Куперс

Бухучет и анализ

Регламент совета федерации

Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ
(ред. от 17.10.2011)
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

19 июля 2000 года

Одобрен

Советом Федерации

26 июля 2000 года

Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть:

а) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, либо соответствующую группе субъектов Российской Федерации, органом государственной власти одного из которых осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;

б) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;

в) депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный настоящим Федеральным законом срок сложить полномочия депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 2 и частью третьей статьи 4 настоящего Федерального закона, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть также член Совета Федерации.

Статья 2. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации — представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, а член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, — со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва членом Совета Федерации — представителем в Совете Федерации от данного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть избран член Совета Федерации, избранный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия которого были прекращены досрочно. Решение об избрании члена Совета Федерации — представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Статья 3. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации.

Статья 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по решению нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) членом Совета Федерации — представителем в Совете Федерации от данного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть назначен член Совета Федерации, назначенный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полномочия которого были прекращены досрочно. Решение о назначении члена Совета Федерации — представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не позднее трех месяцев со дня вступления в должность нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Статья 5. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Часть третья утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 14.02.2009 N 21-ФЗ.

Статья 6. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

Статья 7. Кандидат для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязан представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;

в) справку об исполнении полномочий депутата из Государственной Думы, из законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, или из представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;

г) заявление с обязательством в случае избрания (назначения) членом Совета Федерации сложить полномочия депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования и прекратить иную деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации.

Кандидат для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации, являющийся депутатом Государственной Думы, обязан также представить справку из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о том, что он входил в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, либо соответствующую группе субъектов Российской Федерации, органом государственной власти одного из которых осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Статья 8. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещает его на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации в трехдневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о его избрании (назначении), копии решения Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с его избранием (назначением) членом Совета Федерации либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление о сложении полномочий депутата, а также копии приказа (иного документа) об освобождении от иных обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья 9. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового члена Совета Федерации -представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ).

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статьи 11 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 16.12.2004 N 160-ФЗ.

Статья 13. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 5 декабря 1995 года N 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4869).

Статья 14. Рекомендовать Президенту Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона представить в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений в целях обеспечения эффективной деятельности и взаимодействия органов государственной власти.

Статья 15. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Предложить законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

5 августа 2000 года

N 113-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 113-ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Порядок установления срока полномочий члена Совета Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления членом Совета Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Постановление ЦИК России от 08.11.2011 N 55/472-6 «О Порядке исполнения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации части второй статьи 7 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

1. Утвердить Порядок исполнения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации части второй статьи 7 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (прилагается).

2. Направить настоящее Постановление в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.02.2011 N 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляет свои полномочия после дня вступления в силу настоящего Федерального закона до их прекращения в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).».

Федеральный закон от 14.02.2009 N 21-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

«1. Порядок установления срока полномочий члена Совета Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления членом Совета Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».»;

Федеральный закон от 15.11.2010 N 295-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

«4) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещает его на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан»

Такая возможность для граждан Российской Федерации и, соответственно, выборность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации ранее предусматривались Федеральным законом от 5 декабря 1995 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации») и Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 11 декабря 2004 года).

Федеральный закон от 04.08.2001 N 109-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон распространяется на членов Совета Федерации со дня их избрания (назначения) на основании Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3336).

Постановление СФ ФС РФ от 09.11.2011 N 439-СФ «О комитетах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

анализ поступивших в Совет Федерации документов об избрании (о назначении) членов Совета Федерации на соответствие их положениям Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и информирование о его результатах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Председатель Совета Федерации);

Порядок формирования Совета Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В предусмотренных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным законом, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Формирование Совета Федерации. Досье

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. В настоящее время в верхней палате парламента — 166 членов Совета федерации.

За время деятельности верхней палаты принципы его формирования неоднократно менялись. Первоначально СФ формировался на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что его первый состав избирается на два года гражданами по мажоритарной системе — по два представителя от каждого субъекта. Первый созыв, избранный 12 декабря 1993 года, состоял из 175 депутатов.

5 декабря 1995 года был принят закон, в соответствии с которым членами Совета федерации становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов РФ.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года о порядке формирования Совета федерации. В состав палаты стали входить по два представителя от каждого субъекта, избранные законодательными органами госвласти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов. Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению председателя Совета федерации полномочия сенатора могли быть прекращены досрочно избравшим его органом.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СФ мог быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного органа госвласти субъекта России или депутатом представительного органа муниципального образования.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно документу, наделение полномочиями члена СФ осуществляется соответственно законодательным органом госвласти субъекта нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта на срок полномочий указанного органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета федерации может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом. Так называемый «ценз оседлости» не распространяется на федеральных парламентариев, лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта РФ. Кроме того, в законе введено такое требование к кандидату на должность сенатора как «безупречная репутация». В этой связи, в частности, установлен ряд условий, препятствующих наделению кандидата полномочиями члена СФ — наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие, особо тяжкие преступления и экстремизм, а также привлечение лица к административной ответственности за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики и распространение экстремистских материалов.

Представителем в СФ от законодательного органа государственной власти субъекта РФ может стать только депутат регионального заксобрания. Решение о наделении полномочиями члена СФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов местного парламента.

Что касается представителя в Совете федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ, то кандидат в губернаторы во время своей избирательной кампании одновременно представляет трех претендентов на пост сенатора. В случае своей победы, одного из них он сможет делегировать впоследствии в верхнюю палату. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента — Совета Федерации.

Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой — от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее — также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.

Не могут стать кандидатами в Совфед лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.

Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совфеда. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.

Члены Совфеда исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совфеда предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совфед депутата регионального парламента.

Новый порядок формирования Совфеда вводится с 1 января 2013 г. При этом члены палаты, избранные (назначенные) до этого момента, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх