Куперс

Бухучет и анализ

Реализация принципов международного права на национальном уровне

Декларации

Декларация совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях

Принята резолюцией 67/1 Генеральной Ассамблеи от 24 сентября 2012 года

I

Мы, главы государств и правительств и главы делегаций, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 24 сентября 2012 года, чтобы вновь заявить о своей приверженности верховенству права и его основополагающем значении для политического диалога и сотрудничества между всеми государствами и для дальнейшего укрепления трех основных направлений деятельности Организации Объединенных Наций: международный мир и безопасность, права человека и развитие. Мы согласны, что в своих коллективных действиях в контексте вызовов и возможностей, являющихся результатом многочисленных комплексных преобразований в политической, социальной и экономической областях, мы должны руководствоваться верховенством права, поскольку оно составляет фундамент дружественных и равноправных отношений между государствами и основу строительства справедливых и равноправных обществ.

1. Мы подтверждаем свою неизменную приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, международному праву и правосудию, а также международному порядку на основе верховенства права,которые являются непреложной основой более мирного, процветающего и справедливого мира.

2. Мы признаем, что верховенство права относится в равной степени ко всем государствам и международным организациям, включая Организацию Объединенных Наций и ее главные органы, и что уважение и поощрение верховенства права и правосудия должны служить руководством во всех видах их деятельности и обеспечивать предсказуемость и легитимность их действий. Мы также признаем, что все лица, учреждения и структуры, как государственные, так и частные, в том числе само государство, обязаны соблюдать справедливые, беспристрастные и основанные на равноправии законы и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

3. Мы преисполнены решимости установить справедливый и прочный мир во всем мире в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Мы вновь подтверждаем свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств, уважать их территориальную целостность и политическую независимость, воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения любым образом, несовместимым с целями и принципами Организации Объединенных Наций, и поддерживать урегулирование споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права, правом на самоопределение народов, все еще находящихся под колониальным господством и иностранной оккупацией, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав человека и основных свобод, уважения равноправия всех без различия расы, пола, языка или религии, международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя в соответствии с Уставом.

4. Мы подтверждаем обязанность всех государств разрешать их международные споры мирными средствами, в частности путем переговоров, обследования, добрых услуг, посредничества, примирения, арбитража и судебного разбирательства или иными мирными средствами по своему выбору.

5. Мы подтверждаем, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций.

6. Мы вновь подтверждаем торжественно взятые нашими государствами обязательства содействовать всеобщему уважению, соблюдению и защите всех прав человека и основных свобод для всех. Универсальный характер этих прав и свобод не подлежит никакому сомнению. Мы подчеркиваем обязанность всех государств, вытекающую из Устава Организации Объединенных Наций, уважать права человека и основные свободы для всех без каких-либо различий.

7. Мы убеждены в том, что верховенство права и развитие тесно взаимосвязаны и являются взаимоусиливающими, что утверждение принципов верховенства права на национальном и международном уровнях имеет важнейшее значение для поступательного и всеохватного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и полного осуществления всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие, все из которых, в свою очередь, усиливают верховенство права, и поэтому мы убеждены, что эта взаимозависимость должна рассматриваться в рамках повестки дня в области международного развития на период после 2015 года.

8. Мы признаем важность справедливой, стабильной и предсказуемой юридической основы для обеспечения всеохватного, устойчивого и равноправного развития, экономического роста и занятости, мобилизации инвестиций и содействия развитию предпринимательства и в этой связи мы высоко оцениваем деятельность Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли в деле модернизации и согласования права международной торговли.

9. Мы настоятельно призываем государства воздерживаться от принятия и применения любых односторонних экономических, финансовых или торговых мер, которые противоречат нормам международного права и Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют полному достижению целей социально-экономического развития, особенно в развивающихся странах.

10. Мы признаем прогресс, достигнутый странами в деле поощрения верховенства права в качестве составной части их национальных стратегий. Мы признаем также наличие общих элементов, вытекающих из международных норм и стандартов, которые находят отражение в широком разнообразии национального опыта в области верховенства права. В этой связи мы подчеркиваем важность поощрения обмена информацией о национальной практике и открытого для всех диалога.

11. Мы признаем важность национальной самостоятельности в вопросах обеспечения верховенства права, укрепления институтов правосудия и безопасности, которые открыты для доступа и учитывают потребности и права всех людей, которые укрепляют доверие и поощряют социальную сплоченность общества и экономическое процветание.

12. Мы подтверждаем принцип благого управления и выражаем приверженность эффективному, справедливому, недискриминационному и равноправному оказанию государственных услуг, связанных с верховенством права, включая уголовное, гражданское и административное правосудие, урегулирование коммерческих споров и юридическую помощь.

13. Мы убеждены в том, что независимость судебной системы, наряду с ее беспристрастностью и целостностью, является важнейшим необходимым условием обеспечения верховенства права и недискриминации в процессе отправления правосудия.

14. Мы подчеркиваем право на равный доступ к системе правосудия для всех, включая представителей находящихся в уязвимом положении групп, а также важность повышения информированности о юридических правах, и в этой связи мы обязуемся принимать все необходимые меры для оказания справедливых, транспарентных, эффективных, недискриминационных и подотчетных услуг, которые способствуют доступу к системе правосудия для всех, включая юридическую помощь.

15. Мы признаем, что неформальные механизмы правосудия, когда они действуют в соответствии с международно-правовыми нормами прав человека, играют позитивную роль в разрешении споров и что все люди, особенно женщины и лица, принадлежащие к находящимся в уязвимом положении группам, должны пользоваться полным и равным доступом к таким механизмам правосудия.

16. Мы признаем важность обеспечения того, чтобы женщины на основе равенства мужчин и женщин в полной мере пользовались преимуществами верховенства права, и обязуемся использовать закон для защиты их равноправия и обеспечения их полного и равноправного участия, в том числе в институтах управления и системе правосудия, и подтверждаем свою приверженность созданию надлежащей юридической и законодательной основы для предупреждения и устранения всех форм дискриминации и насилия в отношении женщин и обеспечения их полных прав и возможностей и полного доступа к системе правосудия.

17. Мы признаем важность верховенства права для защиты прав детей, включая юридическую защиту от дискриминации, насилия, злоупотреблений и эксплуатации, обеспечения наилучших интересов детей во всех сферах жизни и вновь заявляем о своей приверженности осуществлению прав детей в полном объеме.

18. Мы обращаем особое внимание на важность верховенства права в качестве одного из ключевых элементов предотвращения конфликтов, деятельности по поддержанию мира, урегулирования конфликтов и миростроительства, подчеркиваем, что правосудие, включая обеспечение правосудия на переходном этапе, является основным залогом устойчивого мира в странах, переживающих конфликт, и в странах, находящихся в постконфликтной ситуации, и подчеркиваем необходимость того, чтобы международное сообщество, включая Организацию Объединенных Наций, оказывало помощь и содействие таким странам по их просьбе, поскольку они могут сталкиваться с особыми проблемами на переходном этапе.

19. Мы подчеркиваем важность содействия созданию национального гражданского потенциала и организационному строительству в постконфликтный период, в том числе в контексте операций по поддержанию мира в соответствии с их мандатами, с целью создания более эффективного гражданского потенциала, а также активизации международного и регионального сотрудничества, сотрудничества Север-Юг и Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества, в том числе в области верховенства права.

20. Мы подчеркиваем, что более строгое соблюдение норм международного гуманитарного права является одной из необходимых предпосылок улучшения положения жертв вооруженных конфликтов, и мы вновь подтверждаем обязанность всех государств и всех участников вооруженных конфликтов уважать нормы международного гуманитарного права и обеспечивать их соблюдение во всех обстоятельствах, а также подчеркиваем необходимость широкого распространения и полного осуществления документов, содержащих нормы международного гуманитарного права, на национальном уровне.

21. Мы подчеркиваем большое значение комплексного подхода к правосудию переходного периода, включающего полный набор судебных и несудебных мер, в целях обеспечения подотчетности, отправления правосудия, защиты жертв, содействия залечиванию ран и примирению, создания независимых органов надзора за системой безопасности и восстановления доверия к институтам государства, а также в целях содействия верховенству права. В этой связи мы подчеркиваем, что процессы установления истины, в том числе расследования прошлых нарушений международных норм в области прав человека и норм международного гуманитарного права, а также причин и последствий таких нарушений, являются важными инструментами, которые могут дополнять судебные процессы.

22. Мы обязуемся обеспечить непримиримое отношение к безнаказанности за геноцид, военные преступления и преступления против человечности или за нарушения норм международного гуманитарного права и грубые нарушения норм в области прав человека, а также обязуемся обеспечить надлежащее расследование таких нарушений и соответствующее наказание за них, в том числе путем привлечения к суду ответственных за любые совершенные преступления, используя для этого национальные механизмы или, когда это необходимо, региональные или международные механизмы в соответствии с нормами международного права, и с этой целью мы рекомендуем государствам укрепить национальные судебные системы и институты.

23. Мы признаем роль Международного уголовного суда в такой многосторонней системе, которая направлена на то, чтобы положить конец безнаказанности и обеспечить верховенство права, и в этой связи мы приветствуем государства, которые стали участниками Римского статута Международного уголовного суда1, и призываем все государства, которые еще не стали участниками Статута, рассмотреть вопрос о его ратификации или присоединении к нему, и подчеркиваем большое значение сотрудничества с Судом.

24. Мы подчеркиваем важность укрепления международного сотрудничества на основе принципов общей ответственности и в соответствии с нормами международного права в целях ликвидации незаконных сетей и борьбы с наркотиками во всем мире и с транснациональной организованной преступностью, включая отмывание денег, торговлю людьми, оборот оружия и другие формы организованной преступности, поскольку все они создают угрозу для национальной безопасности и подрывают устойчивое развитие и верховенство права.

25. Мы убеждены в негативном воздействии коррупции, которая препятствует экономическому росту и развитию, подрывает доверие общественности, легитимность и транспарентность и мешает принятию справедливых и эффективных законов, а также их применению, обеспечению соблюдения и судебному толкованию, и по этой причине подчеркиваем важность верховенства права в качестве важнейшего условия пресечения и предотвращения коррупции, в том числе посредством укрепления сотрудничества между государствами в уголовных делах.

26. Мы вновь подтверждаем наше решительное и безоговорочное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни практиковался, поскольку он является одной из самых серьезных угроз для международного мира и безопасности; мы вновь подтверждаем, что все меры, принимаемые для борьбы с терроризмом, должны соответствовать обязательствам государств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций, в частности его целям и принципам, и должны соответствовать конвенциям и протоколам в этой области, включая нормы в области прав человека, беженское право и гуманитарное право.

II

27. Мы признаем позитивный вклад Генеральной Ассамблеи, которая является главным совещательным и представительным органом Организации Объединенных Наций, в обеспечение верховенства права во всех его аспектах через посредство разработки политики и установления стандартов, а также прогрессивного развития международного права и его кодификации.

28. Мы признаем позитивный вклад Совета Безопасности в обеспечение верховенства права в контексте реализации его главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

29. Признавая предусмотренную Уставом Организации Объединенных Наций роль эффективных коллективных мер в поддержании и восстановлении международного мира и безопасности, мы рекомендуем Совету Безопасности и впредь обеспечивать, чтобы санкции носили тщательно выверенный и адресный характер, преследовали четкие цели и тщательно разрабатывались в целях сведения к минимуму возможных негативных последствий, а справедливые и ясные процедуры соблюдались и далее совершенствовались.

30. Мы признаем позитивный вклад Экономического и Социального Совета в укрепление верховенства права, в борьбу с нищетой и содействие решению экономических, социальных и экологических проблем, связанных с устойчивым развитием.

31. Мы признаем позитивный вклад Международного Суда, являющегося главным судебным органом Организации Объединенных Наций, в том числе в судебное разрешение споров между государствами, и большую ценность его работы по содействию верховенству права; мы вновь подтверждаем обязанность всех государств выполнять решения Международного Суда по делам, участниками которых они являются, и мы призываем государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о признании юрисдикции Международного Суда в соответствии с его Статутом. Мы также напоминаем о том, что соответствующие органы Организации Объединенных Наций могут запрашивать консультативные заключения Международного Суда.

32. Мы признаем вклад Международного трибунала по морскому праву, а также других международных судов и трибуналов в дело поощрения верховенства права на международном и национальном уровнях.

33. Мы высоко оцениваем работу Комиссии международного права по поощрению верховенства права на международном уровне на основе прогрессивного развития международного права и его кодификации.

34. Мы признаем важнейшую роль парламентов в обеспечении верховенства права на национальном уровне и приветствуем взаимодействие между Организацией Объединенных Наций, национальными парламентами и Межпарламентским союзом.

35. Мы убеждены в том, что благое управление на международном уровне имеет фундаментальное значение для укрепления верховенства права, и подчеркиваем важность дальнейших усилий по активизации работы Генеральной Ассамблеи, по реформированию Совета Безопасности и по укреплению Экономического и Социального Совета согласно соответствующим резолюциям и решениям.

36. Мы принимаем к сведению важные решения о реформе управленческих структур, системы квот и распределения голосов в бреттон-вудских учреждениях, в большей мере отражающие нынешние реалии и обеспечивающие повышение роли и расширение участия развивающихся стран, и мы вновь подтверждаем большое значение реформы управленческих структур этих учреждений для повышения их эффективности, авторитета, подотчетности и легитимности.

37. Мы вновь подтверждаем, что государства должны соблюдать все свои обязательства по международному праву, и подчеркиваем необходимость усиления поддержки государств, по их просьбе, в процессе национального осуществления их соответствующих международных обязательств путем увеличения технической помощи и укрепления потенциала.

38. Мы подчеркиваем важность международного сотрудничества и предлагаем донорам, региональным, субрегиональным и другим межправительственным организациям, а также соответствующим действующим лицам, представляющим гражданское общество, включая неправительственные организации, оказывать, по просьбе государств, техническую помощь и содействовать укреплению потенциала, в том числе в области просвещения и подготовки специалистов по вопросам верховенства права, а также обмениваться информацией о практических методах и накопленным опытом обеспечения верховенства права на международном и национальном уровнях.

39. Мы принимаем к сведению доклад Генерального секретаря, озаглавленный «Отправление правосудия: программа действий по укреплению верховенства права на национальном и международном уровнях»2.

40. Мы просим Генерального секретаря обеспечить более тесную координацию и согласованность деятельности между структурами Организации Объединенных Наций, а также с донорами и получателями помощи в целях повышения эффективности работы по укреплению потенциала в области верховенства права.

41. Мы особо отмечаем важность нашего дальнейшего рассмотрения и продвижения верховенства права во всех его аспектах, и с этой целью мы постановляем продолжать нашу работу в Генеральной Ассамблее в целях дальнейшего укрепления связей между верховенством права и тремя основными направлениями деятельности Организации Объединенных Наций: мир и безопасность, права человека и развитие. С этой целью мы просим Генерального секретаря предложить пути и средства дальнейшего укрепления — при широком участии заинтересованных сторон — таких связей и включить предложения по этому вопросу в свой доклад Ассамблее на ее шестьдесят восьмой сессии.

42. Мы отмечаем усилия по укреплению верховенства права путем взятия на себя добровольных обязательств в рамках данного совещания на высоком уровне и просим государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о взятии на себя таких обязательств в индивидуальном или коллективном порядке на основе своих национальных приоритетов, включая обязательства, направленные на обмен знаниями и передовым опытом и на укрепление международного сотрудничества, включая региональное сотрудничество и сотрудничество Юг-Юг.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные вопросы правового воздействия общепризнанных принципов и норм международного права на нормы внутригосударственного права и правовую систему Российской Федерации в целом, а также проблемы толкования коллизионных норм и пути их решения.

Ключевые слова: Конституция РФ, Россия, международные прин­ципы, международные нормы, верховенство права, Конституционный суд РФ, международный договор, коллизии в праве.

Современное российское право в условиях глобализации разви­вается, взаимодействуя с международным правом. Комплекс правовых норм, который создается в результате международного сотрудничества государств, реализуется впоследствии на внутригосударственном уровне.

При увеличении массива актов международного права, имеющих силу для государств — участников соответствующих международных многосторонних и двусторонних договоров, динамичном развитии международного права и усилении его влияния на внутригосудар­ственное законодательство, как в России, так и в зарубежных странах, правовая природа норм и принципов международного права, проблемы их правового воздействия, а также толкования коллизионных норм являются недостаточно исследованными.

Конституция РФ 1993 г. закрепила вхождение международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционная норма, располагающаяся на базовом уровне общего правового регулиро­вания и, следовательно, определяющая основы конституционного строя, указывает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» . Таким образом, нормы международного права могут непосредственно применяться наряду с положениями российского законодательства, однако здесь есть некоторые особенности в связи с расширительным толкованием данной юридической нормы, о чем будет указано впоследствии.

Российская Федерация как правовое, демократическое, социальное и суверенное государство (ст. 1 — 4, 7 Конституции РФ 1993 г. ) проводит последовательный курс на претворение в жизнь следующих целей: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление между­народного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; совершенствование механизма реализации прав и свобод личности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2014 году в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул необходимость «укреплять роль и значение международного права, а не подстраивать его нормы под чьи-то конъюнктурные интересы, вопреки основополагающим его принципам и здравому смыслу, с уважением относиться к законным интересам всех участников международного общения» . К сожалению, в настоящее время наблюдается непринятие и несоблюдение некоторыми государ­ствами взятых на себя международных обязательств либо интерпретация международных правовых норм в своих корыстных интересах, отсутствие стремления к всеобщему миру и согласию.

Российское государство осуществляет комплекс мер по обес­печению верховенства права в международных отношениях как единообразно реальной и должной основы государственного строи­тельства и взаимодействия государств — членов мирового сообщества. Принцип верховенства права является основополагающим международ­ным принципом для любого правового государства. Применительно к межгосударственным делам данный принцип нашел свое отражение в развитии взаимосвязанности мира, глобализации общих проблем, возникающих перед государствами, что неизбежно влечет расширение совпадающих сфер регулирования и взаимодействия международного права и внутреннего права.

Ввиду того, что автор статьи не преследует цели изучить подробно действие всех международных принципов и норм на российскую правовую систему, оставим за рамками данного исследования детальное освещение этих вопросов. Интерес представляет, прежде всего, проблема реализации принципа верховенства права и международных обязательств, содержащихся в международных нормах, через анализ вопросов взаимо­действия национального права и международного права, а также сотрудничества государств в сфере мирового правопорядка.

На международном уровне государства отмечают «верховенство права» как общий для них принцип государственного строительства. В таком качестве он зафиксирован, в частности, в преамбуле Европейской конвенции о правах человека 1950 г., в Амстердамском договоре Евро­пейского Союза 1997 г. В документах ООН четко обозначается задача соблюдения международного принципа верховенства права примени­тельно к международному и национальному уровням (ежегодные с 2006 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Верховенство права на национальном и международном уровнях») .

Концепция внешней политики Российской Федерации обозна­чает верховенство права в международных отношениях в качестве одного из приоритетов России в решении глобальных проблем и особо подчеркивает необходимость создания стабильной и устойчивой системы международных отношений на основе общепризнанных норм международного права и принципов равноправия, взаимного уважения, а также добросовестное соблюдение всеми участниками международно-правовых обязательств. Россия утверждает, что верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их интересов, а также гарантировать стабиль­ность мирового сообщества в целом.

Проблемы, возникающие в государствах в результате многих сложных политических, социальных и экономических ситуаций, должны решаться на основе верховенства права, поскольку оно является основой дружественных и равноправных отношений между государствами, а также основой строительства справедливых и равноправных обществ.

Однако в настоящее время, к сожалению, подтверждается тот факт, что некоторые государства не соблюдают принцип верховенства права. Приоритет прав человека и их гарантированность, ответственность государства перед всеми людьми, право народов на самоопределение — все эти составляющие данного принципа были грубо нарушены руководством Украины, что привело в последующем к разрушению экономики, финансов, социальной сферы, разорению страны в целом. Следовательно, Украина, юридически признавшая приоритет норм международного права, фактически далека от их реального соблюде­ния и применения. Международное сообщество должно принять все необходимые меры для восстановления нарушенных прав украинского народа и призвать к ответственности в рамках правового поля тех лиц, которые привели к трагедии на Украине. Именно нормы международного права, как результат согласования воль (позиций) государств, должны надежно защищать мир от кровопролитных конфликтов.

В современном мире, не смотря на имеющиеся разногласия, в целом прослеживается растущая взаимозависимость государств, международного и национального права, расширение общих у них сфер регулирования. Взаимовлияние международных и внутригосударствен­ных правовых норм очевидно. Это взаимодействие представляется востребованным и необходимым с целью стабилизации правопорядка.

Широкий охват практики позволяет отметить, что судебные органы активно опираются на общие принципы права и общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, несмотря на их обобщенный характер . Они образуют базовую основу, «дух» международного права. Поэтому опора судов не только на конкретные нормы позитивного права, но и на принципиальные, основные международные положения способствует большей взвешенности и обоснованности решений, обеспечению верховенства права.

Суды аргументируют свои решения не только ссылаясь на Конституцию и законы, но и на международные акты, подчеркивая, что те и другие основаны на общих принципах правового государства. Такой подход, в частности, можно считать устоявшимся в деятель­ности Конституционного Суда Российской Федерации, акцентирующего внимание на таких элементах принципа, как юридическое равенство и справедливость, обязанность возмещения государством причиненного его органами вреда, неприкосновенность собственности и недопустимость произвольного вмешательства государства в такие отношения .

Конституционный суд Российской Федерации (Конституционный суд РФ) — судебный орган, занимающий ведущее место в иерархии судебной системы, который последовательно утверждает свою правовую позицию о верховенстве Конституции РФ над всеми действующими в стране актами — не только внутренними, но и международными. В постановлении от 14.07. 2015 г. Конституционный суд РФ рассмотрел вопросы конституционности некоторых положений Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» и ряда других правовых актов и вынес вердикт, что отныне некоторые постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) могут не исполняться — в случае, если они противоречат Основному закону России. По мнению Конституционного Суда РФ, их практическая реализация в российской правовой системе возможна только при условии признания за Конституцией РФ высшей юриди­ческой силы. В случае возникновения коллизий, если ЕСПЧ даст трактовку Конвенции, противоречащую Основному закону, Россия в силу верховенства Конституции РФ, будет вынуждена отказаться от буквального следования постановлению Страсбургского суда, то есть оно в этом случае не подлежит исполнению. Таким образом, судьи Конституционного суда РФ исходят из приоритета Конституции РФ над международными договорами в силу ее особых правовых свойств, а также в силу обязанности государства по соблюдению и реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленными в Конституции, которая, по их мнению, является более первоочередной по сравнению с обязанностью исполнять международные договоры.

Однозначно утверждать, что данное разъяснение Конституционного Суда РФ противоречит международным принципам права не представ­ляется возможным. Безусловно, судебные органы должны принимать во внимание практику международных и иностранных судов. Их решения, содержащие обоснования и выводы, могут и должны служить для российских судов при формулировании ими своих решений дополни­тельными убедительными аргументами. Нередко на практику между­народных судов обращают внимание сами заявители (чаще всего, на решения Европейского суда по правам человека), и суд неизбежно оценивает эти аргументы и упоминаемые решения.

В процессе правоприменительной деятельности могут возникнуть разногласия между нормами международного и внутригосударственного права. В данном случае, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, государства не вправе ссылаться на свое внутреннее право как на основание для невыполнения международного права. Согласно правовой норме, закрепленной в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., которую Россия подписала в 1980 г., государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора . Это значит, что если государство приняло на себя международное обязательство, не соответствующее его внутренним предписаниям, оно не может отрицать это международное обязательство, но обязано, напротив, внести изменения в свое нацио­нальное законодательство, привести к гармонизации своего внутреннего права с принятыми на себя международными обязательствами.

Позиция Конституционного Суда РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ и других высших органов государственной власти на первый взгляд расходится с интерпретацией международных правовых норм в части обязательства выполнения их всеми государствами, признавшими юридическую силу международных договоров на своей территории. Российская Федерация по-прежнему признает юрисдикцию ЕСПЧ и обязуется исполнять его решения. Однако участие в межгосу­дарственных объединениях не должно приводить к нарушению прав человека, признанных и гарантированных Конституцией РФ или проти­воречить основам конституционного строя. Следовательно, оспоренные нормы обязывают государственные органы безусловно выполнять решение ЕСПЧ даже вопреки Основному Закону, что означает в какой-то степени отказ от своего государственного суверенитета. Результатом разрешения данных разногласий и стало принятие вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ.

Следует обратить внимание на тот факт, что принятый Консти­туционным судом РФ правовой акт, не является законом и не может рассматриваться в качестве источника права, так как в Российской Федерации судебные органы не относятся к субъектам правотворчества. На основании проведенного всестороннего исследования представляется необходимым устранить имеющиеся споры, конфликты по данной проблематике на законодательном уровне. Норма Конституции о приоритете международного права над национальным является без сомнения базовой и обязательной, но национальные интересы России при формировании своей правовой системы должны быть в приоритете.

Положения ст. 15 Конституции РФ в части, касающейся преиму­щественного права применения международного договора в случае несоответствия закону, следует толковать расширительно, а не буквально. Если рассматривать Конституцию РФ как особый правовой акт, находя­щийся на вершине российской правовой системы и не имеющий общих признаков обычного закона, то тогда международный договор не может обладать большей юридической силой.

В связи с необходимостью устранения двойственности толкования предмета правового регулирования предлагается внести изменения в действующее законодательство. Наиболее сложной и практически невыполнимой является процедура внесения поправок в ст. 15 Конституции РФ, т. к. согласно гл.9 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется созвать Конституционное Собрание — орган, который в современной России еще ни разу не был собран. Целесообразно, с точки зрения автора, внести изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая дословно повторяет поло­жение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ . Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией и законами РФ, в целях соблюдения национальных интересов применяются правила внутригосударственного законодательства».

Таким образом, проблема делимитации (лат. delimitatio – установ­ление границ) регулятивного воздействия между международной и внутренней областями действия права и юрисдикции будет решена на законодательном уровне. Вопросы соответствия международным обязательствам нормативных актов органов государственной власти представляют трудности не только для Российской Федерации, но и для большинства стран мира. Это объясняется различием в правовой природе норм международного права и норм внутригосударственного права. Коллизии, возникающие в процессе правового воздействия в данной сфере международных отношений, должны решаться, прежде всего, на основе общепризнанного принципа верховенства права, только диалог и конструктивное взаимодействие обеспечат эффективную реализацию норм национального законодательства.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http: // www.pravo.gov.ru. (09.12.2018)
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // «Российская газета», N 278, 05.12.2014.
  3. Организация объединенных наций и верховенство права // режим доступа: http:// un.org/ru/ruleoflaw. (09.12.2018).
  4. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». (09.12.2018)
  5. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. М., 2011. С. 89.
  6. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006. С. 206-245.
  7. Постановления Конституционного Суда РФ от 17 октября 2011 г. № 22-П; от 19 июля 2011 г. № 18-П // Собрание законодательства РФ. 2011. № 43. Ст. 6123.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государ­ственной Думы» // «Российская газета», № 6734 (163), 27.07.2015.
  9. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.). . Доступ из системы ГАРАНТ. (09.12.2018)
  10. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция). . Доступ из системы ГАРАНТ. (09.12.2018).

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

Принцип сотрудничества государств был заложен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Так, в п. 3 ст. 1 Устава провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности» и делать соответствующие рекомендации (ст. 11 Устава), а согласно ст. 13 она организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной, культурной сферах, в области образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, а также для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Глава IX Устава («Международное экономическое и социальное сотрудничество») специально посвящена организации и развитию межгосударственного сотрудничества в указанных областях.

Важнейшая обязанность государств — сотрудничать между собой и с ООН — установлена по Уставу ООН прежде всего в целях Поддержания международного мира и безопасности как главной предпосылки достижения всех других целей ООН.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «»Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».

При этом четко определяются правовые рамки межгосударственного сотрудничества.

Прежде всего, обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.

Далее, сотрудничество между государствами должно быть подчинено достижению определенных целей. Первейшей такой целью, главным определяющим фактором межгосударственного сотрудничества является поддержание международного мира и безопасности.

Другая важнейшая цель сотрудничества — содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу, повышение общего благосостояния народов.

Декларация обязывает государства сотрудничать «в установлении всеобщего уважения и соблюдении прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости». Тем самым подчеркивается важность и обязанность широкого сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН в гуманитарной сфере.

Согласно Декларации, «государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах». Таким образом, наряду с общими проблемами сотрудничества особо выделена специальная проблема — международное сотрудничество в целях содействия экономическому росту развивающихся стран.

Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие принципа сотрудничества государств внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт Совещания 1975 года в числе десяти основных международно-правовых принципов взаимоотношений государств-участников включает и принцип IX — «Сотрудничество между государствами». Согласно этому принципу, государства-участники обязались «развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН», а также непрестанно совершенствовать это сотрудничество.

Положения Заключительного акта, находясь в полном соответствии с Декларацией 1970 года, вместе с тем представляют собой его дальнейшую конкретизацию. Государства, развивая свое сотрудничество, будут стремиться «повышать» благосостояние народов, «используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях», а также «предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех». При этом они «будут учитывать интересы всех, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире».

Конкретизация принципа сотрудничества достигается в Заключительном акте и путем указания, что государства-участники будут придавать особое значение областям сотрудничества, как они определены в рамках совещания. Каждая из этих областей детализируется по видам и направлениям сотрудничества, методам и формам его осуществления.

Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами.- Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международного права.

Характеристика принципа Верховенства права

Принцип верховенства права состоит в признании приоритета права над политикой, в ведущей роли правовых начал в деятельности государственного аппарата. Верховенство права — один из ведущих принципов современного цивилизованного общества, который заключается в утверждении права как основы взаимоотношений между субъектами социальной жизни. Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают и на которую ориентируются отдельные люди, социальные группы, их организации, включая государство. Этот принцип определяет взаимоотношения гражданского общества и государства. Через право, основанное на идеях свободы и справедливости, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. В то же время государство признает права и свободы субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает произвольного (неправового) вмешательства в жизнедеятельность субъектов гражданского общества. Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Он реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он проявляется в безусловном верховенстве конституции и законов страны над любыми иными актами, издаваемыми органами государства. Принцип верховенства права состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными ор- rauonit» ганами

Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:

  • · верховенства права,
  • · справедливости,
  • · законности,
  • · взаимной ответственности государства и гражданина,
  • · широкой доступности правовой информации,
  • · недопустимости произвольного ограничения прав и свобод,
  • · уважения прав и свобод человека и гражданина,
  • · правосудия,
  • · демократизма.

Принцип верховенства права Теория государства и права /ред. Манов Г.П. М.: изд — во БЕК. 1996.

336 с.

Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах:

  • 1. Согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации — общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат; п. 1 ст. 17 Конституции РФ — признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами).
  • 2. В соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права.

Принцип справедливости

Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права.

Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала.

Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом:

  • 1. именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей;
  • 2. неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности.

Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде — соразмерности свободы и ответственности.

Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается:

  • · обеспечение соразмерности прав и обязанностей;
  • · применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств.

Принцип законности Права человека. Учебник для вузов /ред. Лукашевой Е.А. М.: «Норма-Инфра-М» 1999. 560 с.

Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.

Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов.

Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом.

Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина

Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов — принцип взаимной ответственности государства и гражданина.

Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.

Содержание данного принципа можно отразить следующим образомНерсесянц В.С. «Правовое государство, личность, законность», Москва: Рос. правовая академия Минюста РФ, 1997.- 438 с.;:

  • 1. в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц (так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке);
  • 2. данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства (п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод).

Таким образом, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.

Принцип широкой доступности правовой информации

Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности.

Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.

Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995..

В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.

Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод

Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание:

  • 1. Ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
  • 2. Ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках — пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свободЛафитский В.И. Принцип верховенства права в этико-правовом измерении//Журнал российского права», 2007, N 9 .

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.

Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.

Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.

Принцип правосудия

Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания:

  • 1. согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека и гражданина, позволяющим защищать нарушенные права и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.
  • 2. данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти. Рабцевич О.И. Проблема общих принципов права в международном праве//Право и политика», 2007, N 11

Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.

Принцип демократизма

Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом:

  • 1. принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность;
  • 2. в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия — прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., БЕК 2004

Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.

Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.

Общие и специальные принципы международного частного права

Основополагающими или общими принципами международного частного права можно считать определенные в п. «с» ст. 38 Статута Международного Суда ООН «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Статут Международного Суда был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 г.), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско в 1945 г. Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 г. и вступившему в силу 24 октября 1945 г., Международный Суд является главным судебным органом ООП (ст. 1). К сожалению, в указанной статье не дается четкий перечень таких принципов, однако формулировка «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями» дает нам основания считать, что такой классический принцип российского гражданского права, как принцип диспозитивности, имеет определяющее значение в свете последних тенденций развития и для современных гражданских правоотношений с международным характером. Речь идет об усилении гибкого регулирования как об основополагающем начале и актуальной тенденции, отвечающей позитивным перспективам развития МЧП, содержанием которой является предоставление сторонам правоотношения возможности самостоятельно, руководствуясь собственными интересами, определять многие его существенные положения, такие как применимое право, вопросы ответственности и др.1

Общее признание данных принципов, по мнению Дж. Долингера, является отражением роли этих принципов в области МЧП и любой другой транснациональной области .

Под общими принципами права подразумеваются общепризнанные правовые постулаты, приемы юридической техники, «юридические максимы», выработанные еще юристами Древнего Рима. Что же касается общих принципов права, применяемых непосредственно в МЧП, то к ним относятся в первую очередь следующие:

  • • нельзя передать другому больше прав, чем сам имеешь;
  • • принципы справедливости и доброй совести;
  • • принципы незлоупотребления правом и охраны приобретенных прав и др.

В. Н. Карташов все общепризнанные принципы международного права разграничивает на три группы: а) регулирующие отношения между государ- ствами (принципы публичного права); б) регулирующие частные (между гражданами (подданными) различных стран, их коллективами и частными организациями) отношения (принципы частного права); в) смешанные принципы (опосредующие связи «государство — гражданин (подданный)», «государственный орган — субъект трудовых, имущественных, семейных и иных правоотношений»).

Под «цивилизованными нациями» следует понимать те государства, чьи правовые системы основаны на рецепированпом римском праве. Главным общим принципом МЧП, как, впрочем, и национального гражданского и международного публичного права, является принцип pacta sunt servanda — «договоры должны соблюдаться».

К специальным принципам международного частного права традиционно относят следующие.

• Автономию воли участников правоотношения. Это основной специальный принцип МЧП (как и любой другой отрасли национального частного права) — принцип свободы договоров; свобода иметь субъективные права или отказаться от них; свобода обращаться в государственные органы за их защитой или терпеть нарушения своих прав.

Автономия воли как институт МЧП обеспечивает сторонам гражданского правоотношения уникальную возможность самостоятельно выбрать не только применимое национальное право, которое в конечном итоге определит их права и обязанности, но и различные правовые системы. Кроме того, возможность выбора у сторон появляется и между источниками права в рамках одной правовой системы1.

Усиление принципа автономии воли сторон исследователи связывают также с выделением в качестве одной из наиболее заметных тенденций развития МЧП — стремлением к более гибкому регулированию правоотношений. Принцип автономии воли сторон становится общепринятой и традиционной привязкой при выборе применимого права для регулирования договорных отношений, осложненных иностранным элементом. Его санкционирует современное законодательство как результат волеизъявления современных государств на всех уровнях правового регулирования.

Зарубежная доктрина говорит об автономии воли как в отношении выбора права, так и в отношении выбора суда как о части международного обычного права разрешения споров (int’l customary law of dispute settlement) .

Действительно, усиление принципа автономии воли сторон как перспективная тенденция развития МЧП проявляется сегодня не только в классическом, традиционном понимании, связанном с возможностью избрания сторонами внешнеэкономического контракта применимого права. Современная, более широкая трактовка, выходящая за рамки существа лишь коллизионного критерия, представляет собой право сторон самостоятельно конструировать договор и определять его содержание, руководствуясь общими типовыми законодательными рамками.

• Принцип предоставления определенных режимов’, национального, специального (преференциального или негативного), режима наибольшего благоприятствования. Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам; режим наибольшего благоприятствования — иностранным юридическим лицам (хотя данное положение не является императивным, и юридические лица могут пользоваться национальным режимом, а физические — режимом наибольшего благоприятствования).

  • • Принцип взаимности. В МЧП выделяют два вида взаимности — материальную и коллизионную. Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву и будут рассмотрены позже. Материальная взаимность в свою очередь также делится на два вида. Во-первых, это собственно материальная взаимность, при которой иностранным лицам предоставляется та же сумма конкретных прав и правомочий, которыми национальные лица пользуются в соответствующем иностранном государстве. И, во-вторых, это формальная взаимность, наделяющая иностранных лиц всеми правами и правомочиями, вытекающими из местного законодательства. По общему правилу предоставляется именно формальная взаимность, но в отдельных сферах — авторское и изобретательское право, избежание двойного налогообложения — принято предоставлять материальную взаимность1.
  • • Принцип недискриминации. Общепризнанной нормой международного частного права всех государств является абсолютная недопустимость дискриминации в частноправовых отношениях. Последняя представляет собой нарушение или ограничение законных прав и интересов иностранных лиц на территории какого-либо государства.
  • • Право на реторсии. Реторсиями признаются правомерные ответные меры ограничительного характера одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Целью реторсий положения ст. 1194 ГК РФ признают отмену дискриминационной политики.

По мнению М. М. Богуславского, «возможность введения ответных ограничений непосредственно связана с реализацией в области МЧП принципа взаимности. Это объясняется тем, что, хотя требование взаимности не установлено в отношении применения иностранного права, принцип взаимности применяется в отдельных определенных законом случаях определения гражданско-правового положения иностранных физических или юридических лиц» .

Вместе с тем не следует отождествлять изъятия из национального режима и реторсии. Как верно отмечают Н. И. Марышева и И. О. Хлесгова, это различные институты. Реторсия — исключительная мера, применяемая крайне редко и касающаяся государств, дискриминирующих российских граждан. Данная мера вводится и отменяется постановлением Правительства РФ. Как правило, она вводится на определенный срок, до отмены дискриминационных мер в иностранном государстве. Что же касается национального режима, то в Российской Федерации таковой предоставляется иностранным гражданам вне зависимости от того, пользуются ли иностранцы, в том числе российские граждане, таким режимом в соответствующем иностранном государстве. Существование взаимности не проверяется.

Между тем в доктрине существуют противоречивые мнения по данному вопросу1. Определенным отступлением от сложившейся законодательной практики принятия актов об изъятиях из применяемого к иностранцам национального режима явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» , который вводит ограничения в отношении возможности стать в России усыновителями российских детей не для всех иностранцев, а лишь для граждан одного конкретного государства — США. В доктрине уже отмечалось, что положение ст. 4 данного закона, вводящее запрет на усыновление российских детей гражданами США, хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст. 1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством РФ.

Примером реторсии может служить указ Президента РФ В. В. Путина, подписанный 6 августа 2014 г., о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности России. Путин постановил запретить или ограничить сроком на год ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к экономическим санкциям против России. Правительство РФ 7 августа 2014 г. ввело полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии сроком на один год.

В контексте изучения общих и специальных принципов МЧП следует принимать во внимание и зарубежную доктрину, сфера изучения принципов международного частного права которой представлена, например, исследованиями французского ученого Поля Лягарда. По его мнению, существует четыре принципа международного частного права, которые диктуют выбор тех или иных коллизионных привязок:

  • 1. Принцип наиболее тесной связи — подчиняет правовое регулирование ситуации тому правопорядку, с которым она имеет наиболее тесную связь.
  • 2. Принцип суверенитета, в котором проявляется воля каждого государства подчинить некоторые наиболее существенные вопросы собственному праву.
  • 3. Принцип автономии воли — позволяет сторонам выбирать самостоятельно право, которое будет регулировать их правоотношения.
  • 4. Принцип использования коллизионных норм, ориентированных на определенный материальный результат (finalite materielle)1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх