Куперс

Бухучет и анализ

Рефрейминг примеры

Согласны ли вы со всеми правилами и требованиями, принятыми в обществе? Скорее всего, нет. И, возможно, даже часто их нарушаете. В таких случаях говорят, что вы вышли за рамки. Это не всегда плохо. В психологии такой необычный способ решения задач называется рефрейминг. Что он собой представляет и как его можно применять в жизни?

Рефрейминг — что это такое

В переводе с английского языка слово «рефрейминг» дословно обозначает «сменить раму для картины». «Рамка» в нейролингвистическом программировании — это то, как человек воспринимает информацию. Получается, что рефрейминг в НЛП — это изменение мышления, восприятия того или иного события, переосмысление, рассмотрение с другой стороны или ракурса.

Если сказать простыми словами, рефрейминг в психологии — это довольно эффективный прием воздействия на ориентацию личности. Он помогает справиться с тревожностью, стрессом и депрессией. А все благодаря тому, что человек смотрит на травмирующую психику ситуацию другим взглядом.

Сферы применения

Рефрейминг нашел свое применение во многих сферах. В первую очередь это психология. Также его используют в менеджменте, продажах и образовании. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

В психологии

Чаще всего психологи используют метод во время поведенческой и позитивной психотерапии. Главная цель — помочь человеку сменить восприятие и обрести новые точки зрения. Ему нужно представить свою ситуацию или проблему, меняя на них «рамки». Что это дает?

  1. Происходит активация личности.
  2. Задействуется творческое мышление.
  3. Снижается эмоциональное и психологическое напряжение.

Также невротическая форма поведения сменяется альтернативной.

В менеджменте

В этой сфере рефрейминг предполагает сдвиг устоявшихся правил и порядков. Его преимущества сложно переоценить:

  1. Руководители разных уровней получают возможность внедрять эффективные методы управления.
  2. К работе привлекаются только лучшие специалисты.
  3. Сотрудники получают мотивацию на максимально качественное выполнение поставленных перед ними задач.
  4. Раскрывается корпоративный потенциал.

И еще одно преимущество: сотрудники компании по-новому смотрят на рабочий процесс. У них развивается желание расти и развиваться.

В продажах

Рефрейминг в продажах нужен и покупателям, и продавцам. Последним он помогает посмотреть на товар с другой точки зрения и мотивировать себя на достижения, связанные с его реализацией.

В продажах используется 2 вида рефрейминга. Первый предполагает концентрацию внимания на выгоде. Например, если на продукцию нет скидки, продавец может упомянуть тот факт, что в его магазине самые низкие цены на изделие.

Второй вид — с использованием дополнительных альтернативных вопросов. Продавец делает акцент на положительных качествах и свойствах товара. Допустим, человек хочет купить телефон определенного бренда. Продавец может предложить ему аппарат другой фирмы, но с большим количеством функций и по меньшей цене. Качество при этом остается на том же уровне.

В образовании

В образовании рефрейминг стали использовать сравнительно недавно. Здесь имеется в виду, что учитель должен преподносить материал разными способами. Представьте ребенка, который не любит химию. Как ему привить любовь к этой науке? Хороший вариант — посетить вместе с ним музей наук. Занимательные опыты вряд ли оставят его равнодушным. Поэтому на следующий урок он пойдет более охотно.

Виды рефрейминга

Рефрейминг предполагает использование речи. Именно словами можно изменить мнение человека о себе и своих качествах, его взгляд на сложившуюся ситуацию.

В психологии выделяют 2 вида этого приема:

  1. Рефрейминг контекста. Помогает по-другому посмотреть на поведение, ситуацию, объект путем придания им нового смысла. Например, можно подумать, где нежелательные действия могут стать приемлемыми. И наоборот. Возьмем такие неприятные качества, как лень и жадность. Смените «рамку» и превратите их в практичность и бережливость соответственно.
  2. Рефрейминг содержания. Утверждение получает новый смысл благодаря концентрации внимания на другой части содержания. Эффективность приема зависит от того, в чем заключается суть проблемы. Вернемся к упомянутым выше качествам. Жадность помогает скопить нужную сумму для крупной покупки. Лень же поможет не напрягаться лишний раз, а жить в свое удовольствие.

Это разделение на виды условно. Любое утверждение или событие можно рассматривать с позиции и того, и другого рефрейминга.

Техники

Техник рефрейминга всего 7. Каждая из них имеет свое предназначение и особенности.

Шестишаговый метод

Что это такое? Как видно из названия, это техника рефрейминга, состоящая из 6 частей:

  1. На первом этапе нужно выделить и озвучить проблему. Обозначьте ее цифрой, буквой или каким-либо цветом.
  2. Начните разговор с той частью подсознания, которая несет ответственность за проблему. Точно решите, что именно вы хотите узнать. Достаточно ли вам простых ответов, например, «да» или «нет»? Или вы хотите получить более полную информацию?
  3. Здесь также нужно обратиться к той же части подсознания, что и в прошлом пункте. Задайте ей вопрос касательно цели ее поведения. Выясните, чего она хочет достичь таким образом. Попробуйте предложить решить задачу как-то по-другому. Если подсознание согласно, ищите варианты. Если несогласно, задумайтесь, насколько позитивные у него намерения.
  4. К диалогу подключается творческая часть подсознания. От той, которая ответственна за проблему, она должна получить сообщение о позитивном намерении. После этого она должна предложить 3 новые формы поведения и сообщить об этом «коллеге».
  5. Теперь нужно заключить договор между двумя частями подсознания. У той, которая управляет неприятным или нежелательным для вас поведением, нужно спросить ее мнение касательно предложенных вариантов. Если она согласна с ними, можно действовать. Если же нет, стоит предложить вернуться к старым методам, но перед этим все равно попробовать новые.
  6. На последнем этапе нужно найти врагов и союзников. У управляющей части подсознания нужно выяснить, хотят ли еще какие-либо элементы вашей личности стать участниками эксперимента. Возможно, кто-то будет категорически против них. Это тоже нужно выяснить.

Эта необычная техника рефрейминга помогает выработать более продуктивное поведение, увидеть новые возможности, переоценить события и перестать тревожиться.

Когнитивная

Используя когнитивный рефрейминг, можно изменить свой взгляд на отрицательные события. Вы либо посмотрите на них с другой стороны, либо начнете относиться к ним позитивно.

Люди часто сгущают краски, как говорится, «делают из мухи слона». Изменить ситуацию можно, если научиться находить что-то хорошее даже в неприятных ситуациях. Главное — не заниматься самоуничижением. Лучше поискать в себе скрытые ресурсы, проанализировать случившееся и идти дальше. Уныние легко собьет с пути. Поэтому помните, что черная полоса обязательно сменится белой. Это — закон.

Агрессивный

Для начала вам придется вспомнить, что вызывает в вас агрессию. Попробуйте останавливать ее. Приведем пример. Допустим, вас выводит из равновесия, когда коллеги по работе пытаются чему-то научить. Представьте, что это бесплатные курсы по повышению квалификации. Если же вас злят новенькие, неопытные сотрудники, принимайте их как маленьких детей. Преподносите им уроки. Рано или поздно они поймут их ценность.

Помните, что гнев не поможет вам решить проблему. Поэтому лучше поменять к ней отношение.
Можно сказать, что это — рефрейминг в медиации или способ примирить конфликтующие стороны.

Логический

Здесь придется задействовать логическое мышление. Не занимайтесь подменой понятий. Придумайте им позитивное объяснение. Пример такого рефрейминга в психологии ‒ это отношение к частым командировкам. Возможно, вам они ужасно надоели. Но только задумайтесь, сколько книг вы успели прочитать в дороге. Еще один плюс — частая смена обстановки, которая благотворно влияет на вашу психику. К тому же, хотя бы на несколько дней вы освобождаетесь от выполнения домашних дел.

Позитивный

Позитивный рефрейминг помогает стать оптимистами, обрести смысл жизни и найти цель существования. В отличие от логической техники, здесь можно менять понятия. Например, вы можете считать проблему возможностью что-либо изменить, стать лучше, чему-то научиться.
Психологи рекомендуют заменить неприятные выражения более позитивными. Не говорите, что вы должны. Скажите, что вы хотите это сделать. Не надеетесь, а точно знаете.

Метод отрицательных качеств

Не всегда проблемы — это стечение обстоятельств. Часто они являются следствием того, что человеку сложно победить какие-то черты характера, привычки или зависимости. Чтобы исправить ситуацию, нужно взглянуть на них по-другому. Процесс называется рефреймингом отрицательных качеств.

Например, вы считаете себя сухим и черствым человеком. Но задумайтесь, может, вы просто выражаете свою любовь и чувства не так, как все? Допустим, вы исполнили мечту ребенка, купив ему игрушку, о которой он давно мечтал. Или отвезли семью на долгожданный и запланированный отдых. Выполнять свои обещания гораздо важнее, чем бурно выражать чувства.

Организации

При рефрейминге такого типа придется доказывать правильность своей точки зрения перед коллективом. Вам нужно собрать такие слова и фразы, которые даже самых злостных врагов сделает вашими союзниками. В своей речи расскажите о преимуществах изменений. И только после этого можно упомянуть план действий и возможные трудности.

Упражнения

Существует множество приемов рефрейминга. Научиться им помогут простые упражнения.

Я слишком

Это упражнение рефрейминга можно выполнять в домашних условиях. Возьмите чистый лист бумаги, запишите на нем 5 своих самых неприятных качеств. Каждое предложение начинайте словами «я слишком».

Дальше напротив каждой записи напишите, как изменится качество, если посмотреть на него с другой стороны.

Например, вы написали, что являетесь слишком серьезным. Но, может, вы просто амбициозный и целеустремленный человек, который всегда добивается желаемого? Или, допустим, вы считаете себя капризной личность. Считайте это требовательностью к себе и окружающим.

Черное-белое

Это упражнение также можно делать самостоятельно. Но лучше все же собрать группу из нескольких человек.

Итак, каждому участнику нужно придумать комплимент тому человеку, которому приписали отрицательную черту. Здесь зануда превращается в человека, который не ведется на искушения и уверенно идет к поставленной цели. Или высокомерная личность становится тем, кто знает себе цену.

Отпор

Это упражнение для рефрейминга выполняется минимум вдвоем. Один участник говорит другому что-то обидное. Второму нужно быстро дать отпор на эти слова. Например, женщину назвали толстой. Она парирует удар утверждением, что многим мужчинам нравятся пышные формы.

Примеры рефрейминга из моей жизни

В моей жизни таких примеров рефрейминга было много. Например, я 5 лет проработала на одном рабочем месте. Многие мои друзья, в отличие от меня, за это время успели хорошо продвинуться по карьерной лестнице. Знаете, почему меня это не расстроило? Я нашла в своей работе массу плюсов. Это очень удобный график, позволяющий отдыхать 2 недели каждый месяц. Отсутствие переработок и необходимости брать дополнительные задания на дом.

Есть еще один пример. Мой непосредственный начальник (это была весьма самоуверенная женщина) постоянно нас чему-то учила. Она делала много замечаний, большая часть из которых была совсем не к месту. Конечно, это выводило из себя. В какой-то момент я решила посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, так, как советует техника рефрейминга. Я представила, что она просто хочет научить меня чему-то полезному, что в итоге принесет пользу не только ее бизнесу, но и мне лично.

Книги по рефреймингу

Наиболее популярными считаются такие издания:

  1. «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий», написанная Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером.
  2. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство», Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил.
  3. «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу»

В этих книгах рассказывается, что такое рефрейминг, как его можно применять в разных сферах своей жизни. Также авторы рассказывают, какие техники рефрейминга помогут справиться с кризисными ситуациями.

Рефрейминг — такой способ восприятия информации, который помогает изменить свою точку зрения, посмотреть на объект или явление позитивно. Овладеть этим приемом нужно каждому человеку. Представьте, насколько легче станет ваша жизнь, если даже в плохих ситуациях вы научитесь видеть что-то хорошее.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

🤓Криптомнезия — когнитивное искажение, когда воспоминание ошибочно п…ринимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам придумал шутку, в то время как в действительности он ее уже слышал и просто вспомнил. Термин «криптомнезия» был предложен профессором психологии Теодором Флурнуа. Он исследовал феномен медиума Элен Смит. Флернуа в течение шести лет присутствовал на ее спиритических сеансах, где она в состоянии транса, писала романы о своих прошлых жизнях. В первом цикле она была королевой Марией Антуанеттой, во втором — дочерью арабского шейха, в третьем — общалась с марсианами. Флурнуа попросил лингвиста Фердинанда де Соссюра исследовать языки автоматического письма Смит. Было доказано, что марсианский язык — искаженный французский, арабские изречения позаимствованы у ее домашнего врача, а исторические сведения взяты из книг. Так выяснилось, что ее «романы» плод подсознательного воображения, основанного на забытых источниках. В одном из исследований криптомнезии людям было предложено поочередно называть слова одной категории, например, виды птиц. Позже каждого тестируемого спросили, каких именно птиц он назвал и попросили вспомнить еще несколько. Участники бессознательно присваивали примеры других людей в 9,8% случаев. 🔎Исследования выделили два вида криптомнезии. Различие между ними заключается в вопросе, из-за какого смещения в памяти всё происходит: мысли или мыслителя? ▪️Первый тип смещения связан с чувством знакомого. Человек регенерирует идею, которая уже была представлена ранее, но считает, что идея – его оригинальное творение. К примеру, когда ученый долго работает над научным открытием и в процессе узнает, что изобретение или подобные научные труды уже существуют. ▪️Второй тип криптомнезии является результатом ошибки авторства, из-за которой идеи других запоминаются как свои собственные. В этом случае человек правильно понимает, что идея происходит из более раннего времени, но ложно мнит себя её источником. 🔴Когда возрастает риск криптомнензии? ▪️Когда идеи предложены похожими на вас людьми; ▪️Когда мы развиваем чьи-то идеи или наблюдаем за их рождением, у нас может появиться ложное впечатление, что они изначально принадлежали нам. Напишите в комментариях, а с вами случалась криптомнезия? #Internews #EUForeignPolicy #знайчтосмотришь #психология Источники: https://psychology.academic.ru/6691/ http://www.cinemotionlab.com/…/problem…/ https://4brain.ru/…/kak-nas-obmanyvaet…/ और देखें

Под рефреймингом в НЛП подразумевают способы изменения, которые связаны только с комбинацией элементов опыта, без добавления чего-либо «снаружи». Рефрейминг позволяет нам иначе интерпретировать ситуацию.

Вы сидите в лесу. У вас горит костёр. Чтобы костёр горел долго, желательно положить большие поленья или брёвна. Но через определённое время пламя становится слабее. Что вы делаете? Встаёте и шевелите эти самые брёвна. И пламя становится жарче. Вы не добавляете ничего нового, вы просто меняете «комбинацию элементов». Вот рефрейминг – это умение шевелить поленья для достижения наиболее подходящего пламени.

Ещё один пример – положение мебели в комнате. Вы никогда не переставляли мебель в комнате? Тогда вы много потеряли. С мебелью как: вы её расставили, и вам кажется, что это то, что надо. Но через какое-то время вы обнаруживаете, что что-то не так. Вроде ничего, но больно не удобно. Стол мешает подойти к окну, а верхний свет мешает читать, лёжа на диване. Что вы сделаете в таком случае? Правильно – переставите. Но, возможно, через какое-то время ситуация изменится и вам опять захочется перестановок.

С английского «reframe» можно перевести и как замену картины в рамке, так и замену рамы у картины. Учитывая, что слово «рамка» в НЛП обычно используется как «способ воспринимать ситуацию», то ре-фрейминг обозначает что-то вроде «перерамкирования».

Разговорный рефрейминг

Рефрейминг, как способ переоценки, регулярно используется в разговоре. Настолько регулярно, что в НЛП под рефреймингом часто подразумевают именно разговорный рефрейминг. Популярность этого подхода связана с тем, что люди преимущественно реагируют на смыслы, придаваемые ситуации, чем на то, что происходит. Так что меняя смысл, мы меняем поведение человека.

Сначала несколько примеров, а потом разберём структуру.
— Меня раздражает мой начальник.
— Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится…
— Ока – плохая машина.
— Зато маленькая и дешёвая.
— Я вчера опоздал на работу на десть минут.
— У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.
— Я жадный.
— Я бы назвал это бережливостью.
— Меня никто не любит.
— Это повод что-то изменить в своей жизни.
— Я слишком ленив.
— Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
Рефрейминги постоянно присутствуют в языке, используются в анекдотах, сказках и пословицах.

На пеньке стоит Ёжик и кричит:
– Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит:
– Я сильный, но легкий!

Беседуют две блондинки:
— Все мужчины — такие бабники!
— Так уж и все?
— А разве остальных можно назвать мужчинами?

Смелость делают из хорошо дрессированной трусости.

Женятся слабаки, сильные берут в жёны.

Богатое воображение в подачках реальности не нуждается.

Бабник — мужчина с чересчур правильной сексуальной ориентацией

Если вы посмотрите, то часть приведённых рефреймингов связано с изменением контекста (рамки у картины) – так как наша оценка ситуации меняется в зависимости от окружения. Например, «жадность» обычно не очень хорошо, а «жадность знаний» совсем наоборот. Когда мы не трогаем само высказывание, но меняем окружение, как раз и называется рефреймингом контекста.
Но смысл можно менять и напрямую (замена картины в рамке). Например, можно сказать что «он не жадный, а домовитый». Такой способ называется рефреймингом смысла (или содержания – так как меняем содержание фразы).

Рефрейминг контекста

— Жена мужу:
— Милый, сегодня, в обеденный перерыв я забежала к тебе на работу и взяла из кармана твоего пиджака триста евро.
— Ничего страшного, я уже две недели, как там не работаю…

При рефрейминге контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое значение.

Слышали фразу «это вырвано из контекста»?

Например, злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.
— Я слишком молчалива.
— Зато не скажешь ничего лишнего.
— Молчаливых любит начальство.
— Меня огорчает, что мой муж обращает на меня мало внимания.
— Важнее, чтобы он не обращал больше внимания на других женщин.
— Зато он не замечает, когда ты ошибаешься.
— Но он много посвящает времени работе и хорошо зарабатывает.
— Я слишком разговорчив.
— Можешь пойти массовиком-затейником работать.
— Я очень нервный.
— Эмоциональные мужчины нравятся женщинам.

В последнем случае я немного схитрил – здесь и рефрейминг смысла (нервный – эмоциональный) и рефрейминг контекста. В реальной ситуации особо не думаешь – смысла, контекста. Это же игра. При чём довольно весёлая.
Вот полные версии пословиц и поговорок. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания.
Бедность – не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача..
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

Рефрейминг смысла или содержания

Девушка приходит исповедоваться к cвященнику:
— Святой отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: «Как я красива!»
— Ну что ты, дочь моя! Это не грех, это заблуждение.

Однажды к известному психологу Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.
– Она меня не слушается. Она упрямая, – заявил он.
Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:
– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?
– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!
– И вы были настойчивы в достижении своей цели?
– О, да! Я трудился как вол.
– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?
– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли…
Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!
Рефрейминг смысла делается довольно просто – называется другой вариант интерпретации события. Пример рефрейминга смысла регулярно демонстрируется в американских фильмах. Посреди драки или перепалки, когда друг друга почти перестреляли, кто-нибудь произносит фразу, вроде: «Все мы сейчас немного погорячились…».
Например, мы можем назвать лень экономией энергии, жадность – бережливостью, занудство – настойчивостью, а лживость – дипломатичностью. Сказать что «он не доносчик – он просто социально активный», а карьериста назвать «человеком, который хочет многого достигнуть в жизни». Безвкусного назвать оригинальным, истеричку «искренне проявляющей эмоции».

Рефрейминг смысла, при котором меняется только значение одного слова или фразы, иногда называют однословным рефреймингом: страх — осторожность, жадность — домовитость, степенность — высокомерие, стукачество — социальная ответственность.

Как делать

Когда мы придаём смысл чему-то, мы относим это «что-то» к какой-то категории: хорошо, важно, человек, растение и т.д. Естественно, есть критерии и определения на основе которым это делается: «делает бесплатно что-то для других» — альтруист, «постоянно рассказывает о своих проблемах» — нытик. Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому, это, собственно, и будет рефрейминг смысла. При построении рефрейминга смысла

мы берём оценочное слово или фразу — прикидываем определение — придумываем, как можно назвать по-другому.

Альтруиста мы можем назвать «человеком, который не думает о себе», сместив фокус внимания с других людей на него самого.
Дипломат — человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека. Так что можно его назвать «лицемером» или «трусом». Впрочем, можно использовать и другие значения этого слова — официальный представитель государства в другой стране и чемодан. Что тоже будет срабатывать, так как в сознании человека эти определения слова «дипломат» присутствую одновременно, а подходящее выбирается исходя из контекста.
Фанатик — человек, безоговорочно следующий убеждениям. Так что можно назвать его «целеустремлённым», «принципиальным» или «человеком, у которого есть более важные ценности, чем пожрать и выпить». Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать «целеустремлённого» или «принципиального» «фанатиком».

При этом при рефрейминге смысла часто требуется «аргументация» отнесения к другой категории — как раз сообщение о критериях или правилах.
— Он же предатель!
— Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.

При рефрейминге контекста мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, «любовь» — это когда что-то сильно нравиться. Но нравиться же может и что-то нехорошее — обжорство, воровство и т.д. «Преданность» — верность по отношение к кому-то или чему-то, точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему — устаревшим идеям, плохим людям.
Так что стратегия построения рефрейминга контекста:

определяемя оценочное слово или фразу — прикидываем определение — ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение.

Ябеда — человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.
— Это проявление социальной ответственности и определённого мужества: пойти против толпы, — рефрейминг смысла.
— А если он сообщил о том, что старшеклассники издеваются над младшими? — рефрейминг контекста.
Нерешительность — сомнение в выборе или не готовность выбирать.
— Что плохого в тщательном анализе ситуации? — рефрейминг смысла.
— Да, он совершенно нерешетелен, когда можно сделать подлость, — рефрейминг контекста.

Фокусы языка или раскрутки

Фокусы языка или раскрутки — это варианты разговорного рефрейминга, применённые для изменения ограничивающих убеждений.

К рефреймингу в НЛП так же относятся техники, которые используют «части личности». Например: «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей».

Проверочный тест

Проверочный тест по теме «Разговорный рефрейминг».

Александр Любимов

Если тебе изменила жена, радуйся,
что она изменила тебе, а не отечеству.
А. П. Чехов.

Что такое рефрейминг.

С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово переформирование, хотя оно и передает общее настроение этого термина, но при этом, как вы понимаете, несколько теряет в смысловом значении и в игре слов…

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации…

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

– Образ стал менее напряженным.

– Всё как-то стало более спокойным.

Это только образная метафора.

Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.

На пеньке стоит Ёжик и кричит:

– Я сильный! Я сильный! Я сильный!

Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.

Ёжик встает и произносит:

– Я сильный, но легкий!

Существует очень много видов переформирования. То, чем мы начали заниматься, называется Рефреймингом Содержания. Это единственный вид переформирования, для которого требуется знание содержания проблемы. Для всех остальных обычно этого не нужно.

– А какие еще рефрейминги бывают?

Например, «Договор Частей», «Шестишаговый Рефрейминг», «Интеграция Противоположных Частей». Некоторые мы пройдем.

Итак, Рефрейминг Содержания. Он направлен на то, чтобы поменять значение события. А вместе со сменой значения изменится и отношение.

Это можно сделать двумя способами:

Первое: прямо предложить это другое значение (рефрейминг значения, смысла).

Второе: найти такой контекст, в котором это событие само по себе будет обладать другим смыслом.

В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, а когда придумывали ответ с «Зато» – рефрейминг контекста. Это только несколько вариантов.

Можно сказать, что любая проблема – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся наши желания, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.

Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.

Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.

Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие. И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.

Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда переформирование содержания, скорее всего, поможет меньше.

Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.

Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Рефрейминг содержания – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.

Например, в Синтоне будет практически универсальным переформирование: «Зато это повод поработать над собой». Но для большинства других людей этот вариант будет малоподходящим.

К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.

Но это тоже для кого как.

Переформирование значения.

Переформирование смысла гораздо шире, чем просто поиск слов с разным значением.

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол.

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли…

Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!

Еще одна история.

У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:

– Бабки плюются?

– Да.

– Значит, то, что нужно.

Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: «Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины», то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).

И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: «А что это для вас обозначает?» Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).

– Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.

А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?

Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же…

Здесь можно отреагировать по-разному:

А может, вы просто напоминаете ему его дочь?

Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.

И т.д.

Рефрейминг Контекста.

В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.

Но этим рефреймингом мы активно занимались, когда делали упражнение с «Зато».

– Я слишком молчалива.

– Зато не скажешь ничего лишнего.

Молчаливых любит начальство.

Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка, озаглавленная: «100 способов изменения отношения к ситуации». Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне показался самым забавным: «Зато будет о чем после вспомнить».

Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: «Я испытываю Х, когда Y» (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: «Я слишком Z», и тогда вы можете сделать переформирование контекста.

Ё Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.

Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга. Чем вы сейчас и займетесь.

Тренировка.

Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.

— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка…

— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды.

— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие…

— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.

— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка…

— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.

— Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?

Итак, упражнение. Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.

Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.

После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.

Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.

Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:

1. Рефрейминг значения, если масть черная.

2. Рефрейминг контекста, если масть красная.

Вы имеете право задавать вопросы. Напоминаю, что при определенном желании любую проблему можно свести к одному из типов высказываний: «Я слишком Х» или «Я чувствую X когда Y».

Это не является правдой, но если вы будете так думать, то научитесь этой технике быстрее.

– Когда разойдешься – придумывать очень легко. И в голове не один вариант, а несколько. Остается только выбрать лучший.

– Действительно, практически любую проблему можно свести и к переформированию значения, и к переформированию контекста.

– А мы натолкнулись на то, что никакие варианты рефрейминга просто не подходили. Когда потом обсуждали, выяснилось, что человек хотел все-таки изменить поведение, а не отношение.

Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине. что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.

Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.

Упражнение «Отпор».

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с «зато…» (рефрейминг контекста). После «зато» идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.

– Ты вспыльчивая.

– Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

– У тебя косоглазие.

– Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

– Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.

Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это уже хороший результат.

Как превратить кризис в выигрыш или провести рефрейминг ситуации

21.11.2013

Рефреймингу, одному из волшебных инструментов, разработанного авторами НЛП на основе моделирования профессионалов в области осуществления человеческих изменений и общения, посвящено большое количество статей и книг. Но его возможности, с моей точки зрения, все еще не до конца оценены специалистами НЛП.

Гениальное само по себе — всегда просто, самое сложное — его отыскать!

Когда говорят об этой теме, обычно начинают с того, что дают свое собственное определение рефреймингу, часто исходя их перевода частей слова с английского языка: «ре-» — это «пере-«, а «фрейм» — это «рамка». Таким образом, получается переобрамление (преобразование рамки). Конечно, трактуя данный термин, часто обращают внимание на то, что речь идет об изменении ограничивающих наш опыт и развитие убеждениях (точках зрения, позициях).

Например, вам говорят: «Если ты мне друг, то дай взаймы!» Далее общение может развиваться по-разному. Если человек имеет возможность и хочет дать денег своему другу, то повода для использования рефрейминга нет. А если мы имеем дело с обратным случаем? Допустим, человек уже занимал у многих людей и не имеет привычки быстро отдавать полученное! Либо, что еще хуже,живет на чужие средства, транжирит их, пропивает занятое? Такое по определенным причинам иногда происходит с людьми.

В этом случае нам лучше всего отказать в данной просьбе, иначе мы станем жертвами собственной глупости и лишь будем способствовать поддержанию проблемы человека во взаимоотношениях с собой и другими людьми. Тогда и возникает повод для применения рефрейминга. Ведь помочь в этой ситуации — значит способствовать изменению негативного положения дел в жизни человека.

Сложность коммуникации состоит в том, что в данном случае проситель выстроил определенные рамки: «вы — друг» и «заем денег», которые являются своего рода ловушкой для мышления, так как участники будут вынуждены исходить из уже предопределенных им точек отсчета. Обычно все происходящее далее начинает оцениваться внутри выстроенных рамок, то есть любой ответ интерпретируется в системе координат «дружба – деньги». Например, если вы просто отказываетесь дать деньги взаймы, то обязательно станете недругом, противником или, что еще менее приятно, врагом и предателем.

С точки зрения способов реагирования в этом случае можно выделить несколько возможных вариантов поведения:

  • извиниться и сказать, что денег нет (тогда «друг» с подобной просьбой обратится позднее);
  • напомнить, что он уже всем должен (скажет что-то вроде: «Зачем ты меня унижаешь? Ты же друг, мне и без того трудно!»);
  • избегать встреч (сразу станете предателем) и т.д.

Наиболее эффективный способ — изменить смысл внутри созданных манипулятивных рамок вашим «другом» или сами рамки. Например, сказать: «Поскольку я твой настоящий друг, я не буду давать тебе в займы, ведь ты не отдашь денег и будешь испытывать чувство вины! Я как друг могу помочь тебе подумать над тем, где их лучше заработать!»

У нас нет уверенности, что это мгновенно подействует, человек вам снова не возразит и уж тем более перестанет клянчить у всех подряд, вернувшись к «здоровому образу жизни». Зато мы добились самого главного: теперь он вынужден думать в других направлениях, более широких, чем «друг – деньги», и ему, скорее всего, придется задуматься над тем, что такое дружба и какие у него отношения с деньгами!

То, что мы обсуждали в НЛП, называется рефреймингом смысла. Мы расширяли старые рамки значений и создавали новые: «Для тебя друг — тот, кто просто так дает деньги и не требует их отдать, а для меня — кто помогает найти путь их зарабатывать честно и самостоятельно». Или можно переопределить вторую часть высказывания: «Разве это деньги — то, что ты просишь? Это подачки! Давай подумаем, как изменить жизнь, чтобы зарабатывать достойные средства!»

Роберт Дилтс в своей книге «Фокусы языка» достаточно полно проанализировал множество возможных приемов создания рефреймингов смысла («раскруток»), придумав очень интересную классификацию, с которой вы при желании можете познакомиться самостоятельно.

Выделяют также и другой вид рефрейминга — рефрейминг контекста. Он применяется в случаях, когда человек слишком преувеличивает сложности, которые в действительности не настолько страшны: «Это слишком сложно для меня, я очень застенчивый, команда вообще не сыграна и т.д.».

Если сосредоточение на трудностях, о которых идет речь, уже само по себе является препятствием для дальнейшего продвижения, то нужно изменить само негативное отношение к ним. Например, управленец говорит: «У меня ничего не получается, команда слишком, слишком, слишком… разобщена!» При этом он ничего не делает: его эмоции по этому поводу настолько сильны, что приводят его в тупик. Тогда мы не меняем смысл внутри рамок, а помещаем содержание в новую ситуацию: «Зато команда не сплочена против своего руководителя, кроме того, её никто не перекупит разом, она не может противостоять введению новшеств!»

Особенно показательно данный прием срабатывает тогда, когда человек зациклился на мнимых отрицательных качествах: «Я слишком упрямый в спорах со своими близкими!» Тогда вы можете ему сказать: «Зато ваше упрямство помогает реализовывать все их мечты!» Мы не переопределяем «упрямство» в рамке «споров», как это было в случае с рефреймингом смысла, а подыскиваем ему новую рамку — «реализация мечтаний».

Как правило, если вы попали в точку, человек начинает улыбаться, и уже нет такой категоричности и эмоционального «застревания». Далее можно с легкостью подумать над тем, как уменьшить проявление этого качества именно в ситуации, где возникла трудность. Иначе проблема останется, но после изменившегося к этому качеству отношения с ней легче справиться. Это можно сделать с улыбкой по отношению к себе, да и менять теперь все на корню не стоит, ведь очевидны ситуации, где оно полезно.

Выделяют также авторефрейминг — осознанное (или автоматическое) применение рефреймингов смыла или контекста к самому себе (происходит самоконсультирование). Если вы хорошо учились на курсе «НЛП-Практик» и продолжили тренировки после его завершения, то через полгода-год навык создания рефрейминга автоматически начинает применяться к собственному опыту. Важно дополнительно проверить экологию, чтобы он (из-за бессознательного контроля) не стал железным занавесом, препятствующим проникновению необходимой для развития обратной связи от окружающих людей.

Кроме вербального (речевого) рефрейминга также используются техники рефрейминга (например, «Шестишаговый рефрейминг»), где осуществляется переопределение существующего выбора нежелательного поведения и его соответствия позитивному намерению, которое за ним скрывается. Например, если человек безудержно ест в ситуациях стресса, важно понять глубинный смысл этого поведения для психики (скорее всего, он таким образом получает удовольствие от еды, чтобы снизить напряжение). Но данное поведение может стать опасностью для организма, являясь угрозой ожирения. Тогда именно под это позитивное намерение необходимо подыскать новые варианты поведения, которые его удовлетворят.

В этом случае происходит переосмысление той функции, которая лежит в основе злоупотребления едой. Если удается найти новый смысл выбора для части и (что также очень важно) закрепить новое поведение, проблема решается. Такой рефрейминг обычно называют рефреймингом части личности.

К этому моменту в нашей статье мы сделали беглый обзор того, что чаще всего рассказывают о рефрейминге в сертификационных программах обучения. Кажется, что уже трудно что-либо добавить по существу к сказанному.

Однако чем опытнее становишься, тем все большее количество граней открывается в использовании инструментов НЛП. В рамках этой публикации я хотел бы поделиться своими мыслями не только о том, чем является рефрейминг, но и как его можно применять в более широком контексте, объединяя с другими инструментами. За пятнадцать лет применения НЛП в обучении взрослых и детей, психологическом консультировании и бизнесе скорость, качество и комплексность использования многих базовых знаний НЛП у меня существенно изменились в сторону их оптимизации и открытия новых возможностей использования.

В случае с рефреймингом для расширения границ его применения я предлагаю ввести термин «рефрейминг ситуации»©. В определенном смысле в технику «Шестишаговый рефрейминг» встроена стратегия осуществления эффективного внутрисистемного рефрейминга для отдельного человека в его «сложной» ситуации.

Он представляет собой некую стратегию мышления на основе рефрейминга.

Я думаю, что нечто похожее существует и для внешних «сложных» ситуаций, где мы имеем дело с глубинными установками (пресуппозициями) системы (группы людей, сообщества, нации).

Идея о необходимости осмысления подобных стратегий возникла у меня после анализа автобиографий многих выдающихся людей, которые были способны повлиять на судьбы людей, стран и народов, но окончательно сложилось представление об этом после общения с крупными собственниками бизнеса, которые «непотопляемы» в кризисной ситуации (в самом лучшем значении этой метафоры). Меня всегда интересовали люди, способные из почти уже безнадежной, проигранной ситуации не только выходить с достоинством, но и стать победителями!

В отечественной войне 1812 года армия Наполеона, как известно, почти низвергла русские войска. Это «почти» чуть не стало зловещим поворотом всего хода событий для последующих поколений России. И здесь свою спасательную роль сыграло величие личности в истории нашего народа! Давайте проанализируем эту триумфальную победу гениальности человеческой мысли М.И. Кутузова с точки зрения рефрейминга.

Сначала стоит выделить ключевые элементы, которые влияли на исход войны. В самом упрощенном варианте сюда можно отнести следующее: условия (временные, погодные, территориальные), состояние войск (численность, снаряжение, опыт), состояние военачальников (состав, компетентность, опыт), стратегии ведения сражений, влияние правителей и «высшего света» государств и, пожалуй, главное — как представляются результаты войны у всех участников системы («победа» и «поражение»). По этому поводу стоит заметить, что в умах большинства людей того времени «победа» означала овладение главным городом государства, получение ключей от Москвы, а «поражение» — разгром войска и пленение. Это можно назвать ключевыми установками участников проблемной ситуации.

Итак, формулировка проблемы:

«Захват Москвы = Победа Наполеона»!

Мы в действительности не знаем, как в это время размышлял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов о ходе войны. Но, благодаря НЛП, можем осуществить проектирование способов мышления.

Для меня совершенно очевидно: чтобы найти шокирующее всех, нестандартное, взрывающее ситуацию изнутри решение, «выходящее за рамки принятого», необходимо было ключевую установку сложившейся ситуации развернуть в противоположную сторону:

«Захват Москвы = Поражение Наполеона»!

Тогда важно было задаться вопросами: «В каких случаях захват Москвы — это поражение для противника?», «Что этому будет способствовать?», «Как это лучше всего осуществить?», «Какова наилучшая последовательность действий?».

Когда уже знаешь «правильный» ответ, все гениальное кажется простым: решением Светлейшего князя Смоленского стала осада армии Бонапарта в захваченной им столице в условиях зимы и отсутствия продовольствия. А финалом истории — его позорное бегство по старой смоленской дороге в жуткие морозы!

Все произошедшее явилось практической реализацией стратегии мышления, сердцем которой является рефрейминг! В данном случае он не столько осуществляется непосредственно речевым способом, сколько применяется к глубинной пресуппозиции ситуации и выражается в нестандартных действиях. По своим характеристикам он является стратегией мышления в обратном направлении от готового решения, представляющего собой вывернутым «наизнанку» смыслом кризисной ситуации.

Чтобы специалисты НЛП смогли более детально понять тонкости отличия рефрейминга ситуации от простого вербального рефрейминга, приведем их сравнение в специальной таблице.

Сравнение вербального и системного рефреймингов

Вербальный рефрейминг Рефрейминг ситуации (системный)
Направленность Направлен на объективно существующее речевое высказывание в форме структуры убеждения. Направлен на глубинные установки системы (не высказываемую участниками) и ключевые факторы существования системы.
Цель применения Применяется для изменения отношения или точки зрения — как своей собственной, так и другого человека. Применяется для поиска ключевой идеи вывода из кризиса группы людей (команды, компании, сообщества).
Средство построения Строится на основе анализа структурных частей убеждения, их взаимосвязи и контекста, в котором оно заключено. Строится на основе анализа особенностей всех элементов системы/ситуации, их возможных пресуппозиций, значимости ключевых факторов функционирования системы и условий их изменения.
Форма предъявления Рефрейминг «словом». Представляет собой набор вопросов или предложений, порождающих новые смыслы или отношение к уже существующим. В последующем могут передаваться «встроенным образом» в специально сконструированную метафору (иносказательную историю). Рефрейминг «действием». Представляет собой формулировку нового правила, противоположного по отношению к существующему, переопределение значимости ключевого фактора. В последующем превращается в стратегию практических действий для реализации нового правила, найденного преимущества, являясь «взрывом стереотипа мышления» («разрывом шаблона») для участников ситуации.

Таким образом, рефрейминг ситуации — этостратегия мышления, основанная на переопределении глубинных установок системы (пресуппозиций и ключевых факторов), позволяющая найти выход из «сложных» (кризисных) внешних ситуаций для группы людей (организации, сообщества, нации).

Примеров системного рефрейминга можно найти огромное множество, особенно в военном искусстве.

Одним из самых великих полководцев в истории человечества был Александр Македонский, который стал предводителем своего войска в 16 лет, взошел на престол в 20 лет, воевал непрерывно более 10 лет, пройдя 10 000 миль, построив десятки городов и создав одну из самых огромных империй! Большая часть его побед основывалась на многостороннем анализе ситуации и системных рефреймингах. Все, что он делал, не умещалось ни в одни рамки! Даже смысл войны, которую он вел, представлял собой рефрейминг в отношении существовавших захватнических традиций. Он всем говорил: «Я не покоряю народы, я объединяю мир!» Именно поэтому его никогда не проклинал тот народ, в чьи земли он вторгался. В этом заключался один из самых ярких секретов его величия.

Как и большинство завоевателей, Александр Великий столкнулся с одной из самых больших проблем длительных походов, которые не раз приводили к кризису командующих различных войск: многочисленной армии требуется большое количество провизии. Все запасы продовольствия подвозились чаще всего по водным путям, так как не было хороших дорог. Поэтому было необходимо защищать запасы еды в ситуации, когда флот врага мог полностью разгромить баржи, способные продвигаться только вдоль побережья.

Традиционное решение — построение собственного флота для защиты провизии и военных действий. Так, например, поступил Юлий Цезарь, запросив дополнительные средства из Рима. Однако у Македонского не было ни времени, ни денег для дополнительных вложений во флот.

Его решение стало хрестоматийным и до сих пор изучается в морских училищах мира. Он стал первым полководцем, выигравшим сражение с суши.

Формулировка проблемы:

Пополнение продовольствия = слабость собственной армии, невозможность продвижения.

Возможная формулировка рефрейминга:

Пополнение продовольствия = слабость армии врага, невозможность его продвижения.

Предметом тщательного анализа стала сформулированная мысль: «В каких случаях данное утверждение может быть правдой? Какое преимущество это дает? Как можно построить собственную победу на слабости врага?»

Любая флотилия нуждалась в пресной воде и не могла в те времена преследовать противника более чем два дня пути без ее запасов. Их пополнение и стало главным козырем в выигрыше. Александр развернул свою армию вдоль всех источников пресной воды на берегу по маршруту движения, а те водоемы, которые нельзя было контролировать, — отравил. Таким образом, враг не мог легко его преследовать и легко нападать. А в случае попыток пополнения пресной воды, сам попадал в западню.

Еще одним примером использования системного рефрейминга стало продолжение данной истории с пресной водой. На пути Македонского лежал Тир — город с большим количеством водоносных слоев, снабжавший ею персов постоянно. Он непреступен, так как был обнесен стенами, а также флот персов охранял город в течение тринадцати лет. Сначала Александр пустил в ход дипломатию и за особые дары попытался отговорить старейшин поставлять воду его врагам. Но, как гласит история, он был выдворен из города и ушел ни с чем. Когда ситуация достигла кризисной, встала проблема штурма города, который слыл непобедимым.

Формулировка проблемы: У стен города стоять нельзя = город непобедим. Возможная формулировка рефрейминга: У стен города стоять можно = город победим.

Александр Македонский приказал своим инженерам и солдатам построить мол длиной 1 км и шириной от 100 до 200 м. Дамба была сделана из земли. Его устройство заняло семь месяцев. Для защиты работающих построили специальные башни и мобильные оборонительные системы. Город был осажден и через две недели пал. Величие полководца не знало границ: он создавал сушу там, где ее никогда не было, ломая все стереотипы!

Но, пожалуй, самым значительным сражением стала битва у реки Гидасп, где гениальность мышления полководца взяла верх. Александру удалось победить армию, в три раза превосходящую численность собственных войск. Кроме того, у Пора (правителя Индии) было вдобавок самое грозное оружие по тем временам — 200 слонов. Ситуация осложнялась еще и тем, что наиболее сильной стороной армии Македонского была кавалерия, а лошади панически боялись слонов, скидывая наездников и пускаясь в стремительное и неотвратимое бегство.

Это была одна из самых кризисных ситуаций на пути полководца, которая, благодаря его мудрости, закончилась полным триумфом и выигрышем практически без потерь, вопреки всему, что было против победы.

Формулировка проблемы: Слоны = главное преимущество противника. Лошади боятся слонов = проигрыш. Возможная формулировка рефрейминга: Слоны = полное поражение противника. Лошади не боятся слонов = выигрыш.

В нашем повествовании мы упрощаем ситуацию до «рафинированного сухого остатка» — в действительности же полезно рассмотреть множество установок системы и варианты их переформирования. Большинство побед Александра строилось на многоступенчатом рефрейминге.

Итак, зададимся «правильными» вопросами для анализа ситуации: «Могут ли быть новые утверждения правдой? В каком случае слоны способны сражаться против своей армии? Что является ключевым фактором поведения животных? Как управлять слонами? В каком случае лошади не боятся слонов? Как вести бой с учетом найденных преимуществ?»

Системный анализ ситуации и рефрейминг привели полководца к выигрышу. Он выяснил, что слонами управляет наездник (махаут), к которому животное привыкает с самого детства («материнский импринт»), так как после отлучения слоненка от мамы наездник полностью заботится о нем. Махаутами обычно становились мальчики в 5 лет. Если наездник погибал, то слона убивали, так как он больше никого не признавал и не поддавался дальнейшей дрессировке. Относительно страха лошадей, ответ был тоже найден: если к жеребенку с детства подкладывать солому с запахом слона, то он привыкает к нему и больше не боится, то есть существуют лошади, которые способны вести бой при участии слонов.

Александр великий построил особую стратегию ведения боя. Впереди войска он выставил лошадей, которые не боялись слонов, за ними расположил обычную конницу. На лошадях были самые меткие лучники. Вслед за кавалерией со стрелками шли воины с большими копьями, за ними — пехотинцы.

Противник думал, что, пустив впереди слонов, конница Македонского сбежит, и бой будет выигран. Произошла обратная ситуация: лучники метились в глаза слонам и в махаутов. Через несколько минут боя раненые, слепые и рассвирепевшие животные без наездников полностью потеряли контроль, а метатели копий гнали их в сторону собственного войска. Слоны смели все на своем пути. Результаты были ошеломляющими! Александр потерял всего 220 человек: 10 конных лучников, 210 пехотинцев. А потери Пора были огромны: 4000 кавалерии, 21 000 пехоты.

Главный урок любого системного рефрейминга на более высоком уровне обобщения (метауровне) состоит в гениальной мысли: слабость и преимущество легко переходят друг в друга! А самым главным противником выхода из кризиса является способ решения, который применялся обычно.

Для специалистов НЛП полезно выделить инструменты, которые способствуют поиску системного рефрейминга:

· Многопозиционный анализ ситуации (позиции восприятия). · Уточняющие вопросы, «правильные вопросы» (Метамодель). · Многофакторный и многоуровневый анализ с выделением ключевого фактора (логические уровни). · Выявление базовых установок в системе (структура убеждений и пресуппозиции).

Можно представить стратегию создания рефрейминга ситуации в виде последовательности ключевых этапов:

· Анализ системы. · Определение ключевых факторов и установок (пресуппозиций) системы. · Выделение ключевой проблемы. · Переформулирование проблемы (часто просто создание противоположной формулировки). · Подбор «правильных вопросов», которые способствуют нахождению решений. · Поиск множества ответов и решений (поведенческая гибкость). · Создание пошаговой стратегии действий (оптимизация поведения).

На более детальном уровне описания способов создания системного рефрейминга можно определить несколько стратегий. В частности, на своих семинарах мы обычно предлагаем участникам развить стратегию системного рефрейминга и усиления своего реагирования на кризисную ситуацию. Читатели статьи могут самостоятельно пройти ее шаги.

Усильте свою стратегию выхода из кризисной ситуации (стратегия создания рефрейминга ситуации) А.А. Плигин, 2003

1. Найдите сложную ситуацию. 2. Ответьте на вопрос: «Что конкретно в ней негативного?» 3. Четко сформулируйте все негативные результаты и их последствия. 4. Подумайте, чему позитивному эта ситуация вас может научить. 5. Ответьте на вопрос: «Что позитивного есть в сложной ситуации?» 6. Какие позитивные эффекты будут у такого развития событий? Как использовать случившееся событие для достижения каких-либо собственных (коллективных) целей? 7. Вернитесь к проблеме, негативным следствиям и их эффектам, переформулируйте их. Например, потеря ведущего сотрудника — это наличие конкурсного места для лучшего специалиста, возможность перераспределить функции и повысить зарплату другим, начать перестройку отдела, повысить другого и т.д. Найдите как можно больше переопределений (простое использование рефрейминга). 8. Определите ключевую системную установку Х=Z. 9. Переопределите ее, «вывернув наизнанку»: неХ=Z, Х= неZ, неХ = неZ. 10. Сформулируйте «правильные вопросы» для поиска решений. 11. Определите оптимальные решения и стратегию практических действий. 12. Посмотрите на свою эмоциональную реакцию со стороны и определите, какое личное убеждение мешало вам нейтрально отнестись к случившемуся. 13. Что важного в этом убеждении? Что позитивного оно вам дает? 14. Скорректируйте его: сохраните позитивный смысл и сделайте его более адекватным ситуации. 15. Подумайте, к какому дополнительному выигрышу может привести эта ситуация. 16. Определите, в чем может состоять подстройка к ситуации: как вы будете себя вести, чтобы все произошедшее воспринималось как полностью контролируемый вами процесс? 17. Как будет осуществляться ведение? Какими собственными действиями вы возьмете ситуацию под контроль и доведете ее до логического окончания? 18. Сделайте выводы на будущее.

Конечно, подобную процедуру коучинга лучше всего проходить вместе с консультантом (профессионалом НЛП), как и в случае с огранкой камней: когда алмаз находится в руках Мастера, он начинает сверкать бесчисленным соцветием граней, хотя независимо ни от чего не теряет своих драгоценных свойств!

Развитие стратегии построения системного рефрейминга приводит к особым лидерским качествам, ведь вы, применяя ее, можете влиять не только на свою жизнь, но и на судьбы окружающих вас людей и целых организаций! А как только эта стратегия станет фильтрами вашего восприятия, то любые кризисные события, произошедшие с людьми (особенно выдающимися), из которых был найден нестандартный выход, будут развивать вашу мудрость. В этом случае рефрейминг ситуации станет мощным инструментом сознательного моделирования и саморазвития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх