Куперс

Бухучет и анализ

Проблемы налогообложения страховых организаций

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека — потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

Страховые организации являются структурным элементом страхового рынка. Именно в данной организации осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

Место страховых организаций в структуре страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Страховые организации имеют устойчивые финансовые отношения с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где данные организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы. Вместе с тем широкий круг отношений связан с участием страховых организаций в налогообложении.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также в результате поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Налоговые поступления от страховых организаций ежегодно возрастают. Наибольшие налоговые поступления по субъектам РФ приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему и способствовать оптимизации страхового рынка.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» трактует страхование, как отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты и т.д. Их страховая деятельность регулируется вышеназванным Законом об организации страхового дела.

Для страховых организаций, так же как и для банков, исходя из специфики вида деятельности, наряду с общими правилами исчисления и уплаты налога на прибыль предусмотрены особенности, касающиеся формирования налоговой базы и ведения налогового учета (ст. 293, 294, 294.1, 330 НК РФ).

К доходам страховой организации, учитываемым для целей обложения налогом на прибыль, кроме доходов, предусмотренных ст. 249, 250 НК РФ, относятся специфические доходы от страховой деятельности. Ими являются следующие доходы.

1. Страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования.

Под сострахованием понимается страхование одного и того же объекта несколькими страховщиками по одному договору страхования. При этом в договоре должны содержаться условия, определяющая права и обязанности каждого страховщика.

Важно заметить, что страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика и состраховщика только в размере их доли страховой премии, установленной в договоре сострахования.

Перестрахование — это вид страховой деятельности. Перестрахование представляет собой деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате. При этом страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования. Страхователями выступают юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования, перестрахования являются платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Страховщики при определении размера страховой премии применяют разработанные ими страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, предусматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

2. Суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах.

Страховые резервы формируются страховщиками для обеспечения исполнения обязательств по страхованию и перестрахованию. Резервы по страхованию (за исключением страхования жизни) образуются по Правилам формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденным приказом Минфина России от 11 июня 2002 г. № 51 и.

3. Вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования.

Тантьема (от франц. — tantieme) — это особая форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика за предоставление участия в перестраховочных договорах и осмотрительное ведение дела. Тантьема выплачивается ежегодно в определенном проценте от суммы чистой прибыли, полученной перестраховщиком от прохождения перестраховочных договоров, в которых он участвует.

  • 4. Возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование. Перестраховщик участвует в убытках страхователя в части, соответствующей условиям договора перестрахования, а также несет свою долю расходов по урегулированию убытка. Поскольку ответственным перед страхователем в полном объеме является прямой страховщик, перестраховщик обязан возместить цеденту (т.е. прямому страховщику) свою долю в страховых выплатах.
  • 5. Суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование.

Депо премия — часть премии, причитающаяся страховщику и удерживаемая перестрахователем в качестве гарантии выполнения обязательств, предусмотренных по договору перестрахования. Выплачивается перестраховщику полностью при прекращении договора.

  • 6. Вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования.
  • 7. Доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя к лицам, ответственным за причиненный ущерб.
  • 8. Суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решению суда.
  • 9. Вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера.

Страховыми агентами называются постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или коммерческие организации, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем, действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры — это юридические или физические лица (предприниматели), осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

10. Вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера и аварийного комиссара. Эти доходы связаны с оказанием страховщиками друг другу агентских услуг (например, содействие в оценке страхового риска, определение страховой стоимости имущества, оценке последствий страховых случаев и урегулировании страховых выплат и т.д.).

Сюрвейер (от англ. — surveyor) — эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. Сюрвейер дает заключение о состоянии осматриваемого имущества, определяет характер и размер его повреждения и т.п. Рапорт, составляемый сюрвейером, содержит результаты осмотра им застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. В случае повреждения судов и грузов сюрвейер в рапорте указывает причины, характер и размер такого повреждения.

Аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Аварийный комиссар осуществляет следующие функции:

  • 1) проводит осмотр поврежденного имущества;
  • 2) устанавливает характер, причины и размер понесенного убытка;
  • 3) по указанию страховщика занимается реализацией поврежденного имущества;
  • 4) осуществляет розыск пропавшего имущества;
  • 5) собирает информацию о местном страховом рынке.

По поручению страховщика аварийный комиссар может оплачивать убытки за счет страховщика до определенной суммы, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и осуществлять счет груза. По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат или доклад.

  • 11. Суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения.
  • 12. Другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности (доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств и т.д.).

Доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условия договора страхования, сострахования, перестрахования. При этом не принимается во внимание порядок уплаты страхового взноса, указанный в договоре.

Иной порядок признания доходов предусмотрен только в отношении страховых взносов по договорам долгосрочного страхования жизни, по которым доходы в виде части страховых взносов признаются в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями договора.

Налоговое законодательство не ограничивает право страховых организаций на определение даты получения дохода по кассовому методу при соблюдении установленных п. 1 ст. 273 IIK РФ условий. Такое право у них может возникнуть, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Страховые организации, перешедшие на кассовый метод определения доходов и расходов, должны отслеживать сумму своей выручки. При превышении ее величины над установленным предельным размером (1 млн руб.) налогоплательщик обязан перейти на метод начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Однако основным методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли у страховых организаций является метод начисления.

Расходы страховых организаций, учитываемые при налогообложении прибыли

К расходам страховых организаций, помимо расходов, предусмотренных ст. 254-269 НК РФ, относятся также специфические расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности, предусмотренные ст. 294 НК РФ. Перечень расходов страховых организаций является открытым. Рассмотрим специфические расходы, возникающие при осуществлении страховой деятельности.

  • 1. Суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах). Страховые резервы формируются в законодательном порядке.
  • 2. Суммы отчислений в фонды, формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась РФ.
  • 3. Суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемые в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов.
  • 4. Страховые выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахования (выплаты рент, аннуитетов, пенсий и т.д.).

Аннуитеты — это вид займов, по которым кредитор получает доход (ренту), включающий погашение суммы долга и выплату процентов по нему. Различаются срочные и пожизненные аннуитеты.

Следующие расходы страховых организаций можно считать «зеркальным» отражением их специфических доходов:

  • — суммы страховых премий (взносов), вознаграждения и тантьемы, суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
  • — уплаченные вознаграждения состраховщику по договорам сострахования.

Следующая группа расходов является оплатой услуг организаций или физических лиц, связанных со страховой деятельностью:

  • — уплаченные вознаграждения за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;
  • — оплата услуг актуариев. Страховые актуарии — эго физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, резервов, оценке инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов;
  • — оплата услуг других специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, детективных услуг).

Страховые организации несут также другие расходы, связанные со страховой деятельностью.

Страховые выплаты по договорам включаются в состав расходов на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения страхователю по фактически наступившему страховому случаю.

Страховщики при исчислении налога на прибыль применяют общую ставку налога, в общеустановленном порядке могут переносить убыток на будущее и т.д.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Особенности налогообложения прибыли страховых организаций.
  • 2. Формирование доходов страховых организаций для целей налогообложения прибыли.
  • 3. Расходы страховых организаций при уплате налога на прибыль.
  • 4. Порядок признания доходов и расходов страховых организаций.
  • 5. Страховые резервы, порядок их формирования.

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Иванова, Ирина Витальевна

Результаты исследования страхового рынка показали, что потенциал ряда страховых компаний, как и рынка в целом, имеет тенденции к дальнейшему развитию. Повышение страховых премий напрямую зависит от роста доверия к страховым компаниям и страхованию в целом со стороны юридических и физических лиц, а также от расширения страхового портфеля компании, появления на рынке новых страховых продуктов. У ряда компаний Республики Башкортостан произошло усиление своих позиций на рынке за счет выправления страхового портфеля с перевесом в сторону одного страхового продукта (например, страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) к сбалансированности портфеля.

В общей структуре регионального страхового портфеля также произошли изменения: в связи с введением обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств увеличилась доля обязательного страхования (на 9 %); нормативное требование о специализации страховых компаний (проводящих только страхование жизни и прочие виды страхования) обусловило снижение доли страхования жизни на 20 %. Самой неразвитой отраслью страхования остается добровольное страхование ответственности (2 %). Структура страхового портфеля Республики Башкортостан представлена в таблице 6. X I X л с; го X о

О) а к с. о 5 X

ГО С 5 0

X X

1 ш о

X го а к и

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

72% 60%

58%

2003 годы

Рисунок 5 — Распределение страхового рынка Республики Башкортостан между страховыми компаниями, %

Финансовое положение региональных страховщиков можно оценить как неудовлетворительное: в 2003 г. балансовый убыток страховщиков составил 41,6 млн. рублей. Основными причинами появления убытка являются увеличение расходов на проведение нового вида страхования -страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — и мероприятий по увеличению уставных капиталов.

Происходит уменьшение количества заключенных договоров по добровольным видам страхования на 98 тыс. ед.: по личному страхованию на 34 тыс.ед., в том числе по страхованию жизни (на 7 тыс.ед.), имущественному, страхованию грузов, финансовых рисков, имущества граждан (на 64 тыс.ед.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система налогообложения страховой деятельности призвана решать задачи мобилизации части страховых ресурсов в бюджетную систему Российской Федерации и стимулирования развития страхования на основе расширения совокупности форм и видов страховых услуг. Однако, проведенный анализ системы налогообложения деятельности страховых организаций свидетельствуют о необходимости ее совершенствования.

В ходе диссертационного исследования, нами были подробно рассмотрены особенности сложившейся системы налогообложения деятельности страховых организаций, обусловленные спецификой страхования как экономической категории и сферы бизнеса. К числу наиболее значимых, из которых следует отнести:

• Определение налоговой политики государства в области страховой деятельности, как «щадящей», в силу большой социальной значимости страхования;

• Освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;

• Особый порядок налогообложения налогом на прибыль.

Эти особенности порождают ряд недостатков действующей системы налогообложения страховых организаций, наиболее значимыми, из которых являются:

• Приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения над фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней;

• Не прослеживается исполнение основных принципов налогообложения: принципов податного равенства, дешевизны налоговых служб, определенности, справедливости и удобности;

• Существующий в российской практике налог на прибыль страховых организаций уплачивается преимущественно с результатов инвестиционной деятельности;

Указанные обстоятельства, в свою очередь, являются основанием полагать, что сложившаяся система налогообложения далека от совершенства и требует незамедлительного вмешательства со стороны государства. В свою очередь, особенности системы налогообложения деятельности страховых организаций оказывает специфическое воздействие на развитие регионального страхового рынка.

Так, например, освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от уплаты налога на добавленную стоимость благоприятно воздействует на развитие региональных страховых рынков:

• Развитие добровольных видов страхования и, как следствие, рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования и развитие страхового рынка.

• Расширение филиальной и агентской сетей крупных федеральных страховых организаций и способствует развитию долгосрочных видов страхования жизни и здоровья граждан;

• Развитие долгосрочных видов страхования жизни и здоровья граждан;

• Разработка и внедрение новых видов страхования, удовлетворяющих потребности регионов в страховой защите

Вместе с тем, это порождает некоторые неблагоприятные аспекты развития региональных страховых рынков:

1 Увеличение лишь количества предлагаемых страховых услуг, а не улучшение их качества;

2 Отсутствие стимулов для сокращения собственных управленческих расходов и расходов на ведение дела (расходов по оказанию страховых услуг);

3 Заметный отток страховых средств (как источников инвестирования) из регионов, которое порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете;

4 Специализация региональных страховых компаний на имущественных видах страхования и страховании ответственности;

5 Первостепенную значимость имеют количественные показатели: величина собранных страховых премий и произведенных выплат, а не качественные: эффективность работы, отражающаяся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет.

Такой подход к системе налогообложения деятельности страховых организаций, а, следовательно, и к страховому рынку позволяет сделать вывод о существовании острой необходимости совершенствования системы налогообложения.

Подводя итоги, можно утверждать, что в региональном распределении страховой премии как одного из важнейших показателей страховой деятельности явно доминирует крупные федеральные страховщики (страховые организации Центрального ФО). Размер премии, аккумулированной этими организациями, в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств. Заметный отток страховых средств из регионов порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это — достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами, включая меры по соблюдению Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации, т.е. преимущественно в Центральном Федеральном округе. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли, с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам) и отсутствием у последних самостоятельного баланса. Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии.

Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств можно путем совершенствования действующей системы налогообложения

На основе анализа выявленных недостатков и рассмотрения существующих концепций совершенствования системы налогообложения страховых организаций, нами разработаны направления совершенствования (развития) системы налогообложения деятельности страховых организаций.

На наш взгляд, повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования, т.е. разработка и исполнение концепции постепенного изменения существующей системы налогообложения (в т.ч. ее отдельных подсистем и блоков) деятельности страховых организаций в зависимости от выявленных недостатков, включающее в себя:

• Совершенствование состава и структуры системы налогообложения страховых организаций;

• Совершенствование методов управления системой налогообложения деятельности страховых организаций.

Для реализации выбранного направления нами разработан альтернативный механизм налогообложения деятельности страховых организаций, предусматривающий введение налога на страховые взносы (премии) по обязательным и условно обязательным направлениям страхования, исходя из теоретического наполнения данной организационно-экономической и юридической категории налогового права, т.е. нами предложены все, законодательно устанавливаемые, необходимые элементы данного налога.

Кроме этого, нами предлагается осуществлять совершенствование методов управления системой налогообложения деятельности страховых организаций через:

• оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений,

• установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства,

• изменение организационной структуры налоговой администрации (создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность).

Однако в результате введения альтернативного механизма налогообложения, будет увеличен перечень налогов, взимаемых со страховых организаций, а тем самым и величина налогового бремени страховщиков.

Данные мирового опыты налогообложения показывают, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40 % дохода — эффективная налоговая система, которая обеспечивает потребности государства и не подрывает стимулов организаций к прекращению своей деятельности. По имеющимся в отечественной теории методикам было рассчитано налоговое бремя страховых организаций, которое составило: по мультипликативному методу — 0,2269 и 0,24 — по суммовому методу.

Таким образом, можно утверждать, что введение налога на страховые взносы по обязательным видам страхования не снизит эффективность системы налогообложения, так как рубеж эффективной ставки превышен не будет.

Более того, введение налога на страховые взносы позволит выравнивать налоговое бремя на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, не ущемлять интересы страховщиков и вместе с тем увеличить поступления в бюджет, упростить механизм налогообложения и контроля; сделать налогообложение более справедливым, так как оно распространяется на всех страховщиков, исключит нынешнюю возможность «уходить» от уплаты налога на прибыль.

Для расчета оптимальных ставок налога на страховые взносы, нами выявлены экономические и социальные факторы, определяющие диапазон ставок налога, обеспечивающий выравнивание налогового бремени по всем обязательным видам страхования.

К числу наиболее существенных факторов можно отнести:

• Экономические: о средний уровень изменения доли инвестиций в общем объеме ВВП о величина страхового тарифа,

• Социальные: о массовый характер страхования, о принадлежность средств, за счет которых совершается страхование, о социальная значимость отдельных видов страхования.

Так, минимальная ставка налога на страховые взносы в области личного страхования не должна быть менее 0,01 %, а в связи с социальной значимостью этих направлений — не более 2 %. Минимальная ставка налога на страховые взносы по обязательным видам страхования, охватывающих всех граждан и все юридические лица (носящие массовый характер), таких как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должна быть установлена не менее 0,1 %, В связи с социальной значимостью этих направлений страхования не должна превышать 5 %;

Минимальная ставка налога на страховые взносы по прочим обязательным и условно обязательным направлениям страхования должна быть не менее 2 %.

Таким образом, проведенные исследования функционирования регионального страхового рынка позволили сделать следующие выводы:

1. Формирование и развитие региональных страховых рынков способствует устойчивому социально-экономическому развитию регионов и их экономической безопасности, устраняет негативное влияние на экономику регионов производственных, финансовых, экологических, инновационных, политических рисков. Фонды региональных страховых рынков являются дополнительными источниками инвестиций в регион, способствующими повышению социальной защищенности населения и защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов. Развитый страховой рынок является необходимым условием вступления России в ВТО.

2. Выявленные особенности и проблемы функционирования и развития региональных страховых рынков, позволяют утверждать о необходимости совершенствования правового, организационного и экономического механизма управления страховым делом. Первостепенное место в круге проблем совершенствования государственной политики в области страхования занимает регулирование налогообложения деятельности страховых организаций.

3 Раскрытые особенности системы налогообложения деятельности страховых организаций, обусловленные спецификой страхования, такие как, определение налоговой политики государства в области страховой деятельности, как «щадящей», в силу большой социальной значимости страхования и освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения, свидетельствуют о необходимости ее совершенствования. К наиболее весомым недостаткам действующей системы налогообложения деятельности страховых организаций, прежде всего, автором отнесены: 1. приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения, нежели фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней; 2. не исполнение основных принципов налогообложения: принципов податного равенства, дешевизны, определенности, справедливости и удобности.

3. Обоснованные механизмы и особенности влияния специфики действующей системы налогообложения на развитие региональных страховых рынков оказывают негативное влияние не только на величину налоговых поступлений (не исполнение одной из важнейших функций налогообложения — фискальной), но и приводят к тому, что основная масса страховых премий, через непосредственно страхование, а также через систему перестрахования и сострахования уходит за пределы региона. Более того, сокращается уровень деловой активности (инвестиционной деятельности) страховщиков на региональном уровне, региональные страховщики постепенно поглощаются более сильными в финансовом плане компаниями;

4. Для эффективного формирования и развития региональных страховых рынков необходимо разработать направления совершенствования системы налогообложения деятельности страховых организаций с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет субъектов Российской Федерации и стимулирования развития региональных страховых рынков.

С этой целью разработан и предложен альтернативный механизм налогообложения деятельности страховых организаций посредством введения налога на страховые взносы (премии) по обязательным и условно обязательным направлениям страхования для удержания денежных средств, получаемых страховыми компаниями, в пределах региона и использование их для регионального развития и привлечения дополнительных инвестиций в региональную экономику в виде временно свободных средств страховых компаний.

Альтернативный механизм налогообложения позволяет выравнивать налоговое бремя на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, не ущемлять интересы страховщиков и вместе с тем увеличить поступления в бюджет, упростить механизм налогообложения и контроля; сделать налогообложение более справедливым, так как оно распространяется на всех страховщиков и исключает возможность «уходить» от уплаты налогов. Нами предложены все, законодательно устанавливаемые, необходимые элементы данного налога.

Определены экономические и социальные факторы, определяющие выявить диапазон ставок налога на страховые взносы по всем обязательным видам страхования.

5. Для расчета оптимальной величины ставок налога на страховые взносы по каждому обязательному и условно обязательному направлению страхования, нами разработана математическая модель. Данная модель позволяет рассчитать налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ по налогу на прибыль и налогу на страховые взносы (в случае его установления), предварительно выбрав оптимальные ставки налога на страховые взносы по каждому виду обязательного страхования.

Более того, модель позволяет определить оптимальную величину доли налога на страховые взносы, зачисляемую в бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет, так как в ходе реализации модели накладывается ограничение, что «величина налоговых поступлений в региональные бюджеты не должна увеличиваться за счет сокращения поступлений в федеральный бюджет». Это ограничение вызвано уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину уплаченных сумм налога на страховые взносы, а, следовательно, и уменьшением суммы налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет. Кроме того, разработанная модель позволяет рассчитать налоговые поступления по всем субъектам Российской Федерации и разработать сценарии социального и экономического развития не только страхового рынка Республики Башкортостан, но и каждого из них, в условиях действующего и альтернативного механизма системы налогообложения. А также создает предпосылки для определения приоритетных направлений развития региональных страховых рынков.

Новым этапом в налогообложении страховой отрасли стали изменения, внесенные в Налоговый кодекс в части реформирования подходов в налогообложении рынка страховых услуг, которое в течение последних лет заметно активизировалось и сейчас остается актуальной и чрезвычайно сложной задачей. Даже в странах с очень развитой экономикой до сих пор ведется диспут о налоговых решениях в этой сфере. В Украине основным фактором для реформирования системы налогообложения страховых услуг стали существующие широкие возможности для вывода за пределы страны крупных сумм денежных средств с использованием схем с участием страховых компаний. В этой статье предлагаем проанализировать, какие изменения, введенные с этого года, произошли в системе налогообложения страхового рынка.

Прибыль от страховой и нестраховой деятельности

В Налоговом кодексе с 01.01.2015 г. введена смешанная система обложения страховщиков 3-процентным налогом со страховых премий (страховых платежей) вместе с налогом на прибыль, полученную от осуществления всей хозяйственной деятельности страховщика (страховой, финансовой и другой), вместо использования налога со страховых премий и налога на прибыль от другой деятельности. Такое нововведение имеет целью обеспечить прекращение использования страховщиков для оптимизации налога на прибыль предприятий и в других финансовых схемах, дать толчок к развитию классического страхования и, конечно, увеличению бюджетных поступлений.

Отметим, что во многих развитых налоговых системах мира распространена практика параллельного применения налога на прибыль страховых компаний с определенной формой альтернативного налога на страховую деятельность. Кроме валового объема премий альтернативной базой налогообложения могут быть активы, капитал, объем страховых резервов и т. п. В большинстве этих стран прямой налог на прибыль сосуществует с налогом на валовый объем страховых премий без уменьшения его на объем перестраховочных платежей по договорам перестрахования, как это сегодня введено и в нашей стране.

Следовательно, Налоговым кодексом предусмотрено два объекта налогообложения страховщика: прибыль от страховой и нестраховой деятельности страховщика, облагаемая налогом по общей ставке 18%, и доход от страховой деятельности, для налогообложения которого применяются разные ставки. То есть под каждый объект налогообложения установлены разные правила и ставки. При этом, как определено в п. 136.5 ст. 136 Налогового кодекса, налог на доход от страховой деятельности является частью налога на прибыль.

Ставки налога на доход от страховой деятельности устанавливаются в следующих размерах:

  • 3% по договорам страхования от объекта налогообложения;
  • 0% по договорам долгосрочного страхования жизни, договорам добровольного медицинского страхования и договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договорам страхования дополнительной пенсии.

Обращаем внимание, что если раньше нулевая ставка применялась страховщиками только к доходам, полученным по договорам долгосрочного страхования жизни физических лиц, то теперь нулевая ставка применяется также к доходу, полученному по договорам добровольного медицинского страхования и договорам страхования дополнительной пенсии.

Что касается объекта обложения налогом с премий, то этот объект рассчитывается как сумма страховых платежей, страховых взносов, страховых премий, начисленных по договорам страхования и сострахования.

Таким образом, входящие перестраховочные премии в объект налогообложения не включаются (для некоторых компаний база налогообложения частично уменьшается), но главной особенностью является запрет уменьшать объект налогообложения на исходящие перестраховочные суммы по договорам перестрахования, как это было разрешено в предыдущей редакции Налогового кодекса.

То есть перестрахование полностью исключено из объекта налогообложения. На налогообложение прибыли от страховых операций это не повлияет, поскольку по новым правилам определение налогооблагаемой прибыли основывается на данных бухгалтерского учета, который именно предусматривает вычитание долей перестраховщика.

Также главным отличием от предыдущей редакции является исключение из указанного объекта налогообложения других, нежели страховые премии, доходов от страховой деятельности (перечень которых содержался в пп. 156.1.1 п. 156.1 ст. 156 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.): инвестиционный доход, начисленный страховщиком от размещения денежных средств резервов страхования жизни; суммы вознаграждений, причитающихся страховщику по заключенным договорам страхования, сострахования, перестрахования; доходы от реализации права регрессного требования страховщика к страхователю или иному лицу, ответственному за причиненные убытки в части превышения над выплаченными страховыми возмещениями, и другие доходы, начисленные страховщиком в пределах страховой деятельности.

Идея параллельного применения прямого налога на прибыль с налогом с премий очень полезна для Украины, поскольку в отечественной системе альтернативный налог способствует защите поступлений в бюджет, а также служит дополнительным инструментом на период налаживания механизмов начисления налога на прибыль страховщика. Для этого страховая компания должна рассчитать свои обязательства по двум налогам с учетом соответствующих корректировок.

К тому же если раньше страховщики уплачивали налог на прибыль только от иной, нежели страховая, деятельности, у них не было возможности списывать убытки от страховой деятельности на другие доходы. Сейчас это разрешено, и те компании, у которых были большие выплаты страховых возмещений и убыток от страховой деятельности, смогут этот убыток перекрыть за счет инвестиционного дохода или других доходов.

Корректировка финансового результата

По общему правилу объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая устанавливается путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие согласно положениям Налогового кодекса.

Для страховщиков налогооблагаемая прибыль определяется по данным бухгалтерского учета, который компании должны вести в соответствии с международными стандартами финансового учета. За отправную точку берут финансовый результат до налогообложения, подлежащий соответствующим корректировкам, которые или увеличивают, или уменьшают эту сумму.

Подпунктом 141.1.1 п. 141.1 ст. 141 Налогового кодекса установлен самый важный корректирующий показатель — это начисленный страховщиком налог на доход по ставке 3%, который определен как разница, уменьшающая финансовый результат до налогообложения такого страховщика.

Для страховщиков в подпунктах 141.1.3 — 141.1.5 п. 141.1 ст. 141 Налогового кодекса предусмотрены три вида налоговых разниц, согласно которым финансовый результат до налогообложения корректируется относительно страховых резервов:

  • корректировка (уменьшение) технических или математических резервов;
  • расходы на формирование технических или математических резервов;
  • корректировка в связи с созданием и использованием страховщиками других резервов (обеспечений).

Что касается первого вида разниц, то к финансовому результату до налогообложения прибавляется сумма корректировки (уменьшения) страховых резервов (технических или математических) в соответствии с методикой, которая определяется Нацкомфинуслуг (пп. 141.1.3 п. 141.1 ст. 141 Налогового кодекса), и вычитается сумма корректировки (уменьшения) страховых резервов (технических или математических), на которую увеличился финансовый результат до налогообложения в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.

По второму виду разниц к финансовому результату до налогообложения прибавляется сумма расходов на формирование страховых резервов (технических или математических) в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и вычитается сумма страхового резерва (технического или математического), сформированного в размере и порядке, предусмотренных вышеуказанной методикой.

По третьему виду разниц корректировка финансового результата осуществляется в порядке, установленном п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса, то есть по общим правилам для обеспечений.

Отметим, что в соответствии с пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 этого Кодекса для плательщиков налога, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определеный по правилам бухгалтерского учета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн. грн., объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошедших налоговых (отчетных) лет), определенные согласно положениям раздела ІІІ этого Кодекса.

Формирование страховых резервов

Формирование страховых резервов регламентируется нормами Закона о страховании, согласно которым страховщики обязаны создавать страховые резервы, достаточные для будущих выплат страховых сумм и страховых возмещений. Такие резервы используются, если сумма выплат страхователям в данный операционный период превышает текущие поступления страховых премий, а также в других обусловленных случаях.

Компании, осуществляющие рисковые виды страхования, формируют и ведут учет следующих технических резервов:

резерв незаработанных премий (часть страховых премий по договорам страхования, соответствующим страховым рискам, которые не прошли на отчетную дату. По своей сути это инструмент деления полученных премий между смежными отчетными периодами);

резерв заявленных, но не выплаченных убытков (объем обязательств страховщика для осуществления страховых выплат по известным требованиям страхователей, включая расходы на урегулирование убытков, которые не оплачены или оплачены не в полном объеме на отчетную дату, о факте наступления которых страховщик уведомлен);

резерв убытков, возникших, но не заявленных (объем обязательств страховщика для осуществления страховых выплат, включая расходы на урегулирование убытков, возникших в связи со страховыми случаями в отчетном и предыдущих периодах, о факте наступления которых страховщику не было заявлено на отчетную дату в установленном законодательством порядке);

специальные технические резервы, формируемые компаниями, которые проводят отдельные виды обязательного страхования: резерв катастроф; резерв колебаний убыточности.

Исчисление размера каждого из вышеуказанных технических резервов установлено распоряжением № 3104. Формирование и учет резерва катастроф при проведении обязательного страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб регламентируются отдельно распоряжением № 123.

Компании по страхованию жизни формируют и учитывают страховые резервы по страхованию жизни, которые делятся на математические резервы (резервы долгосрочных обязательств) и резервы надлежащих выплат страховых сумм. Порядок исчисления этих резервов установлен Методикой № 24.

Личное страхование: положительные новации

Для страховщиков, осуществляющих личное страхование, в особую группу включены суммы страховых платежей, начисленных по договорам страхования (сострахования), долгосрочного страхования жизни, добровольного медицинского страхования и страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности договорам страхования дополнительной пенсии, которые облагаются налогом по нулевой ставке.

Каждому из этих договоров даны соответствующие определения в подпунктах 14.1.521, 14.1.522 и 14.1.116 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, которые обусловливают особенности таких договоров. Для договоров по долгосрочному страхованию жизни требования, установленные пп. 14.1.52 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, остались неизменными.

Новые определения по личному страхованию сформулированы так.

Договор добровольного медицинского страхования (пп. 14.1.521 вышеуказанного пункта) должен предусматривать:

обязанность страховщика осуществить страховую выплату (возмещение) учреждениям здравоохранения в случае наступления страхового случая, связанного с болезнью застрахованного лица (работника) или несчастным случаем, который произошел с этим работником;

минимальный срок действия договора добровольного медицинского страхования составит один год;

при досрочном расторжении такого договора по какой-либо причине страховые взносы возвращаются исключительно страхователю, то есть работодателю.

Таким образом, только при приведенных условиях страховщик и страхователь будут получать налоговые преференции, хотя к такому договору должны быть установлены дополнительные требования Нацкомфинуслуг (необходимо дать определение медицинской услуги, методологии расчета ее стоимости, структуры и использования и т. п.).

Следует отметить, что добровольное медицинское страхование облагается налогом по ставке 0% только в случае, если выплата идет в пользу учреждений здравоохранения. Если в договоре страхования установлена норма, касающаяся возмещения расходов застрахованному лицу в виде денежной компенсации (то есть застрахованные лица уплачивают денежные средства медицинским учреждениям сами, а страховая компания по чекам компенсирует их убытки), то в этом случае к данному договору должна применяться ставка налогообложения в размере 3%.

Договор страхования дополнительной пенсии должен предусматривать:

  • обязанность страховщика осуществить страховую выплату или выплаты в виде аннуитета при достижении застрахованным лицом (работником) пенсионного возраста, определенного по заявлению этого лица в договоре страхования;
  • пенсионный возраст не может быть меньше более чем на 10 лет пенсионного возраста, который предоставляет право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию;
  • досрочное прекращение договора страхования дополнительной пенсии до достижения застрахованным лицом указанного в договоре пенсионного возраста невозможно, кроме таких случаев:
  • подтверждено критическое состояние здоровья застрахованного (онкозаболевание, инсульт и т. п.);
  • застрахованному лицу установлена инвалидность І или ІІ группы;
  • страхователь и/или застрахованное лицо выезжает на постоянное место жительства за пределы Украины;
  • смерть застрахованного лица.

Выгодоприобретателем по такому договору может быть только застрахованное лицо или наследники в соответствии с законодательством.

Страхование дополнительной пенсии является своеобразным страхованием на дожитие. Страхователь одноразово или в рассрочку уплачивает страховые взносы, а страховщик берет на себя обязательства выплачивать застрахованному лицу пенсию в виде одноразовых, рассроченных на определенный срок или пожизненных периодических выплат. Участие страховщиков в добровольном пенсионном страховании усилит конкуренцию с другими поставщиками услуг на третьем уровне пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, банки), что безусловно повысит качество предоставления этих услуг.

Досрочное расторжение договоров личного страхования

В соответствии с новой ст. 1231 Налогового кодекса положения об ответственности налогоплательщиков за нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни были существенно изменены и уточнены.

Сейчас ответственность работодателя-страхователя наступает не только в случае досрочного расторжения и невыполнения условий договоров долгосрочного страхования жизни и договоров страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, но и распространяется на досрочно расторгнутые договоры страхования дополнительной пенсии и договоры добровольного медицинского страхования, которые страхователь заключил со страховщиком и признал в бухгалтерском учете расходы в виде страховых взносов.

Более понятным стал порядок начисления пени в размере 120% учетной ставки Нацбанка Украины на сумму предварительно уплаченных работодателем страховых взносов, на которую предприятие должно увеличить финансовый результат до налогообложения, в случае расторжения договора страхования.

Кроме того, новая статья уже не содержит норму относительно невключения выкупной суммы, которая возвращается плательщику налога в случае расторжения указанных договоров страхования, в состав доходов страхователя, что является логическим уточнением.

Эта статья также дополнена новым абзацем, согласно которому налоговые обязательства страховщика в связи с расторжением и невыполнением условий льготных договоров страхования корректировке не подлежат. Формально такое положение действовало и при предыдущей редакции Налогового кодекса, поскольку налоговые последствия отдельно для страховщика не были предусмотрены Кодексом, а только для страхователя-работодателя. Теперь это четко закреплено отдельной нормой в приведенной статье, которая действует также для договоров добровольного медицинского страхования и страхования дополнительной пенсии. Следовательно, вместе со страховщиками, осуществляющими страхование жизни, такую налоговую преференцию получили страховщики, осуществляющие операции по добровольному медицинскому страхованию.

И еще одно уточнение: положение относительно смены страхователя или страховщика с целью неприменения ответственности работодателя будет распространяться и на договоры добровольного медицинского страхования и договоры страхования дополнительной пенсии.

Особенности налогообложения нерезидентов по договорам страхования (перестрахования)

Доходы, полученные нерезидентом с источником происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным в п. 141.4 ст. 141 Налогового кодекса. Что касается операций страхования, то о них речь идет в пп. 141.4.5 этого пункта, в частности приведен частично измененный порядок налогообложения доходов нерезидентов-страхователей по договорам страхования и нерезидентов-перестраховщиков по договорам перестрахования любых рисков.

В соответствии с указанным подпунктом страховщики или другие резиденты, осуществляющие страховые платежи (страховые взносы, страховые премии) и страховые выплаты (страховые возмещения) в пределах договоров страхования или перестрахования рисков, в том числе страхования жизни в пользу нерезидентов, обязаны облагать налогом перечисляемые суммы по отдельным ставкам в следующих случаях:

по ставке 0% — в рамках договоров по обязательным видам страхования, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу физических лиц — нерезидентов, по договорам страхования в рамках системы международных договоров «Зеленая карта», а также по договорам пассажирских перевозок гражданской авиации;

по ставке 4% перечисляемой суммы за собственный счет страховщика в момент осуществления перечисления такой суммы — в рамках договоров страхования рисков за пределами Украины, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу нерезидентов, кроме рисков, указанных в первом случае. При условии отсутствия нормативно-правового регулирования процедуры подтверждения наступления страховых случаев за пределами Украины страховые выплаты могут использоваться как механизм вывода капиталов из Украины. В связи с этим в Налоговом кодексе оставлен порядок налогообложения страховых выплат (страховых возмещений) в пользу нерезидентов по ставке 4%. Однако исключений при уплате страховщиком-резидентом 4% налога на страховые выплаты, осуществленные в пользу нерезидентов в случае наступления страхового события, стало больше. Как видим, они дополнены договорами страхования пассажирских перевозок гражданской авиации;

по ставке 0% — при заключении договоров страхования или перестрахования риска непосредственно со страховщиками и перестраховщиками-нерезидентами, рейтинг финансовой надежности (устойчивости) которых соответствует требованиям, установленным Нацкомфинуслуг (в том числе через или при посредничестве перестраховочных брокеров, которые в порядке, определенном уполномоченным органом, подтверждают, что перестрахование осуществлено у перестраховщика, рейтинг финансовой надежности (устойчивости) которого соответствует требованиям, установленным этим органом);

по ставке 12% суммы таких платежей (выплат) за собственный счет в момент осуществления перечисления таких выплат — в иных случаях, нежели указаны в других абзацах пп. 141.4.5 п. 141.4 ст. 141 Налогового кодекса.

Что касается рейтингового 12-процентного налога на премии по договорам перестрахования с нерезидентами, то порядок его начисления сохранен по старым правилам, только льготного налогообложения (нулевой ставки) лишены страховые платежи по договорам перестрахования с нерезидентами по обязательному страхованию гражданской ответственности оператора ядерной установки за ущерб, который может быть причинен вследствие ядерного инцидента. Сейчас нулевая ставка по этим договорам (как по всем другим договорам перестрахования с нерезидентами) может применяться в том случае, если рейтинг финансовой надежности (устойчивости) перестраховщиков-нерезидентов (в том числе при посредничестве перестраховочных брокеров) соответствует требованиям, установленным Нацкомфинуслуг. Требования к рейтингам финансовой надежности (устойчивости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов и порядок их подтверждения регламентируются распоряжением № 2262.

Налогообложение брокерского вознаграждения

Также необходимо обратить внимание на порядок налогообложения брокерского вознаграждения у перестраховочного брокера-нерезидента, поскольку заключение договоров перестрахования между страховщиками-резидентами и перестраховщиками-нерезидентами при посредничестве перестраховочных брокеров является довольно распространенным явлением на отечественном страховом рынке.

В связи с особенностями таких договоров часто возникает вопрос, как именно нужно облагать налогом доходы нерезидентов, ведь такие доходы считаются доходами с источником их происхождения из Украины и ответственность за их налогообложение несут прежде всего страховщики-резиденты, которые их выплачивают.

Отметим, что брокеры-нерезиденты могут осуществлять посредническую дальность в Украине только через их постоянные представительства, зарегистрированные в качестве плательщиков налога согласно законодательству Украины и включенные в государственный реестр страховых или перестраховочных брокеров. Такие требования регламентируются Законом о страховании, постановлением № 124 и Положением № 135.

Постоянные представительства перестраховочных брокеров осуществляют не только исследование конъюнктуры рынка и поиск перестраховщиков, но и работу, связанную с подготовкой заключения договоров факультативного и облигаторного перестрахования, сопровождением этих договоров, проведением расчетов по заключенным договорам (перечислением перестраховочных премий, полученных от страховщика (резидента) с материнской компанией, которая, в свою очередь, согласно договорам перестрахования перечисляет эти денежные средства перестраховщикам (нерезидентам)), а также содействием скорейшему получению страховой выплаты от перестраховщиков в случае претензии (требования об уплате возмещения) со стороны страховщика.

Следовательно, постоянные представительства перестраховочных брокеров — нерезидентов осуществляют деятельность, аналогичную деятельности материнской компании, и такая деятельность не может считаться для постоянного представительства деятельностью подготовительного или вспомогательного характера.

Обычно брокерское вознаграждение уплачивается резидентом-страховщиком вместе с перестраховочной премией на счет постоянного представительства брокера-нерезидента и дальше перечисляется материнской компании. В таком случае для постоянного представительства брокерское вознаграждение является доходом, который должен облагаться налогом в общем порядке на основании пп. 141.4.7 п. 141.4 ст. 147 Налогового кодекса. При этом денежные средства, полученные от страховщика в виде перестраховочной премии, не включаются в состав доходов постоянного представительства, а денежные средства, перечисляемые представительством в головной офис, в том числе суммы брокерского вознаграждения, не включаются в его расходы. Этот порядок налогообложения действовал раньше, действует и сегодня, поскольку сейчас прибыль признается по правилам бухгалтерского учета, согласно которым среди поступлений, которые по договору комиссии, поручения, агентскому и другому аналогичному договору получает комиссионер, поверенный, агент и т. п., доходом признается только определенное договором вознаграждение.

Кроме того, сумма брокерского вознаграждения, перечисленная постоянным представительством на счет материнской компании, как доходы с источником происхождения из Украины подлежит налогообложению по ставке 15% на основании п. 141.4 ст. 141 Налогового кодекса, но с учетом положений международного договора (Конвенции).

В соответствии с п. 103.2 ст. 103 Налогового кодекса лицо (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или уменьшенную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины на время выплаты дохода нерезиденту, если такой нерезидент является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины.

Бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или является только посредником относительно такого дохода.

Следует отметить, что в случае выплаты постоянным представительством нерезидента дохода в виде брокерского вознаграждения своему головному офису — резиденту страны, с которой заключен международный договор (есть подтверждение статуса налогового резидента и он является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода), такая выплата согласно типовому международному договору налогообложению в Украине не подлежит. В случае если головной офис брокера-нерезидента выступает только агентом другого нерезидента (главного брокера из другой государства), являющегося бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) такого дохода, то в этом случае указанная выплата облагается налогом по ставке 15% суммы такой выплаты.



Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей. В статье рассматривается система налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, страховая организация, налог на прибыль.

Не последнюю роль в уровне развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. Перед государством стоят две противоположные задачи: с одной стороны максимизация доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы) .

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные данной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоритические аспекты налогообложения страховых организаций и направления его совершенствования страховых организаций и направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя) .

Между тем в действительности страховые организации признаны во всем мире крупнейшими институциональными инвесторами и финансовыми посредниками. В связи с этим автором уточнено определение страховой организации в части усиления ее инвестиционной составляющей. Это позволяет трактовать последнюю как специализированную организацию, имеющую определенную организационно-правовую форму, осуществляющую страховую, инвестиционную и иную разрешенную законодательством деятельность, созданную с целью страховой защиты общества.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики .

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов .

Кроме того, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления .

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики; обуславливает порядок определения как доходов, так и расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль страховых организаций.

Как уже было отмечено ранее, страховая деятельность имеет ряд специфических особенностей и одна из них состоит в том, что в распоряжении страховщиков в течение определенного срока находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут быть размещены в инвестиции в целях получения дохода.

Инвестиционный доход — это дополнительный источник прибыли страховщика. В результате этого снижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и, следовательно, уменьшается тариф на эту сумму, в чем в равной степени заинтересованы как страховщики, так и страхователи.

Ввиду вышесказанного, автором предлагается внести в действующее законодательство РФ, в том числе в Налоговый Кодекс РФ соответствующие корректировки в части определения налога на прибыль страховых организаций.

Автором предлагается ввести практику обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, что позволит отделить финансовый результат страховых компаний, полученный по основному виду деятельности, от финансового результата, полученного в процессе реализации инвестиционной активности. При этом автор считает экономически целесообразным установить дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования, от социальной и экономической значимости направления инвестирования.

Введение обособленного учёта экономических результатов по инвестиционной и основной видам деятельности страховых компаний вызвано также и тем, что объем находящихся в их распоряжении инвестиционных ресурсов постоянно растет. Возможности и поведение страховщиков как инвесторов определяются особенностями самой страховой системы. Она позволяет аккумулировать огромные, временно свободные средства и выгодно их размещать на некоторый период, получая от этого значительный инвестиционный доход, который, по мнению автора, необходимо учитывать обособленно.

Таким образом, ведение обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, способно повысить не только инвестиционную активность страховых организаций, но и темпы экономического роста государства, уровень технологического и научного прогресса общества, кроме этого и максимизации доходов в государственный бюджет.

Литература:

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 55-57. © П.Б. Крамынин, 2008

УДК 336.201

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

П.Б. Крамынин

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Как всем давно известно, финансовый рынок состоит из трех сегментов: валютный рынок, рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах. Одной из крупнейших составляющих кредитного рынка как раз и является страховой рынок. Он тесно связан со всеми звеньями воспроизводственного процесса и является неотъемлемым элементом экономики, функционирующей на рыночной основе.

В советские годы страхование, как и большинство других сфер, было полностью государственным и существовало всего две компании: Росгосстрах, а позже из него выделился Ингосстрах для работы с иностранными клиентами. Это обусловливает достаточную неразвитость современного рынка страхования России, но все равно оно развивается стабильно, быстро и имеет огромное значение для государства, выступающего как в роли клиента, так и в роли регламентирующего механизма налоговых сборов.

Перспективы развития данного рынка необычайно велики. Стоит лишь обратить свое внимание на Запад, где человек уже не представляет свою жизнь без страхования.

В общем виде страховые продукты можно поделить на страхование «жизни», «не жизни» и «ответственности». Страхование жизни предполагает, что объектом страхования выступает непосредственно жизнь человека, при страховании «не жизни» таким объектом выступает здоровье, обязательное и добровольное медицинское страхование, а в рамках страхования «ответственности» это автогражданская ответственность, профессиональные риски и т. д.

Итак, отечественный рынок страхования имеет хорошие перспективы для развития, регулировать и организовывать цивилизованную работу этого рынка необходимо уже сейчас. Государство активно предпринимает регулирующие меры, например, с 1 июля 2007 г.

минимальный уставный капитал для страхователей «не жизни» составил 30 млн руб., для страхователей «жизни» и «ответственности» -60 млн руб., для договоров перестрахования -120 млн руб. Из-за этого нововведения уже лишились лицензии порядка 300 организаций.

Перестрахование — совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором, по которому одна сторона (перестрахователь или цедент) передает риск и соответствующую часть премии другой стороне (перестраховщику или цессионарию).

Сейчас на рынке присутствуют 854 страховые организации, из которых примерно 600 развиваются стабильно и имеют высокий уровень платежеспособности. Вследствие конкуренции и кооперации на рынке должны остаться около 500 компаний. По прогнозу Минфина России, к 2010 г. объем совокупной премии достигнет 900 млрд руб. (в 2006 г. -611 млрд руб., в 2003 г. — 432 млрд руб.). Выплаты составят 650-750 млрд руб. (в 2006 г. -353 млрд руб., в 2003 г. — 284 млрд руб.), страховые резервы — 600 млрд руб. Ссылаясь на экспертные оценки, Минфин России ожидает, что совокупный уставный капитал страховщиков к 2010 г. достигнет 800 млрд руб. (против 155 млрд руб. в конце 2006 г. и 78 млрд руб. в 2003 г.).

Основным налоговым бременем для страховых компаний является налог на прибыль организаций. Налоговая база по этому налогу складывается из разности доходов и расходов страховой организации. Наряду со стандартными видами доходов и расходов, для страховой деятельности предусмотрены специфические.

Доходы от страховой деятельности представляют собой страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика только в размере его доли страховой премии, установленной

в договоре сострахования; суммы уменьшения страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах; вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования; вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования; вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера и т. д.

Любое страхование начинается с заключения договора и уплаты страховой премии. Страховая премия определяет все финансовые показатели деятельности страховщика: напрямую — выручку, страховые резервы, размер активов, принимаемых в покрытие резервов, платежеспособность; а косвенным образом — страховые выплаты, финансовый результат, размер собственных средств страховщика.

К расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся следующие: суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах); суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат; страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования; суммы страховых премий по рискам, переданным в перестрахование; расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью (услуг актуариев, медицинского обследования, детективных услуг, услуг специалистов, в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат, услуг по изготовлению страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов и т. д.

Существует ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются: осуществление «щадящей» налоговой политики государства в области страховой деятельности в силу большой социальной значимости страхования; освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения; установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.

В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту располо-

жения головной организации, т. е. преимущественно в Центральном федеральном округе. Подобная ситуация, в свою очередь, порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов Федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и в прямом запрете.

Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, причем каждый из них вправе поступать по-своему.

Существуют следующие концепции, на которые ориентируются при совершенствовании налогообложения страховщиков:

1. Постепенное изменение существующей системы налогообложения страховых организаций в зависимости от выявленных недостатков через изменение состава и методов управления налогообложением страховых организаций;

2. Уничтожение существующей системы налогообложения страховых организаций и создание новой системы налогообложения классического образца либо без учета, либо с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране;

3. Реформация существующей системы налогообложения посредством совершенствования нормативно-правовой базы за счет регламентирования системы распределительных отношений и контроля всех направлений движения финансовых потоков страховых организаций.

Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае основными задачами налоговой реформы должны быть: более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Для совершенствования налогообложения прибыли страховых организаций необходимо

уничтожить существующую систему, если можно так ее назвать, и предложить новый налог, плательщиками которого являлись бы только страховые организации.

В этой связи объектом налогообложения становится оказание услуг по страхованию, налоговая база — страховые премии, выплачиваемые страховым организациям по договору страхования. Налоговый период — календарный месяц, ставка налога — дифференцирована в зависимости от вида страхового продукта, налоговые льготы — не подлежат налогообложению налогом на страховые взносы, обязательные виды страхования, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, средств государственных органов исполнительной, законодательной и судебной власти; обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование. Поступление налога в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение данного налога позволило бы привести в надлежащий порядок существую-

щую систему налогообложения прибыли страховщиков в соответствии с классическими образцами. Также это позволило бы урегулировать противоречия между федеральным центром и субъектами федерации по поводу налоговых поступлений, что сведет к минимуму возможность страховых организаций уклоняться от уплаты налога на прибыль, так как налогооблагаемой базой по налогу является величина страховых взносов по отдельным направлениям страхования.

Но в любом случае совершенствовать существующее состояние налоговой системы РФ предстоит будущим поколениям, поэтому важно досконально знать современное положение и международный опыт, который потенциален для адаптации в российских условиях, для совершенствования налогового законодательства в целом и по отдельным видам деятельности, рассматриваемым как стратегически важные для экономики и социального развития России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх