Куперс

Бухучет и анализ

РАО и воис



В статье рассматриваются проблемы защиты авторского права на музыкальные произведения в России. Большинство таких нарушений связаны с незаконным использованием произведения, в частности его исполнения и переработки. Рассматривается проблема распространения музыкальных произведений в сети «Интернет». На основе выявленных проблем в исследовании предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: музыкальное произведение, плагиат, авторское право, защита авторского права, музыка, исполнение произведения, переработка произведения.

Согласно п. 1 ст. 1524 ГК РФ под авторскими права понимаются «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства» . Одним из объектов авторского права являются музыкальные произведения с текстом или без текста. В настоящее время музыкальное произведение считается одним из распространенных и востребованных видом объекта интеллектуальных прав. Однако какого-либо законодательного закрепления определения ему нет, что вызывает проблему в понимании, что считать музыкальным произведением.

Так, например, Д. Макаров и Т. Макаров полагают, что под музыкальным произведением понимается объект авторского права, выраженный в формах нотной записи, исполнения, фонограммы либо аудиовизуального произведения . В. Б. Нагродская указывает на критерии, способствующие признанию произведения объектом авторского права: оригинальность произведения, связанная с наличием творчества, и объективная форма — внешнее определенное выражение произведения, которое доступно для восприятия .

Считаем, что музыкальным произведением является объект авторского права — произведение, которое создано в результате творческой деятельности и выражено в форме звука. Так как оно является объектом интеллектуальной собственности, то и должно создаваться непосредственно интеллектуальной деятельностью человека, итогом чего станет оригинальный результат. Но следует помнить, что произведение должно принимать объективную форму выражения в целях ее правовой охраны.

На сегодняшний день одним из распространенных категорий дел, которые рассматриваются судами, являются иски, связанные с нарушением интеллектуальных прав, которые неуклонно с каждым годом возрастают. Часто подаваемыми исками являются иски, связанные с защитой авторских прав на музыкальные произведения . Несмотря на то, что появилось постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» , в котором даны разъяснения судам в целях единого подхода при разрешении дел, однако институт интеллектуальной собственности является сравнительно новым, в виду чего в правоприменительной практики существует ряд проблем.

В последнее время достаточно часто можем наблюдать по телевидению, в сети «Интернет» новости, о подачи артистами исков о защите авторских прав на музыкальные произведения. Так, одним из подаваемых исков, связаны с переработкой музыкального произведения. Согласно гражданскому законодательству РФ способами использования музыкального произведения являются публичное исполнение и переработка.

Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении либо посредством технических средств (радио, телевидения и т. д.), а также путем показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, которые не принадлежат к обычному кругу семьи, вне зависимости от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в ином месте одновременно с представлением или показом произведения.

Соответственно, переработка — это создание производного произведения за счет обработки, экранизации, аранжировки и др. Обработка музыкального произведения несет в себе изменения фактуры оригинального произведения. Существует два вида таких обработок: свободная обработка мелодии (оригинальная музыкальная фактура обработок), а также обработка, которая вносит в фактуру оригинального произведения «новые творческие элементы». Однако, и в том, и в другом случае имеется творческий характер труда обработчика. Следовательно, если они соответствуют требования, то должны признаваться объектом авторского права вне зависимости от того, являются ли обрабатываемые произведения объектами авторского права.

Таким образом, переработка музыкального произведения может выражаться в переработке мелодии либо текста, которые являются составными элементами музыкального произведения. Подобные дела не новы отечественным судам. Например, в связи с переработкой песни «Темная ночь» с «Первого канала» была взыскана компенсация в размере 600 000 рублей. Было отмечено, что хоть произведение и отличается от оригинала, но создано на его основе .

Однако, иногда бывает очень тяжело определить является ли музыкальное произведение переработанным. Для того, чтобы указать на переработку, суд должен обнаружить сходство между произведениями, а затем способ переработки оригинального произведения. Плагиат — это последовательное совпадение количества нот в произведении. Но последовательность нот может не учитываться, если лицо, незаконно присвоившее фонограмму, изменило ритм и темп произведения.

В судебной практике выработан механизм защиты авторских прав. Так, зачастую в судебном заседании может назначаться специальная экспертиза (в целях определения автора текста — автороведческая экспертиза, фоноскопическая — для идентификации лиц по фонограммам речи либо технического исследования фонограмм). На экспертизу предоставляются все нужные тексты, аудиозаписи, видеозаписи, которые являются объектами правовой охраны.

Однако, в настоящее время нигде не установлены критерии определения музыкального произведения переработкой, то есть отсутствует уровень в процентном соотношении плагиата существенных элементов в произведении.

Таким образом, считаем, что переработкой должны признаваться только такие произведения, где заимствованы существенные элементы оригинального произведения. Следовательно, переработка будет в том случае, если между переработанным произведением и первоначальным разница существенна.

Учитывая, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса, возможно создание специальной компьютерной программы, где произведения будут сравниваться и будет устанавливаться более точное сходство (как, например, программа «Антиплагиат.ру», используемая для определения оригинальности текста). Такая программа может служить источником доказательств в судебном разбирательстве.

После создания подобной программы можно установить факт переработки произведения, если в результате сравнения будет установлено, что в производном произведении заимствовано не менее 50 % первоначального произведения. На наш взгляд, именно такая доля заимствования исключает разного рода случайности. При заимствовании от 25 % до 50 % можно говорить о существенном заимствовании. Соответственно, до 25 % — не существенное заимствование элементов музыкального произведения.

Что касается публичного исполнения, то правообладатель при заключении лицензионного договора, должен указать о запрете исполнения песен. Также разрешается исполнение музыкального произведения, если не приносит какого-либо дохода. Таким образом, разрешается исполнение произведения на школьных концертах, конкурсах и пр. Но если проводится телевизионный конкурс, где рейтинги ток-шоу непосредственно влияют на доход. Считаем, что в данном случае конкурсант, исполняющий музыкальное произведение, не получает какую-либо прибыль, следовательно, не может считаться нарушителем авторских прав.

Еще одной насущной проблемой является исполнение музыкального произведения и распространение его в сети «Интернет». Даже, несмотря на то, что в случае удовлетворения исковых требований, касающихся восстановления нарушенных авторских прав, и последующем удалении переработанного материала с просторов «Интернета», данный материал уже достаточно быстро распространился, перезаписался другими лицами и пр. Тем самым, плагиат все равно наносит экономический ущерб правообладателю музыкального произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день защита авторского права на музыкальные произведения нуждается в дальнейшем совершенствовании, с учетом вышеизложенной позиции.

Литература:

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) в два раза снизят размер обязательного минимального сбора с региональных радиостанций.

В период с 1 апреля по 30 сентября минимальная сумма авторского вознаграждения, взимаемая с региональных радиостанций, будет уменьшена на 50%. Об этом решении РАО и ВОИС сообщили в письме на имя президента Российской академии радио (РАР). В документе также говорится о готовности организаций воздержаться от применения штрафных санкций к пользователям, добросовестно выполнявшим условия договоров в предыдущие периоды, в случае выплаты ими вознаграждения до 30 июня 2020 года. РАР выразила признательность за принятые шаги и понимание трудной экономической ситуации, сложившейся из-за пандемии коронавируса.

Из-за снижения бюджетов рекламодателей в текущей ситуации наиболее пострадавшими оказались именно региональные радиостанции, объяснил председатель Правления РАО Максим Дмитриев: «У многих из них катастрофически упали доходы от рекламы, но они все равно должны были вносить минимальный платеж – определенную фиксированную сумму в квартал. Сейчас она снизилась в два раза. Таким образом мы хотим помочь этим радиостанциям пережить тяжелое время. Мы прекрасно понимаем экономические трудности, с которыми приходится сталкиваться участникам рынка, в том числе нашим плательщикам, и готовы идти им навстречу».

Как рассказал генеральный директор ВОИС Алексей Карелов, данные меры поддержки были приняты в ответ на большое количество обращений от региональных радиостанций и телеканалов. «Им сейчас крайне сложно, поэтому мы решили пойти по пути снижения минимальной суммы вознаграждения. Думаю, тут стоит пояснить, что имеется в виду. Речь идет не о процентной ставке вознаграждения – если упали доходы у радиостанций, то они снизятся и у РАО, и, как следствие, у самих авторов. Все логично. В случае с минимальной фиксированной суммой авторского вознаграждения по нашим ставкам такой корреляции не возникает. Даже оказавшись в трудной ситуации, компания вынуждена неизменно платить ту же сумму. Это неправильно, поэтому было принято решение сократить ее вдвое», – добавил Карелов.

Индустрия положительно оценила принятые РАО и ВОИС меры, отметил вице-президент Российской академии радио, руководитель холдинга «ГПМ-Радио» Юрий Костин: «Это действительно достойное партнерское решение, взвешенное и своевременное. Мы рады, что после проведения переговоров по поручению РАР нам с коллегами удалось достигнуть договоренностей даже скорее не для себя, а для региональных игроков, которые сильно пострадали из-за пандемии. Друзья познаются в беде, в данном случае – партнеры познаются в кризис. Надеюсь, что вся индустрия не забудет про это и будет в дальнейшем дисциплинированно работать с обществами по коллективному управлению правами».

С юридической точки зрения это решение потребует пересмотра методов расчета компенсаций для отдельных групп нарушителей, обращает внимание основатель Онлайн-школы оценщиков интеллектуальной собственности, судебный эксперт, член Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Александр Костин: «Это хорошая новость, так как такая инициатива РАО и ВОИС позволит снизить издержки и риски лицензиатов аудиоконтента. Но тут стоит учитывать и то, что при взыскании компенсации «в двукратном размере стоимости права использования» согласно 1311 ГК РФ основой будет служить лицензионный договор и прописанный там минимальный размер выплат. То есть если нарушение произошло в период действия этого снижения и соответствует «параметрам минимального платежа», то судебным экспертам будет необходимо разработать новую методическую базу для расчета размера компенсации для определенной группы нарушителей по статьям 1301 и 1311 ГК РФ».

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством. Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ). Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:

  • Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

  • Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
  • Обратиться к правообладателю через РАО.
  • Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
  • Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: , Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.

6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:

  • soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  • www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  • incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  • www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
  • Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  • ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Котики рекомендуют

Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх