Куперс

Бухучет и анализ

Реестр предприятий ОПК 2018

V. A. Kurskiy, E. B. Chachina

УДК 658.8

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Е.М. Гункин

Рассмотрен структурный, отраслевой и ведомственный состав российского оборонно-промышленного комплекса, основные финансово-экономические показатели, территориальная структура, а также современное состояние комплекса и выпускаемая им продукция.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, обороноспособность, военно-промышленная комиссия.

«Будущая победа куётся в цехах оборонных предприятий» — говорил председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский.

Оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) нашей страны сегодня, как и всегда, занимает особое место в экономике. Это обусловлено рядом исторически сложившихся факторов, таких как: необходимость защиты своих рубежей от посягательств со стороны иностранных государств, колоссальными размерами территории и конечно местом и ролью

России на мировой арене. Создание перспективных образцов вооружения и военной техники, отвечающим современным угрозам и их серийный выпуск в достаточном количестве требуемого качества, возможен оборонно-промышленным комплексом обладающим мощным потенциалом.

ОПК как объект исследования рассматривается как совокупность предприятий и организаций, такое определение даёт Цветков В.А., а так же как систему отраслей промышленности входящих в его состав — данный термин приводит А.А. Астахов. Именно с этих позиций мы и будем рассматривать ОПК.

В некоторых источниках, как правило, в иностранной литературе ОПК иногда именуют военно-промышленным комплексом. По сути данные термины тождественны, однако, на наш взгляд, правильнее будет употреблять оборонно-промышленный, исходя из концепции военной доктрины Российской Федерации, которая как известно в настоящее время носит оборонительный характер.

Коротко о продукции выпускаемой комплексом. ОПК выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке вооружения, его испытаниями, производством, ремонтом, сервисным обслуживанием и утилизацией. Доля научно-технической продукции составляет до 30 % продукции ОПК.

Таким образом, к продукции оборонного назначения выпускаемой комплексом помимо вооружения и военной техники можно отнести и научно-техническую продукцию и комплекс услуг. Основным потребителем продукции ОПК являются силовые структуры, а самым крупным -Министерство обороны.

ОПК в цифрах. На сегодняшний день — это более 2 миллионов сотрудников, как правило, высокой квалификации, что составляет около 3 % всех занятых в экономике России. Предприятия комплекса расположены в 69 субъектах Российской Федерации, более трети из которых в Центральном федеральном округе. Средняя заработная плата в комплексе по итогам 2017 года составила 50,9 тыс. руб., что на 30 % превышает среднюю по экономике в целом. Рост средней заработной платы в ОПК к 2016 году составил 9,3 %, против 6,6 % по Российской Федерации. Средний возраст работников комплекса составляет 45 лет, необходимо отметить и приток молодых кадров в последние годы, более трети работающих в возрасте до 35 лет. Такие показатели демонстрирует далеко не каждый сегмент экономики, а с учётом того, что ОПК принято относить к реальному сектору, динамика роста ярко выражена. Безусловно такие достижения были возможны благодаря целенаправленной политике руководства страны и реальных мер по поддержке и укреплению обороноспособности, вооружённых сил и предприятий комплекса.

Модернизация российской армии, провозглашённая в недавнем прошлом, ставит перед ОПК амбициозные задачи по оснащению войск со-

временными образцами вооружения к 2020 году на среднем уровне не менее 70 %, а в слагаемых ядерной триады: военно-морском флоте, воздушно-космических силах и ракетных войсках стратегического назначения -до 100 %. По итогам 2015 года был достигнут показатель в 47 %, начало 2017 года — 58 %, а на начало 2018 года он составил 62 %. Можно с уверенностью предположить, что все поставленные задачи перед комплексом будут успешно решены.

Необходимо отметить, что за последние годы существенно повысилась и исполнение заданий предприятиями ОПК, так показатель исполнения ГОЗ в 2011 году был менее 90 %, 2013 году составил — 93 %, в 2014 году — 96,7 %, в 2015 году — 97,6 % и в 2016 — 98,8 %. Повышение эффективности расходования бюджетных средств выделяемых государством на закупку вооружения обеспечено рядом мероприятий, таких как повышение ответственности исполнителей заданий ГОЗ, введения института уполномоченных банков, сокращением сроков конкурсных процедур, реальной работой контрольно-надзорных органов за исполнением госзаказа и других.

Какие отрасли включает в себя ОПК? Анализ начнём с наиболее крупных:

1. Судостроительная промышленность. Занимается проектированием и производством надводных кораблей и судов всех типов, атомных и дизель-электрических подводных лодок, подводных аппаратов и береговой инфраструктуры для обеспечения функционирования военно-морского

флота. Центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Зеленодольск, Северодвинск, Мурманск и Владивосток. Крупнейшие предприятия отрасли: АО «Адмиралтейские верфи», АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ПО «Севмаш», АО «Звёздочка», АО «Красное Сормово». В отрасли сегодня занято более 200 тыс. человек, доля продукции составляет около четверти всего объёма комплекса. Российское военное судостроение составляет около 10 % общемирового и занимает второе место после США. В 2017 году отрасли удалось увеличить объёмы выпуска на 7,6 % по отношению к предыдущему году.

2. Авиационная промышленность. Занимается разработкой и производством самолётов и вертолётов всех типов, беспилотных летательных аппаратов, а так же аэродромного оборудования. Центрами военного авиастроения являются: Москва, Таганрог, Ростов-на-Дону, Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре. Крупнейшими предприятиями отрасли являются: АО «Авиастар», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «РСК «Миг», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «ТАНК им. Бериева». По объёму выпуска российское самолётостроение занимает второе место мире, а вертолётостроение третье место. Увеличение объёма выпуска в 2017 году по отношению к 2016 составило — 5,9 %.

3. Ракетно-космическая промышленность. Данная отрасль ведёт разработку и производство космических аппаратов, ракет носителей, искусственных спутников и оборудования наземной инфраструктуры для космодромов. В отрасли занято более 232 тыс. человек. Крупнейшие предприятия: ПАО «РКК «Энергия» им. Королёва», АО «ГКНПЦ им. Хруниче-ва», АО «ГНПРЦ «ЦСКБ-Прогресс», ПО «Полёт», АО «МКБ «Факел», АО «НПО «Энергомаш». Центрами ракетно-космической отрасли являются: Подмосковье, Воронеж, Самара, Красноярск. Отечественное ракетостроение уверенно занимает второе место в мире.

4. Промышленность обычных вооружений. Занимается разработкой и производством автобронетанковой техники, артиллерийских систем, стрелкового оружия, систем противовоздушной обороны. Доля выпускаемой продукции в общем объёме комплекса составляет около 15 %. Крупнейшие предприятия: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «НПК «КБМ», АО «КБП», АО «НПК «Уралвагонзавод», АО «НПО «Ижмаш». Промышленными центрами отрасли являются: Москва, Тула, Ижевск, Ковров, Нижний Тагил, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск. Увеличение объёма выпуска в 2017 году по отношению к 2016 составило — 4,6 %.

5. Атомная промышленность. Данная отрасль занимается разработкой и производством ядерных энергетических установок, ядерных боезарядов, аппаратуры контроля и средств защиты. Крупнейшие предприятия отрасли: «РФЯЦ-ВНИИ экспериментальной физики», «РФЯЦ-ВНИИ технической физики им. Забабахина», АО «ОКБМ им. Африкандова», НИЦ «Курчатовский институт». Производственными центрами являются: Москва, Нижний Новгород, Саров, Снежинск, Обнинск, в отрасли сегодня заняты более 190 тыс. человек. В 2017 году отрасли удалось увеличить объёмы выпуска на 3,6 % по отношению к предыдущему году.

6. Промышленность боеприпасов и спецхимии. Занимается разработкой и производством боеприпасов и патронов всех типов, порохов, ракетного топлива, боевых отравляющих и специальных химических веществ. Предприятия сосредоточены в таких промышленных центрах как: Дзержинск, Алексин, Казань, Барнаул, Ульяновск, Каменск-Шахтинский. Объёмы выпуска продукции отрасли в 2017 году увеличились на 22,1 % по отношению к 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Радиоэлектронная промышленность. Отрасль разрабатывает и производит электронную компонентную базу, средства связи, телекоммуникационное оборудование, вычислительную технику, микропроцессоры, СВЧ-элементы и специальные материалы. Основными промышленными центрами являются Зеленоград, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Калуга. Производственный комплекс включает в себя более 130 предприятий, на которых занято около 270 тыс. человек. Увеличение объёма выпуска в 2017 году по отношению к 2016 составило — 9,5 %.

Предприятия ОПК имеют высокую территориальную концентрацию в научно-промышленных комплексах — наукоградах (технополисах), представляющих собой совокупность научно-исследовательского комплекса и производства. К крупным оборонным технополисам можно отнести: Королёв, Зеленоград, Обнинск, Фрязино, Петергоф, Кольцово. Можно отметить, что размещение предприятий ОПК имеет свои исторически сложившиеся и территориальные особенности, определяемые рядом факторов, таких как: наличие высококвалифицированных кадров, транспортной инфраструктуры, удалённость от государственных границ и других.

Далее перейдём к рассмотрению элементов ОПК. Комплекс включает в себя 1353 предприятия различных организационно-правовых форм, отраслевой и ведомственной принадлежности, из них почти половина — это научные организации. Комплекс включает в себя научные организации (конструкторские бюро и научно-исследовательские институты), промышленные предприятия, верфи, заводы, комбинаты и полигоны. Структура

ОПК по ведомственной, отраслевой и организационно-правовым формам представлена в таблице.

Структура ОПК по ведомственной, отраслевой и организационно-правовым формам

Организационно-правовая форма предприятия

Отрасль промышленности ФГУП АО/ПАО ГУП ЗАО ООО ФКП Иные Итого

Министерство промышленности и торговли

Авиационная промышленность 7 171 1 2 5 2 188

Промышленность боеприпасов и спецхимии 5 65 2 19 91

Промышленность обычных вооружений 88 1 4 5 2 100

Радиопромышленность 4 141 10 2 157

Промышленность средств связи 1 92 6 99

Электронная промышленность 3 101 5 1 110

Судостроительная промышленность 2 123 5 4 134

Межотраслевые 7 1 1 1 10

Гражданских отраслей промышленности 8 36 2 46

Лёгкая промышленность 14 18 15 47

Роскосмос

15 63 1 1 1 81

Росатом

17 24 41

Министерство обороны

6 148 1 11 166

Министерство науки и высшего об разования

8 2 41 51

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

5 5

Федеральная служба безопасности

6 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рсстандарт

2 2

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

2 3 5

Министерство энергетики

1 1

Россвязь

1 1

Федеральное медико-биологическое агентство

11 11

Спецстрой

1 1

Итого: 1353

Анализ структуры ОПК показал, что предприятия комплекса имеют определённую ведомственную принадлежность (к определённому федеральному органу исполнительной власти, например Министерству обороны, Федеральной службе по экспортному и техническому контролю) либо

посредством вертикально-интегрированных структур объединены в холдинги и корпорации. В настоящее время в ОПК включены три государственные корпорации (далее — ГК): ГК по атомной энергии «Росатом», ГК по космической деятельности «Роскосмос» и ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». ГК были созданы в 2007 году по инициативе государства. Крупнейшей из ГК является «Ростех», он объединяет более 700 предприятий промышленности через орбиту оборонных холдингов и концернов, таких как: вертолётостроительный холдинг АО «Вертолёты России», двигателестроительный концерн АО «Объединённая двигателестроитель-ная корпорация», научно-производственный концерн «Техмаш», оружейный концерн «Калашников», концерн «Автоматика», оружейный холдинг «Высокоточные комплексы», холдинг радиоэлектроники «Росэл», холдинг по производству композитных матенриалов «РТ-Химкомпозит», холдинг авиационных агрегатов «Технодинамика», АО «Рособоронэкспорт», инновационный холдинг «Швабе», концерн средств радиоэлектронной борьбы АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии и других. Среди крупных вертикально-интегрированных структур ОПК, входящих в сотню крупнейших в мире, можно так же выделить следующие: АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» объединяющей более 20 предприятий производящих различные типы ракет, ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» производящей военную авионику и государственный судостроительный холдинг АО «Объединённая судостроительная корпорация» включающий в себя 36 предприятий. Можно отметить, что предприятия ОПК — это предприятия либо принадлежащие государству, либо имеющие большую долю государственного участия.

Государственным органом, определяющим политику в области обороны и ОПК, является военно-промышленная комиссия (далее ВПК). Этот коллегиальный орган был образован в 1999 году и подчиняется с 2014 года напрямую Президенту РФ, который является её председателем. ВПК имеет право формировать ГОЗ.

Ещё одним к одним из важнейших направлений деятельности ОПК, кроме выполнения ГОЗ, является производство продукции военного назначения (вооружения) на экспорт. Россия устойчиво занимает второе место (после США) по объёму экспорта вооружения. Объём экспорта в 2014 году составил 15 600 млн. долл., в 2013 — 15 955 млн. долл., в 2012 -15 673 млн. долл. (в 2005 году объём экспорта составил — 7 426 млн. долл.) Российское вооружение и военная техника поставляется в более чем в 80 государств, доля российского оружия составляет около четверти общемирового рынка вооружений.

Необходимо отметить, что в последние годы существенно вырос престиж работника оборонной промышленности. Способствовало этому стабильность государственного заказа, крупные экспортные контракты,

достойный уровень оплаты труда, уверенность в завтрашнем дне у сотрудников оборонных предприятий. В 2012 году указом Президента РФ от 3.12.2011 №1578 был установлен профессиональный праздник — день работников оборонной промышленности, он отмечается 19 сентября.

ОПК сегодня — это сложная экономическая система, имеющая свои специфические особенности, симбиоз оборонных отраслей промышленности, находящийся в тесной связи с другими отраслями, важный сегмент экономики государства и одна из важнейших компонент национальной безопасности, который играет стратегическую роль во внешней политике.

Трудно переоценить значимость оборонно-промышленного комплекса для любого суверенного государства, а для России с её историей войн и вооружённых конфликтов — тем более. Сегодня наблюдается возрождение ОПК, который, благодаря мерам государственной поддержки, пережил стагнацию в 90-е годы прошлого столетия и уверенно преодолевает мировые кризисные явления последних лет. В целом можно констатировать, что отечественный ОПК, несмотря на большое количество проблем в данной отрасли, сегодня способен решать все поставленные государством перед ним задачи на качественно высоком уровне.

Список литературы

1. О некоторых вопросах государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»: указ Президента Российской Федерации от 22.07.2016 №356. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». Источник http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_202207/(дата обращения: 25.05.2018).

3. Барабанов В.А. Российский ВПК: история и современность: монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. 257 с.

4. Ежегодник Стокгольмского института исследования проблем мира: 2016. М.: ИМЭМО РАН, 2017. 656 с.

6. Колесник И. Ю. Создание и деятельность государственных корпораций // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика,

7. Кузык Б.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М. : Рус. биогр. ин, 1999. 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гункин Евгений Михайлович, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», 9202748610@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CURRENT STATE OF THE RUSSIAN MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AND FEATURES OF ITS FUNCTIONING

E.M. Gunkin

Key words: defense-industrial complex, state defense order, defense capability, military-industrial commission.

УДК 137.425.669.2

ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕНТГЕНОВСКОЙ ТОМОГРАФИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЦИЛИНДРА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Е. А. Дронов, В. Н. Самочкин, В. И. Барахов

Предлагается один из возможных подходов к оценке экономического эффекта применения рентгеновской вычислительной томографии для исследования неоднородности распределения плотности по внутренней структуре чугунных цилиндров дизельных двигателей с целью устранения их заклинивания. Приводится числовой пример расчета экономического эффекта применения томографии.

Ключевые слова: экономическая эффективность, рентгеновская томография, цилиндр дизельного двигателя.

Неоднородность распределения плотности и ее разброс по внутренней структуре чугуна цилиндра из существующих заготовок является ос-

Досье на проект

Во исполнение пункта 4 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 781; 2005, N 46, ст. 4680; 2008, N 50, ст. 5946; 2009, N 18, ст. 2244; 2015, N 37, ст. 5155), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок, объемы, формы и сроки представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра.

2. Предоставить директору Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (либо лицу, его замещающему) право подписи выписок из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Рязанцева О.Н.

Министр Д.В. Мантуров

УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от ____________ 2017 г. N _____

Порядок, объемы, формы и сроки представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

1. Настоящие порядок, объемы, формы и сроки представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (далее — реестр и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра разработаны в соответствии с пунктом 4 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 781; 2005, N 46, ст. 4680; 2008, N 50, ст. 5946; 2009, N 18, ст. 2244; 2015, N 37, ст. 5155) (далее — Положение).

2. В соответствии с пунктом 3 Положения информацию для ведения реестра представляют в Минпромторг России федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации, включаемые в реестр, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (далее — уполномоченные органы).

3. Актуализация перечня организаций, включенных в реестр, осуществляется путем издания приказа Минпромторга России в соответствии с информацией, поступившей от уполномоченных органов, в срок до 1 апреля и 1 октября текущего года.

4. Основанием для включения организации в реестр является поступление от уполномоченного органа заявления о включении в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее — заявление) по форме согласно приложению N 1.

К заявлению прилагаются следующие документы:

копии учредительных документов организации, заверенные печатью (при наличии) и руководителем организации;

документы, подтверждающие наличие у организации на праве собственности или ином законном основании обособленного имущества:

заверенная печатью (при наличии) и руководителем организации выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, в котором размещено основное производство, или, соответственно, на несколько объектов недвижимости;

заверенная печатью (при наличии) и руководителем организации копия договора аренды недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя, с указанием данных, позволяющих установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением заверенной в установленном порядке выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей право собственности арендодателя на объект недвижимого имущества;

основные сведения об организации по форме согласно приложению N 2;

сведения о специализации организации по форме согласно приложению N 3;

сведения о лицензиях организации по форме согласно приложению N 4;

перечень объектов недвижимого имущества, используемых в производстве вооружений, военной и специальной техники по форме согласно приложению N 5;

общие экономические и финансовые показатели организации по форме согласно приложению N 6.

К заявлению дополнительно прилагается бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала организации за последний отчетный и два предшествующих года с отметкой налогового органа о принятии.

При этом степень секретности (конфиденциальности) информации определяется организациями в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты государственной тайны и конфиденциальной информации.

5. Основанием для исключения организации из реестра является поступление ходатайства уполномоченного органа об исключении организации из реестра, содержащего:

обоснование, подтверждающее несоответствие организации установленным для организаций реестра требованиям;

сведения, подтверждающие ликвидацию организации как юридического лица или прекращение организацией профильной деятельности в результате реорганизации или по решению собственника, либо информацию о непредставлении организацией в течение одного года статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченному органу.

В случае ходатайств уполномоченного органа об исключении из реестра нескольких организаций указанная в настоящем пункте информация представляется в виде сводной таблицы.

6. Актуализация сведений о кадровом, имущественном и финансово-экономическом положении организаций, включенных в реестр, проводится два раза в год на основании информации, представляемой уполномоченными органами, к сфере деятельности которых эти организации относятся.

7. Информация для актуализации сведений о кадровом, имущественном и финансово-экономическом положении организаций, включенных в реестр, представляется организацией в адрес Минпромторга России до 1 апреля и 1 октября текущего года на электронном носителе в формате, приведенном в приложении N 7, с сопроводительным письмом и содержит общие экономические и финансовые показатели организации по форме согласно приложению N 6.

В случае прекращения действия специализированных лицензий, снятия с организаций мобилизационного задания, существенного изменения специализации организаций к сопроводительному письму прилагаются соответствующие перечни организаций.

При этом в перечне организаций, изменивших профиль деятельности, приводится новая (уточненная) специализация.

8. В случае неполучения в течение одного года данных для актуализации сведений о кадровом, имущественном и финансово-экономическом положении организации Минпромторг России исключает организацию из реестра.

9. Информация из реестра предоставляется Минпромторгом России федеральному органу государственной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении организаций, расположенных на территории этих субъектов), Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — заявители) на основании мотивированных запросов (далее — запрос).

Запрос оформляется на бланке заявителя.

Информация из реестра предоставляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня регистрации запроса в Минпромторге России.

Предоставление информации из реестра осуществляется в форме бумажных выписок из реестра и информационных писем.

Содержание выписки соответствует указанному в запросе перечню информации.

В случае несоответствия запроса настоящему Порядку Минпромторг России в течение тридцати дней со дня поступления запроса осуществляет подготовку и отправку письма заявителю об отказе в рассмотрении запроса с приведением соответствующих обоснований.

Приложение N 1
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

(форма)

Заместителю Министра

промышленности и торговли

Российской Федерации

(Ф.И.О.)

«__» _______________ 20_ г.

(краткое наименование организации)

Доля государственного оборонного заказа в общем объеме продукции организации в отчетном году составляла ____ процентов , среднесписочная численность работников (без численности совместителей) в отчетном году — ____ человек,в том числе занятых в выполнении оборонного заказа — ____ человек.

В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, на праве аренды

(ненужное зачеркнуть)

___________________________________ находится ______ объектов недвижимости,(краткое наименование организации)

из них производственные площади ________ объектов используются полностью или частично для разработки (производства, ремонта, утилизации) вооружения и военной техники, их составных частей, узлов, агрегатов, специальных материалов или комплектующих изделий.

Общая площадь земельного участка — _____ га, в том числе производственной(ых) территории(ий) — ___ га.

_________________________________ в случае включения в сводный реестр организаций (краткое наименование организации)

оборонно-промышленного комплекса обязуется представлять в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность.

К заявлению прилагаются следующие документы:

Общее количество листов ______.

Руководитель организации _________________________ ________________ __________________

М.П. (при наличии)

Приложение N 2
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

(форма)

Основные сведения об организации

1. Общие сведения
1.1. Организационно-правовая форма
1.2. Полное наименование
1.3. Сокращенное наименование
1.4. Код Общероссийского классификатора предприятий и организаций
1.5. Индивидуальный номер налогоплательщика
1.6. Основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц
1.7. Номер свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц
1.8. Дата выдачи свидетельства
1.9. Юридический адрес
1.10. Фактический адрес
1.11. Контактный телефон
1.12. Факс
1.13. Адрес электронной почты
1.14. Фамилия, имя, отчество руководителя
1.15. Уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал), рублей
1.16. Использование спецправа «золотой акции», да/нет <*>
1.17. Доля в уставном капитале привилегированных акций, % <*>
1.18. Доля в уставном капитале акций, находящихся в собственности Российской Федерации, % <*>
1.19. Иные акционеры (или учредители), владеющие 2 и более процентами акций (долей), %: <*>
2. Квалификационные сведения
2.1. Количество объектов недвижимости, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении организации, или на праве аренды, всего, единиц.
2.1.1. Из них используемых для выполнения оборонного заказа и (или) экспортных контрактов, единиц
2.2. Производственные площади, всего, тыс. кв. м
2.2.1. Из них используемых для выполнения оборонного заказа и (или) экспортных контрактов, тыс. кв. м
2.3. Среднемесячная численность работников (без внешних совместителей) в отчетном году, всего, чел.
2.3.1. Из нее среднемесячная численность работников, занятых в выполнении оборонного заказа и (или) экспортных контрактов, чел.

Примечание: <*> — заполняется для акционерных и иных хозяйственных обществ.

Руководитель организации

М.П. (при наличии)

Приложение N 3
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

(форма)

N п/п Наименование вида продукции <*> Признак (+/-)
наличия оборонного заказа или экспортного контракта наличия мобилизацион-ного задания единственного разработчика (производителя)
1 2 3 4 5

Примечание: <*> — указываются виды продукции, производство которых сохранено или быстро и без значительных затрат может быть восстановлено. Группировки продукции выбираются таким образам, чтобы они не содержали типов продукции с разнозначными признаками, то есть, например, и наличие, и отсутствие оборонного заказа. Наименование вида продукции должно начинаться с ключевого слова.

Руководитель организации

М.П. (при наличии)

Приложение N 4
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации

(форма)

Сведения о лицензиях организации ______________________________________________ (полное наименование организации)
индивидуальный номер налогоплателищик
N п/п Орган, выдавший лицензию N, дата Полное наименование и местонахождение организации Организа-ционно-правовая форма Юридический адрес Код Общероссийского классификатора предприятий и организаций Код Индивидуального номера налогоплательщика Лицензи-руемая деятель-ность и наименова-ние вооружения, военной и специальной техники Дата принятия решения о предо-ставлении лицензии Срок дейст-вия лицен-зии N лицензии Когда прод-лена Когда при-оста-нов-лена Когда прекра-щена Причина
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1
2

Руководитель организации

М.П. (при наличии)

Приложение N 5
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации

(форма)

Перечень объектов недвижимого имущества, используемых в производстве вооружений, военной и специальной техники (полное наименование организации)
индивидуальный номер налогоплательщика
N п/п Наименование объекта недвижимости (производственный комплекс, объект социально-культурного или бытового назначения, незавершенное строительство, иное) Адрес, отнесение к категории памятников истории и культуры Кадастровый номер объекта недвижимости/ дата регистрации права собственности Балансовая стоимость (тыс. руб.)/ остаточная балансовая стоимость (тыс. руб.) Площадь, на которой расположена организация, кв. м
всего в т.ч. занятая производственными мощностями
всего из нее под специализированным оборудованием (участками, производственными линиями)
1 2 3 4 5 6 7 8

Руководитель организации

М.П. (при наличии)

Приложение 6
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

(форма)

Общие экономические и финансовые показатели организации

Наименование показателя N строки За отчетный год*(1) За предыдущий год*(2)
1 3 4 5
ИНН организации 01
Полное наименование организации 02
Код ОКПО 03
Юридический адрес 04
Выпуск военной (оборонной) продукции работ, услуг) в фактических ценах, тыс. руб. 05
Выпуск гражданской продукции (работ, услуг) в фактических ценах, тыс. руб. 06
Выпуск военной (оборонной) продукции работ, услуг) в фактических ценах на экспорт, тыс. руб. 07
Выпуск гражданской продукции (работ, услуг) в фактических ценах на экспорт, тыс. руб. 08
Объем исследований и разработок <*>, тыс. руб. 09
Объем исследований и разработок в интересах обороны <*>, тыс. руб. 10
Среднемесячная численность работников списочного состава (без внешних совместителей), чел. 11
Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. руб. 12
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 13
в том числе: зданий, тыс. руб. 14
сооружений, тыс. руб. 15
машин и оборудования, тыс. руб. 16
Учетный износ основных фондов (машины и оборудование), тыс. руб. 17
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 18
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 19
Кредиторская задолженность, тыс. руб. 20
Из общей суммы кредиторской задолженности: задолженность по платежам в бюджет, тыс. руб. 21
из нее в федеральный бюджет, тыс. руб. 22
задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды, тыс. руб. 23
Краткосрочная кредиторская задолженность, тыс. руб. 24
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 25
Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. 26
Примечание 27

Примечание: <*> — для научных организаций.

Руководитель организации

М.П. (при наличии)

Приложение N 7
к Порядку, объемам, формам и срокам представления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра

Формат представления данных на электронном носителе

Информация для актуализации сведений о кадровом, имущественном и финансово-экономическом положении организаций, включенных в реестр (показатели, приведенные в приложении N 6), представляется в файле формата MS Excel версии 2003 или более новой.

Имя файла должно быть формата dddd_yyyy_DD-MM-YYYY.xls, где:

— dddd — название ведомства (департамента), предоставляющего актуализированные данные (любой длины, можно использовать пробелы);

— yyyy — отчетный год;

— DD-MM-YYYY — дата формирования файла (число-месяц-год).

Строки, начиная со второй, должны содержать данные по организациям, при этом должны соблюдаться следующие условия:

1) организации не должны двоиться: одна организация — одна строка;

2) должен быть заполнен один из кодов: ИНН или ОКПО;

3) в ячейках с данными не допускается вводить пояснения в скобках, уточняющую информацию, несколько показателей в одной ячейке. Если есть необходимость в уточнении, то такую информацию следует заносить в колонку Prim в свободной форме;

4) не допускается использование объединенных ячеек, формул.

*(1) на 1 января года, следующего за отчетным

*(2) на 1 января года, предшествующего текущему

Можно с полной уверенностью утверждать, что в России создана эффективно функционирующая система государственного оборонного заказа (ГОЗ). Прямым подтверждением этому является тот факт, что за последние несколько лет показатели выполнения заданий ГОЗ не опускаются ниже уровня 96-98%, и это несмотря на ряд негативно влияющих на ОПК факторов, в первую очередь экономического и санкционного характера. Напомним, что еще в 2012 г. этот показатель не превышал 82%.

Выполнение заданий государственного оборонного заказа в 2017 г. осуществлено на уровне показателей 2016 г.

Если на достигнутые результаты посмотреть через призму ежегодных объемов финансирования оборонного заказа, то, наверное, трудно найти другую сферу, где бюджетные средства расходуются с такими высокими результатами.

При этом немаловажно отметить, что внедрена и эффективно работает система контроля за расходованием немалых бюджетных средств в рамках оборонного заказа, включающая в себя два механизма: контроль и правомерность прохождения средств по всей кооперации через отдельные (специальные) банковские счета и через счета Федерального казначейства.

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

За последние годы обеспечено динамичное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК), созданы новые технологии и конкурентоспособная продукция, сформирован дополнительный запас прочности в промышленности, финансовой системе и подготовке квалифицированных кадров.

Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Дмитрий Рогозин на одном из предприятий ОПК.

В сводный реестр организаций ОПК, утвержденный приказом Минпромторга России от 3 июля 2015 г. №1828, включено 1355 организаций. В них занято около 2 млн. человек, в том числе в оборонных отраслях промышленности – 1,4 млн.

Среднемесячная заработная плата работников организаций ОПК в 2017 г. составила более 50 тыс. рублей (в 2016 году – 46,6 тыс. рублей), в том числе в промышленности – 45 тыс. рублей, в науке – 62 тыс. рублей. Таким образом, увеличение за год составило около 4 тыс. рублей (или 9,3%).

Необходимо отметить, что благодаря реализуемым мерам поддержки как на уровне государства, так и компаний ОПК в последние годы численность работников в целом стабилизировалась, а на целом ряде предприятий она даже растет. При этом созданы условия для обеспечения притока и закрепления в ОПК талантливой молодежи, способной решать амбициозные технологические задачи и обеспечить преемственность научным школам. Доля молодежи в возрасте до 35 лет составила более 30%, а средний возраст занятых в ОПК сократился до 45 лет.

Организациями ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом. Так, объем промышленной продукции, произведенной оборонными предприятиями в 2017 г., по данным на конец минувшего года, вырос на 7,5%, в том числе в части военной продукции – на 8,2%, гражданской продукции – на 4,3% по отношению к 2016 г.

Рост производительности труда за 2017 г. оценивается в среднем на уровне 6,3%.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Объем выпуска продукции организациями авиационной отрасли в минувшем году составил около 960 млрд. рублей, что выше уровня 2016 г. на 5,9% (в части военной продукции – 7,3%, гражданской – 0,4%).

Близится к завершению создание нового магистрального самолета МС-21-300 – в мае 2017 г. начались летные испытания лайнера.

На внутренний и внешний рынки за год поставлено 139 самолетов и 214 вертолетов, из них соответственно 31 и 64 – гражданские (в 2016 г. – 136 самолетов и 190 вертолетов, из них соответственно 28 и 22 – гражданские). Кроме того, поставлено более 1200 двигателей (из них 930 – авиационных).

В мае 2017 г. выполнен первый полет магистрального самолета МС-21-300 и начаты его сертификационные летные испытания.

В ноябре 2017 г. в рамках программы воспроизводства стратегических ракетоносцев Ту-160 состоялась выкатка первого образца модернизированного самолета Ту-160М.

Кроме того, начата постройка опытных летных образцов регионального самолета Ил-114-300 и дальнемагистрального Ил-96-400М.

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В 2017 г. (к уровню прошлого года) в судостроении объемы производства продукции составили в части военного назначения – 107,6% (в том числе на внутренний рынок – 105,7%, на экспорт – 102,1%); в части гражданской продукции – 113,8% (в том числе на внутренний рынок – 108,4%, на экспорт – 102,3%). При этом объем гражданского судостроения увеличился на 9,3%.

Государственным заказчикам переданы 52 военных корабля и 48 единиц гражданских судов и морской техники.

За 2017 г. российские верфи передали государственным заказчикам 52 военных корабля и 48 гражданских судов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

В промышленности обычных вооружений в 2017 г. производство военной продукции составило 105,2% (по сравнению с 2016 г.), в том числе на внутренний рынок – 104,6%, на экспорт – 105,5%.

Выпуск гражданской продукции составил 116,9%, в том числе на внутренний рынок – 160,1%, а на экспорт – 73,7%.

Наиболее значимыми введенными в 2017 г. объектами капитального строительства в отрасли являются:

– реконструкция и техническое перевооружение производства (второй этап) в АО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения»;

– реконструкция опытно-экспериментального производства со строительством производственного корпуса в АО «ЦНИИ «Буревестник»;

– техническое перевооружение производства в АО «Серпуховской завод «Металлист»;

– создание новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов уникальной стендовой базы в АО «ЦНИИТОЧМАШ».

Как и другие отрасли российского ОПК, промышленность обычных вооружений нарастила выпуск продукции в 2017 г.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БОЕПРИПАСОВ И СПЕЦХИМИИ

В 2017 г. производство продукции военного назначения в промышленности боеприпасов и спецхимии по сравнению с 2016 г. составило 104,1%, в том числе для внутреннего рынка – 122,1%, на экспорт – 86,1%, при этом в отношении выпуска гражданской продукции – 96,7% (в том числе на внутренний рынок – 96,7%, на экспорт – 96,9%).

Наиболее значимыми введенными в 2017 г. объектами капитального строительства являются:

– реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей по выпуску специзделий с проведением мероприятий по обеспечению безопасности предприятия на ФКП «Казанский завод точного машиностроения»;

– реконструкция снаряжательного производства АБСП на ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (за счет собственных средств).

РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В радиоэлектронной промышленности в 2017 г. (в сопоставимых ценах относительно показателей 2016 г.) рост объемов производства продукции составил:

– в части военной промышленной продукции – 10,6%, в том числе: в электронной промышленности – 5%, радиопромышленности – 12%, в промышленности средств связи – 5%;

– в части гражданской промышленной продукции – 8,3%, в том числе: в электронной промышленности – 12%, радиопромышленности – 3,1%, промышленности средств связи – 5,1%.

В качестве наиболее значимого результата работы по итогам прошлого года следует отметить первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100, радиотехническое оборудование которого разработано специалистами АО «Концерн радиостроения «Вега». Авиационный комплекс нового поколения создан на базе нового самолета Ил-76МД-90А и может обнаруживать, сопровождать воздушные и иные цели, а также участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на воздушные, наземные и морские цели.

Наиболее значимым результатом работы радиоэлектронной промышленности в 2017 г. стал первый полет самолета РЛДН А-100.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В 2017 г. проведено 20 пусков ракет-носителей (РН) с космическими аппаратами (КА).

В рамках Федеральной космической программы России обеспечено 10 пусков (девять штатных и один аварийный). Четыре пуска осуществлены с пилотируемыми кораблями «Союз-МС», три – с грузовыми кораблями «Прогресс-МС» в рамках работ с МКС. С космодрома Байконур осуществлен пуск РН «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» по выводу на рабочую орбиту КА мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций «Канопус-В-ИК» (с инфракрасной аппаратурой наблюдения), а также по выводу попутно на орбиты 72 малых КА. До конца 2017 г. с космодрома «Восточный» в рамках Федеральной космической программы России планировалось осуществить еще два пуска РН «Союз-2» и вывести на орбиты три КА. Но в связи с потерей 28 ноября 2017 г. КА «Метеор-М» №2-1 (попутная нагрузка – один малый и 17 коммерческих КА) запланированные на декабрь 2017 г. пуски с космодрома «Восточный» КА «Канопус-В» №3 и №4 перенесены на 2018 г.

В рамках ФЦП ГЛОНАСС выведен на орбиту КА «Глонасс-М» №52 с космодрома Плесецк.

За 2017 г. проведено 20 пусков российских ракет-носителей.

В рамках коммерческих программ проведено шесть пусков, в том числе:

– с космодрома Байконур – КА «ЭкоСтар-21», КА «Амазонас-5» и КА «АзиаСат-9»;

– с Гвианского космического центра – КА «Hispasat AG-1», КА «SES-15»;

– с космодрома Плесецк – КА «Сантинел-5П».

В рамках программ Минобороны России осуществлен один запуск четырех КА.

В настоящее время отечественная орбитальная группировка КА социально-экономического, научного и двойного назначения, выполняющая задачи по обеспечению государственных нужд, состоит из 90 космических аппаратов, в числе которых 25 КА системы ГЛОНАСС и восемь КА дистанционного зондирования Земли, из которых три КА – природоресурсного назначения, три – гидрометеорологического назначения и два КА – оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Система ГЛОНАСС обеспечивает заданный уровень тактико-технических характеристик (так, доступность навигации на открытой местности в любой точке Земли – 0,997, погрешность определения местоположения за счет космического сегмента – 2,7 м).

КА дистанционного зондирования Земли обеспечивают необходимыми данными (в том числе в коммерческих целях) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках развития космической инфраструктуры приема, обработки и распространения данных дистанционного зондирования обеспечивается эксплуатация арктического центра приема этих данных в Мурманске, продолжаются работы по развертыванию аналогичного центра в Антарктиде на станции «Прогресс», начаты работы по созданию в Арктической зоне еще двух центров – в Анадыре и Дудинке.

В 2017 г. по всей поверхности Земного шара было размещено семь измерительных станций системы ГЛОНАСС: четыре – в России и три – на территории иностранных государств. Всего на сегодня создано 37 таких станций.

В отчетный период количество работников в организациях ракетно-космической отрасли сократилось на 10 тыс. человек (при общей численности – около 220 тыс.), при этом доля сотрудников в возрасте до 30 лет возросла до 18,6% (с 18,3%), при этом средняя заработная плата увеличилась до 54,3 тыс. рублей (с 50 тыс. рублей).

Закупки современного промышленного оборудования в 2017 г. превысили 850 единиц, что позволило довести до 28,3% долю производственного оборудования со сроком эксплуатации не старше 10 лет, до 13,5% – со сроком 11-20 лет, до 58% – старше 20 лет (в 2015 г. эта доля была 67,6%). Загрузка производственных мощностей отрасли в минувшем году выросла до 55% (с 49,3%).

АТОМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Введен в эксплуатацию энергоблок №1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 – первый в мире энергоблок поколения «3+», соответствующий самым строгим, «постфукусимским» стандартам безопасности и отличающийся улучшенными технико-экономическими параметрами. Осуществлены физические пуски двух новых энергоблоков АЭС: №4 Ростовской АЭС и №1 Ленинградской АЭС-2 (последний – также поколения «3+»).

Суммарная установленная мощность действующих энергоблоков десяти российских АЭС достигла в 2017 г. 27,9 ГВт (на 3% выше показателя 2016 г.). Выработка электроэнергии российскими АЭС в 2017 г. достигла рекордного уровня – около 200 млрд. кВт/ч. Коэффициент использования установленной мощности атомных электростанций превышает 85% и находится на уровне лучших зарубежных АЭС.

Для развития Арктической зоны госкорпорация «Росатом» строит три самых мощных в мире атомных ледокола.

В рамках развития малой атомной генерации продолжается сооружение первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) мощностью 70 МВт в городе Певек Чукотского автономного округа, предназначенной для замещения выбывающих в связи с выработкой ресурса энергетических мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Строительство ПАТЭС вносит вклад в обеспечение энергетической безопасности и социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.

На развитие Арктической зоны также направлено строительство новых атомных ледоколов. Госкорпорация «Росатом» по заключенным с компанией «Балтийский завод – Судостроение» государственным контрактам осуществляет строительство трех самых мощных в мире универсальных атомных ледоколов. Головной – «Арктика» и первый серийный – «Сибирь» спущены на воду в 2016 и 2017 гг. соответственно, и их достройка осуществляется на плаву. Формирование корпуса второго серийного ледокола «Урал» продолжается на стапеле завода.

Важным событием 2017 г. в области строительства АЭС за рубежом явилось начало общестроительных работ по сооружению четырехблочной АЭС «Аккую» в Турецкой Республике. Данная АЭС впервые в мире строится по модели «строй-владей-эксплуатируй», предусматривающей сохранение права собственности на АЭС за Российской Федерацией.

Продолжается выполнение российских обязательств по крупным, уникальным международным проектам: сооружение международного термоядерного экспериментального реактора «ИТЭР» во Франции и Центра по исследованию ионов и антипротонов «ФАИР» в Германии. Госкорпорация «Росатом» от имени Российской Федерации также продолжает участие в работе международных организаций.

Безусловным приоритетом деятельности атомной отрасли является соблюдение стандартов безопасности. За 2017 г. в организациях отрасли не допущено отклонений, повлекших выход радиоактивных веществ за пределы установленных барьеров безопасности и облучение населения.

В ядерном оружейном комплексе реализуются мероприятия по интеграции научно-технического и производственно-технологического потенциала в рамках федеральных ядерных организаций, обеспечивающих полный жизненный цикл вооружения, военной и специальной техники.

Научно-технический и производственный потенциал предприятий ядерного оружейного комплекса обеспечивает потребности обороны страны по разработке, серийному производству и войсковой эксплуатации ядерных боеприпасов. Рост объема производства в 2017 г. оценивается не менее чем в 3,6%, при этом доля промышленной продукции гражданского назначения составляет 25,6% от общего объема, средний уровень заработной платы – 64,2 тыс. рублей.

Задания государственного оборонного заказа выполняются ежегодно на 100%.

Завершена в запланированном объеме реализация мероприятий по импортозамещению в части вооружения, военной и специальной техники, в том числе продукции украинского производства, а также производимой в странах НАТО и ЕС. Специальные изделия изготавливаются с использованием комплектующих изделий, сырья, материалов и элементной базы исключительно российского производства.

В ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В 2017 г. военно-техническое сотрудничество (ВТС) Российской Федерации осуществлялось в условиях сложной международной обстановки, обусловленной недобросовестной конкуренцией со стороны США и их союзников, а также неправомерными ограничительными мерами, применяемыми по отношению к российским субъектам ВТС.

В минувшем году поставки российской продукции военного назначения осуществлялись в 47 стран, в целом количество наших партнеров в этой сфере превышает 100 государств. Российские образцы вооружения и военной техники были представлены на 23 международных выставках (из них 17 – за рубежом).

Портфель экспортных заказов стабилен и составляет около $45 млрд.

В структуре экспорта по видам продукции военного назначения преобладает авиационная техника, далее следуют техника ПВО, техника сухопутных войск и военно-морская техника.

Дальнейшее развитие получила нормативная правовая база в сфере ВТС (издано 2 федеральных закона, подписано 19 международных договоров).

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ И НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Как известно, в России ведется целенаправленная работа по достижению требуемых показателей оснащенности Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники: их доля в соответствии с указом президента к 2020 г. должна составить 70%.

В рамках выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. оснащенность Вооруженных Сил России современным ВВСТ на текущий момент доведена до уровня 59,5%.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В ОПК

На предприятиях ОПК в инициативном порядке выполняются проекты по созданию новых гражданских производств. В частности, Концерн ВКО «Алмаз – Антей» реализует проект создания системы управления воздушным движением.

В сегменте инновационной строительной и дорожной техники ОАО «Ковровский электромеханический завод» создает мощности для производства многофункционального экскаватора-погрузчика на колесном ходу.

В секторе оборудования для топливно-энергетического комплекса выполняются проекты по оснащению газовыми турбинами на база авиационных двигателей газотранспортных систем (для привода газовых компрессоров) и энергоустановок (для привода электрогенераторов).

Предприятия ОПК представлены в гражданском сегменте электротехнической и кабельной промышленностями. Значительные перспективы сконцентрированы в области медицинской техники, это касается широкого номенклатурного ряда, в том числе оборудования для клинико-диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов.

В рамках программ в области космической деятельности госкорпорацией «Роскосмос» реализуются мероприятия, предусматривающие импортозамещение на электронную компонентную базу (ЭКБ) отечественного производства функциональных базовых модулей для решения задач телеметрических, командно-измерительных и навигационных комплексов, аппаратуры спутниковой навигации, аппаратуры межспутниковой связи, бортовых комплексов управления, высокоскоростных космических радиолиний связи, а также систем бортового электропитания и систем регистрации и документирования внешних воздействий для перспективных космических аппаратов и наземного комплекса управления.

Госкорпорацией «Росатом» также реализуется отраслевая программа импортозамещения. Ключевые направления 45-и проектов этой программы: электротехническое оборудование, металлообработка, оборудование для нефтегазовой и химической промышленности, малая энергетика, композитные материалы. Основными партнерами в этой программе выступают АО «НК «Роснефть», АО «Росгеология», ПАО «Транснефть».

В интересах повышения эффективности процессов диверсификации производства предприятий ОПК организована работа по формированию каталогов высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, выпускаемой организациями ОПК, в том числе для эксплуатации в Арктическом регионе. Создается система распределенных центров компетенции в указанной сфере.

МЕРЫ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Развитие систем производства высокотехнологичного вооружения и военной техники требует формирования благоприятной законодательной среды, обеспечивающей максимальное раскрытие экономического, технологического и интеллектуального потенциала предприятий ОПК.

Как показала практика, использование только репрессивных мер и запретов в сфере контроля цен не позволяет добиться нужного эффекта. В связи с этим коллегия Военно-промышленной комиссии совместно с Федеральной антимонопольной службой России инициировала разработку и внедрение мотивационной модели государственного регулирования цен, которая обеспечивала бы эффективные базовые условия функционирования предприятий ОПК. 2 декабря 2017 г. эта почти двухлетняя работа завершилась: принято постановление правительства Российской Федерации №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Новые правила позволят сформировать для предприятий длинный горизонт планирования как минимум в пределах шести лет. Вся экономия, достигнутая предприятием в этот период времени, гарантированно остается в его распоряжении. Дополнительную прибыль организации ОПК смогут направлять на инвестиционные цели, внедрение бережливых технологий, повышение оплаты труда работников, занятых в производстве военной продукции, возврат кредитов и т.п.

Применение этого подхода будет стимулировать организации ОПК к снижению производственных издержек и внедрению современных технологий, позволит повысить их инвестиционную привлекательность и обеспечить приток квалифицированных кадров, а также упростит систему контроля за ценообразованием в сфере государственного оборонного заказа.

В целом для оборонно-промышленного комплекса России 2017 г. был успешным. Сейчас военные заводы, оборонные предприятия и КБ нацелены на эффективное выполнение задач, определенных новой Государственной программой вооружения на 2018-2027 годы.

Областное государственное автономное учреждение «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области»

Адрес: 454006 г. Челябинск, ул. Российская, д. 110, корпус 1 (офисный центр Greenplex, 2 этаж)

Директор Казаков Сергей Геннадьевич

Единый номер телефона Консультационного центра:

+7 (351) 214-21-41

Эл. Почта: info@frp74.ru

Сайт:http://frp74.ru/

Создан в 2016 году для модернизации и развития промышленности региона, организации новых производств и обеспечения импортозамещения и развития экспорта.

Реализует собственную и совместные с Федеральным ФРП программы финансирования.

Предоставляет льготные займы предприятиям региона по уникальным ставкам от 1% до 5% годовых.

Поддерживает предприятия, которые производят конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом и/или соответствующую принципам наилучших доступных технологий (НДТ).

Имеет собственный консультационный центр, информирующий не только о программах ФРП ЧО, но и о других формах поддержки предприятий (субсидии Минпромторга РФ, специальные инвестиционные контракты, проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства).

Отчет об исполнении государственного задания ОГАУ «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области» за 1 квартал 2020 года

Отчет об исполнении государственного задания ОГАУ «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области» за 2 квартал 2020 года

Отчет об исполнении государственного задания ОГАУ «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области» за 3 квартал 2020 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх