Куперс

Бухучет и анализ

Региональное законодательство

Опубликовано13 апреля 2019 в 14:15

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет «Конституция» РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

— законов РФ о поправках к «Конституции» РФ;

— федеральных конституционных законов;

— федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить «Конституции» РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только «Конституции» РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с «Конституцией» РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

— ненормативные акты общего характера;

— акты официального разъяснения;

— правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования «Конституции» РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с «Постановлением» Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» «(п. 1.5» Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит «Постановлению» Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со «ст. 7» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Минюст РФ в «»Разъяснениях» о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу «Постановления» Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера,

имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

— договоры (сделки);

— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

— носят индивидуально — правовой характер,

— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

— образцы деловых бумаг;

— комментарии законодательства;

— научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

3.21.3. Классификация источников конституционного права

В науке выделяются следующие источники конституционного права .

Источниками позитивного права в Российской Федерации являются:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные договоры;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • декларации;
  • регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов Российской Федерации;
  • нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • правовые акты бывшего СССР и РСФСР, продолжающие действовать в Российской Федерации;
  • судебные решения;
  • иные нормативно-правовые акты.

Федерально-региональные источники конституционного права — конституционно-правовые договоры, конституционно-правовые соглашения.

Региональные источники конституционного права — Конституции и уставы субъектов РФ, акты органов законодательной власти субъектов РФ и их палат; акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты избирательных комиссий субъектов РФ, конституционно-правовые договоры и соглашения.

Регионально-местные источники конституционного права.

Местные источники конституционного права — Уставы муниципальных образований; акты выборных органов местного самоуправления, акты должностных лиц местного самоуправления, договоры и соглашения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай.

К специфическим источникам относятся решения Конституционного Суда РФ.

Классификация правовых актов возможна по различным основаниям. Во-первых, различие правовых актов по содержанию и юридической силе, то есть их сопоставительной значимости. Во-вторых, классификация правовых актов по субъектам, которые их издают (каждый орган вправе издавать только те виды юридических актов, которые за ним закреплены в нормативном порядке). В-третьих, по объектам правового регулирования. С этой точки зрения в юридической литературе выделяются более крупные структурные подразделения — отрасли законодательств (действующего права) и правовые комплексы — массивы законодательства (в широком смысле), управление которыми возможно при помощи основополагающих актов. Классификация правовых подсистем по объекту регулирования позволяет расширить круг источников права в каждой отрасли и не ограничивать их сугубо отраслевыми актами. Она дает возможность группировать и объединять для решения крупных государственных задач разные комплексы правовых актов, отличающихся, например, по форме, но имеющих общий предмет воздействия. В-четвертых, может быть произведена классификация по территориальным пределам действия правовых подсистем.

Критериями разграничения конституционных норм и законов являются функциональное назначение норм и характер их регулирующего воздействия на общественные отношения. Таким образом, конституционные нормы и законы отождествляли по объектам конституционно-правовых отношений. Следовательно, в государствоведении проблема конституционных законов была и остается одной из спорных. В настоящее время в науке конституционного права под конституционными законами понимаются как Основной Закон, так и непосредственно примыкающие к нему законы конституционного характера.

Нормативный акт как форма права характеризуется следующим:

  • он содержит правовые нормы — общеобязательные правила поведения;
  • является наиболее гибкой формой права, позволяющей быстро реагировать на изменения в экономической и государственной жизни;
  • издается или санкционируется компетентными правотворческими органами в виде документа (закона, указа и других актов);
  • должен соответствовать Конституции страны и быть опубликованным, то есть доведенным до сведения всех граждан и организаций.

Нормативные акты позволяют точно и вполне определенно закреплять в документах содержание правовых норм, что не дает возможности произвольно толковать и применять нормы права.

Закону присущи следующие черты и особенности, позволяющие считать его основой в системе права:

  • он принимается высшим представительным органом нашей страны — Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом и подлежит обнародованию;
  • содержит в себе нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения (законы по вопросам принятия федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, об условиях введения чрезвычайного положения и другие);
  • обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам;
  • для закона характерен особый, установленный Конституцией порядок рассмотрения, принятия и обнародования — законодательный (законотворческий) процесс.

Постановление Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края №32 от 09.07.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории муниципального образования Приреченский сельсовет Ужурского района Красноярского края

Распоряжение администрации Ильинского сельсовета №15 от 06.07.2015
О размещении агитационных печатных материалов

Распоряжение администрации Локшинского сельсовета Ужурского района Красноярского края №31-Р от 29.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории муниципального образования Локшинский сельсовет

Распоряжение администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района Красноярского края №49 от 26.06.2015
О размещении печатных, агитационных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории Златоруновского сельсовета

Распоряжение администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края №22 от 26.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории Озероучумского сельсовета

Постановление администрации Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края №44 от 26.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории муниципального образования Васильевский сельсовет Ужурского района

Постановление администрации Солгонского сельсовета Ужурского района №56 от 25.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории муниципального образования Солгонский сельсовет Ужурского района

Распоряжение администрации Малоимышского сельсовета Ужурского района Красноярского края №35 от 24.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории Малоимышского сельсовета

Распоряжение администрации Прилужского сельсовета Ужурского района Красноярского края №50 от 24.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов

Распоряжение администрации Кулунского сельсовета №23 от 24.06.2015
О размещении агитационных печатных материалов по выборам в органы местного самоуправления на территории Кулунского сельсовета

Решение Златоруновского сельского Совета депутатов №67-204р от 23.06.2015
О назначении выборов депутатов Златоруновского сельского Совета депутатов

Решение Солгонского сельского Совета депутатов №47-127 от 23.06.2015
О назначении выборов депутатов Солгонского сельского Совета депутатов Ужурского района Красноярского края

Решение Малоимышского сельского Совета депутатов №51-196р от 22.06.2015
О назначении выборов депутатов Малоимышского сельского Совета депутатов

Решение Ильинского сельского Совета депутатов №76-134р от 19.06.2015
О назначении выборов депутатов Ильинского сельского Совета депутатов

Решение Приреченского сельского Совета депутатов №40-171р от 19.06.2015
О назначении выборов депутатов Приреченского сельского Совета депутатов

Решение Прилужского сельского Совета депутатов №67-199р от 18.06.2015
О назначении выборов депутатов Прилужского сельского Совета депутатов

Решение Ужурского районного Совета депутатов №58-379р от 18.06.2015
О назначении выборов депутатов Ужурского районного Совета депутатов

Решение Озероучумского сельского Совета депутатов №47-200р от 16.06.2015
О назначении выборов депутатов Озероучумского сельского Совета депутатов

Решение Кулунского сельского Совета депутатов №44-166р от 15.06.2015
О назначении выборов депутатов Кулунского сельского Совета депутатов

Решение Ужурского районного Совета депутатов №55-360р от 27.03.2015
Об утверждении границ избирательных округов, образованных на территории муниципального образования Ужурский район по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов

Постановление администрации Ужурского района №571 от 28.07.2014
О внесении изменений в постановление администрации Ужурского района от 18.12.2012 №1299 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, проводимых на территории Ужурского района»

Постановление администрации Ужурского района №647 от 21.08.2014
О внесении изменений в постановление администрации Ужурского района от 18.12.2012 №1299 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, проводимых на территории Ужурского района»

Постановление администрации Ужурского района №692 от 01.09.2014
О внесении изменений в постановление администрации Ужурского района от 18.12.2012 №1299 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, проводимых на территории Ужурского района»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх