Куперс

Бухучет и анализ

Проводки возврата субсидии на иные цели

Субсидии на выполнение задания предоставляются автономным учреждениям, как правило, на основании соглашения между АУ и органом, выполняющим функции и полномочия его учредителя. Рассмотрим вопросы, связанные с составлением и заключением таких соглашений.

Соглашения о предоставлении субсидий федеральным АУ.

Правовой основой для заключения данных соглашений стало Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. В нем установлено, что субсидия федеральному автономному учреждению выдается в течение финансового года на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с федеральным АУ. Данное соглашение должно определять права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года (абз. 1 п. 44 Положения № 640).

Типовую форму соглашения установил Минфин: она стала использоваться начиная с соглашений на 2017 год. В соответствии с этой формой в соглашении в числе прочего необходимо указать размер субсидии (в разрезе годов и кодов бюджетной классификации), права и обязанности сторон, порядок расторжения соглашения и внесения в него изменений. Соглашения составляются в форме электронного документа и подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Исключение – соглашения, содержащие сведения, отнесенные к государственной и иной охраняемой законом тайне: эти документы формируются и заключаются только в бумажном виде. Правда, на практике заключение соглашения в электронном виде зачастую дублируется подписанием его на бумаге.

Содержание типовой формы соглашения.

В принципе, содержание типовой формы во многом дублирует соответствующие пункты правил формирования и финансового обеспечения выполнения заданий, установленных Положением № 640, а также нормы федерального законодательства об автономных учреждениях и бюджетного законодательства. Например, это касается обязанности учреждения возвращать в федеральный бюджет средства субсидии при невыполнении задания. Обозначим отдельные положения типовой формы.

1. Учредитель обязан размещать на своем официальном сайте информацию о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидии. Это нужно делать не позднее срока, установленного в соглашении и отсчитываемого от момента утверждения нормативных затрат (внесения в них изменений).

2. Учреждение вправе направлять учредителю предложения, связанные с исполнением соглашения, в том числе с изменением размера субсидии, а учредитель, в свою очередь, обязан рассматривать эти предложения и направлять учреждению решения по результатам их рассмотрения. Конкретный срок рассмотрения устанавливается в соглашении и отсчитывается с момента получения предложений. Вместе с тем принятие решения об изменении размера субсидии является правом учредителя, а не его обязанностью.

Содержание типовой формы во многом дублирует соответствующие пункты правил формирования и финансового обеспечения выполнения заданий, нормы федерального законодательства об автономных учреждениях и бюджетного законодательства.

3. Учреждение обязано в срок, установленный в соглашении, предоставлять по запросу учредителя информацию и документы, необходимые для осуществления учредителем контроля за выполнением задания.

4. За учреждением закреплено право обращаться к учредителю за разъяснениями в связи с исполнением соглашения, однако в типовой форме соглашения среди обязанностей учредителя нет обязанности в конкретный срок рассматривать эти обращения и давать ответ. Отметим, что на практике ситуации, когда учреждение обращается к учредителю за необходимыми разъяснениями, а тот «набирает в рот воды», не так уж редки.

5. Соглашение расторгается по соглашению сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения. Исключение составляют случаи расторжения учредителем соглашения в одностороннем порядке при прекращении деятельности учреждения (в связи с реорганизацией или ликвидацией) или нарушении им условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.

6. Изменения в соглашение (в том числе в случае пересмотра размера субсидии) вносятся также по соглашению сторон и оформляются в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью ранее подписанного документа.

7. Документы и иную информацию, предусмотренные соглашением, стороны могут направлять друг другу посредством информационной системы «Электронный бюджет» (через этот канал передаются формы документов, предусмотренные соглашением), направления заказного письма с уведомлением о вручении либо вручения представителем одной стороны подлинников документов, иной информации представителю другой стороны.

8. Типовая форма соглашения предусматривает следующие приложения к нему:

  • график перечисления субсидии;
  • форма расчета средств субсидии, подлежащих возврату учреждением в федеральный бюджет;
  • форма дополнительного соглашения, заключаемого в случае изменения соглашения.

В число приложений к соглашению не входит само государственное задание. Согласно Положению № 640 оно существует в виде отдельного документа, утвержденного руководителем органа, выполняющего функции и полномочия учредителя учреждения, а в соглашении просто делается ссылка на госзадание.

Отметим, что типовая форма соглашения предусматривает для сторон возможность дополнительно включать в него собственные положения. К ним относятся:

  • иные обязанности и права сторон;
  • иные положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по соглашению (в дополнение к стандартной формулировке «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ»);
  • иные случаи расторжения соглашения учредителем в одностороннем порядке;
  • иные способы направления сторонами друг другу информации и документов;
  • иные конкретные условия исполнения сторонами соглашения помимо тех, что предусмотрены типовой формой.

Реестр соглашений.

Соглашение, а также при наличии дополнительное соглашение к нему (в том числе о расторжении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии), не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, подлежит обязательному внесению в реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Реестр ведется по правилам, определенным Минфином, и размещается на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru. Сведения о заключенных соглашениях должны вносить в реестр главные распорядители бюджетных средств, то есть учредители федеральных автономных учреждений. Однако на момент подготовки статьи (середина ноября 2017 года) в реестре можно было обнаружить в виде отдельных документов только дополнительные соглашения, заключаемые в отношении федеральных автономных учреждений.

Рассмотренные правила составления и заключения соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственных заданий относятся только к федеральным автономным учреждениям, однако многие субъекты РФ и муниципальные образования разработали на этой базе собственные типовые формы указанных соглашений. В следующем номере журнала мы продолжим эту тему. Речь пойдет о региональной и муниципальной практике реализации механизма соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.

О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение № 640).

Приказ Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».

Приказ Минфина РФ от 06.02.2017 № 20н «О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации».

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов субсидий на выполнение госзадания, а также на иные цели. Порядок учета последних с 2019 года принципиально изменился. Какие новшества необходимо учитывать при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и возврату целевых субсидий, расскажем далее.

Перечень целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, а также порядок определения их объема и условий предоставления установлены Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Согласно данному порядку субсидии предоставляются в целях:

  • ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам;

  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

  • выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам);

  • выплаты денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд РФ, обеспечившим подготовку спортсменов – победителей и призеров спортивных мероприятий в соответствии с решениями Правительства РФ;

  • осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;

  • осуществления мероприятий по ремонту объектов движимого имущества;

  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании федерального государственного учреждения;

  • содержания имущества;

  • приобретения особо ценного движимого имущества;

  • модернизации объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов;

  • приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы);

  • приобретения объектов недвижимого имущества и оформления прав на них;

  • иных.

Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии. Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59).

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением. Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.

Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии такие остатки могут быть использованы учреждением в следующем году на те же цели (п. 9 Порядка № 59).

Новые коды КОСГУ для целевых субсидий

При отражении доходов в виде целевых субсидий, поступающих учреждениям спорта в 2019 году, следует использовать новые подстатьи КОСГУ (п. 9.5.2, 9.6.2 Порядка № 209н):

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий текущего характера;

  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера.

Указанные подстатьи применяются вместо ранее использовавшейся подстатьи 183 (в 2018 году).

Таким образом, теперь для учета целевых субсидий важно определить их характер поступления (текущий или капитальный). Руководствоваться при этом нужно Порядком № 209н и методическими рекомендациями по его применению, приведенными в Письме Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее – Методические рекомендации).

В силу п. 7 Порядка № 209н поступления капитального характера направлены на расходы капитального характера, формирующие (увеличивающие) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемые в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе:

  • расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов);

  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств;

  • приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К поступлениям текущего характера относятся поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. К таким поступлениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, транспортных средств, иных объектов движимого имущества).

Аналогичный подход к разграничению безвозмездных поступлений на текущие и капитальные изложен в п. 1.3 Методических рекомендаций.

Следовательно, к поступлениям капитального характера относятся целевые субсидии, направленные на формирование (увеличение) основных фондов (объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов). К примеру, к ним можно отнести субсидии, предоставляемые учреждениям спорта на строительство (приобретение) недвижимого имущества, на приобретение оборудования, транспортных средств.

Что касается, допустим, целевых субсидий на проведение капитального ремонта, несмотря на формулировку «капитальный ремонт», относить их нужно все же к текущим поступлениям, поскольку расходы на осуществление любых видов ремонтных работ, в том числе капитального ремонта, не приводят к увеличению стоимости основных фондов.

Новшества бухгалтерского учета целевых субсидий

Учет операций за счет целевых субсидий, как и раньше, ведется по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» (п. 21 Инструкции № 157н). Вместе с тем для отражения доходов в виде целевых субсидий применяются новые аналитические счета:

  • 205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;

  • 205 62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Данные счета введены в Единый план счетов Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н. Кроме того, с 2019 года принципиально изменился сам подход к отражению операций по поступлению и возврату целевых субсидий. В частности, начисление целевых субсидий отражается по тем же правилам, что и субсидий на госзадание: сначала отражаются доходы будущих периодов, потом доходы текущего года. Изменились и проводки по возврату целевых субсидий. Данные новшества введены приказами Минфина РФ от 28.12.2018 № 299н, 300н в инструкции № 174н, 183н соответственно. Приведем новые корреспонденции счетов в таблице:

Дебет

Кредит

Положения нормативных актов

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с соглашениями

5 205 52 561
5 205 62 561

5 401 40 152
5 401 40 162

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Поступление целевых субсидий на лицевой счет

5 201 11 510

5 205 52 661
5 205 62 661

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72 Инструкции № 183н

Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 152
5 401 40 162

5 401 10 152
5 401 10 162

Пункты 150, 158 Инструкции № 174н, п. 178, 186 Инструкции № 183н

Уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств на основании соглашения

0 401 40 100

0 205 00 000

Пункт 94 Инструкции № 174н

Возврат неиспользованных остатков субсидий на иные цели

5 205 52 561
5 205 62 561

5 201 11 610

Пункты 73, 93 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (на основании отчета о достижении целевых показателей)

5 401 40 152
5 401 40 162

5 303 05 731

Пункт 158 Инструкции № 174н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

5 401 40 152
5 401 40 162
5 401 10 152
5 401 10 162

5 303 05 731

Пункт 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей

5 303 05 831

5 201 11 610

Пункты 93, 133 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Отражение учреждением возврата в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий до момента принятия учредителем решения о подтверждении потребности в их использовании

0 303 05 831

0 201 11 000

Пункт 133 Инструкции № 174н

Уменьшение задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет при принятии решения о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета)

5 303 05 000

5 205 00 000

Пункт 97 Инструкции № 183н

Пример 1.

Бюджетное учреждение спорта заключило соглашение о предоставлении целевой субсидии на приобретение транспортного средства в размере 700 000 руб. (в размере стоимости автомобиля). Указанные средства поступили на лицевой счет. На основании отчета о достижении целевых показателей средства субсидии были полностью потрачены на цели, предусмотренные соглашением. Автомобиль отнесен к особо ценному движимому имуществу.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)*

5 106 21 310

5 302 31 734

700 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

700 000

* Корреспонденция счетов по принятию автомобиля к учету в данном примере не приводится.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что стоимость автомобиля после поступления целевых субсидий была снижена и составила 650 000 руб. В результате у учреждения образовался неиспользованный остаток субсидии (50 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В данном случае будут сделаны такие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)

5 106 21 310

5 302 31 734

650 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

650 000

Отражен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

5 205 62 561

5 201 11 610
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

50 000

Уменьшен объем предоставленных средств субсидии на сумму возвращенного остатка

5 401 40 162

5 205 62 661

50 000

Пример 3.

На основании соглашения учреждению спорта (бюджетное учреждение) предоставляется целевая субсидия на капитальный ремонт бассейна в размере 400 000 руб. В 2019 году сданы работы стоимостью 300 000 руб., что отражено в отчете о достижении целевых показателей. В связи с недостижением целевых показателей образовался неиспользованный остаток субсидии (100 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Документ

Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939

  • Получение субсидии
  • Признание доходов текущего года, корректировка показателей
  • Возврат субсидии
  • Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера
  • Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС «Доходы»). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС «Доходы», п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера

п/п Документ – основание Бухгалтерские записи у бюджетного (автономного) учреждения Пункт Инструкции № 174н Пункт Инструкции № 183н
дебет счета кредит счета
Заключение соглашения о предоставлении субсидии
1 Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии текущего характера: План ФХД
  • на текущий год;
КДБ 5 507 10 152 КДБ 5 504 10 152 171, 177 200, 206
  • на очередные годы
КДБ 5 507 20 152
КДБ 5 507 30 152
КДБ 5 504 20 152
КДБ 5 504 30 152
171, 177
171, 177
200, 206
200, 206
2 Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии в сумме соглашения (на все финансовые периоды) Соглашение КДБ 5 205 52 561 КДБ 5 401 40 152 93, 158 96, 186
Предоставление субсидии из бюджета
3 Получена субсидия на лицевой счет Выписка из лицевого счета с приложенными документами КИФ 5 201 11 510 КДБ 5 205 52 661 72 72
Увеличение счета 17 (КВД 150, КОСГУ 152)
4 Отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде целевой субсидии текущего характера Выписка из лицевого счета КДБ 5 508 10 152 КДБ 5 507 10 152 180 209
Корректировка показателей в связи с увеличением объема целевой субсидии текущего характера в текущем году
5 Увеличены показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии текущего характера в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 507 10 152 КДБ 5 504 10 152 171 171
6 Увеличены доходы будущих периодов по субсидии в связи с увеличением объема субсидии в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 205 52 561 КДБ 5 401 40 152 93, 158 96, 186
Корректировка показателей в связи с уменьшением объема целевой субсидии текущего характера в текущем году
7 Уменьшены показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии текущего характера в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 504 10 152 КДБ 5 507 10 152 171 Не соответствует
8 Уменьшены доходы будущих периодов по субсидии в связи с уменьшением объема субсидии в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 401 40 152 КДБ 5 205 52 661 94 Не предусмотрен
Признание доходов будущих периодов по субсидии доходами текущего года
9 Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 152 КДБ 5 401 10 152 150, 158 178, 186
Расчеты в части неиспользованного остатка субсидии
10 Начислена задолженность в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 152 КИФ 5 303 05 731 158 180
11 Закрыты расчеты в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 152 КДБ 5 205 52 661 Не предусмотрен Не предусмотрен
12 Сформированы расчеты по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах) Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 152 КДБ 5 303 05 731 158 180
13 Подтверждена потребность в субсидии в очередном году Решение о подтверждении потребности в субсидии КДБ 5 303 05 831 КДБ 5 401 40 152 Не предусмотрен Не предусмотрен
14 Принято решение о возврате субсидии (не подтвержден целевой характер принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 152 КИФ 5 303 05 731 158 180
15 Возвращен неиспользованный остаток субсидии прошлых лет Платежное поручение, выписка с лицевого счета КИФ 5 303 05 831 КИФ 5 201 11 610 73, 93 73, 161
Увеличение счета 18 (КИФ 610, КОСГУ 610)

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при отражении операций по субсидиям на реализацию национальных проектов (программ));
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).

По счетам аналитического учета счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

№ п/п

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх