Куперс

Бухучет и анализ

Проверка рособрнадзора 2018 что проверяют

Что будет проверять Рособрнадзор. Вышел новый приказ

79 нормативных правовых актов Рособрнадзора – возможно ли в этом разобраться или хотя бы ориентироваться?

12 апреля был опубликован приказ № 461 Рособрнадзора «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования».

Говоря кратко, ничего существенного вроде бы не произошло. Если существует государственный надзор в сфере образования, то, соответственно, должен быть и перечень документов, содержащих требования, которые оцениваются при проведении надзорных мероприятий, и этот перечень должен периодически актуализироваться, что, собственно, 12 апреля 2019 года в очередной раз случилось. Но тут есть несколько нюансов, на которых мы хотели бы заострить внимание.

Перечень, утвержденный приказом, содержит 4 федеральных закона, 5 постановлений правительства РФ и 70 нормативных правовых актов и документов федеральных органов исполнительной власти. В нем присутствуют как давно утвержденные и действующие документы, так и недавно появившиеся, в том числе приказы Минпросвещения и Рособрнадзора, утверждающие единое расписание и продолжительность проведения ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по каждому предмету.

Следует отметить, что некоторые акты из утвержденного перечня относятся исключительно к сфере высшего образования, но даже если их исключить, директорам школ и их заместителям необходимо знать и применять на практике гигантский массив нормативных документов, разобраться с которым досконально под силу лишь юристу.

Тут важно понимать, что перечень – это только федеральное законодательство, а есть еще региональный и муниципальный уровни, а также документы, которые носят разовый характер: внезапные проверки, опросы, тесты, тематические уроки и пр.

Происходит это все в ситуации, когда директора школ в России – мы писали об этом ранее – не имеют, как правило, специальной подготовки. Результаты исследования TALIS показывают, что российские директора довольно редко проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 % против 26,5 % в среднем по странам – участницам исследования).

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в январе этого года на Гайдаровском форуме, говорил о необходимости введения механизма усовершенствования законодательства для решения проблемы избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. Но, к сожалению, сфера школьного образования осталась вне пределов внимания премьера, хотя, как мы видим, зарегулированность для нее так же характерна.

По мнению редакции ActivityEdu, задача Рособрнадзора, уполномоченного контролировать и надзирать, состоит не только в постоянном увеличении числа актов и документов, которыми должны руководствоваться образовательные организации, и даже не в банальном формировании их списка, а в первую очередь в стремлении донести до участников образовательного процесса простые и понятные правила функционирования системы, создании таких правил игры, которые позволят руководителям качественно выполнять свою работу.

«Регуляторная гильотина» необходима не только бизнесу: образование очень нуждается в унификации законодательства, уменьшении нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. Кроме того, считаем, что в стране необходимо создавать систему, которая позволит обучать руководителей образовательных организаций, готовить их к вступлению в должность.

Все это позволит сделать наше образование понятнее и проще, даст возможность избежать ошибок, штрафов и наказаний, которые возникают из-за банального незнания, выведет директоров образовательных организаций из состояния постоянного стресса от нависшего дамоклова меча наказания, а также избавит Рособрнадзор от необходимости проведения множества проверок.

Методические материалы — К проверке Рособрнадзора

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕРКАХ

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Описание нарушения

Требования законодательства РФ в сфере образования

Дошкольные образовательные учреждения

В нарушение принципов добровольности и свободы выбора целей осуществления благотворительной деятельности в Договорах Учреждения с родителями указано, что «родитель обязуется оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач: охрана жизни ребенка, оздоровление, гигиеническое, культурно-нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие, коррекционная работа в условиях семьи и др.»

п. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Учреждением не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением наименования образовательного учреждения

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Несоответствие локальных актов образовательного учреждения положениям Устава

ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Несоответствие содержания Устава требованиям законодательства

ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности в перечне образовательных программ отсутствуют фактически реализуемые программы.

Следовательно, Учреждение прав на реализацию вышеназванных образовательных программ не имеет

ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Общеобразовательные учреждения

Учреждением не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением наименования образовательного учреждения

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Нарушения порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов (в книгах учета и выдачи аттестатов внесены фамилии выпускников, получивших справки об обучении (не сдали ЕГЭ по русскому языку и (или) математике); подпись руководителя под списком выпускников, получивших аттестаты, не заверена печатью образовательного учреждения; не зафиксированы факты выдачи выпускникам 11 классов аттестатов об основном общем образовании и т.п.)

Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утв. приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности в перечне образовательных программ отсутствуют фактически реализуемые программы.

Следовательно, Учреждение прав на реализацию вышеназванных образовательных программ не имеет

ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательный процесс осуществляется не в соответствии с расписаниями уроков (занятий), утвержденных образовательным учреждением и согласованных с органом Роспотребнадзора

п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 № 196

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 5, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

На официальном сайте Учреждения не размещены устав образовательного учреждения, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, основные профессиональные образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением; документы, регламентирующие организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии

п.14 Приказа Минобрнауки России от 22.03.2012 № 221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования», п. 18 Приказа Минобрнауки России от 28.01.2013 № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год»

В личных делах обучающихся отсутствуют документы, на основании которых осуществляется поступление в Учреждение

п. 26 Приказа Минобрнауки России от 28.01.2013 № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год»,

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

Не в полном объеме или ненадлежащим образом реализуются полномочия органа местного самоуправления по вопросам организации образовательного процесса:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

  • организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях

ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В книге учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании не указаны даты получения аттестатов выпускниками

п. 7 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В протоколе заседания педагогического совета от 22.06.2012 № 8 отсутствует решение о выдаче аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании

п. 4 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В книге учета и записи выданных аттестатов об основном общем образовании сведения внесены общим списком, без разделения на классы

п. 8 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ

Описание нарушения

Требования законодательства РФ в сфере образования

Образовательные учреждения

Образовательным учреждением не представлялись в лицензирующий орган необходимые документы для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата, мест ведения образовательной деятельности

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

Нарушения лицензионных требований и условий в части несоответствия образовательного ценза педагогических работников установленным законодательством требованиям

пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966

Отсутствие на момент проверки у педагогических работников справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования

ст. ст. 65, 331 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Нарушения правил оказания платных образовательных услуг (отсутствие в договоре на оказание платных образовательных услуг обязательных условий)

ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. пп. «д», «и», «о» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 №706

Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность

Образовательным учреждением не представлялись в лицензирующий орган необходимые документы для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата, мест ведения образовательной деятельности

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – программа) не соответствует структуре и содержанию, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а именно:

  • программа не структурирована в соответствии с разделами, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

  • в программе отсутствуют отдельные подразделы: «План внеурочной деятельности», «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Программа коррекционной работы», «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности»

п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2009 № 373

В рабочих программах учителей-предметников отсутствуют разделы: «Описание материально технического обеспечения образовательного процесса», «Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся»

локальный акт образовательной организации «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

Процедура промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации не регламентируется внутришкольными распорядительными документами

п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательной организацией не создаются условия реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности

п. 5 ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В утверждаемый общеобразовательной организацией перечень учебников к использованию в образовательном процессе на текущий учебный год, не включаются учебники по учебным предметам «Музыка», «ИЗО», «Искусство», «МХК», «Физическая культура», «Технология»

п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Материально – техническое оснащение учебных кабинетов начального общего образования, «Физика», «Химия», «Биология» не соответствует нормативным требованиям

п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В образовательных организациях отсутствуют распорядительные (регламентирующие) документы, обеспечивающие исполнение полномочий в части обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования

п. 13 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Не соблюдается Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов

Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

Сайт образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает открытость и доступность информации

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Профессиональные образовательные организации

Основная образовательная программа среднего профессионального образования не включает в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы

п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Не обновляются ежегодно программы подготовки квалифицированных рабочих с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы

Требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Журнал «Учет в сфере образования» № 9, сентябрь 2012 г.

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.
Например, специалисты Рособрнадзора вправе:
– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;
– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– наблюдать за ходом образовательного процесса;
– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
При этом проверяющие обязаны:
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;
– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.
Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:
– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;
– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;
– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.
Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.
При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.
Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.
Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.
К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.
Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).
Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:
– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;
– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.
По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:
– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;
– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.
Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:
– возбуждение дела об административном правонарушении;
– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;
– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.
При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.
К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.
Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.
При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).
Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.
Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:
– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;
– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.
Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.
Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.
Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.
Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Важно запомнить

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

12 ноября Рособрнадзор объявил, что половина учителей математики не прошла проверку на знание своего предмета. В прежние годы в подобных реляциях бывали цифры 10-15-20%, а тут сразу 50. Резвая динамика у нашего «развивающегося образования»!

Конечно, такие скачки можно объяснить обретённой свободой надзорного ведомства от ответственности за состояние образования (напомним, что Рособрнадзор теперь является самостоятельной структурой), которая дала Кравцову возможность «рубить правду-матку». Но с тем же основанием он мог назвать не 50, а 90%, – дело лишь в методике подсчёта.

И здесь мы выходим на главный вопрос: откуда взялась эта цифра?
Её источником является система ЕФОМ (эта аббревиатура означает «единые федеральные оценочные материалы»), о которой мы недавно писали. В октябре учителей школ многих регионов «пригласили» «добровольно и анонимно» выполнить указанные диагностические работы. Заявленная цель мероприятия состояла в апробации (обкатке) новых тестов, составленных в стиле ЕГЭ. Такой формат неизбежен сегодня по двум причинам: во-первых, «специалисты» от надзорного ведомства не склонны утруждать себя изобретением новых технологий; а во-вторых, если школа давно уже живёт под знаком ЕГЭ, то какой смысл проверять учителей вне его рамок? Словом, пришедшие на апробацию педагоги, попали в мясорубку, через которую ежегодно проходят их выпускники.

Но (в отличие от ЕГЭ) учителям предложили в качестве «заданий» откровенную халтуру, которую невозможно понять и простить даже в рамках той вредительской парадигмы, что несёт в себе ЕФОМ. Рособрнадзор вывалил для апробации материал, изобилующий грубыми ошибками. В подтверждение ниже приведены сканы двух заданий по математике из диагностической работы 11 октября 2018 года.

Другие аналогичные примеры можно найти на форуме ЕФОМ. Не мудрено, что многие учителя прореагировали на это «тестирование» рисованием цветочков в поле ответов или одной большой буквой «Х» на весь бланк. Их позиция достойна уважения. К таким педагогам больше доверия, чем к тем, кто лез из кожи вон, пытаясь найти правильный ответ в условиях его абсолютного отсутствия, или мучаясь над задачей, решить которую в рамках школьной программы невозможно.

Так вот, на основании именно этих тестиков Рособрнадзор и выдал свой вердикт.Мы не раз писали, что «реформы» в сфере образования носят исключительно вредительский характер, и такая системность наводит на мысль, что здесь идёт речь не о череде действий типа «хотели как лучше», а о выверенной политике. И с этой точки зрения выходит, что в органах управления сидят отнюдь не идиоты, а грамотные исполнители чуждой нам воли.

Но обсуждаемое заявление ведомства Кравцова являет собой образец глупости во всех отношениях. Дело не только в том, что оно оскорбляет педагогическое сообщество без всяких на то оснований (разумеется, к учительскому корпусу можно высказать много претензий, проводимая политика дала результаты, но не по тестам ЕФОМ судить об этом).

Своим заявлением Кравцов очень не вовремя вживую показал учителям, что диагностические работы — это серьёзно.

Прокол на тестах — и ты попадаешь в категорию «не знающих свой предмет». По сути, он объявил, что отныне педагогическое мастерство будет оцениваться по способности выполнять задания ЕФОМ. Учителю теперь нет смысла готовиться к урокам, куда важнее набивать руку в диагностических тестах.

А Кравцов теперь (как и всегда прежде в подобной ситуации) «озабочен итогами», переживает: как помочь учителю? Нашёл проблему.
Технологии подготовки к ЕГЭ доведены до совершенства, здесь трудно изобрести что-то новое. Потому тем же путём (без вариантов) направят и педагогов, если сейчас не закрыть всё это начинание. Появятся курсы «повышения квалификации», на которых будут натаскивать на ЕФОМ; издадут пособия: «ЕФОМ — физика» , «ЕФОМ — математика» и т. д.; появятся компьютерные тренажёры, репетиторы по ЕФОМ и проч. Всё платное, разумеется, — новое направление в бизнесе.

Современная учительская молодежь, взращенная на ЕГЭ, воспримет это как должное. Свой профессиональный рост они будут измерять (вслед за Рособрнадзором) в баллах диагностических работ. Система быстро объяснит им, что дети, класс — всего лишь декорация, в которой надо сыграть спектакль под названием «показательный урок». Иной роли в определении «мастерства педагога» по системе ЕФОМ для учеников нет.

Но настоящие мастера такое глумление над своей профессией стерпят едва ли, всему есть предел. Рособрнадзор подводит школу к черте, за которой начнётся исход последних опытных профессионалов. Возможно, в этом и состоит «глубокий смысл» новации.

Однако своим последним заявлением Кравцов подставился, допустил грубую промашку, и на её волне его надо бить сплеча. После упомянутого «обретения свободы» Рособрнадзор просто охалпел от наглости. Прошедшим летом его ткнули носом в утечки заданий ЕГЭ. Итог: циничная ложь в глаза учителям и детям и судебный процесс против Дмитрия Гущина. Теперь — унижение достоинства педагогов на основании убогого теста.

Кто встанет на защиту учителя? Может быть министр просвещения Васильева? Или куратор Кравцова вице-премьер Голикова? Ждите…

К нам идёт новая беда. Необходима консолидация всех сил и тотальная обструкция вредительской новации. Наверх стучаться бесполезно. Надо давить её снизу. Никогда такого у нас не было, но пора начинать. Время сказать своё слово учительским профсоюзам, родительским сообществам, всем! Завтра будет поздно. Потерянные на волне ЕФОМ учителя в школу снова не вернутся. Будет окончательно разорвана связь поколений, поднимать образование станет некому.

Это наше общее дело, соратники. И никто его за нас не сделает.

Больше интересных статей в защиту педагогов и российского образования читайте в паблике «За возрождение образования».

Лицензионный контроль за образовательной деятельностью

Дата и время последнего обновления страницы: 06.11.2014 14:56

Примерные перечни документов, необходимых для осуществления проверок

Примерный перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
(контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности)

  • документ, подтверждающий полномочия представителя образовательного учреждения в ходе проверки;
  • лицензия (с приложением) на осуществление образовательной деятельности;
  • устав, изменения и дополнения в устав образовательного учреждения (при наличии);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе в качестве юридического лица;
  • документ, подтверждающий наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, используемых при осуществлении образовательной деятельности;
  • документ, подтверждающий наличие у образовательного учреждения на законном основании условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием (для дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных) ОУ, ОУ НПО, СПО )и медицинским обслуживанием (для дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных) ОУ, ОУ НПО, СПО, ОУ ДОД, реализующих образовательные программы физкультурно-спортивной направленности);
  • заключения, выданные образовательному учреждению в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, используемых образовательным учреждением для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
  • локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке;
  • учебно-методическая документация по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам;
  • документы, подтверждающие наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам;
  • штатное расписание и иные документы, подтверждающие наличие в штате образовательного учреждения или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам педагогических работников;
  • рабочие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, реализуемых в образовательном учреждении;
  • договоры о производственной практике обучающихся (студентов), заключенные между образовательным учреждением и учреждениями (организациями), на базе которых организована производственная практика (для ОУ НПО, СПО, ДПО, ОУ, реализующие образовательные программы профессиональной подготовки);
  • расписание учебных занятий;
  • журналы учёта теоретических и практических занятий, а также иную документацию по учебному процессу образовательного учреждения;
  • договоры, заключенные между образовательным учреждением и обучающимися (при наличии);
  • образцы документов о прохождении обучения, выдаваемых лицам, успешно завершившим обучение в образовательном учреждении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх