Куперс

Бухучет и анализ

Профсоюзы в системе социально трудовых отношений лекции

Выводы, полученные в результате проведения экспертизы, реализуются в программы, рекомендации, распоряжения структурным организациям профсоюза и участникам СТО в организации.

Для проведения экспертизы в соответствии с представленной выше методикой экспертами профсоюзной организации могут быть использованы все существующие методы опроса (анкетирование, тестирование, интервьюирование и пр), экспертиза жалоб и обращений, информация, полученная профсоюзами в процессе осуществления информационно-консультативной деятельности и пр; методы, используемые при осуществлении нормирования трудовых процессов.

Большой объем информации может быть получен в результате изучения документов, регламентирующих требования к исследуемой группе работников, таких, как: описание должности, должностные инструкции, тарифно-квалификационные справочники и квалификационные карты, карты компетенций, типовые перечни требований к рабочим местам, описание позиций и профессии, профессиограммы, описание модели деятельности и работ и др. Анализ указанных документов позволит определить обязанности работника, степень его ответственности, требования к личностным и профессиональным характеристикам, установленным работодателем.

Кроме того, рекомендуется изучить внутренние отчеты организации: ресурсы, цели, планы, эффективность деятельности, производственные и сбытовые отчеты руководству, данные оценки персонала, отчеты о безопасности и здоровье, о системе вознаграждений, о кадровой политике, уровне конфликтности и пр. В этих документах профсоюзы могут выявить основные критерии для распределения вознаграждений, отбора, продвижения, оценки других показателей. Значительную помощь при проведении экспертизы может оказать опубликованная информация: финансовая отчетность, бизнеспланы, отчеты государственных и кредитных учреждений, экономические обзоры, рекламные материалы организации.

Совокупность документов, подлежащих экспертизе, зависит от степени формализации системы управления персоналом в организации в целом, и для исследуемой группы в частности. С другой стороны, очевидно, что внутренние источники не всегда ненадежны, т. е. могут отражать искаженную картину действительности. Кроме этого, как свидетельствует практика, возможность ознакомиться с внутренними документами у представителей профсоюза есть не всегда: определяя ту или иную информацию как конфиденциальную, работодатели часто отказывают в ее предоставлении.

Поэтому считаем, что в большинстве случаев при проведении сравнительного анализа и определении нормативов (базы для сравнения) имеет смысл ориентироваться на собственную базу данных о состоянии СТО в организациях отрасли (региона). Аккумулирование указанной информации с одной стороны, может быть достаточно сложным, трудоемким и длительным процессом, с другой стороны, может формироваться автоматически, в результате проведения экспертизы в организациях работники, которых являются членами профсоюза.

Источником информации могут служить также данные государственной статистической отчетности, информация профильных ассоциаций. Статистические данные позволяют получить информацию по наиболее важным для оценки современного состояния экономики (исследуемой отрасли) индикаторам: среднемесячной заработной плате, состоянию рынка труда, условиях труда, уровне и динамике производительности труда и пр.

Многообразие интересов субъектов ведет к необходимости анализа значительного количество показателей, состав которых, зависит от различных факторов, таких как: отрасль и сфера деятельности организации, численность работников, особенности рабочего места, и многое другое. Эксперт самостоятельно из совокупности показателей выбирает наиболее существенные.

Общий перечень показателей, в оценке которых может возникнуть необходимость, представлен в приложении 17.

С целью разработки и совершенствования методов исследования профсоюзам полезно организовать взаимодействие с отраслевыми научно-исследовательскими и учебными учреждениями.

Объективность оценки состояния СТО в организации и степени реализации интересов субъектов этих отношений возрастет, если анализ информации будет осуществляться людьми, финансово не зависящими от администрации, имеющими соответствующие знания и квалификацию, с использованием научных методов познания.

Проведение указанной экспертизы может осуществляться как собственными силами первичной профсоюзной организации, так и с помощью привлечения сторонних экспертов, в том числе со стороны работодателя. Однако, по мнению соискателя, большую часть задач, связанных с реализацией экспертно-аналитической деятельности, первичным организациям целесообразно делегировать территориальным структурным организациям профсоюза, с выделением в их составе экспертно-аналитического отдела и соответствующим перераспределением финансовых ресурсов. Это повысит объективность результатов оценки, обеспечит ее независимость.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что проведение экспертизы, основные направления которой представлены в данном разделе, позволит повысить действенность процесса регулирования этих отношений и эффективность деятельности самих профсоюзов. Наличие информации о потребностях и интересах работников, значении наиболее актуальных проблем позволит профсоюзам четко формулировать свои требования, аргументированно отстаивать свою позицию при проведении коллективных переговоров, выработать предложения в соглашения более высокого уровня. Это позволит устранить многие как внутренние, так и внешние причины кризиса профсоюзного движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию целей функционирования профсоюзов, их роли в регулировании социально-трудовых отношений в организации, разработке рекомендаций по осуществлению профсоюзами функции регулирования этих отношений. Проведенное научное исследование позволило получить следующие результаты.

К настоящему времени не сложилось единого подхода к вопросу о том, какова цель регулирования социально-трудовых отношений (СТО) в организации, что представляет собой процесс их регулирования и др. Кроме того, цели регулирования СТО, выделяемые исследователями, не позволяют определить практическую направленность этой деятельности, специфические задачи, стоящие перед субъектом регулирования СТО в организации.

Анализ подходов к характеристике понятия «регулирование» позволил сделать вывод о том, что регулирование представляет собой вспомогательную по отношению к любому объекту деятельность, призванную поддерживать (сохранять) «правильное», «нормальное», «организованное», «упорядоченное» состояние объекта, тем или иным образом корректировать, устранять все, что препятствует этому и разрушает систему.

Исследование СТО в организации как объекта регулирования позволило автору сделать следующие выводы. Регулирование СТО в организации, являясь одной из функций управления необязательно будет выступать его составной частью и может существовать как самостоятельный процесс. Оно призвано поддерживать такое состояние системы, при котором реализуются интересы обоих субъектов и предупреждать действия субъектов, препятствующие этому (деструктивное поведение). Деструктивным является поведение субъектов, препятствующее реализации их интересов, вследствие которого степень реализации интересов контрагента снижается или создаются препятствия для ее повышения.

Причиной, порождающей деструктивное поведение, может быть не только противоречие экономических интересов субъектов, но и такие факторы, как: внутренняя неудовлетворенность результатами взаимодействия; ответная реакция на противоправное (сознательное или неосознанное, реально существующее или мнимое) действие контрагента; неосведомленность о действительных интересах контрагента; культура поведения субъектов и др.

По мнению соискателя, объектом регулирования социально-трудовых отношений в организации должно быть поведение, т. к: взаимодействие субъектов есть непрерывный динамичный процесс; динамичны интересы, условия реализации интересов и оценка степени их реализации во мнении субъекта; именно поведение, детерминируемое различными побудительными силами, может стать причиной разрушения системы.

Все вышесказанное позволило сделать вывод о том, что целью регулирования СТО в организации, должно быть выявление и предупреждение, устранение или корректировка деструктивного поведения субъектов этих отношений.

Такая постановка цели отражает внутреннее содержание термина «регулирование». Стремление к ее достижению способствует повышению результативности взаимодействия субъектов СТО в организации, устранению как явных, так и латентных конфликтов и противоречий. Кроме того, это позволяет конкретизировать задачи регулирования СТО в организации:

1) оценить поведение работника и работодателя, с целью выявления фактов деструктивного поведения;

2) определить факторы, порождающие деструктивное поведение;

3) определить формы и методы регулирования, в наибольшей степени способствующие устранению выявленных факторов;

4) посредством избранных форм и методов осуществить непосредственное воздействие с целью устранения, предупреждения, корректировки деструктивного поведения субъектов.

Для реализации процесса регулирования СТО в организации субъект регулирования должен иметь возможность оказывать влияние на объект и предметы регулирования; быть заинтересованным в сохранении СТО; обладать соответствующей информацией и квалификацией, необходимыми для выявления фактов деструктивного поведения, а также причин, его порождающих. Указанным требованиям удовлетворяют многие субъекты СТО в организации, но, по мнению автора, осуществление профсоюзами деятельности по регулированию этих отношений может значительно повысить результативность взаимодействия субъектов, а функция регулирования СТО в организации является важнейшей функцией профсоюзов. Для проверки выдвинутой гипотезы были изучены цели и функции профсоюзных организаций.

Единого мнения о целях профсоюзных организаций, о том, каковы их функции в новых условиях хозяйствования и как они должны трансформироваться, к настоящему времени не сформировалось.

Основываясь на подходах авторов к характеристике понятия «функция», автором сделан вывод о том, что для выделения функций профсоюзных организаций необходимо определить направления деятельности, которые с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды в наибольшей степени будут способствовать достижению целей профсоюзов.

Изучение истории и практики функционирования профсоюзов позволило сделать вывод о том, что их главной целю является повышение качества и уровня жизни членов организации. Кроме того, профсоюз формирует и внутренние цели: стремление к выживанию, усиление влияния, власти, максимизация имеющихся в распоряжении ресурсов.

Анализируя условия осуществления профсоюзами собственной деятельности, необходимо отметить, что на локальном уровне реализации СТО, в отличие от прочих, роль профсоюзов является вспомогательной по отношению к деятельности основных субъектов этих отношений (работника и работодателя). Кроме того, необходимо учитывать тенденцию к усилению и развитию таких процессов, как глобализация и социализация экономики, динамизм ее развития, инновационность производства и др.

Поставленным целевым ограничениям и ограничениям, обусловленным факторами внешней среды, удовлетворяет функция регулирования СТО в организации. Реализация этой функции, в отличие от защитной, контрольной и прочих функций, с одной стороны, способствует повышению качества и уровня жизни работников и достижению внутренних целей, отражает активную позицию, не предполагает наличия конфликта. Профсоюз лично заинтересован в сохранении существующих СТО, в устранении факторов, препятствующих устойчивому функционированию и развитию этих отношений.

В результате исследования подходов к классификации функций профсоюзов, исходя из рассмотрения функции регулирования СТО в организации как целевой функций профсоюзов и на основании представленного выше понимания процесса регулирования и его задач, автором разработана классификация функции профсоюзов как участника СТО в организации. Для осуществления регулирующей функции профсоюзам необходимо обеспечить реализацию основных функций, «содержащих в себе» формы и методы регулирования СТО, в том числе: экспертно-аналитическую, информационно-консультативную, представительскую, формирования партнерских отношений, сохранения и развития трудового потенциала, контрольную. К вспомогательным отнесены функции, осуществление которых оказывает влияние на результативность деятельности самой профсоюзной организации: интегра-тивно-коммуникативная, индикативная, хозяйственно-экономическая. Осуществление экстренных функций необходимо в случае наличия конфликта и сознательного игнорирования прочими субъектами прав и интересов членов организации.

К достоинствам представленной классификации относится то, что она отражает влияние каждой из функций на реализацию целевой, ориентирует профсоюзы одновременно на достижение внутренних и внешних целей, демонстрирует наиболее перспективные направления их деятельности в новых условиях хозяйствования.

Изучение практики взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений в российских организациях позволило получить следующие результаты. Российские профсоюзы, несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на СТО в российских организациях. Формальность большей части коллективных договоров является следствием не только внешних факторов (состояние экономики, противодействие работодателей, несовершенство законодательства и др.), но и внутренних, связанных с деятельностью самих профсоюзов.

В практике функционирования профсоюзных организаций наблюдается достаточно жесткая специализация. Территориальные структурные организации профсоюзов заняты в первую очередь разработкой территориального соглашения (отраслевого, областного), в то время как основная масса работы относится к обязанностям первичных. При этом именно в организациях профсоюзной деятельности практически не наблюдается. Создав сложную и достаточно жесткую структуру, с высоким уровнем специализации, профсоюзы фактически не осуществляют координации деятельности своих структурных организаций. Отсутствие информации о действительных интересах субъектов не только ведет к низкому качеству согласительных актов, но и не позволяет сформировать политику функционирования, соответствующую фактическим условиям осуществления профсоюзными организациями совей деятельности. Как следствие, декларируемые цели и задачи часто не соответствуют стремлениям профлидеров, что затрудняет выбор наиболее приоритетных направлений деятельности, инструментов для ее осуществления. Отсутствие коммуникаций и неэффективное распределение прав и обязательств, задач и финансовых средств ведет к тому, что реализация функций становится невозможной.

Для устранения выявленных недостатков в третьей главе работы представлена программа реализации профсоюзами функции регулирования СТО в организации, а также методические основы проведения профсоюзами экспертизы СТО.

Программа, разработанная автором, определяет совокупность действий и задач, последовательное осуществление и решение которых необходимо для реализации профсоюзами процесса регулирования СТО в организации. Программная цель и система программных подцелей определяются целью и задачами процесса регулирования СТО в организации, указанными ранее. Для достижения поставленных целей на основе разработанной автором классификации функций профсоюзных организаций определен комплекс действий профсоюзов и последовательность их выполнения. Сформулированы задачи, решение которых необходимо для реализации выделенных функций.

Для реализации процесса регулирования СТО в организации профсоюзам, во-первых, необходимо провести экспертизу СТО, что предполагает реализацию экспертно-аналитической деятельности; оценить состояние СТО в организации, выявить факты и причины деструктивного поведения субъектов, а также формы и методы регулирования, в наибольшей степени способствующие их устранению. Главной целью экспертизы является разработка программы действий (мероприятий), направленных на устранение выявленных факторов.

Если методы регулирования, используемые в рамках реализации основных функций, не позволили разрешить существующего конфликта (либо привели к конфликту), профсоюзам необходимо обеспечить реализацию посреднической и/или защитной функции. Контрольная функция включает в себя: контроль за исполнением нормативных и согласительных актов со стороны обоих субъектов, за их поведением; анализ влияния предпринятых мер на поведение контрагентов. В результате реализации функции выявленные очевидные нарушение субъектами прав друг друга необходимо устранить. Для определения причин деструктивного поведения, выявленного в результате контроля, необходимо вновь обратиться к реализации экспертно-аналитической функции. Контроль в отличие от экспертизы должен осуществляется постоянно.

В целом все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены, их осуществление возможно только посредством эффективно организованного взаимодействия между профсоюзными структурами, координации их деятельности, рационального распределения задач, полномочий и финансовых ресурсов, для этого в работе обосновывается необходимость и предлагается усилить позиции территориальных структурных организаций профсоюзов, предложены рекомендации по внедрению мероприятий, направленных на обеспечение демократичности, прозрачности и гласности деятельности профсоюзов.

Представленные в работе методические основы содержат цели, объект, предмет исследования, которые обуславливаются целью регулирования СТО в организации, совокупность показателей оценки, способы и методы исследования, источники получения необходимой информации.

Для достижения поставленной цели профсоюзам рекомендуется осуществить следующие действия: собрать информацию об интересах субъектах, изучить их мнение о степени реализации своих интересов, определить наиболее актуальные и проблемные характеристики, вызывающие у субъектов наибольшее недовольство и неудовлетворенность результативностью взаимодействия. Для оценки социально-трудового взаимодействия субъектов на наличие фактов деструктивного поведения экспертам предлагается оценить действия субъектов. Оценка поведения каждого из участников осуществляется в два этапа: оценка результатов взаимодействия и оценка действий в процессе труда. При этом степень реализации интересов участника, с одной стороны, характеризует результативность его взаимодействия, с другой — поведение его контрагента. Так, для оценки поведения работодателя предлагается оценивать степень реализации интересов работника, и наоборот. Однако, учитывая тот факт, что степень реализации интересов участников зависит от действий обоих субъектов, на втором этапе оценки поведения субъектов СТО в организации экспертам предлагается сопоставить наиболее актуальные интересы участников с их действиями.

Для анализа степени реализации интересов работодателя предлагается оценить производительность труда работника (количество и качество произведенных благ, выполнение заданий и пр.) и расходы работодателя на персонал.

Оценка эффективности затрат труда работника включает в себя анализ таких показателей, как вознаграждение работника за труд (внешнее и внутреннее) и затраты его труда. При этом, т. к. условия занятости работника одновременно могут быть частью его совокупного вознаграждения и фактором роста затрат его труда, экспертам предлагается использовать представленный в работе индексный показатель «относительной величины вознаграждения -затрат», использование которого даст экспертам возможность провести сравнительный анализ степени реализации интересов различных групп работников.

При этом, т. к. оценить степень реализации интересов субъектов фактически невозможно с помощью только объективных количественных показателей, экспертам предлагается акцентировать внимание на факторах, оказывающих влияние на изменение производительности и затрат труда работников, возможных резервах роста эффективности затрат участников, классификация которых представлена в работе.

Кроме того, однозначно охарактеризовать ту или иную ситуацию в СТО как сознательное нарушение прав и игнорирование субъектами интересов друг друга достаточно сложно, экспертам предлагается сопоставить выявленные в результате анализа наиболее актуальные интересы субъектов, факторы, вызывающие у субъектов наибольшую неудовлетворенность результативностью взаимодействия с действиями участников. Для осуществления этого этапа экспертизы все характеристики социально-трудового взаимодействия были разделены на четыре группы показателей, отражающих организационно-технические, социально-психологические, профессионально-развивающие условия занятости работника и уровень его защищенности.

Проведение указанной экспертизы может осуществляться как собственными силами первичной профсоюзной организации, так и с помощью привлечения сторонних экспертов, в том числе со стороны работодателя. Однако, по мнению соискателя, большую часть задач, связанных с реализацией экспертно-аналитической деятельности, первичным организациям целесообразно делегировать территориальным структурным организациям профсоюза с выделением в их составе экспертно-аналитического отдела и соответствующим перераспределением финансовых ресурсов. Это повысит объективность результатов оценки, обеспечит ее независимость.

Осуществление экспертизы обеспечит профлидеров всей необходимой информацией для выбора форм и методов регулирования выявленных противоречий, позволит профсоюзам четко формулировать свои требования, аргументированно отстаивать свою позицию при проведении коллективных переговоров, наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с работодателями, устранить многие как внутренние, так и внешние причины кризиса профсоюзного движения в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх