Куперс

Бухучет и анализ

Проводки по начислению транспортного налога

Транспортный налог — это региональный налог, который устанавливается и вводится в действие законами и является обязательным к уплате на территории Российской Федерации.

Объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Перед тем как принимать к учету транспортного средства нужно выделить несколько важных моментов:

  • Корректо оприходовать и принять к учет транспортное средство.

  • Зарегистрировать транспортное средство в программе 1С Бухгалтерия предприятия 3.0.

  • Настроить расчеты и начисления, сроки уплаты.

  • И самое важное Начисление Налога.

1. Принятие к учету транспортное средство

В 1С Бухгалтерии предприятия существует функционал, который позволяет принять и оприходовать к учету различные основные средства.

Для этого стоит воспользоваться документом «Поступление оборудования”.

Чтобы создать данный документ нужно воспользоваться пунктом меню » ОС и НМА” — Поступление основных средств” — «Поступление оборудования”

Далее воспользуемся кнопкой «Создать” и в открывшейся форме заполняем шапку документа

После заполнения всех полей переходим к табличной части.

На вкладке «Оборудования” с помощью кнопки «Добавить” или «Подбор” выбирается та номенклатурная позиция, которую надо принять к учету.

Если данной позиции нет в справочнике «Номенклатура” , то при выборе в документе можно создать сразу в самом справочнике.

В форме элемента справочника «Номенклатура” создаем новую позицию с такими полями:

  • «Вид номенклатуры” — Оборудование (объекты основных средств).

  • «Наименование” — название основного средства.

  • «Полное наименование” — название основного средства, данное наименование будет указываться в документах.

  • «Входит в группу” — будет поле пустое. если данная номенклатура будет находится в корне справочника «Номенклатура”. Для удобства поиска рекомендуется создавать номенклатурные группы.

  • «Номенклатурная группа” — указывается из одноименного справочника » Номенклатурная группа” и выбирается нужная запись.

Вслед за тем заполняем поля: количество, цена, сумма.

Проводим документ. После проведения документа можно просмотреть проводки

Далее нужно принять к учету транспортное средство. Для этого мы воспользуемся документов » Принятие к учету ОС”. Данный документ можно найти в пункте «ОС и НМА” и открыть форму списка документа «Принятие к учету ОС”, нажать на кнопку «Создать”.

Открывается форма документа, в котором заполняем шапку документа

  • Событие ОС — выбираем один из элементов справочника. Данный справочник заполняется самостоятельно пользователем в зависимости от события.

  • МОЛ — выбирается лицо, которое будет ответственно за сохранение основное средства.

  • Местонахождение ОС — подразделение организации, в котором принимается к учету ОС.

После заполнения шапки документа перейти к заполнению табличной части.

На вкладке «Внеоборотные активы” заполнить поля:

  • «Способ поступления” — указывается способ поступления ОС на предприятие.

  • «Оборудование” — данное поле заполняется из справочника «Номенклатура”, выбрав нужное ОС.

  • «Склад” — место, где хранится оборудование, выбирается из справочника «Склад”.

  • «Счет” — на который учитывается данное ОС.

Вкладка «Основное средство” — данная вкладка заполняется с помощью кнопок «Добавить” или «Подбор”.

Для того чтобы добавить ОС, нужно будет воспользоваться справочником «Основные средства”, если в данном справочнике нет нужного элемента, его можно добавить при помощи кнопки «Создать”.

Откроется форма нового элемента справочника. Заполнить необходимые реквизиты

Важно отметить, что в данном справочнике хранится вся информация об основном средстве и будет изменятся в ходе эксплуатации.

После заполнения вкладки «ОСновное средство”, переходим на вкладку » Бухгалтерский учет”

Данная вкладка позволяет отразить методы начисления амортизации и сроки эксплуатации оборудования.

Вкладка «Налоговый учет” предназначена для предприятия, которое уплачивает налог на прибыль.

Когда заполнили все нужные реквизиты проводим документ. После проведения документа можно посмотреть проводку документа

2. Настройка Транспортного налога в базе 1С

Перед тем как зарегистрировать транспортное средство, стоит настроить учетную полики оригинации, чтобы в дальнейшем не было ошибок.

Для этого зайдем в пункт меню «Главная” — «Настройки” — «Учетная политика”

В форме, что открылась, нажимаем на гиперссылку » Настройка налогов и отчетов”

Откроется новая форма «Настройка налогов и отчетов”, в данном окне выберем подпункт «Транспортный налог”

Далее рассмотрим гиперссылки внутри данного подпункта:

1. Регистрация транспортных средств — данный регистр служит для отражения о регистрации государственного транспортного средства и снятия с регистрации.

Для того чтобы зарегистрировать транспортное средство в программе нужно воспользоватся данным регистром.

Открываем форму регистра и нажимаем на кнопку «Создать” и выбираем из выпадающего списка выбираем пункт «Регистрация”

В открывшейся форме заполняем необходимые поля:

  • Основное средство — транспортное средство

  • Дата — указывается число постановки или изменения данных в ГИБДД

  • Организация — в данном поле указывается организация на которую будет регистрироваться транспортное средство. Если в базе 1С заведена одна организация то данное поле заполнится автоматически.

  • Постановка на учет — в данном поле можно выбрать вариант учета

    • По месту нахождения организации — данный вариант будет подразумевать под собой что транспортное средство будет зарегистрировано по место нахождению оргнизации

    • В другом налоговом органе — нужно будет указать налоговый орган, в котором произведена постановка на учет и код ОКТМО территории, где зарегистрировано транспортное средство.

  • Код вида ТС — в данном поле указывается код вида транспортного средства. В выпадающем окне можно выбрать нужный код. Они поделены на категории

  • Идентификационный номер (VIN) — в данном поле указывается уникальный код машины, который собой представляет информацию о производителе, характеристики год выпуска транспортного средства.

  • Марка — указывается марка автомобиля

  • Регистрационный знак — указывается номерной знак транспортного средства

  • Мощность двигателя — указывается согласно технической характеристике транспортного средства

  • Экологический класс — можно определить также в технической характеристике автомобиля. В базе 1С уже введены данные стандартны.

  • Налоговая ставка — данное поле будет заполняться автоматически и сумма будет указана в рублях

  • Налоговая льгота — в данном поле можно выбрать варианты льготы:

    • Не применяется — льготы не будут применяться к данному транспортному средству;

    • Освобождение от налогообложения — транспортное средство будет освобождено от налогообложения. Когда выбран данный пункт появится поле код льготы (причина освобождения от налогообложения);

  • Снижение налоговой ставки до — транспортное средство облагается по налоговой ставке, сниженной относительно ставки, обычно применяемой для таких транспортных средств. При выборе этого варианта указывается пониженная налоговая ставка в рублях и код льготы (причина снижения налоговой ставки);

  • Уменьшение суммы в размере — уменьшение рассчитанной суммы налога на фиксированную сумму. При выборе этого варианта указывается сумма уменьшения и код льготы (причина уменьшения суммы налога);

  • Уменьшение суммы налога на — уменьшение рассчитанной суммы налога в процентах. При выборе этого варианта указывается процент уменьшения суммы и код льготы (причина уменьшения суммы налога).

После заполнения всех полей форма будет выглядеть

2. Ставки — данный регистр предназначен для хранения информации о ставках транспортного средства.

Нажав на кнопку «Создать” откроется форма для заполнения ставки конкретному объекту

Рассмотрим поля данной формы:

  • Действует с — указывается год с которого будет действовать данная ставка

  • Регион — субъект РФ, по которому устанавливается ставка

  • Объект — выбирается категория транспортного средства

  • Поля «Мощность двигателя” и «Количество лет, прошедших с года выпуска, от” — можно посмотреть в технических характеристиках транспортного средства

  • Налоговая ставка — в данном поле указывается ставка транспортного налога в зависимости от мощности транспортного средства.

3. Порядок уплаты — данный регистр заполняется отдельно для каждого налогового органа.

Нажав на кнопку «Создать” откроется форма, в которой нужно заполнить соответствующие поля :

  • Год начала действия — указывается с какого года будет приниматься заданный порядок уплаты налогов

  • Организация и Налоговый орган — проставляются автоматически

  • Срок уплаты налога — крайний срок уплаты, установленный законодательством субъекта РФ

  • Проставленный флажок «Уплачивается авансы” — определяет важность расчета авансовых платежей. устанавливается данный флажок взависимости если предусмотрена уплата авансов законодательство субъекта РФ

4. Способ отражения расходов — данный регистр предназначен для хранения и настройки способов расходов.

3. Начисление налога и формирование декларации по транспортному налогу

Программе 1С Бухгалтерия Предприятия 3.0 расчет транспортного налога реализуется с помощью «Закрытия месяца”.

Чтобы открыть данную обработку воспользуемся пунктом меню «Операции” — «Закрытие периода” — «Закрытие месяца”

В данной форме обработке выбираем период и организаци, затем нажимаем на кнопку «Выполнить закрытие месяца”.

При успешном закрытии месяца все пункты, которые отображаются в форме будут зеленого цвета.

Нажав на строку «Расчет транспортного налога” и выбрав «Показать проводки”

Можно увидеть данные, на основании которых был сделан расчет.

Затем в форме «Закрытия месяца” нажав на кнопку «Справки — расчеты” выбрав «Расчет транспортного налога”

откроется отчет, в котором будет указаны основные средства и исчисленная сумма налога. Данная сумма будет начислена за время использования ОС.

Переходим к формированию декларации транспортного налога.

Для это надо зайти в пункт меню «Отчеты” — «Регламентированные отчеты”

В форме «1С — отчетность” нажав на кнопку «Создать” откроется окно в котором нужно выбрать соответствующий отчет » Декларация по транспортному налогу”

В открывшемся отчете на в верхней панели нажимаем «Заполнить”

После чего титульный лист и разделы 1 и 2 автоматически заполнятся.

На титульном листе будут данные организации и налогового органа.

Раздел 1 — в данном разделе будет указана сумма налога.

Раздел 2 — будет отображаться информация об основном средстве организации.

Налоговое законодательство обязывает лиц, владеющих транспортными средствами, ежегодно начислять и уплачивать налог. Периодичность данной процедуры увеличивается, если регион предусмотрел обязательные авансовые платежи по транспортному налогу по итогам каждого квартала.

Каждый раз, проводя исчисление налогового обязательства в отношении ТС, организация сталкивается с необходимостью отражения полученных результатов в бухучете с помощью двойных записей на учетных регистрах. Проводки совершаются по факту проведенного расчета (начисление налога), а также по факту перечисления начисленной налоговой суммы в местный бюджет (уплата налога).

Так как обязанность по ведению бухгалтерского учета ложится только на организации, то вопрос о корректном отражении начисления и уплаты транспортного налога в бухучете встает только перед юридическими лицами. Физлица с образованием ИП налог по своим транспортным средствам уплачивать должны, но отражать эти сведения с помощью проводок в бухучете не требуется.

Понятие транспортного налога

Организации, на которые в ГИБДД зарегистрированы средства передвижения, обязаны платить транспортный налог в сроки и в размере, определяемыми местными законодательными актами. Уплата выполняется в местный бюджет. НК РФ устанавливает величину ставки, регионы корректируют ее в пределах дозволенного (не более чем в 10 раз), определяют необходимость уплаты квартальных авансов по налогу, устанавливает крайние даты для перечисления налоговых сумм.

Расчет налога юридические лица проводят самостоятельно на основании формулы, приведенной ниже:

Налог = База * Ставка * Кв * Кп

где:

  • база – мощность ТС в л.с.;
  • ставка – определенная регионом для конкретного типа ТС ставка;
  • Кв – коэффициент, определяющий сколько месяцев в году организация была собственников транспорта, в отношении которого проводится расчет;
  • Кп – повышающий коэффициент, позволяющий учесть отнесение автомобиля к дорогостоящему транспорту.

Окончательная величина налога зависит от марки передвижного средства, его мощности, а также положенных льгот.

Если МО устанавливает обязанность платить не только годовой налог с транспорта, но и квартальные авансы, расчет налога проводится по той же формуле с учетом деления на 4.

Начисление транспортного налога

Начисление налога выполняется по факту проведенного расчета по формуле, приведенной выше, исходя из двигательной мощности, региональной ставки, времени владения транспортом, а также возможного включения в число дорогостоящих ТС.

Начислить транспортный налог должно то лицо, которое выступает владельцем транспорта в соответствии с регистрационной документацией ГИБДД.

Не имеет значение, кто действительно эксплуатирует ТС, находится ли объект налогообложения в исправном состоянии или подлежит списанию, наступил ли по ТС моральный или физический износ. Ответы на все эти вопросы не волнуют налоговую инспекцию. Если на организацию зарегистрирован в ГИБДД транспорт, то обязанность по уплате налога с данного имущества присутствует.

Организация имеет право не начислять налог, если проведена стандартная государственная процедура снятия с учета ТС.

Не нужно начислять транспортный налог за те месяцы, в которых организация не являлась владельцем ТС.

Например, при постановке или снятии с учета транспорта в течение периода (квартала или года) не нужно платить налог за неполные месяцы владения (если постановка на учет произведена после 15-того числа месяца или снятие с учета произведено до 15 числа месяца).

Расчет транспортного налога проводится в бухгалтерской справке, которая впоследствии выступает документальным основанием для фиксации проводки о начислении налога.

Вычислительная процедура проводится в последний день периода (квартала или года), этой же датой отражается проводка о начислении в бухучете.

Проводка об уплате начисленной величины налога выполняется по факту перечисления денежных средств со счета плательщика. В каждом регионе свои сроки уплаты, поэтому дата отражения двойной записи об уплате может варьироваться в каждом конкретном случае.

Проводки по начислению транспортного налога

Учетные данные о начисленных, уплаченные и возмещаемых налоговых суммах показываются на счете 68:

  • Дебет – вносятся перечисляемые суммы, а также суммы, подлежащие возврату из бюджета;
  • Кредит – вносятся начисляемые величины по транспортному налогу, подлежащие дальнейшей уплате.

68 счет для удобства отражения сведений обо всех видах налоговых обязательств разбивается на несколько субсчетов, назначение каждого – показывать сведения о каждом отдельном типе налога.

Для отражения информации о начисленном и уплаченном транспортном налоге также открывается самостоятельный субсчет, который может быть назван по наименованию налога.

Для отражения рассчитанной суммы транспортного налога в бухучете выполняется запись по кредиту 68 счета в корреспонденции с дебетом счетов учета расходов организации.

Транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности (согласно ПБУ)

В дальнейшем транспортный налог учитывается в качестве расхода при исчислении налога с прибыли.

Выбор нужного счета для списания налога в расходы зависит от того, для чего и где применяется транспортное средство:

  • Деб.20 Кр.68.Тр.нал. – показано начисление налога (или аванса по нему) с транспортного средства, используемого для нужд основного производства организации;
  • Деб.23 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (аванса) по транспорту, занятому во вспомогательном производстве;
  • Деб.25 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по ТС, используемому в общепроизводственных целях;
  • Деб.26 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по транспорту, используемому в общехозяйственных целях (например, для доставки руководителя до места назначения);
  • Деб.44 Кр.68.Тр.нал. – начисление транспортного налога (аванса по нему) по ТС, занятому в торговой деятельности, например, доставка товаров до покупателей.

Если в регионе действуют авансовые платежи, то даты отражения проводки по начислению авансов следующие:

  • 31 марта за 1кв.;
  • 30 июня за 2кв.;
  • 30 сентября за 3 кв.

Дата отражения записи о начислении годового налога:

  • 31 декабря за 4 кв.

Проводки по уплате транспортного налога

В срок, обозначенный в законах МО, нужно заплатить начисленную величину транспортного налога, показанную по кредиту 68 счета. При этом в бухучете показывается следующая двойная запись:

  • Деб.68 Тр.нал. Кр.51 – произведена уплата начисленного транспортного налога.

Дата отражения указанной выше проводки – фактический день перечисления денежных средств. Документальное обоснование – платежное поручение, на основании которого банк снимает денежные средства со счета клиента в пользу другого лица.

Пример отражения транспортного налога в бухучете организации

Компания имеет автомобиль, который используется для доставки товаров до клиентов, его мощность составляет 130л.с. Местная ставка 10 руб. за одну л.с. Автомобиль приобретен в мае 2016г., 14 мая ТС поставлен на учет. Стоимость авто не превышает 3000000руб., то есть не нужно в формуле учитывать повышающий коэффициент. Региональные власти обязывают владельцев ТС платить авансовые платежи за каждый квартал в течение следующего месяца, годовой налог – до 1 марта следующего года.

Расчет за 2016г.:

  • Аванс за 2кв. = (130 * 10 * 2/3) / 4 = 217
  • Аванс за 3кв. = (130 * 10) / 4 = 325
  • Годовой налог = 130 * 10 * 8/12 – (217 + 325) = 325

Проводки:

Дата Сумма Дебет Кредит Наименование операции Документальное основание
30.06.2016 217 44 68 Тр.нал. Отражено начисление аванса по налогу за 2 квартал Бухгалтерская справка
28.07.2016 217 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 2 квартал Платежное поручение №111 от 28.07.2016
30.09.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражение начисление аванса за 3 квартал Бухгалтерская справка
27.10.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 3 квартал Платежное поручение №222 от 27.10.2016
31.12.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражено начисление налога за год Бухгалтерская справка
27.02.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачен годовой налог за 2016г. Платежное поручение №55 от 27.02.2016

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

Согласно п. 11, 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

2 401 10 130

2 401 10 180

2 303 03 000

159, 179

– НДС

2 401 10 130

2 401 10 180

2 401 20 200*

2 303 04 000

159, 179

– иных налогов

0 401 20 200

0 109 00 200

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

Уплата налогов

2 303 03 000

2 303 04 000

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

0 201 11 000

0 201 21 000

161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество

4 401 20 290

4 303 12 000

120 000

Уплачен налог в бюджет

4 303 12 000

4 201 11 000

120 000

Увеличение

забалансового счета 18

(КВР 851, код 290 КОСГУ)

Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход от аренды

2 205 21 000

2 401 10 120

50 000

Поступила арендная плата на лицевой счет

2 201 11 000

2 205 21 000

50 000

Увеличение

забалансового счета 17

(код 120 КОСГУ)

Начислен НДС

2 401 10 120

2 303 04 000

7 627

Начислен налог на прибыль

2 401 10 120

2 303 03 000

8 475

Уплачен НДС в бюджет

2 303 04 000

2 201 11 000

7 627

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль в бюджет

2 303 03 000

2 201 11 000

8 475

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.

Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

* * *

Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 годКак в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) как отразить освобождение от налогов за 2-й квартал 2020 года в декларации по налогу на имущество, в декларациях по транспортному и земельному налогам?

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.79.14.

Ряд организаций, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП), малые и средние предприятия (МСП), занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги (кроме НДС и НДФЛ) и авансовые платежи по налогам и сборам, за 2 квартал 2020 года (ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ, далее — Закона № 172-ФЗ).

Под освобождение попадают, в том числе, и имущественные налоги организаций и предпринимателей: налог на имущество, транспортный и земельный налоги.

Если организация или ИП освобождена от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года по Закону № 172-ФЗ, то данный факт требуется отразить в программе. В форме настроек налогов и отчетов (раздел Главное – Налоги и отчеты) на вкладке Антикризис следует установить флаг Деятельность отнесена к пострадавшим от коронавируса.

Данная настройка будет учтена при выполнении регламентных операций, входящих в обработку Закрытие месяца, а также в помощниках уплаты по налогам.

При выполнении регламентных операций за июнь 2020 года (то есть по завершении 2 квартала) авансовые платежи по имущественным налогам начисляться не будут.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) настроить освобождение от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года согласно Федеральному закону от 08.06.2020 № 172-ФЗ см. .

В «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.79.14, суммы освобождения организации от налогов за 2-й квартал 2020 года автоматически отражаются в декларациях по налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу. Порядок отражения указанных сумм соответствует рекомендациям ФНС (см. письмо ФНС России от 10.06.2020 № БС-4-21/9576@).

Пользователю достаточно создать декларацию (например, декларацию по налогу на имущество организаций) и заполнить ее по данным учета.

Напоминаем, что декларации по транспортному и земельному налогам по итогам 2020 года представлять не требуется, за исключением случаев, когда в течение года организация ликвидирована или реорганизована.

Код льготы в виде уменьшения суммы налога, а также сумма льготы будут заполнены по каждому объекту налогообложения в соответствии с рекомендациями в письме ФНС.

Например, для субъекта МСП из пострадавших отраслей Раздел 2 декларации по налогу на имущество организаций заполняется следующим образом:

  • в первой части строки 230 указывается код налоговой льготы «2010501», а вторая часть заполняется нулями;
  • в строке 240 отражается сумма авансового платежа за апрель — июнь 2020 года, от уплаты которого освобожден налогоплательщик.

Аналогичным образом заполняются строки 110 и 120 Раздела 3.

Если субъект МСП имеет право на дополнительную региональную льготу в виде уменьшения исчисленной суммы налога, и в настройках по налогу на имущество данная льгота отражена, то в этом случае Раздел 2 декларации по налогу на имущество организаций заполняется с учетом следующих особенностей:

  • в первой части строки 230 указывается код налоговой льготы «2010505», а во второй части пользователь вручную указывает номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы закона субъекта РФ (статья, часть, пункт, подпункт и т. д.),
  • в строке 240 отражается сумма льготы в виде уменьшения суммы исчисленного налога с учетом суммы авансового платежа за апрель — июнь.

Аналогичным образом заполняются строки 110 и 120 Раздела 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх