Куперс

Бухучет и анализ

Разрешение на проведение раскопок

Прежде чем приступить к полевым исследованиям археологических памятников, необходимо ознакомиться с современными правовыми актами, регулирующими вопросы сохранения, изучения и использования археологических памятников.

Основным законодательным актом в данной области является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Φ3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Кроме того, представляет интерес постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия».

Росохраной, функции которой в 2011 г. переданы Министерству культуры РФ (Минкультуры России), принят приказ от 3 февраля 2009 г. № 15 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», который предусматривает, что без наличия государственного документа (открытого листа), дающего право на исследования археологических объектов, никакие исследования проводить нельзя. Надо помнить, что нарушение установленного в стране порядка влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Открытые листы как разрешения на проведение исследований имеют в России свою почти 150-летнюю историю. Они были введены еще в середине XIX в. Императорской археологической комиссией, которая рассматривала заявки на выдачу разрешений, субсидировала наиболее важные по ее мнению исследования, принимала и рассматривала отчеты о проведении исследований по открытому листу.

В 1918 г. Комиссия передала свои полномочия органу при Российской академии истории материальной культуры (РАИМК), потом отрытые листы выдавал ГАИМК — отдел полевых исследований Института истории материальной культуры, переименованный в дальнейшем в Институт археологии Академии наук. С 2009 г. право выдавать Открытые листы передано росохранкультуре при Министерстве культуры России. Археологу, собирающемуся проводить археологические исследования, необходимо ознакомиться с основными требованиями Положения о выдаче открытых листов.

В соответствии с данным Положением открытые листы (разрешения) выдаются двух типов:

  • а) на проведение на земельных участках (частях поверхности земли) или участках водных объектов научно-исследовательских, изыскательских, а также локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 кв. метров, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности (археологические разведки);
  • б) на проведение научных исследований объектов археологического наследия в целях их изучения и сохранения, проводимые посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических находок (археологические раскопки).

Для получения разрешения (открытого листа) физическое лицо должно обладать научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических нолевых работ, а также иметь:

  • а) высшее профессиональное образование по специальности «история» или «музейное дело и охрана памятников» или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) «археология»;
  • б) предшествующий стаж практической работы по выявлению или изучению объектов археологического наследия не менее трех лет;
  • в) навыки составления отчета о выполненных археологических полевых работах и ведения полевой документации.

Для получения разрешения (открытого листа) необходимо представить в Минкультуры России заявление о выдаче разрешения (открытого листа), в котором указываются:

  • а) фамилия, имя и отчество заявителя, место его жительства и почтовый адрес, а также данные паспорта гражданина Российской Федерации;
  • б) должность и место работы заявителя, в том числе полное наименование и организационно-правовая форма работодателя, место его нахождения и почтовый адрес;
  • в) вид археологических полевых работ;
  • г) место и сроки проведения заявителем археологических полевых работ;
  • д) название объекта археологического наследия, на котором заявитель намерен проводить археологические раскопки или место проведения археологической разведки в целях выявления объектов археологического наследия. К заявлению прилагаются следующие документы:
  • а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи и методы исследования;
  • б) ходатайство работодателя о выдаче заявителю испрашиваемого им разрешения (открытого листа);
  • в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем или в нотариальном порядке;
  • г) копия документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенная его руководителем или в нотариальном порядке;
  • д) копия второй и третьей страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
  • е) копии документов (аттестаты, дипломы, свидетельства, сертификаты и др.), подтверждающих наличие у заявителя научных познаний, а также необходимых образования и навыков;
  • ж) сведения о проводившихся заявителем в течение последних трех лет археологических полевых работах (если имеются), в том числе: о ранее выданных заявителю разрешениях (открытых листах); о передаче заявителем в Российскую академию наук отчетов о выполненных археологических полевых работах и полевой документации для хранения в Архивном фонде РФ;
  • з) документы, подтверждающие принятие Российской академией наук научных отчетов о выполненных археологических полевых работах;
  • и) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании испрашиваемого разрешения: полное наименование организации, регистрационный номер.

Разрешения (открытые листы) оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, подписываются руководителем Минкультуры России (его заместителем) и заверяются печатью.

Разрешение (открытый лист) действительно в течение указанного в нем срока, который не может превышать один год со дня его выдачи.

Действие разрешения (открытого листа) прекращается в случае прекращения отношений держателя разрешения (открытого листа) с работодателем, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист).

В случае необходимости завершения археологических полевых работ Минкультуры России по ходатайству держателя разрешения (открытого листа) вправе принять решение о продлении действия разрешения (открытого листа). Срок продления устанавливается приказом руководителя Минкультуры России, заверенная копия которого в пятидневный срок направляется или вручается держателю разрешения (открытого листа), а также направляется в Российскую академию наук.

Минкультуры России вправе приостановить или досрочно прекратить действие разрешения (открытого листа) в следующих случаях:

  • а) наличие обращения держателя разрешения (открытого листа) о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
  • б) наличие обращения работодателя, по ходатайству которого выдано разрешение (открытый лист), о приостановлении или досрочном прекращении действия разрешения (открытого листа);
  • в) вступление в законную силу соответствующего решения суда;
  • г) в случае, если при проведении на основании разрешения (открытого листа) археологических полевых работ было допущено нарушение порядка их проведения.

Держатель разрешения (открытого листа) при проведении археологических полевых работ обязан учитывать правовой режим земель, на которых им выполняются археологические полевые работы.

Держатель разрешения (открытого листа) обязан не позднее, чем за пять рабочих дней до начала археологических полевых работ направить (или вручить) уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ:

  • а) в уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ;
  • б) в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ.

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, клад представляет собой намеренно сокрытые деньги и иные ценные предметы. В качестве клада могут выступать только движимые вещи. Причем клад — это всегда бесхозяйные вещи: их собственник неизвестен или утратил на них право. Таким образом, клад существенно отличается от находки, поскольку в данном случае предполагается намеренное сокрытие вещей, а не их выбытие из хозяйственного господства законного владельца в результате случайных обстоятельств, причем, в отличие от находки, в качестве клада может рассматриваться не любая вещь, а только ценные предметы. Также от находки клад отличает то, что в данном случае собственник либо неизвестен, либо утратил свои права в отношении имущества, находкой же будет считаться и вещь, собственник которой известен и не утратил на нее прав. Таким образом, не является кладом обнаружение вещей, законный владелец которых известен и сохраняет право на эти вещи.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с обнаружением клада, направлено на установление правил приобретения права собственности на вещи, составляющие клад. Судьба клада зависит от того, при каких обстоятельствах и кем он обнаружен, а также категории объектов, составляющих клад. При этом не имеет правового значения, проводился поиск клада целенаправленно (если только речь не идет об исполнении трудовых обязанностей, см. комментарий к п. 3), либо клад был обнаружен случайно, при проведении иных работ (например, ремонта здания, в котором обнаружен клад).

3. Если клад обнаружен на чужом земельном участке, определение субъекта (субъектов), приобретающего право собственности на вещи, составляющие клад, зависит от того, производились ли работы на участке, в том числе целенаправленные раскопки для поиска клада, с согласия собственника земельного участка или без него. В первом случае клад делится в равных долях между лицом, являющимся собственником имущества, в котором был обнаружен клад, и лицом, непосредственно обнаружившим клад. Данное правило диспозитивно: иное распределение найденного имущества может предусматриваться соглашением между собственником имущества и лицом, обнаружившим клад. Соглашение может быть заключено после обнаружения клада, а при его целенаправленном поиске — и до этого момента.

4. Если поиск клада или иные действия, приведшие к обнаружению клада, осуществлялись без согласия собственника имущества, где был сокрыт клад, право собственности на клад приобретает собственник имущества, где клад был сокрыт. Хотя указанное правило сформулировано как императивное. Вместе с тем, поскольку собственник участка приобретает право собственности на соответствующие вещи, он может заключить с лицом, обнаружившим клад, соглашение о передаче ему части вещей, составляющих клад, или выплате вознаграждения за обнаружение клада.

5. Пункт 2 комментируемой статьи определяет особенности приобретения права собственности на клад, в составе которого присутствуют культурные ценности. Гражданский кодекс не определяет, что понимается под культурными ценностями применительно к рассматриваемым нормам. Определение культурных ценностей дано в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», где под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. Принадлежность вещей к культурным ценностям при необходимости определяется путем проведения экспертизы. Клад, содержащий культурные ценности, подлежит передаче в государственную собственность. Гражданский кодекс не конкретизирует — должен клад передаваться в государственную собственность РФ или в государственную собственность субъектов РФ. Согласно Положению об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», культурные ценности, обращенные в собственность государства, передаются Минкультуры России (его территориальному органу по сохранению культурных ценностей).

6. Собственник земельного участка или иного имущества, где клад, содержащий культурные ценности, был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение полностью поступает собственнику. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству влечет административную ответственность (ст. 7.33 КоАП).

7. Правила п. п. 1 и 2 комментируемой статьи не применяются, если лицо, обнаружившее клад, выполняло трудовые или служебные обязанности, в которые входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада. Поскольку поиск сокрытых в земле или иным образом вещей входит в трудовые (служебные) обязанности определенных категорий работников (например, археолог), они получают вознаграждение за свою работу в соответствии с трудовым законодательством. Для работников, обнаруживших клад, на основании трудового законодательства может быть предусмотрена дополнительная премия. При этом правила о кладе неприменимы, лишь если поиск клада входит в трудовые обязанности, если же клад обнаружил работник, в трудовую функцию которого не включен поиск сокрытых ценностей, например строитель, правила о приобретении права собственности на клад и о вознаграждении при передаче клада, составляющего культурные ценности, раскрываются в ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх