- от автора admin
Содержание
Самым первым и главным нормативным документом, предназначенным для планирования потребностей учреждения в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходом, являются Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43). На целесообразность применения этих Норм юридическими лицами разных форм собственности, которые действуют на территории Украины и эксплуатируют автомобили, указало и Мининфраструктуры в своем письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17.
Именно Нормами № 43 установлены базовые линейные нормы расхода горючего для большинства автомобилей отечественного и импортного производства. Они приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавитам) в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43. А вот временные, временные индивидуальные и постоянные базовые нормы расхода топлива для транспортных средств и установленного на них оборудования разрабатывает ведущий институт в сфере автотранспорта — ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Это же касается и новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в упомянутый документ.
В то же время нормативный расход топлива рассчитывают для каждого конкретного авто в зависимости от его типа и назначения, исходя из установленных норм расхода топлива. При этом также учитывают коэффициенты корректировки, приведенные в разд. 3 Норм № 43. Как раз применение этих коэффициентов дает возможность учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на фактический расход ГСМ.
В целом корректирующие коэффициенты могут быть такими, которые повышают нормы расхода топлива (п. 3.1 Норм № 43), и такими, которые уменьшают их (п. 3.2 Норм № 43). Но для холодного времени года, безусловно, более актуальными являются первые. Ведь низкая температура воздуха, сложные погодные и дорожные условия (снегопады, гололед, заносы и т. п.) значительно усложняют работу автотранспорта. В свою очередь, это неизбежно приводит к увеличению расхода ГСМ.
Итак, давайте выясним, какие же существуют «надбавки» для нормы расхода топлива в зимний период. Перечень повышающих «зимних» коэффициентов и порядок использования каждого из них приведены в таблице ниже.
Порядок применения коэффициентов корректировки норм расхода топлива в зимний период
Название коэффициента и условия применения |
Значение коэффициента |
Порядок применения |
Пример применения |
Надбавка при работе в холодное время года (п.п. 3.1.1.1 Норм № 43) |
Эту надбавку применяют исходя из фактической температуры воздуха окружающей среды в пределах определенного диапазона. В свое время Минтранс (письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09) указал на возможность установить фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне. Однако при нестабильных погодных условиях целесообразно все-таки пересматривать значение коэффициента корректировки ежедневно. Более того, в случае колебания температуры около нулевой отметки с постоянным ее повышением главные транспортники рекомендуют: • либо вообще не применять эту надбавку; • либо пересматривать надбавку ежедневно в зависимости от температуры воздуха. При этом в расчет следует принимать среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации. В свою очередь, отчетный период устанавливает руководитель учреждения. Причем можно выбрать единый отчетный период для всех транспортных средств учреждения или индивидуальные для каждого автомобиля. Для расчетов по большей части используют значение среднесуточной температуры. В то же время в случае необходимости можно применять и среднюю температуру за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) или их комбинации (например, средняя температура за утро-день, за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники. При условии фиксирования температуры воздуха в начале и конце движения транспортного средства в путевых листах и/или других отчетных документах, среднюю температуру можно определять на основании этих данных. Также допускается установление индивидуальных значений надбавки на отдельные периоды эксплуатации или отдельную часть маршрута (например, движение в ночное время в холодное время года) В случае поездки в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливают с учетом температурных условий начального и конечного пунктов направления. А при необходимости могут учитывать и данные о температуре воздуха в промежуточных пунктах. Следует также помнить: кроме температуры воздуха, на порядок применения надбавок влияет и средняя длина поездки в общем пробеге автомобиля. Так, если в маршруте служебного авто преобладают поездки на короткие расстояния (до 5 км), тогда стоит применять большие значения надбавки за работу в зимних условиях. И наоборот — если средняя длина поездки превышает 10 км, целесообразно использовать минимальные значения этой надбавки. Конкретный порядок учета климатических условий при расчете нормативного расхода топлива определяет и утверждает руководитель учреждения своим приказом (распоряжением) |
Согласно приказу руководителя учреждения значение корректирующего коэффициента пересматривается ежедневно с учетом фактической температуры воздуха. Отчетный период эксплуатации служебного автомобиля установлен на уровне продолжительности рабочего дня должностных лиц — с 8:00 до 17:00. Средняя температура воздуха за время эксплуатации автомобиля — -9 °C (согласно данным Укргидрометцентра температура воздуха утром в 8:00 составляла -10 °C и -8 °C — вечером в 17:00). Данные путевого листа за соответствующую дату свидетельствуют, что среднее расстояние поездки служебного автомобиля не превышало 5 км. Учитывая это, норма расхода топлива для служебного автомобиля на эту дату была увеличена на 4 % |
|
в зависимости от температуры воздуха : |
|||
ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно |
до 2 % |
||
от -5 °C и до -10 °C включительно |
до 4 % |
||
от -10 °C и до -15 °C включительно |
до 6 % |
||
от -15 °C и до -20 °C включительно |
до 8 % |
||
от -20 °C и до -25 °C включительно |
до 10 % |
||
ниже -25 °C |
до 12 % |
||
Надбавки на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние (до 2 км после перерыва с выключенным двигателем не менее 1 года) (п.п. 3.1.1.2 Норм № 43) |
Применение этого коэффициента также зависит от фактической средней температуры воздуха. В целом порядок использования этой надбавки аналогичен правилам применения предыдущего коэффициента. В то же время следует учитывать несколько нюансов. Во-первых, условия эксплуатации, которые предусматривают перерыв перед началом движения (с выключенным двигателем в течение по меньшей мере одного часа), должны быть надлежащим образом задокументированы. В частности, ответственные лица должны сделать записи об этом в путевых листах или в других отчетных документах. Во-вторых, эту надбавку прибавляют к надбавке за работу в холодное время года, но только на пробег первых 2 км или на весь маршрут, если его расстояние не превышает 2 км. При этом соблюдение первого условия относительно продолжительности перерыва в работе автомобиля является обязательным. И в-третьих, эту надбавку целесообразно применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля |
По данным Укргидрометцентра средняя температура воздуха за утро-день составляла -14 °C. Согласно путевому листу средняя длина поездки служебного автомобиля — 15 км. Учитывая это, принято решение о применении минимального значения надбавки — 5 %. Эта надбавка касается лишь пробега первых 2 км (для «старта»). Поэтому коэффициент корректировки для всего пробега служебного автомобиля будет составлять: (2 км : 15 км) х 5 % = 0,667 % |
|
в зависимости от фактической температуры воздуха: |
|||
ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно |
до 2 % |
||
от -5 °C и до -10 °C включительно |
до 4 % |
||
от -10 °C и до -15 °C включительно |
до 6 % |
||
от -5 °C и до -20 °C включительно |
до 8 % |
||
от -20 °C и до -25 °C включительно |
до 10 % |
||
ниже -25 °C |
до 12 % |
||
Надбавка при работе в период сезонного бездорожья (снежные заносы, сильный снегопад, гололедица): |
Для применения этой надбавки неблагоприятные условия движения должны быть надлежащим образом задокументированы. Информацию об этом следует отразить в путевых листах и/или других отчетных документах. Кроме того, установлены такие ограничения относительно использования этих коэффициентов корректировки: • могут применяться лишь к части маршрута с соответствующими условиями; • период их использования не должен превышать 30 дней (суммарно) в год; • одновременное применение коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43, запрещено |
Согласно данным путевого листа пробег служебного автомобиля в течение рабочего дня составляет 40 км, из них 10 км со сверхсложными дорожными условиями (снежные заносы, гололед). Учитывая то, что весь маршрут пролегал по дорогам общего назначения, принято решение о применении надбавки в пределах 35 %. Таким образом, в расчете на весь маршрут автомобиля размер надбавки составит: (10 км : 40 км) х 35 % = 8,75 % |
|
• на дорогах общего пользования (п.п. 3.1.8 Норм № 43) |
до 35 % |
||
• за пределами дорог общего пользования и при условиях, требующих снижения скорости до 20 км/ч (п.п. 3.1.7 Норм № 43) |
до 50 % |
||
Надбавка на обогрев салона и обеспечение надлежащего осмотра (п.п. 3.1.13 Норм № 43): |
Обоснованность применения этих надбавок и данные о температурном режиме (средняя) должны быть надлежащим образом задокументированы. Эти надбавки не используются в «чистом виде». Значение этих коэффициентов требует корректировки в зависимости от рабочего объема двигателя. Для этого базовое значение надбавки следует умножить на условный коэффициент использования мощности двигателя (КИМ). В свою очередь, последний определяют по такой формуле: КИМ = 2000 : Vр, где Vр — рабочий объем двигателя в см3. Обратите внимание! Требование о корректировке размера надбавок на величину КИМ касается всех автомобилей, кроме автобусов |
В бюджетном учреждении эксплуатируется служебный автомобиль Daewoo Lanos с объемом двигателя 1498 см3 в зимний период. Средняя температура воздуха в течение периода эксплуатации автомобиля составляла -12 °C. Для обогрева салона автомобиля и обеспечения надлежащего осмотра использовался встроенный обогреватель. По приказу руководителя учреждения была установлена надбавка на обогрев салона на уровне 1 %. КИМ = 2000 : 1498 см3 = 1,335. Следовательно, при исчислении нормы расхода ГСМ для служебного автомобиля следует применять такой размер надбавки на обогрев салона : 1 % х 1,335 = 1,335 % |
|
• с помощью встроенной системы обогрева |
|||
в зависимости от фактической температуры воздуха : |
|||
ниже +5 °C и до -5 °C включительно |
до 0,5 % |
||
от -5 °C и до -15 °C включительно |
до 1 % |
||
от -15 °C и до -25 °C включительно |
до 1,5 % |
||
ниже -25 °C |
до 2 % |
||
• с помощью автономного (независимого) оборудования* |
|||
в зависимости от фактической температуры воздуха : |
|||
ниже +15 °C и до +5 °C включительно |
до 2 % |
||
от +5 °C и до -5 °C включительно |
до 4 % |
||
от -5 °C и до -15 °C включительно |
до 6 % |
||
от -15 °C и до -25 °C включительно |
до 8 % |
||
ниже -25 °C |
до 10 % |
||
• в случае использования функции осушения воздуха в салоне |
|||
при температуре воздуха ниже +20 °C и до 0 °C включительно |
до 4 % |
||
Надбавка на запуск автомобилей, которые работают на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе (п.п. 3.4.5 Норм № 43) |
Эта надбавка не применяется во время эксплуатации автомобилей на жидком топливе. Норму дополнительного потребления топлива устанавливают лишь в случае запуска (запусков) двигателя на жидком топливе с дальнейшим переходом на газовое горючее. При этом факт осуществления такого запуска (запусков) должен быть зафиксирован в путевом листе и/или другом отчетном документе. Конкретный объем дополнительного потребления топлива зависит от количества запусков двигателя в течение отчетного периода. Так, следует применять минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями и с учетом рекомендаций завода — изготовителя автомобиля или газобаллонного оборудования. В то же время частые запуски двигателя после долговременных простоев (с выключенным двигателем) и поездки на короткие расстояния требуют применения большего значения надбавки |
Служебный автомобиль Skoda Octavia работает на газовом топливе. При этом базовая линейная норма расхода жидкого топлива для этого автомобиля составляет 8,1 л/100 км. Согласно данным Укргидрометцентра средняя фактическая температура воздуха в течение отчетного периода эксплуатации составляла -15 °C. С учетом фактических условий эксплуатации (частые поездки на короткие расстояния) принято решение о применении надбавки на запуск двигателя на уровне 4 %. Дополнительная норма потребления жидкого топлива за соответствующий календарный день эксплуатации составляет: 8,1 л/100 км х 4 %= 0,3 л |
|
от базовой линейной нормы расхода жидкого топлива на каждый календарный день эксплуатации в зависимости от фактической температуры воздуха : |
|||
+15 °C и выше** |
до 0,5 % |
||
ниже +15 °C и до +5 °C включительно** |
до 1 % |
||
от +5 °C и до -5 °C включительно |
до 2 % |
||
от -5 °C и до -10 °C включительно |
до 3 % |
||
от -10 °C и до -15 °C включительно |
до 4 % |
||
ниже -15 °C |
до 5 % |
||
* При условии отсутствия в приложении Г к Нормам № 43 норм расхода топлива на работу указанного оборудования. ** Для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине. |
Кстати, все цифровые значения коэффициентов-надбавок, приведенные с предлогом «до», следует рассматривать как такие, которые могут применяться включительно. Например, если указан размер коэффициента «до 2 %», это значит, что можно установить надбавку на уровне 2 % и ниже.
Конкретные же размеры коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель учреждения. Для их утверждения оформляют внутренний распорядительный документ — приказ (распоряжение) по учреждению (п.п. 3.5.8 Норм № 43).
ВНИМАНИЕ!
Максимальные значения коэффициентов соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации. Такой размер надбавок нельзя устанавливать одновременно на все транспортные средства учреждения и на весь период их эксплуатации.
Учитывая это, корректирующие коэффициенты необходимо применять дифференцированно в зависимости от фактических потребностей. Более того, рекомендовано устанавливать индивидуальные значения надбавок для каждого автомобиля с учетом особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации. Это поможет экономнее расходовать ГСМ и предотвращать злоупотребления.
Также имейте в виду: для корректировки линейных норм разрешено применять сразу несколько корректирующих коэффициентов, но с учетом установленных ограничений. Таким образом, если есть основания для использования нескольких надбавок одновременно, их значение следует свести воедино и рассчитать суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43):
K∑ = K1 + K2 + … + Кn.
И еще один важный момент: если отдельные надбавки применяются лишь к части маршрута, то суммарный коэффициент можно исчислять:
• либо в полном объеме отдельно для каждого участка дороги, на котором действовали определенные условия движения;
• либо не в полном объеме, а в части, пропорциональной длине этого маршрута.
Но прежде чем определить значение коэффициентов корректировки и порядок их применения, стоит подумать об обосновании такой необходимости . То есть основания для использования каждой из надбавок должны быть надлежащим образом зафиксированы и задокументированы. И для применения «зимних» коэффициентов первоочередное значение имеет определение фактической температуры воздуха. Так, законодательством предусмотрены три пути получения информации о температурном режиме:
1) по данным Укргидрометцентра Государственной гидрометеорологической службы;
2) на основании сведений из других достоверных официальных источников (это могут быть данные о фактической температуре воздуха местной метеостанции и т. п.);
3) по результатам собственных измерений.
И если отдаете предпочтение третьему варианту, то не забудьте назначить ответственное лицо и организовать ведение журнала учета фактической температуры воздуха. Причем необходимо обеспечить ведение такого журнала на постоянной основе.
Кроме того, Нормами № 43 предусмотрено несколько требований относительно порядка измерения температуры воздуха. В частности, рекомендовано использовать термометры с абсолютной погрешностью до ±1 °C. При этом имеет значение и его размещение. Это должно быть защищенное от прямых солнечных лучей место на высоте около 2 м от поверхности земли.
Вместе с тем можно использовать и «бортовой» указатель температуры (если он предусмотрен комплектацией авто) или переносные термометры. Однако результаты таких измерений не должны существенно отличаться между разными автомобилями учреждения, эксплуатирующимися в пределах одного населенного пункта, района и т. п. Также не допускается отклонение результатов собственных измерений от данных Укргидрометцентра или метеослужб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины) на 5 °C и более. Именно такое отклонение считается существенным. Исключение составляют лишь расхождения, которые могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.
Зато если учреждение не проводит собственных измерений и не фиксирует их документально, целесообразно все же направить запрос в подразделение Госгидрометеослужбы о предоставлении данных относительно температурных показателей за соответствующий промежуток времени.
После того как необходимые «зимние» коэффициенты определены, обоснованы и подкреплены приказом руководителя, можно приступать к расчету нормативного расхода топлива. Напомним, для его исчисления применяют такую формулу (п. 4.1 Норм № 43):
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K∑),
где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);
Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);
S — пробег автомобиля, км.
Чтобы закрепить вышесказанное, рассмотрим условный пример расчета нормативного расхода топлива для служебного автомобиля.
Пример. В бюджетном учреждении для служебных поездок используется легковой автомобиль Chevrolet Lacetti F196 с объемом двигателя 1598 см3. Согласно путевому листу пробег этого служебного автомобиля за отчетный период составляет 250 км. Средняя фактическая температура воздуха по данным Укргидрометцентра была зафиксирована на уровне -10 °C. Для обогрева салона и обеспечения надлежащего осмотра в авто работала система обогрева (встроенная). Базовая линейная норма расхода ГСМ для указанной марки автомобиля составляет 7,2 л/100 км. На отрезке дороги 100 км были сильные снежные заносы.
На основании приказа руководителя учреждения было установлено применение таких надбавок при расчете нормативного расхода ГСМ на работу служебного авто:
К1 — надбавка за работу в холодное время года — 4 %;
К2 — надбавка за работу в период сезонного бездорожья (сильные снежные заносы) — (100 км : 250 км) х 35 % = 14 %;
К3 — надбавка на обогрев салона — (2000 : 1598 см3) х 1 % = 1,252 %.
Суммарный коэффициент корректировки составляет:
K∑ = 4 % + 14 % + 1,252 % = 19,252 %.
Таким образом, максимально допустимый нормативный расход топлива для работы служебного автомобиля составляет:
Qн = 0,01 х 7,2 л/100 км х 250 км х (1 + 0,01 х 19,252 %) = 21,47 л.
Итак, теперь вы знаете, какие «зимние» надбавки и когда можно применять, поэтому с легкостью сможете проконтролировать расходы ГСМ в вашем учреждении.
Кстати, порядок отражения потраченного горючего на счетах бухучета ничем не отличается от списания любых других запасов на фактические расходы. То есть дебетуем соответствующий субсчет учета расходов (Дт 8013 (8113)) и кредитуем субсчет учета ГСМ (Кт 1514).
На 2019 год установлены поправочные коэффициенты стоимости жилья для расчета субсидии госслужащим
8-02-2019, 16:58
Приказом Минтруда России от 11.01.2019 №5н утвержден поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 год.
Показатели применяются для расчета единовременной субсидии на приобретение жилья. В частности, для г. Москвы поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья составляет 2,36 (в 2018 году 2,32), для г. Санкт-Петербурга — 1,73 (в прошлом году — 1,80).
Уральский федеральный округ 2019 2018 |
||
Курганская область |
1,15 |
1,18 |
Свердловская область |
1,35 |
1,40 |
Тюменская область |
1,33 |
1,37 |
Челябинская область |
1,35 |
1,29 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
1,27 |
1,42 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
1,16 |
1,28 |
Признан утратившим силу приказ Минтруда России от 10.01.2018 №11н, которым были утверждены поправочные коэффициенты на 2018 год.
Нормативный правовой акт вступает в силу 11.02.2019.
О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2008 года N АМ-23-р
О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
(с изменениями на 20 сентября 2018 года)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 года, регистрационный N 4916):
Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Заместитель Министра
А.С.Мишарин
Приложение. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
Приложение
к распоряжению
Минтранса России
от 14 марта 2008 года N АМ-23-р
(с изменениями на 20 сентября 2018 года)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
II. Нормы расхода топлив для автомобилей общего назначения
(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей установлены следующие виды норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
свыше 5 млн. человек — до 35%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.
При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне — буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, при перегоне — буксировке в строенном состоянии — до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс.км — до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс.км — до 10%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р)
При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. — до 20%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.
При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р)
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами — изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р)
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
6. Норма расхода топлив может снижаться.
При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;
— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
7. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 · Hs · S · (1 + 0,01 · D), (1)
где Qн — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется одним из следующих способов:
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
по данным, представленным в подпунктах 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 настоящих методических рекомендаций;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
по данным расхода топлива, представленного заводом — изготовителем легкового автомобиля и полученного по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций N 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности»;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
________________
Глобальные технические правила, касающиеся всемирной согласованной процедуры испытаний транспортных средств малой грузоподъемности http://www.unece.org/trans/main/wp29/wp29wgs/wp29gen/wp29glob_registry.html
(Сноска дополнительно включена распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
по данным расхода топлива, представленного заводом — изготовителем легкового автомобиля и полученного в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу Организации Объединенных Наций N 101 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, приводимых в движение только двигателем внутреннего сгорания либо приводимых в движение гибридным электроприводом, в отношении измерения объема выбросов двуокиси углерода и расхода топлива и/или измерения расхода электроэнергии и запаса хода на электротяге, а также транспортных средств категорий и , приводимых в движение только электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода на электротяге» (далее — Правило ООН N 101), с учетом поправочных коэффициентов :
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
________________
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, приводимых в движение только двигателем внутреннего сгорания либо приводимых в движение гибридным электроприводом, в отношении измерения объема выбросов двуокиси углерода и расхода топлива и/или измерения расхода электроэнергии и запаса хода на электротяге, а также транспортных средств категорий и , приводимых в движение только электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода на электротяге (http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R101r3r.pdf).
(Сноска дополнительно включена распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
,
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
где
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
базовая норма расхода топлива, л/100 км;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
расход топлива по данным завода-изготовителя, полученным в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу ООН N 101, л/100 км;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
поправочный коэффициент, учитывающий характеристики колесных транспортных средств (таблица 7).
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
Таблица 7. Поправочные коэффициенты KHs для расчета базовой нормы расхода топлив по данным завода-изготовителя, полученным в соответствии с процедурой испытаний, описанной в приложении 6 к Правилу ООН N 101
Таблица 7
(Дополнительно включена
распоряжением Минтранса России
от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р)
Характеристики легкового автомобиля |
Поправочные коэффициенты |
Бензиновые легковые автомобили |
|
Рабочий объем цилиндров двигателя менее 1,4 л. |
1,24 |
Рабочий объем цилиндров двигателя от 1,4 л. до 2,0 л. |
1,15 |
Рабочий объем цилиндров двигателя более 2,0 л. |
1,07 |
Дизельные легковые автомобили |
|
Рабочий объем цилиндров двигателя менее 1,4 л. |
1,26 |
Рабочий объем цилиндров двигателя от 1,4 л. до 2,0 л. |
1,21 |
Рабочий объем цилиндров двигателя более 2,0 л. |
1,14 |
Газомоторные легковые автомобили |
|
Газомоторные легковые автомобили, использующие сжиженный газ |
1,16 |
Газомоторные легковые автомобили, использующие сжатый природный газ |
1,36 |
7.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ
7.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
(Подпункт 7.1.1 дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 14 мая 2014 года N НА-50-р)
7.2. Легковые автомобили зарубежные
Интересные материалы:
- ОКПД ОСАГО 2018
Поиск по классификатору «ОКПД2» (ОК 034-2014) При публикации сведений в ЕИС в 2018-2019 годах и…
- Семинар 2018
Возврат к списку 28.02.2018 – Семинар "3D-коучинг для руководителя" 28 февраля 2018, Среда Ведущая: Татьяна…
- 14 июня 2018 г
14 июня 2018 года 14 июня 2018 какой день недели? четвергКакой лунный день? 1 лунный…
- Чек лист Роспотребнадзор 2018
Rangizzz / .comРоспотребнадзор разместил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проекты чек-листов для плановых…
- Сколково день открытых дверей 2018
25 октября 2018 года в 10.00 в технопарке "Жигулевская долина" (Тольятти, Южное шоссе, 165) пройдет…