Куперс

Бухучет и анализ

Протокол решения врачебной комиссии

Протокол заседания врачебной комиссии

Врачебная комиссия — это особый орган, функционирующий на постоянной регулярной основе при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации и др. Решение врачебной комиссии, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 502н), оформляется в виде протокола заседания врачебной комиссии.

Содержание протокола заседания врачебной комиссии

В действующем законодательстве в сфере здравоохранения содержатся определенные требования к содержанию протокола заседания в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан), а также Приказе Минздравсоцразвития № 502н, которые предусматривают, что в протоколе заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Решение врачебной комиссии

Необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере здравоохранения не содержит каких-либо ограничений, касающихся сроков принятия решения врачебной комиссией по конкретному вопросу. Однако на практике принятие решения, как правило, занимает не более недели, хотя сроки зависят от особенностей рассматриваемого вопроса.

Решение врачебной комиссии, в соответствии с п. 15 Приказа Минздравсоцразвития № 502н, считается принятым, если его поддержало квалифицированное большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), то есть две трети ее членов. В соответствии с ранее действовавшим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.09.2008 г. № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития № 513н) для принятия решения было достаточно простого большинства голосов членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

В соответствии с п. 19 Приказа Минздравсоцразвития № 502н протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

Необходимо отметить, что Приказ Минздравсоцразвития № 502н допускает выдачу выписки из протокола врачебной комиссии на руки пациенту или его законному представителю в случае наличия письменного заявления самого пациента или его законного представителя.

Журнал работы врачебной комиссии

Принятое решение вносится секретарем врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) в медицинскую документацию пациента, а также в специальный журнал (п. 17 Приказа Минздравсоцразвития № 502н). Обычно для этих целей используется журнал по форме № 035/у-02, который получил название «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения» Данная форма утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».

Форма протокола врачебной комиссии

В действующем законодательстве не содержится утвержденной формы протокола врачебной комиссии. Тем не менее, основываясь на требованиях законодательства к содержанию данного протокола и обобщении существующей практики в данной области, можно сделать вывод, что протокол врачебной комиссии, как правило, составляется следующим образом.

Юридическая значимость протокола врачебной комиссии

Решения, принимаемые врачебной комиссией, в большинстве своем влекут за собой юридически значимые последствия. Юридические последствия решений врачебной комиссии зависят от конкретной функции, в целях реализации, которой было проведено заседание врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). Так, например, в том случае, когда заседание врачебной комиссии проводится по вопросу определение профессиональной пригодности работника, юридическим последствием решения врачебной комиссии является признание работника постоянно или временно непригодным к выполнению отдельных видов работ. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только на основании заключения врачебной комиссии о том, что здоровью донора не будет причинен значительный ущерб.

Только по решению врачебной комиссии возможно назначение некоторых видов лекарственных препаратов, а также назначение лекарственных препаратов в определенных законом случаях, например, не включенных в стандарт медицинской помощи. Функции врачебной комиссии весьма разнообразны и определены Приказом Минздравсоцразвития № 502н.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Таким образом, решения врачебной комиссии и оформляемые по итогам ее заседания протоколы и заключения могут иметь весьма ощутимые юридические последствия в виде наступления юридически значимых событий.

Кроме того, врачебная комиссия осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности: разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов, оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации, изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти и др. Выявленные нарушения при определенных условиях могут явиться основанием для наступления гражданской или даже уголовно-правовой ответственности.

Глава 3. ПРОТОКОЛЫ РЕШЕНИЙ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ: ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
И НЕКОТОРЫЕ ТИПОВЫЕ ОБРАЗЦЫ
В соответствии с частью 1 статьи 48 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <94> врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
———————————
<94> Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «».
Она создается в медицинской организации в целях (часть 2 статьи 48 вышеуказанного ФЗ):
— совершенствования организации оказания медицинской помощи;
— принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
— осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
— обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами;
— трансплантации (пересадки) органов и тканей человека;
— медицинской реабилитации;
— принятия решения по иным медицинским вопросам.
Несколько шире полномочия врачебной комиссии медицинской организации трактуются судебной практикой.
Согласно решению Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 года по делу N АКПИ12-1765 «полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия» <95>.
———————————
<95> Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2013 по делу N АКПИ12-1765 // Верховный Суд Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru; www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=527090 (дата обращения: 30.08.2017).
Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Как следует из пункта 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» <96> (далее — Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н), Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.
———————————
<96> Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н (ред. от 02.12.2013) (зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2012 N 24516) // «».
Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии (пункт 8 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В законодательстве не определены требования, предъявляемые к членам врачебной комиссии.
Вместе с тем, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2016 года по делу N АПЛ16-26, «исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии» <97>.
———————————
<97> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2016 по делу N АПЛ16-26 // Договор-юрист.ру. URL: https://dogovor-urist.ru (дата обращения: 30.08.2017).
Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (пункт 9 вышеуказанного Приказа).
В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению ее руководителя в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии, председателями которых назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий (пункты 6 и 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации (пункт 12 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» <98>, кроме иных, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
———————————
<98> О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) // «».
Немаловажным аспектом осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является системная деятельность врачебной комиссии медицинской организации.
Стоит отметить, что вышеуказанные требования законодательства распространяются не только на медицинские организации государственного сектора здравоохранения, но и на частные медицинские учреждения, в том числе частнопрактикующих врачей (по организационно-правовой форме — индивидуальных предпринимателей).
Как правильно отмечает ряд авторов, «работа врачебной комиссии у индивидуального предпринимателя тоже должна быть организована по здравому профессиональному смыслу совершенно понятно, что без участия врачебной комиссии ни о каком внутреннем контроле качества и безопасности и речи быть не может» <99>.
———————————
<99> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety (дата обращения: 28.08.2017)
Подобную позицию разделяют и судебные органы, рассматривающие дела по жалобам медицинских организаций на привлечение их к административной ответственности.
Так, из решения Арбитражного суда Ростовской области от 12 августа 2015 года по делу N А53-18488/15 по заявлению Министерства здравоохранения Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью «…» о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <100> усматривается, что «…03.07.2015 в ходе проведения проверки деятельности общества… выявлено несоответствие состава комиссии (в составе врачебной комиссии отсутствуют члены врачебной комиссии), отсутствует положение о врачебной комиссии, отсутствует специальный журнал, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии, отсутствуют планы-графики заседаний врачебной комиссии; не ведется журнал внутреннего контроля качества медицинской помощи, чем нарушило требование пп. «б» п. 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291…
———————————
<100> КоАП РФ, Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина общества выразилась в том, что оно должно было соблюдать лицензионные требования и условия.
Несоблюдение обществом при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка. Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено, что общество не предприняло всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий при осуществлении им медицинской деятельности. Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…» <101>.
———————————
<101> Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-18488/15 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 28.08.2017).
В соответствии с Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-12136/2013-АК, рассмотревшего апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «…» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 августа 2013 года по делу N А71-6416/2013, принятое… по заявлению Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «…» о привлечении к административной ответственности, «…в ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:… нарушение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи: в ходе оценки качества лечения комиссией по жалобе пациентки Л. не соблюден порядок внутреннего контроля качества, утвержденный руководителем ООО «…», а именно: врачебной комиссией по жалобе пациентки не проведена оценка набора диагностических мероприятий, диагноза, лечебно-оздоровительных мероприятий, стандарта по критерию качества; из вышеприведенных показателей не составлен интегральный показатель УКЛ, отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»)…
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется…
В ч. 2 ст. 48 указанного Федерального закона установлено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации…
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) ООО «…» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным…» <102>.
———————————
<102> Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-12136/2013-АК // Аюдаринфо. URL: https://www.audar-info.ru/docs/tribunal/detail.php?artId=1279045&list=true (дата обращения: 29.08.2017).
Каким же образом индивидуальный предприниматель может организовать работу врачебной комиссии?
По мнению Д.В. Пивень и И.С. Кицул, возможны следующие варианты решения этой проблемы:
«1. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании трудового договора.
2. Создание индивидуальным предпринимателем врачебной комиссии с привлечением к работе ее членов на основании гражданско-правового договора.
3. Заключение договора между индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, предусматривающего участие врачебной комиссии медицинской организации в работе по проведению контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой ИП» <103>.
———————————
<103> Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем: вопросы и ответы // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-osuschestvlyaemoy-individualnym-predprinimatelem-voprosy-i-otvety (дата обращения: 28.08.2017).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который должен содержать следующие сведения (пункты 16 — 16.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н):
— дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
— список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
— перечень обсуждаемых вопросов;
— решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Согласно пункту 17 рассматриваемого Приказа секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (пункт 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет (пункт 19 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).
Таким образом, следует прийти к выводу, что протокол заседания врачебной комиссии является весьма важным документом.
Им оформляются решения, принимаемые указанной комиссией по кардинальным вопросам медицинской деятельности.
Вместе с тем в рассмотренных выше нормативно-правовых актах не оговорено:
— каким образом решение, принятое врачебной комиссией, должно вноситься в медицинскую документацию пациента;
— должен ли протокол решения врачебной комиссии (один из его экземпляров или копия) храниться в материалах карты амбулаторного (стационарного) больного;
— не разработана типовая форма решения врачебной комиссии.
В некоторых российских регионах эту проблему пытаются разрешить на уровне соответствующего минздрава.
Так, например, Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 26.06.2014 N 335 «О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций Мурманской области» <104> утверждены типовые формы Протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (Приложение N 1 к Приказу) и Выписки из протокола решения врачебной комиссии (подкомиссии) (Приложение N 2 к Приказу).
———————————
<104> О совершенствовании деятельности врачебных комиссий медицинских организаций Мурманской области: Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 26.06.2014 N 338 // Министерство здравоохранения Мурманской области. URL: http://minzdrav.gov-murman.ru/documents/npa; http://minzdrav.gov-murman.ru/files/pr338-2014.pdf (дата обращения: 25.08.2017).
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 22.05.2012 N 560-п «Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области» <105> утверждена форма типового протокола заседания врачебной комиссии медицинской организации (Приложение N 4).
———————————
<105> Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 22.05.2012 N 560-п (в ред. Приказов минздрава Свердловской области от 18.12.2012 N 1477-п, от 21.04.2014 N 532-п) // Министерство здравоохранения Свердловской области. URL: http://minzdrav.midural.ru/special/article/show/id/104 (дата обращения: 25.08.2017).
Принимая во внимание положения законодательства, а также вышеизложенные рекомендации, автором разработана примерная форма протокола решения врачебной комиссии медицинской организации <106>, которая может быть использована в практической деятельности медицинских организаций.
———————————
<106> См. Приложение N 5.

Протокол врачебной комиссии как инструмент судебной защиты медицинской организации.

Главная / Пресс-центр / Публикации / Протокол врачебной комиссии как инструмент судебной защиты медицинской организации.

Анжелика Ремез

Проблема: Для работы в судебном процессе со стороны медицинской организации в дело поступает только медицинская документация и зачастую этого не достаточно. Как расширить перечень юридически значимых документов для защиты медицинской организации?

Решение: Внедрите в конфликтный процесс с пациентом Протокол врачебной комиссии в установленной структурированной форме, который отражает все тонкости взаимоотношений между пациентом и медицинской организацией и объективно выявляет недостатки обеих сторон. Материал включает в себя описание правильного сбора, проведения и оформления заседания комиссии.

Судебные дела по искам пациентов о причинении вреда жизни и здоровью рассматриваются в первой инстанции суда общей юрисдикции судьей единолично (п.1 ст.7 ГПК РФ). Весь процесс разделен на стадии и включает в себя стадию подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ), в которой стороны представляют документацию, в частности медицинская организация направляет по запросу суда медицинскую документацию пациента для их изучения и оценки и исследования судом в качестве доказательств (пп.3 п. 3 ст.13 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ст. 57 ГПК РФ). На практике почти всегда руководство медицинской организации знает и судит о случившемся со слов лечащего врача и просмотра медицинской документации. Но этого всегда недостаточно.

Напомним, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе за причинение вреда в силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» возложено на медицинскую организацию как на исполнителя при оказании медицинских услуг.

Таким образом, именно медицинская организация должна в судебном процессе доказать, что медицинские услуги оказаны надлежащего качества и объема, а не пациент доказывает обратное. В таком случае основным доказательством по делу выступает медицинская документация пациента, но что еще может представить в материалы дела организация?

Давайте вспомним о таком документе как Протокол врачебной комиссии (далее – Протокол), при правильном его оформлении это весьма весомый юридический документ в конфликтной ситуации.

Приказом Министерства здравоохранения РФ №502н от 05.05.2012 «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ 502н) утверждены основания для созыва Врачебной комиссии. По результатам проведения комиссии составляется Протокол.

Среди множества функций врачебной комиссии для нашей темы имеют значение п.4.20 – организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя) и п. 4.22 – рассмотрение обращений (жалоб), по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам в медицинской организации.

NB! Не забывайте, что в организации согласно лицензионным требованиям должен быть локальный нормативный акт – Положение о врачебной комиссии, регламентирующее цели, задачи и функции комиссии.

На сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт не устанавливает форму Протокола ВК и структуру его оформления, несмотря на то, что правильное составление такого документа имеет важное значение для разрешения конфликта. Следовательно, организации вольны в его оформлении.

Для составления Протокола, чтобы он был не формальным требованием соблюдения требований законодательства, а сильным юридическим документом в защиту медицинской организации потребуется некоторое знание юридической техники оформления документов. Необходимо помнить, что судья – это юрист со знанием процессуальных норм и документы, которые ложатся в дело, должны быть составлены на максимально понятном ему языке.

NB! Стоит сразу отметить, что поступающие в организацию претензии необходимо классифицировать на: 1) непосредственно вытекающие из оказания медицинской помощи и 2) не вытекающие из оказания медицинской помощи. Врачебная комиссия собирается только по первому основанию.

Структура оформления Протокола врачебной комиссии.

Оформление Протокола отсылает к самой процедуре сбора и проведения заседания комиссии.

Наименование документа.

Каждое заседание врачебной комиссии, созываемое на основании претензии пациента, будет именоваться внеплановым, так как график плановых заседаний утвержден в п.14 Приказа №502н. Обязательно отражайте это в шапке документа, проставляйте дату заседания и номер протокола (согласно принятым в организации правилам нумерации документов).

Состав врачебной комиссии.

В данном разделе необходимо указать всех членов комиссии. Его состав урегулирован в разделе III Приказа №502н. Врачебная комиссия состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии (п.8 Приказа). Таким образом, состав комиссии не может быть менее четырех человек.

Председателем комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения), в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (п.9 Приказа). В этой части важно обратить внимание, что в качестве руководителя подразумевается главный врач или его заместители, то есть руководящий лечебный персонал. Частные медицинские организации, в которых руководителем по уставу является не медицинский работник, должны учитывать этот момент при составлении документа.

В состав врачебной комиссии включаются заведующие структурными подразделениями, врачи-специалисты из числа работников (п.12 Приказа). Здесь стоит учитывать профильность конфликта. Например, если претензия к медицинской помощи по профилю «акушерство-гинекология», то в состав членов комиссии обязательно должен входить врач-акушер-гинеколог. Врач, непосредственно оказывавший медицинскую помощь не должен входить в состав комиссии, так как для исследования он является заинтересованным лицом. Если же врач войдет в состав комиссии, то все ее выводы в суде будут рассматриваться как необъективные, что нивелирует значение документа.

Повестка заседания врачебной комиссии.

В данном разделе необходимо написать причину проведения комиссии, сделать ссылку на претензию пациента или на номер судебного дела, если претензионный порядок не соблюдался.

NB! При передаче медицинской документации в оригиналах в суд не забывайте делать себе полную копию для дальнейшей возможности ее использования для подготовки.

Рассматриваемые на комиссии документы.

В данном разделе необходимо указать всю документацию, которая позволяет объективно исследовать все обстоятельства дела, в том числе сама претензия (исковое заявление) и объяснительная врача.

NB! Обязательно при поступлении претензии передайте ее врачу, осуществлявшему лечение пациента для написания объяснительной, которая становится частью исследования врачебной комиссии.

Описание событий по существу.

Это самый важный раздел Протокола. В нем объективно описываются все события в строго хронологической последовательности. Производится перенос всех записей из карты пациента в Протокол с обязательным отражением следующих существенных моментов: дата, врач-специалист, жалобы пациента, результаты объективного осмотра и опроса, результаты лабораторных и инструментальных исследований, выставленный диагноз по МКБ-10, рекомендации и назначения врача. При наличии вложенных результатов лабораторных исследований факт их наличия должен быть отражен в Протоколе отдельными записями.

Допускается небольшое количество сокращений по тексту, которые будет легко разъяснить суду. Необходимо отражать наличие выписок из других медицинских организаций и результатов отдельных исследований, которые были внесены в исследуемую медицинскую историю.

Для чего это делается в таком виде? При переносе записей в Протокол формируется объективная картина всего процесса оказания медицинской помощи. Ярко выделяются не только имеющиеся дефекты со стороны медицинской организации, но и нарушения со стороны пациента: несоблюдения назначений и рекомендаций, неявки на назначенные приемы, отказы от медицинских вмешательств и госпитализаций и другие.

Обсуждение вопроса по существу.

В начале данного раздела необходимо указать используемые при обсуждении нормативно-правовые документы. Это поможет суду сразу получить необходимую информацию о том, какие в данном деле понадобится использовать законодательные акты для мотивированной части судебного решения.

Это раздел поиска ответа на главные вопросы: имеются ли нарушения при оказании медицинской помощи, отступления от требований порядков и клинических рекомендаций, есть ли в претензии пациента какие-либо действительные основания для ее полного или частичного удовлетворения. На данном этапе исследуется и учитывается не только информация из медицинской документации, но и иные фактические обстоятельства дела, в том числе из объяснительной врача. Также на этой стадии врач может быть дополнительно опрошен комиссией устно.

Таким образом, при направлении Протокола в суд, не учтенные фактические обстоятельства в медицинской карте все же находят свое отражение в материалах судебного дела.

Выводы комиссии.

Главный вопрос, который ставится перед комиссией – присутствует или отсутствует прямая причинно-следственная связь между медицинской помощью и наступившими негативными для пациента последствиями. В разделе выводы необходимо эту связь описать. Если она отсутствует, то комиссии желательно предположить свой вариант таких наступивших последствий.

Решение комиссии и подписи участников.

Секретарь вносит запись о принятом комиссией решения, например, об отказе или удовлетворении требований пациента, о проведении дополнительного обучения медицинских работников по заполнению документации (при наличии дефектов в заполнении) и другие.

Процессуальное значение Протокола

Подобное составление Протокола позволяет комиссии провести «горизонтальный» и «качественный» анализ медицинской карты. При «горизонтальном анализе» проводится анализ тождественности данных в разных документах и противоречий в них, т.е. соответствие дат и времени в документах между собой, назначенной медикаментозной терапии, лабораторных исследований, а также оценивается существенность противоречий. При «качественном анализе» производится оценка непосредственно качества проводимого лечения (диагностики, исследований) и его объемов: правильность постановки диагноза, объема назначений, соответствие между ними, наличие или отсутствие нарушений Порядков и Клинических рекомендаций. На основании такого анализа можно увидеть перспективы развития судебного дела и возможности его урегулирования.

При правильном оформлении Протокол врачебной комиссии – сильнейший юридический процессуальный документ. Он позволяет суду в наглядной форме ознакомиться с хронологией событий с позиции медицинской организации, не обращаясь к основной медицинской документации, в которой судья в силу специфики спора мало ориентируется. В таком случае по юридической силе Протокол можно сравнить с отзывом (возражениями) на исковое заявление.

Протокол влияет также на постановку вопросов при назначении судебно-медицинской экспертизы. Его необходимо предоставить в материалы дела на стадии подготовки. Суд назначает экспертизу по ходатайству любой из сторон либо по своей инициативе, формирует окончательный круг вопросов и определяет судебно-медицинскую организацию (эксперта) (ст. 79 ГПК РФ). Защита должна максимально помогать суду на этой стадии, в частности, предоставление Протокола позволяет суду лучше понять происходящее, как следствие, сформировать качественный круг вопросов экспертам.

Внедрение четко структурированного Протокола врачебной комиссии, составляемого по претензиям пациентов позволяет руководству медицинской организации не только находить ответы на вопрос «Кто виноват?», но и на вопрос «Что делать?» в части выявления так называемых «зон роста» и дальнейшего улучшения внутренних лечебных и организационных процессов.

Протокол внепланового заседания врачебной комиссии (образец оформления)

ООО «_________» № ___ от __________ г.

Состав врачебной комиссии:

Протокол заседания ведет секретарь: .

Повестка заседания врачебной комиссии:

  1. Оценка качества и безопасности медицинской помощи, оказанной пациенту , в целях осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основании жалобы пациента.

Представленные на рассмотрение комиссии документы:

Описание истории по существу:

г. пациент обратился в за оказанием медицинской помощи, заключен договор на медицинское обслуживание № по программе индивидуального ведения беременности.

г., в день заключения договора Пациентка была осмотрена лечащим врачом , проведено ультразвуковое исследование, сданы анализы, взяты мазки. Жалобы на утомляемость, дискомфорт в районе желудка (пациентка отмечает нарушение диеты). При осмотре состояние удовлетворительное, кожные покровы обычной окраски, чистые, отеков нет. Живот мягкий, болезненный при пальпации, стул нормальный, мочеиспускание в норме. АД справа: 115/70, АД слева: 110-70, температура тела: 36,6. Рост 177, вес 66 кг. Диагноз: Беременность 15,2 недели, что соотносится с датой последней менструации от Локальный гипертонус по задней стенке матки. Назначения и рекомендации: физический и половой покой, явка с результатами анализов. Назначена медикаментозная терапия: фолио 1т. в день, дюфастон 1х2 раза в день до 16 недель, свечи с папаверином при возникновении болей внизу живота ректально, консультации терапевта, окулиста, лора, стоматолога.

г. результаты анализа ОАК и ОАМ .

И так далее по медицинской карте.

Обсуждение вопроса по существу:

При обсуждении вопроса по существу врачебная комиссия использовала следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
  2. Приказ МЗ РФ от 01.11.2012 г. № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (далее – Порядок).
  3. Приказ МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
  4. Иные документы.

имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (№ ________ от __________ г.). Врач акушер-гинеколог является штатным врачом в должности , имеет высшее медицинское образование, действующий сертификат допуска по специальности , соответственно отвечает предъявляемым российским законодательством требованиям к врачам-специалистам занимаемой должности и квалификации.

Исследовав амбулаторную карту пациентки , претензионное письмо, врачебная комиссия пришла к следующим заключениям.

Выводы комиссии:

Комиссия считает, что при оказании медицинской помощи пациентке имело место нарушение качества и безопасности медицинской помощи в части отступления от требований от Порядка в части . Однако, между отмеченными отступлениями врача от положений нормативно-правовых актов и тяжёлым состоянием пациентки причинно-следственная связь отсутствует в связи с малоизвестностью этиологии заболевания и невозможностью его лечения альтернативными методами.

Решение комиссии:

  1. Провести общее консультирование врачей в с разъяснением порядка и оснований оформления с пациентами письменной формы отказа от медицинского вмешательства.

Подписи участников врачебной комиссии:

Председатель ВК _____________________ / __________ /

Зам. председателя ВК _____________________ / __________ /

Зам. председателя ВК _____________________ / __________ /

Член ВК _____________________ / __________ /

Секретарь ВК _____________________ / __________ /

Автором системы вертикального, горизонтального и качественного анализа медицинской документации является медицинский судебный юрист А.П. Ремез в рамках своей кандидатской работы по гражданскому процессу. Такой подход позволяет структурно, практически безошибочно и в кратчайшие сроки любому руководителю медицинской организации самостоятельно оценить состояние документов.

Функции консилиума врачей, порядок работы

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) консилиум врачей – это совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, которое проводится в целях установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, а также установления целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию. При этом консилиум врачей проводится для решения и иных вопросов, предусмотренных законодательством.

Компетенция консилиума врачей

Так, например, ст. 66 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает проведение консилиума в целях установления диагноза смерти мозга. При решении данного вопроса в состав консилиума врачей должны быть включены анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы по специальности не менее чем пять лет.

Кроме того, в состав данного консилиума не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей.

Согласно ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан консилиумом врачей производится также решение вопроса о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя пациента в случаях, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители.

В соответствии с пп. 1 части 9 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан по общим правилам законные представители должны действовать от имени следующих категорий лиц:

  • Несовершеннолетних, не достигших 15 (пятнадцати) лет, за исключением случаев, описанных ниже;
  • Несовершеннолетних больных наркоманией, не достигших 16 (шестнадцати) лет;
  • Несовершеннолетних больных наркоманией до 18 (восемнадцати) лет при оказании им наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании;
  • Несовершеннолетних реципиентов до 18 (восемнадцати) лет при трансплантации (пересадке) органов и тканей;
  • Лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, если такие лица по своему состоянию не способны дать согласие или отказ от медицинского вмешательства;

Решение вопроса о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя пациента производится консилиумом врачей также и в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пп. 2 части 9 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гепатит B, гепатит C, дифтерия, сибирская язва, холера, чума, туберкулез, малярия, гельминтозы, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, педикулез, акариаз, сап и мелиодиоз.

Кроме того, консилиум врачей дает медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека, фиксирует факт смерти при изъятии органов и (или) тканей у трупа для трансплантации.

Порядок работы консилиума врачей

Порядок создания и деятельности консилиума врачей регламентируется Законом об основах охраны здоровья граждан. Необходимо отличать консилиум врачей от врачебной комиссии, которая создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации и др. Основной целью ее работы является дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи, принятие решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по различным вопросам, относящимся к сфере здравоохранения.

Состав врачебной комиссии, в отличие от состава консилиума врачей, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», неизменен, утверждается приказом руководителя медицинской организации. Врачебная комиссия функционирует на постоянной регулярной основе в каждой медицинской организации. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Возглавляется врачебная комиссия руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Консилиум врачей же динамичен, его состав зависит от особенностей состояния здоровья конкретного пациента.

Созыв консилиума врачей

По общим правилам с инициативой о созыве консилиума врачей выступает лечащий врач. Консилиум может быть созван также на основании постановления судебно-следственных органов. Ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что пациент имеет право на консультации врачей-специалистов. Таким образом, в отличие от ранее действовавших Основ законодательства 1993 г., в которых прямо закреплялось право пациента на проведение консилиума врачей по его просьбе, в действующем Законе об основах охраны здоровья граждан нет прямого указания именно на право пациента просить созвать консилиум, а, следовательно, и прямой обязанности медицинской организации это выполнить также нет. Вопрос о том, каким образом и в какой форме будет реализовано желание и право пациента получить консультации врачей-специалистов, решается по усмотрению медицинской организации. Консилиум же врачей собирается по причинам, указанным в Законе об основах охраны здоровья граждан.

Как правило, консилиум врачей созывается в медицинской организации, но может быть созван и вне медицинской организации. Новшеством действующего законодательства в сфере здравоохранения является дистанционный консилиум врачей, один из видов консилиума врачей, проводимых вне медицинской организации. Дистанционный консилиум врачей основан на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена информацией между специалистами в целях повышения уровня диагностики и лечения конкретных пациентов.

Протокол консилиума врачей

По результатам консилиума врачей принимается решение, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (медицинскую карту или историю болезни пациента). В протоколе должны быть указаны следующие сведения:

  • фамилии врачей, включенных в состав консилиума;
  • сведения о причинах проведения консилиума врачей;
  • сведения о течении болезни и состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования;
  • решение консилиума врачей.

В случаях, если кто-либо из участников консилиума не согласен с принятым большинством членов консилиума врачей заключением, он должен записать свое особое мнение, подробно его обосновав. В таком случае в протокол вносится соответствующая запись.

В тех случаях, когда пациент присутствует на консилиуме врачей, в протокол консилиума врачей должна быть внесена соответствующая запись.

В том случае, если решение консилиума врачей не принесло необходимого результата, например, намеченная тактика лечения пациента не привела к положительной динамике, то консилиум врачей может быть созван повторно. В некоторых случаях более целесообразным будет проведение заседания врачебной комиссии, если рассмотрению подлежат вопросы, входящие в ее компетенцию.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Юридические последствия консилиума врачей

Согласно ст. 70 Закона об основах охраны здоровья граждан лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Таким образом, заключение консилиума врачей носит все же рекомендательный характер и окончательное решение принимается лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Ответственность за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несет лечащий врач. Лечащий врач может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти лицу вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и др.

В то же время, согласно ст. 1068 ГК РФ, гражданско-правовая ответственность возлагается на медицинскую организацию, которая возмещает вред, причиненный при исполнении ее работником трудовых обязанностей. При этом медицинская организация имеет право регресса (обратного требования) в размере выплаченного возмещения к лечащему врачу, лицу, причинившему вред (ст. 1081 ГК РФ). Однако стоит заметить, что медицинские работники находятся в трудовых отношениях с медицинскими организациями, поэтому суммы, подлежащие возмещению с их стороны будут ограничиваться материальной ответственностью и иными «рамками» Трудового Кодекса РФ.

Необходимо отметить, что лицо, причинившее вред, в соответствии с ГК РФ, освобождается от ответственности, если докажет, что вред был причинен не по его вине, то есть им были предприняты все возможные меры по предотвращению неблагоприятных последствий своего поведения, необходимые при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру лежащих на нем обязанностей и конкретным условиям оборота (абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ). Исключением могут быть случаи так называемой безвиновной ответственности: причинение вреда здоровью источниками повышенной опасности и (или) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги (ст. 1079, 1095 ГК РФ).

Созыв консилиума врачей сам по себе не может являться основанием для избавления медицинской организации и (или) медицинского работника от ответственности, но, тем не менее, может являться важным критерием, свидетельствующим о должных мерах, предпринятых лечащим врачом, для того, чтобы разобраться в сложной ситуации, решить проблему пациента.

Обеспечение лекарством по решению врачебной комиссии

В то же время Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» следует считать не соответствующим на абзац выше норме закона, поскольку данный приказ ограничивает права врачебных комиссий, данные законом. В законе не имеется ссылок на ограничительный перечень, утверждаемый Минздравом России, и сделано это в интересах пациентов.

Таким образом, несмотря на приведенный приказ, у врачебных комиссий сохраняются права на выписывание препаратов, не входящих в стандарт медицинской помощи.

Так согласно приказу2 Минздрава РФ врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

  • принятие решений по вопросам профилактики, диагностики3, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

  • определение трудоспособности граждан;

  • продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

  • принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

  • оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов4;

  • принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

  • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

  • по торговым наименованиям;

  • направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7. утвержденнго Порядка;

  • оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

  • разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

  • изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

  • принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

  • проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г. N 23164);

  • вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

  • выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240;

  • осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3;

  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

  • анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

  • организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

  • взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

  • рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

  • иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

  • составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

  • подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

  • уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

  • оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

  • организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

  • дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

  • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

  • перечень обсуждаемых вопросов;

  • решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

1 п.5 ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»

2Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н
«Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»

3Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1765 пункт 4.1 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части наделения врачебной комиссии медицинской организации полномочиями по принятию решений по вопросам диагностики граждан

4Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1765 пункт 4.6 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов при отсутствии нормативно-правового регулирования критериев оценки качества медицинской помощи, порядков и стандартов медицинской помощи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх