Куперс

Бухучет и анализ

Публично правовые компании доклад

Рекомендуемая ссылка на статью:

Сергей Кузнецов. Категория «юридическое лицо публичного права» в российской юриспруденции // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, 2014, №6 (92) . Сергей Кузнецов, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, проспект Вернадского 82). E-mail: mgs@migsu.ru~Kuznetsov
Аннотация. В статье анализируется развитие общей концепции юридического лица публичного права в российской юриспруденции. Рассматриваются точки зрения таких советских правоведов, как А.В. Венедиктова, В.П. Грибанова, С.Н. Братуся, М.И. Кулагина и современных авторов – А.Я. Курбатова, В.Е. Чиркина, В.А. Болдырева, В.Ф. Яковлева, В.С. Белых по поводу природы юридического лица публичного права. Особое внимание уделено соотношению государства и его органов с понятием юридического лица.
Ключевые слова: юридическое лицо, субъект права, юридическое лицо публичного права, государство, орган государства.

В российской литературе внимание на юридическое лицо публичного права обратили не конституционалисты или административисты, а цивилисты. Своим существованием в российской правовой теории категория юридического лица публичного права обязана, прежде всего, иностранному законодательству и осмыслению его содержания в зарубежной науке и практике. Повышенный интерес к данной правовой категории не только со стороны отечественных теоретиков, но и официальных органов появился в последнее десятилетие. Это обусловлено выявлением в ходе применения современного гражданского законодательства ряда проблемных ситуаций, последовательное разрешение которых исключительно за счет актов официального толкования затруднительно. Достаточно сложно разграничить случаи непосредственного участия в гражданских отношениях юридических лиц, наделенных отдельными властными полномочиями, со случаями их представительства от имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и выделить истинного должника в обязательстве, к которому следует заявлять соответствующие требования.

Было бы неправильно утверждать, что внимание к категории «юридического лица публичного права» было всегда одинаково значительным. В период советской власти постановка вопроса о такого рода субъектах, т.е. специальных участниках гражданских правоотношений, была исключением, так как большинство юридических лиц создавалось как раз государством. Практика предоставляла ученым-правоведам не столь обширный материал для плодотворных рассуждений на данную тему. Однако это не означает, что есть основания не принимать во внимание результаты исследований, хотя бы и проводившихся в иной экономической действительности.

За государством, а также за советами и их дополнительными органами, статус юридического лица советскими учёными не признавался. Исключения составляли лишь работы отдельных авторов. Считалось, что cоветы, как государственные органы, а также бюджетные учреждения, руководители которых пользовались правами распорядителей кредитов, не являясь юридическими лицами, обладают правами юридического лица (А.В. Венедиктов). При этом советскими теоретиками отмечалось, что юридическая личность Советов и их исполнительных органов существенно отличается от юридической личности других государственных учреждений, предприятий, организаций. При характеристике статуса государственных органов цивилистами, например, В.П. Грибановым, нередко использовались признаки, которые свойственны юридическим лицам публичного права, известным в иностранном законодательстве .

Более полувека назад С.Н. Братусь достаточно просто и емко описал рассматриваемое явление: «С точки зрения характера и значения своей деятельности, не только в теории, но и в законодательстве, юридические лица буржуазного права делятся на: а) публичные и б) частные. Публичными юридическими лицами признаются государство, административно-территориальные образования, некоторые государственные учреждения и так называемые публично-правовые корпорации (например, адвокатура). Частными юридическими лицами называют все иные общественные образования — корпорации и учреждения, деятельность которых не поднята до уровня деятельности, имеющей общегосударственное, публично-правовое значение» . Отличительными признаками публичных юридических лиц, по мнению С.Н. Братуся, считаются более строгие требования, предъявляемые к условиям действительности сделок, совершаемых ими, специфическое положение органов (органами являются государственные чиновники, осуществляющие функции власти), наличие у публичных лиц не только имущественных прав, но и публичных правомочий (права полиции, обложения налогами, предоставления налоговых льгот и т. д.).

М.И. Кулагин отмечает, что в зарубежных странах существуют три основных вида юридических лиц: частного права, публичного права и «смешанное» . Говоря сравнительно подробно о частном и смешанном юридических лицах, он не анализирует детально юридическое лицо публичного права, но в предложенных им общих чертах юридического лица такой подход нашел частичное отражение. Хотя эти общие признаки сформулированы им почти целиком с цивилистических позиций и М.И. Кулагин обобщал лишь зарубежные законодательство, доктрину и судебную практику, среди общих признаков содержатся и нетрадиционные для цивилистического подхода. М.И. Кулагин называет также некоторые виды юридических лиц публичного права в зарубежном законодательстве: «буржуазное государство», выступающее в имущественных отношениях как казна, надгосударственные образования, административно-территориальные подразделения государства (среди них он называет штаты, земли, что частично неверно — они не являются административно-территориальными единицами, это — субъекты федерации, их правовое положение иное, но действительно такие образования являются юридическими лицами), государственные учреждения и государственные организации, которые одновременно выступают как хозяйствующие субъекты и как органы управления. Некоторые из них он называет публичными корпорациями, а другие — частными, поскольку они создаются частными лицами и считается, что преследуют частные цели. К числу частных М.И. Кулагин относит не только хозяйственные и религиозные организации, но также культурные, научные и иные общества .

О юридическом лице публичного права «в буржуазных странах» в российской литературе говорилось задолго до М.И. Кулагина. Об этом писал А.В. Венедиктов, но он говорил, что «в буржуазном» законодательстве к ним подходят лишь как к участникам гражданского оборота . Высказанный попутно тезис А.В. Венедиктова о юридическом лице публичного права в то время и позже не привлек особого внимания. Еще раньше этот термин употреблял Г.Ф. Шершеневич, говоря, что на первом месте среди «юридических лиц публичного права» находится государство – казна. О российском (советском) праве того времени ни А.В. Венедиктов, ни М.И. Кулагин не говорили, хотя бы потому, что деление на право публичное и частное тогда принципиально отвергалось.

М.И. Кулагин не выделяет специально признаков юридического лица публичного права (а под признаки общего понятия юридического лица, предлагаемые М.И. Кулагиным, юридическое лицо публичного права в четырех случаях из шести не подходит, поскольку общие признаки М.И. Кулагина имеют в основном цивилистический характер), но он совершенно верно указывает, что такое лицо наделяется государственно-властными полномочиями (на деле, может наделяться и полномочиями муниципальной публичной власти), что не присуще публичному лицу частного права. Он говорит также, что особенностями юридического лица публичного права являются особый порядок назначения управляющих, своеобразие органов. Такие лица выступают как носители государственной воли, носители публичных прав и обязанностей. Общественные отношения с их участием могут регулироваться и гражданским, и административным, и конституционным правом (в качестве примера М.И. Кулагин называет государственный банк, действующий как управляющий субъект, например, при определении учетной ставки, и как хозяйствующее лицо, когда принимает вклады или учитывает векселя . Эти положения, хотя они относились к праву зарубежных стран, могут быть использованы при конструировании понятия юридического лица публичного права в российском законодательстве (насколько нам известно, в зарубежном законодательстве признанного определения юридического лица публичного права также нет).

Сконструированные советскими теоретиками формулы «на правах юридического лица», «пользуется / обладает правами юридического лица», «особый субъект гражданского права», применительно к государству и государственным органам как субъектам советского гражданского права в условиях советской системы, претендовавшей на особый, отличный от буржуазных стран путь развития, в качестве доктринальных стереотипов довлеют в современном правоведении и используются в действующем законодательстве.

Одной из первых среди ученых, использовавших это понятие в современной юридической литературе на примере Немецкого федерального банка, была О. Олейник, которая отмечала, что такие юридические лица характеризуются следующими признаками:

— «открытость и доступность информации о деятельности данного субъекта, разумеется с известными пределами, установленными законодательно;

— подконтрольность и подотчетность данного субъекта органам представительной власти;

— контролируемость в форме предварительного, а не последующего судебного контроля, финансирование деятельности этого субъекта;

— наделение данного субъекта обязанностями, выполнение которых необходимо для достижения целей общества» .

Причем следует отметить, что данное понятие употреблялось применительно к Центральному банку Российской Федерации, выполняющему публичные функции и обладающему принципиальными отличиями от других юридических лиц по порядку управления, а также по организационно-правовой форме и вещным правам на находящееся в его ведении имущество, которые носят особый характер .

Не случайно указанный автор основывал свои выводы на примере Банка России. Дело в том, что именно в то время в Центральном банке Российской Федерации под руководством известного юриста и общественного деятеля К.Д. Лубенченко была развернута работа по теоретическому осмыслению и рецепции из германского права формы юридического лица публичного права. Работа была приурочена к изменению редакции Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». С 1995 по 2000 год в указанный закон практически ежегодно вносились фундаментальные изменения, что в конечном итоге позволило полностью изменить облик Банка России, превратив его из правительственного ведомства, каковым он фактически являлся в средине 90-х годов прошлого века, в современное учреждение, способное эффективно осуществлять возложенные на него функции. Именно благодаря группе юристов Банка России концепция юридического лица публичного права оказалась востребованной не только в качестве теоретического конструкта, но и как работающая модель одного из конституционных органов. Публичные дискуссии в Государственной думе Российской Федерации, продолжавшиеся во второй половине 90-х годов не привели к интеграции в законодательство самого термина «юридическое лицо публичного права», но вывели эту тематику из юридического подполья, сделав ее достоянием самого широкого круга юристов и участников законодательного процесса. Построенная на базе теории юридического лица публичного права действующая правовая конструкция Банка России оказалась столь удачной, что даже противники этой концепции, в лице Е.А. Суханова, вынуждены были признать, что «… статус Центрального банка России …. не порождал никаких реальных вопросов в правоприменительной практике..» . Позднее, итоги дискуссии были теоретически осмыслены в ряде публикаций .

Далее это положение дел позволило правоведам вести уже более предметные дискуссии по поводу данной юридической формы, детально взвешивая все ее достоинства и недостатки. Так, А.Я. Курбатов (доцент кафедры предпринимательского права ГУ–ВШЭ, кандидат юридических наук) критикует «расширительное толкование понятия юридического лица публичного права без учета положений действующего законодательства», которым «пытаются обозначать не только юридических лиц, выполняющих публичные функции, но и публично-правовые образования, имеющие казну, а также административно-территориальные образования, уничтожая тем самым смысл понятия юридического лица». Такой подход А.Я. Курбатов видит в работах В.Е. Чиркина . Он также отмечает, что интерес к понятию юридического лица публичного права в последнее время связан, в основном, с планируемой реформой гражданского законодательства, в том числе законодательства о юридических лицах, в частности, с предложениями об упразднении такой организационно-правовой формы юридических лиц, как государственные корпорации, и о преобразовании существующих государственных корпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по мнению разработчиков концепции реформы, по сути, и являются: в органы публичной власти (Росатом и Олимпстрой), фонды (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со стопроцентным государственным участием (Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов). Такие предложения содержатся в п. 3.3 § 4 «Законодательство о государственных корпорациях» подраздела 8 «Законодательство о некоммерческих организациях» проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах.

По мнению В.А. Болдырева, подход к проблеме юридического лица публичного права, с точки зрения лексической и формально-логической, также свидетельствует не в пользу узаконения данной категории. Отдельного внимания заслуживает сложное составное понятие «юридические лица публичного права». Поскольку юридические лица не могут принадлежать публичному праву как системе норм, но могут ей подчиняться, постольку, видимо, именно так и следует понимать данный термин. При этом названные лица не могут исключаться из-под действия норм частного права, иначе незачем говорить о них в гражданском законодательстве. Нормы публичного права, бесспорно, распространяются на все юридические лица, и прямым подтверждением этому является финансовое право (например, обязанность юридических лиц уплатить налоги) и административное право (например, административная ответственность юридического лица). При делении юридических лиц на «частные» и «публичные» по критерию распространения на них норм частного и публичного права невозможно получить дихотомию: они будут в той или иной степени публичными или частными .

Относительно гражданской правосубъектности таких лиц В.Ф. Яковлев заметил, что дееспособность в гражданском праве содержит в себе начала юридического равенства еще и в другом аспекте: она не наделяет кого-либо из субъектов гражданского права возможностью совершения властных актов. Таким образом, все субъекты гражданского права лишены возможности властного предписания своей воли другим лицам, и это создает основу для построения гражданских правоотношений на началах юридического равенства . Даже если рассматривать лиц, наделенных гражданской правоспособностью (правосубъектностью) и властными функциями одновременно, как самостоятельную категорию, то делать это следует с надотраслевой, а не гражданско-правовой позиции.

В.С. Белых пишет: «Можно ли частно-правовую категорию рассматривать в качестве межотраслевого, междисциплинарного понятия? На наш взгляд, при определенных обстоятельствах – да». В доказательство этого он приводит пример использования понятия договора не только в сфере гражданского права, но и в других отраслях.

Использование в российской науке некой обобщающей категории для обозначения организаций, наделенных гражданской правосубъектностью и одновременно способных выполнять властные функции или функции в общественных интересах, достаточно часто сопровождается присвоением этой категории наименования «юридические лица публичного права». Использование иностранной терминологии без учета особенностей русской лексики не совсем корректно. Разрыв между значением терминов, входящих в состав сложного понятия, и конечной смысловой нагрузкой понятия не может считаться нормальным явлением. В связи с этим правильно было бы говорить о лицах, наделенных гражданской правоспособностью и властными функциями. Другое дело, что для целей правоприменения, а значит и в законодательстве, этого не требуется.

Современные исследователи-цивилисты обратили внимание на российское законодательство и практику. Однако в основном выводы сводятся к тому, что действительно есть публично-правовые образования, являющиеся юридическими лицами (обычно называют само государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, зарегистрированные общественные объединения), но проблемы юридического лица публичного права, как особой категории, не обсуждаются. Спор ведется в основном вокруг вопросов: насколько соответствуют публично-правовые образования цивилистическим признакам юридического лица и являются ли органы государства юридическими лицами.

В 2010 году термин «юридическое лицо публичного права» появился в официальном документе — в предложениях Министерства экономического развития Российской Федерации о преобразовании некоторых государственных корпораций в «юридические лица публичного права». По состоянию на октябрь 2014 года, законопроект «О публично-правовых компаниях» готовится к рассмотрению во втором чтении.

Современное российское законодательство твердо придерживается позиции: органы государства — юридические лица. Каких-либо исключений или уточнений в правовых актах не делается, равно как нет их и в Гражданском кодексе Российской Федерации, где дано общее понятие юридического лица, пригодное, как предполагается, ко всем из них, и указаны их разновидности. Органов государства среди этих разновидностей нет. Это и делает сложным ответ на вопрос: мы действительно имеем новый поворот в подходах к понятию юридического лица, новую концепцию или этот термин употребляется по отношению к государственным органам некритично и без глубинного смысла, просто для того, чтобы напомнить о государственной печати, штампах и бланках?

В.С. Белых отмечает: «Резонно возникает вопрос: зачем органам публичной власти обладать статусом юридического лица? Если это необходимо для осуществления публичных функций, то едва ли данный аргумент заслуживает поддержки. Практически любой орган публичной власти может осуществлять свои функции без статуса юридического лица. Зачем, например, Правительству Российской Федерации статус юридического лица, если в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, Правительство Российской Федерации обладает всеми необходимыми полномочиями, а также механизмами их реализации? В порядке сравнения: зачем совету директоров акционерного общества (орган юридического лица частного права) статус юридического лица? На первый взгляд, совет директоров акционерного общества и Правительство Российской Федерации – это, как говорится, две большие разницы! Однако их объединяет общая принадлежность к органам публичного образования и юридического лица. В нормотворческой практике субъектов Российской Федерации известен случай, когда губернатор одного из сибирских регионов хотел получить статус юридического лица» .

Главный источник проблем с юридическим лицом публичного права — то, что в главах Гражданского кодекса Российской Федерации перечень видов юридических лиц имеет исчерпывающий характер. Ни в одном случае органы государства, аппараты, их обслуживающие, в перечне юридических лиц не названы. Юридические лица объединены общим словом «организация». Однако специалистам по теории государства и права и административному праву известно, что государственный орган и государственная организация — разные вещи. Впрочем, в деталях этот вопрос недостаточно разработан: специалисты нередко опираются на терминологию законодательства, как и следует поступать в юридических работах, но современное российское законодательство нередко меняется слишком быстро, а его терминология порой непродуманна и достаточно случайна для каких-либо научных, далеко идущих выводов.

В.Е. Чиркин считает, что понятие юридического лица, которое имеется в Гражданском кодексе Российской Федерации и по идее должно иметь всеобщий характер (других не существует), неприменимо, и не может применяться к органам государства, которые объявлены в подзаконных актах юридическими лицами. Это понятие приспособлено к юридическим лицам частного права. Те отступления, которые сделаны в отношении некоммерческих организаций и учреждений, не меняют общей картины.

Из сказанного он сделал несколько выводов. Во-первых, допускает, что государственные органы и органы местного самоуправления названы юридическими лицами в законах и положениях о них ошибочно. С точки зрения определения юридического лица, в Гражданском кодексе Российской Федерации они таковыми не являются, во всяком случае, не упомянуты в нем как одна из разновидностей юридического лица. Если это так, то такой недосмотр можно исправить или исключив соответствующее упоминание из положений или включив такое упоминание в Гражданский кодекс Российской Федерации, что потребует значительной корректировки общего понятия.

Во-вторых, если констатировать, что в упомянутых выше положениях об органах государства все сказано верно, а поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации в отношении них никаких оговорок или исключений не сделано (как это, хотя и весьма неопределенно, сделано по отношению к общественным, религиозным объединениям и учреждениям), то, следовательно, на органы государства распространяются самые общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, те же, что и на хозяйствующие субъекты гражданского права. Таких общих правил довольно много, в том числе о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что юридическое лицо (говорится о юридическом лице вообще, т.е. о любом) может быть ликвидировано по решению суда, если, в частности, оно работает без лицензии, занимается деятельностью, запрещенной законом и т.д., а также, согласно ст. 65, ликвидируется в случае несостоятельности (банкротства). Федеральный закон о банкротстве 2002 года гласит, что его действие распространяется на все юридические лица (заметим слово все), кроме специально оговоренных. Это казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации (кстати сказать, исключения в отношении банкротства сделаны в Гражданском кодексе Российской Федерации только в отношении политических партий, другие общественные организации не упомянуты). Слов «орган государства», «государственный орган» или вообще какой-либо «орган» (а внутренние органы корпоративного управления существуют и в коммерческих, и в некоммерческих организациях) в этом перечне нет. Оставим в стороне органы коммерческих организаций (о них нигде не говорится как о юридических лицах, а другие органы названы юридическими лицами в весьма важных правовых актах), и вернемся к проблемам банкротства и сделанным в Гражданском кодексе Российской Федерации исключениям. Те же четыре исключения названы в Федеральном законе от 3 января 2006 года №6 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации». В новой редакции ч. 1 и 3 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, говоря о юридических лицах вообще (следовательно, и о юридических лицах — органах государства), устанавливает, что юридическое лицо ликвидируется судебным решением. В итоге, В.Е. Чиркин констатирует, что поскольку орган государства (субъекта Федерации, муниципального образования) нигде в качестве исключений не упомянут, на него, по идее, распространяются положения о банкротстве. Если такой вывод провести дальше, то получится юридический нонсенс. Можно обанкротить министерство и поставить вместо министра временного управляющего, например, сделать это с Министерством обороны, у которого нет статьи в расходной смете, чтобы заплатить за погибших во время военных учений коров и порушенные виноградники. То же самое можно попытаться проделать с федеральными службами или агентствами, с территориальными органами федеральных органов государственной власти на местах (например, с управлениями, одновременно названными центрами Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, они объявлены юридическими лицами) или с представительным органом местного самоуправления — тоже по закону юридическим лицом (уж он-то своими актами вызывает много имущественных проблем). Юридическими лицами, в соответствии с законодательством, являются Центральная избирательная комиссия (у нее тоже есть недоброжелатели), Счетная палата (иногда причиняющая неприятности влиятельным лицам) и многие другие органы. Можно представить себе положение судьи, который обязан строго следовать букве закона, распространяющего по существу положения о возможности банкротства на органы государства.

Третий вывод. Если органы государства (и по аналогии некоторые другие органы) считать юридическими лицами (что установлено положениями о них), а видимо, такая общественная потребность существует, то нужно исключить сложившееся несоответствие в законодательстве, когда законы (в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации) устанавливают один перечень юридических лиц, имеющий закрытый характер, а подзаконные акты добавляют к нему новые разновидности.

Наконец, четвертый вывод. В.Е. Чиркин заключает, что если считать органы государства юридическими лицами (а обратного пути, видимо, нет), то очевидно, что органы государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) коренным образом отличаются от других юридических лиц, к которым мы привыкли с позиций гражданского права. Иным является порядок создания государственного органа — юридического лица (учреждение «сверху»), основы его деятельности (осуществление властных полномочий). Полномочия такого юридического лица — это не просто отдельные права и обязанности, они выступают в слитном, спаянном виде (права по осуществлению управленческой деятельности, публичной власти означают и обязанность не бездействовать, а управлять, решать возникающие вопросы). Характер его деятельности может быть и нередко бывает приказным, распорядительным. Его требования могут быть обращены к самому широкому кругу лиц, включая иностранцев, находящихся на территории государства, и граждан, временно находящихся на территории данного муниципального образования (например, запрет купаться на территории определенных водоемов). Такому юридическому лицу не нужны лицензия или регистрация, способы его юридического оформления иные. Можно указать и другие особенности определенной группы юридических лиц, к которым цивилистические подходы неприменимы или применимы в весьма ограниченной степени. Видимо, делает вывод В.Е. Чиркин, и мы присоединяемся к этому мнению, назрела необходимость наряду с юридическими лицами частного права выделить особую группу юридических лиц публичного права.

Литература

Белых В.С. К вопросу о юридическом лице публичного права// Бизнес, менеджмент и право. 2007. № 3 (15). C. 52–60

Болдырев В.А. О «юридических лицах» публичного права // Журнал российского права. N 11. 2008. C. 127–134.

Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М. Юрид. изд-во МЮ СССР. 1947. 364 c.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Отв. ред.: Райхер В.К. Изд-во АН СССР. 1948. 839 c.

Голубев С.А., Козлачков А.А., Гузнов А.Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты. Деньги и кредит. 1999. № 2.

Грибанов В.П. Юридические лица. Изд-во Моск. ун-та. 1961. 115 c.

Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М.: Изд-во УДН, 1987. 176 c.

Курбатов А.Я. Банковское право России. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат. 2009. 561 с.

Курбатов А.Я. О юридических лицах публичного права // Хозяйство и право. 2009. № 10. C.77–85

Олейник О.М. Основы банковского права. М. Юристъ. 1997. 424 с.

Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. №2. С. 4–24.

Яковлев В.Ф. Отраслевой метод регулирования и гражданская правосубъектность // Правовые проблемы гражданской правосубъектности. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 62. Свердловск. 1978.

Помимо к.ю.н. К.Д. Лубенченко, в нее входили: д.ю.н. С.А. Голубев; к.ю.н. А.Г. Гузнов; А.А. Козлачков.

Вестник гражданского права, 2009, № 2.

Понятие «публично-правовая компания» было введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в рамках реформы гражданского законодательства. Это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями и созданная на основании федерального закона, решения Правительства РФ или в результате реорганизации госкорпорации, госкомпании или акционерного общества, единственным участником которого является РФ. Правовое положение таких компаний, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регламентируется специальным федеральным законом. Что представляет из себя публично-правовая компания, для чего она создается? Ответы на эти вопросы вы найдете в комментарии экспертов 1С.

Новая организационно-правовая форма юридических лиц — публично-правовая компания (далее — ППК), — появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее — Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Понятие и правовое положение публично-правовой компании

Публично-правовая компания — это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:

  • АО со 100-процентным участием РФ;
  • государственной компании;
  • некоторых госкорпораций.

Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ). ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Цели создания ППК

Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
  • реализации особо важных госпроектов и программ.

Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

Статья 80. Понятие юридического лица.
Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.
Статья 81. Виды юридических лиц.
1. Юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.
2. Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права. Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов в соответствии со статьей 87 настоящего Кодекса. Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.
3. Настоящим Кодексом устанавливаются порядок создания, организационно-правовые формы, правовой статус юридических лиц частного права. Порядок образования и правовой статус юридических лиц публичного права устанавливаются Конституцией Украины и законом.
4. Юридическое лицо может быть создано путем принудительного разделения (выделения) в случаях, установленных законом.
Статья 82. Участие юридических лиц публичного права в гражданских отношениях.
На юридических лиц публичного права в гражданских отношениях распространяются положения настоящего Кодекса, если иное не установлено законом.
Статья 83. Организационно-правовые формы юридических лиц.
1. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом.
2. Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом. Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские.
3. Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества. Особенности правового статуса отдельных видов учреждений устанавливаются законом.
4. Положения настоящей главы применяются ко всем обществам и учреждениям, если иные правила для отдельных видов обществ или учреждений не установлены законом.
Статья 84. Предпринимательские общества.
Общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками (предпринимательские общества), могут быть созданы лишь в качестве хозяйственных обществ (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственных кооперативов.
Статья 85. Непредпринимательские общества.
1. Непредпринимательскими обществами являются общества, не имеющие целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками.
2. Особенности правового статуса отдельных видов непредпринима тельских обществ устанавливаются законом.
Статья 86. Осуществление предпринимательской деятельности непредпринимательскими обществами и учреждениями.
Непредпринимательские общества (потребительские кооперативы, объединения граждан и т. п.) и учреждения могут наряду со своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если иное не установлено законом и если эта деятельность соответствует цели, для которой они были созданы, и способствует ее достижению.
Статья 87. Создание юридического лица.
1. Для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения.
2. Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав или учредительный договор между участниками, если иное не установлено законом. Общество, созданное одним лицом, действует на основании устава, утвержденного этим лицом.
3. Учреждение создается на основании индивидуального или совместного учредительного акта, составленного учредителем (учредителями). Учредительный акт может содержаться также и в завещании. До создания учреждения учредительный акт, составленный одним или несколькими лицами, может быть отменен учредителем (учредителями).
4. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.
Статья 88. Требования к содержанию учредительных документов.
1. В уставе общества указываются наименование юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, если дополнительные требования по содержанию устава не установлены настоящим Кодексом или другим законом.
2. В учредительном договоре общества определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности по его созданию, условия передачи обществу имущества участников, если дополнительные требования по содержанию учредительного договора не установлены настоящим Кодексом или другим законом.
3. В учредительном акте учреждения указывается его цель, определяются имущество, которое передается учреждению, необходимое для достижения этой цели, структура управления учреждением. Если в учредительном акте, который содержится в завещании, отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Статья 89. Государственная регистрация юридического лица.
1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для общего ознакомления.
2. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по иным мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается.
3. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть обжалованы в суд.
4. В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименовании, местонахождении, органах управления, филиалах и представительствах, цели учреждения, а также другие сведения, установленные законом.
5. Изменения в учредительные документы юридического лица вступают в силу для третьих лиц со дня их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие государственной регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Статья 90. Наименование юридического лица.
1. Юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое содержит информацию о его организационно-правовой форме. Наименование учреждения должно содержать информацию о характере его деятельности. Юридическое лицо может иметь кроме полного наименования сокращенное наименование.
2. Юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, может иметь коммерческое (фирменное) наименование. Коммерческое (фирменное) наименование юридического лица может быть зарегистрировано в порядке, установленном законом.
3. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и вносится в единый государственный реестр.
4. При изменении своего наименования юридическое лицо кроме выполнения других требований, установленных законом, обязано поместить объявление об этом в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, и уведомить об этом всех лиц, с которыми оно состоит в договорных отношениях.
5. Юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического лица.
Статья 91. Гражданская правоспособность юридического лица.
1. Юридическое лицо способно иметь такие же гражданские права и обязанности (гражданскую правоспособность), как и физическое лицо, кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать лишь человеку.
2. Гражданская правоспособность юридического лица может быть ограничена лишь по решению суда.
3. Юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, после получения им специального разрешения (лицензии).
4. Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.
Статья 92. Гражданская дееспособность юридического лица.
1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы, действующие в соответствии с учредительными документами и законом. порядок создания органов юридического лица устанавливается учредительными документами и законом.
2. В случаях, установленных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности и осуществлять их через своих участников.
3. Орган или лицо, которое в соответствии с учредительными документами юридического лица либо законом выступает от его имени, обязано действовать в интересах юридического лица, добросовестно и разумно и не превышать своих полномочий.
В отношениях с третьими лицами ограничение полномочий по представительству юридического лица не имеет юридической силы, кроме случаев, когда юридическое лицо докажет, что третье лицо знало либо по всем обстоятельствам не могло не знать о таких ограничениях.
4. Если члены органа юридического лица и другие лица, которые в соответствии с законом либо учредительными документами выступают от имени юридического лица, нарушают свои обязанности о представительстве, они несут солидарную ответственность за убытки, причиненные ими юридическому лицу.
Статья 93. Местонахождение юридического лица.
Местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или закона выступают от его имени.
(Ст. 93 с изм., внес. Законом Украины от 03.03.2005 г. № 22452-IV).
Статья 94. Личные неимущественные права юридического лица.
Юридическое лицо имеет право на неприкосновенность его деловой репутации, на тайну корреспонденции, на информацию и другие личные неимущественные права, которые могут ему принадлежать. Личные неимущественные права юридического лица защищаются в соответствии с главой 3 настоящего Кодекса.
Статья 95. Филиалы и представительства.
1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.
2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.
3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения.
4. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.
5. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в единый государственный реестр.
Статья 96. Ответственность юридических лиц.
1. Юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
2. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
3. Участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам его участника (учредителя), кроме случаев, установленных учредительными документами и законом.
4. Лица, создающие юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации. Юридическое лицо отвечает по обязательствам его участников (учредителей), связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий соответствующим органом юридического лица.
Статья 97. Управление обществом.
1. Управление обществом осуществляют его органы.
2. Органами управления обществом являются общее собрание его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом.
Статья 98. Общее собрание участников общества.
1. Общее собрание участников общества имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности общества, в том числе и по тем, которые переданы общим собранием в компетенцию исполнительного органа.
2. Решения общего собрания принимаются простым большинством от числа присутствующих участников, если иное не установлено учредительными документами или законом.
Решения о внесении изменений в устав общества, отчуждении имущества общества на сумму, составляющую пятьдесят и более процентов имущества общества, и о ликвидации общества принимаются большинством не менее чем 3/4 голосов, если иное не установлено законом.
3. Участник общества не имеет права голоса при решении общим собранием общества вопросов о совершении с ним сделки и о споре между ним и обществом.
4. Порядок созыва общего собрания определяется в учредительных документах общества. Участники общества, владеющие не менее чем десятью процентами голосов, могут потребовать созыва общего собрания. Если требование участников о созыве общего собрания не выполнено, эти участники имеют право сами созвать общее собрание.
5. Решение общего собрания может быть обжаловано участником общества в суд.
Статья 99. Исполнительный орган общества.
1. Общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав.
2. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких лиц. Исполнительный орган, состоящий из нескольких лиц, принимает решения в порядке, установленном абзацем первым части второй статьи 98 настоящего Кодекса.
3. Члены исполнительного органа могут быть в любое время отстранены от исполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания отстранения членов исполнительного органа от исполнения своих обязанностей.
4. Названием исполнительного органа общества в соответствии с учредительными документами или законом может быть «правление», «дирекция» и т. п.
Статья 100. Право участия в обществе.
1. Право участия в обществе является личным неимущественным правом и не может отдельно передаваться другому лицу.
2. Участники общества имеют право выйти из общества, если учредительными документами не установлена обязанность участника письменно предупредить о своем выходе из общества в определенный срок, который не может превышать одного года.
3. Участник общества в случаях и в порядке, установленных учредительными документами или законом, может быть исключен из общества.
Статья 101. Управление учреждением.
1. Учредители учреждения не принимают участия в управлении им. В учреждении обязательно создается правление, к которому применяются положения статьи 99 настоящего Кодекса. Учредительный акт может предусматривать создание также других органов, определять порядок формирования этих органов и их состав.
2. Надзор за деятельностью учреждения осуществляет его наблюдательный совет. Наблюдательный совет осуществляет надзор за управлением имуществом учреждения, соблюдением цели учреждения и за его другой деятельностью в соответствии с учредительным актом.
Статья 102. Передача имущества учреждению.
В учредительном акте определяется имущество, которое учредитель (а в случае его смерти — обязанное лицо) должен передать учреждению после его государственной регистрации.
Статья 103. Изменение цели учреждения и структуры управления.
1. Если осуществление цели учреждения стало невозможно или оно угрожает общественным интересам, то соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, может обратиться в суд с заявлением об определении другой цели учреждения по согласованию с органами управления учреждением.
2. При изменении цели учреждения суд должен учитывать намерения учредителя и заботиться о том, чтобы выгоды от использования имущества учреждения передавались тем дестинаторам, которым эти выгоды предназначались по намерению учредителя.
3. Суд может изменить структуру управления учреждения, если это необходимо в результате изменения цели учреждения или по другим уважительным причинам.
4. При изменении цели учреждения или изменении структуры управления учреждения его правление обязано уведомить суд в письменной форме о своем мнении по этому вопросу.
Статья 104. Прекращение юридического лица.
1. Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение, преобразование) или в результате ликвидации.
2. Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.
3. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом.
Статья 105. Обязанности лица, принявшего решение о прекращении юридического лица.
1. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно уведомить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.
2. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т. п.) и устанавливают порядок и сроки прекращения юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом.
Выполнение функций комиссии по прекращении юридического лица может быть возложено на орган управления юридического лица.
3. С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от имени юридического лица, которое прекращается.
4. Комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять менее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица.
Комиссия принимает все возможные меры по выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о прекращении юридического лица.
(В ред. Закона № 3456-IV от 22.02.2006)
Статья 106. Слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица.
1. Слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.
2. Законом может быть предусмотрено получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения.
Статья 107. Порядок прекращения юридического лица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования.
1. Кредитор юридического лица, которое прекращается, может потребовать от него прекращения или досрочного выполнения обязательства.
2. По истечении срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения либо отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (при слиянии, присоединении или преобразовании) или распределительный баланс (при разделении), которые должны содержать положение о правопреемничестве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
3. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении.
Нотариально удостоверенные копии передаточного акта и распределительного баланса передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.
4. Нарушение положений частей второй и третьей настоящей статьи является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц — правопреемников.
5. Если правопреемниками юридического лица являются несколько юридических лиц и точно определить правопреемника относительно конкретных обязанностей юридического лица, которое прекратилось, невозможно, юридические лица — правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица, которое прекратилось.
Статья 108. Преобразование юридического лица.
1. Преобразованием юридического лица является изменение его организационно-правовой формы.
2. При преобразовании к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности прежнего юридического лица.
Статья 109. Выделение.
1. Выделением является переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам.
2. К выделению применяются по аналогии положения частей первой, второй и четвертой статьи 105 и положения статей 106 и 107 настоящего Кодекса.

Статья 110. Ликвидация юридического лица.
1. Юридическое лицо ликвидируется:

  1. по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  2. по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

2. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 части первой настоящей статьи, может быть предъявлено, в суд органом, осуществляющим государственную регистрацию, а также участником юридического лица. Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица, могут быть возложены обязанности по проведению ликвидации юридического лица.
3. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном законом о восстановлении платежеспособности или признании банкротом.
4. Особенности ликвидации банков устанавливаются законом о банках и банковской деятельности.
Статья 111. Порядок ликвидации юридического лица.
1. Ликвидационная комиссия по истечении срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества юридического лица, которое ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
2. Выплата денежных сумм кредиторам юридического лица, которое ликвидируется, проводится в порядке очередности, установленной статьей 112 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидацион ным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым проводятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В случае недостаточности у юридического лица, которое ликвидируется, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица.
3. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
4. Имущество юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.
5. Юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.
Статья 112. Удовлетворение требований кредиторов.
1. При ликвидации платежеспособного юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  1. в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо иным способом;
  2. во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;
  3. в третью очередь удовлетворяются требования по налогам, сборам (обязательным платежам);
  4. в четвертую очередь удовлетворяются все другие требования. Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди.

2. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требовании кредитора или уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.
3. Требования кредитора, заявленные по истечении срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно.
4. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, не удовлетворенные вследствие отсутствия имущества юридического лица, которое ликвидируется, считаются погашенными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх