Куперс

Бухучет и анализ

Расчет эффективности

Нормирование затрат на оказание услуг, выполнение работ федеральными государственными учреждениями законодательно введено в 2012 году. Практическое применение норм началось в 2014 году. С этого момента система нормирования затрат непрерывно развивается. О новых требованиях регулятора и практических рекомендациях по организации процесса нормирования затрат рассказывает журналу «Метод» аналитик «Корпорации «Парус» Александр Письменюк.
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ
19 июля 2018 года утверждена новая редакция постановления Правительства РФ № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Документ конкретизирует требования к применению нормативов расходов учреждений с детализацией до натуральных показателей, что является одним из наиболее действенных инструментов оптимизации затрат. Однако этот инструмент органы власти практически не применяют. Большинство нормативов утверждаются федеральными ведомствами в рублевом эквиваленте, и понять, какие материальные, технические и кадровые ресурсы и в каком объеме в них заложены, невозможно.
В соответствии с новой редакцией постановления нормативы прямых затрат на оказание услуг должны формироваться исключительно на основе стандартов, а нормативы общехозяйственных расходов — на основе стандартов или методов расчета. В документе содержится несколько отступлений от данного требования, но в целом новые условия вступают в противоречие с положениями приказов федеральных органов власти об утверждении общих требований к расчету нормативных затрат, которые допускают применение расчетных методов в том числе и при определении прямых нормативных затрат.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ
Проблема с практической реализацией нового подхода в том, что отраслевые стандарты материально-технического и кадрового обеспечения оказания услуг, содержащие натуральные нормы, отсутствуют у большинства органов власти. Если же они и разработаны, то охватывают далеко не все компоненты, необходимые для расчета нормативных затрат.
Если взять основные отрасли социальной сферы, то наиболее широко стандарты применяются в спорте. Стандарт спортивной подготовки по виду спорта содержит нормы кадрового и материально-технического обеспечения, выраженные в натуральной форме и используемые при определении величины базового норматива затрат на оказание соответствующей услуги. В здравоохранении в отношении услуг, оказываемых не за счет средств ОМС, а за счет федерального бюджета, разработаны порядки оказания медицинской помощи, которые содержат натуральные нормы кадрового и материально-технического обеспечения для расчета базовых нормативов затрат. В образовании применяются федеральные образовательные стандарты, в которых приведены требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы, но в них отсутствуют нормы, выраженные в натуральной форме. В сфере культуры стандарты не утверждены. В сфере социального обслуживания населения понятие стандарта социальной услуги введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающим, что стандарты разрабатываются на уровне субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, эти документы представляют собой простые таблицы с параметрами оказания услуг и не в полной мере применимы для расчета нормативов затрат.
ЗАТРАТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
Требования постановления Правительства РФ № 640 ужесточены в первую очередь именно в отношении работ. Раньше, если нормы были установлены стандартом — они использовались, если стандарт норм не предполагал — не применялись. Этот вопрос оставался в компетенции самого органа власти. После утверждения новой редакции постановления расчет нормативных затрат на выполнение работ с применением показателей материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, по видам затрат исходя из нормативов их потребления стал обязательным.
В частности, предусмотрены такие методы расчета норматива, как метод эффективного учреждения и медианный. Первый предполагает усреднение показателей деятельности наиболее эффективного учреждения подведомственной сети (характеризующегося минимальным объемом затрат на выполнение работы) за несколько лет. Это достаточно жесткое нормирование: для отстающих от лидера учреждений норматив будет труднодостижимым. Медианный метод обеспечивает более мягкое регулирование: за норму принимается средняя величина показателя по сети.
ПРИМЕНЯЕМ НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: РЕКОМЕНДАЦИИ
Прежде всего необходимо четко определить границы смежных услуг, так как в перечнях услуг их названия приводятся с разной глубиной детализации по процессам, блокам, подвидам деятельности и расходам. В результате у учреждений содержание одной и той же услуги может сильно различаться. Следует устранить разночтения и обеспечить нормирование в масштабе подведомственной сети по единым принципам.
Затем проводится анализ достаточности информации для расчета нормативов на оказание услуг, выполнение работ. Как уже было сказано, стандартов мало и они не всегда содержат исчерпывающую информацию для определения нормативов, поэтому применяются методы — медианный или эффективного учреждения. Основные сложности на этом этапе: управленческий учет расходов ресурсов за прошлые периоды не велся в разрезе работ и услуг, поэтому отсутствует необходимый массив управленческих данных; либо менялись перечни услуг, и аналитические данные за разные периоды несопоставимы. Следовательно, требуется собрать информацию за предыдущие периоды в необходимых разрезах. С этой целью нередко составляют анкету для запроса данных у подведомственных учреждений. Мы не рекомендуем этого делать из-за низкого качества предоставляемой информации.
Более корректное решение — централизованно распределять нормы-показатели по единой расчетной формуле и запрашивать у учреждений только данные, пусть укрупненные, которые можно подтвердить статистической, управленческой или бухгалтерской отчетностью. Следующие этапы — определение нормативов в натуральном виде, балансировка и оптимизация нормативов в финансовой оценке.
Следует подчеркнуть, что нормативы в натуральном виде обязательно подлежат финансовой оценке. После этого они закладываются в финансовую модель. Если модель не работает, меняют не финансовый норматив, а натуральные параметры той или иной услуги. Связано это с тем, что основное условие нормирования затрат — величина нормативных затрат не должна превышать лимитов, которые доводятся до учреждений. Норматив, не обеспеченный финансово, требуется оптимизировать, сбалансировать с точки зрения бюджетных лимитов. Эта работа проводится ежегодно. И каждый год финансовые возможности ужесточаются, поэтому нормативы нуждаются в корректировке.
Таким образом, в условиях бюджетных ограничений норматив — величина зависимая, а не константа. Причем при расчете и балансировке нормативов необходимо учитывать возможности не конкретного учреждения, а всей подведомственной сети. Если норматив не дает обеспечения сетевых показателей по финансированию или объему услуг, значит, он неприменим.
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
Основной посыл: оптимизировать нужно аккуратно. Есть нормы, которые в принципе нельзя занижать. Например, если они установлены стандартом, определяющим минимальную обеспеченность ресурсами услуги или работы, или при условии, что уменьшение норматива приведет к снижению качества услуги или работы.
При утверждении нормативов, рассчитанных эффективным методом, у учреждений, отстающих от образцового, нередко возникает шок: они недотягивают до целевого уровня по объему или расходам, в результате их финансирование сокращается. Следовательно, может пострадать материально-техническая база, кадровый состав. Для смягчения эффекта в данном случае используют поправочные коэффициенты, которые, однако, при широком применении могут свести на нет результат нормирования. Применение коэффициентов допустимо для обеспечения плавности перехода подведомственной сети на нормативы. Параллельно необходимо применять меры к тому, чтобы учреждения либо ежегодно оказывали больший объем услуг, либо уменьшали свои затраты, не влияющие напрямую на качество услуг, в частности общехозяйственные расходы, связанные с выполнением административно-управленческих функций.
Ошибки при построении системы нормирования затрат чаще всего связаны с отсутствием плана перехода к нормированию затрат. Сейчас потребность ведомств в инструментах нормирования носит сезонный и циклический характер. Органы власти ежегодно в период с июня по сентябрь приступают к работе по организации нормирования затрат с применением натуральных показателей, не доводят ее до конца, поскольку за один год такой объем задач не решить, на следующий год начинают с чистого листа и завершают с тем же успехом. Отсюда главная рекомендация: не пытаться за два месяца произвести расчет нормативов по всем услугам и работам в масштабе всей подведомственной сети. Эту работу лучше разбить на несколько этапов продолжительностью в несколько лет и получить гарантированный результат.
Начать следует с малого: реализовать пилотный проект, на котором отработать и закрепить методику расчета нормативов. Пошаговая рекомендация следующая: необходимо выбрать три максимально близких подведомственных учреждения (например, по количеству персонала, перечню и объему оказываемых услуг), выбрать одну общую оказываемую услугу, разработать форму расчета или взять готовую форму в разделе «Пример расчета норматива» на сайте minfin.ru и адаптировать ее с учетом особенностей деятельности. Далее следует организовать процесс заполнения форм подведомственными учреждениями. Можно натуральные показатели выделить в группы (мебель, оборудование) или ограничиться статьями затрат (оплата труда, материальные запасы). Главное в текущем периоде — зафиксировать результат расчета, пусть не полный или укрупненный, а в следующем периоде продолжить расчет или детализировать ранее полученные показатели.
ВАЖНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ
Расчет нормативных затрат — один из самых сложных и трудоемких процессов в бюджетном планировании, при этом у подавляющего большинства органов власти эти расчеты не автоматизированы и ведутся в разрозненных файлах Excel, то есть практически вручную. Отмечу, что сложность параметрической модели нормирования затрат с применением натуральных показателей в разрезе материальных, технических и трудовых ресурсов по нескольким услугам сети учреждений очень высокая. Без применения информационной системы сложно или даже невозможно оперативно решить все методические, организационные и технологические задачи, стоящие перед федеральными органами власти в области нормирования затрат.
К автоматизации нормирования затрат нужно подходить комплексно. В этом случае в рамках проекта осуществляется разработка и применение единых методических подходов к расчету нормативных затрат в масштабе сети учреждений; внедрение достоверного управленческого учета и использование учетных данных в процессе стандартизации услуг и работ и для оценки эффективности учреждений; автоматизация процедур сбора и хранения данных в единой системе, где посредством веб-интерфейса одновременно работают орган власти и подведомственные учреждения; расчет норм по большому количеству объектов, анализ и балансировка показателей, оптимизация расходов.
Нормирование затрат призвано стать рычагом повышения эффективности, обеспечить сопоставимость и прозрачность расчетов в бюджетировании. Но если расчет нормативных затрат на практике не будет автоматизирован, то трудозатраты, сопровождающие процесс, превысят потенциальную пользу от применения этого инструмента.
Внедрение информационных систем в ряде ведомств (Федеральное агентство научных организаций, Росстандарт, Россельхознадзор) уже доказало свою эффективность. Например, в Россельхознадзоре автоматизация обеспечила оперативность в расчетах, прозрачность обоснования нормативных затрат. Кроме того, там с помощью системы осуществляется контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных учреждениям на выполнение работ в рамках государственных заданий.

Введение

1. Показатель ОЕЕ и методики его расчета

2. Автоматизация расчета ОЕЕ с помощью системы мониторинга

3. Основные показатели оценки эффективности промышленного предприятия

Введение

Ключевые показатели эффективности (КПЭ или KPI, key performance indicators) определяются как поддающиеся количественной оценке результаты расчетов, характеризующие наиболее важные факторы успешной деятельности предприятия. КПЭ важны для понимания и совершенствования производственных результатов как с точки зрения перспектив создания эффективного цифрового производства, так и для достижения стратегических корпоративных целей.

В июне 2017 года был принят ГОСТ Р ИСО 22400-2—2016, который идентичен международному стандарту ИСО 22400-2:2014. В настоящем стандарте определены КПЭ, используемые на практике для оценки эффективности работы оборудования и производственного персонала непрерывного, серийного, дискретного производства, а также при хранении и транспортировке продукции. В документе рассмотрены формулы для расчета КПЭ, потребители этих показателей, а также описана методика применения КПЭ

Методики расчета ОЕЕ

Одним из основных КПЭ при оценке эффективности работы технологического оборудования, является комплексный показатель ОЕЕ (Overall Equipment Effectiveness). ОЕЕ учитывает готовность (доступность) оборудования, его эффективность (производительность) и качество продукции, выпускаемой на данном оборудовании. ОЕЕ рассчитывается как произведение трех коэффициентов (табл. 1):

ОЕЕ=А * P * Q

Таблица 1

Коэффициент Описание

Доступность
(Availability, A)

Учитывает потери времени из-за простоев оборудования

Производительность
(Performance, P)

Учитывает потери в скорости, которые включают в себя все факторы, вызывающие снижение рабочей скорости оборудования по сравнению с заданной или максимально возможной

Качество
(Quality, Q)

Учитывает потери в качестве, которые включают в себя производство несоответствующей стандартам продукции

Первоначально методика расчета ОЕЕ была разработана и применялась, главным образом, для автоматических линий при массовом производстве.

Расчет показателей для автоматических линий выполняется следующим образом:

  • Доступность — отношение времени работы линии к рабочему фонду времени
  • Производительность — отношение реальной скорости линии к заданной или как отношение числа изготовленных деталей за период к максимально возможному.
  • Качество — отношение количества годных деталей к количеству фактически изготовленных

Для автоматических линий получить качественные данные для расчета ОЕЕ несложно, и комплексный показатель точно отражает эффективность работы автоматической линии.

В дискретном многономенклатурном производстве процесс обработки деталей представляет собой совокупность технологических операций, выполняемых, как правило, партиями на разных станках.

Для оценки эффективности оборудования такого производства, в том числе для станков с ЧПУ, расчет ОЕЕ по его классической формуле производится по иной методике и требует значительно большего количества данных от производственной системы.

  • Доступность или Готовность — учитывает потери на простои оборудования и определяется отношением суммарного времени обработки деталей (машинное время) к фонду времени работы оборудования.

А = Тмаш / Тфонд

  • Производительность — учитывает потери скорости работы оборудования, определяется отношением суммарного чистого или идеального (расчетного) машинного времени при изготовлении партий деталей по различным технологическим операциям к фактическому машинному времени.

  • Качество — характеризует потери времени на производство бракованной продукции и исправления брака, вычисляется как отношение разности машинного времени и времени на выпуск бракованных деталей для всех технологических операций, где был обнаружен брак и времени исправления брака к машинному времени.

Для дискретного производства расчет показателя «Качество» по методике автоматической линии (отношение числа годных деталей к числу изготовленных) нельзя признать корректным. Например, при изготовлении детали с помощью пяти операций, будут разные потери времени, если брак произошел на 1 или на 5 операции. Но, если брак может быть исправлен, то надо учитывать и время, затраченное на повторную обработку бракованных деталей.

Для расчета показателя «Производительность» важно наличие достоверной информации по идеальному (расчетному) машинному времени для каждой технологической операции. В противном случае неверно будет рассчитана не только «Производительность», но и показатель ОЕЕ.

Таким образом, расчет ОЕЕ для дискретного многономенклатурного производства сложен и часто недостоверен, особенно если данные для расчета собираются вручную.

Предприятия часто вообще упрощают задачу и рассчитывают ОЕЕ по формуле, где используется только количество изготовленных деталей и идеальное (расчетное) время их изготовления.

Такой расчет легко подогнать под требуемую величину, задавая подходящие значения идеального времени изготовления деталей.

В результате руководство предприятий вводится в заблуждение из-за неправильно рассчитанного показателя ОЕЕ, результатом чего является принятие неправильных управленческих решений. ОЕЕ надо или рассчитывать правильно, или вообще не рассчитывать, а использовать другие показатели эффективности.

ГОСТ Р ИСО 22400-2—2016 содержит методики расчета не только ОЕЕ, но и других КПЭ, помогающих не только получить оценку эффективности, но и указывающих на причины низкой или высокой эффективности. Также в этом стандарте предлагается альтернативный вариант расчета ОЕЕ, основанный на модели затрат времени.

В альтернативном варианте расчета показатель «Производительность» рассчитывается как отношение чистого машинного времени (Тмаш.ч) к машинному времени (Тмаш):

Р=Тмаш.ч / Тмаш

Машинное время отличается от чистого машинного времени:

  • наличием промежутков времени (обычно достаточно коротких), когда в процессе изготовления детали станок не производит обработку либо работает без нагрузки (холостой ход);
  • наличием промежутков времени, когда скорость обработки детали меньше запланированной.

Например, для станков с ЧПУ коэффициент производительности Р рассчитывается следующим образом:

Р = (Тмаш- Тост) * F%ср / Тмаш, где

Тмаш — суммарное машинное время изготовления продукции (время выполнения управляющей программы, УП)

Тост — суммарное время остановок в ходе выполнения УП.

F%ср — средняя величина корректора подачи F% в процессе выполнения УП.

Данный вариант расчета ОЕЕ требует намного меньше данных для расчета. Это упрощает расчет и увеличивает его достоверность. Кроме того, расчет показателя ОЕЕ можно выполнять в реальном времени

Автоматизация расчета ОЕЕ с использованием системы мониторинга Диспетчер

Как говорилось выше, расчет показателя эффективности ОЕЕ с использованием данных, собираемых вручную, сложен и недостоверен. Данные могут быть искажены, как за счет неточного контроля времени изготовления детали (технологических операций), так и вследствие неточности идеальных (расчетных) времен. Причем проверить точность этих данных невозможно.

Для качественного формирования ОЕЕ требуется автоматический контроль времени выполнения технологических операций, что подразумевает использование системы мониторинга.

Диспетчер, как никакая другая из предлагаемых в настоящее время систем мониторинга, позволяет правильно рассчитать показатель ОЕЕ, и с использованием классического, и на основе альтернативного методов расчета.

Диспетчер позволяет точно проконтролировать машинное и штучно-калькуляционное время выполнения технологических операций для различного оборудования.

В Диспетчер используются различные способы подключения к оборудованию для получения информации об его работе: аппаратное, прямое, комбинированное. Дополнительно устанавливаемые на станке датчики (тока, вибрации) позволяют контролировать нагрузку станка и отличать реальную работу от холостого хода. Состояние станка, соответствующее машинному времени, может определяться при помощи формул. В таких формулах могут объединяться как дискретные, так и аналоговые сигналы. На станках с ЧПУ, контролируемых системой Диспетчер, фиксируются все остановы при отработке управляющей программы, регистрируется соответствие реальной скорости контурной подачи и заданной величины скорости, собираются данные об отклонениях выполняемой на станке УП от эталонной программы, написанной технологом. Следует отметить, что в Диспетчер поддерживаются станки с многоканальными системами ЧПУ.

В системе Диспетчер организован как автоматический режим сбора информации, так и комплексный режим, совмещающий автоматический и ручной сбор данных, при котором в работу системы включаются операторы станков. Учет времени различных видов простоев оборудования, не регистрируемых автоматически, учет вспомогательного и подготовительно-заключительного времени выполняется посредством ввода оператором соответствующих причин простоя станков. Для этого используются установленные на станках терминалы или коллективные пульты мониторинга. Оператор перед началом работы регистрируется на станке, например, при помощи RFID пропуска или сканера штрих-кода. Система осуществляет контроль за выполнением оператором возложенных на него обязанностей путем автоматического формирования состояния «Простой станка» по вине конкретного оператора, если тот не вводит вовремя причину простоя.

Модуль «Контроль производства» предоставляет возможность контролировать как время выполнения каждой технологической операции, так и время, затраченное на изготовление бракованной продукции и на исправление брака. Это позволяет точно рассчитать показатель ОЕЕ по классической формуле для дискретного многономенклатурного производства.

Для каждой технологической операции автоматически фиксируется машинное время и контролируется его отличие от идеального (расчетного). Имеется возможность корректировать расчетное машинное время по факту выполнения технологических операций и тем самым предотвращать ошибки в расчете показателя «Производительность».

В системе выполняется контроль изготовления бракованных деталей для каждой техоперации и регистрируется время на исправление брака. В результате можно точно рассчитать показатель «Качество».

В настоящее время на многих промышленных предприятиях приняты свои нормативы для расчета ключевых показателей эффективности, включая показатель ОЕЕ. Это связано с типом производства (непрерывное, серийное, дискретное), графиком работы и иными специфическими особенностями. В Диспетчер пользователь может задавать формулы для расчета KPI, группируя при этом собираемые данные согласно требованиям, принятым на данном предприятии

Основные показатели, применяемые для оценки эффективности предприятия

В Диспетчер реализован расчет основных КПЭ как согласно ГОСТ Р ИСО 22400-2—2016, так и с учетом опыта работы предприятий, использующих данную систему мониторинга. О контроле основных показателей эффективности с помощью системы мониторинга читайте .

В таблице 2 приводится перечень основных КПЭ и формулы их расчета.

Таблица 2

КПЭ Цель (описание) показателя Расчет
Базовый модуль «Мониторинг»
Коэффициент загрузки Кз Определяет долю основного (машинного) времени по отношению к фонду работы оборудования. Кз = Тмаш/Тфонд
Коэффициента производственной загрузки Кзп Определяет долю штучно-калькуляционного времени по отношению к фонду работы оборудования. Кзп = (Тмаш + Тпрос.пр) / Тфонд
Коэффициенты готовности оборудования Кг Оценивает доступное время для производства продукции. Используется для оценки качества работы сервисных служб. Кг= (Тфонд — Тндв) / Тфонд
OEE индекс ОЕЕ-индекс общей эффективности использования оборудования. ОEE=Аэ * Р (Q=1)
NEE индекс NEE-индекс чистой эффективности использования оборудования. NEE=Ап * Р (Q=1)
Производительность Р Соотношение между чистым и полным временем производства продукции. Р=Тмаш.ч / Тмаш
Доступность А Характеризует отношение времен машинного и производственного (времени, когда станок включен). Аэ=Тмаш / Твкл
Производственная доступность Ап Характеризует связь штучно-калькуляционного и производственного времени. Ап=Тшк / Твкл
Коэффициент потерь оператора Кпо Учитывает потери времени, зависящие от оператора непосредственно. Кпо = Тпрос.нр / Тфонд
КПЭ Цель (описание) показателя Расчет
Модуль «Контроль производства»
Показатель ОЕЕ Учитывает готовность (доступность) оборудования, его эффективность (производительность) и качество продукции, выпускаемой на данном оборудовании. ОЕЕ=A*P*Q
Доступность A Определяется отношением времени обработки деталей (машинное время) к фонду времени работы оборудования. А=Тмаш/Тфонд
Производительность P Определяется отношением суммарного чистого или идеального (расчетного) машинного времени к фактическому машинному времени.
Качество Q Определяется как отношение разности машинного времени и времени на выпуск бракованных деталей и времени исправления брака к машинному времени.
Показатель NEE Индекс чистой эффективности использования оборудования учитывающий производственную доступность оборудования, его эффективность (производительность) и качество продукции NЕЕ=Aп*P*Q
Производственная доступность Aп Определяется отношением производственного (штучно-калькуляционного времени) к фонду времени работы оборудования. А=Тшк/Тфонд

В отчетах, которые формирует Диспетчер, содержатся не только абсолютные значения КПЭ и их отличия от заданных (номинальных) значений, но и отличия между близкими по смыслу специфическими КПЭ. Именно анализ таких отличий дает наглядную и важную информацию, используемую для решения различных задач по повышению эффективности производства.

О практическом применении системы мониторинга Диспетчер для расчета ключевых показателей эффективности производственных процессов читайте во второй части статьи.

Потребность в оценке экономической эффективности автоматизации возникает, когда компания планирует перевести в электронный вид бумажный документооборот, или заменить уже существующую систему на другую. Руководителей всегда интересует вопрос возврата инвестиций, сокращения расходов и увеличения прибыли. Поэтому данный расчет является обязательным шагом на этапе формирования требований при выборе системы. Чем меньше объем затрат и чем больше величина результата деловой деятельности, тем выше эффективность.

Что же такое экономическая эффективность?

Экономическая эффективность – это показатель, который определяется путем соотношения экономического результата и затрат, породивших этот результат (эффект). То есть можно сказать, что экономическая эффективность = результат/затраты.

Давайте рассмотрим, по каким направлениям может производиться анализ экономической эффективности:

  1. Сокращение затрат:
  • оптимизация сроков исполнения деловых задач. Например: передачи, приема, обработки, исполнения;
  • трудовых затрат и ресурсов;
  • материальных затрат и ресурсов.
  • Новые возможности (формы и методы) в деловой деятельности. Например:
      • оперативность принятия решений;
      • корректность принятых решений.
  • Показатели, связанные с минимизацией рисков (произ­водственные и непроизводственные потери). Например, потеря документов.
  • Показатели, связанные с получением дополнительных ценностей для развития (объем информационного пространства (ресурсов), состав филиалов (представительств) охваченных системой автоматизации).
  • Из чего состоит эффект, результат?

    В него могут входить количественный показатель и качественный.
    Количественный, в основном, связан с уменьшением временных затрат на задачу при использовании системы автоматизации.
    Например, можно вычислить и представить следующие количественные характеристики:

    • экономия времени, например, за счет применения современного оборудования, инновационных технологий. Самый яркий пример – автоматизация распознавания и внесение в систему атрибутов документов;
    • экономия трудозатрат, например, рабочего времени сотрудников на ввод данных по документам, на их поиск, передачу документов, анализ данных для формирования отчетов по вопросам исполнительской дисциплины;
    • экономия материальных затрат, например, на расходные материалы (бумагу), оборудование, сокращение производственных площадей для работы с документами и их хранения, сокращение затрат на электроэнергию, логистические затраты и т.п.;

    К качественным показателям можно отнести следующие:

    • ускорение обработки документов, которое обеспечивается сервисами совместной работы с документами и оперативностью принятия решений по ним;
    • улучшение возможностей для централизованного сбора информации, повышения прозрачности процессов работы с документами и контроля исполнительской дисциплины;
    • повышение сохранности и актуальности документов;
    • увеличение качества работы с информацией и применение для этого новых форм и методов.

    Сюда же можно включить стратегические показатели, например, увеличение лояльности клиентов, за счет предоставления более качественного сервиса. Этот фактор особенно важен на enterprise-рынке, где каждый клиентов очень ценен.

    Какие целевые затраты следует учитывать при реализации процесса автоматизации?

    Для расчета объема совокупных инвестиций электронного документооборота следует учитывать производственные затраты, включающие как расходы на проектирование, внедрение, эксплуатацию, так и капитальные вложения, куда входят расходы на установку и монтаж основного и вспомогательного оборудования.

    Можно отметить следующий примерный состав инвестиций:

    • подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО);
    • исполнение конкурсной процедуры по выбору подрядчика;
    • оборудование, материалы для оснащения рабочих мест;
    • лицензии общесистемного программного обеспечения (ОС) и система управления базами данных (СУБД);
    • лицензии на приобретаемую СЭД;
    • дополнительные лицензии сторонних производителей, необходимые для функционирования СЭД, например, модули, обеспечивающие сканирование, Optical Character Recognition (OCR), работу с электронной подписью;
    • работы по настройке основного решения;
    • работы по настройке сценариев интеграции;
    • миграция данных;
    • обучение персонала;
    • техническая поддержка;
    • масштабирование и возможные доработки;
    • и другое.

    Данные показатели предоставляет подрядчик, и это называется расходной составляющей или RFP (Request for proposal) – документированный запрос коммерческого предложения у поставщика на приобретение каких-либо товаров или услуг в тендерных процедурах.

    Пример расчета показателей экономической эффективности

    Рассмотрим пример расчета показателей экономической эффективности, связанного со временем выполнения деловых операций:
    Например, нам необходимо рассчитать экономический эффект применения новых технологий при выполнении операции ввода данных по документам в систему.
    Ниже представлена формула для расчета экономического эффекта (Э), который может быть выражен в процентах. Он рассчитываются по формуле, учитывающей количество деловых операций работы с документами (N) выполняемых за единицу времени до (T1) и после (T2) автоматизации.

    Э = 100 * (T1*N – T2*N / T1*N)

    Например, 100 операций ввода документов (N) в систему выполнялись до внедрения СЭД за T1=60 минут, а после внедрения СЭД на T2=5 минут. Экономический эффект по времени составляет 91%. Время стало использоваться эффективнее.

    Формула применима, например, для расчета следующих показателей:

    • экономия времени на выполнение рутинной операции, например, на ввод документов, представленных на формализованных бланках;
    • экономия времени на формирование статистических отчетов;
    • экономия времени на подготовку типовых документов.

    Но что делать, если у вас уже стоит система и принято решение о ее замене. Будут учитываться те же параметры или новые?

    При перевнедрении системы следует сравнить не только старый и новый продукт, но и оценить выгоду от сохранения ранее сделанных вложений и расходы на новый проект.
    Оценка выгод от перевнедрения – сложная процедура, требующая понимания процессов и изменений, которые будут происходить в компании, и затрагивающая как заказчика, так и подрядчика. Здесь следует понимать, что показатели эффективности будут ниже, так как сравнивается эффективность работы одной системы с другой, а не ручной процесс с автоматизированным, как при обычном внедрении. Поэтому и сама процедура оценки будет другой.

    Учитываться должны также следующие параметры:

    • обучение сотрудников работе с новой системой;
    • миграция данных;
    • сравнение стоимости модернизации старой системы и внедрение с нуля.

    В обоих случаях, как при внедрении, так и при перевнедрении, могут возникать трудности при расчете. Это особенно касается доходной составляющей и потенциальных выгод, так как их сложно точно спрогнозировать. Только затратная часть считается точно, но и она складывается из тех составляющих, которые известны здесь и сейчас. Поэтому всегда следует закладывать потенциальный риск. Он может включать в себя изменение законодательства, которое не прогнозировалось, введение санкций.

    Если продолжить тему изменений в законодательстве, то одним из ярких примеров риска, который повлиял на ЕСМ-рынок, можно назвать импортозамещение. Оно затронуло и государственные организации, и отчасти коммерческие, которые подстраиваются под изменяющиеся обстоятельства.

    Если комплексно внедрять платформу ЕСМ, например, с архивом, ЮЗ ЭДО, интеллектуальной отчетностью, тогда можно прогнозировать совокупную выгоду. Когда электронный документ не дублируется бумажным, а станет только электронным, тогда и будет выигрыш во времени, в затратах, скорости принятия решений, эффективности компании в целом и в прозрачности ее управления

    Артем Моисеенко руководитель отдела экспертизы и развития Поделиться:

    Основные понятия

    Экономическая эффективность капитальных вложений характеризует целесообразность и конечную результативность для макроэкономики вложений средств в те или иные инвестиционные проекты.

    Экономическая эффективность оценивается с помощью ряда показателей, одним из которых является нормативных коэффициент.

    Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений используется для анализа эффективности инвестпроектов. Данная величина обратно пропорциональна сроку окупаемости капитальных вложений. Термин «нормативный» в определении показателя означает, что если затраты оправдают себя к определенному сроку, то проект будет эффективным, в противном же случае такой проект нанесет ущерб экономике.

    Данный показатель широко использовался в плановом хозяйстве СССР при анализе и расчете государственных проектов. В современной экономике этот показатель не применяется, однако используется аналогичный ему показатель, социальная норма дисконта.

    Социальная норма дисконта была введена «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестпроектов». Данный показатель применяется, в основном, в случаях ГЧП — государственно-частного партнерства, при котором крупные частные проекты могут частично финансироваться государством. Также показатель может использоваться при анализе полностью государственных проектов, на которые тратятся исключительно бюджетные средства. В частном бизнесе коэффициент применяется реже по причине того, что срок окупаемости каждая фирма устанавливает для себя самостоятельно.

    Социальная норма дисконта используется в совокупности с другими показателями экономической эффективности. Официально размер показателя не указывается, однако чаще всего он рассчитывается исходя из ставки рефинансирования с поправкой на инфляцию. Данный показатель учитывает не только экономические, но и общественные, экологические и прочие последствия создания инвестпроекта.

    Социальная норма дисконта

    Значение нормативного коэффициента

    Нормативный коэффициент эффективности капвложений — это константа, которая обозначает минимально допустимую для общества и государства эффективность того или иного экономического проекта. Таким образом, с помощью нормативных коэффициентов выбираются наиболее экономически целесообразные пути вложения государственных средств. С одной стороны, все незадействованные мощности должны попасть в план, с другой стороны — все объекты должны обеспечивать наивысшую отдачу по капиталу в целом по макроэкономике, то есть, должна быть достигнута общая максимальная эффективность капитальных вложений.

    Нормативные коэффициенты устанавливаются отдельно для различных отраслей. Общий диапазон коэффициентов: от 0,1 до 0,33. Для химической и легкой промышленности значения коэффициентов наиболее высоки, для транспортной и энергетической сферы — значения самые низкие. Для индустриального сектора коэффициент составляет 0,16, для девелопмента — 0,22, а в торговой сфере — 0,25. В целом по макроэкономике данный коэффициент брался в размере 0,14.

    Нормативные коэффициенты устанавливаются отдельно для различных отраслей

    Значения показателей получаются на основе многолетнего экономического анализа, в частности — ретроспективного. Величина коэффициента для отрасли зависит от баланса между фондами производственного накопления и необходимостью создания новых промышленных мощностей для производства конечной и промежуточной продукции. Играет роль технологическая зрелость в отрасли, уровень используемых технологий, глубина автоматизации, эффективности НИОКР.

    Расчет экономической эффективности капитальных вложений с использованием нормативных коэффициентов

    Нормативный коэффициент эффективности используется для анализа сравнительной экономической эффективности капвложений. Это необходимо для того, чтобы из ряда альтернативных вариантов вложения средств выбрать наиболее целесообразный с точки зрения периода окупаемости и возврата вложенных средств.

    Основной характеристикой сравнительной эконом. эффективности является минимальный уровень приведенных затрат. По каждому пути использования средств приведенные издержки — это совокупный уровень текущих расходов и капвложений, приведенных к одной и той же размеренности в соответствии с норм. коэффициентом.

    Выбирается инвестпроект, обладающий наивысшей целесообразностью, т. е. наиболее оптимальным сочетанием операционных издержек и капзатрат. При этом показатели издержек и вложенных средств могут различаться у проектов достаточно существенно. В данном случае следует сопоставить капвложения с экономией на расходах и сравнить итоговую величину с ее нормативным значением.

    Формула для определения сравнительной эконом. эффективности:

    min = S(i) + E(n)*K(i),

    где K(i) — капвложения по проекту с индексом i;

    S(i) — текущие расходы по проекту i;

    E(n) — нормативный коэфф. эффективности капвложений;

    Выбрать следует проект, имеющий минимальные издержки. В качестве примера рассмотрим три варианта инвестпроектов:

    Проект №1.

    Капвложения K1 = 740 000 руб.

    Годовые расходы C1 = 320 000 руб.

    Проект №2.

    Капвложения K1 = 640 000 руб.

    Годовые расходы C1 = 330 000 руб.

    Проект №3.

    Капвложения K1 = 600 000 руб.

    Годовые расходы C1 = 350 000 руб.

    Нормативный коэфф. эфф. капвложений E(n) = 0,25

    Умозрительно сложно определить самый эффективный инвестпроект. Если анализировать уд. капложения выигрывает инвестпроект 3, но по издержкам лидирует проект 1. Для точного определения произведем расчет сравнительной эконом. эффективности капвложений на основе приведенных выше формул.

    Проект 1: 320 000 + 0,25*740 000 = 505 000 руб.

    Проект 2: 330 000 + 0,25*640 000 = 490 000 руб.

    Проект 3: 350 000 + 0,25*600 000 = 500 000 руб.

    Согласно расчетам, наименьшими затратами обладает второй проект, следовательно, он является наиболее эффективным.

    Капвложения в проект 2 превышают затраты на проект 3 на 40 000 руб. (640 000 — 600 000), но годовые операционные издержки по проекту 2 меньше, чем по проекту 3 на 20 000 руб. (350 000 — 330 000). Таким образом требуемые дополнительные капвложения по проекту 2 по сравнению с проектом 3 в размере 40 000 руб. вернутся за два года (40/20) благодаря экономии на расходах.

    Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

    Таким образом, проанализированный нормативный коэффициент позволяет проанализировать экономическую целесообразность капвложений, что в свою очередь позволяет выбрать наиболее экономически выгодный путь вложения капитала. Аналог данного коэффициента, социальная норма дисконта, используется в совокупности с другими экономическими показателями для анализа эффективности инвестиций в государственных проектах, проектном финансировании, при государственно-частном партнерстве (ГЧП).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх