Куперс

Бухучет и анализ

Пруденциального регулирования

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исмаилов Исмаил Шапурович, 2019 год

Литература

Учебники и учебные пособия

71. Алексеева Д.Г. Банковское право. М.: Юрайт, 2013. 1056 с.

72. Антипова О.Н. Стандарты банковского надзора в России. — М.: ЦПП Банка России, 1999. 80 с.

74. Белых В.С. Банковское право. М.: Проспект, 2013. 696 с.

75. Бочаров С.Н., Килясханов И.Ш. Банковское право: учебник/ М.: Юнити-Дана, 2015. 431 с. (с. 97)

76. Братко А.Г. Банковское право России. М.: Юридическая литература, 2003. 848 с.

77. Братко А.Г. Банковское право России. М.: Изд-во Юрайт, 2015.

489 с.

78. Братко А.Г. Банковское право в России (теория и практика). М.: Система «Гарант», 2007. 784 с.

79. Гейвандов Я.А. Банковское регулирование в Российской Федерации. Особенная часть. В 2 т. Учебник. М.: Юристъ, 2001. т. 1. 558 с.

80. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебник. Пособие. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с.

82. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право: теория и практика применения. М.: Высшая Школа Экономики, 2012. 672 с.

83. Залогин В.И. Банковское право. М.: Волтерс Клувер, 2010. 272 с.

84. Замотаева Т.Б. Банковское право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013. 224 с.

85. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации / под ред. М.В. Карасевой. М.: Юристъ, 2004. 576 с.

86. Крохина Ю.А. Финансовое право России. — Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Норма, 2011. 720 с.

87. Лаутс. Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 133 с.

88. Линников А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском Союзе. М.: Статут, 2009. 192 с.

90. Рождественская Т.Э. Банковское право. М.: Высшая школа экономики, 2010. 420 с.

91. Старилов Ю.Н. Общее административное право. Воронеж: Из-во Воронежского университета, 2007. 848 с.

92. Тарасенко О.А. Банковское право. Учебник. М.: Проспект, 2013.

424 с.

93. Тедеев А.А. Банковское право. Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: МПСИ, 2011. 464 с.

94. Тосунян Г.А. Актуальные проблемы банковского и смежного законодательства. Выпуск 1. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 304 с.

95. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2001. 448 с.

96. Шевчук В. А., Шевчук Д.А. Банковское право: Учеб. пособие. М.: Издательство РИО, 2005. 73 с.

97. Шевчук Д. А. Основы банковского аудита: Учебное пособие. Ростов-на-дону: Феникс, 2007. 224 с.

Монографии, диссертации и авторефераты диссертаций

98. Бабенкова С.Ю. Совершенствование системы банковского надзора на основе мегарегулирования: Дисс. к.э.н. М.: 2013. 184 с.

100. Голубев С.А. Роль Центрального банка РФ в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000. 190 с.

101. Ерицян А.В. Пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор: Дисс. к.ю.н. М.: 2002. 137 с.

105. Прончатов Е.Е. Банк России как кредитор последней инстанции (аналитический обзор в свете современных научных концепций): Монография. Н. Новгород: 2009. 55 с.

107. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. — М.: Проспкт, 1999. 200 с.

Периодические издания

111. Андреев Л.А. Модели регулирования и надзора финансовый системы Исламской Республики Иран // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №10-1. С. 44-49.

112. Андрюшин С.А. Базель III — не панацея. // Национальный Банковский Журнал. 2010. №11. С.46-50.

113. Бадалов Л.А. Современные тенденции банковского регулирования и надзора в России // Федерализм. 2015. №4. С.65-72.

114. Банковское обозрение. 2012. №12 (167).

115. Борисова Е.В. Взаимодействие регуляторов на финансовых рынках как механизм совершенствования консолидированного банковского надзора. // Финансовое право. 2012. №11. С.30-32.

116. Газета «Коммерсантъ». 26.09.2012. №180. С.10

117. Газета «Коммерсантъ». 13.12.2016. №231. С. 1

118. Гришина Т.П. Правительство уже свободно крутит мегарегулятор // Коммерсантъ. 03.04.2013. №57 (5088). С.7.

119. Дворецкая А.Е. Теневой банкинг: институциональное и функциональное регулирование // Деньги и кредит. 2013. № 4. С.13-19

121. Джагитян Э.П. Смена парадигмы банковского регулирования в США: от краткосрочных выгод к долгосрочному управлению рисками // Деньги и кредит. 2013. № 8. С. 53-61.

122. Дьяченко Е.М. Пруденциальное регулирование банковской деятельности. // Общество и право. 2011. № 3. С.102-114.

124. Егикян С.Г. Lehman Brothers рухнул по схеме. // Коммерсантъ № 43/П (4343). С.10.

128. Ерпылева Н. Ю. Пруденциальное регулирование и надзор в российском и польском банковском праве // Законодательство и экономика. 1997. С.59-68.

132. Исмаилов И. Ш. Проблемы развития банковского регулирования в Российской Федерации в условиях экономического кризиса // Юридический мир. 2016. №9. С 24-26

133. Исмаилов И. Ш. «Теневой банкинг» как понятие и перспективы его развития на современном этапе// Банковское право. 2017. №1. С.61-67

134. Исмаилов И. Ш. Банковское регулирование как финансово-правовая категория // Муниципальная академия. 2017. №1. С. 82-85

135. Исмаилов И. Ш. Внедрение базельских стандартов банковской деятельности в Российской Федерации и странах СНГ. // Банковское право. 2017. №3. С. 65-69

136. Исмаилов И.Ш. Модернизация моделей финансового контроля и надзора в Российской Федерации в современный период // Муниципальная академия. 2017. №2. С. 88-91

137. Исмаилов И. Ш. Обязательное страхование вкладов: история внедрения. Перспективы и зарубежный опыт. // Взгляд молодых ученых на проблемы устойчивого развития: сборник научных статей по результатам III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития. В 10 т. Т. 8. М.: РУСАЙНС. 2017. С.128-135

139. Кондраков О. В, Шепелев О. М. Организационно-правовые основы осуществления пруденциального надзора кредитных организаций // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №10. С.65-69.

140. Константинов А. В. Теория и опыт зарубежных стран в сфере финансового регулирования и их применение в российской системе // Фундаментальные исследования. 2014. №9-2. С. 394-398.

141. Кутафьева Л. В. Классификация банковских рисков / Л.В. Кутафьева // Молодой ученый. 2013. №10. С 324-326.

142. Ларионова И. В. О модернизации банковского регулирования и надзора. // Банковское Дело. 2010. №10. С.40-45.

144. Лаутс Е. Б. Цели, понятие и виды банковского регулирования. // Банковское право. 2006. № 1. С.7-12.

146. Мельников Р.М. Макропруденциальное регулирование: зарубежные подходы и пути реализации в отечественных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №26. С.10-19.

147. Миркин Я.М. Мегарегулятор. // Рынок Ценных Бумаг. 2000. №14. С.13-15.

149. Обзор круглого стола «О совершенствовании законодательства в области финансового оздоровления кредитных организаций посредством создания Фонда консолидации банковского сектора» // Банковское право. 2017. №3. с.70-71

150. Об итогах IX научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» // Деньги и кредит. 2013. № 7. С.68-71.

151. Пыхтин. С.В. Приостановление, аннулирование и отзыв банковской лицензии. // Хозяйство и право. 2004. № 1. С.14-19.

152. Российская Бизнес-газета. 2013. №895 (17). С.4.

153. Российская газета. 2015. Федеральный выпуск №6649 (78).

154. Рудый. К.В. Банковское дело в условиях глобализации. // Вестник Ассоциации белорусских банков. — 2005. — №30. — С.30-38.

156. Ручкин Р.О. К вопросу о понятии банковской деятельности и необходимости его законодательного закрепления // Банковское право. 2015. №3. С.58-62.

157. Рябцев С.В. Понятие «Финансовая система» в современной теории финансов // Финансы и кредит. 2012. №15 (495). С.56-62.

158. Саканян М.М. Современные подходы к регулированию банковской деятельности в Республике Армения. // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 285-287.

159. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2001. № 5. С. 12-18.

160. Симановский А.Ю. Банки, регулирование, надзор после кризиса: к новой модели. // Банковское дело. 2010. №5. С.48-55.

161. Ситнина В.Е. Надзирательный тон. // Коммерсантъ Власть. 2012. №47 (1001). С.5.

162. Создание мегарегулятора на основе ЦБ усилит конфликты интересов внутри структур. // Эксперт. 2012. №46 (828). С.30.

163. Стежкин А.А., Малых Н.О. О подходах к оценке рыночного риска на основе Базеля III // Деньги и Кредит. 2013. №5. С.21-24.

164. Столповский А.М. Международное регулирование борьбы с преступлениями в сфере защиты банковской тайны // Вестник ННГУ. 2017. №1. С.171-175.

165. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Предмет и метод банковского права: дискуссии и обсуждения. // Государство и право. 1998. №9. С.41

166. Трофимов К.Т. Проблемы правоспособности банка // Хозяйство и право. 2005. №4. С. 89-95.

167. Турбанов А.В., Евстратенко Н.Н. Федеральной системе страхования депозитов США — 75 лет // Деньги и кредит. 2008. № 12. С. 4752.

168. Узденов Ш.Ш. Сравнительный анализ организационно-правовых основ банковского надзора во Франции, Италии и России // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 6. С. 136-165.

169. Утенов Г.Г. Расширение функций центрального банка России: шаг вперед или два шага назад // Журнал институциональных исследований. 2014. №4. С. 137-147.

171. Чараиа В. О. Причины внедрения Базель III, его характеристики и ожидаемые эффекты. // Молодой ученый. 2012. №5. С. 246-249.

172. Шабанова И.И. Проблемы либерализации рынка банковских услуг в свете вступления России в ВТО. // Банковское право. 2010. №4. С 2028.

176. Michael J. Aiello, Heath P. Tarbert. Bank M&A in the Wake of Dodd-Frank // The Banking Law Journal. 2010. Vol.127. №10. С. 909-924.

177. Moosa I.A. Basel II as a casualty of the global financial crisis. // Journal of Banking Regulation. 2010. №11. С. 95-114.

178. Moosa I.A. The myth of too big to fail // Journal of Banking Regulation. 2010. №11. С. 319-333.

179. Peter Gorner. Bank Deal Tied To Pope’s Death? // Ottawa Citizen. 1984. June 12. С. 8.

Электронные ресурсы

ARB 02042014.htm

189. Оздоровление банков // Интернет-ресурс Агентства по страхованию вкладов https://www.asv.org.ru/sanation/

201. Recent Developments in Supervisory Structures in the EU Member States (2007-10). European Central Bank, 2010. P. 3D4 // Интернет-ресурс Европейского центрального банка

https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/report_on_supervisory_structures2010en. pdf

202. Signatories of the multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information and intended first information exchange date // Интернет-ресурс Организации экономического сотрудничества и развития http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/MCAA-Signatories.pdf

204. The Public Policy Case for a Role for the Federal Reserve in Bank Supervision and Regulation // Интернет-ресурс Федеральной резервной системы Соединенных Штатов Америки https ://www.federalreserve. gov/boarddocs/rptcongress/supervision/supervision_re port.pdf

Приложение

Результаты онлайн-анкетирования студентов «Банковское регулирование и надзор» (подготовлен на базе Microsoft Forms)

Раздел 1. Содержание онлайн-теста о пруденциальном регулировании

банковской деятельности

Онлайн-тест «Банковское регулирование и надзор» Социальный опрос на тему осведомленности студентов 3 курса Юридического факультета о пруденциальном регулировании банковской деятельности

Ссылка и QR-код для прохождения теста

1.Отметьте все институты, которые, по Вашему мнению, осуществляют банковское регулирование в Российской Федерации

-1 Сбербанк России

^ Центральный банк Российской Федерации ^ Министерство финансов Российской Федерации ^ Министерство экономического развития ^ Агентство по страхованию вкладов

2.Какие банки, на Ваш взгляд, отнесены к категории системно значимых в России?

^ Промсвязьбанк Сбербанк России Банк ВТБ ^ ЮниКредит Банк ^ Бинбанк -1 Тинькофф банк

3.Отметьте все институты, которые, по Вашему мнению, вовлечены в осуществление банковского регулирования или надзора в США

-1 Центральный банк США

г

Федеральная резервная система США Федеральная корпорация страхования депозитов -1 Bank of America

Комиссия по рынку ценных бумаг США

Г

4.Что такое, по Вашему мнению, пруденциальное регулирование банковской деятельности?

5.Сколько банков на данный момент функционирует в России? От 50 до 100

100-300 300-500 г 500-1000 Более 1000

6.ФИО действующего Председателя Банка России

7.Какие, на Ваш взгляд, международные организации вырабатывают стандарты осуществления банковского регулирования и надзора?

-1 Международный Валютный Фонд (МВФ)

Всемирный банк

^ Базельский комитет по банковскому надзору

-1 Новый банк развития БРИКС

^ Всемирная торговая организация (ВТО)

8.На какую сумму страхового покрытия можно рассчитывать при банкротстве кредитной организации, в которой у Вас открыт банковский

счет?

500 000 рублей 700 000 рублей 1 000 000 рублей 1 400 000 рублей

Страховое возмещение не выплачивается

Раздел 2. Результаты прохождения теста студентами юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, начинающими изучать дисциплину «Банковское право»

1. Отметьте все институты, которые, по Вашему мнению, осуществляют банковское регулирование в Российской Федерации

Догтол нигел ычые сведен ия

Сбербанк России б

Центральный банк Рснитос.. 70

Министерство ф,» чансов Зое… 41

Министерство эксч-^мнческ— 17

Агентство гс страхованию в… 9

2. Какие банки, на Ваш взгляд, отнесены к категории системно значимых в России?

Допрл нигел ычые сведен ия

Промсвязьбаис 2 = Сбербанк России

□ы-кЕТБ 65

Юни Ба нк 23

Бинбэнк -Тпнькофо банк

3. Отметьте все институты, которые, по Вашему мнению, вовлечены в осуществление банковского регулирования или надзора в США

Дог нигел ы- ь е сведен ия

ф Центральный банк С JJA 39

ф Федеральная резервная сист… 45

ф Федеральная корпорации ст. . 7

ф Bank Е» America 19

ф Комиссия по рын ку ценн ых… 24

4. Вопрос 4 предполагал возможность самостоятельного ввода правильного

ответа на вопрос «Что такое, по Вашему мнению, пруденциальное регулирование банковской деятельности?». Более 55 (77%) респондентов ни разу не слышали о подобном термине или воздержались от ответа. Среди популярных ответов на вопрос также присутствуют ответы: «Нормы

поддерживающие банковскую систему»; «Ранний надзор банковской деятельности»; «Обязательное регулирование» и др.

5. Сколько банков на данный момент функционирует в России? Правильных ответов на этот вопрос: 76 % (54 из 71).

Л-^гд/чигелычые ф №50 qo IDO ф 100-300 Ф Í00-500 Ф 500-1000 Ф Более 1000

6. ФИО действующего Председателя Банка России Правильных ответов на этот вопрос: 15 % (11 из 71). Догд/чутельные свален ля

Чабиушт’-Е

Эл te ripa HaSi’yA’U’Ha

Чабиушина Эльвира

3,» =s ■’р5 Наби…

Чабиуштна Эльвгра Сю-пз…

«эсзнйе сое ТА

Не знаю

3. Набиуиилнэ

5л ье ripa Набьдоша

Zó 11

7. Какие, на Баш взгляд, методу на родные организации вырабатывают стандарты осуществления банковского регулирования и надзора?

Догтолнугел ычые сведения

Ф Международна Валютный… 59

Ф Всеыирмй банк 34

Ф Базельски й шмигет по банк… 13

ф Новый банк развития Б^ИКС 9

ф Всемирная торпзвая органнз… 1Е

8. На какую сумму страхового покрытия можно рассчитывать при банкротстве кредитной организации, в которой у Бас открыт банковский счет? Правильных ответов на этот вопрос: 65 % (46 из 71),

Допол нугел ычы& сведен ля

Ф ЕЭС ИСС рублей 9

Ф 7CDODO рублей 4 Ф » ООО COO рублей

ф » 400 ODO рублей 46 V

ф СтрачовсЕ всгКггеи1еньге не в.. 1

Итого: 71 респондент; Ссылка и QR-код на сводку результатов

Раздел 3. Выводы из произведенного социологического исследования

1. 41 (58%) и 17 (24%) респондентов, соответственно, относят к институтам банковского регулирования и надзора Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации, тогда как только 9 человек (13%) выделили возможность реализации банковского регулирования и надзора Агентством по страхованию вкладов.

2. Отнесенные регулятором к категории системно значимых кредитных организаций ПАО «Промсвязьбанк» и АО ЮниКредит Банк были выделены как системно значимые лишь 25 (35%) и 23 (32%) респондентами, соответственно. ПАО Сбербанк всеми опрошенными видится системно значимой кредитной организацией, тогда как Банк ВТБ (ПАО) не был отнесен к данной категории 6 опрошенными.

3. Стандартизированость ответов об институциональной структуре банковского регулирования и надзора выражается и в трансляции данных подходов на другие государства: в качестве субъектов банковского регулирования в США 39 респондентов (55%) выбрали Центральный банк США (выдуманный для теста институт), а коммерческая кредитная организация Bank of America была воспринята в качестве регуляторного органа 19 респондентами (27%). Вместе с этим реализующая пруденциальный надзор Федеральная корпорация страхования депозитов была выбрана в этом качестве только 7 (10%) респондентами.

4. Уровень осведомленности студентов о пруденциальном регулировании банковской деятельности как институте и правовой конструкции крайне низкий — более 75% опрошенных воздержались от ответа. Среди полученных ответов лишь 4 ответа были приближены к

определению пруденциального регулирования: «Обязательные нормативные правила и ограничения для обеспечения стабильности банковской системы»; «Установление требований, нормативов»; «Система норм, имеющая своей целью обеспечить нормальное функционирование банковской системы» и «Установление нормативов отчетности».

5. Знания респондентов о деятельности Базельского комитета по банковскому надзору находятся на низком уровне: только 18 респондентов (25%) выбрали его в качестве международной организации, вырабатывающей стандарта банковского надзора, в то время как Международный Валютный Фонд был выбран в данном качестве почти всеми опрошенными (97%).

6. Только 46 респондентов (65%) из 71 осведомлены об объеме страхового возмещения при наступлении страхового случая по обязательному страхованию вкладов. При этом, учитывая ответ на 1 вопрос тестирования, большинство респондентов не рассматривают страхование вкладов как инструмент банковского регулирования и надзора.

Надзор за финансовым сектором (JV19.22)

Пожалуйста, примите во внимание, что приведенное ниже описание основано на версии курса 2018 года. Обновленное описание будет доступно позднее.

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН| для государственных служащих младшего и среднего звена, занимающихся вопросами надзора за финансовым сектором, в частности, для сотрудников центральных банков, органов финансового регулирования и других учреждений, отвечающих за макропруденциальный надзор. Участники должны иметь экономическое или финансовое образование (предпочтительно степень магистра) или соответствующий опыт работы, обладать хорошими навыками работы с количественными данными и уметь работать с компьютером для анализа данных. Желающим записаться на курс настоятельно рекомендуется предварительно пройти курс в режиме «онлайн» «Анализ Финансовых Рынков» (FMAx). Многие практические занятия на данном курсе связаны с использованием электронных таблиц в программе Excel, поэтому очень важно, чтобы слушатели были знакомы с этой программой.

ОПИСАНИЕ | Данный двухнедельный курс, проводимый Институтом профессионального и организационного развития МВФ, знакомит слушателей с основополагающими для создания системы надзора условиями и инструментами, используемыми для анализа и принятия мер по ограничению уязвимости в финансовом секторе. Основное внимание на курсе уделяется оценке основных рисков для банковских и небанковских финансовых учреждений и макроэкономическим последствиям этих рисков. Слушателям объясняют, как обнаруживать усиливающиеся признаки уязвимости финансового сектора, которая грозит подорвать финансовую устойчивость, и охватить другие секторы экономики. Сочетание лекций и практических занятий позволяет слушателям ознакомиться с применением новейших методов оценки рисков.

ЦЕЛИ | По окончании курса слушатели должны уметь:

• измерять основные риски в банковском секторе (к примеру, кредитный, рыночный, риск, связанный с финансированием) и использовать показатели финансовой устойчивости банковских балансов (таких как качество активов, ликвидность, и другие, в том числе Показатели Финансовой Устойчивости, используемые МВФ) для оценки системных рисков банковского сектора

• готовить и проводить базовые макроэкономические стресс-тесты состоятельности и ликвидности и интерпретировать их результаты

• описывать важную роль небанковских финансовых посреднических учреждений и их связь с банками

• оценивать макроэкономические взаимосвязи (например, влияние экономических циклов на устойчивость банков, в том числе взаимовлияние между финансовым сектором, сектором госуправления и реальным сектором экономики

• отслеживать рост системных рисков и уязвимости, вызванных кредитами, ценами на недвижимость, заемным капиталом, балансовыми несоответствиями и взаимосвязанностью

• определять, каким образом шоки распространяются по финансовым каналам и усиливают свое воздействие, в том числе через негативный эффект спирали дефицита ликвидности на базе нового подхода к финансовому регулированию, выработанного после недавнего глобального финансового кризиса.

Вернуться к описанию курсов

Пруденциальное регулирование — это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации.

В гл. X «Банковское регулирование и надзор» (ст. 56) Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сказано, что «Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров».

В статье 57 этого же Федерального закона говорится, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом такие правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Он имеет право также запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Кроме того, Банк России может устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

В целях составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации ему предоставлено право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Пруденциальное регулирование — не самоцель. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т.е. за банковской системой в целом. В то же время надзор — средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т.е. надзор за отдельными кредитными организациями, как частью банковской системы. В дальнейшем вопрос о двух объектах надзора рассмотрим подробнее.

Ряд норм пруденциального регулирования, направлен именно на то, чтобы способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. С этой целью и устанавливаются обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности (ст. 56)*(226).

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц. Он не имеет права прямо или косвенно устанавливать не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами (ст. 58).

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации (ст. 58-59)*(227).

Постепенно Банк России стал предъявлять повышенные требования к руководителям кредитных организаций. Такие требования теперь предусмотрены в банковских законах. В статье 60 Федерального закона закрепляется перечень руководителей, назначение которых на должность квалификационным требованиям. Причем это касается и членов совета директоров кредитной организации. От их квалификации во многом зависит то насколько кредитная организация сможет управлять принимаемыми на себя рисками. Вот, что говорится в Федеральном законе: «Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации».

Пруденциальные нормы предусмотрены в ст. 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой сказано, что в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы. В этой статье они названы. А числовое значение и методика расчета этих нормативов предусмотрены в Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков»*(228).

Страна: Россия

Город: Санкт-Петербург

Тезисы до: 01.03.2020

Даты: 07.07.20 — 08.07.20

Область наук: Экономические;

Е-мейл Оргкомитета: board@cbr.ru

Организаторы: Банк России

Банк России организует третью ежегодную Международную конференцию по экономическим исследованиям, которая пройдет в Санкт-Петербурге 7–8 июля 2020 года1. В научный комитет конференции входят члены Консультативного совета Банка России по экономическим исследованиям.

Современные центральные банки обеспечивают ценовую и финансовую стабильность, осуществляют пруденциальное регулирование финансового сектора, стремясь создать эффективные стимулы для банков и прочих финансовых институтов, и контролируют выполнение правил и нормативов. Реализация даже отдельно денежно-кредитной политики, пруденциального и макропруденциального регулирования требует поиска ответов на целый ряд исследовательских вопросов. Дополнительные вопросы возникают в связи с взаимодействием указанных политик.

В конференции примут участие ученые из российских и зарубежных университетов, экономисты центральных банков и прикладных исследовательских институтов для презентации и обсуждения новых результатов исследований в области обеспечения ценовой, финансовой стабильности и устойчивости финансовых институтов с акцентом на взаимных эффектах и взаимодействии политик.

Об участии в конференции

Заявки на участие в конференции с докладом принимаются от авторов исследований по следующим темам (при этом рассматриваются заявки и по другим релевантным конференции темам):

  • Координация денежно-кредитной и пруденциальной и макропруденциальной политики. Применение инструментов денежно-кредитной политики в целях финансовой стабильности и наоборот.
  • Координация макропруденциальной политики со стандартным пруденциальным регулированием финансовых институтов. Новаторские макропруденциальные инструменты.
  • Оптимальная открытость центрального банка. Коммуникация, когда обеспечение ценовой стабильности и минимизация системного риска вступают в противоречие.
  • Политика центрального банка при модельной/сценарной неопределенности, в частности в отношении равновесной ставки, разрыва выпуска. Робастная и оптимальная политика.
  • Международная финансовая система и ее влияние на политику центральных банков развивающихся стран.
  • Воздействие сырьевых цен на инфляцию и системный риск: выводы для регулятора.
  • Стимулирование финансовых инноваций без негативных эффектов для финансовой стабильности. Оптимальная конкуренция на рынке финансовых (цифровых) услуг.
  • Бизнес-модели, риски и корпоративное управление в банках (с выводами для пруденциального регулирования и надзора).
  • Взаимодействие политик центрального банка и бюджетной политики Минфина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх