Куперс

Бухучет и анализ

Радиочастотный спектр

Радиочастотный спектр

Спектр излучения радиосигнала

Спектр излучения радиосигнала — относительная интенсивность электромагнитного излучения по шкале частот.

Радиочастотный спектр — совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

Совокупность гармонических электромагнитных колебаний, на которые можно разложить сложный сигнал, называется спектром этого сигнала. Различаютют амплитудно-частотный (АЧ) спектр и фазо-частотный (ФЧ) спектр. Для построения АЧ спектра на оси абсцисс откладываются частоты гармонических колебаний, образующих спектр, а по оси ординат из этих точек строятся перпендикулярные отрезки, длины которых соответствуют амплитудам соответствующих гармонических составляющих.

Физический смысл спектра заключается в том, что он определяет совокупность гармонических составляющих (с заданными амплитудами и частотами), формирующих заданную форму сигнала во временной области. В общем случае спектр сигналов, ограниченных во времени, бесконечен, т.е. для получения заданной формы сигнала необходимо бесконечно большое число гармоник, однако амплитуды гармоник падают с ростом частоты. Это позволяет ограничить реальный спектр некоторой полосой частот, достаточной для обеспечения воспроизведения сигналов с требуемой точностью.

Например без ущерба для разборчивости речи диапазон частот речевого сигнала в телефонных сетях ограничивают полосой 300…3400 Гц.

Ширина спектра радиосигнала

Спектр гармонического колебания с постоянной частотой F изображается одной линией. Спектр сложного модулированного сигнала намного сложнее и занимает полосу частот. Ширина этой полосы, т.е. ширина спектра позволяет сравнивать различные виды радиосигналов, которые разделяют на широкополосные и узкополосные.

Для различных сигналов ширина спектра определяся по разному. Если спектр сигнала ограничен частотами fmin и fmax, то ширина спектра находится по формуле fmax-fmin. Если спектр сигнала имеет неограниченную ширину, то в этом случае используется понятие активной ширины спектра. Под ней понимают полосу частот, охватывающую наиболее интенсивные гармоники в пределах которых содержится 95% энергии всего сигнала.

Ширина спектра является важной характеристикой радиосигнала, т.к. она определяет полосу пропускания цепей, по которым передается сигнал. Звуковой многотональный сигнал, воспринимаемый слухом человека имеет полосу частот от 16 Гц до 20 кГц и считается узкополосным. ТВ сигнал имеет частоту от 10 Гц до 4-5 МГц и является широкополосным. Радиостанции сухопутной подвижной связи и радиомодемы как правило имеют узкополосный спектр, системы цифровой радиосвязи (WiFi) — широкополосный.

Импульсные сигналы применяются в радиосвязи для управления сигналами ВЧ, для кодирования и преобразования информации. По форме различают импульсы прямоугольной, трапецеидальной, пилообразной формы. Основными параметрами импульсов и их последовательностей является амплитуда, длительность, длительности фронта и среза, период повторения ТП, частота повторения, скважность. Импульсные сигналы являются широкополосными, в их состав входят множество гармоник, для которых трудно указать граничную частоту.

Распределение спектра радиочастот

Радиоволны, используемые в радиотехнике, занимают спектр частот от 10 000 м (30 кГц) до 0.1 мм (3 000 ГГц). Это только часть спектра электромагнитных волн. За радиоволнами (по убывающей длине) следуют тепловые или инфракрасные лучи. После них идет узкий участок волн видимого света, далее – спектр ультрафиолетовых, рентгеновских и гамма лучей – все это электромагнитные колебания одной природы, отличающиеся только длиной волны и, следовательно, частотой. Хотя весь спектр разбит на области, границы между ними намечены условно. Области следуют непрерывно одна за другой, переходят одна в другую, а в некоторых случаях перекрываются. Международными соглашениями весь спектр радиоволн, применяемых в радиосвязи, разбит на диапазоны:

Диапазон
частот
Наименование диапазона
(сокращенное наименование)
Наименование
диапазона волн
Длина волны
3–30 кГц Очень низкие частоты (ОНЧ) Мириаметровые 100–10 км
30–300 кГц Низкие частоты (НЧ) Километровые 10–1 км
300–3000 кГц Средние частоты (СЧ) Гектометровые 1–0.1 км
3–30 МГц Высокие частоты (ВЧ) Декаметровые 100–10 м
30–300 МГц Очень высокие частоты (ОВЧ) Метровые 10–1 м
300–3000 МГц Ультра высокие частоты (УВЧ) Дециметровые 1–0.1 м
3–30 ГГц Сверхвысокие частоты (СВЧ) Сантиметровые 10–1 см
30–300 ГГц Крайне высокие частоты (КВЧ) Миллиметровые 10–1 мм
300–3000 ГГц Гипервысокие частоты (ГВЧ) Децимиллиметровые 1–0.1 мм

Эти условные диапазоны спектра достаточно велики и, в свою очередь, разбиты на частотные диапазоны, куда входят так называемые радиовещательные и телевизионные диапазоны, диапазоны для наземной и авиационной, космической и морской связи, для передачи данных и медицины, для радиолокации и радионавигации и т.д.

Классификация диапазонов РЧС (радиочастотного спектра)

Спектр ЭМИ (электромагнитного излучения)

0,03 Гц ¸3000 ГГц ,в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи МСЭ (ITU), условно разбит на 17 диапазонов частот.

Три частотных полосы частот различных диапазонов диапазона: 900 МГц, 2,4 ГГц и 5 ГГц выделены для использования в промышленности, науке и медицине (Industrial, Scientific, Medical – ISM). Системы радиосвязи работающих в данных диапазонах не требуют лицензирования. Но есть ограничение по максимальной мощности передаваемых сигналов уровнем в 1 Вт.

Чем выше частота, тем хуже проникает сигнал через препятствие. Использование более низкого частотного диапазона увеличивает расстояние передачи и улучшает распространение радиоволн внутри зданий. Однако число каналов и, следовательно, пользователей при этом снижается, поэтому все современные беспроводные системы работают в диапазонах начиная с 800 МГц

Классификация диапазонов РЧС

Таблица 2.1

Номер диапазона Диапазоны частот Наименование диапазонов
Частотное Метрическое
3 — 30 кГц Очень низкие частоты (ОНЧ) Мириаметровые волны
30 — 300 кГц Низкие частоты (НЧ) Километровые волны
300 – 3000 кГц Средние частоты (СЧ) Гектометровые волны
3 – 30 МГц Высокие частоты (ВЧ) Декаметровые волны
30 – 300 МГц Очень высокие частоты (ОВЧ) Метровые волны
300 – 3000 МГц Ультравысокие частоты (УВЧ) Дециметровые волны
3 – 30 ГГц Сверхвысокие частоты (СВЧ) Сантиметровые волны
30 – 300 ГГц Крайне высокие частоты (КВЧ) Миллиметровые волны
300 – 3000 ГГц Гипервысокие частоты (ГВЧ) Децимиллиметровые волны

Насыщенность указанных участков РЧС различна. Исторически сложилось так, что освоение указанных диапазонов происходило «снизу-вверх», т.е. сначала появлялось оборудование низких диапазонов частот, затем более высоких. Кроме того, в диапазонах частот от 2 до 8 ГГц удается достигать дальность связи до 50 км, тогда как в более высоких участках (от 15 ГГц и выше) дальность передачи существенно снижается (до 10 км). В результате сегодня наблюдается дефицит частот в наиболее освоенных участках РЧС (до 15 ГГц). Данная проблема характерна не только для нашей страны, но в РФ она усугубляется тем, что диапазоны до 15 ГГц прочно освоены РЭС различных государственных структур.

Для выделения частоты надо подать заявку в Государственную комиссию по радиочастотам, затем Главный радиочастотный цент проведет экспертизу, с результатами экспертизы обраться в Роскомнадзор и получить лицензию.

3. Обратим внимание наособенности, присущие РРС. Они определены спецификой распространения УКВ.

1. УКВ, распространяются практически прямолинейно.

Эти волны не могут огибать препятствия, размеры которых превышают длину волны. Следовательно, антенны соседних РРС станций должны быть ориентированы друг на друга в пределах прямой видимости (ПВ). Это означает, что дальность связи РРС ограничена кривизной поверхности Земли (рис. 3.1). Существует упрощенная формула расчета, определяющая расстояние ПВ (R) для гладкой сферической поверхности Земли с учетом нормальной (стандартной) рефракции:

, где h1 и h2 – высоты подвеса антенн передающей и приемной радиостанции.

Определим оптимальное расстояние ПВ (Rопт)с помощью несложного примера:

Пусть h1 = h2 = 50 м, тогда Rопт=60 км;

при h1 = h2 = 100 м, имеем Rопт=80 км.

Рис.3.1

Как следует из расчетов, при подъеме антенн на 50 м предельная дальность связи не превышает 60 км (с учетом естественных неровностей рельефа может быть еще меньше). Увеличение высоты подвеса антенн до 100 м дает несущественный выигрыш в дальности связи — всего 20 км, а влечет серьезные экономические затраты на изготовление и монтирование антенных опор. С учетом стандартных высот подвеса антенн 20 м ≤h≤ 120 м, оптимальное расстояние ПВ должно находиться в пределах 30 км ≤Rопт ≤ 80 км.

2. Для увеличения дальности связи при заданных размерах антенных мачт стали использовать принцип ретрансляции (приема и автоматического переизлучения) радиосигналов.

Реализация принципа ретрансляции на РРЛ предполагает организацию линии в виде цепочки приемопередающих радиостанций диапазона УКВ, где крайние станции обслуживают пользователей, а промежуточные выполняют функции ретрансляции (усиление) сигнала в направлении последующих станций.

3.Структура построение РРЛ на основе ретрансляции сигнала предусматривает передачу (концентрацию) энергии в одном направлении, для чего целесообразно использовать антенны с узкой диаграммой направленности. Дополнительными положительными свойствами антенн УКВ диапазона являются сравнительно небольшие размеры и высокие коэффициенты усиления. Применение остронаправленных антенн позволяет ограничить мощность передатчиков РРСП единицами ватт (0,1-10 Вт).

4.Диапазон УКВ позволяет обеспечить достаточно высокую емкость передаваемых сообщений, поэтому РРЛ отличаются многоканальностью и многоствольностью.

Многоканальностьдостигается использованием аппаратуры уплотнения. С ее помощью образуют сотни и тысячи ТФ каналов, каналы РФ, ТВ и звукового сопровождения телевизионных передач.

Многоствольность — это способность РРЛ работать на нескольких несущих частотах.

Ствол – это комплект приемопередатчиков СВЧ, настроенных на одну полосу частот , плюс аппаратура уплотнения и выделения каналов.

Все стволы универсальны и предназначены для передачи информационных сообщений. В зависимости от вида передаваемого сигнала рабочие стволы могут быть ТФ, ТВ и т.д. Сигнал, передаваемый по ТФ стволу, называют групповым, а по ТВ – видеосигналом. Иногда между станциями для осуществления служебных переговоров выделяют отдельный узкополосный сигнал служебной связи.

Что регулируем: радиочастотный спектр или радиосвязь?

В рубрику «Регулирование и стандарты» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Одними из целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий, поставленными Правительством Российской Федерации и утвержденными распоряжением от 17.11.2008 года № 1662-р “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, являются создание и развитие информационного общества, совершенствование системы государственного управления и обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. В указанной сфере значительное место занимают технологии с использованием радиочастотного спектра

Валерий Гусев
Эксперт

О совершенствовании системы регулирования использования радиочастотного спектра

Использование радиочастотного спектра в Российской Федерации определяется положениями Федерального закона “О связи” и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, которые сформировали соответствующую систему регулирования.

В соответствии с этими нормативными правовыми документами всей полнотой полномочий в области регулирования использования радиочастотного спектра обладает межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам – Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), созданная Правительством Российской Федерации. Следовательно, в указанной системе объектом регулирования является порядок использования радиочастотного спектра, а регулятором этого объекта – ГКРЧ. Необходимость регулирования порядка использования радиочастотного спектра обусловлена прежде всего физической основой радиоволн, распространяющихся без искусственного волновода, и развитием научно-технического прогресса в области связи, а также использованием радиосвязи в других областях науки и техники.

Федеральный закон “О связи” установил, что регулирование использования радиочастотного спектра обеспечивается посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Из этого следует, что выделенные направления являются целями указанного процесса регулирования.

В результате регулирования использования радиочастотного спектра изменяются, корректируются и уточняются требования нормативных документов: таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, положения о порядке выделения полос радиочастот, положения о порядке присвоения радиочастот, положения о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи (МСЭ) частотных присвоений, а также утверждаются и вводятся в действие обобщенные и частные решения ГКРЧ по вопросам, относящимся к возложенным на нее функциям.

В системе регулирования использования радиочастотного спектра (рис. 1) следует отметить некоторые особенности действующего процесса, на основе которых можно сформулировать отдельные направления совершенствования этой государственной системы.

1. Федеральным законом “О связи” функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи возложены на федеральный орган исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции на иные федеральные органы исполнительной власти. Эти органы принимают соответствующие решения о внедрении в Российской Федерации перспективных технологий и стандартов с использованием радиочастотного спектра, реализация которого может быть осуществлена только при условии соответствующего решения ГКРЧ.

Поэтому внедрение перспективных технологий и стандартов зависит как от решения ГКРЧ, так и от решения соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации. Учитывая, что ГКРЧ является межведомственным органом Российской Федерации, а радиочастотный ресурс распределен и ограничен, выделить его для внедрения перспективных технологий и стандартов возможно лишь при соответствующем перераспределении радиочастотного спектра между действующими радиослужбами. Решение этого вопроса связано с прекращением действия или сокращением объема услуг связи одних операторов и предоставлением другими пользователями новых услуг связи, то есть с изменениями в области использования радиосвязи. В этой ситуации ГКРЧ ищет условия компромисса между заинтересованными организациями. Поэтому ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов является целью всей системы государственного управления радиосвязью, а не только системы регулирования использования радиочастотного спектра.

2. МСЭ, членом которого является Российская Федерация, предложил в качестве меры эффективности использования радиочастотного спектра применять общую концептуальную формулу, которая определяется как отношение передаваемой информации к величине используемого радиочастотного спектра. МСЭ в своем “Справочнике по управлению спектром на национальном уровне” утверждает, что “сравнение эффективности использования спектра можно проводить только между системами одного и того же типа и в пределах конкретного диапазона частот или канала”, и при этом отмечает, “что, хотя эффективность использования спектра является важным фактором, это далеко не единственный фактор, который необходимо учитывать. К другим факторам относятся выбор технологии или системы, включая экономическую составляющую, наличие аппаратуры, совместимость с имеющимся оборудованием и применяемыми методами, надежность системы и вопросы эксплуатации”. Это говорит о том, что оценка эффективности использования радиочастотного спектра РЭС различного назначения не относится к важным факторам при решении вопросов использования радиочастотного спектра.

В связи с этим и учитывая, что в таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации значительный объем радиочастотного спектра выделен для полос категории СИ (совместное использование РЭС различного назначения), сравнивать эффективность использования радиочастотного спектра РЭС различного назначения в настоящее время не представляется возможным. Следовательно, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике нецелесообразно относить к цели системы регулирования радиочастотного спектра.

3. Федеральный закон “О связи” определяет термин “конверсия радиочастотного спектра” как совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра РЭС гражданского назначения. Однако термин “конверсия” определяется как “превращение или изменение”, и, учитывая, что радиочастотный спектр используется РЭС любого назначения, может возникнуть вопрос о перераспределении радиочастотного спектра как в части расширения использования РЭС государственного назначения, так и при изменении распределения радиочастотного спектра между РЭС одного назначения. Поэтому система регулирования радиочастотного спектра должна проводить экономические, организационные и технические мероприятия, связанные не только с установленным понятием “конверсия радиочастотного спектра”, а в более широком смысле – с перераспределением радиочастотного спектра, и формировать и устанавливать общие принципы и механизмы этого процесса, которые в настоящее время не установлены в нормативно-правовой документации.

4. Порядок использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, установленный действующими нормативными правовыми документами и положениями ГКРЧ, позволяет характеризовать процесс регулирования использования радиочастотного спектра как установление таких согласованных членами ГКРЧ условий использования РЭС различного назначения, при которых обеспечивается их электромагнитная совместимость и устанавливаются требования по доступному для оказания услуг связи радиочастотному спектру.

Радиочастотный спектр, регулирование которого осуществляется под эгидой ГКРЧ, создается излучениями РЭС и поэтому его использование неразрывно связано с процессами на всех стадиях жизненного цикла радиосистем, включающих их замысел, разработку, производство, установку, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации, а также их приобретение и поставку (рис. 2). Эти стадии определяют сферу радиосвязи.

Однако нормативные документы ГКРЧ, действие которых распространяется на этапы планирования и распределения радиочастотного спектра, выделения полос радиочастот и присвоения номиналов радиочастот, используются лишь на стадиях жизненного цикла до стадии установки РЭС. Организация процессов установки, ввода в эксплуатацию и эксплуатации РЭС, а также организация деятельности подразделений радиоконтроля относятся к полномочиям соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Такое разделение полномочий в сфере радиосвязи создает организационные трудности при проведении различного рода испытаний на электромагнитную совместимость РЭС при вводе их в эксплуатацию и при обнаружении и устранении радиопомех при эксплуатации РЭС различного назначения вследствие отсутствия в сфере радиосвязи установленного порядка взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Являясь межведомственным координационным органом, осуществляющим на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, установление указанного порядка взаимодействия могло бы быть отнесено к компетенции ГКРЧ.

5. В соответствии с действующим положением решения ГКРЧ принимаются на основе результатов исследования вопросов практической эксплуатации РЭС конкретных радиотехнологий в разрешенных полосах радиочастот и обеспечения ими условий электромагнитной совместимости с РЭС другого назначения или по результатам научно-исследовательских работ, то есть для принятия решений по регулированию использования радиочастотного спектра требуется проведение анализа информации и сведений как о фактическом его использовании, так и о применении РЭС на этапе эксплуатации. Эти сведения, помимо тактико-технических данных РЭС и мест их расположения, содержат результаты измерений радиоизлучений, степени загрузки радиоканалов и полос радиочастот, оценки обеспечения ЭМС, параметры электромагнитной обстановки, показатели и объем предоставляемых с помощью РЭС услуг связи, данные о конфигурации сети связи.

Результаты анализа и обобщение такого рода информации и сведений обеспечивают систему регулирования “петлей обратной связи” и показывают, насколько эффективно осуществляется регулирование. В полном объеме эта работа может собираться и анализироваться в органах службы надзора за связью и радиочастотной службы, однако в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации положениями об этих организациях на них возложены лишь функции контроля соответствия использования радиочастотного спектра и РЭС установленным требованиям и выданным разрешительным документам.

Вследствие этого ГКРЧ при рассмотрении вопросов планирования, распределения радиочастотного спектра и выделения полос радиочастот приходится инициировать проведение исследований по анализу использования радиочастотного спектра и радиосвязи, что приводит к затягиванию по времени принятия соответствующих решений.

6. Федеральный закон “О связи” установил, что радиочастотный спектр используется двумя категориями РЭС: гражданского назначения и государственного управления, при этом разрешил использование в единой сети электросвязи Российской Федерации выделенных и технологических сетей связи.

Принципы проектирования, создания и эксплуатации этих сетей, если они не присоединены к сети связи общего пользования, не устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по связи, а возложены на собственников или иных владельцев этих сетей, при этом в случае применения в таких сетях РЭС на них распространяются установленные требования по использованию радиочастотного спектра.

Необходимый объем радиочастотного спектра для создания и развития сетей связи определяется, помимо тактико-технических характеристик РЭС, заданным качеством и объемом услуг связи и территорией их предоставления. Отметим, что настоящее время характеризуется постоянно возрастающими потребностями в радиочастотном спектре и причиной этого является конвергенция телекоммуникационных сетей на основе достигнутого научно-технического прогресса в современных радиотехнологиях. Развитие этого процесса формирует создание объединенных информационных потоков, которые приводят к уменьшению различий между категориями сетей электросвязи. Поэтому деление РЭС по назначению становится условным. Хотя надо признать, что значительное отличие в целях использования РЭС гражданского и государственного назначения заставляет и далее использовать эти категории при осуществлении распределения радиочастотного спектра.

О взаимосвязи использования радиочастотного спектра и радиосвязи в вопросах развития радиосвязи

Указанные выше особенности процесса регулирования использования радиочастотного спектра показывают, что этот процесс неразрывно связан с вопросами развития радиосвязи и его осуществление зависит от планов развития и совершенствования единой сети связи Российской Федерации и потребностей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере радиосвязи.

Термин “радиосвязь” в Федеральном законе “О связи” не используется. В то же время МСЭ отводит сфере радиосвязи значительное место в своей деятельности, выделив в своей структуре соответствующий орган – сектор радиосвязи. Первоочередными его целями являются “обеспечение работы систем радиосвязи при отсутствии помех” и “создание условий для согласованного развития и эффективного функционирования существующих и новых систем радиосвязи с должным учетом всех заинтересованных сторон”.

В связи с этим уместно поставить вопрос: является ли система регулирования использования радиочастотного спектра одновременно системой развития и совершенствования радиосвязи в Российской Федерации?

Внедрение современных радиотехнологий осуществляется по принципу наличия “свободного радиочастотного ресурса”, а вопросы освобождения или перераспределения занятого радиочастотного спектра для этих целей решаются годами вследствие финансовых трудностей и длительных сроков действия ранее выданных разрешительных документов, а также отсутствия нормативно-правового документа о принципах и порядке освобождения и перераспределения используемого радиочастотного спектра.

Это приводит к тому, что фактические возможности современных радиотехнологий используются не в полной мере на территории Российской Федерации, а учитывая, что новые радиотехнологии каждые несколько лет обновляются, такое положение снижает также экономическую выгоду от их внедрения.

О приоритетах в реализации основных направлений развития федеральной связи

В соответствии с Федеральным законом “О связи” ГКРЧ разрабатывает план перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, который утверждается Правительством Российской Федерации. Этот план определяет основные направления использования полос радиочастот действующими РЭС различного назначения, РЭС, планируемыми для применения в перспективе, а также РЭС, эксплуатация которых может быть прекращена в ближайшее время. Учитывая, что каждый федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации проводит свою научно-техническую политику в области развития и применения радиосвязи, ГКРЧ, которая организует и проводит разработку указанного плана, фактически является межведомственной организацией по координации действий федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в области развития и совершенствования радиосвязи, осуществляя лишь обеспечение этой области необходимым объемом радиочастотного спектра.

Правительством Российской Федерации создана правительственная Комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации, которая является “координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития и совершенствования федеральной связи и информационных технологий”. Одной из основных задач этой комиссии является определение приоритетов в реализации основных направлений развития федеральной связи с учетом задач государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также экономических, финансовых и иных возможностей государства, то есть вопросы развития радиосвязи в Российской Федерации относятся к компетенции этой комиссии.

В связи с тем что радиосвязь является составной частью единой сети электросвязи Российской Федерации, ответ на поставленный выше вопрос может быть только один: процессы регулирования использования радиочастотного спектра и развития и совершенствования радиосвязи должны осуществляться совместно под единым управлением.

С целью повышения эффективности системы государственного управления в сфере связи, обозначенной в “Концепции…”, было бы целесообразным расширить сферу деятельности ГКРЧ, возложив на нее задачу по межведомственной координации развития и использования радиосвязи в Российской Федерации. В связи с этим предлагается:

1. Считать основной задачей ГКРЧ обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного ресурса, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, в интересах развития и совершенствования радиосвязи в соответствии с установленными приоритетами.

2. Дополнить положение о ГКРЧ следующими функциями:

  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по развитию и совершенствованию сетей радиосвязи Российской Федерации;
  • разработка условий для согласованного развития и эффективного функционирования существующих и новых систем радиосвязи с должным учетом установленных приоритетов;
  • организация работ по унификации стадий жизненного цикла РЭС и систем радиосвязи различного назначения и по совершенствованию порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при их использовании.

Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #5, 2011
Посещений: 15545

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.

Распределение радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации. Использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи – Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства подразделяются на подлежащие и не подлежащие регистрации.

В Российской Федерации не допускается использование:

  • радиочастотного спектра без разрешения.
  • радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, без регистрации.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств осуществляется с учетом результатов экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости). Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или на меньший срок (заявленный).

При назначении радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств возможен отказ в связи с несоответствием заявленной деятельности в области связи, при наличии отрицательного заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Плата за использование радиочастотного спектра

Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
  • платность использования радиочастотного спектра.
    (ст. 22 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи”).

Согласно части 4 статьи 23 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи” для пользователей радиочастотным спектром установлены разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
Разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.
Ежегодная плата подлежит перечислению поквартально – в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 2-го месяца оплачиваемого квартала. Исчисление 1-го периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается с даты принятия решения о присвоении радиочастоты.

Наличие у лица разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой является достаточным основанием для квалификации лица как использующего радиочастотный спектр.
Согласно судебной практике довод пользователя о том, что радиочастотный спектр фактически не использовался, сам по себе не свидетельствует об отсутствии обязанности по внесению платы за использование радиочастотного центра.
Размер установленной ежегодной платы в отношении разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС технологических и выделенных сетей связи, по которым в течение двух лет с даты выдачи разрешения не зарегистрированы РЭС, увеличивается в 10 раз с момента истечения этого срока до момента регистрации РЭС. Таким образом, обязанность по внесению платы в повышенном размере в случае, если пользователем в течение двух лет с даты выдачи разрешения не зарегистрированы радиоэлектронные средства, возникает непосредственно в силу установленных правил и носит характер санкции за неисполнение обязанности по регистрации РЭС в установленный срок. Т.о. фактическое неиспользование устройств, указанных в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, не исключает обязанность по их регистрации и внесению платы за пользование радиочастотным спектром либо по их исключению из Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, являющихся приложением к вышеуказанному разрешению.

Разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается в т.ч. по следующему основанию:
– невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение 30 дней со дня установленного срока платежа;
(п.11 ст. 24 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи”).

В случае прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра не перечисленные в федеральный бюджет разовая плата и (или) ежегодная плата подлежат взысканию в судебном порядке (п.10 Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 171 “Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы”).

Радиоконтроль

Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.

Наземное эфирное и спутниковое вещание

Для получения права осуществлять наземное эфирное аналоговое радиовещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и/или городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное аналоговое телевизионное вещание, либо наземное эфирное цифровое вещание, либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса (- телерадиовещание) и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телерадиовещания, направляются документы для определения возможности использования конкретных радиочастот.
Федеральный орган власти организует определение возможности использования конкретных радиочастот или радиочастотных каналов для целей телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на получение права осуществлять телерадиовещание (- конкурс).

Что такое регистрация РЭС? FAQ|Регистрация радиоэлектронных средств
Какие установлены службы радиосвязи? FAQ|Служба радиосвязи
Какие РЭС можно использовать без оформления решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот? FAQ|Устройство малого радиуса действия

В процессе осуществления деятельности должны соблюдаться установленные требования и условия. За несоблюдение требований и лицензионных условий установлена Ответственность за нарушения в сфере связи.
С 20.06.2018г изменены размеры ставок платы за РЧС – Изменения размера ставок оплаты за использование радиочастотного спектра

1. Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

примечание:

О выявлении конституционно-правового смысла абзацев первого и второго пункта 2 статьи 22 во взаимосвязи с абзацами первым и четвертым пункта 2, пунктами 4, 5 и 10 статьи 24 и пунктом 4 статьи 30 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П.

2. В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее — государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положением о государственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 60-ФЗ.

4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот;

право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

платность использования радиочастотного спектра;

недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;

конверсия радиочастотного спектра;

прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания, бортовые радиостанции, используемые на воздушных судах, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции. Выдача разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции, утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным Правительством Российской. Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и регистрации не подлежат.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 221-ФЗ)

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 188-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх