Куперс

Бухучет и анализ

Проявление инициативы

Для чего нужно предлагать изменения на работе, и как это корректно делать.

В Украине каждый третий сотрудник проявляет инициативу на работе. Но для каждого второго — она по-прежнему наказуема. Как правильно продвигать новые идеи, чтобы получить плюс к карьерному росту, советует Work.ua.

Думайте, наблюдайте, говорите

В должностных инструкциях пункт «обязан проявлять инициативу» отсутствует. Действительно, это же не функция и не профессиональный навык. А показатель, что человек в состоянии действовать самостоятельно. Он указывает на стремление работника улучшить производственный процесс, даже если его об этом не просят.

Наверняка во время работы вы сталкиваетесь с бытовыми нюансами, которые вас не устраивают, — говорите о них. Появились идеи, как сделать что-то лучше, затратив меньше средств (время, финансы, люди), — озвучивайте. Уверены, что ваша рекламная кампания прославит определенный бренд или компанию в целом, — предлагайте.

Действуйте в рамках полномочий

Уместность инициативы определяется должностью инициатора, его ролью в компании и пониманием, что в ней вообще происходит.

Чего ожидает, например, глава банка от кассира? Чтобы он точно и быстро выполнял свою работу, не допуская ошибок. А вот для некоторых профессий инициатива просто must-have. Инертный бренд-менеджер, журналист, пиарщик, инженер или менеджер по продажам становится неэффективным и подлежит замене. Вы же этого не хотите?

Что может сделать инициативу неуместной:

  • Некомпетентность — беритесь за выполнение задания, если уверены, что для этого у вас достаточно знаний и опыта.
  • Слабые аргументы — предлагайте идею только, если знаете, для чего компании нужно то или иное новшество, как будете достигать поставленной цели.
  • Несвоевременность — прежде чем выступить с инициативой, просчитайте выгоду, которую получит фирма в настоящем, а не в эфемерном будущем.

Озвучивайте идеи в нужном месте и нужным людям

К инициативным работникам руководители относятся по-разному. На формирование отношения влияет форма собственности предприятия, сложившаяся корпоративная культура, личное видение главы компании, особенности коллектива.

К примеру, если вы государственный служащий (речь не о депутате или публичном политике), то произвести даже маленькую революцию в вашей сфере очень сложно. В таких организациях существуют незыблемые внутренние правила, традиции, регламент и царит строгая субординация. Да и человек, которому вы хотите рассказать о своих планах, отделен приемной, секретарем или помощником, и все ваши идеи рискуют попасть в их тайники. Но никто не запрещает попытаться.

Как показывает практика, в частных компаниях новшества, напротив, приветствуется. Молодые структуры, особенно, осваивающие перспективные направления рынка (IT, интернет, продажи), внедряют программы поддержки инициатив, которые не только дают возможность каждому сотруднику показать свою вовлеченность в процесс, но и получить дополнительный доход.

Продумайте суть инициативы, ее презентацию

Перед походом к руководителю подготовьте развернутую устную или письменную презентацию ваших идей о развитии компании или усовершенствовании работы участков, которые плохо налажены. Не поленитесь добавить цифры, продумайте аргументы, доказывающие положительный результат нововведения, и список шагов, по которым будет реализовываться инициатива. С такой доказательной базой у вас есть шанс быть услышанным.

Берите ответственность

Если ваша идея была воспринята начальством, будьте готовы взять на себя ответственность за ее выполнение. Это продемонстрирует ваш интеллект и уровень профессионального развития, повысит степень доверия к вашей персоне со стороны руководства.

Не бойтесь негативного опыта, если когда-то в прошлом ваша инициатива была отвергнута. Воплощайте полезные идеи и беритесь за новые. Ведь проактивный человек — это человек с высоким карьерным потенциалом. Work.ua желает, чтобы ваша ответственная, уместная, успешная инициативность помогала работать и строить карьеру.

«Инициатива наказуема», — с этим утверждением в России знакомы абсолютно все. Но стоит ли сегодня ему следовать? Изменились ли правила игры для инициативных людей, или лучшее по-прежнему враг хорошего?
Чтобы ваша инициативность помогала, а не мешала вам строить карьеру, прислушайтесь к советам Superjob.ru.
Новые идеи уместны не везде
Первое правило продуктивной инициативы мы сформулировали так: инициатива уместна не везде. HR-менеджеры убеждают: отношение к инициативным работникам в разных компаниях разное и зависит от многих факторов – формы собственности предприятия, корпоративной культуры, личности руководителя, особенностей коллектива и т. д. Подобными нюансами стоит поинтересоваться уже на этапе трудоустройства.
Это подтверждают и данные опросов Исследовательского центра Superjob.ru: 13% работающих россиян считают, что их руководство воспринимает любые идеи сотрудников отрицательно, 38% отмечают положительное отношение начальства к инициативам, 31% — нейтральное, а 18% затруднились предсказать реакцию шефа на предлагаемые подчинёнными новшества.
Инициатива редко приветствуется на государственной службе (за исключением некоторых случаев, например, если вы депутат или другой публичный политик), а также в компаниях с незыблемыми внутренними правилами, чётко прописанными регламентами, сложившимися традициями и строгой субординацией. Если руководитель отделён от работников двумя приёмными и тремя секретарями, а коллектив воспринимает любые инновации в штыки, стоит трижды подумать, прежде чем что-то предлагать. Вполне возможно, что реализовывать задуманное вы будете в одиночку, при скрытом противодействии остальных сотрудников и за счёт личного времени. Не факт, что это пойдёт на пользу вашей карьере.
Зато в молодых коллективах, агрессивно осваивающих новые направления рынка (связь, IT, интернет, продажи), корпоративная культура, напротив, чаще всего поощряет свежие идеи, особенно на этапе start-up. Иногда в таких компаниях имеются специальные программы поддержки инициатив. Таким образом, ваши соображения вполне могут принести ощутимый доход.
Уместность инициативы зависит и от должности инициатора. Например, какого креатива руководитель ожидает от молодого операциониста крупного банка? Правильно, никакого: главное – чтобы он быстро и без ошибок выполнял свою работу. А вот от специалиста по связям с общественностью этого же банка начальство, напротив, ждёт новых предложений. Инициатива – неотъемлемая часть работы многих специалистов: бренд-менеджеров, журналистов, пиарщиков.
Инициатива должна быть ответственной
Психологи разделяют инициативу на ответственную и безответственную. Первая – признак сильного интеллекта и высокого развития человека, в том числе профессионального. Вторая говорит скорее о незрелости личности и о неготовности брать на себя ответственность за реальные действия.
Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что именно безответственная инициатива наказуема. «Давайте выпускать корпоративный журнал не раз в месяц, а два!» — воодушевленно предлагает молодой менеджер по маркетингу. Руководитель в недоумении: как, за счёт каких ресурсов, кто этим будет заниматься, а главное – зачем, ведь свои задачи журнал выполняет и с имеющейся периодичностью. Увы, на эти вопросы «инициатор» ответить не в силах, поскольку не продумал свой проект до мелочей. Естественно, руководство в лучшем случае проигнорирует его инициативу, а в худшем – задумается, достаточно ли менеджер загружен работой, если у него в голове возникают столь бесполезные идеи.
Другое дело, если специалист IT-компании, ежедневно наблюдая, например, телефонные ответы коллег на одни и те же вопросы клиентов, предложит руководству организовать обучающий семинар, предварительно просчитав выгоду для фирмы: освобождение значительного количества рабочего времени сотрудников, повышение лояльности клиентов, информационный повод для пресс-релиза. В динамичных современных компаниях такая инициатива не только не наказуема, но и может принести её автору определённые дивиденды в виде премии или дополнительных карьерных очков.
Таким образом, второе правило удачной инициативы, наряду с уместностью, — ответственность. Собираясь к руководителю с идеями о развитии компании или вашего участка работы, хорошо обдумайте аргументы, подготовьте соответствующие цифры и убедительные доказательства полезности нововведения, оцените, какими способами и за счёт каких ресурсов лучше всего реализовать вашу инициативу. В этом случае у вас есть немало шансов быть услышанным.
Кесарю – кесарево
Есть и ещё одно, третье правило инициативы: она не должна слишком выходить за рамки ваших полномочий. Всё-таки развитие бизнеса – это прерогатива топ-менеджмента, поэтому, когда рядовой менеджер по продажам настойчиво советует генеральному директору принять то или иное судьбоносное решение, такая инициатива, какой бы полезной она ни казалась, может быть расценена как вторжение на чужую территорию. К тому же взгляд одного специалиста, пусть даже знающего и опытного, в любом случае более узок, нежели взгляд руководителя.
А если вы всё же донесли до генерального директора свою мысль, то будьте готовы разделить с руководителем ответственность за принятое решение, как в случае успеха, так и в случае неудачи.
Superjob.ru не сомневается: инициативные люди – это люди с высоким карьерным потенциалом. Мы желаем вам, чтобы ваша инициатива была ответственной, уместной и успешной.

Если разобраться, то любая идея, способная улучшить эффективность труда на предприятии, должна восприниматься с восторгом. А сотрудники, подавшие ее, должны получать премии или же иные вознаграждения. Но вот на деле все порой оказывается абсолютно по-другому. И как коллеги, так и начальство, не стремятся что-либо менять в рутинном течении будней.

Вот некоторые вещи, которые порой мешают высказывать свои идеи. И вот список того, как можно обойти эти подводные камни инициативы на работе.

Вот, к примеру, вы обычный сотрудник, которого не интересует продвижение по карьерной лестнице, ни при этом вы душой и телом болеете за свою работу. Если вы стремитесь улучшить рабочий процесс и при этом не жаждете славы за данную идею, в разговоре со своим начальником постарайтесь все перевернуть таким образом, как будто инициатива в данной ситуации исходит не от вас, а непосредственного от самого шефа. Так и вы своей цели добьетесь, и в случае возникновения каких-либо недоразумений вы останетесь невиновными.

Желая выдвигать какие-либо идеи, всегда ориентируйся на создавшуюся ситуацию. Ведь бывают случаи, когда твое новшество никого не заинтересовало. После такого у вас больше нет желания повторять свои попытки.

Понятно, что не стоит шефу по десять раз повторять одно и те же. Однако высказывать другие свои идеи можете смело, возможно, какие-то из них и приглянутся вашему начальству. Оптимальным вариантом станет проявление инициативы, скажем, раз в два месяца. Так вы не только не покажетесь шефу слишком настырными, но и произведете впечатление человека, который стремится улучшить благополучие все организации.

Кроме того следует обратить свое внимание на поведение коллег, в частности на то, как часто они обращаются к начальству с новыми идеями и как часто они в дальнейшем реализуются в жизни. Посмотрите и на масштабность выдвигаемых идей, ведь это также имеет немаловажное значение. Так что всегда смотрите по ситуации, разворачивающейся вокруг вас.

Как только у тебя появится какая-либо оригинальная идея относительно развития компании, не спеши ее озвучить. Лучше продумай, как именно вы ее будете воплощать. Так как если ты сама лично не справишься с задачей, поставленной тобой же, то чего можно ожидать от других сотрудников? Так что лучше будет, если ты тщательно все продумаешь и изложишь свои мысли на бумаге, описав весь процесс реализации идеи. Это и тебе облегчит задачу, и начальство сможет внести свои коррективы еще на начальной стадии реализации вашей идеи.

Предлагая какое-либо новшество, учитывай все мельчайшие детали. Так, для начала, собравшись высказать определенную мысль, проработай от начала и до компании все моменты, такие как актуальность таких нововведений для организации, потребность в них и тому подобное.

Если же вы решили предложить шефу заключить контрактный договор с определенной фирмой, то лучше заблаговременно ознакомиться не только с деятельностью данной организации, но и узнать о взаимоотношениях руководителей фирм. Может они окажутся кровными врагами друг друга, и ваше предложение может вызвать у шефа бурю негативных эмоций, в последствие чего вы будете уволены.

Ну и наконец, рассмотрим такой вариант. Ты, к примеру, успешный и трудолюбивый работник, старающийся добиться успехов в карьере. И у тебя есть несколько потрясающих мыслей, которые смогут поднять компанию на новый уровень, а тебя на новую должность. Вот здесь следует быть крайне осторожной, ведь недоброжелателей в организации существует множество. Вот как раз некоторые из них и захотят помешать твоему повышению, а для этого тебе нужно продумать момент своей защиты в случае возникновения определенной неблагоприятной ситуации.

Ну и, напоследок, не забывайте о том, что любое предложение требует грамотной презентации начальству.

< Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх