Куперс

Бухучет и анализ

Проверка противопожарных систем

Содержание

ГОСТ Р 57974-2017 Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 57974-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования

ОКС 03.080.10

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. N 1794-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Автоматические системы противопожарной защиты (далее — системы) зданий и сооружений являются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов.
Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Реализация положений настоящего стандарта направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).
Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:
— автоматических установок пожаротушения;
— автономных установок пожаротушения;
— автономных устройств пожаротушения;
— автоматической пожарной сигнализации;
— систем оповещения и управления эвакуацией;
— систем противодымной защиты;
— внутренних противопожарных водопроводов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:
ГОСТ 12.2.047 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника. Термины и определения
ГОСТ 12.4.009 Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения
ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.12 Национальная система стандартизации в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 53325 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 56935 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»
ГОСТ Р 56936 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования»
ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения
СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочной стандарт, на которой дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56935, ГОСТ Р 57369, ГОСТ 21.001, ГОСТ 27.002, , , , СП 5.13130, СП 10.13130:

3.1 автоматическая пожарная сигнализация: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.

3.2 автоматическая установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая, при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара, установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

3.3 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.

3.4 автономное устройство пожаротушения: Стационарное техническое средство, предназначенное для тушения пожара, обеспечивающее выпуск огнетушащего вещества при срабатывании от воздействия опасных факторов пожара.

3.5 внутренний противопожарный водопровод: Совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.

3.6 проектная документация: Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

3.7 проверка работоспособности систем (системы, элементов) обеспечения пожарной безопасности объекта: Подтверждение соответствия (несоответствия) систем (системы, элементов) обеспечения безопасности объекта, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции и их соответствие (несоответствие) требованиям законодательства, а также нормативной, технической и/или конструкторской (проектной) документации, стандарта организации, согласованного с профильным техническим комитетом и проводится лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, выполненной специалистом (экспертом-аудитором), с применением необходимого аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.

3.8 работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.9 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

3.10 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: Совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

3.11 система противодымной защиты: Комплекс инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение распространения продуктов горения в течение времени необходимого для эвакуации людей в безопасные зоны или в течение всей продолжительности пожара.

3.12 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

4 Общие требования

4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель).

4.2 Цель (цели) проверки:
— подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;
— возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.

5 Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

6 Порядок организации проверок

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности установленной настоящим стандартом.
Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.
При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

6.4 В случае выявления входе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

6.5 Результаты проверки работоспособности систем ППЗ, выполненные экспертной организацией, могут направляться для мониторинга и учета в реестре в секретариат технического комитета по стандартизации «Производственные услуги» (далее — ТК 001), созданный в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации».

6.6 Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.

6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные втехнической документации и/или стандарте организации предприятия-изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.
На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики.

7 Требования к технической документации

7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

а) проектная документация;

б) акты ввода систем в эксплуатацию;

в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;

г) инструкции по эксплуатации систем;

д) акты проверки работоспособности систем;

е) акты о наличии неисправностей в системах;

ж) журнал учета состояния неисправностей систем;

и) сертификат соответствия систем;
________________
При наличии действующих сертификатов.

7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.

Библиография

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»

УДК 006.3: 006.354

ОКС 03.080.10

Ключевые слова: проверка работоспособности, системы противопожарной защиты

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2017

С 01.05.2018г. введен в действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Настоящий стандарт разработан Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ), внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги», утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017г. № 1794-ст.

Согласно предисловия и введения к названному национальному стандарту, правила его применения установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а реализация положений направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме».

На форуме пожарная безопасность — www.0-1.ru на ветке «ГОСТ Р 57974-2017» (серия 1, серия 2, серия 3) одним из разработчиков национального стандарта – Ассоциацией «Национальный Союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (далее — НСОПБ), а также центром по аккредитации в системе НСОПБ (http://fcak.ru/центр — аккредитации), центром по аккредитации «Кайрос» (https://kairoscity.ru/akkreditatsiya-na-pravo-proverki-rabotosposobnosty/) и Евразийским центром в области обеспечения безопасности (http://eacob.ru/сертификация-аккредитация) было организовано обсуждение вопроса по обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017.

Одновременно, Президент НСОПБ Серегин С.Н. неоднократно выступал в федеральных СМИ с разъяснениями об обязательности исполнения ГОСТ Р 57974-2017. Соответствующая информация также была размещена НСОПБ и в YouTube.

Суть всех обсуждений и разъяснений (см. сайт http://fcak.ru/центр аккредитации/аккредитация-в-системе-нособ) была сведена НСОПБ к следующему (ниже приводится оригинальный текст с указанного сайта):

«Правительством Российской Федерации в 2017 году внесены изменения в постановление правительства о противопожарном режиме по организации проверки работоспособности противопожарных систем.

1 мая 2018 года вступили в силу изменения в нормативных документах по пожарной безопасности. Данные изменения касаются абсолютно каждого объекта РФ. Организациям для того, чтобы иметь право проведения работ проверки работоспособности, необходимо иметь «Аккредитация в системе НСОПБ».

Постановление правительства № 390 ППР РФ:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и международными стандартами и оформляет Национальный сертификат обеспечения пожарной безопасности (акт проверки).

Пункт 63. Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Таким образом Правительство Российской Федерации определило, что проверка работоспособности и техническое обслуживание систем относятся к разным видам деятельности».

Здесь же приводятся ссылки на письмо Росстандарта от 12.04.2018г. № 5488-ДТ/03 (прилагается), на выпуск программы «Доброе утро на Первом канале» от 27.04.2018г., на информацию Муромской городской прокуратуры, размещенную на сайте Прокуратуры Владимирской области (http://vladprok.ru/s-1-maya-2018-goda-kompanii-obyazany-proveryat-svoi-sistemy-protivopozharnoj-zaschity-po-novomu-gost), а также даются комментарии по письму МЧС России от 19.03.21018г. № 91-1080-19 (прилагается), из которых следует. что: «ГОСТ сам по себе добровольного применения, но поскольку иные национальные стандарты, обеспечивающие выполнение требований пункта 61 Правил на данный момент отсутствуют, данный ГОСТ является обязательным к применению для реализации положений постановления Правительства Российской Федерации N 390 «О противопожарном режиме».

Желаемый результат был достигнут.

Ряд прокуроров в субъектах Российской Федерации, региональные и местные СМИ разместили на своих сайтах:

информацию о том, что ГОСТ Р 57974-2017 является национальными стандартом обязательного применения, за неисполнение которого виновные юридические лица, руководители объектов будут привлечены к административной ответственности.

В результате только в орган добровольной сертификации в области пожарной безопасности НСОПБ за аккредитацией на право проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений обратилось более 600 организаций, что позволило НСОПБ заработать в апреле-мае 2018г. более 90 млн. рублей.

Консалтинговое бюро «Воронова и партнеры» не может согласиться с вышеуказанной позицией НСОПБ по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» стандартизация в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе добровольности применения документов по стандартизации.

Обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации установлена статьей 6 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» (оборонная продукция, продукция, используемая целях защиты информации, продукция для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии).

Статья 26 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» предусматривает, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту…

Одновременно статья 5 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» предусматривает, что применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия и оценки соответствия продукции.

Особенности технического регулирования в отдельных областях установлены статьей 5, 5.1 — 5.5 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Следует обратить внимание на статью 5.1 «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений».

Согласно указанной статьи, особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Статья 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что:

  • перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, утверждается Национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

К сожалению, в отличии от Минстроя России, МЧС России не инициировало включение в Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статью, аналогичную статье 5.1 «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений».

При этом, согласно статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе, установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

Перечень национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009г. № 304-р.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден приказом Росстандарта от 16. 04.2014г. № 474.

Обращаем внимание.

В перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ, включены только национальные стандарты на основании которых проводится классификация различной продукции и строительным конструкциями по пожарной опасности, а также стандарты, устанавливающие требования к различной пожарно-технической продукции при ее производстве и модернизации.

Так, например, раздел 1 «Область применения» ГОСТ Р 53325-2012 устанавливает, что настоящий стандарт распространяется на технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики (пожарные извещатели, источники бесперебойного питания технических средств пожарной автоматики, пожарные оповещатели, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, изоляторы короткого замыкания, выносные устройства индикации, устройства контроля работоспособности шлейфов, системы передачи извещений о пожаре) и устанавливает только общие технические требования и методы их испытаний.

В перечень, утвержденный приказом Росстандарта включены, в том числе национальные стандарты и своды правил, устанавливающие общие требования, связанные с противопожарной защитой (код ОКП 36 4534, 36 9600, 47 4164, 48 5810, 48 5820, 48 5830, 48 5840, 48 5850, 48 5860, 48 5880, 52 6350, 96 9390, 96 9550) (примечание: в настоящее время действует ОКПД 2, переходный ключ прилагается), добровольного применения.

ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» ни в один из указанных перечней не включен.

При этом, включить ГОСТ Р 57974-2017 в первый перечень невозможно, в силу того, что он не устанавливает требования к продукции при ее производстве и модернизации.

В случае включения ГОСТ Р 57974-2017 во второй перечень он будет иметь статус национального стандарта добровольного применения в целях обеспечения соблюдения Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При этом ГОСТ Р 57974-2017 будет становиться обязательным для применения только для конкретного собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, принявшего добровольное решение о включении ГОСТ Р 57974 – 2017 в раздел 3 Декларации пожарной безопасности, составление которой регламентировано статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе, установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с письмом МЧС России от 18.12.2013 г. № 19-3-1-5587 (прилагается) в настоящее время исчерпывающие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, а также объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности, регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016г. № 947 (а не в 2017г., как указывает НСОПБ) в Правила противопожарного режима в Российской Федерации были внесены изменения, согласно которых:

  • пункт 61 изложен в следующей редакции: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки»;
  • пункт 63 изложен в следующей редакции: «Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией)».

То есть, заявление НСОПБ, о том, что пункт 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат формулировку — … оформляет Национальный сертификат обеспечения пожарной безопасности (акт проверки), является недостоверным.

Аналогично недостоверны распространяемые НСОПБ заявления о том, что ГОСТ Р 57974-2017 является «единственным национальным стандартом, обеспечивающим выполнение требований п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации», а «проверка работоспособности и технического обслуживания систем относятся к разным видам деятельности».

Так, например,

Термины «периодический контроль» или «непрерывный контроль» (проверка работоспособности) при техническом обслуживании техники содержит ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».

ГОСТ Р 27.002-2009 «Надежность в технике. Термины и определения» содержит термины «диагностирование неисправности», «проверка функционирования», «контрольное испытание» и т.п.

ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» определяет, что техническое обслуживание и текущий ремонт систем проводится проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается, в том числе, периодической проверкой (путем измерений, испытаний) соответствия параметров требованиям технической (эксплуатационной) документации.

Содержит раздел 9 «Организация технического обслуживания и ремонта» ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию».

Согласно указанного раздела в процессе технического обслуживания следует проверять, в том числе:

  • срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
  • работоспособность основных и резервных источников электропитания;
  • работоспособность световых и звуковых оповещателей;
  • общую работоспособность системы целом.

Как правило, производители систем противопожарной защиты зданий и сооружений в руководствах (инструкциях) по эксплуатации названных систем устанавливают требования по их техническому обслуживанию и текущему ремонту, предусматривая в ходе проведения регламентных работ и обязательность проведения проверки работоспособности системы.

Таким образом, техническое обслуживание систем и установок противопожарной защиты и проверка их работоспособности являются неразделимыми процессами.

При этом, во всех случаях техническое обслуживание, при котором осуществляется контроль технического состояния системы, выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации на систему периодичностью и объемом.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1225.

Наличие лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензия МЧС РФ) является достаточным условием, дающим право обладателю лицензии, проводить проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, как при проведении технического обслуживания названных средств, так и вне рамок выполнения таких работ по заданию руководителя организации.

При этом, установление требований для организаций и частных предпринимателей, имеющих лицензию МЧС России, по обязательности прохождения аккредитации в качестве экспертной организации в системе добровольной сертификации НСОПБ, для подтверждения своей компетенции на проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений, не только избыточно, но и не правомочно в силу федерального законодательства в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Пройти такую аккредитацию организация, имеющая лицензию МЧС России, может исключительно по собственному желанию и исключительно в добровольном порядке.

Рассматривая вопрос обязательности прохождения аккредитации в системе добровольной сертификации для организации, привлекаемой руководителем объекта для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты, или специалистов, состоящих в штате организации необходимо учитывать нижеследующее.

Обязанность прохождения аккредитации в системе добровольной сертификации для организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензию МЧС России, а также для специалистов организаций, может возникнуть только после того, когда обязательность применения ГОСТ Р 57974-2017 будет обеспечена путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, предусматривающих прямую ссылку на стандарт (см. ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015г. «О стандартизации»).

Данный вывод основан, в том числе и на письме Росстандарта от 08.05.2018г. № 7003-ДТ/03 (прилагается).

Вызывает крайнее удивление и включение в ГОСТ Р 57974-2017 пункта 6.7, согласно которому: «Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия-изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001. На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики».

Включая данный пункт в ГОСТ Р 57974-2017 разработчики стандарта, а также ТК 001, внесший данный стандарт на утверждение в Росстандарт, проигнорировали требования ГОСТ 2.601-2013 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Эксплуатационные документы (с Поправкой)» и ГОСТ 2.610-2006 «Правила выполнения эксплуатационных документов», устанавливающих виды эксплуатационных документов на изделие и правила их разработки, в том числе руководства по эксплуатации — документа, содержащего сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей.

Одновременно, разработчики стандарта нарушили требования ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. правила построения, изложения, оформления и обозначения (с поправкой, с изменением n 1)», а ТК 001 не усмотрел, что названный пункт возлагает на ТК 001 осуществление полномочий, не предусмотренных ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».

В заключении считаем необходимым обратить внимание на ГОСТ Р 1.0-2012. «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», согласно положения которого, ГОСТ Р 57974-2017 может становиться обязательным для применения в случае определения Заказчиком обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.

НСОПБ, убеждая в обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017, ссылается на подпункт 2 пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Однако из всего вышеизложенного следует, что включение ГОСТ Р 57974-2017 будет возможно только после внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, предусматривающих прямую ссылку на стандарт, и только в случае выбора поставщика услуги по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты.

В случаях выбора поставщика услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем и установок противопожарной защиты ссылка на ГОСТ Р 57974-2017 не только ничем не обоснована, но и будет противоречить требования указанного федерального закона о контрактной системе.

Направляя данное информационное письмо, подготовленное Консалтинговым бюро «Воронова и партнеры» по поручению СРО Союз организаций «АСБ», для использования членами СРО в повседневной деятельности, считаем целесообразным, что бы изложенная в письме информация была доведена до органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций, территориальных органов МЧС России и до органов прокуратуры.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Сканированный вариант информационного письма

Письмо СРО Союз организаций «АСБ» в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Еще не так давно пожарную сигнализацию устанавливали лишь в зданиях (на предприятиях) с повышенной пожарной опасностью. Так как система полностью доказала свою эффективность и полезность в борьбе с пожарами и их предотвращением, она стала неотъемлемой частью инженерных коммуникаций любого здания. Проектирование и монтаж пожарной сигнализации проводится специалистами и позволяет защитить от угрозы возгорания каждый метр площади.

Исправная работа системы обеспечивает сохранность предметов и материальных ценностей, является залогом безопасности людей, находящихся в здании, сохранения их жизни и здоровья.

Поэтому проверка работоспособности пожарной сигнализации осуществляется в обязательном порядке в процессе установки, а так же при плановых техосмотрах.

Основные функции системы пожарной сигнализации
Как часто проводят проверки системы
Основные правила проведения проверки
Методы проверки пожарной сигнализации
Заключение

Основные функции системы пожарной сигнализации

Пожарная сигнализация выполняет целый ряд функций, осуществление которых обеспечивается комплексом сложных устройств. Для их налаженной работы необходимо соблюдать определенные правила монтажа, настройки и эксплуатации, а так же периодической проверки работоспособности. Если все устройства системы работают хорошо, то сигнализация способна выполнить следующие функции:

  • обнаружение возгорания в помещении на самой ранней стадии;
  • передачу сигнала о возгорании на пульт пожарной охраны;
  • запуск сигнала, оповещающего о пожаре;
  • отключение системы общей вентиляции и включение системы дымоотвода;
  • запуск системы автоматического тушения пожара.

Учитывая всю сложность работы системы сигнализации, становится очевидным, насколько важно проводить проверку ее работоспособности.

Как часто проводят проверки системы

После завершения монтажа заказчик должен провести предварительные испытания, чтобы убедиться в нормальном функционировании сигнализации:

  • правильное размещение и монтаж оборудования;
  • отсутствие помех, исправная работа всех приборов;
  • нормальное функционирование линий связи с пожарной охраной и полицией;
  • качество электропроводки, изоляции и контактных соединений.

При этом испытании присутствуют представители заказчика, исполнителя работ монтажа, охранных служб и пожарного надзора.

По результатам проверки составляется акт, и ответственность за нормальное функционирование системы переходит к заказчику. Последний, в свою очередь, обязан один раз в полгода проводить плановые проверки работы сигнализации. Кроме того, один раз в месяц проводится визуальный осмотр всех компонентов системы. Проверку можно проводить как собственными силами специалистов компании (предприятия), так и при помощи подрядчиков, имеющих лицензию на проведение подобных работ. По итогам проверки составляется акт, в котором указывают адрес места проверки, тип сигнальной системы, метод проверки и заключение. Акт подписывается представителями обеих сторон – эксплуатирующей организации и проверяющей.

Основные правила проведения проверки

Главной целью проведения проверок является оценка работоспособности системы пожарной безопасности. Текущие испытания в процессе эксплуатации позволяют специалистам эксплуатирующей организации вовремя выявить дефекты системы. Если неисправности в работе сигнализации вызваны поломкой оборудования или дефектами проводки, для устранения всех неполадок лучше пригласить специалистов, имеющих специальные сертификаты на обслуживание сигнализационных систем.

Во время самой проверки необходимо не только проверять налаженность работы всех приборов, но также и доступность путей эвакуации.

Плановая проверка начинается с осмотра документации, которую эксплуатирующая организация должна предоставить проверяющей:

  • документация на исполнение монтажа системы;
  • документация на все приборы пожарной сигнализации – паспорт, сертификат, инструкция к использованию;
  • акт о передаче системы в эксплуатацию;
  • журнал с записями обо всех плановых проверках;
  • акт-заключение о проведении последнего испытания на работоспособность системы пожарной сигнализации.

После проверки соответствия документации номерам паспортов, сертификатам приборов переходят к визуальному осмотру приемно-контрольных приборов, датчиков, шлейфов, оповещателей, извещателей, заземления. Проверяется так же наличие защитных средств.

После визуального осмотра приступают к основным испытаниям системы.

Методы проверки пожарной сигнализации

Систему пожарной безопасности проверяют, в основном, двумя методами:

  • проверка работоспособности всей системы в целом;
  • проверка работы случайно выбранных датчиков системы.

В первом случае запуск датчика имитируется подачей определенных команд с пульта управления системой или при помощи механических переключателей, включающих сигнал тревоги. Этот метод нетрудоемкий, дает представление о работе системы, проверку можно осуществить довольно быстро. По итогам такой проверки выписывается акт о ее проведении. Но все же, минусом является то, что в ходе этой проверки нет возможности удостовериться в нормальной работе чувствительных элементов, от которых зависит реагирование системы в условиях реальной опасности возгорания.

Для этого используют второй метод проверки. На случайно выбранные чувствительные датчики системы сигнализации воздействуют внешним раздражителем, имитирующим признаки возгорания – дым или тепло. Для имитации тепла, возникающего при пожаре, используют электролампу или нагревательный прибор. Для имитации задымленности помещения используют реагенты, выделяющие дым при определенном воздействии на них.

Проверка вторым способом является более достоверной, так как дает возможность убедиться в исправности датчиков и оценить их работу в реальных условиях пожара. Единственным существенным недостатком этого метода является значительная затрата времени на его проведение. Проверка каждого датчика занимает не менее 10 минут, а по правилам эксплуатации пожарных систем испытание каждого (!) дымоуловителя необходимо производить не реже одного раза в месяц, а тепловых датчиков – три раза в год.

Для облегчения и ускорения процесса проверки существуют специальные приспособления, имитирующие признаки возгорания – тепловой спектр и задымленность.

Результаты любого испытания сигнализации заносятся в акт и, в случае проверки со стороны государственных органов и служб, предоставляются им вместе с журналом техобслуживания системы.

Заключение

Целью проведения проверок и испытаний пожарных сигнализаций является выявление малейших неисправностей и отклонений. Безупречная работоспособность системы служит залогом безопасной работы коллектива предприятия. Чем чаще проводятся регулярные плановые проверки, тем больше вероятность выявления повреждений, повышения надежности работы системы.

Испытания системы пожарной сигнализации лучше доверить специалистам, чтобы обеспечить эффективную защиту от пожара.

ГОСТ Р 57974-2017 приостановил действие

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта, наших Гостей и коллег по цеху! Сообщаю Вам, что документ ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» приостанавливает свое действие с 17 мая 2019 года.

Что такое этот ГОСТ Р 57974-2017 и с чем его надо кушать, кто не в курсе, может почитать доступно и подробно в наших статьях по ссылкам здесь — https://www.norma-pb.ru/trebovaniya-o-proverke-rabotosposobnosti-spz/ — Требования о проверке систем противопожарной защиты в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017 и еще вот здесь — https://www.norma-pb.ru/proverka-rabotosposobnosti-spz/ — проверка работоспособности СПЗ (Средств противопожарной защиты). Может ли согласно существующего закона, Подрядчик, на основании лицензии МЧС, проверять противопожарные системы?

Скачать сам ГОСТ Р 57974-2017 можно с нашего сайта, кликнув по ссылке gost_r_57974-2017.

Суть, если коротко, следующая. ГОСТ Р 57974-2017 , ссылаясь на жесткую формулировку пункта 61 обязательного документа ППР РФ, настойчиво предлагал выполнять периодические проверки работоспособности систем противопожарной защиты с привлечением обученных специалистов – эксперта-аудитора и специалистов-испытателей. Эти специалисты могли быть или штатными (обученными и аттестованными в установленном порядке) или привлекаемыми по хозяйственному договору в числе штата сторонней экспертной организации (имеющей соответствующую аккредитацию). Вся эта процедура, как Вы понимаете, производилась не бесплатно, и хотя и стоила не так дорого, но была не разовая, а постоянно-периодическая, что конечно придавало ей статус “постоянной кабалы”, наравне с оплатой офиса, коммунальных услуг, сотовой связи и прочих подобных постоянных финансовых нагрузок. Само собой, такая ситуация не могла не вызывать раздражения и неприязни у собственников предприятий и организаций, на территории которых эксплуатировались системы ППЗ. Это же приходилось либо включать в штат указанных специалистов и кормить их, а как известно, лишний рот хуже пистолета. Либо заключать договор и платить, и причем, как любят экспертные организации, по условиям договора, платить вперед, что исключит возможность шантажа или просто элементов давления на эксперта со стороны Заказчика. То есть за свои же деньги, на свою же территорию, придет посторонний независимый “умник” и будет “гнуть пальцы” и “корябать” в протоколе замечания. И приструнить его будет не возможно, так как деньги оплачены вперед по договору, и кроме того, что самое противное, этот умник вполне компетентен и имеет полное право уведомить о сущности проверки инспекцию ГПН.

Собственники давно уже смирились с обязанностью обеспечивать техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной защиты. Как велит антикоррупционный закон, они тендер объявляют, и за сущие копейки, порядка тысячи рублей в месяц, находится предприятие с лицензией МЧС и выполняет эти работы. Как уж эти работы за такие деньги выполняются, с каким качеством – это уже другой вопрос. Но вот этот же Подрядчик, за те же деньги, и Акт комплексной проверки системы печатал и подписывал – все было шито-крыто. А если вдруг выпендриваться начинал или в нормы тыкать, мы его под зад коленом и другого натендерим – вообще не проблема – свято место пусто не бывает. А тут, получается кто то со стороны приходит и проверяет. И обслуживающая организация теперь боится, что проверяющий “телегу” в ГПН накатает и их лицензии лишат. По этой причине, вынуждена работать, а не просто бумажки заполнять. А работа, соответственно требует, чтобы за нее заплатили – за бесплатно никто горбатить не будет. И сразу уже тысячи в месяц не хватает – мало говорят, если работать, а не просто бумажки писать.

Ну и вот таким образом, недовольство и неприязнь собственников бизнеса и предпринимателей росло-росло и выросло в написание жалоб в разные инстанции. Есть такая общественная организация ма́лого и сре́днего предпринима́тельства «Опора России». Так вот, эта организация посчитала те моменты, о которых я упоминал выше, не существенными, написала жалобу и по жалобе “Опоры России” было организовано заседание.

В своем письме Организация аргументировала, почему ГОСТ Р 57974-2017, который устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем и ГОСТ Р 58202-2018, который устанавливает требования к нормам оснащения, размещения и эксплуатации средств индивидуальной защиты людей при пожаре, необходимо отменить в полном объеме.

По мнению экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», требования ГОСТ Р 57974-2017 носят «избыточный характер и его введение в перспективе представляет угрозу существенной финансовой нагрузки на малый и средний бизнес». Это как раз то о чем я писал выше – избыточность заключается в проверках, а финансовая нагрузка – упомянутая “кабала”. А то что в России горят торговые центры один за другим, и сигнализация-пожаротушение, смонтированные в этих центрах, не работают “ни хрена”, то это не существенно. Жалобщик считает, что все предприниматели очень обязательные и законопослушные и проверять их не надо – избыточно это, и предлагает все вернуть как было раньше.

Кроме того, отмечает жалобщик, в документе отсутствуют методики проверки работоспособности систем противопожарной защиты, требования к организациям и порядку проведения работ. Хотя в документе есть ссылка на действующую методику, разработанную в 2014 году ВНИИПО, утвержденную и повсеместно применяемую до настоящего времени. Вот здесь можете скачать эту методичку — методические рекомендации по проверке систем — Методические рекомендации по проверке систем противопожарной защиты , утвержденные МЧС, 2014 год

По словам первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Марины Блудян, данные стандарты не только накладывают новые обременения на бизнес, но и носят формальный характер, не имеющий никакой связи с безопасностью.

«В силу формального характера, стандартами ГОСТ Р 57974-2017 и ГОСТ Р 58202-2018 не обеспечивается противопожарная безопасность, а обеспечивается сбор денег одним из разработчиков ГОСТ – Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности», которая предлагает предприятиям, имеющим лицензию МЧС России, получить аккредитацию с присвоением статуса «Экспертной организации» за 180 000,00 рублей и самостоятельно проводить проверки работоспособности систем и установок противопожарной безопасности», – отметила Марина Блудян. Мне конечно сложно понять почему так – кроме ассоциации НСОПБ существуют еще три-четыре десятка систем аккредитации, которые также могут выполнять аналогичную функцию. Да и не неволит никто, не заставляет обращаться на сторону – обучи своих специалистов, купи необходимые для проведения проверок средства измерений и в путь, как говориться. Конечно проще и дешевле вообще ни хрена не делать и ни за что не платить – сидеть и дожидаться пока “красный петух” в задницу клюнет.

Ну ладно, эмоции по боку – результат следующий – комиссия по апелляциям позаседала, решила жалобу “Опоры России” удовлетворить частично — ГОСТ Р 57974-2017 не отменить, как того просил жалобщик, а приостановить действие, до момента получения согласования профильного технического комитета по стандартизации №079 “Оценка соответствия”. Когда именно будет это самое согласование пока сказать сложно, об этом только догадываются функционеры Росстандарта. Кому интересно, протокол заседания комиссии можно скачать и почитать вот здесь — Protokol-komissii.

И приказ, обещанный в протоколе заседания уже поспел и опубликован – вот он, можно почитать и сохранить для себя – кликните мышкой, чтобы увеличить:

Учитывая изложенное, сообщаю, что пока, во всяком случае, собственники зданий и сооружений, оборудованных системами ППЗ могут спать спокойно – действие ГОСТ Р 57974-2017 приостановлено и непомерная финансовая нагрузка временно отменяется. Но возникает правомерный вопрос – что теперь делать с пунктом 61 Постановления Правительства “Правила Противопожарного режима РФ”. Постановление Правительства отменить у “Опоры России”, как собственно и у комиссии по апелляциям, руки коротки, как Вы понимаете. А что написано дословно в пункте 61 ППР РФ я Вам сейчас напомню:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартамии оформляет акт проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

То есть – …… либо национальные, либо международные стандарты следует соблюдать. На сегодня, действие национальных стандартов приостановлено, значит следует соблюдать международные стандарты и технические инструкции завода-изготовителя. Действие ППР РФ никто не отменял! Требование пункта 61 ППР РФ выполнять надо или не надо? Так все изложено, господа юристы? Или что то не так? Или ждем первого прецедента в суде? Вопрос думаю риторический. Видимо, пришло время гуглить в инете и скачивать международные стандарты по содержанию и техническому обслуживанию систем ППЗ, переводить их на русский язык и начинать соблюдать, пока не появится, согласованный всеми заинтересованными инстанциями, национальный стандарт по интересующей теме. А еще вариант – дождаться очередного “громкого” пожара, получения “пиздюлей” всеми заинтересованными лицами лично от президента России Путина, тюрьмой для тех руководителей, на чьей территории произошел пожар, увольнений с теплых постов командования МЧС, и как результат, “заворачивания гаек” и возобновления действия ГОСТ Р 57974-2017 в еще более суровой редакции.

На этом статью » ГОСТ Р 57974-2017 приостановил действие» завершаю. Буду рад, если статья оказалась Вам интересной и полезной. С комментариями добро пожаловать, но только прошу аргументировать, а не просто какашками плеваться.

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших

группах по ссылкам:

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

Что нужно знать руководителю компании, чтобы правильно организовать проверку

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

  • «ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения»;
  • «ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»;
  • «ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения».

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.

Источник: сайт Альянс «Комплексная безопасность»

Статью прислал: Справка01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх