Куперс

Бухучет и анализ

Профессиограмма для чего нужна?

Профессиограмма — это документально оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов.

Психограмма — часть профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

Требования к профессиограмме (по Марковой):

1. четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

2. не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

3. демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

4. показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

5. направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

6. выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Структура:

1. Общие сведения о специальности:

— наименование и назначение профессии;

— характеристика рабочей зоны и рабочего места;

— характеристика средств и орудий труда;

— общая и специальная профессиональная подготовка специалиста;

— функциональные обязанности специалиста;

— критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

— описание и анализ основных действий и операций;

— профессиональные задачи, решаемые специалистом;

— особенности приема информации;

— особенности переработки информации и принятия решений;

— структура исполнительских действий;

— анализ ошибок в деятельности специалиста;

— соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

— санитарно-гигиенические условия;

— режим труда и отдыха специалистов.

4. Социально-психологические факторы деятельности:

— характеристика рабочей группы, в составе которой специалист
выполняет обязанности;

— роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей;

— мотивационные аспекты совместной деятельности;

— особенности социально-психологической и профессиональной
адаптации специалистов;

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

-характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности;

— преобладающие эмоциональные состояния;

— влиияние динамики состояний на эффективность деятельности;

— основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

— основные личностные качества, необходимые специалисту;

— ведущие сенсорно-перцептивные характеристики;

— ПВК мышления;

— ПВК памяти;

— свойства, определяющие успешность моторных действий;

— соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

7. Противопоказания к деятельности.

Способы представления профессиограмм:

ü текст

ü таблица

ü аналитический график

ü диаграмма

Типы профессиограмм (по Ивановой):

1. Информационные профессиограммы — для использования в профконсультационной и профориентационной работе, для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес.

2. Ориентировочно-диагностические — для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности.

3. Конструктивные профессиограммы — для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала.

4. Методические профессиограммы — можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.

5. Диагностические профессиограммы — подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Таким образом, психологическое изучение профессий, проводимое для
разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся в программе построения исследования; в методах, реализуемых в исследовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения разных характеристик одной и той же профессии, а также в форме представления материала.

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой (см. Иванова, 1987, с.32-33), вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда:

1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

§ объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы…);

§ социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

§ профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

§ операторная психологическая структура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

§ эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

2. Объект труда:

§ история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс — НТП, социально-экономический прогресс…);

§ социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

§ сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда — средства труда — трудовая задача;

§ структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

§ операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов.
1. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии: а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда…); в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы: 1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3) что является предметом труда (над чем работают)? 4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)? 6) каковы конкретные критерии оценки труда? 7) какая необходима квалификация? 8) при помощи каких средств выполняется работа? 9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)? 10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)? 11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12) какова интенсивность труда? 13) какова степень опасности и ответственности труда? 14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)? 15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)? 16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Профессиограмма и психограмма.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Профессиограмма и психограмма.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Профессиограмма и психограмма.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства, перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • В чем суть данной профессии?
  • Чем конкретно занимается сотрудник?
  • В каких условиях происходит труд?
  • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  • Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
  • На какие заработки можно рассчитывать?
  • Каковы возможности для карьерного роста?

Обдумывая свой будущий профессиональный путь, полезно ознакомиться с профессиограммой своей предполагаемой профессии. Это позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профессиональную пригодность к ней.

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Л. Н. Митюхина

Аннотация: трудности, препятствующие построению модели профессионала, объясняются тем, что фактически невозможно выделить стандартно-образцовый профиль личностных и психологических качеств, под который можно было бы «подгонять» будущих психологов, менеджеров, журналистов, экономистов и юристов. В работе мы попытались подробно описать особенности личности специалистов, формируемых в ходе получения высшего профессионального образования.

В статье достаточно подробно приведены психологические и личностные особенности специалистов, основу которых составили индивидуально-типологические качествах успешных студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализируя индивидуально-психологические особенности личности студентов-выпускников, мы составили професси-ограмму менеджера, психолога, юриста, экономиста, журналиста и оформили их в виде таблицы. В целом полученные результаты являются определенным ориентиром для преподавателей вуза по формированию профессионально важных качеств специалистов перечисленных специальностей.

Ключевые слова: модель, профе-сиограмма, профиль личности, профессия, профессионализм, профессионально важные качества, личность.

Одной из актуальных задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании

и технологиях подготовки специалиста (С.А. Дружилов, А.А. Калмыков, С.А. Ми-тюнина, А.Р. Фонарев).

Решению этой задачи способствует создание модели как норматива планируемых личностных и психологических качеств выпускников вуза.

В науке под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства объекта-оригинала. Иными словами, модель — это всегда некое подобие, наличие которого позволяет использовать ее в качестве представителя объекта-оригинала. Степень соответствия модели объекту-оригиналу является важным показателем полноты и истинности теории.

Мы должны понимать, что при создании акмеологических моделей ее содержанием выступает то, что подлежит личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). При этом форма модели не играет существенной роли. Обобщение работ данного направления позволяетдать определение акмеологической модели. Акмеологическая модель — это система объектов и задач, воспроизводящих существенные свойства объекта-оригинала — отдельного образа профессионала или эталона личности профессионального развития (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин).

Сама идея модели специалиста вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в модель все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также выделить общепризнанный, стандартно-

образцовый профиль личностных и профессиональных качеств специалиста, под который можно было бы «подгонять» будущих психологов, менеджеров, журналистов, экономистов и юристов.

Одной из наиболее острых проблем при составлении модели специалиста является проблема построения модели личности специалиста. Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов, таким образом и получается личностный профиль специалиста.

Известный психолог А.К. Маркова выделяет профессиограмму как одну из основных составляющих модели специалиста.

Профессиограмма—это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности работника. Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на среднем уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда и психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Нами было проведено исследование личностных и психологических осо-

Факторный личностый опросник Р. Кеттелла (стены)

□ где

□ мне

□ ВДС

□ эде ■ юдс

01 02 03 04

Рис. 1. Графическое представление средних показателей психологического и личностного развития успешных студентов V курса по результатам методики Р. Кеттелла

Тест возрастающей трудности Дж. Равена

ша

И, т^*

□ вде

□ еде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ эде

■ ЮДС

Рис. 2. Графическое представление средних показателей логического мышления и невербального интеллекта успешных студентов-выпускников по методике Дж. Равенна

бенностей студентов-выпускников очной формы обучения пяти факультетов в возрасте от 21 до 25 лет. При изучении выборки мы выделили группы успешно обучающихся на каждом факультете (студенты, имеющие оценки «отлично» и «хорошо»). Для поставленной задачи был использован факторный личностный опросник Р. Кеттелла, который позволяет подробно описать личностную структуру студента вуза (рис. 1), тест возрастающей трудности Дж. Равенна для комплексной оценки мышления лич-

ности и невербального интеллекта (рис. 2) и методика исследования самоотношения, дающая возможность оценить особенности сферы самосознания личности (рис. 3). Для наглядности представим полученные в ходе эмпирического исследования данные в виде трех графиков.

Результаты исследования позволяют констатировать, что успешные студенты более интеллектуально развиты, рациональны, логичны, эмоционально устойчивы, то есть в процессе обучения эти

Методика исследования самоотношения (стены)

□ ПДС

□ вдс

□ сдс

□ эдс ■ юдс

Рис. 3. Графическое представление средних показателей индивидуально-психологических особенностей успешных студентов-выпускников по опроснику МИС

особенности оказались наиболее значимыми для успешного профессионального становления. Можно сделать вывод, что студенты-выпускники эмоционально зрелые и хорошо приспособленные в целом умеют контролировать свои эмоции и поведение, уверены в себе, легко вступают в контакты и любят быть на виду.

Изучение проблемы становления личности профессионала напрямую связано с тем, как выявляются профессионально важные качества (ПВК) личности человека, находящегося на той или иной ступени профессионализации. Образцом ПВК личности, необходимых для эффективной деятельности, служат характеристики сознательного ее регулирования, то есть свойства деятельности проецируются на свойства личности, отображаются в ее индивидуально-психологических особенностях.

Нами были выделены параметры, позволяющие строить обобщающий психологический портрет профессионала, который несет в себе перечень ПВК. За пределами нашего исследования остается ряд проблем, например, человек как представитель социокультурной среды;

человек как индивид с определенными духовно-культурными ценностями; человек как субъект деятельности. Нас будет интересовать человек как индивидуум, носитель особенных черт и качеств, то есть индивидуально-психологических особенностей, необходимых для успешной профессионализации.

Практическая значимость проведенного нами анализа состоит в получении модели личностных и психологических особенностей успешно обучающихся студентов, которая может выступать как эталонная на этапе получения высшего образования, так как эти качества являются системообразующими в процессе становления будущего специалиста, развития его профессионализма.

Модель практического психолога

Опишем модель практического психолога посредством составления про-фессиограммы. Данная модель нами теоретически обоснована, уточнена и дополнена эмпирическим и экспериментальным путем (проанализированы индивидуально-психологические особенности студентов-психологов, а также личностный профиль успешно обу-

чающихся студентов-выпускников — рисунки 1-3).

Психолог — ученый, специалист по психологии, тонкий, вдумчивый наблюдатель, знаток человеческой психологии, душевных переживаний.

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. На основе теоретического анализа литературы и практического исследования качеств личности успешных студентов психологического факультета мы можем говорить о неких способностях, которые требуются студенту для успешного профессионального становления и дальнейшего развития в области психологии.

Успех в деятельности практического психолога зависит прежде всего от качественных особенностей и уровня развития процессов мышления самого психолога, поскольку эффективность его деятельности в конечном итоге определяется тем, насколько успешно он смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность.

Профессиональная специфика мышления психолога обусловлена в первую очередь необходимостью понимания скрытых от непосредственного наблюдения внутренних механизмов и законов развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем. Из этого следует, что основным инструментом практического психолога является его собственное мышление, позволяющее такие соотно-

шения устанавливать. То, в какой мере это удается, будет определять степень эффективности работы психолога.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, во многом зависит психологическое состояние людей, что, в свою очередь, определяет в известной степени результаты труда последних и их состояние.

Понятно, что определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является их теоретическая подготовка. Без наличия необходимых профессиональных знаний невозможно решать практические задачи.

Большое значение имеет настроение психолога-практика при общении с клиентом. Психолог должен иметь не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

притворную любовь к людям, твердую веру, развитой ум, живую совесть, интерес к жизни людей, искреннее желание им помочь.

Однако не стоит упускать из вида то, что в профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. В связи с этим психологу необходимо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. Логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению профессиональных задач. Затем на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствовавшие качества. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптированных и новых профессионально важных качеств.

Итак, на основе полученных данных мы составили профессиограмму практического психолога (модель практического психолога), которую наглядно можно представить в виде таблицы 1.

Модель менеджера

Менеджер—руководитель или управляющий, отвечающий за определенное направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер,

экаунт-менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер). Основная деятельность менеджера — это общение с клиентами. Кроме того, менеджер общается и с коллегами и подчиненными, и здесь также необходима коммуникативная компетентность.

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. Проанализировав полученные данные и различные теоретические источники, можно выделить в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера следующие:

1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нестандартные решения.

4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

5. Способность предвидеть и спланировать будущее развитие событий, предвидеть последствия решений.

6. Профессиональная компетентность и управленческая подготовка.

Как видно, одними из важнейших качеств преуспевающего менеджера являются собственно психологические качества, поэтому можно сказать, что модель специалиста-менеждера близка к ранее описанной модели практического психолога. Таким образом, можно сделать вывод на основе анализа данных по успешным учащимся-менеджерам и уже составленной профессиограммой

ю о

Профессиограмма практического психолога

1. Общая характеристика труда 2. Требования профессии к качеству подготовки 3. Требования профессии к личностным качествам 4. Диагностические методики и противопоказания

Содержание и основные операции (действия) Условия и характер труда Знания Умения и навыки Интересы и склонности ПВК Рекомендуемые методики Медицинские противопоказания

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т. д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах , находящихся на лечении в неврологическом стационаре, выявле-

на связь ряда личностных характеристик с показателями качества жизни.

Ключевые слова: психологический компонент качества жизни больных, самоотношение больных, жизненные перспективы больных, психология болезни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх