Куперс

Бухучет и анализ

Реестр кредитных потребительских кооперативов 2018 ЦБ РФ

УДК 336.7 JEL G21

Симонян Ани Рубеновна

Simonyan Ani

DOI 10.26425/1816-4277-2019-12-181-188

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Обоснована актуальность развития кредитных потребительских кооперативов (далее — КПК) как перспективного сегмента кредитного рынка. В статье проведен анализ состояния КПК. Раскрыты теоретические основы КПК. Приведены и проанализированы основные показатели деятельности КПК. Отражены направления деятельности Центрального банка по отношению к КПК. Выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие кредитных потребительских кооперативов. Особое внимание уделено незащищенности имущественных интересов пайщиков. Представлены рекомендации по совершенствованию деятельности КПК. Основным выводом является то, что КПК имеют огромный финансового-кредитный потенциал, но в России пока не развиты в достаточной степени. Приведенные в статье механизмы могли бы обеспечить устойчивый рост деятельности КПК. Ключевые слова: кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, ключевые показатели, страхование рисков, динамика, займы.

Цитирование: Симонян А.Р. Анализ состояния кредитных потребительских кооперативов в Российской Федерации//Вестник университета. 2019. № 12. С. 181-188.

ANALYSIS OF THE STATE OF CREDIT CONSUMER COOPERATIVES IN THE RUSSIAN FEDERATION

В Российской Федерации (далее — РФ) растет интерес к деятельности микрофинансовых организаций как со стороны участников рынка, так и населения и государственных органов страны.

Это, в первую очередь, связано с нехваткой источников финансирования. Ужесточились требования банков к малому бизнесу и к физическим лицам, особенно в регионах. Как правило, коммерческие банки в регионах представлены как филиалы столичных банков, и кредитуют они в основном крупных заемщиков . В связи с этим в регионах малому бизнесу и населению трудно привлечь дополнительные финансовые ресурсы, что и является стимулом к социально-экономическому развитию. Значимость развития кредитных потребительских кооперативов (далее — КПК) можно просмотреть на опыте развитых стран, где хотя и существует многоуровневая развитая банковская система, но при этом немаловажную роль играют КПК.

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В рыночных условиях КПК служат оптимальной альтернативой банковскому сектору.

В данной статье поставлена задача провести анализ текущего состояния КПК и предложить рекомендации по развитию данного сегмента кредитного рынка.

Кредитный потребительский кооператив является микрофинансовой организацией, который функционирует на принципах взаимопомощи, и главной его целью является обеспечение финансовыми ресурсами своих пайщиков .

Существуют КПК двух уровней. Законодательство предъявляет к ним ряд требований. Например, есть ограничения по составу пайщиков. Так, пайщиками КПК первого уровня могут быть физические и юридические лица, а вот второго уровня — исключительно КПК первого уровня. Ограничения существуют и по минимальному количеству пайщиков КПК .

КПК второго уровня выполняют функции по приобретению финансовой устойчивости, снижению рискованности и аккумуляции финансовых ресурсов.

Приведем данные Центрального банка РФ о доли КПК в российской финансовой системе.

Что касается членов КПК, то всего 1,1 % взрослого населения являются пайщиками КПК, а вместе с тем целых 75 % того же взрослого населения пользуются счетами в кредитных организациях. Такой дисбаланс связан с рискованностью участия в КПК и в большой части с низкой информированностью граждан о КПК .

Если рассмотреть совокупные активы, то их стоимость составляет менее 0,12 % от стоимости совокупных активов кредитных организаций. Стоимость совокупных активов КПК составляет около 104,5 млрд руб. .

По размерам аккумулированных средств населения наблюдается также огромная разница. Размер совокупных вкладов пайщиков составляет 71,8 млрд руб., это менее 0,25 % вкладов граждан в кредитных организациях .

Проследим, как в течение последних лет менялось количество КПК и их членов (рис. 1).

3 500 _,

2 500 —

1 500 —

500 -0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

^

о

е

о

Ц £

01.01.2017 г. 01.01.2018 г. 01.01.2019 г.

Дата

Рис. 1. Динамика изменения количества КПК в РФ

По данным Центрального банка РФ, число КПК сократилось на 12,8 %. В 2018 г. также наблюдается снижение количества КПК, но уже на 14,3 %. Если рассмотреть период с 2016 по 2018 г., то количество КПК снизилось на 25, 3 %, т. е. 774 КПК (рис. 1). Это связано с политикой Центрального банка РФ по очистке рынка от мошенников. По оценкам Центрального банка РФ, ущерб составляет 7,5 млрд руб.

В таблице 1 представлены среднесрочные показатели стоимости потребительских кредитов. Рассматривается период с 1 квартала 2018 г. по 3 квартал 2019 г. За рассматриваемый период наблюдается динамика снижения стоимости потребительских кредитов за исключением среднерыночной стоимости по необеспеченным

займам: повышение на 5,6 п.п. по суммам от 30 тыс. руб. на срок от 31 до 60 дней и повышение на 3,6 п.п. до 30 тыс. руб.; повышение стоимости кредита на 3,2 п.п. показывают займы, которые были взяты со сроком от 181 до 365 дней при сумме до 30 тыс. руб.; только на 0,3 п.п. увеличилась стоимость займа, имеющая срок более 365 дней с суммой до 30 тыс. руб. Следовательно увеличение стоимости потребительского кредита КПК происходит в основном в части выдачи «маленьких кредитов» (до 30 тыс. руб.).

Самая низкая процентная ставка наблюдается у потребительских кредитов по необеспеченным кредитам на срок от 61 до 180 дней с суммой свыше 180 тыс. руб. (17,6 %) за рассматриваемы период ставка снизилась на целых 4,1 п.п. Самая высокая среднерыночная стоимость имеют необеспеченные кредиты до 30 тыс. руб. (198,7 %), в рассматриваемом периоде наблюдается снижение стоимости этих займов всего на 0,2 п.п.

По всем остальным категориям кредитования наблюдается динамика снижения стоимости займов. Наиболее значимое снижение стоимости происходит у займов со сроком от 61 до 80 дней с суммой от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (-5,7 п.п.). Что касается долгосрочного кредитования, то здесь также наблюдается снижение стоимости, за исключением маленьких сумм (до 30 тыс. руб.).

Таблица 1

Среднерыночные показатели полной стоимости потребительских кредитов выдаваемых КПК физическим лицам

Потребительские займы с обеспечением в виде залога, % годовых 29,7 29,1 29,8 31,3 31,2 31,0 31,8 -2,1

Потребительские займы с иным обеспечение, в том числе: 0,0

до 365 дней включительно, % годовых 26,5 26,6 27,2 28,0 29,0 29,7 31,0 -4,4

свыше 365 дней, % годовых 23,6 25,0 24,4 23,9 24,7 24,7 25,0 -1,4

Потребительские займы без обеспечения: 0,0

до 30 дней включительно, в том числе: 0,0

до 30 тыс. руб. включительно, % годовых 198,7 199,9 199,1 199,7 199,3 196,9 198,9 -0,2

свыше 30 тыс. руб., % годовых 27,3 28,9 27,4 27,6 28,2 29,1 30,0 -2,7

от 31 до 60 дней включительно, в том числе: 0,0

до 30 тыс. руб. включительно, % годовых 82,1 83,3 83,2 82,6 78,9 76,7 76,5 5,6

свыше 30 тыс. руб., % годовых 34,1 33,9 33,7 33,1 32,6 31,0 30,5 3,7

от 61 до 180 дней включительно, в том числе: 0,0

до 30 тыс. руб. включительно, % годовых 48,7 49,4 48,9 50,3 51,8 53,0 53,2 -4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свыше 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. включительно, % годовых 28,6 27,6 29,0 29,5 29,8 33,3 34,3 -5,7

свыше 100 тыс. руб., % годовых 17,6 18,7 20,0 20,7 21,9 20,7 21,6 -4,1

от 181 до 365 дней включительно, % годовых 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

до 30 тыс. руб. включительно, % годовых 58,2 57,7 57,8 56,7 56,2 53,9 55,0 3,2

Окончание табл. 1

свыше 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб. включительно, % годовых 29,0 28,6 29,0 29,0 28,4 29,3 29,5 -0,5

свыше 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб. включительно, % годовых 22,1 21,1 22,2 22,5 22,5 21,7 22,4 -0,3

свыше 100 тыс. руб., % годовых 22,5 23,8 23,8 24,3 23,1 24,0 23,7 -1,2

свыше 365 дней, в том числе: 0,0

до 30 тыс. руб. включительно, % годовых 43,6 40,8 42,5 40,2 42,9 43,5 43,3 0,3

свыше 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб. включительно, % годовых 40,7 41,3 42,1 42,1 42,6 44,3 43,8 -3,1

свыше 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб. включительно, % годовых 34,4 34,8 35,8 36,3 37,7 37,5 39,6 -5,2

свыше 100 тыс. руб., % годовых 24,6 25,2 25,7 26,9 25,8 26,4 27,7 -3,1

Составлено автором по материалам источника

Наблюдается динамика снижения не только количества КПК, но и количества пайщиков. Динамика изменения количества пайщиков представлена в таблице 2. За 2017 г. количество пайщиков уменьшилось всего на 1,7 % (т. е. на 17 580 пайщиков). Но в 2018 г. темпы увеличились и количество пайщиков снизилось на 4,4 %. Нужно отметить, что в 2017 г. в наибольшей степени отток касался юридических лиц, а в 2018 г. — физических.

Таблица 2

Динамика изменения количества пайщиков КПК

Показатель 01.01.2017 г. 01.01.2018г. 01.01.2019 г.

Количество пайщиков, чел. 976 990 960 015 918 013

Динамика изменения, % -5,4 -1,7 -4,4

В таблице 3 приведены основные показатели деятельности КПК с 2016 по 2018 г.

По данным центрального банка объем привлеченных денежных средств за рассматриваемый период сократился на 9,8 млрд руб. т. е. на 11,7 %. Отрицательная динамика объема привлеченных денежных средств объясняется сокращением как числа пайщиков, так и КПК на 8,5 % .

Объем выданных займов в период с 2016 по 2018 г. не терпел особых изменений, но в 2017 г. наблюдается резкая положительная динамика на 15,9 %.

Что касается портфеля займов, то к 2017 г. он увеличился на целых 22,2 % в большей степени за счет увеличения средней суммы займов именно юридических лиц (увеличился на 28,1 %), но к 2018 г. средняя сумма займов показывает отрицательную динамику (1 %), но при этом наблюдается рост суммы займов физических лиц на 13,11 %. Такие темпы увеличения портфеля займов при сокращении КПК указывают на то, что на рынке остаются более крупные организации.

С 2016 по 2018 г. увеличилась доля просроченной задолженности NPL90+ в портфеле займов с 18,75 до 21,3 %. Это связано с несоблюдением пайщиками основных принципов КПК, с недостаточно квалифицированным персоналом КПК .

Таблица 3

Основные показатели деятельности КПК В РФ с 2016 по 2018 г.

Показатель 2016 г. 2017г. 2018 г. Динамика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с 2016 по 2017,% с 2017 по 2018, %

Привлеченные денежные средства, млрд руб. 83,7 77,8 73,9 -7,05 -5,01

Выданные займы, млрд руб. 70,32 81,5 70,6 15,90 -13,37

Средняя сумма займов 110 674 135264 133759 22,22 -1,11

Средняя сумма займов юридическим лицам, млрд руб. 95 110 121920 112134 28,19 -8,03

Средняя сумма займов физическим лицам, млрд руб. 2274130 2251059 2546 115 -1,01 13,11

Доля NPL 90+ в портфеле займов КПК, % 18,75 19,54 21,3 4,21 9,01

Составлено автором по материалам источника

В результате проведенного анализа текущего состояния КПК, можно прийти к выводу о слабой позиции КПК на кредитном рынке. В среднесрочной перспективе не ожидается положительная динамика в развитии КПК, так как на данный момент Центральный банк РФ акцентирует свое внимание на очистке рынка от мошенников, но при этом нет четкой государственной программы по развитию КПК .

Хотя за последние годы государством и, в частности, Центральным банком РФ, принимаются меры в этом направлении (особые условия учета доходов и расходов, формирования резервов), но особых изменений в этой сфере пока не наблюдается .

К факторам, сдерживающим качественное развитие КПК, можно отнести:

— отсутствие конкретной государственной программы по развитию КПК;

— большие ограничения в деятельности на финансовом рынке;

— большие риски участия в КПК;

— отсутствие квалифицированных кадров;

— низкий уровень финансовой грамотности населения;

— несоблюдение основных принципов КПК его членами.

На основе сделанных выводов, автор предлагает следующие шаги по совершенствованию КПК, результатом которого станет увеличение аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов населения и выпуска их в обращение:

— расширение возможностей КПК;

— предоставление льготных кредитов КПК;

— предоставление возможности участия пайщиков не только в финансовых, но и в реальных инвестициях. Реальные инвестиции дают двойные гарантии при меньшей стоимости хеджирования;

— ускорению развития, появлению финансовой устойчивости и минимизации рисков КПК может способствовать расширение финансовой и методической базы саморегулируемой организации (далее — СРО) КПК;

— предоставление налоговых льгот как для КПК, так и для пайщиков: на примере холдингов не включать в налогооблагаемую базу внутренние расчеты КПК со своими пайщиками. Результатом будет увеличение налоговых поступлений в бюджет и уменьшение налоговой нагрузки КПК, что в свою очередь, будет способствовать увеличению финансовых ресурсов и развитию региона как в экономическом, так и в социальном плане;

— использование кредитными потребительскими кооперативами налога на прибыль с целью стимулирования льготных кредитов малому бизнесу, способствующее расширению финансовой мощи организаций малого бизнеса и микрофинансирования;

— создание образовательных центров (в том числе с участием Центрального банка РФ) для получения квалифицированных кадров КПК;

— обеспечение защищенности имущества пайщиков КПК .

В отличие от банков в этом сегменте кредитного рынка отсутствуют реальные гарантии от банкротства и ликвидации КПК.

В настоящее время есть только два механизма обеспечения финансовой устойчивости КПК:

— участие КПК в СРО, которые в соответствии с федеральным законом «О кредитной кооперации» создают компенсационный фонд;

— создание общества взаимного страхования КПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный банк РФ в своем докладе «Развитие системы гарантирования на рынке кредитной кооперации» отмечает, что существующая система защиты не может обеспечить в должной мере сохранность вложений пайщиков в КПК в случае его банкротства .

Решению этой проблемы может поспособствовать введение обязательного страхования вкладов на государственном уровне. Это может быть реализовано в виде гарантийных фондов, которые финансировались бы за счет обязательных взносов КПК, СРО и льготными кредитами от Банка России и за счет инвестиционной деятельности.

По результатам анализа текущего состояния кредитных потребительских кооперативов приведены основные проблемы, удерживающие их развитие. Предложены основные шаги для решения существующих проблем.

Предложенные автором механизмы развития кредитных потребительских кооперативов позволили бы решить важные социально-экономические проблемы: завоевывать доверие россиян и доказать устойчивость и надежность кредитных потребительских кооперативов.

Библиографический список

3. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы (утв. Банком России 14.12.2017 г.) . — Режим доступа: https://www.cbr.ru/Queries/ UniDbQuery/File/47448/9 (дата обращения: 29.09.2019).

5. Грызунова, Н. В., Киселева, И. А. Инвестиционный налоговый кредит как инструмент стимулирования экономического ростаю//Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации россии: поиск модели эффективного социо-хозяйственного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский институт истории, экономики и права. — 2017. — С. 62-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BecmuuK yuueepcumema № 12, 2019

Пресс-служба Банка России предупредила о рисках взаимодействия с организациями, не получившими лицензии от регулятора. ЦБ РФ напомнил, что клиентов таких компаний защитить не может, поэтому предложил способ проверки законности деятельности финансовых организаций.

Что случилось?

На сайте Банка России появилось предупреждение о риске стать жертвой мошенников, если вовремя не проверить законность деятельности финансовой организации. Регулятор уточнил, что речь идет, в том числе, о мошеннических интернет-ресурсах организаций, которые предлагают финансовые услуги в сфере лицензируемых видов деятельности, но при этом нарушают закон, не имея нужной лицензии.

Потенциальным клиентам таких компаний необходимо быть крайне внимательными, поскольку мошенники часто имитируют официальные сайты некредитных финансовых организаций – МФО, форекс-дилеров, страховщиков, а иногда и банков, у которых разрешительные документы оформлены должным образом. К примеру, только Банк России инициировал прекращение деятельности более 400 доменных имен, связанных с фишингом и распространением вредоносного программного обеспечения в сфере финансовых рынков РФ и в национальной платежной системе страны. И эта работа продолжается.

Чтобы защитить себя от мошенников, в ЦБ РФ предлагают до подписания каких-либо договоров и инвестирования средств в интернете проверить наличие лицензии у финансовой организации. Необходимую информацию можно найти на официальном сайте регулятора в рубрике «Справочник участников финансового рынка» раздела «Финансовые рынки».

Почему это важно?

В Банке России объясняют, что клиента финансовой организации, которая работает без лицензии, защитить не смогут. Кроме того, если лицо заключило договор с компанией, зарегистрированной в иностранной юрисдикции, то риски стать жертвой мошенников увеличиваются, поскольку национальное законодательство не работает по экстерриториальному принципу.

Абабкова Светлана Сергеевна

Москва • ОРНЗ 20303015837

Абазалиев Рашид Хыйсаевич

Карачаево-Черкесская Республика • ОРНЗ 21206072733

Абакарова Дженнет Камалдиновна

Санкт-Петербург • ОРНЗ 29801016011

Абакумов Максим Викторович

Москва • ОРНЗ 20402007142

Абакумова Галина Игоревна

Москва • ОРНЗ 29601026526

Абакумова Наталья Николаевна

Ленинградская область • ОРНЗ 21006002428

Абакумова Ольга Викторовна

Ставропольский край • ОРНЗ 20505000047

Абашин Егор Геннадьевич

Москва • ОРНЗ 20303036368

Аббязова Елена Шамильевна

Санкт-Петербург • ОРНЗ 21206020072

Абдиева Анжела Шовкатовна

Москва • ОРНЗ 20402011462

Абдрафикова Заремма Равилевна

Республика Башкортостан • ОРНЗ 20001019724

Абдреева Ольга Вильевна

Республика Татарстан • ОРНЗ 20801031535

Абдрешов Алмас Сапаргалиевич

Москва • ОРНЗ 29503023388

Абдулаев Абдула Махачевич

Республика Дагестан • ОРНЗ 21205027528

Абдулаева Светлана Николаевна

Пермский край • ОРНЗ 20506014044

Абдулганеева Виктория Владимировна

Ханты-Мансийский АО – Югра • ОРНЗ 20805000265

Абдулгужина Светлана Равилевна

Москва • ОРНЗ 20301052713

Абдулина Альфия Мансуровна

Москва • ОРНЗ 20403010405

Абдулина Нелля Саяровна

Москва • ОРНЗ 21203037156

Абдулкаюмова Венера Зинятуловна

Москва • ОРНЗ 20201009433

Абдулкина Светлана Леонтьевна

Республика Татарстан • ОРНЗ 29702002792

Абдуллина Галия Миньхайдаровна

Ульяновская область • ОРНЗ 20506012751

Абдуллина Гузель Фоатовна

Республика Татарстан • ОРНЗ 20705000062

Абдуллина Гульнара Фоатовна

Республика Татарстан • ОРНЗ 29603017181

Абдулмеджидова Гузель Валиевна

Республика Башкортостан • ОРНЗ 20801027687

Абдульманова Гузелия Шарипзяновна

Республика Башкортостан • ОРНЗ 21101036343

Абдурагимов Шамиль Эльдерханович

Республика Дагестан • ОРНЗ 21206053350

Абдурахманов Казимбек Магомедович

Республика Дагестан • ОРНЗ 21006006434

Абдусалямов Роман Вениаминович

Иркутская область • ОРНЗ 21003013056

Абдыкаримова Лариса Мажитовна

Новосибирская область • ОРНЗ 20703021210

Абилов Вугар Узбек оглы

Московская область • ОРНЗ 21403038497

Абионян Галина Анатольевна

Краснодарский край • ОРНЗ 21206056871

Аблакова Ания Шавкатовна

Москва • ОРНЗ 29701022940

Аблекова Татьяна Николаевна

Москва • ОРНЗ 21505029344

Аболина Марина Александровна

Санкт-Петербург • ОРНЗ 20401039563

Аболишина Наталья Валерьевна

Вологодская область • ОРНЗ 20401042364

Абраева Наиля Тимиралиевна

Тюменская область • ОРНЗ 21203073145

Абражевич Алексей Анатольевич

Воронежская область • ОРНЗ 20105000122

Абражевич Анатолий Владимирович

Воронежская область • ОРНЗ 29905000143

Абракова Марина Анатольевна

Нижегородская область • ОРНЗ 21206030501

Абраменко Елена Анатольевна

Краснодарский край • ОРНЗ 29705000163

Абраменко Людмила Петровна

Кабардино-Балкарская Республика • ОРНЗ 21206056217

Анализ практики ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов и его контрольного экземпляра (Отчет за 2010 — 2015 гг.)

Дата публикации: 08.06.2017

Приказ Минфина России

от 30.10.2009 № 111н

Приказ Минфина России от 30 октября 2009 года № 111н «Об утверждении положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций с.

Дата публикации: 15.12.2016

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов – систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе – фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации – наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, сведения о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора – по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию – по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Отправить по почте

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе — фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации — наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, сведения о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора — по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию — по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

  • Реестр аудиторов
  • Реестр аудиторских организаций

Сведения о Минфине России:

телефоны для получения справок по вопросам:

  • приема корреспонденции: +7 (495) 987-91-01, +7 (495) 987-98-42;
  • исполнения государственной функции: +7 (495) 748-49-71;

время приема корреспонденции:

Реестр СРО Аудиторов

Государственный реестр СРО аудиторов является упорядоченным списком всех зарегистрированных в должном порядке саморегулируемых аудиторских организаций. Этот список ведётся, поддерживается и актуализируется Министерством финансов РФ.

Руководством Минфина эти функции возложены на Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности, являющийся структурой самого Министерства.

В настоящее время реестр СРО насчитывает пять членов (некоммерческих партнёрств). Основную информацию (предусмотренную Федеральным законом № 315-ФЗ) по каждому из них можно получить в соответствующем разделе сайта Минфина (http://minfin.ru), выбрав соответствующие ссылки. Кроме того, любое физическое или юридическое лицо (или его уполномоченный по законной процедуре представитель) имеет право официально в Минфин за получением дополнительных сведений из реестра СРО аудиторов.

Для этого необходимо сделать запрос, в котором необходимо указать:

  • название СРО, являющегося объектом запроса;
  • желаемый способ получения этой информации: в виде бумажного документа с использованием услуг Почты России или в виде электронного документа-файла, отправленного по каналам электронной связи;
  • название юрлица-заявителя (или фамилия, имя, отчество, если заявитель – физическое лицо), его контактные телефоны, а также почтовый адрес получателя (если в предыдущем пункте был выбран бумажный документ) или адрес электронной почты (в другом случае).

Если запрос не отправляется по электронным каналам связи, а вручается лично уполномоченному представителю Минфина, то он должен быть подписан физлицом-заявителем или руководителем предприятия-юрлица. В последнем случае запрос должен быть скреплён печатью этого предприятия.

Если этот взнос оплачен, и все необходимые документы поданы, то государственная услуга по предоставлению сведений должна быть оказана в течение пяти рабочих дней с момента зарегистрированного получения запроса.

Не реже одного раз в год должен проводиться аудит каждой СРО, включённой в Реестр. При этом аудит осуществляется фирмой, входящей в другую СРО. Если объект аудиторской проверки её не прошёл, то данная СРО может быть исключена из реестра.

Реестр аудиторов и аудиторских организаций

Смотреть что такое «Реестр аудиторов и аудиторских организаций» в других словарях:

Саморегулируемая организация аудиторов — (СРОА, чаще СРО) это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Она приобретает свой статус с даты её включения в государственный реестр саморегулируемых… … Википедия

АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — юридическое лицо, созданное для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством для коммерческих организаций, за исключением открытого акционерного общества. Для занятия… … Юридический словарь современного гражданского права

АУДИТОР — лицо, имеющее право заниматься аудиторской деятельностью. В соответствии с законом это лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, отвечающие квалификационным… … Юридический словарь современного гражданского права

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Группа компаний BLcons — Логотип Группы компаний BLcons … Википедия

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Национальный банк Украины — (National Bank of Ukraine) Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка, функции и задачи банка Содержание Содержание 1. История создания Украины 2. Организационно… … Энциклопедия инвестора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх