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме, с соблюдением необходимых условий (см. Перечень экспедиторских документов. См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов).

По «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, ТМЦ, переданные экспедитору, как раз и списывает экспедитор по ТТН.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор транспортной экспедиции (необязательно);

— Поручение экспедитору (заявка клиента);

— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);

— Акт выполненных работ*;

— Счет-фактура**.

—————————————-

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

**Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.

Если накладную на перевозку (ТТН) для перевозчика выписывает сам экспедитор, то третий экземпляр должен к нему же и вернуться, для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком.

Подтверждением получения товара покупателем является накладная ТОРГ-12 с исполнением, которую покупатель обязан отправить продавцу. А в случае если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из группы «D», у экспедитора будет еще и обязанность возвратить ТОРГ-12 с исполнением, как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. Также к иным услугам относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением.

На иные услуги экспедитор должен быть уполномочен. Полномочия необходимо заранее прописать в договоре. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если Экспедитор и Перевозчик это одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор (перевозчик); Экспедитор (перевозчик) – Получатель (покупатель).

В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента.

В соответствии с п.4 Статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

В соответствии с п.2 Статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить Грузоотправитель.

Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строку «Грузоотправитель» и строку «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?

Выход из этой запутанной ситуации на самом деле есть и достаточно прост.

Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор.

В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности № дата (указываются реквизиты выданной доверенности).

Клиентом может быть как Покупатель, так и Продавец, в зависимости от того на какой термин Инкотермс имеется ссылка в договоре купли-продажи.

Добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа.

Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.

Накладная подписывается представителем экспедитора и ставится печать тоже экспедитора. Количество оформляемых ТТН — 5 экземпляров. Два т.н. 3-х экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор обязан впоследствии передать Клиенту.

В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор транспортной экспедиции (необязательно);

— Поручение экспедитору (заявка клиента);

— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);

— ТТН 3-й экземпляр;

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1);

— Акт выполненных работ с перевозчиком*;

— Акт выполненных работ с экспедитором*;

— Счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет Клиент);

— Счет-фактура от экспедитора.

—————————————-

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

Экспедиторский документ.

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ.

И это несмотря на то, что во всем мире грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок с начала XIX века.

Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона — «Modelle FIATA» (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. — РАМЭ, 1998).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статья 2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие «Правила транспортно-экспедиционной деятельности».

Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Но с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс РФ обнародовал проект данных правил, статус их так и не изменился (См. статью Транспортная экспедиция – борьба без правил).

Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора.

Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.*

———————————

* Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены. См. статью Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…

См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

Нюансы.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке «Приложение», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.

В товарном разделе ТТН, в строках, отражающих прием — передачу груза, в правой части, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Строка, в которой указываются реквизиты доверенности, заполняется только в условиях, когда товарно — материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту по доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12). Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.

Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам (См. Груз и ТМЦ это две большие разницы).

Водитель свое право на получение груза подтверждает Путевым листом.

Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель», вместо «Груз получил грузоотправитель».

Утвержденная форма путевого листа индивидуального предпринимателя отрывного талона заказчика не имеет, талон заказчика предусмотрен формой N 4-П.

Если Акт выполненных работ не оформляется, то экспедиторский документ, форма которого не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале «ЛОГИСТИК&система»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх