Куперс

Бухучет и анализ

Профиль риска 6

При проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, т.е. при проведении таможенного контроля применяется система анализа и управления рисками (далее по тексту – СУР).

В условиях постоянного роста количества подконтрольных лиц и расширения номенклатуры перемещаемых товаров данная система позволяет оптимально распределять временные и трудовые ресурсы таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, тем самым, способствуя ритмичному пропуску физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В целях эффективного применения и дальнейшего развития данной системы Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь сформирована правовая и методологическая база СУР, создана соответствующая организационная структура, внедрено необходимое программное обеспечение.

В рамках Евразийского экономического союза на постоянной основе ведется работа по унификации национальных систем управления рисками исходя из накопленного национального опыта в вопросах оценки и управления рисками. Начало данной работе положило Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 20.10.2011 г. № 1/6, в соответствии с которым была создана постоянно действующая Рабочая группа при Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза по развитию системы управления рисками в таможенных органах. На заседаниях Рабочей группы экспертами пяти стран прорабатываются конкретные вопросы практического, методологического, организационного характера по направлению СУР.

Применение СУР позволило значительно сократить контрольную нагрузку на субъектов хозяйствования, при этом, заметно повысить качество и эффективность таможенного контроля.

Выдержка из Концепции системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь:

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Концепция разработана в целях формирования единых подходов и правил, определения базовых принципов построения, реализации и дальнейшего развития системы управления рисками (далее – СУР) в таможенных органах Республики Беларусь (далее – таможенные органы). СУР применяется таможенными органами для определения объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля, применяемого к таким объектам, а также степени проведения таможенного контроля при совершении таможенных операций.

2. Концепция базируется на положениях Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее – Киотская конвенция), Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO Guide 73-2014 «Менеджмент риска. Термины и определения».

3. Советом Министров Республики Беларусь определены стратегия и тактика применения СУР в таможенных органах.

ГЛАВА 2 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

4. В рамках реализации концептуальных подходов по развитию СУР в таможенных органах:

сформирована правовая база СУР, а также необходимый методологический инструментарий;

проведены организационно-структурные преобразования в таможнях и Государственном таможенном комитете Республики Беларусь;

должностные лица таможенных органов обеспечены специальным программным обеспечением;

организована работа по унификации национальных СУР государств-членов Таможенного союза исходя из накопленного национального опыта в вопросах оценки и управления рисками.

За счет рационального использования имеющихся сил и средств таможенных органов обеспечено ритмичное перемещение лиц и товаров через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь при сохранении качества таможенного контроля.

Таможенный контроль проводится выборочно и целенаправленно с использованием СУР. При этом внимание таможенных органов концентрируется на внешнеторговых операциях, где существует наибольший риск нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании (далее – таможенное законодательство), позволяя основной массе товаров сравнительно свободно перемещаться через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь.

5. Вместе с тем, увеличение объемов внешнеэкономической деятельности, либерализация таможенного законодательства, изменения организационной структуры таможенных органов, новые таможенные и информационные технологии, интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза требуют дальнейшего совершенствования СУР на качественно новом уровне.

6. В целях достижения максимального эффекта от дальнейшего использования СУР выработаны и отражены в Концепции ключевые направления развития СУР на перспективу исходя из внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов.

7. В качестве приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами при совершенствовании СУР, следует выделить:

оптимизацию задач и функций структурных подразделений, участвующих в СУР, а также форм такого участия;

совершенствование нормативной правовой базы и методологического инструментария, направленное на дальнейшее сокращение сроков выпуска товаров, максимальную автоматизацию совершения таможенных операций и упрощение таможенных формальностей в целом;

расширение функциональных возможностей специальных программных средств, обеспечивающих применение СУР, создание прикладных аналитических инструментов, системы мониторинга;

организацию профессионального обучения должностных лиц таможенных органов вопросам риск-менеджмента, проведению аналитической работы;

обеспечение максимального учета интересов таможенных органов при унификации национальных СУР государств-членов Евразийского экономического союза.

8. Дальнейшее совершенствование СУР в условиях ограниченности временных и трудовых ресурсов отражает передовые подходы в таможенном администрировании в части оптимизации затрат таможенных органов, создания баланса между мерами контроля и максимальным облегчением условий для международной торговли.

ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ СУР

9. СУР основывается на базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенных органов:

законности;

целевой направленности;

единства;

комплексности;

автоматизации;

информационной защищенности.

10. Принцип законности заключается в соответствии СУР нормам, содержащимся в международных актах и актах законодательства Республики Беларусь, а также соблюдении и единообразном применении должностными лицами таможенных органов требований этих актов при реализации СУР.

11. Принцип целевой направленности заключается в подчинении поставленных задач и способов их решения общим целям таможенного контроля.

12. Принцип единства предусматривает единые подходы к процедурам сбора и обработки информации в целях оценки рисков, определения форм и способов воздействия на риски на всех уровнях управления системы таможенных органов.

13. Принцип комплексности предполагает всестороннюю и комплексную оценку рисков с последующим принятием решений об их минимизации всеми структурными подразделениями таможенного органа, участвующими в функционировании СУР.

14. Принцип автоматизации заключается в широком применении автоматизированных средств.

15. Базовые принципы построения СУР обеспечивают организацию эффективного таможенного контроля, при котором:

внимание таможенных органов сосредотачивается на наиболее важных и приоритетных направлениях работы исходя из имеющихся сил и средств;

определяются области с наибольшей вероятностью возможных нарушений законодательства с последующим принятием мер по их минимизации и (или) предотвращению;

оказывается содействие законной торговле через создание условий для добровольного выполнения таможенных правил со стороны участников внешнеэкономической деятельности и упрощения таможенных процедур со стороны таможенных органов.

16. При реализации СУР должностными лицами таможенных органов используются следующие ключевые инструменты СУР:

профили риска;

индикаторы риска;

категорирование участников внешнеэкономической деятельности.

17. Профиль риска является основным инструментом прямого указания должностным лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков и порядка их применения.

18. Индикаторы риска являются ключевыми показателями (критериями), позволяющими оценить текущий статус основных рисков, проверить, находятся ли они в допустимых пределах, определить необходимость привлечения дополнительных ресурсов для их снижения.

19. Категорирование участников внешнеэкономической деятельности предполагает их распределение по группам в зависимости от уровня добропорядочности согласно установленным критериям оценки рисков.

Данное категорирование является основой применения субъектно-ориентированной модели СУР, предполагающей при оценке рисков дополнительный учет данных об уровне риска участников внешнеэкономической деятельности для целей дифференцированного принятия мер по минимизации рисков.

Таможенные органы обеспечивают проведение регулярного и всестороннего мониторинга и анализа деятельности субъектов хозяйствования, а также результатов совершения таможенных операций в отношении перемещаемых ими через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для целей актуализации присвоенного уровня риска.

ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

20. Процесс управления рисками как на уровне Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, так и на уровне таможен состоит из следующих основных этапов:

сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;

оценка рисков, включающая в себя действия по идентификации, анализу рисков, определению вероятности их наступления и ожидаемых последствий;

выбор мер по минимизации рисков и определение порядка их применения;

реализация в программном обеспечении профилей риска;

непосредственное применение выбранных мер по минимизации рисков;

контроль за качеством и полнотой принятых мер по минимизации рисков;

мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков, оценка качества их реализации и достигнутой эффективности;

при необходимости, корректировка либо отмена сформированных профилей риска.

В процессе управления рисками происходит целенаправленная переработка информации о состоянии уровня риска в командную информацию. Выбор образа действия на основе такой переработки информации представляет собой управленческое решение.

21. В качестве исходных данных процесса управления рисками используются:

положения актов законодательства Республики Беларусь;

сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;

информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков;

информация, полученная от таможенных служб иностранных государств и иных государственных органов Республики Беларусь;

предварительная информация, поступившая в таможенные органы от участников внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;

информация, полученная в рамках служебной деятельности таможенных органов;

иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах.

22. Основным результатом применения процесса управления рисками является необходимый (достаточный) уровень соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Для последующей оценки результатов процесса управления рисками устанавливаются критерии оценки и показатели эффективности (результативности) деятельности таможенных органов.

ГЛАВА 5 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУР

23. Достижение стратегических целей и решение тактических задач СУР обуславливают необходимость дальнейшего развития и совершенствования СУР по ключевым направлениям деятельности исходя из существующих в настоящее время актуальных вопросов организационного, нормативного и прикладного характера:

23.1. организация работы структурных подразделений, участвующих в СУР.

Развитие таможенных органов идет по пути создания централизованной модели построения СУР, при которой ключевые функции концентрируются в рамках одного подразделения, оперативно влияющего на все аспекты управления рисками.

При организации взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа следует исходить из их компетенции, при этом, координирующим и организационным центром проводимой работы должно быть специализированное подразделение СУР. В частности, при проведении аналитической работы в таможенных органах специализированное структурное подразделение СУР должно быть организационным ядром для формирования экспертного коллектива из разных подразделений, а привлекаемые к этой работе должностные лица должны обязательно обладать практическим опытом работы по своим направлениям деятельности;

23.2. совершенствование нормативной правовой и методологической базы.

Функционирование СУР требует определенных законодательных основ для установления полномочий таможенных органов и в соответствующих случаях, для защиты самих должностных лиц.

Дальнейшее развитие нормативной правовой базы и методологического инструментария необходимо проводить по следующим основным направлениям:

совершенствование порядка работы с индикаторами и профилями риска в части:

централизованного сбора сведений о формируемых профилях риска и результатах их применения;

контроля единообразного применения мер по минимизации выявленных рисков с целью достижения прогнозируемых результатов таможенного контроля;

оптимизации используемых индикаторов риска, проведения их регулярной актуализации;

построения четко отлаженной системы «обратной связи»;

накопления и обработки информации о рисках нарушения таможенного законодательства, выявленных с использованием индикаторов и профилей риска;

совершенствование проводимой аналитической работы и принятия мер по минимизации рисков в части:

разработки целевых методик и методологической базы в целом, касающейся проведения должностными лицами аналитической работы;

систематизации и упорядочивания подходов при проведении аналитической работы, обеспечения ее системности и комплексности;

установления единых подходов к процедурам сбора, обобщения, обработки информации, ее оценки на предмет наличия рисков и выбора мер по их минимизации;

организации работы по анализу рисков в неторговом обороте путем комплексного анализа сведений из информационных ресурсов таможенных органов, а также иных контролирующих органов Республики Беларусь;

совершенствования подходов к категорированию участников внешнеэкономической деятельности и товаров в зависимости от уровня риска нарушения таможенного законодательства и применяемых мер по минимизации рисков;

формирования перечня рисков, минимизация которых возможна и целесообразна на этапе после выпуска товаров;

совершенствование мониторинга и оперативного контроля за деятельностью таможенных органов в рамках СУР, а именно:

определение наиболее значимых количественных и качественных показателей деятельности таможенных органов, характеризующих результаты применения СУР, определение методики расчета таких показателей, а также порядка их сбора и оценки;

определение механизмов реагирования на отклонения таких показателей от прогнозных/оптимальных значений путем принятия соответствующих управленческих решений;

определение критериев и порядка оценки эффективности функционирования СУР в целом;

23.3. совершенствование программного обеспечения.

Автоматизация процессов функционирования СУР заключается в широком применении автоматизированных средств получения, передачи, сбора и анализа информации, а также, по возможности, исключения человеческого фактора из процессов выявления рисков и принятия решения о мерах по минимизации рисков;

23.4. совершенствование системы обучения.

Профессиональное обучение должностных лиц должно осуществляться на основании образовательных программ повышения квалификации и переподготовки по направлению развития СУР.

При повышении квалификации и переподготовке специалистов СУР, при проведении специализированных семинаров и курсов следует акцентировать внимание на практических аспектах СУР с учетом быстро меняющейся ситуации в информационной сфере, способах и методах обработки и анализа информации;

23.5. международное сотрудничество.

В связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года для таможенных органов основным направлением развития СУР на международном уровне станет работа по унификации национальных СУР, проводимая в рамках Евразийского экономического союза.

24. Реализация мероприятий по указанным направлениям деятельности позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе решить следующие задачи:

оптимизировать работу должностных лиц таможенных органов с индикаторами и профилями риска;

повысить эффективность принимаемых мер по минимизации выявленных рисков и профилактике правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов;

организовать аналитическую работу в таможенных органах на качественно новом уровне, в первую очередь, за счет ее комплексности и системности;

контролировать единообразное применение элементов СУР в целях достижения прогнозируемых результатов;

оперативно реагировать на негативные тенденции во внешнеэкономической деятельности, а также на отклонения результатов деятельности таможенных органов в рамках СУР от прогнозных;

создать баланс между содействием развитию международной торговли и обеспечением эффективности таможенного контроля; создать условия по стимулированию и поддержке добросовестных и законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, сократив тем самым их материальные и временные издержки.

Авторская колонка члена генерального совета «Деловой России» Евгения Кошкарова

В 2018 году в области таможенного администрирования в России произошли два события которые будут определять конфигурацию таможенного контроля на ближайшие десятилетия. Я имею в виду вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и новой версии «Закона о таможенном регулировании». И надо быть готовым к тому, что эта конфигурация радикально измениться. Процесс трансформации запущен и идет достаточно активно, просто сейчас мы всех изменений еще не видим. По нашим прогнозам примерно к 2020-21 году окончательно сформируется совершенно новая система таможенного оформления. То, к чему все привыкли и то, что мы видели с 1992 года безвозвратно уйдет в прошлое.

Концептуально, эти два закона задали три основных тренда:

— это сокращение сроков таможенного оформления,

— это приоритет электронных технологий над бумажными

— и это высокий уровень детализации многих технических вопросов, которые раньше были либо не регламентированы, либо эта регламентация была разбросана по многим подзаконным актам.

В дополнении к этим трендам в 2018 году началось изменение организационной структуры таможенных органов. В 2017 году было принято принципиальное решение о том, что по всей стране мест таможенного оформления будет только 16. Это 9 региональных центров таможенного оформления и 7 региональных электронных таможен. То есть от более чем трехсот таможенных постов в которых сейчас можно провести таможенное оформление, останется только 16. Полностью поменяется система взаимодействия таможенных органов между собой. Все таможенные органы принципиально разделятся на два вида: таможни и посты фактического контроля, места фактического нахождения товаров, а также электронные таможни или центры электронного декларирования, места, где товары будут оформляться. Принципиальная разница между электронной таможней и центром электронного декларирования, в том, что там будут оформляться разные товары по таможенному режиму и по виду транспорта в котором товар поступил.

То есть в центре электронного декларирования (ЦЭД) будет оформляться в основном импорт-экспорт, и они будут делиться по виду транспорта, например Балтийский центр будет оформлять все грузы которые поступают в Россию в акватории Балтийского моря, то есть это нынешние Выборгская таможня, Балтийская таможня, Кингисепская таможня. Владивостокский ЦЭД — это все грузы, которые поступают морским транспортом в Тихоокеанском регионе: от самого южного порта Владивосток до порта Магадан. Все грузы приходящие в эти места морем будут оформляться в Владивостокском ЦЭДе.

Соответственно будут региональные ЦЭДы: Калининградский ЦЭД, Московская областная таможня, отдельные ЦЭДы — акцизный, энергетический и авиационный. Соответственно, все грузы приходящие в Московский электронный узел, будут оформляться в авиационном ЦЭДе. А в электронных таможнях будут оформляться грузы, которые приходят другими видами транспорта и которые имеют какой-то особый таможенный режим — это временный ввоз, переработка, импорт, экспорт и т.д.

Какие проблемы в связи с этим возникнут мы пока еще точно не знаем, потому что эта структура и эти все коммуникации предполагают, что все общение с таможней происходит в электронном виде. Сейчас это происходит в рамках таможенного оформления и в рамках чистого импорт-экспорта. Если чуть-чуть отойти в сторону, то все еще много бумажных взаимодействий. Мы как-то насчитали их больше 20. Сейчас ФТС активно переводит взаимодействие на электронную основу, но пока окончательного результата нет, поэтому, вероятнее всего, какие-то проблемы с документооборотом и с обратной связью еще будут. И как это будет в случае, если груз находится в Магадане, а декларация оформляется во Владивостоке, мы пока не знаем.

Кроме того, сейчас внутри таможни назревает такая идея, что между этими таможенными органами будет автоматическая диспетчеризация деклараций. Это значит, что вы подаете декларацию в конкретный таможенный орган, либо просто кидаете ее на портал ФТС, а оттуда она поступает в любой таможенный орган по какому-то своему внутреннему алгоритму.

Цель у всех этих изменений — к 2020 году достичь показателей 80% на 80%. 80% деклараций подается участниками ВЭД находящимися в зеленом секторе и 80% от этих деклараций выпускаются автоматически. В итоге, 64% деклараций к концу 2020 года (это по импорту, по экспорту там должно быть 100 на 100) должны выпускаться в автоматическом режиме. Это полностью поменяет конфигурацию таможенного оформления. Это уже сейчас приводит к тому, что количество инспекторов в отделах оформления сокращается, сроки сокращаются, требования к документам и к информации сокращаются. В этой части бизнес ожидает очень светлое и счастливое будущее.

Но, не все так просто. Как правило, инспекторов из таможни не увольняют. Их переводят в другое подразделение. И насколько упрощается контроль на этапе таможенного оформления и ввоза, настолько контроль усиливается на этапе таможенного контроля после выпуска товара. По результатам 9 месяцев 2018 года, в рамках контроля после выпуска товара было до начислено 15 млрд руб. За тот же период, по результатам дополнительных проверок, которые были назначены таможней, в ходе таможенного оформления при ввозе до начислено только 5 млрд руб. Уже сейчас соотношение результативности таможенного контроля один к трем в пользу контроля после выпуска. И это в условиях, когда подразделения по таможенному контролю после выпуска еще не развернуты в полном объеме. Сейчас в ФТС активно формируется и утверждается штатное расписание и формируется новая структура этих подразделений. Формально она есть, но она будет увеличена кратно, минимум от 3 до 5 раз.

В качестве примера могу сказать, что до реорганизации на Санкт-Петербургской таможне был отдел контроля после выпуска товаров штатной численностью примерно 20 человек. Сейчас утверждено штатное расписание службы со штатной численностью более 60 человек. Но сейчас вакансии еще не заполнены, хотя структура уже развертывается. Соответственно, когда структура развернется, соотношение эффективности контроля после выпуска к контролю в ходе таможенного оформления будет уже не 1 к 3, а 1 к 6, а может даже и 1 к 10. Может показаться, что при перестановке факта контроля с момента ввоза на более поздний срок ничего не изменилось: нас раньше проверяли при ввозе, а сейчас будут проверять после ввоза. Однако в результате такой перестановки есть принципиальное отличие — при ввозе проверяющий инспектор таможни был ограничен сроками оформления декларации и тем фактом, что груз не мог простаивать на складе временного хранения долгое время. А времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора намного больше. За это время он может получить данные из налоговой службы, от банка, от своих коллег из-за границы, даже от поставщика или перевозчика товара. Всю эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара в свободное обращение: доначислить таможенные платежи, отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота, признать товар контрафактным и потребовать его уничтожения. И на все эти операции у таможни есть 3 года с даты выпуска декларации, и это — самое существенное ограничение в таможенном контроле после выпуска. Причем, в эти 3 года надо не провести проверку, надо только ее начать.

Поэтому я убежден, что где-то через 2-3 года, конфигурация таможенного контроля полностью изменится. Сейчас для участников ВЭД основной этап — это ввести и оформить товар. Когда новая конфигурация реализуется, основной проблемой будет выдержать проверку после ввоза. Я убежден, что их не будет много. Но проверять будут точно и тщательно. Не думаю, что таможня откажется от существующих у нее планов доначисления. Тем более, что эти планы каждый год только возрастают.

Уже сейчас в части этих проверок есть значительные изменения. Если раньше таможня делала упор на контроль таможенной стоимости, основные доначисления были именно по этому направлению, то сейчас на первый план выходят проблемы с классификацией товара. У нас сейчас в работе минимум 3-4 суда, где мы по нашим декларациям, судимся с таможней именно по классификации и ни одного нет по таможенной стоимости. По таможенной стоимости в основном все решается в процессе дополнительной проверки — условная оценка, предоставление документов, в крайнем случае частичная выдача сметы, частичный возврат. По классификации нужно относится очень ответственно, как к заявлению кода, так и к проведению проверки.

Приведу один из этих кейсов, по которому мы судимся. Вышло так, что по нашей декларации таможня начала проверку и послала клиенту невинное письмо. Клиент особо не озадачился, компания большая. Письмо дошло до инженера, там был технический вопрос, и инженер как этот вопрос понял, так на него и ответил. В результате больше года идет судебное разбирательство и таможня доначислила 5-10 млн руб. Вот какой может стать цена не вдумчивого ответа.

Другое направление, которое будет увеличивать свою значимость, — это сертификация товаров. У нас появилось обязательное требование по декларированию образцов, по обязательному предоставлению копий протоколов испытаний. Сейчас таможня вместе с органами Росаккредитации еще находятся на этапе накопления массива информации. Пока массив этой информации не достиг определенного уровня контроль правильности сертификации товаров проходит только эпизодичеси. Однако впереди нас ожидает технология сплошного контроля: декларирование образцов товара при их ввозе, испытание этих образцов на соответствие требованиям технических регламентов, оформление необходимых сертифицирующих документов (декларация или сертификат соответствия), ввоз самого товара по этим документам. Если будет доначисление таможенной стоимости по классификации, проблема только в деньгах — либо судиться, либо заплатить. А вот проблемы с сертификацией товара могут привести к запрету на оборот товара и изъятие товара из оборота. Пока процедура изъятия товара прописана не подробно, и таможня фактически ею не пользуется. Но такое право у таможни есть. К этой проблеме надо относиться очень ответственно, и, если у вас сейчас нет никаких с этим проблем, это не значит, что их не будет в будущем. Выпускаете вы декларацию сегодня, а проверка может вас догнать через 2-3 года.

Все, это говорит о том, что долгосрочные риски ведения внешнеэкономической деятельности будут накапливаться и могут реализоваться неожиданно для бизнеса.

Теги:

Профиль риска – это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а так же указания о приминении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (Гл 18 стат 127 ТКСТ)

Профиль риска, как основной инструмент СУР содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.

Область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования.

1) Выявление области риска

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

Индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

3)Установление индикаторов риска

Они бывают следующих типов:

индикаторы риска, относящиеся к товарам:

количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация и др.

индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:

Оценка риска — систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

4) Оценка риска.

Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:

· путем установления высокой, средней и низкой степени риска;

· присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;

· специфические обозначения.

Срочный профиль риска- профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформления и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления.

Ориентировка- информация о риске средней степени, для минимизации которого целесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировка доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Зональный профиль риска- профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни. Региональный профиль риска- профиль риска, действующий в регионе деятельности одного Регионального таможенного управления (РТУ). Общероссийский профиль риска- профиль риска, действующий на всей территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенный в регионе деятельности разных РТУ.

Краткосрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца. Среднесрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3-х месяцев. Долгосрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия свыше 3-х месяцев. Приказ ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» (приложение № 2).

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:

2) Исследование рисков

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

5) Составление профиля рисков.

Профиль рисков включает в себя следующие элементы:

— описание области риска;

— исследование и оценка риска и его индикаторов;

— необходимые меры по контролю;

— время проведения контроля;

— результаты контроля;

— оценка проведенных мероприятий.

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т.д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно

2.2 Методы управления рисками, связанными с недостоверным декларированием

При таможенном оформлении товаров наибольший удельный вес занимают риски, связанные с недостоверным декларированием сведений о товаре, а именно: недостоверное декларирование стоимости или количества товаров, умышленное использование несоответствующего описанию товара кода, недостоверное декларирование страны происхождения товаров (для импортируемых товаров).

Традиционно, риски недостоверного декларирования в товарном разрезе в Федеральной таможенной службе Российской Федерации оценивались на основе сопоставления данных об экспорте и импорте стран — торговых партнеров. Помимо этого, частично использовался и другой способ — косвенная оценка экспорта и импорта на основе балансовых отношений. Каждый из этих методов обладает определенными достоинствами и недостатками, что не позволяет рассматривать любой из них в отдельности как полноценный методологический подход к выявлению и оценке рассматриваемых рисков. Значительной проблемой, также, является отсутствие необходимых статистических данных на текущий период из-за существенного «отставания» фактической статистики во времени. Так, например, проведение реального сопоставления данных таможенной статистики внешней торговли со странами торговыми партнерами возможно лишь на промежутке времени отстающего от сегодняшнего дня как минимум на 5-6 месяцев. В то же время, при принятии решений по таможенному контролю необходимо учитывать и ближайшую перспективу направлений и масштабов недостоверного декларирования, т.е. необходим прогноз показателей рисков в товарном разрезе с упреждением как минимум до 1 года Халипов С.В. Таможенный контроль: административно — правовой анализ: Учеб. пособие — М.: Таможня. РУ, 2005. — 136 с..

Таким образом, исходя из практических потребностей, необходим комплексный прикладной инструментарий, включающий в себя методы обобщенной оценки различными способами существующих рисков недостоверного декларирования и многовариантного прогнозирования сложившейся ситуации, что невозможно реализовать без использования методов вероятностного оценивания и эконометрического моделирования.

Основными методами при оценке таких рисков являются:

— методика оценки теневого импорта и экспорта России с использованием метода «зеркальной» статистики,

— метод определения методологического порога уровня недостоверного декларирования товаров, оцениваемого на основе данных российской таможенной статистики внешней торговли и статистических данных о внешнеторговых потоках стран торговых партнеров России.

— методика оценки теневого импорта России балансовым методом с использованием данных Росстата о производстве и потреблении товаров внутри страны,

— комплексный подход к оценке рисков недостоверного декларирования товаров, основанный на агрегировании зарегистрированного импорта России с оценками импорта, полученными на основе метода «зеркальной» статистики и балансовым методом;

— эконометрическая модель оценки и прогнозирования рисков недостоверного декларирования импорта.

На настоящий момент для оценки уровня недостоверного декларирования товаров в таможенной службе России используется так называемый метод «зеркальной» статистики, который заключается в проведении сопоставительного анализа внешнеторговых товарных потоков России по данным таможенной статистики внешней торговли России и статистики внешней торговли стран ее торговых партнеров. Однако, не следует однозначно утверждать, что расхождения в данных таможенной статистики внешней торговли и статистики стран торговых партнеров являются величиной риска, так как помимо субъективных факторов существует ряд объективных причин, способствующих такого рода расхождениям. К ним следует отнести следующие методологические особенности учета товаров:

— использование различных систем учета данных. В то время как ООН рекомендует использовать общую систему учета данных (хотя ООН и не утверждает, что общая система учета является лучшей), некоторые страны используют специальную систему учета;

— несовпадение в методике определения статистической стоимости (условия поставки товара ФОБ и СИФ, национальное законодательство);

— использование различных способов перевода в валюту учета;

— различия в периодах включения данных, относящихся к одной и той же сделке, в статистику экспорта и импорта торговых партнеров;

— различия в определении страны партнера;

— различия в товарных классификациях.

Не все перечисленные причины методологических расхождений легко нормализуемы. Нормализация величин расхождений, объясняемых методологическими причинами, усложняется высокой детализацией рисков недостоверного декларирования товаров (товар — страна, страна — товар). Для определения уровня методологического порога расхождений рассматриваются два варианта расчета методологического порога расхождений: путем расчета и нормирования каждой возможной методологической причины для конкретного товара из конкретной страны, а также путем усреднения уровня методологических расхождений для конкретного товара и всех стран за пять лет («пятилетняя средняя»). Следует отметить, что наиболее точным и обоснованным вариантом безо всякого сомнения является первый вариант. Однако основной недостаток этого варианта является невозможность прямого арифметического расчета некоторых методологических причин (например, учет внешнеторговых потоков «третьих» стран, объемы которых для некоторых стран и товаров достаточно существенны). Это во многом ставит под сомнение целостность величины методологического порога недостоверного декларирования товаров, которая в свою очередь, определяет величину самого риска недостоверного декларирования товаров.

В целях «ухода» от невозможности расчета всех методологических причин предлагается метод «пятилетней средней» оценки методологического порога расхождений. Он базируется на предположении того, что для определенного товара, импортируемого из определенной страны-экспортера в Россию, должны наблюдаться расхождения в данных с другими странами, которые также содержат методологическую составляющую, величину которой можно адаптировать к российскому импорту этого товара именно из этой страны-экспортера.

3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы

управления рисками при таможенном контроле и оформлении

товаров и транспортных средств

Как мы выяснили в предыдущих главах анализ и «управление» рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом — проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.

Сведения можно классифицировать следующим образом Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002:

оперативные сведения (ориентировки) — информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;

тактические сведения — проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);

стратегические сведения — структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.

Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:

· данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу РФ;

· таможенное законодательство и таможенные документы;

· география грузопотоков;

· товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);

· транспортные средства, контейнеры;

· недавно образованная фирма-отправитель/получатель;

· таможенная стоимость;

· страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.

Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

Информационная система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод по улучшению таможенного контроля. Его цель заключается в том, чтобы в интересах более высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений или контрабанды является выше среднего.

АИСТ-РТ21 — комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При этом АИСТ-РТ21 является как вертикально, так и горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней системы делает возможным фактическое распределение компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом регионе страны Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002.

При этом необходимо учитывать следующие требования:

? все операции по анализу риска должны протоколироваться;

? информация должна поступать в режиме реального времени;

? дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения.

Максимальное использование информационных технологий является одним из важнейших направлений использования методик анализа рисков в интегрированной таможенной системе. Функциональные задачи программного продукта должны быть общими как для таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя:

использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ-РТ21;

обеспечение групповой обработки данных;

обеспечение доступа к сети и к базам данных аналитической группы при ОРО или других подразделений таможенного органа;

организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей;

редактирование, изменение и пополнение информации;

поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.);

настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.

Немаловажным моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное и эффективное составление общего вида окон-меню. Окно программы может содержать три функциональные кнопки в строке меню:

— действия;

— реестры;

сведения о программе.

Методика анализа рисков требует реорганизации или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных подразделений таможни. Практика ЕС показывает, что значительная часть контрабанды, связанной с перевозкой автомобилей и других случаев нарушения таможенных правил, перехватывается благодаря использованию методики «анализа риска» в процессе таможенного контроля.

Выводы по третьей главе:

1) Таким образом, управление рисками и анализ является инструментом, который может помочь работать с рисковыми ситуациями и быть уверенным в том, что принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы, а также дает уверенность в том, что известны все слабые стороны оперативной работы и по ним принимаются необходимые меры, так как цель управления рисками — это принятие мер по устранению возможного риска или сведения к минимуму его последствий.

2) использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.

Заключение

система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:

· определить возможный наивысший уровень эффективности оперативных действий;

· сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях. Конечно, необходимо уметь определить эти области, которые представляют наибольшую угрозу деятельности данной таможенной организации;

· определить слабые стороны в оперативных мероприятиях или программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной работе. Затем следует принять соответствующие меры по устранению выявленных недочетов, снижению их негативного влияния или (если невозможно это сделать) предпринять все возможные меры по снижению ущерба.

Напечатать Приложение N 1 к Инструкции Понятия, используемые при реализации Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене Меры по минимизации рисков — комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства. Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска. Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе. Срочный профиль риска — профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления. Ориентировка — информация о риске средней степени, для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств. Зональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни. Региональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ. Общероссийский профиль риска — профиль риска, действующий на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ. Краткосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца. Среднесрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3 месяцев. Долгосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия свыше 3 месяцев. Профили рисков, выявляемых автоматически (автоматические профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами. Профили рисков, выявляемых в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска. Неформализованные профили рисков — профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска. Актуализация профиля риска — изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков. Степень риска — результат количественной оценки риска. Шкала градации степени риска — интервальное распределение степени риска. Количественная оценка риска — процесс присвоения значений вероятности риска. Целевая методика выявления рисков — порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов. Субъект ВЭД — лицо, указанное в таможенных, транспортных и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, декларанта, принципала, перевозчика (в т.ч. таможенного), таможенного брокера, владельца СВХ либо таможенного склада или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх