Куперс

Бухучет и анализ

Реальный сектор

Как ранее писал портал ГАРАНТ.РУ, данные исследований готовности отраслей к глобальной цифровизации показывают, что наиболее подготовлена к цифровой трансформации промышленность. При этом реализовать соответствующие крупные системные проекты на предприятиях без господдержки, по мнению экспертов, практически невозможно. Цифровизация системы госуправления тоже, разумеется, осуществляется не без государственного участия, и в этой сфере используются различные модели взаимодействия государства и бизнеса: от «классического» госзаказа до различных форматов государственно-частного партнерства. В текущих условиях, когда в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и государство, и бизнес вынуждены корректировать расходные статьи своих бюджетов, успешно реализуемые на практике варианты привлечения финансирования для внедрения проектов, основанных на использовании новейшей IT-инфраструктуры, приобретают особую ценность. Рассмотрим некоторые из таких, доступных даже в условиях бюджетных ограничений, способов.

Гранты и субсидии для предприятий

В целях реализации закрепленной в федеральном проекте «Цифровые технологии» (один из шести федеральных проектов, утвержденных в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации») задачи по созданию преимущественно на основе отечественных разработок так называемых сквозных цифровых технологий, к которым относятся в том числе новые производственные технологии, интернет вещей, искусственный интеллект, мобильные сети связи пятого поколения, технологии распределенных реестров, виртуальной и дополненной реальностей, робототехника, квантовые коммуникации и вычисления, в прошлом году была запущена программа субсидирования проектов по внедрению в организациях сервисов, созданных на базе таких технологий. За первый год, по данным Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), который является оператором данной программы: он получает субсидию из федерального бюджета и за счет этих средств предоставляет российским организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений, гранты на реализацию проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений со сквозными технологиями в основе, – было поддержано 13 соответствующих проектов.

В этом году правила предоставления таких субсидий (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 550; далее – Правила) были довольно существенно скорректированы, в том числе с учетом необходимости разработки решений, востребованных в условиях пандемии. Уточнено, в частности, что в рамках данной программы могут быть поддержаны среди прочих проекты, направленные на обеспечение социального дистанцирования, повышение эффективности удаленных форматов работы, обучения и организации досуга, развитие телемедицины, создание сервисов для оказания онлайн-услуг и т. п. (соответствующий п. 1.1 Правил начал действовать с 10 июля текущего года).

Внесенные в Правила поправки позволяют расширить круг потенциальных получателей грантов. Во-первых, существенно снижен минимальный уровень софинансирования проекта со стороны самой компании: с 50 до 20% от общего объема расходов на его реализацию. Во-вторых, средства теперь можно получить не только в качестве финансирования будущих расходов, но и на возмещение уже понесенных затрат – при условии, что средства потрачены в том же финансовом году, в котором принято решение о предоставлении гранта, и его получатель может документально подтвердить раздельный учет затрат на реализацию проектов (п. 7 Правил). Уменьшен, правда, максимальный размер каждого гранта: в прошлом году он определялся Минкомсвязью России и составлял 1 млрд руб. (п. 2 Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 8 октября 2019 г. № 576), а теперь установлен непосредственно Правилами и не может превышать 300 млн руб. При этом минимальный размер гранта равняется 20 млн руб. (п. 8 Правил), то есть предполагаемые расходы на реализацию проекта должны быть не менее 25 млн руб.

Более удобным стал порядок подачи заявок: четко установленных временных рамок для их направления нет – прием заявок завершится после того, как сумма грантов по одобренным заявкам достигнет пределов объема бюджетного финансирования, предусмотренного для предоставления таких субсидий в соответствующем году, сообщил советник генерального директора РФРИТ Михаил Азовцев в ходе онлайн-эфира «Цифровые технологии для развития регионов», организованного газетой «Ведомости». По его словам, соответствующий конкурсный отбор в этом году стартует предположительно в сентябре – в настоящее время вся необходимая конкурсная документация проходит согласование с Минкомсвязью России.

Несмотря на ряд ограничений, в частности по предельным значениям суммы гранта и срокам реализации проектов – она должна занимать не более трех лет, данная программа действительно может стать драйвером внедрения на предприятиях новейших цифровых технологий с минимальным расходом собственных средств, поскольку позволяет покрывать до 80% затрат средствами гранта. Директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин призывает руководителей регионов обратить особое внимание на данный механизм поддержки, поскольку он может помочь провести цифровую трансформацию конкретных, в том числе системообразующих, предприятий.

Начиная с прошлого года реализуется также программа предоставления российским организациям субсидий в целях возмещения части затрат на разработку программных продуктов и цифровых платформ для создания или развития производства высокотехнологичной промышленной продукции (на основании Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 529). Она позволяет прошедшим конкурсный отбор предприятиям получить компенсацию до 50% расходов, понесенных при реализации таких комплексных проектов, включающих в себя, в частности, затраты на оплату труда разработчиков программ и платформенных решений, оснащение и обслуживание создаваемых или модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест, приобретение лицензий на программное обеспечение. Соответствующий конкурс должен проводиться Минпромторгом России не реже чем раз в год. В прошлом году, как отметил директор Департамента цифровых технологий министерства Владимир Дождёв, прошли два таких конкурсных отбора, в этом году пока ни одного, но объявить соответствующий конкурс планируется в ближайшее время.

МНЕНИЕ

«И промышленность в целом, и отдельные отрасли уже ощутили экономические последствия пандемии. Мы видим существенное уменьшение IT-бюджетов компаний, пересмотр долгосрочных инвестиционных программ, программ научных исследований и разработок. Если говорить о трендах, то можно четко обозначить уход от долгосрочных программ в сторону внедрения типовых – так называемых коробочных – тиражных решений, не требующих больших временных затрат. Также внимание смещается в сторону решений, связанных с удаленным мониторингом работы оборудования, удаленным управлением процессами как на цеховом уровне, так и на уровне всего предприятия, с организацией удаленной работы административного и инженерного персонала. Такое акцентирование на этих решениях: в сфере интернета вещей и мониторинга – мы выявили, создав на площадке нашей государственной информационной системы промышленности отдельный сервис, «витрину» таких технологических решений. На пике пандемии мы видели огромный интерес предприятий к этой линейке продуктов, несколько сотен компаний смогли ими воспользоваться, надеемся, что такое внимание останется и в будущем, потому что многие из этих продуктов позволяют системно решать задачи, связанные с удаленным мониторингом, управлением, анализом и накоплением данных.Владимир Дождёв, директор Департамента цифровых технологий Минпромторга России:

И хотя масштабные программы внедрения, например, систем управления жизненным циклом предприятия, промышленной продукции, инвестиционные программы, связанные с развитием инфраструктуры, несколько отошли на второй план, интерес к ним вернется – уже сейчас IT-отрасль, те компании – интеграторы и разработчики, которые работают с промышленностью, видят возобновление спроса, поэтому не стоит забывать о существующих мерах поддержки. У нас в арсенале по-прежнему инструментарий льготных займов, предоставляемых предприятиям для внедрения цифровых решений Фондом развития промышленности . За счет этого инструмента уже более 10 компаний за последний год смогли получить финансовое плечо для реализации своих IT-проектов, и мы планируем расширять эту меру поддержки».

До конца текущего года Минпромторг России намерен завершить оценку уровня внедрения цифровых решений на предприятиях, на основании результатов которой будут приниматься решения о совершенствовании существующих мер господдержки данного направления и разработке новых.

ГЧП при реализации цифровых проектов в сфере госуправления

Несмотря на то что уже более двух лет ПО, технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий и центры обработки данных могут являться объектами соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений (соответствующие п. 19-20 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, п. 21-22 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (далее – Закон № 224-ФЗ, Закон № 115-ФЗ) вступили в силу 29 июня 2018 года), популярностью такие соглашения пока не пользуются. На практике концессионные соглашения и соглашения о ГЧП по-прежнему заключаются в основном в целях реализации проектов в отношении традиционной инфраструктуры, предполагающих ее модернизацию за счет использования в том числе информационных технологий. Именно таким способом была запущена, например, система «Платон», в регионах в рамках реализации программ по их цифровой трансформации внедряются системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, управления парковочным пространством, запускаются в эксплуатацию так называемые умные остановки, светофоры и системы освещения населенных пунктов, автоматизированные системы учета потребления ресурсов1.

При этом стоит обратить снимание на то, что некоторые инфраструктурные проекты предполагают монетизацию внедряемых продуктов не за счет платы концедента (то есть бюджетных средств), а за счет доходов от внешних источников. Например, в рамках реализуемого на основе концессионного соглашения проекта по установке умных остановок в Нижнем Новгороде таким источником становится реклама. «Рекламные щиты убираются, вместо них внутри остановки ставится красивая диодная панель. Реклама становится таргетированной: мы получаем изображение с видеокамер и понимаем, какой возрастной контингент находится сейчас возле остановки, поэтому стоит дороже. Таким образом реклама позволяет больше инвестировать в реализацию подобных проектов», – пояснил директор офиса интеграционных решений корпоративного центра ПАО «Ростелеком» Павел Шиляев. Подобные проекты, надо полагать, могут стать довольно востребованными, так как позволяют минимизировать, с одной стороны, бюджетные затраты на реализацию фактически государственных или муниципальных задач, а с другой – коммерческие риски инвесторов.

Соглашений, где объектом является непосредственно IT-инфраструктура, как отметил исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко, подписано на данный момент всего два. Первое – заключенное в прошлом году Минпромторгом России и Центром развития перспективных технологий соглашение о ГЧП для создания системы цифровой маркировки и прослеживания оборота товаров (за счет частного капитала, общий объем инвестиционных обязательств частного партнера – более 220 млрд руб.). Второе – подписанное в июне текущего года концессионное соглашение в отношении создания базы данных и программного обеспечения для хранения, поиска и обработки информации о выявленных объектах недвижимости и земельных участках, отсутствующих (не принятых к учету) в налоговых органах, либо принятых на учет в налоговых органах, но подлежащих уточнению в результате изменения их характеристик, находящихся на территории Красногорска Московской области (объем выделяемых на ее создание частных средств – 14,26 млн руб., возврат инвестиций частного партнера – АО «Концерн «Автоматика» – предполагается за счет фиксированных платежей из бюджета публичного партнера – городского округа Красногорск)2.

Такая низкая востребованность ГЧП при разработке и реализации именно IT-проектов обусловлена, по мнению Максима Ткаченко, целым рядом факторов. В первую очередь тем, что у многих органов власти отсутствует опыт работы по моделям ГЧП, в связи с чем они в принципе не рассматривают этот формат в качестве применимого для создания информационных систем, центров обработки данных и т. д. Поэтому Национальный Центр ГЧП предлагает запустить полноценный акселератор ГЧП-проектов в IT-сфере (например, на базе платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»). Второй момент – отсутствие в федеральных программах отдельных механизмов софинансирования таких проектов в регионах. «Надо понимать, что многие проекты не монетизируемы напрямую, либо выручка по ним покрывает 30-40% необходимых расходов, поэтому важно, чтобы бюджетное плечо давала публичная сторона – регион, а ему, как правило, в этой части нужна федеральная поддержка. Как только межбюджетные трансферты на эти цели появятся, инициатив станет больше», – уверен исполнительный директор центра. Также для более активного развития ГЧП в сфере IT предлагается устранить содержащиеся в нормативных актах положения, препятствующие применению таких механизмов на муниципальном уровне и в случае привлечения иностранных инвесторов – сейчас, например, прямо установлено, что по общему правилу частным партнером или концессионером не может быть даже российская организация с иностранным участием, которое предполагает, что иностранные граждане, юридические лица или органы могут определять решения этой организации (ч. 10 ст. 5 Закона № 224-ФЗ, ч. 1.6 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Кроме того, существенно ограничивающим популяризацию ГЧП в IT-сфере фактором является отсутствие определенности в вопросах монетизации так называемых государственных данных – информации, содержащейся в существующих и создаваемых государственных информационных системах. «Взаимодействуя с Минкомсвязью России и получая обращения от региональных органов власти, мы видим потенциал проектов, которые так или иначе подразумевают использование данных, содержащихся в ГИС: получение государством платы за предоставление возможности использования таких данных и окупаемость для инвестора инвестиций, вкладываемых в развитие таких систем, за счет предоставления услуг, основанных на используемых данных», – отметила руководитель Центра развития инвестиций и государственно-частного партнерства в цифровой экономике ФГБУ НИИ «Восход» Надежда Кострюкова. Однако режим оборота данных ГИС в случае, когда их операторами на основании соглашений о ГЧП или концессионных соглашений являются частные организации, на сегодняшний день не определен. Вероятно, решить эту проблему можно в рамках внесенного в Госдуму законопроекта № 946012-7, предусмотрев в нем не только необходимость определения в концессионном соглашении или соглашении о ГЧП, заключенном для создания, эксплуатации и модернизации ГИС, обладателя содержащейся в данной информационной системе информации и обязанность концессионера или частного партнера, являющегося обладателем такой информации, обеспечивать недискриминационный доступ к ней заинтересованных лиц (именно это предполагает текущая редакция законопроекта), но и порядок обработки соответствующих данных и их использования, в том числе на коммерческой основе.

***

Как видно, источники финансирования цифровой трансформации разных сфер деятельности в целом и конкретных органов и организаций в частности довольно разнообразны. Тем не менее нельзя не отметить, что и предоставление грантов или субсидий на конкурсной основе, и реализация проектов на основе соглашений о ГЧП или концессионных соглашений – не самые удобные форматы взаимодействия государства и бизнеса в случае, когда внедрить конкретные IT-решения нужно в кратчайшие сроки, например в связи с особой эпидемиологической обстановкой. Поэтому еще более важным становится развитие и использование инсорсинговых ресурсов – органы власти, госучреждения и промышленные предприятия, имеющие современную IT-инфраструктуру, смогли в условиях введения режима повышенной готовности и ограничительных мер довольно оперативно и с минимальными затратами перевести существенный пласт рабочих процессов в дистанционный режим.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.341.42

С. П. Балаганский

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию «реальный сектор экономики». Сделан вывод о том, что это сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Он включает предприятия и организации сектора нефинансовых корпораций, где воспроизводятся все товары и услуги (кроме услуг финансового посредничества), реализуемые на свободном рынке. Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, а торговая деятельность является его неотъемлемой частью. И хотя именно в сфере производства создаются новые материальные блага (ядро реального сектора), все же материальное производство не самоцель, а средство для удовлетворения потребностей людей, что, в свою очередь, характеризует современную рыночную экономику.

Ключевые слова: производство, предприятия, организации, домохозяйства.

S.P. Balagansky

REAL SECTOR OF ECONOMY AS AN OBJECT OF ECONOMIC ANALYSIS

Key words: manufacturing, enterprises, organizations, households.

Сегодня понятие «реальный сектор экономики» используется весьма активно как в экономической науке, так и в хозяйственной практике. Однако появилось оно сравнительно недавно. В официальных документах впервые было использовано профессором В.Н. Черковцом в совместном докладе Минэкономики и Госкомстата России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и перспективах ее

развития в 1997 — 2000 годах» от 5 февраля 1997 г Между тем в таких обобщающих официальных материалах, как ежегодные справочники Госкомстата России, понятие, о котором идет речь, не фигурирует. Нет его и в системе национальных счетов (СНС). Кроме того, определение понятия «реальный сектор экономики» практически отсутствует в большинстве учебных, справочных и энциклопедических изданий. А в тех относительно немногих

+;’#&+&%+)&$$**&-*);&$&%&-+)’_-%

источниках, где такое определение дается, нет единства критериев для его трактовки. Данное обстоятельство затрудняет определение границ взаимодействия реального и финансового секторов, выявление факторов устойчивости и сбалансированности экономической системы в целом .

Этимологически слово » реальный» восходит к латинскому «res», означающему «вещь», «предмет», «дело». Действительность, подлинность, истинность вещи, предмета или события отражает и английское прилагательное «real» . Естественно предположить, что и российский аналог этого прилагательного должен выражать неподдельность, вещность определяемого предмета с тем, чтобы отличить его от предмета виртуального, мнимого, фиктивного. И, действительно, С.И. Ожегов раскрывает три основных значения прилагательного «реальный»: 1) действительно существующий, не воображаемый; 2) осуществимый, отвечающий действительности; 3) практический, исходящий из понимания и учета подлинных условий действительности .

Таким образом, на основе исключительно лексического значения необходимо признавать существование нереального, невидимого, неощутимого сектора экономики, в котором (в противовес реальному сектору) воспроизводятся исключительно мнимые, виртуальные процессы.

В экономической теории и практике последних лет широко применяются теоретические подходы к определению сущности понятия «реальный сектор экономики», в которых действительные, реальные элементы и категории рассматриваются в диалектическом единстве с их мнимыми, «нереальными» антиподами (таблица).

Кроме этих подходов в учебной и справочной литературе по экономике описана следующая точка зрения на сущность исследуемого понятия. Длительное время в нашей стране в качестве макроэкономической модели применялся баланс народного хозяйства (БНХ), который учитывал не всю экономику, а только ее производственную сферу: отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и промышленных услуг (грузовой транспорт, торговля и др.). Считалось, что стоимость создается лишь в производственной сфере, а в непроизводственной (наука, культура, здравоохранение, финансы, пассажирский транспорт, оборона и многое другое) лишь потребляется.

И хотя сегодня вместо БНХ применяется иная макроэкономическая модель (СНС), авторы некоторых популярных учебников по экономике включают в реальный сектор «прежде всего промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт» , причем они сознательно выводят торговую деятельность за пределы реального сектора, противореча этим самим себе, ведь торговля является одной из разновидностей промышленных услуг и, следовательно, входит в производственную сферу, где создается стоимость.

Еще одно определение дается в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре», согласно которому «реальный сектор включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг» . В этом определении, как и в подходе В.Н. Черковца, критерием отнесения отраслей экономики к ее реальному сектору является соблюде-

ние принципа участия в производстве ВВП. Нелепыми, правда, остаются следующие моменты:

1) включается ли торговля в сферу оказания промышленных услуг?

2) что подразумевается под «прочими услугами», входят ли в их число услуги, оказываемые институтами денежного, фондового и страхового рынков?

Ответы на эти вопросы дает подход к определению понятия «реальный сектор экономки», основанный на применяющейся в СНС группировке субъектов экономики по типу экономического поведения (рисунок).

Тип экономического поведения определяется теми мотивами и стимулами, которыми руководствуются субъекты экономики в осуществлении своей экономической деятельности . Группировка по типу экономического поведения дает секторную структуру экономики страны. Под сектором национальной экономики подразумевается совокупность институциональных единиц резидентов (центр их экономических интересов находится на экономической территории страны), имеющих сходные экономические цели, функции и поведение .

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы группируются по пяти секторам:

1) сектор государственных учреждений;

2) сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

3) сектор домашних хозяйств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) сектор финансовых корпораций;

5) сектор нефинансовых корпораций.

Ю.Б. Зеленский приходит к выводу: «К реальному сектору экономики относятся предприятия и организации сектора нефинансовых корпораций (по методологии СНС), в котором воспроизводятся все товары и услуги (кроме услуг финансового посредничества), реализуемые на свободном рынке» . Исследователь убежден: «Торговая деятельность, обеспечивающая рыночное обращение товаров, их куплю-продажу, а также обслуживание покупателей в процессе транзакций, доставку товаров, их хранение является неотъемлемой частью реальной экономики» .

Своеобразие подхода Ю.Б. Зеленского по сравнению с подходами, описанными ранее, состоит в том, что участие в создании ВВП в конечном счете не определяет принадлежность к реальному сектору экономики. Критерием отнесения того или иного сектора к реальной экономике является производство и потребление общественно востребованных товаров и услуг. Поэтому сектор нефинансовых корпораций можно смело назвать реальным. Остается дискуссионным вопрос, связанный с развитием информационной экономики и новыми типами организаций, которые формируются и развиваются в ее недрах .

При этом не совсем понятно, почему услуги сектора финансовых корпораций не включаются в сферу реальной экономики? Конечно, потребности, удовлетворению которых могут способствовать услуги финансового посредничества, весьма многообразны. Это могут быть как производственные потребности (например, расширение производства на основе банковского кредита), так и личные. Однако эти потребности не могут быть удовлетворены непосредственно услугами сектора финансовых

Теоретические подходы к определению понятия «реальный сектор экономики»

Название подхода и основные его представители Характеристика подхода Основные недостатки подхода

Маржиналист-ско-монетарист-ский подход (К. Гедди, Б. Айскес, А. Илларионов) В этом подходе «реальной» экономике противопоставляется «виртуальная», или «фиктивная», продукция, которая реализуется не посредством денежного обмена, а бартерным путем. Данная составляющая учитывается в «официальном» валовом внутреннем продукте (ВВП), но не является рыночной, а потому и вообще реальной. Следовательно, даже материальное производство с этой точки зрения является нерешенным, виртуальным, не создающим стоимости, если его продукция не продается за деньги. Другими словами, критерием отнесения производства материальной продукции к сфере либо реального, либо виртуального секторов экономики выбрана форма меновой стоимости (денежная или неденежная), а наличие стоимости выводится из оплачиваемой цены 1. Данный подход утрачивает субстанциональное представление о стоимости товара. Еще А. Маршалл специально рассматривал две формы торговли: бартерную и такую, в которой употребляются деньги. Разницу между ними он видел в том, что в бартерной торговле больше «неопределенности в рыночном торге», поскольку при ней, чтобы достичь равновесия, надо изменять предельную полезность обмениваемых товаров. Но если бартерная сделка состоялась, то произошел и реальный рыночный обмен, хотя и без денег. 2. Материальное производство не может быть нереальным, виртуальным, не создающим стоимости лишь из-за того, что его продукция продается не за деньги. Конечно, при бартерной сделке нет всеобщего эквивалента, но есть особенный эквивалент и он является ценой товара. Другое дело, что официальный учет таких цен в совокупном измерении затруднителен. 3. Так как представители данного направления трактовку самого реального сектора экономики связывают с деньгами, естественно, что они снимают акцент с различия между реальным и финансовыми секторами и уходят, по сути, от анализа острейшего противоречия, возникшего сегодня в российской экономике

Марксистский подход (К. Маркс, В.Н. Черковец) Капитал — не вещь, а производственное отношение, которое представлено в вещи. Воспроизводство капитала (в простом и расширенном масштабах) происходит в форме его непрерывного кругооборота и оборота. Совершая это движение, капитал проходит три стадии и пребывает в трех функциональных формах: денежной, производительной и товарной. Только на второй стадии происходит реальное увеличение капитала — на основе создания прибавочной стоимости. Однако действительный капитал — весь промышленный капитал в составе денежного, производительного и товарного капиталов, потому что только в рамках единства этих частей может иметь место сохранение и возрастание первоначального капитала. Понятие действительного капитала расширяется за счет торгового и ссудного капиталов как обособившихся форм промышленного капитала. Действительному капиталу противостоит капитал, функционирующий на фондовом рынке и называемый фиктивным. Под фиктивным капиталом понимается капитал, который воплощен в ценных бумагах (акциях, облигациях, векселях и т.д.). Кроме этого, денежный капитал не всегда есть действительный. Не будучи включенным в собственное движение промышленного капитала или в его обслуживание, он является лишь потенциальным, т.е. капиталом в возможности, а не действительности. Таким образом, реальный сектор экономики должен включать в себя прежде всего материальное производство. Но не только. В реальный сектор включаются также торговля и часть финансового сектора, представленная посреднической деятельностью банков и страховых учреждений (банковская и страховая прибыль), которая вносит свой вклад в ВВП. Но операции, связанные с приобретением финансовых обязательств и финансовых активов как перераспределенческие, в создании ВВП не участвуют и образуют нереальный финансовый сектор экономки (его иногда называют «финансовым сектором в узком смысле») 1. Противопоставление реальному сектору лишь спекулятивного сектора фондового рынка приводит к тому, что понятие «реальный сектор экономики» поглощает всю экономическую деятельность. 2. Процессы концентрации и централизации (реального) капитала могут быть опосредованы с помощью инструментов фондового рынка. К сожалению, в России роль фондового рынка в привлечении инвестиций еще недостаточно высока, поскольку свободные капиталы «прячутся» в одежду «портфельных» инвестиций и не желают подвергаться риску прямых (особенно долгосрочных) инвестиций в реальный сектор, тем более в его ядро -материальное производство

Группировка субъектов экономической деятельности по типу экономического поведения

корпораций. Они удовлетворяют не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности. В результате услуги финансового посредничества проигрывают в привлекательности материальным благам и услугам, непосредственно удовлетворяющим нужды потребителей .

Итак, наиболее общее и полное определение понятия «реальный сектор экономики» может выглядеть следующим образом: реальный сектор — сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Он включает предприятия и организации сектора нефинансовых корпораций, где воспроизводятся все товары и услуги (кроме услуг финансового посредничества), реализуемые на свободном рынке. Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, а торговая деятельность является его неотъемлемой частью. И хотя именно в сфере производства создаются новые материальные блага (ядро реального сектора), все же материальное производство не

самоцель, а средство для удовлетворения потребностей людей, что, в свою очередь, характеризует современную рыночную экономику.

1. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. М., 2002.

2. Зеленский Ю.Б. Банковская система России и реальный сектор экономики. Саратов, 2002.

3. Иванов Г.М. Основы национального счетоводства: учеб. пособие. Саратов, 2003.

4. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ 2010. 1 (30).

5. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. 20-е изд. М., 1985.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М., 1986.

7. Устинова Н.Г Новые типы организаций в информационной экономике // Вестник СГСЭУ. 2006. № 3.

8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. М., 2002.

9. Экономика. 2-е изд. / под ред. А.С.Булатова. М., 1999.

10. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин… М., 1999.

Сущность реального сектора экономики

Экономическая система выступает в качестве очень обширной сферы. В ней исследователи и авторы выделяют два крупных и наиболее значимых сектора: реальный и финансовый сектора экономики. В данной статье уделим особое внимание именно реальному сектору экономической системы, который сложился в наши дни.

Реальный сектор – также структурированное образование. В него входят сразу несколько экономических отраслей, каждая из которых занимается несколькими видами продукции: материальной продукцией и нематериальной.

Определение 1

То есть, под реальным сектором стоит подразумевать не только систему производства материальных благ, но также и сферу непосредственного предоставления услуг.

Сюда входят услуги науки и образования, торговли. При этом стоит отметить, что существует несколько исключений. Например, финансовые и кредитные, а также биржевые операции, которые относятся преимущественно к финансовой экономике, выступающей в качестве противоположного направления экономической сферы, рассматриваемого в данной работе.

В реальном секторе экономической сферы также осуществляется производство, распределение, обмен и потребление, которые являются четырьмя основополагающими экономического развития и удовлетворения потребностей, которые возникают в обществе. В противовес этому в финансовом секторе, например, реализуются исключительно денежные взаимоотношения между людьми как экономическими субъектами, которые формируют два аспекта финансового сектора: спрос на определенные товары и услуги и их последующее потребление.

Немаловажным является параметр возможной монетизации реального сектора. В данном случае всю экономическую систему можно изобразить в виде сложного кругооборота продукции и услуг, а с другой стороны – в виде всей совокупности располагающих в этом секторе денежных ресурсов. Современная экономика, вместе с тем, медленно преобразовалась в монетарную структуру. В нее входят следующие элементы:

  • Реализация товаров;
  • Предоставление наиболее значимых услуг.

Замечание 1

Оба аспекта сопровождаются финансовым компонентом, а каждая сделка по принципу «купля-продажа» производится с применением денежных и финансовых ресурсов, которыми располагает данная экономическая система.

Инфраструктура реального сектора экономики

Замечание 2

Инфраструктура реальной экономики – это вся экономическая система, которая включает в себя материальное и товарное содержание, а также достаточно обширную совокупность экономических взаимоотношений между субъектами реальной экономики (в первую очередь, рынков), где реализуется принцип «купля-продажа». На субъектах лежит очень важная миссия – создать наиболее благоприятные условия для последующего роста рыночной системы экономики.

Существует несколько типов инфраструктуры реальной экономики. Во-первых, это производственная инфраструктура, объединяющая в себе всю совокупность предприятий и компаний, которые занимаются производством, реализацией и дальнейшим продвижением материальной продукции, произведенной в условиях реальной экономики (транспортные, промышленные, торговые и телекоммуникационные компании, а также некоторые маркетинговые операции).

Во-вторых, непроизводственная инфраструктура, которая включает в себя организации, не производящие материальную продукцию. Также они не оказывают никакого прямого влияния на формирование взаимоотношений между покупателем и продавцом по системе «купля-продажа». К непроизводственной инфраструктуре относятся следующие направления:

  1. Научные организации и компании, которые способствуют развитию и дальнейшему продвижению инновационных идей, нового оборудования и технологий, которые влияют на производство товаров и услуг и внедряются в повседневную жизнь людей;
  2. Государственные структуры, направленные на регулирование прядка формирования взаимоотношений. Они совершают данную деятельность посредством принятия законов и иных нормативно-правовых актов;
  3. Определенные социальные организации, которые предоставляют разнообразные услуги различным слоям населения (образовательные, медицинские, услуги в сфере просвещения и культуры). Эти услуги способны сформировать новые потребности у общества, что ведет к увеличению спроса. Эти процессы становятся неким знаком для производителей, которые увеличивают производство товаров и услуг в соответствии с данными о потребностях общества.

Отрасли реального сектора экономики

Как мы уже указали ранее, реальная экономика выступает в качестве очень структурированного экономического образования. В связи с этим перед нами встала необходимость выделить основные отрасли, которые играют важную роль в повседневной жизни человека и отдельных социальных групп. Во-первых, это энергетическая сфера, в которую входит производство и дальнейший постепенный сбыт электроэнергии в соответствии с запросами населения.

Во-вторых, одной из важнейших является пищевая промышленность – производство продуктов питания. Без ежедневного потребления пищи человек не сможет восполнять свою энергию, что приведет к обезвоживанию и невозможности физически выполнять некоторые функции. Поэтому сегодня производители предлагают людям огромный широчайший выбор товаров, чтобы удовлетворить потребности и желания абсолютно любого человека, с учетом его предпочтений, физических особенностей и состояния здоровья.

В-третьих, нефтяная промышленность, которая состоит из нефтедобычи и нефтепереработки. Сегодня нефть – один из самых дорогих ресурсов, и ее количество, а также уровень импорта говорит о внутреннем благосостоянии государства. Сюда же входит уровень ресурсов в промышленной и строительной сфере, которая определяет производство материалов и строительные услуги, которые может предоставить та или иная организация. Стоит отметить также газовая промышленность (добыча газа и снабжение им населения и стран-союзников, с которыми заключены договоры).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх