- от автора admin
Содержание
Б. завышение количества, цены, суммы;
В. с неумышленно искаженными отдельными характеристиками реквизитов.
32. По требованию ревизора в комиссию по проведению контрольного запуска сырья и материалов в производство могут:
А. привлекаться рабочие и инженеры данной организации, и специалисты со стороны;
Б. привлекаться рабочие и инженеры только данной организации;
В. привлекаться только сторонние специалисты.
33. Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов Вы будете решать:
А. подготовите проект приказа ревизуемой организации о начале ревизии;
Б. проведете инструктивное совещание с участниками ревизии;
В. подберете систематизированный перечень действующего законодательства.
34. На складе товар хранится в неповрежденной таре поставщика. Ревизор записывает в инвентаризационную опись товаров:
А. по трафарету, обозначенному на таре, без ее вскрытия;
Б. по трафарету, обозначенному на таре, если распаковка повлечет за собой снижение качества товара.
В. только после обязательного выборочного вскрытия и осмотра содержимого.
35. Промежуточный акт составляется когда:
А. выявленные нарушения могут быть скрыты, необходимо принять срочные меры по их устранению;
Б. после окончания работы над одним из вопросов поставленных перед ревизорами;
В. все вышеперечисленное верно.
36. Отметьте факторы, ограничивающие применение нормативной проверки:
А. то, что не все бухгалтерские документы составляются в нескольких экземплярах;
Б. существование в ряде случаев специальных правил выведения итоговых сумм;
В. наличие большого числа действующих правил оформления различных учетных документов.
37. Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов Вы будете решать:
А. составите список участников ревизии;
Б. разработаете формы документального оформления ревизии;
В. изучите материалы предыдущей ревизии.
38. Записи фактических данных в ходе инвентаризации заносятся:
А. в два экземпляра черновика;
Б. в один экземпляр черновика;
В. в инвентаризационную опись.
39. Итоговый документ по результатам ревизии содержит:
А. три раздела;
Б. два раздела;
В. по усмотрению ревизора.
40.Отметьте факторы, ограничивающие применение встречной проверки:
А. документ выдается на руки тем или иным лицам безвозвратно;
Б. необходимость использования процентов, индексов, различных нормативов и др. знание которых доступно только специалисту;
В. если уничтожен «свой» экземпляр, а другие экземпляры сохранились.
41. К чему могут привести факты применения устаревших норм:
А. в подразделениях и на складах создаются неучтенные излишки сырья и материалов;
Б. неправильно рассчитана эффективность, принятая за основу при выплате денежных вознаграждений;
В. все перечисленное верно.
42. Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов Вы будете решать:
А. проведете инструктивное совещание с участниками ревизии;
Б. разработаете формы документального оформления ревизии;
В. изучите практический опыт ревизующего органа.
43. Итоговый документ ревизии должен иметь приложения, к которым относятся объяснения:
А. должностных лиц;
Б. материально ответственных лиц;
В. все вышеперечисленное верно.
44. Отметьте факторы успешного применения формальной проверки:
А. если подлог совершен во всех экземплярах одного и того же документа;
Б. взаимодействие с ревизорами находящимися в другом регионе, где находятся представляющие интерес документы;
В. знание порядка заполнения бухгалтерских документов и приемов распознавания их недоброкачественности.
45. Метод, который помогает ревизору обнаруживать факты применения устаревших норм:
А. контрольный обмер;
Б. контрольный запуск сырья и материалов в производство;
В. контрольная приемка продукции по количеству и качеству.
46. Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов Вы будете решать:
А. подберете систематизированный перечень действующего законодательства;
Б. разработаете макеты объяснительных записок, запросов;
В. все вышеперечисленное верно.
47. Результаты ревизии оформляются документом, который называется:
А. акт;
Б. отчет;
В. заключение.
48. Документы с интеллектуальным подлогом это:
А. подделка подписи должностного лица или подписи в получении денег, подделка штампа, печати и др.;
Б. завышение количества, цены, суммы;
В. все дефектные документы, содержащие данные о незаконных операциях.
49. Цель проверки удостовериться в совершении операций по приобретению материальных ценностей, правдивости составления актов на ввод объектов в эксплуатацию, наличии ТМЦ принятых на ответственное хранение, это:
А. проверка исполнения решений;
Б. проверка ревизуемых операций в натуре;
В. проверка фактов по заключительной операции.
50.Проверенные на складе партии сырья члены инвентаризационной комиссии записывают в той последовательности, в которой:
А. идет инвентаризация;
Б. партии числятся по бухгалтерскому учету;
В. расположены карточки у чета материалов по форме № М17.
51. Эффективность метода проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в приходно-расходных документах и материалах инвентаризаций, а именно контрольное перевзвешивание и перемеривание зависит от:
А. своевременности применения (в момент выполнения хозяйственной операции, и по завершении операции, но незамедлительно);
Б. инициативности ревизора;
В. знания ревизора нормативных документов.
52. Проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа, путем осмотра и обследования определенных объектов, а именно контрольная покупка:
А. проводится самим контролером или покупателем в присутствии одного представителя общественности
Б. проводится самим контролером или покупателем в присутствии двух представителей общественности;
В. проводится только самим контролером.
53. Контрольную закупку не имеют права проводить:
А. органы Госстандарта (Постановление Госстандарта России от 02.09.1997 № 293);
Б. органы Госторгинспекции (Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 № 501).;
В. работники милиции (Закон РФ «О милиции» (Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ)
54. Результаты контрольной покупки оформляются актом контрольной покупки, акт составляется по форме:
А. установленной для каждого контролирующего ведомства;
Б. утвержденной постановлением РФ;
В. утвержденной приказом руководителя организации.
55. Проверка объемов работ по конструкциям, замер которых не вызывается необходимостью или затруднен:
А. не осуществляется;
Б. осуществляется с вызовом специалистов – экспертов и обязательным фактическим замером;
В. осуществляется по рабочим чертежам и спецификациям после установления соответствия выполненных работ рабочим чертежам и при наличии конструкции в положении, предусмотренном проектом.
56. В процессе контрольной закупки, закупка объявляется «контрольной» и вызывается заведующий торговым предприятием:
А. перед взвешиванием продавцом и расчетом с покупателем;
Б. после взвешивания продавцом и перед расчетом с покупателем;
В. после взвешивания продавцом, передачи товара покупателю, и расчета с ним.
57. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания:
А. до 5 рабочих дней;
Б. до 3 рабочих дней;
В. до 7 рабочих дней.
58. В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор):
А. приглашает двух понятых и передает акт ревизии в вышестоящие органы;
Б. в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта;
В. составляет дополнительный акт отказа подписи и получения, затем реализует акт в судебные органы.
59. В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор):
А. оставляет акт в ревизующей организации, с последующей его реализацией по усмотрению руководства;
Б. направляет акт ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения;
В. оставляет акт в ревизуемой организации, с последующим докладом руководству ревизующей организации.
60. Объем акта ревизии:
А. не ограничивается;
Б. ограничивается каждым ведомством;
В. ограничивается приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.
61. Промежуточный акт подписывается:
А. соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации;
Б. участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии;
В. участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
62. Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок:
А. не позднее 5 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации
Б. не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации.
В. не позднее 7 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации.
Проведение ревизии на предприятии – это наиболее эффективный способ контроля над осуществлением финансовых и хозяйственных операций с целью подтверждения их обоснованности, а также над имуществом организации и использованием ресурсов, как материальных, так и трудовых. Основные цели ревизии – это подтверждение соблюдения действующего законодательства РФ при осуществлении предпринимательской деятельности, а также – выявление соответствия использования ресурсов действующим нормам, сметам и нормативам.
Кому необходима ревизия?
Услуга проведения ревизии наиболее актуальна для холдингов и крупных компаний, как российских, так и зарубежных. Проверка позволяет выявить, насколько компетентными в своей отрасли являются наемные управляющие, соответствует ли их работа основным требованиям организации.
Для наибольшей результативности ревизии необходимо обеспечить ряд важных условий:
- Фактор внезапности. Для наибольшей объективности управляющие лица не должны знать о планируемом мероприятии, это позволит наглядно оценить их работу, а также проконтролировать финансовую деятельность предприятия.
- Скорость проверки. В случае, если ревизия будет проводиться медленно или поэтапно, управляющие лица получат возможность скрыть отдельные факты. Поэтому для обеспечения достоверности результатов проверка должна проводиться в оперативном порядке.
- Детальная отчетность. Полученные данные в обязательном порядке должны быть зафиксированы, а также обоснованы.
- Условие неразглашения. Ревизия проводится в конфиденциальном порядке, так как проверка касается внутренних вопросов компании, и выявленные нарушения никоим образом не должны повлиять на внешнюю деятельность предприятия и его репутацию в деловом мире.
- Опытный персонал. При проведении ревизии одним из обязательных условий становится участие опытного и профессионального аудитора, при этом все сотрудники, осуществляющие инвентаризацию и проводящие процедуры финансового контроля должны обладать должными знаниями и достаточным опытом.
- Полная отчетность. Необходимым условием является полное согласование и утверждение отчетности – как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Результаты проведения ревизии
Ревизия позволяет решить ряд сложнейших задач для предприятия, а именно:
- Осуществить всесторонний финансовый контроль над деятельностью предприятия.
- Проверить сохранность имущества организации (провести инвентаризацию), а также определить эффективность его использования.
- Оценить риск хищений на предприятии.
- Определить реальные показатели эффективности деятельности предприятия.
- Оценить эффективность работы управляющего персонала предприятия.
- Проконтролировать правильность составления управленческой отчетности.
- Выявить нарушения и злоупотребления со стороны должностных лиц и разработать комплекс мер по их дальнейшему предотвращению.
- Обнаружить уязвимость во внутреннем управлении организацией и определить методы их устранения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
- Оценить методы расчета себестоимости продукции или предоставления услуг.
- Обосновать корректность определения цены товаров или услуг.
- Осуществить контроль над исполнением бюджетов предприятия.
Ревизия — комплекс сложных процедур, от результатов которых во многом зависит дальнейшая эффективность работы предприятия или его филиала. Однако, доверяя эту задачу нам, Вы можете быть полностью уверены, что все необходимые требования будут соблюдены, а полученные данные позволят разработать комплекс мер, направленных на улучшение работы управляющего персонала и деятельности предприятия в целом.
Узнайте, как Проведенная ревизия повысит эффективность работы Вашей компании: звоните по телефону +7 (495) 929-71-21 или напишите нам.
Как провести инвентаризацию на складе
Инвентаризация склада осуществляется периодически для уверенности в правильном ведении бухгалтерского и складского учёта. В розничных точках при инвентаризации склада определяется количество проданного, недостача, пересорт, что позволяет вовремя скорректировать программный учет товаров, основных средств, материалов. На примере конфигурации «1С: Бухгалтерия 8.3» познакомимся с автоматизированными средствами инвентаризационных мероприятий.
Инвентаризация склада, особенно при широком ассортименте разнообразных товаров и поступлении/продажах большими партиями – то, что страшит многих кладовщиков и бухгалтеров, но средствами программы выполняется быстро, понятно и корректно.
Регламент выполнения инвентаризационных мероприятий на складе
Когда необходима инвентаризация? Кроме плановых, необходимых для представления корректной бухотчетности, проверок наличия/отсутствия товарно-материальных ценностей (ТМЦ) пересчёт складской наличности производится в следующих ситуациях:
- при смене МОЛ – материально ответственных лиц (на дату передачи дел);
- при подозрении краж, умышленной или случайной порчи товара и материалов;
- в случае природных катастроф, затоплений и пожаров, иных внештатных внешних ситуаций;
- при явном несовпадении складского и бухгалтерского учёта.
Выполнение инвентаризации на складе регламентируется сопутствующими методическими указаниями (приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995, дополненный 08.11.2010).
Последовательность действий, выполняемых до оформления инвентаризационных показателей в программе 1С: Бухгалтерия 3.0:
- Бухгалтерией составляются инвентаризационные описи (ИНВ-3 для товаров и собственных материалов, ИНВ-5 для поступивших на хранение и переработку материалов).
- Складские операции в инвентаризационный период не совершаются.
- МОЛ оформляет расписку о внесении складских документов в карточки складского учета и их передаче в отдел бухгалтерии.
- Составляется комиссия, присутствуют завскладом и назначенные МОЛ, осуществляется пересчитывание товаров и материалов с занесением показателей в графу «Фактическое наличие».
- При выявлении инвентаризационных излишков или недостач по форме ИНВ-19 выписываются сличительные ведомости: суммовые показатели отмечаются так, как оценены в бухучете.
Нередко пересчет и обработка её результирующих показателей растягиваются на неопределенное время – это вызывает серьезный перекос в бухгалтерском и складском учёте. Для корректного выполнения этой важной процедуры результаты пересчета ТМЦ вносятся в программу не позднее десяти дней после его завершения, чем быстрее – тем лучше.
Объекты программы, используемые при инвентаризации склада
Автоматизированный учет инвентаризации ТМЦ предусматривает использование нескольких документов, доступных через раздел меню Склад — Инвентаризация:
- основной документ данных складского пересчета «Инвентаризация товаров»:
- документ «Оприходование товаров»:
- документ «Списание товаров»:
Последние два документа рекомендуется оформить на основании док-та «Инвентаризация» — это существенно сокращает временные затраты на подведение инвентаризационных итогов и корректировки бухучета.
Документ «Инвентаризация на складе»
Основной документ содержит три закладки:
- Товары – вносятся позиции номенклатуры, количество по факту и программному учету, учетная стоимость, автоматически рассчитывается количественное отклонение, фактические и учётные суммы позиции. Обратите внимание: очень удобно при заполнении табличных строк док-та пользоваться блоком «Заполнить» — «Заполнить по остаткам на складе»: конфигурация сама подтянет все присутствующие на складском учёте ТМЦ, проставит их количество и цену оприходования:
Вторая строка блока «Заполнить» выполняет перезаполнение учётных количеств и сумм в случае внесения корректировок в исходные документы оприходования, перемещения по складам, списания. Фактическая сумма представляет собой произведение граф «Кол-во факт» и «Цена». Если по результатам инвентаризации установлено несовпадение фактической и учетной стоимостей, то при изменении фактического показателя пересчитывается цена за единицу (как частное от деления фактической суммы на фактическое количество).
Если товара/материала в наличии нет или меньше учетного количества, автоматически заполнится графа «Отклонение» — показатель выводится с отрицательным знаком, это недостача. На излишки (фактическое количество больше учетного) указывает положительная цифра отклонения.
- закладка документа «Проведение инвентаризации» предназначается для внесения данных самой процедуры: периода, сведений о документе основании, причина инвентаризационного пересчета заполняется вручную в текстовом поле:
Закладка документа «Инвентаризационная комиссия» определяет ответственных за инвентаризацию членов комиссии, взвод флажка «устанавливает» председателя:
Важно понимать, что док-т «Инвентаризация товаров» не делает по учёту совершенно никаких движений – не списывает недостачу и не оприходует излишки. Это всего лишь ведомость фактического наличия и программного, с выводом количественных и суммовых отклонений. Но именно эта ведомость является базой для дальнейшей корректировки бухучета. После записи документа доступны для печати необходимые печатные формы – описи, ведомости, инвентаризационный приказ:
Если у организации в учёте имеется единственный склад, то документальные операции по умолчанию будут производиться по нему – он даже не отобразится в шапке конкретной формы. Если же в справочнике складов присутствует несколько позиций, то в шапке инвентаризационного документа появится поле выбора необходимого склада:
На базовых данных документа пересчета оформляются документы «Оприходование товаров» и «Списание товаров» — большинство граф заполняются автоматом. Указанные документы, конечно, могут быть созданы и сами по себе.
Документ «отчёт о розничных продажах»
Если предприятием ведется розничная торговля (в программе имеются соответствующие настройки учетной политики и функциональности программы) на основании док-та «Инвентаризация товаров» необходимо оформить документ «Отчёт о розничных продажах»:
Возможность создания документа розничных продаж появится только в ситуации, если инвентаризацией было обнаружено превышение фактического наличия над учётным. Иначе программа выдаст ошибку – и это понятно: если нет излишков, значит, нет и показаний для оформления розничных продаж.
Если же инвентаризацией выяснено, что по факту товара/материала меньше, чем отображено в программе, и точно известно, что разница продана (а не украдена или испорчена), оформляется документ розничных продаж на величину отклонения:
В графу «Количество» попадут данные положительного отклонения из документа инвентаризации (излишки), цену и сумму возможно указать вручную с пересчетом. При проведении «Отчет о розничных продажах» делает движения по счету учёта ТМЦ (в данном случае 10.01 «Сырьё и материалы»), счёту доходов с аналитикой и счёту расходов, в шапке указан счёт кассы.
Чтобы исключить проставление вручную для каждого материала/товара счёта учёта рекомендуется для соответствующих номенклатурных позиций настроить счета учета. Такая возможность доступна через гиперссылку «Счета учёта номенклатуры» в шапке справочника «Номенклатура», после чего нужный счёт учёта по определённой товарной или материальной позиции во всех документах будет подтягиваться сам. Минимум ручной работы – минимум случайных ошибок в учёте.
На основании проведенного документа при необходимости следует оформить возврат от покупателя или оприходовать наличные суммы:
Документ «Оприходование товаров»
Формирование этого документа интуитивно понятно. Потребность в его оформлении возникает лишь тогда, когда инвентаризационным пересчётом выявлены излишки товаров/материалов, которые следует поставить на баланс организации.
Удобно оформлять этот документ на основании «Инвентаризации товаров на складе». Графа «Количество» заполняется по положительному инвентаризационному отклонению, в шапке следует определить статью доходов (по умолчанию «Оприходование излишков»):
Проставленные для номенклатурных позиций счета учета будут подтягиваться во все составляемые документы – это удобно, бухгалтеру дополнительно не придется контролировать этот момент. Оприходование формирует соответствующие проводки:
Документ «Списание товаров»
Составляется в случае выявления инвентаризацией недостачи ТМЦ, подлежащих списанию с баланса организации. Практически идентичен документу оприходования с учётом противоположности операции. Ниже приведен пример инвентаризационного документа с недостачей по двум номенклатурным позициям и сформированного на его основании документа списания:
В режиме создания документа «на основании» табличные части автоматически заполняются номенклатурой, оказавшейся по показателям документа-основания в недостаче. Из табличных строк следует исключить позиции, недостаток которых обусловлен фактическим нахождением на другом складе (при наличии на предприятии и в учёте нескольких складов). Для изменения фактического нахождения ТМЦ необходимо оформить и провести документ «Перемещение товаров».
Проведенный документ списания формирует в учёте следующие движения:
Из его формы печатаются акты списания товаров (ТОРГ-16) – печатные формы стандартны и унифицированы, при необходимости подключите собственные печатные бланки.
Чаще всего по инвентаризационным результатам востребованы оба типа документов: излишки приходуются, недостачи списываются. Одна и та же номенклатурная позиция инвентаризационного документа невозможна в документе списания и документе оприходования.
Отображение результатов инвентаризации материалов в бухучете
Автоматизация ведения материально-производственных запасов в 1С в случае излишков или недостачи имеет следующие нюансы, которые специалист бухгалтерии при проведении инвентаризационных мероприятий и оформлении документов в программе должен проконтролировать:
- излишек материалов вносится по рыночной стоимости (без НДС) на момент проведения пересчёта, надлежащая сумма отображается в прочих доходах;
- излишки материалов проводятся по дебету счёта 10 «Материалы», корреспондирующего со счётом 91.01 «Прочие доходы»;
- оценка списания осуществляется по закрепленному в учётной политике методу;
- недостача оформляется списанием материалов со счёта 10 «Материалы» в дебет счёта 94 «Недостачи и потери при порче ценностей»;
- если в организации регламентированы нормы естественной убыли, то решением руководителя лимитированная сумма недостач переносится на производственные издержки (с кредита счёта 94 «Недостачи и потери при порче ценностей» в дебет 20-х производственных счетов);
- недостачи выше нормы естественной убыли переносятся с кредита счёта 94 на МОЛ – в дебет субсчёта 73.03 «Расчёт по возмещению мат. ущерба»;
- потери от природных и техногенных катастроф переносятся на финансовые результаты – в дебет 91.02 «Прочие расходы» с кредита счёта 10 «Материалы».
Вышесказанное справедливо и для товарного учета, проводки списания и оприходования формируются по соответствующим счетам (41.01 – для товаров на складах, 41.02 – для товаров розничной торговле).
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!
Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или обратившись к нашим специалистам по телефону в удобный для вас офис.
6.4 Принципы и задачи документальной ревизии
Документальная ревизия — это система контрольных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности организации ил и предприятия, в рамках которых за определенный период устанавливается достоверность отчетности, законность и результативность совершенных хозяйственных операций и правомерность, эффективность действий выполняющих их должностных лиц путем использования криминалистических и экономических методов исследования документов.
Ревизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться и по поручению правоприменительных и правоохранительных органов (косвенным основанием или поводом для обращения в арбитражный суд могут служить материалы ревизий). Проведение документальной ревизии основывается на изучении первичных и бухгалтерских документов, в связи с чем ревизия и называется документальной.
При проведении документальных ревизий бухгалтер-ревизор обязательно использует различные методы фактического контроля. Он имеет право
— самостоятельно определять формы и методы проверки;
— получать разъяснения ответственных лиц по возникающим вопросам;
— получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц.
Следовательно, при проведении ревизии объектом исследования вы ступают финансово-хозяйственные операции, отраженные в регистрах бухгалтерского учета.
Исходя из вышеизложенного бухгалтер-ревизор не может участвовать в проведении ревизии, анализе финансово-хозяйственной деятельности организации, не знал основ бухгалтерского дела.
На практике сформировались следующие основные задачи, решаемые в ходе проведения документальной ревизии:
— проверка законности произведенных данным учреждением или хозяйственной организацией операций и соблюдение финансовой дисциплины;
— выявление хищений и нецелевого использования средств руководством (менеджментом) предприятия. При этом органы, проводящие ревизию, должны четко представлять, что хищения в крупных размерах, как правило, тщательно скрываются и при поверхностной проверке выявить такие факты очень трудно;
— контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и исполнительных органов местного самоуправления;
— законность и правильность действий должностных лиц при выполнении служебных обязанностей;
— проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и соответствие осуществляемой деятельности предприятия учредительным документам.
В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждаемые выявленные факты. Во время ревизии обычно проверяют не только документы, но и фактическое состояние ревизуемого объекта, то есть проводят инвентаризации и контрольные обмеры. Поэтому при проведении ревизии недостаточно проверять деятельность ревизуемой организации только по документам. Напротив, фактическому контролю необходимо уделить особое внимание, поскольку в некоторых случаях, он — единственный источник информации о деятельности ревизуемой организации. Например, при проверке сохранности имущества применяется только метод фактического контроля, то есть инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
При проведении проверки бухгалтер-ревизор должен обладать определенными правами, которые обычно оговариваются в уставе организации. К их числу относятся права:
— требовать предъявления необходимых для проведения ревизии документов, регистров бухгалтерского и оперативного учета, отчетности, нормативно-плановой документации, договоров, приказов проверяемой организации и ее вышестоящих органов, актов и справок по предыдущим ревизиям и проверкам, устных пояснений и письменных объяснений работников ревизуемых объектов;
— изымать необходимые документы, подтверждающие злоупотребления и хищения материальных ценностей, сохранность которых не гарантируется; документы, отражающие фиктивные операции, подлоги, подделки;
— требовать заверенные копии и выписки из документов, характеризующие бесхозяйственность, злоупотребления, хищения, приписки, другие нарушения;
— получать от поставщиков, заказчиков, субподрядчиков, банковских учреждений справки и копии документов по операциям с проверяемой организацией для установления их идентичности (проведение встречных проверок);
— осматривать помещения и склады, в которых находятся денежные средства и товарно-материальные ценности ревизуемой организации;
— опечатывать документы ревизуемой организации, а также помещений (при обнаружении хищений и злоупотреблений и с согласия руководителя ревизуемой организации);
— осуществлять встречные проверки на других предприятиях и организациях, связанных с ревизуемыми объектами;
— проводить инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей;
— требовать от руководителей и работников ревизуемого предприятия объяснений по вопросам, связанным с проведением проверки: проверять правильность списания на издержки производства материалов, включения заработной платы, стоимости услуг и других затрат;
— привлекать работников ревизуемой организации (по согласованию с ее руководителем) для выполнения отдельных работ, необходимых для решения задач документальной ревизии;
— приглашать специалистов для консультаций и участия в изучении вопросов, определенных заданием по проведению ревизии;
— проверять жалобы и заявления работников данной организации в пределах круга вопросов, связанных с проводимой ревизией;
— ставить перед руководством ревизуемой организации и ее вышестоящим органом вопросы о принятии мер по устранению выявленных при ревизии нарушений и недостатков;
— вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, освобождении от работы и возмещении материального ущерба;
— разрабатывать предложения по результатам ревизии и осуществлять контроль за их выполнением;
— сообщать в оперативном порядке руководителям, назначившим ревизию, или вышестоящим организациям о случаях непринятия на ревизуемом объекте мер по устранению нарушений и недостатков в работе, а также об условиях и причинах, способствующих хищениям и злоупотреблениям;
— сообщать правоохранительным органам через руководителя, назначившего ревизию, о каждом случае недостачи. допускается не сообщать лишь о мелких недостачах, по которым виновные лица наказываются в дисциплинарном порядке с возмещением материального ущерба.
Ревизор привлекается к уголовной ответственности за разглашение информации о полученных данных и выводах ревизии до ее завершения, сокрытие злоупотреблений и других должностных нарушений, фактов бесхозяйственности и хищений, использование служебного положения в корыстных целях, В связи с этим ревизор должен внимательно следить за соблюдением всех установленных форм и методов проверки.
В успехе проведения ревизии многое зависит от внезапности ее проведения. С этой целью информация о подготовке, к ревизии должна быть закрытой. Выявить же фиктивные первичные документы, оформленные непосредственно перед началом ревизии и еще не отраженные в регистрах бухгалтерского учета, достаточно сложно.
Бухгалтер-ревизор должен обращать особое внимание на те хозяйственные операции, в которых наиболее часто могут совершаться типичные злоупотребления.
В ходе проведения документальной проверки ревизор проверяет про ведение хозяйственных операций по счетам синтетического и аналитического учета. В случае возникновения сомнений в правильности отражения операций в бухгалтерском учете ревизор требует предоставить первичные документы. Необходимо отметить, что сплошная документальная проверка представляется чрезвычайно трудоемкой и требует большого количества времени. В связи с этим ревизор имеет право проводить выборочную проверку хозяйственных операций, уделяя особое внимание наиболее ‘узким» местам хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия.
Работа ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия складывается из четырех основных этапов.
Первый этап — подготовка к проведению ревизии. Для ревизионной комиссии начало этого этапа совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяются состав самой ревизионной комиссии, а также сроки проведения ревизии. На этом этапе ревизоры знакомятся с предыдущими актами, финансовой отчетностью предприятия и на их основе составляют план (программу) предстоящей ревизии, которую утверждает руководитель ревизующей организации. При этом ревизоры, как правило, снимают копии отчетных документов, которые берут с собой, поскольку со стороны руководства предприятия возможна их под мена: в вышестоящую инстанцию подают один вариант отчетности, а ревизионной комиссии — другой. На этапе подготовки проведения ревизии необходимо:
— правильно определить задачи ревизии и состав ревизионной комиссии. Желательно в нее включить технических специалистов (инженеров, технологов, товароведов) проверяемой организации для более правильного понимания технических особенностей ее функционирования;
— подготовить развернутый план, охватывающий все основные ее на правления, и план-график проведения комплексной ревизии, где объекты контроля распределены между членами ревизионной комиссии в соответствии с их профессиональными знаниями, объемом работы я предельными сроками ее выполнения исходя из установленного времени для проведения ревизии.
Ревизионная комиссия формирует программу ревизии, куда включаются объекты ревизии применительно к структуре акта ревизионной проверки, а также их значимости в отраслевой направленности организации. Программа (задание) составляется на основе действующих инструктивных материалов о порядке проведения документальных ревизий и наличия типовых заданий ревизорам по проведению от дельных видов проверки. Если типовые задания отсутствуют, то при под готовке к каждой ревизии составляется перечень вопросов, которые должны быть раскрыты проверкой. И в том, и в другом случае планы- задания утверждаются руководителем контрольно-ревизионного отдела или руководителем органа, назначившего ревизию.
На первом этапе проводятся также неотложные контрольные действия. По прибытии на ревизуемый объект ревизор (ревизионная бригада) предъявляет его руководителю удостоверение на право проведения ревизии (приказ по организации, выписку из приказа), немедленно организует про ведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей, а до этого пломбирует своей печатью денежный сейф, а также складские помещения. Одновременно с этим председатель ревизионной комиссии предъявляет свои документы руководителю ревизуемой организации и знакомит его с составом ревизионной бригады. При этом ревизору (ревизионной бригаде) выделяется отдельное помещение с телефоном, а персонал предприятия извещается о начале проведения ревизии.
На втором этапе ревизий главное внимание уделяется текущей (ежедневной еженедельной, ежемесячной) отчетности предприятия перед головной организацией. При наличия явных нарушений ii искажений в текущей отчетности ревизор обязан принять незамедлительные меры к выявлению причин искажения отчетных данных. Только после этого он может перейти к проведению следующего этапа.
Третий этап проведения документальной ревизии подразделяется на две стадии общего и детального исследования хозяйственной деятельности организации:
— на стадии общего исследования объекта оценивается реальное состояние учета и внутреннего контроля, корректируется программа ревизии; для детального исследования используются возможности как экономического, так и финансового анализа на основе данных внутренней отчетности организации с привлечением данных бухгалтерского учета. Условия, при которых возможно совершение экономических правонарушений, выявляются ревизором на стадии общего исследования. К таким условиям относятся:
— работа в должности, связанной с материальной ответственностью, бухгалтерским учетом, внутренним контролем на предприятии без над лежащего контроля со стороны руководства предприятия за деятельностью этого круга работников;
— отсутствие четких должностных инструкций, строго определенных должностных прав и обязанностей персонала предприятия;
— отсутствие на предприятии действенного механизма внутреннего контроля (в виде контрольно-ревизионной службы, подразделения внутреннего аудита) за сохранностью имущества, законностью и целесообразностью финансовых и хозяйственных операций;
— слабая постановка и методология бухгалтерского учета на предприятии;
— отсутствие внешнего аудита или ревизионного контроля со стороны вышестоящёй организации.
На стадии детального исследования проверка операций осуществляется по первичным бухгалтерским документам. Здесь вначале применяют простейшие приемы формальной, нормативной и арифметической про верки, помогающие выделить сомнительные документы, которые затем подвергают более тщательному исследованию. При этом факт выполнения последующих контрольных действий (встречная проверка, получение справок от компетентных учреждений, получение письменных объяснений от участников конкретной хозяйственной операции) достаточно легко под твердить документально (письменные запросы ревизора, его расписки в получении копий документа и т. п.), а также показаниями очевидцев.
В современных условиях подобная задача часто ставится перед аудиторской компанией в качестве дополнительного задания на проведение аудиторской проверки. Сложность выявления фактов нарушений заключается в том, что обычно такие действия со стороны ответственных работников предприятий носят системный характер и при этом «закрываются» надлежащими документами. Раскрытие подобных явлений требует от ревизора или аудитора большого опыта и умения анализировать как первичные документы и бухгалтерские регистры, так и проводить встречные проверки, продумывать механизм возможного проведения подобных противоправных деяний.
Если в ходе ревизионной проверки обнаруживаются признаки совершенного экономического правонарушения, проверяющий обязан более глубоко и детально проработать данный объект контроля.
Важно учитывать, что материально ответственные лица, особенно имеющие значительный стаж в данной области, стремятся активно списывать возникающие в ходе транспортировки, хранения и реализации недостачи материалов и готовой продукции на действующие нормы естествен ной убыли. В связи с этим ревизор обязан определить правомерность применения норм естественной убыли в каждом конкретном случае.
При проведении проверки ревизор обычно отмечает и выделяет сомнительные хозяйственные операции, для того чтобы позднее провести более детальную их проверку, используя встречную проверку, запросы в соответствующие компетентные органы, объяснения участников хозяйственных операций. Изучая материалы этой стадии проведения ревизии, органы следствия могут определить не только степень компетентности ревизора, но и его возможную причастность к сокрытию правонарушений со стороны должностных лиц.
Четвертый этап — систематизация результатов и составление итоговых материалов по документальной ревизии — накопительные ведомости (описи), рабочие журналы (дневники), промежуточные акты ревизии. Кроме того, в необходимых случаях:
— проводится служебное расследование, когда по первому объяснению виновного лица берутся объяснения от других работников данной организации, официальные справки от ревизуемой организации;
— проводятся встречные проверки.
В ревизуемой организации изымаются подлинные документы. Документальная ревизия завершается составлением акта ревизии, в котором излагаются ее результаты. Акт ревизии характеризуется следующими параметрами:
— он подписывается ревизором, главным бухгалтером и руководителем ревизуемой организации (или структурного подразделения);
— все факты заносятся в него после тщательной проверки и уточнения соответствующими должностными лицами;
— каждое нарушение, записанноё в акте ревизии, должно быть обосновано ссылками на документы и бухгалтерские записи и подтверждено актами, заверенными копиями, объяснениями должностных лиц. По каждому случаю нарушений, отраженному в акте, должны быть приведены обоснованные, четкие и ясные сведения: кем, как, что и когда нарушено; каковы последствия этих нарушений (размер причиненного ущерба);
— акт ревизии не должен носить описательный характер. В нем следует раскрыть причины, в результате которых стало возможным совершение выявленных недостатков, нарушений, злоупотреблений и негативных явлений;
— в формулировках акта не должны просматриваться личные взгляды и выводы, замечания и умозаключения ревизора;
— недопустимо замалчивание в акте ревизии нарушений и недостатков в работе ревизуемой организации, предприятия и отдельных должностных лиц;
— в акт не включается информация, основанная на устных заявлениях;
— не следует отражать нарушения, совершенные с разрешения выше стоящих органов. Эти факты оформляются отдельными докладными записками и доводятся до сведения руководителя ревизующего органа. При этом подробно раскрываются хозяйственные операции, в хо де которых допущены нарушения.
К акту ревизионной проверки прилагаются документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта.
При постановке вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам ревизии необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
— привлекались ли к ревизии заинтересованные должностные лица?
— в полном ли объеме исследовал ревизор бухгалтерские документы?
— имеется ли заключение ревизора по прилагаемым объяснениям?
— имеются ли подписи этих лиц в акте и приложены ли их письменные объяснения по поводу выявленных нарушений?
— подписан ли акт ревизии другими должностными лицами организации?
— утвержден ли акт ревизии руководителем ревизуемой организации?
При установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, подписываемым теми же лицами, что и справка. Акт составляется, как правило, в двух экземплярах с приложениями, а в отдельных случаях — с протоколом изъятия документов.
3. Организация проведения ревизии
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений могут быть вневедомственными, ведомственными, внутрихозяйственными, плановыми и внеплановыми, комплексными, некомплексными и тематическими, сплошными, выборочными и комбинированными. Ревизии проводятся в соответствии с планами работы контрольно-ревизионных органов и министерств по мотивированным постановлениям, требованиям ревизионных органов.
Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянные служебные удостоверения, установленного образца.
Сотрудникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается её проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии состоит из темы, периода, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации. Выделенные руководителем ревизионной группы ревизоры включаются в состав инвентаризационной комиссии и контролируют её работу.
Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятие проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Интересные материалы:
- Магнит косметик название организации
ООО "МАГНИТ КОСМЕТИК" Все компании • Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт…
- СРО экспертные организации электроэнергетики
Экспертные организации электроэнергетикиСовременный бизнес в сфере проектирования не стоит на месте. Он активно развивается и…
- Разрешение на проведение раскопок
Прежде чем приступить к полевым исследованиям археологических памятников, необходимо ознакомиться с современными правовыми актами, регулирующими…
- Миссия организации
9.2. Миссия организацииВидение определяет миссию организации — то, что организация собирается делать и чем она…
- ИНН иностранной организации
Главная / Другие услуги / Заказать код иностранной информацииКомпания "Эсперанто" предлагает услуги по постановке на…