Куперс

Бухучет и анализ

Probus scafusia

Ранние годы (1886-1918)

Женевское Клеймо — престижная отметка, гарантирующая качество и подтверждающее происхождение часов, созданных в кантоне Женева. Наличие Женевского Клейма повышает ценность часов и престижность брендов родом из волшебного озерного края Швейцарии.
Знак качества или происхождения?
В начале 1880-х годов в швейцарской часовой промышленности произошли значительные изменения. Наряду с независимыми часовыми мастерскими, которые боролись за выживание, работали крупные промышленные компании. Производством часов самых разных видов также занимались торговцы. Особенно оживленной была конкуренция в кантонах Невшатель и Берн, где крупнейшие бренды вроде Longines, Omega и Zenith переживали период феноменального роста.

Жорж Фавон, основатель Женевского Клейма
На этом фоне женевский часовой микрокосмос был сенсационным. Некоторые местные деятели стремились сохранить фабричную занятость в пределах кантона. Одним из таких деятелей был радикальный политик Жорж Фавон, который в октябре 1885 года заявил Государственному совету, что «знак сертификации должен существовать не для подтверждения качества часов, а для того, чтобы установить тот факт, что часы были изготовлены в Женеве мастерами Женевы». Другие, тем временем, хотели обеспечить соответствие местного производства высоким стандартам качества. В их числе был Чарльз Шалюмо, также радикальный политик и партнер мастера по работе с серебром Долива. Последний, получив поддержку Женевского общества часовщиков, в тех же дебатах просил ввести сертификацию, направленную на «установление того факта, что продукт действительно обладает всеми свойствами, которыми должны обладать созданные в традициях женевского мастерства часы».

Женевское Клеймо
Рождение Женевского Клейма
Закон о добровольном контроле над часами, принятый на заседании 6 ноября 1886 года, был компромиссной мерой. Это позволило производителям, которые сами того хотели, представлять свои часы в «Официальном офисе по добровольному осмотру часов из Женевы», созданном в помещении Школы часовщиков. В этом офисе проверяли качество часов, соответствие конкретным техническим критериям, которые определял административный комитет указанного Управления, а также устанавливали, что часы действительно сделаны в Женеве. Те часы, которые успешно проходили испытания, награждались официальной печатью Кантона. Добровольный характер инспекции также позволил производителям и дилерам часов, созданным в кантоне, свободно осуществлять свою деятельность по продаже и производству.

Сертификат о получении Женевского Клейма
В состав 13-го административного комитета, назначенного Государственным советом в 1887 году, вошли не только политики разных направлений, но и представители часового дела, такие как Эдуард Сорде — директор Школы часовщиков. Вопрос определения, что же такое «часы из Женевы», Государственный совет не смог решить успешно, хотя он горячо обсуждался на первых заседаниях. Тем не менее, критерий качества считался первостепенным для подавляющего большинства: «часы из Женевы» были не просто часами, произведенными в кантоне, но, прежде всего, часами, которые соответствовали определенному количеству технических критериев. Именно эти критерии определяли женевские часы продукт высшего качества.

Лого Женевского Клейма
В приказе официальной канцелярии о добровольном осмотре часов из Женевы указывалось, что «механизмы часов сконструированы в соответствии с лучшими практиками часовой промышленности, и все элементы конструкции соответствуют требованиям инспекторов комиссии” и что «работа была выполнена мастерами, живущими в кантоне Женева, а для создания механизма были использованы детали местного производства”. Аналогичным образом комиссия приняла внедрение регламента, в котором были изложены технические требования к выполнению различных операций по созданию механизмов.

Число часовых механизмов, представленных в Управление для добровольной проверки часов из Женевы, и их доля по сравнению с часами, созданные в Женеве, 1887–1918 годы
Это ограничивающее определение «часов из Женевы», тем не менее, создало определенное количество проблем для производителей. Часы некоторых из них не прошли эти проверки: они были полностью произведены в Женеве, но их сочли слишком простыми. Один из лучших примеров — часовое производство Voland & Cie, основанное в Женеве, которое в 1910 году обратилось в комиссию с жалобой на то, что его часам было отказано в получении клейма. Член комиссии, после проверки рассматриваемых часов, заявил, что «согласен с тем, что эти часы никак не могли пройти проверку, поскольку по своему качеству они слишком ординарны”.
Не слишком популярный институт
Статистический анализ часовых механизмов, представленный Добровольному инспекционному бюро с момента его открытия в 1887 году и до 1918 года, дает нам представление о значении этого учреждения. В нем четко говорилось о практически незначительной роли, которую играл офис для местного часпрома в то время. В среднем в нем проверялось 475 часов в год. Это крайне малая (практически ничтожная) доля от всех часов, производимых в Женеве. Женевское Клеймо, другими словами, не отвечало потребностям производителей.
Более того, лишь некоторые компании обращались к услугам этого учреждения. Несмотря на то, что в 1900 году общее количество заявок составило 30, они в основном состояли из отдельных лиц, а не мастерских. Из них 21 заявитель представил менее десяти часов, и только два представили более 25 экземпляров: часовщик Луи Бахманн (31 экземпляр) и часовая компания Haas & Neveux (198 моделей). Это указывало бы на то, что услугами инспекционного офиса пользуются очень мало производителей.

Долгая стагнация (1918-1990)

XX-й век, компания под названием Patek, Philippe & Cie обеспечила выживание Женевского Клейма.
Напомним, что трудности, с которыми сталкивалось учреждение в течение первых нескольких десятилетий после его основания, были связаны с недостаточной рабочей нагрузкой. Ничтожно малое количество часов доставлялось на проверку. В основном, это были независимые часовщики, а не мануфактуры.
Трудный межвоенный период
Переход от карманных часов к наручным, а также картелизация швейцарской часовой индустрии (рождение статуса «часовщика») оказали значительное влияние на производство часов в Женеве. Большинство мелких женевских мануфактур, механизмы которых получали престижное клеймо, впоследствии продавали их производителям часов из других городов Швейцарии, главным образом в Биле или Ла Шо-де-Фоне.

Тем не менее, в течение 1920-х годов эту практику постепенно запретили, что вынудило сборщиков часов организовывать поставки от Ebauches SA. Поэтому, за исключением нескольких редких производителей, таких как Patek, Philippe & Cie и Vacheron & Constantin SA, местное производство часовых механизмов начало увядать. Учитывая эти условия, число кандидатов на знаменитое клеймо радикально сократилось.
Следует также отметить, что административный комитет Управления инспекции придерживался жесткой политики в определении того, что же такое часы, созданные в Женеве. Например, в мае 1921 года он отклонил ходатайства, представленные Movement Blank Factory из Ле Пети-Ланси. Хотя эти модели были изготовлены в кантоне Женева, они не соответствовали положениям, касающимся некоторых типов зубьев.
Patek Philippe Ref. 1518 из нержавеющей стали
Спасительная роль Patek Philippe & Cie
В 1930-е годы Patek, Philippe & Cie стали главным, а затем и практически единственным клиентом инспекционного бюро (из-за такой тесной и уникальной связи оно почти напоминало частное учреждение). Доля компании в общем количестве проверенных часов выросла с менее чем 5% в 1924 году до 30,8% в 1925 году, 34,1% в 1930 году, 48% в 1932 году, а затем более 80% после 1934 года. Она даже достигла 98,2% в 1940-1945 году. Patek, Philippe & Cie, действительно, были одним из немногих производителей в городе, которые могли не только разрабатывать свои собственные механизмы, но и приводить их в соответствие с техническими требованиями Управления инспекции.
Другой ведущий производитель, Vacheron & Constantin, редко участвовали в деятельности Бюро. В межвоенный период (1932, 1937 и 1939 гг.) компания представила всего три модели наручных часов, к большому огорчению административного комитета, который стремился расширить свою партнерскую базу и хотел сотрудничать с двумя ведущими производителями в Женеве. В октябре 1924 года он уже выражал обеспокоенность по поводу отсутствия интереса со стороны Vacheron & Constantin: «Мы полностью понимаем, как они могут обойтись без необходимости проверки, и что их репутации достаточно, но они должны пожертвовать чувством собственного достоинства, на благо женевской часовой индустрии». Комитет даже решил встретиться с руководителями компании «с целью убедить их приложить патриотические усилия», но встреча не дала никакого результата.
После Второй Мировой Войны
Состояние промышленности не претерпело существенных изменений в период с 1945 по 1990 год, несмотря на то, что в первой половине 1960-х годов статус «Часовщика» перестал существовать. Компании с возможностями и желанием придерживаться критериев отбора Женевского Клейма были немногочисленны. Patek, Philippe & Cie продолжали оставаться основным партнером учреждения (на его долю приходилось 67,3% всех проверок, выполненных в период между 1950 и 1990 годами) до тех пор, пока не остались единственными (после ухода Vacheron & Constantin). В 1990 году 98,6% сертификатов о получении Женевского Клейма принадлежали Patek Philippe.

Сотрудничество между Patek и Женевским Клеймом прошло три основных этапа. Первый этап — период между 1950 и 1970 годами — ознаменовался огромным всплеском количества заявок, что указывало на рост бизнеса и на тенденцию к желанию сертифицировать каждые часы бренда. Женевское Клеймо стало своего рода точкой продажи. В середине 1960-х годов женевская мануфактура запустила рекламную кампанию, в которой утверждала, что передает все свои движения в Инспекционное управление, и что она была единственной мануфактурой, которая может претендовать на звание самого лучшего часового производителя в мире.
В последующий период — с 1972 по 1986 год — произошло резкое снижение числа выдачи сертификатов о получении Женевского Клейма (не только из-за последствий кризиса, но и из-за роста электронной промышленности). Patek Philippe начали оснащать некоторые из своих моделей кварцевыми механизмами. Внезапное снижение, а затем и полное отсутствие количества часов, получающих Женевское Клеймо, ознаменовало второй этап.
Наконец, в конце 1980-х годов началось триумфальное возвращение механических часов, продолжавшееся в течение следующих нескольких десятилетий. Хотя кварц все еще использовался (в основном, в женских часах), механика набирала популярность, и Patek Philippe активизировали сотрудничество с инспекционным управлением.
Patek, Philippe & Cie присоединились к своему старому конкуренту в середине 1950-х годов. До середины 1980-х годов на долю Vacheron & Constantin приходилось около трети всех сертификатов о получении Женевского Клейма. Тем не менее, финансовые и производственные трудности, с которыми компания столкнулась в 1980-х годах, побудили ее отказаться от статуса мануфактуры. Пришлось отдать приказы о перемещении за пределы кантона.

Ренессанс (1990 и позже)

Тот факт, что швейцарское часовое искусство стало снова рассматриваться через призму традиций и роскоши, привел к повышению интереса к Женевскому Клейму среди часпромов Женевы. А вовлечение в сотрудничество группы Richemont привело к истинному возрождению учреждения.
В 1990 году Patek Philippe была единственной компанией, которая представляла свои часы на получение Женевского Клейма. Последние составляли более 98% от общего числа всех проведенных проверок. Но от этого момента и до возрождения механического часового дела, учрежденная в 1886 году институция не была такой успешной, как хотелось бы.
Новый подъем
Возрождение Женевского Клейма в 1990-х годах было особо значимым, если обратить внимание на статистические данные о проверках часов, которые указывают на тенденцию к повышению общего количества сертификаций. Последнее выросло с 7004 в 1990 году до абсолютного рекорда в 32 997 в 2001 году. Фонд Timelab (руководящий орган, который проверяет часы и вручает сертификаты с 2010 года), не публикует цифры после 2002 года. Однако, согласно заявлениям для прессы количество выдачи сертификатов о получении Женевского Клейма продолжало расти, составив около 30 000 в 2009 году и 26 500 в 2011 году.
В то же время критерии, регулирующие присвоение клейма, оставалась неизменны с 1955 года. Только в 2008 и 2012 годах они были пересмотрены. Организационные правила 2012 года предусматривали регулирование двух основных областей производственного процесса:

— Во-первых, это действия, выполняемые для достижения эстетических и технических стандартов при работе с механизмом и в ходе отделки (запрещается использование полимера, полированных фасок на каждой плате, фрезерование и зенковка, выполняемые без следов инструмента и т.д.).
— Во-вторых, регламентировалось место производства. Определенное количество операций (сборка механизма, его регулировка и установка его в корпус) должно было выполняться в кантоне Женева.
Кроме того, представлять свои часы для проверки могут только компании, зарегистрированные в кантоне Женева. Таким образом, детали могут быть изготовлены и за пределами кантона, но сборка должна происходить только в кантоне. Это то, что позволяет некоторым компаниям (таким как Vacheron Constantin), производить детали в своих мастерских в долине Жу и собирать механизмы в Женеве.
Роль Patek Philippe
Тем не менее, окончательное возрождение существующего для защиты женевского мастерства института скрыло некоторые важные проблемы, которые приводят к потребности изменить положение компаний в сегменте роскошных товаров и усилить конкуренцию между двумя группами.
Это возрождение было процессом, состоящим из двух частей. Первоначально, до середины 1990-х, новое возрождение интереса к Женевскому Клейму было характерно в основном для Patek Philippe. Мануфактура, принадлежащая семье Стерн, которая в то время сертифицировала большинство своих часов, выиграла от роста мирового спроса на производство роскошных механических часов, что сказалось на Женевском Клейме. В период с 1990 по 1996 год на долю Patek Philippe приходилось 95,7% сертификатов (иными словами, это было столько же, сколько было в 1950-х и 1985–1990 годах).
Увеличение числа партнеров
Именно во второй половине 1990-х годов Женевское Клеймо вступило в новую фазу своего существования с постоянным приходом новых компаний. Во-первых, это были Vacheron Constantin, которые в предыдущие годы получали Клеймо на многие свои часы. В середине 1990-х бренд возобновил эту практику. И этот подход был частью стратегии, принятой генеральным директором Клодом-Даниэлем Проэллохом, чтобы укрепить свои позиции в сегменте традиционных часов и предметов роскоши. Из всего количества сертификатов о получении Клейма с 1997 по 2001 год 6,5% приходились на Vacheron Constantin (при этом за Patek Philippe оставалось 87%).
Механизм Vacheron Constantin с Женевским Клеймом
Однако важно также упомянуть вклад новичков, которыми двигали не традиции, а приверженность критериям Клейма, которая принесла им большое признание. В 1996 году появились Roger Dubuis и Chopard с сотнями часов, представляемых каждый год до 2001 года. Дизайнер Жеральд Джента также проявлял интерес к институции, хотя и с перерывами (после 1983 года — с меньшими объемами, в среднем 49 часов в период с 1990 по 2001 год). Клеймо также было получено в 2016 году брендом Louis Vuitton, который запустил свои первые часы только в 2002 году и вложил значительные средства в строительство новой мануфактуры в кантоне Женева после 2010 года.

Chopard L.U.C XPS с Женевским Клеймом
Альянс с Richemont
Но, в более общем плане, в начале XXI-го века Женевское Клеймо стало существенным активом для группы Richemont, для которой сохранение женевских традиций было стратегической целью. В 2015 году компания Roger Dubuis, приобретенная Richemont семью годами ранее, заявила, что они сертифицировали всю свою продукцию, точно так же, как генеральный директор Vacheron Constantin Хуан Карлос Торрес, который заявил о своем желании отметить всю продукцию его компании Женевским Клеймом. Наконец, крайне важно отметить приобретение Richemont Roger Dubuis, которое позволило Cartier получить запасы механизмов, необходимых для сертификации некоторых из его часов, имеющих знаменитое клеймо.
Механизм Roger Dubuis с Женевским Клеймом
Не было никаких сомнений в укреплении союза между Richemont и Женевским Клеймом, что привело к тому, что Patek Philippe в 2009 году отказался от сертификации своих часов и принял критерии качества, которые, по его утверждению, «пошли дальше Женевского Клейма”.
Механизм с клеймом Patek Philippe

Часы Гринвич в Лондоне появились еще в 1852 году, на семь лет раньше всемирно известного Биг Бена. Они расположены на воротах здания Королевской обсерватории в Гринвиче, изготовлены из обычного металла и стекла, а их диаметр совсем небольшой – он составляет всего 92 сантиметра. Часы Гринвич созданы известным мастером часовых дел Чарльзом Шепердом, эти старинные часы известны как первые часы, точно отсчитывающие время. Именно по ним ориентируются все страны мира, отчитывая местное время своих государств и часовых зон, для каждой зоны в мире характерно прибавление к цифрам на часах Гринвич определенного количества часов.

Днем рождения английского Биг Бена можно считать 31 мая 1859 года, когда впервые жители Лондона, когда часы были заведены впервые, на сегодняшний день они являются главной достопримечательностью города и привлекают миллионы иностранных туристов. Они украшают башню Святого Стефана, являющуюся составной частью Вестминстерского дворца в Лондоне, столице Великобритании. Размер Биг Бена поражает воображение туристов, диаметр циферблатов старинных часов составляет семь метров, каждый циферблат выложен небольшими пластинками из уникального матового стекла, а на украшение одно циферблата ушло 312 стеклянных панелей. Отлитая из металла часовая стрелка занимает 2,7 метра в длину, она намного больше, чем рост одного человека. И только цифры на старинных лондонских часах небольшие – высота каждой цифры составляет всего 61 сантиметр, но цифры отлично видно издали. Что касается имени лондонских часов, истории выдвигают две версии. По первой версии, часы названы в честь сэра Бенджамина Холла – мастера, который руководил важными работами по отливке большого часового колокола, поэтому и часы получили название Большой Бен. Согласно второй версии, лондонские часы получили такое название благодаря самому тяжелому колоколу, вес которого составляет 13,7 тонн, он ассоциировался с популярным в те время боксером-тяжеловесом Бенджамином Каунтом. Удивляет система, с помощью которой осуществляется точность хода старинных часов. Для этого используется обычный английский пенни — монетка весом всего в 1,5 грамма. Такую монетку просто кладут на часовой маятник, что позволяет ускорить ход часов на 2,5 секунд в сутки.

Кремлевские Куранты, созданные в 1851 году, украшают Спасскую башню Московского Кремля, главные часы России на восемь лет старше британского собрата. Встроенные в башню часы имеют четыре одинаковых циферблата, расположенные по одному с каждой стороны Спасской башни. Диаметр циферблата кремлевских часов не намного меньше английского Биг Бена – он составляет 6 метров 12 сантиметров. Металлическая часовая стрелка достигает в длину 2,97 метров, а минутная стрелка – 3,27 метров, а маятник курантов весит 32 килограмма. Звон кремлевских курантов достигается при помощи 10 колоколов разного веса и размеров, один из них отбивает только часы, а звон девяти колоколов, распространяющийся на всю Красную площадь, можно услышать каждые 15 минут. Название Кремлевских Курантов произошло от французского слова «courant», которое на русский язык можно перевести как бегущий или текущий. В былые времена в Российской империи так называли все башенные часы, расположенные в различных городах страны. Кремлевские куранты занимают восьмой, девятый и десятый этажи Спасской башни, возвышающейся над Красной площадью. Раньше главные Московские часы были музыкальными, до революции их встроенный механизм был настроен на игру различных мелодий – в полдень играла музыка «Коль славен наш Господь в Сионе», а в полночь – «Преображенский марш». В 1917 году, во время памятных революционных событий, в куранты попал артиллерийский снаряд, и часы после долго ремонта смогли вновь показывать время лишь спустя год. Во время ремонта был изменен музыкальный механизм, в него были заложены другие мелодии, отражающие философию революции, в полдень куранты исполняли гимн «Интернационал», а в полночь – «Вы жертвую пали», в 1935 году власти Советского Союза решили отказаться от музыкального сопровождения боя курантов, а уникальный музыкальный механизм был разобран.

Часы Театра кукол созданы в 1970 году, их высота составляет 4 метра, а ширина – 3 метра. Увидеть их можно, посетив Театр кукол имени Образцова, они являются украшением фасада, вызывая интерес у маленьких зрителей кукольных спектаклей. Эти необычные часы больше рассчитаны на детей, чем на взрослых, каждый час из небольшого окошка часов вылетает петух и начинает звонко кукарекать, а после этого звучит знакомая нам с детства мелодия «Во саду ли, в огороде», а из одного из окошек часов появляется какой-либо зверь – в один час ослик, еще через час – медведь, а затем кот, па после – сова. Всех животных вместе можно увидеть только два раза в сутки – в полдень и в полночь. Волк показывает в 11.00 утра, и благодаря этому животному в Москве появилось понятие «час волка». Именно в это время в расположенном напротив детского театра магазине разрешалась продажа спиртных напитков, данный советский закон был обязателен не только для этого магазина, он соблюдался во всех продовольственных магазинах СССР.

Астрономические часы «Орлой», расположенные в чешской столице Праге, в самом сердце старого города на Староместской ратуше, можно считать самыми старыми башенными часами Европы. Он бесперебойно работают с 1410 года, а древний часовой механизм постоянно поддерживается в полном порядке. На часах находится только два циферблата, диаметр каждого из них составляет 2,5 метров, значительно уступая более поздним часам. Название часов – это всего лишь транскрипция чешского слова «orloj», которое переводится на русский язык как башенные часы. Старинные часы XV столетия власти города решили установить с одной целью – чтобы жители Праги, занятые торговлей прямо на площади, которая тогда служила одновременно и рынком, не опаздывали в церковь к началу мессы. А дизайн часов, по замыслу их создателей, заставляет каждого человека задуматься о своей душе, приближая его к Богу. Отбивая каждый час, за колокол часов дергает скелет, который символизирует Смерть, звенящий монетами Скупой и смотрящийся в зеркало гордец ассоциируются с людскими пороками. После их появления начинается шествие двенадцати апостолов, напоминающих об истинной вере как способе праведной жизни. Часы впервые ремонтировали в 1490 году, а чешскому мастеру Гашушу, сумевшему разобраться в сложном часовом механизме и устранить возникшую поломку, местные власти повелели выколоть глаза, чтобы он смог сделать подобные часы для любого другого города.

Часы тысячелетия в Варшаве появились только в 2001 году, их было решено установить на главном небоскребе города, построенном в середине ХХ столетия — Дворце культуры и науки. Они расположены на высоте 165 метров, как раз на уровне 42-го этажа здания. Хотя диаметр Часов тысячелетия составляет всего 6,3 метра, эти часы занесены в Книгу рекордов Гиннеса, так как они являются самыми высокими часами башенного типа в мире.

Немецкие часы «Всемирное время» находятся в Берлине, на площади Александерплац. «Всемирное время» не являются башенными часами. Они характеризуются уникальной вращающейся конструкцией, высота которой составляет 10 метров, а вращающийся цилиндр с цифрами высотой 2,7 метра больше похож на календарь, чем на часы. Десятиметровые часы всемирного времени, спроектированные промышленным дизайнером Эрихом Джоном и построенные Ханс-Иоахимом Куншем, были установлены в 1969 году в ходе социалистической перестройки Александрплатц. Часы представляют собой вращающийся на колонне эмалированный цилиндр, покрытый алюминиевыми пластинами и показывающий время в важнейших городах мира. В 24 сегментах цилиндра схематически изображены географические очертания различных стран планеты. Над цилиндром вращаются металлические кольца с шарами, которые символизируют орбиты планет. Пол под стальными «Часами всемирного времени» состоит из мозаики, изображающей розу ветров. Сегодня, как и во времена ГДР, «Weltzeituhr» продолжает оставаться традиционным местом встреч жителей Берлина и туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх